Сколько и каких орбиталей содержится в атоме углерода

Сколько и каких орбиталей содержится в атоме углерода thumbnail

Углерод (С) – шестой элемент периодической таблицы Менделеева с атомным весом 12. Элемент относится к неметаллам и имеет изотоп 14С. Строение атома углерода лежит в основе всей органической химии, т. к. все органические вещества включают молекулы углерода.

Сколько и каких орбиталей содержится в атоме углерода

Атом углерода

Положение углерода в периодической таблице Менделеева:

  • шестой порядковый номер;
  • четвёртая группа;
  • второй период.

Положение углерода в таблице Менделеева

Рис. 1. Положение углерода в таблице Менделеева.

Опираясь на данные из таблицы, можно заключить, что строение атома элемента углерода включает две оболочки, на которых расположено шесть электронов. Валентность углерода, входящего в состав органических веществ, постоянна и равна IV. Это значит, что на внешнем электронном уровне находится четыре электрона, а на внутреннем – два.

Из четырёх электронов два занимают сферическую 2s-орбиталь, а оставшиеся два – 2p-орбиталь в виде гантели. В возбуждённом состоянии один электрон с 2s-орбитали переходит на одну из 2p-орбиталей. При переходе электрона с одной орбитали на другую затрачивается энергия.

Таким образом, возбуждённый атом углерода имеет четыре неспаренных электрона. Его конфигурацию можно выразить формулой 2s12p3. Это даёт возможность образовывать четыре ковалентные связи с другими элементами. Например, в молекуле метана (СН4) углерод образует связи с четырьмя атомами водорода – одна связь между s-орбиталями водорода и углерода и три связи между p-орбиталями углерода и s-орбиталями водорода.

Схему строения атома углерода можно представить в виде записи +6C)2)4 или 1s22s22p2.

Строение атома углерода

Рис. 2. Строение атома углерода.

Физические свойства

Углерод встречается в природе в виде горных пород. Известно несколько аллотропных модификаций углерода:

  • графит;
  • алмаз;
  • карбин;
  • уголь;
  • сажа.

Все эти вещества отличаются строением кристаллической решётки. Наиболее твёрдое вещество – алмаз – имеет кубическую форму углерода. При высоких температурах алмаз превращается в графит с гексагональной структурой.

Кристаллические решётки графита и алмаза

Рис. 3. Кристаллические решётки графита и алмаза.

Химические свойства

Атомное строение углерода и его способность присоединять четыре атома другого вещества определяют химические свойства элемента. Углерод реагирует с металлами, образуя карбиды:

  • Са + 2С → СаС2;
  • Cr + C → CrC;
  • 3Fe + C → Fe3C.

Также реагирует с оксидами металлов:

  • 2ZnO + C → 2Zn + CO2;
  • PbO + C → Pb + CO;
  • SnO2 + 2C → Sn + 2CO.

При высоких температурах углерод реагирует с неметаллами, в частности с водородом, образуя углеводороды:

С + 2Н2 → СН4.

С кислородом углерод образует углекислый газ и угарный газ:

  • С + О2 → СО2;
  • 2С + О2 → 2СО.

Угарный газ также образуется при взаимодействии с водой:

C + H2O → CO + H2.

Концентрированные кислоты окисляют углерод, образуя углекислый газ:

  • 2H2SO4 + C → CO2 + 2SO2 + 2H2O;
  • 4HNO3 + C → CO2 + 4NO2 + 2H2O.

Активность углерода возрастает при нагревании. При низких температурах элемент относительно стабилен.

Что мы узнали?

Углерод – типичный неметалл с шестью электронами на s- и р-орбиталях. В активном состоянии приобретает валентность IV и способен присоединять четыре атома вещества. Углерод может быть представлен в виде угля, сажи, графита, алмаза. Элемент реагирует с металлами, неметаллами, кислотами, кислородом, оксидами.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 241.

Источник

Нужно рассмотреть электронное строение атома в основном состоянии, внешний уровень 2s2,2p2 — два неспареных е = валентность 2.
Hо если 1е перейдет с 2s подуровня на вакантную р орбиталь, получится 4 неспареных электрона, что = валентности 4.
Эти четыре е занимают разные по форме орбитали — 1одну s и три р, так вот они как бы смешиваются (гибридизуются) и получается 4… Читать далее

Ответы на похожие вопросы

Сколько неспаренных электронов у марганца?

Подготовила к ЕГЭ по химии 5000 учеников. С любого уровня до 100 в режиме онлайн 🙂  ·  vk.com/mendo_him

Что такое неспаренные электроны? ????
☘️Это электроны-одиночки. Они лежат одни на атомных орбиталях (в квадратиках), и нет рядом электрона-товарища????
1️⃣ Посчитаем, сколько электронов у атома марганца? Mn в таблице Менделеева находится под номером 25,значит, у него 25 электронов???? Всё просто
2️⃣Теперь расположим электроны по орбитали, и получится вот такая штука????

Электронов-одиночек у марганца 5,на 3d подуровне. Значит, у него 5 неспаренных электронов????

что происходит с электронами при разделении атома?

Сусанна Казарян, США, Физик

Если «разделение атома» подразумевает изменение только числа электронов в атоме, например действием света (фотоэффект) или повышением температуры, то такой процесс называется ионизацией атома. Асимптотически, такой процесс может привести к полному отрыву электронных оболочек и созданием «голого» атомного ядра.  

Если «разделение атома» в вопросе подразумевает термин «деление атомного ядра», то это область Ядерной физики, а сам процесс называется радиоактивным распадом, или расщеплением ядра (если он вызван искусственно). Распад (или расщепление) атомного ядра подразумевает изменение состава ядра, т.е. числа протонов (заряд ядра, Z) и полного числа протонов и нейтронов (массовое число адра, А). Если в результате распада атомного ядра изменился и заряд ядра, то на столько же должно измениться и число электронов, для обеспечения нейтральности атома. Избыточные электроны просто выталкиваются своими собратьями и становятся свободными от ядра. Если расщепление ядра сопровождается фрагментацией ядра, то материнское ядро обычно сохраняет соответствующую электронную оболочку, в то время как фрагменты (осколки) ядра вылетает голыми. При очень больших энергиях взаимодействия с ядром, возбужденный остаток ядра может также потерять остаточную электронную оболочку.

Почему наша форма жизни именуется углеродной, а не, например, кислородной, и какие ещё формы жизни могут теоретически существовать?

Researcher, Institute of Physics, University of Tartu

Живые организмы состоят в основном из органических соединений (и воды). Органические соединения — это, собственно, соединения углерода (за исключением карбидов, карбонатов и еще некоторого количества соединений углерода, которые относятся к неорганическим веществам). Отсюда и термин «углеродные формы жизни». Возможно, более правильно было бы назвать это «углеводородной» жизнью, но это уже вопрос терминологии.

Почему именно органические соединения? Жизнь в принципе можно представить как совокупность химических процессов и в этом смысле органические соединения стали основой жизни благодаря тому, что их химия достаточно сложна и разнообразна. Во-первых, структурные характеристики: возможность построения сложных и разветвленных многофункциональных молекул, гомологические ряды, позволяющие тонко настраивать свойства этих молекул, разнообразие функциональных групп. Во-вторых, сами функциональные возможности: органические соединения могут быть и окислителями и восстановителями и кислотами и основаниями, вступать в реакции присоединения, отщепления, обмена, практически в любые типы реакций, собственно говоря. В-третьих, соответствие условиям окружающей среды: два основных источника энергии для жизни на Земле — это солнечный свет и кислород, органические соединения с одной стороны открывают богатые возможности по фотосинтезу, а с другой — способны участвовать в обратимых процессах окисления/восстановления с кислородом (очень важно, что обратимых, поскольку иначе живые организмы сгорали бы или сгнивали при взаимодействии с кислородом).

Читайте также:  В каких пищевых продуктах не содержится

Соответственно, из этого видно, какие требования могут быть к другим «базовым» элементам жизни. Строго говоря, тут многое зависит от внешних условий. В близких к земным условиях я лично не вижу возможности существования неуглеродной жизни, а если фантазировать произвольные условия, то многие р-элементы могли бы стать основой жизни. И кремний и фосфор, наверное, и бор и сера. В общем любой элемент, способный образовывать структурно-сложные соединения. Дальше можно фантазировать, что могло бы играть роль «кислорода», а что «водорода» для этого базового элемента и т.д. Кремний нравится фантастам за то, что он близок по многим свойствам к углероду. Но что было бы для него «кислородом»? Может быть, хлор? А «водородом»? Возможно, тот же водород. Ну, в общем это уже бессмысленное фантазирование, для начала нужно задать условия внешней среды.

Прочитать ещё 2 ответа

Почему алмаз прозрачный, а графит черный, хотя оба из углерода?

Researcher, Institute of Physics, University of Tartu

Алмаз представляет собой структуру, в которой атомы углерода окружены тетраэдром из соседних атомов. Это соответствует sp3-гибридизации электронных орбиталей углерода, при которой все электроны внешней орбитали локализованы и участвуют в образовании связей — «свободных» электронов не остается. В связи с этим, алмаз является изолятором и, как большинство изоляторов, прозрачен в видимом диапазоне. Дело в том, что энергии электронных переходов для изоляторов достаточно высоки (соответствуют широкой запрещенной зоне) и поглощение начинается только в УФ-области, а энергии квантов видимого света недостаточно, чтобы «перебросить» электрон в возбужденное состояние.
С другой стороны, в графите углерод находится в sp2-гибридизации, треугольная конфигурация. При этом у атома остается один «свободный» делокализованный электрон, дающий вклад в электрическую проводимость — именно поэтому графит характеризуется проводимостью на уровне «плохого металла». Для металлов характерно поглощение по всему спектру. В некотором приближении можно сказать, что электрическое поле световой волны вызывает движение свободных электронов и, таким образом, происходит поглощение энергии эл-магн. излучения, в частности, видимого света. Поэтому графит выглядит либо черным, либо зеркальным, отражающим. В металлах проводимость еще выше, поэтому поглощение происходит в тончайшем слое и после этого почти без неупругого рассеяния происходит испускание света той же длины волны — это и есть отражение. В графите за счет более низкой проводимости поглощающий слой получается толще, поэтому вклад рассеяния выше, поэтому мы видим графит как черный, пусть и зеркальный.
Иными словами: 1) идеальное пропускание соответствует бесцветной прозрачности (как алмаз), 2) идеальное полное поглощение+полное испускание соответствует зеркальному-белому цвету (как металлы, кроме специфических исключений), 3) полное поглощение с равномерным вкладом рассеяния по всему диапазону — зеркальному-черному (как графит, оксид меди (II) или оксид никеля (II)), 4) полное поглощение с преимущественным рассеянием в какой-то части видимого диапазона — зеркальному-окрашенному (как зеркало с цветным стеклом). Нужно, конечно, учитывать, что «зеркальность» будет наблюдаться только в случае очень гладкой поверхности. Для шероховатых поверхностей или порошков цвет будет 1) белым, 2) белым, 3) черным и 4) какого-то цвета.

Прочитать ещё 1 ответ

Источник

Наш опрос

Как вы считаете, отражает ли качество знаний учащихся ЕГЭ?

1. Совершенно не отражает качество знаний

2. ЕГЭ — травма для ученика

3. ЕГЭ — выигрышная лотерея

4. Полностью отражает

Всего ответов: 596

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей:

Я не химик, а медсестра. Зашла на ваш сайт потому, что он называется: «химия и жизнь» и надеюсь получить ответ на свой вопрос из лечебной практики: Скажите пожалуйста, почему при растворении препарата амбробене для ингаляций в мин. воде Есентуки №17, раствор побелел. Раньше этого не происходило!!! Видимо поменялся состав амбробене? Но состав в инструкции тот-же. Конечно, в инструкции прописано разводить физ. р-ром, но для усиления муколитиаза в бронхах все же использовали мин. воду — и было все хорошо. А сейчас, когда раствор побелел, я его боюсь и не могу использовать не зная можно ли?
С уважением, Наталья.

Здравствуйте,Наталья Владимировна! Не думаю, что поменялся состав препарата. А вот в состав минеральной воды «Ессентуки» входят соли калия, кальция, магния, натрия и др. Возможно при взаимодействии с препаратом образовался небольшой осадок, за счет нерастворимых кальциевых солей. Думаю нужно проконтролировать качество минеральной воды.

Добавил: Наталья Владимировна

является ли 2-этилбутан изомером гексана

Молекула 2-этилбутана теоретически является изомером гексана, т.к. имеет одинаковый качественный и количественный состав. Но правильно эту молекулу называть 2-метилпентан, исходя из правил номенклатуры ИЮПАК, согласно которой сначала выбирают самую длинную углеводородную цепь, затем нумеруют ее с того края ,где ближе расположен заместитель(радикал). Радикал в этой молекуле СН3 — метил и длинная углеводородная цепь насчитывает 5 атомов углерода, поэтому пентан.

Добавил: marina

Здравствуйте. Вопрос по электролизу фосфата калия (электроды графитовые): анод не растворим, соль кислородсожержащей кислоты, а калий в ряду напряжений до алюминия, значит, на катоде выделяется водород, а на аноде кислород. Но как ведут себя ионы калия в р-ре (образуется ли KOH) и тогда какое молекулярное уравнение? Или рассуждение неверное? Я прикрепила решение. Заранее спасибо)

При электролизе фосфата калия электролизу подвергается вода. На катоде разряжается вода и образуется Н2. На аноде разряжается вода и образуется О2. Фосфат калия остается в растворе в виде соли. Гидроксида калия не образуется.
2H2O (Электролиз) = 2Н2 + О2

Добавил: марина

В нашей фирме обслуживает скважины, производит Канализация загородного дома.

В Сервисе имеется к продаже ОБЕЗВОЖИВАТЕЛИ ОСАДКА И УТИЛИЗАЦИЯ, Силосы для хранения сыпучих продуктов, Промышленные смесители, Сжигание осадков сточных вод, Водоприемный колодец, Ершовая загрузка, Канализационные насосные станции (КНС), ОДЪЕМНЫЕ УСТРОЙСТВА И МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИИ Ангары, Павильоны, ВОДООЧИСТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Биологическая очистка хоз.бытовых сточных вод, ПОДЪЕМНЫЕ УСТРОЙСТВА И МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИИ Ангары, Павильоны, ОЧИСТКА ЛИВНЕВЫХ СТОЧНЫХ ВОД Маслобензотделители, НАСОСНОЕ И КОМПРЕССОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ (Грунфос, КСБ, Вило, КИТ, Взлёт, ТВП) Запорная арматура, ВОДОПОДГОТОВКУ Сорбционная фильтрация, а также все для автомойки Автомойки на базе песчанно-гравийной фильтрации.

У нас вы найдете ЛОС, а также Нефтеуловители, мы можем произвести Обустройство скважин под ключ. Бурение артезианских скважин, Оценка запасов подземных вод, Монтаж водоснабжения.

Диагностика скважин : [url=https://cpdisa.ru ] Обслуживание скважин[/url]

Еще нет ответа на этот вопрос.

Добавил: HauplE

Источник

Большинство органических соединений имеют молекулярное строение. Атомы в веществах с молекулярным типом строения всегда образуют только ковалентные связи друг с другом, что наблюдается и в случае органических соединений. Напомним, что ковалентным называется такой вид связи между атомами, который реализуется за счет того, что атомы обобществляют часть своих внешних электронов с целью приобретения электронной конфигурации благородного газа.

По количеству обобществлённых электронных пар ковалентные связи в органических веществах можно разделить на одинарные, двойные и тройные. Обозначаются данные типы связей в графической формуле соответственно одной, двумя или тремя чертами:

винилацетилен развернутая формула

Кратность связи приводит к уменьшении ее длины, так одинарная С-С связь имеет длину 0,154 нм, двойная С=С связь – 0,134 нм, тройная С≡С связь – 0,120 нм.

Типы связей по способу перекрывания орбиталей

Как известно, орбитали могут иметь различную форму, так, например, s-орбитали имеют сферическую, а p-гантелеобразную форму. По этой причине связи также могут отличаться по способу перекрывания электронных орбиталей:

• ϭ-связи – образуются при перекрывании орбиталей таким образом, что область их перекрывания пересекается линией, соединяющей ядра. Примеры ϭ-связей:

сигма-связь

• π-связи – образуются при перекрывании орбиталей, в двух областях – над и под линией соединяющей ядра атомов. Примеры π-связей:

пи-связь

Как узнать, когда в молекуле есть π- и ϭ-связи?

При ковалентном типе связи ϭ-связь между любыми двумя атомами есть всегда, а π-связь имеет только в случае кратных (двойных, тройных) связей. При этом:

  • Одинарная связь – всегда является ϭ-связью
  • Двойная связь всегда состоит из одной ϭ- и одной π-связи
  • Тройная связь всегда образована одной ϭ- и двумя π-связями.

Укажем данные типы связей в молекуле пропиновой кислоты:

бутиновая кислота формула

Гибридизация орбиталей атома углерода

Гибридизацией орбиталей называют процесс, при котором орбитали, изначально имеющие разные формы и энергии смешиваются, образуя взамен такое же количество гибридных орбиталей, равных по форме и энергии.

Так, например, при смешении одной s- и трех p-орбиталей образуются четыре sp3-гибридных орбитали:

sp3-гибридизация

В случае атомов углерода в гибридизации всегда принимает участие s-орбиталь, а количество p-орбиталей, которые могут принимать участие в гибридизации варьируется от одной до трех p-орбиталей.

Как определить тип гибридизации атома углерода в органической молекуле?

В зависимости от того, со скольким числом других атомов связан какой-либо атом углерода, он находится либо в состоянии sp3, либо в состоянии sp2, либо в состоянии sp-гибридизации:

Количество атомов, с которыми связан атом углерода Тип гибридизации атома углеродаПримеры веществ
4 атомаsp3 CH4 – метан
3 атомаsp2 H2C=CH2 – этилен
2 атомаsp HC≡CH — ацетилен

Потренируемся определять тип гибридизации атомов углерода на примере следующей органической молекулы:

• Первый атом углерода связан с двумя другими атомами (1H и 1C), значит он находится в состоянии sp-гибридизации.

  • Второй атом углерода связан с двумя атомами – sp-гибридизация
  • Третий атом углерода связан с четырьмя другими атомами (два С и два Н) – sp3-гибридизация
  • Четвертый атом углерода связан с тремя другими атомами (2О и 1С) – sp2-гибридизация.

Радикал. Функциональная группа

Под термином радикал, чаще всего подразумевают углеводородный радикал, являющийся остатком молекулы какого-либо углеводорода без одного атома водорода.

Название углеводородного радикала формируется, исходя из названия соответствующего ему углеводорода заменой суффикса –ан на суффикс –ил.

Формула углеводорода Название углеводородаФормула радикалаНазвание радикала
CH4метан-CH3метил
C2H6этан-С2Н5этил
C3H8пропан-С3Н7пропил
СnН2n+2…ан-СnН2n+1… ил

Функциональная группа — структурный фрагмент органической молекулы (некоторая группа атомов), который отвечает за её конкретные химические свойства.

В зависимости того, какая из функциональных групп в молекуле вещества является старшей, соединение относят к тому или иному классу.

функциональные группы

R – обозначение углеводородного заместителя (радикала).

Радикалы могут содержать кратные связи, которые тоже можно рассматривать как функциональные группы, поскольку кратные связи вносят вклад в химические свойства вещества.

Если в молекуле органического вещества содержится две или более функциональных группы, такие соединения называют полифункциональными.

Источник

Цели урока. Рассмотреть строение атома углерода и на этой основе повторить Периодическую систему и строение атома: физический смысл номера элемента, номера периода, номера группы, распределение электронов в атоме по уровням и орбиталям. Дать понятие о нормальном и возбужденном состояниях атома углерода и на этой основе охарактеризовать его четырехвалентность.

Оборудование: воздушные шары продолговатой (3 штуки) и округлой (2 штуки) формы.

I. Электронное строение атома углерода

Изучение материала в курсе химии 9 класса начиналось с формирования у учащихся умения характеризовать свойства элемента по его положению в Периодической системе. Этот дедуктивный подход (от общего к частному) закреплялся в неорганической химии при изучении свойств элементов главных подгрупп. У ребят уже сформировалось представление о значении Периодического закона не только для классификации элементов, но и для предсказания свойств образованных ими веществ на основании строения атома. В 10 классе происходит своеобразная «передача эстафеты» от одного великого обобщения другому: от Периодического закона к теории строения органических веществ А. М. Бутлерова. Поэтому учитель, в очередной раз подчеркивая значение работ Д. И. Менделеева в химии, при самом непосредственном участии ребят проверяет «выживаемость» их знаний в области строения атома и его влияния на свойства элемента.

Беседа проходит в форме беседы. На свой короткий вопрос учитель должен получить не менее лаконичный и обоснованный ответ, при необходимости конкретизировать или уточнить его. Вопросы учителя могут быть такого плана (на первые два—три вопроса учитель оформляет ответ так, чтобы ребята поняли, что от них требуется).

1. Каков заряд ядра атома углерода? (Заряд ядра атома углерода равен плюс шести, поскольку этот элемент в Периодической системе Д. И. Менделеева имеет порядковый номер 6.)

2. Каково число протонов в ядре атома углерода? (Число протонов в ядре равно порядковому номеру элемента, то есть шести.)

3. Сколько нейтронов содержится в ядре изотопа углерода 12С? (Число нейтронов равно разности между массовым числом атома и числом протонов в ядре, то есть 12 — 6 = 6.)

4. Сколько электронов в атоме углерода?

5. Сколько энергетических уровней в атоме углерода?

6. Каково число электронов на внешнем электронном уровне?

7. Изобразите общую электронную формулу атома углерода?

8. Что такое орбиталь?

9. Какие формы электронных орбиталей вы знаете?

10. Какие орбитали и сколько их составляют внешний электронный уровень углерода?

11. Как записать квантовые диаграммы атома углерода в основном и возбужденном состояниях? Каково число неспаренных электронов в том и другом случае?

Перед тем как перейти к вопросу о механизме образования ковалентной связи, учитель с помощью воздушных шаров демонстрирует формы s- и р-рбиталей. Если s-орбиталь вполне наглядно изображает шарик округлой формы, то для «изготовления» объемной восьмерки понадобится шар продолговатый. Его несильно надувают, сжимают посредине пальцами, сжатыми в кольцо, и несколько раз поворачивают одно из образующихся облаков. С помощью трех шаров можно изобразить взаимно перпендикулярное расположение осей трех р-орбиталей, скрепив их за узлы.

II. Образование и типы ковалентных связей по способу перекрывания орбиталей

Учитель напоминает, что движущей силой образования химических связей между атомами является их стремление завершить внешний электронный уровень до устойчивой оболочки благородного газа (для водорода это два электрона, для углерода — восемь). Одним из возможных путей такого процесса является обобществление электронов. Два атома предоставляют друг другу «в пользование» свои электроны, образуя ковалентную связь. Как же происходит обобществление электронов?

При сближении двух атомов (например, водорода) друг с другом их s-орбитали начинают перекрываться. В месте перекрывания возникает избыточная электронная плотность, т. е. участок пространства, где вероятность встретить электрон увеличивается. Условно считают, что между атомами образуется общая электронная пара. Дальнейшее сближение атомов невозможно по причине взаимного отталкивания одноименно заряженных ядер и глубже расположенных электронных слоев (например, для атомов углерода). Но и для разрыва образовавшейся связи требуется затратить некоторое количество энергии — тем большее, чем прочнее связь. Эта энергия в расчете на 1 моль вещества называется энергией связи и измеряется в кДж/моль.

С помощью тех же шаров учитель демонстрирует образование ковалентной полярной связи за счет перекрывания двух s-орбиталей, s- и p-орбиталей. Если шарики достаточно прозрачны, площадь их соприкосновения имеет более темную окраску, что создает иллюзию повышенной электронной плотности. Сильно приблизить шарики друг к другу не удается: возрастают силы отталкивания. Слегка надавливая на шары, учитель показывает, как атомы колеблются относительно положения равновесия. Равновесное расстояние между центрами ядер двух атомов называется длиной химической связи.

Теперь в руках учителя две «p-орбитали». Если предположить, что на каждой из них располагается по одному неспаренному электрону, могут ли они образовать ковалентную связь? Да, для этого орбитали должны перекрываться. Каким образом? В случае двух s-орбиталей такого вопроса (благодаря их высокосимметричной геометрической форме) не возникало. Первый вариант перекрывания очевиден: оси двух p-орбиталей совпадают — расположены вдоль одной прямой. Второй способ перекрывания необычен: оси орбиталей параллельны, возникает не одна, а две области перекрывания. Нетрудно догадаться, что свойства образующихся химических связей в том и другом случае будут различны. Если электронная плотность ковалентной связи расположена на линии, соединяющей центры ядер двух атомов, то это — G-связь. Если же электронная плотность лежит вне этой линии, то по механизму перекрывания это π-связь.

Можно ли отнести ковалентные связи образованные s—s- и s—р-орбиталями к σ- или π-типу? Учитель просит ребят применить использовать при ответе на этот вопрос только что данные определения. Получается, что указанные связи относятся к σ-типу, и это действительно так.

Для закрепления пройденного материала учитель предлагает (дома или на уроке) учащимся выполнить следующие задания.

Задание 1

При образовании ковалентных связей атомы водорода и углерода стремятся завершить свои внешние электронные уровни до оболочки благородных газов. Каких? Сколько электронов на внешнем уровне у атомов этих благородных газов?

Задание 2

Длины связи в молекулах Н2, F2, Сl2, Вr2, равны соответственно 0,074 нм; 0,142 нм; 0,200 нм; 0,228 нм. С чем связано возрастание длины связи в этом ряду?

Задание 3

Орбитали какого типа перекрываются при образовании связей Н—Cl, Н—Н, Cl—Сl? Какие из этих связей полярны, а какие неполярны?

Источник