Система стандартизации пищевых добавок
30 Марта 2009
КОНЦЕПЦИЯ (проект)
развития системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов
I Введение
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов и действий в Российской Федерации до 2012 года по проблеме развития национальной стандартизации пищевых добавок и пищевых ароматизаторов – как компонентов пищевых продуктов, определяющих их потребительские характеристики и конкурентоспособность, и содержит обоснованные цели, задачи и направления развития.
Настоящая Концепция подготовлена в соответствии с «Концепцией развития национальной системы стандартизации» (распоряжение Правительства РФ № 266-р от 28.02.2006 г) с учётом национальных и Международных нормативных документов в области стандартизации пищевых продуктов и ингредиентов.
В России как таковой отрасли пищевых ингредиентов вплоть до конца XX века не существовало, хотя производство отдельных видов пищевых добавок и ароматизаторов развивалось. В конце 90-х годов прошлого века с организацией в России Союза пищевых ингредиентов начали проявляться контуры новой отрасли, а в начале нового столетия с возникновением новых отечественных производств пищевых добавок, ароматизаторов, вспомогательных технологических средств эта отрасль заявила о себе не только в Российской Федерации, но и за рубежом. При этом на внутреннем рынке темпы оборота пищевых ингредиентов превосходили темпы оборота пищевых продуктов.
То есть рынок пищевых ингредиентов развивался и продолжает развиваться опережающими темпами, по сравнению с рынком пищевых продуктов. Важно в перспективе сохранить достигнутые пропорции.
В области стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов и вообще ингредиентов нормативной документации вплоть до 2000 г практически не было. С развитием отрасли пищевых ингредиентов начала формироваться и нормативная база. Этот процесс не носил системный характер. Определённый толчок в этом направлении дал в те годы Федеральный закон «О техническом регулировании». Однако до сих пор нет Концепции и системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов.
Ожидаемый выход в 2009 году Технических регламентов «О безопасности пищевых добавок и ароматизаторов» и «О безопасности пищевых продуктов» должен быть подкреплён соответствующей доказательной базой.
Таким образом, существует объективная необходимость в формировании нормативной базы и Концепции стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов, определяющей приоритетные и частные направления в этой сфере стандартизации.
Стандартизация пищевых добавок и ингредиентов служит одним из ключевых факторов поддержки государственной социально-экономической политики, способствует развитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижению технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни и здоровья граждан, обеспечивает охрану интересов потребителей, окружающей среды и экономию ресурсов.
Стандартизация пищевых ингредиентов в качестве одного из элементов технического регулирования должна внести определённый вклад в развитие пищевой отрасли страны, при этом принципы стандартизации должны быть адекватны происходящим переменам в отрасли, и соответствовать международной практике.
Законодательную и нормативную базу системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов составляют:
· Федеральный закон «О техническом регулировании»
· Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации
· Технический регламент «О безопасности пищевых продуктов»
· Технический регламент «О безопасности пищевых добавок и ароматизаторов»
· Основополагающие национальные стандарты в области пищевых ингредиентов, в том числе пищевых добавок и ароматизаторов
Основу организационно-функциональной структуры системы национальной стандартизации пищевых ингредиентов составляют:
· Технический комитет по стандартизации пищевых добавок и пищевых ароматизаторов (ТК 154) и его подкомитеты ПК 1 и ПК 2;
· Научно-исследовательские организации (ГУ ВНИИПАКК РАСХН, МГУПП, Минобрнаука);
· Предприятия отрасли;
· Разработчики стандартов.
В состав фонда документов системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов входят межгосударственные, государственные и национальные стандарты, отраслевые стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, Общероссийские Классификаторы технико-экономической и социальной информации. Фонд указанных документов является составной частью федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.
Необходимо ежегодное обновление фонда документов по стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов не менее чем на 10 % имеющегося фонда, вовлечение предприятий отрасли в разработку стандартов.
Необходимо систему национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов направить на обеспечение высоких темпов устойчивого роста и повышение конкурентоспособности российской отрасли пищевых ингредиентов.
II Стратегические цели, принципы и задачи развития системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов
В основу стратегии развития системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов положены апробированные практикой и соответствующие международным принципам следующие принципы стандартизации:
· добровольность применения национальных стандартов и обязательность их соблюдения в случае принятия решения об их использовании;
· применение международных стандартов как основы разработки национальных стандартов;
· максимальный учёт интересов предприятий и потребителей при разработке национальных стандартов;
· недопустимость создания искусственных препятствий для производства и обращения продукции;
· обоснованность разработки национальных стандартов;
· открытость процессов разработки национальных стандартов;
· обеспечение доступности национальных стандартов и информации о них пользователей;
· прогрессивность и оптимальность требований национальных стандартов.
Стратегическими целями развития системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов являются:
· повышение качества и конкурентоспособности российской пищевой продукции и пищевых ингредиентов, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках;
· обеспечение научно-технического прогресса в пищевой отрасли и развивающейся отрасли пищевых ингредиентов;
· обеспечение безопасности продуктов питания;
· обеспечение рационального использования сырья и ингредиентов для производства пищевых продуктов;
· содействие взаимопроникновению пищевых технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях пищевой индустрии.
Задачами развития системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов являются:
· обеспечить приоритетную разработку национальных стандартов для
соблюдения требований технических регламентов по безопасности пищевых продуктов, сырья и ингредиентов;
· обеспечить технические регламенты методической доказательной базой в виде национальных стандартов на идентификационные тесты и методики выполнения измерений содержания тех или иных веществ в составе пищевых ингредиентов и продуктах питания;
· обеспечить при разработке национальных стандартов баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей;
· разработать механизм привлечения всех заинтересованных сторон к работам по стандартизации и их финансированию;
· сформировать систему обучения и подготовки специалистов, в том числе экспертов в области стандартизации пищевых ингредиентов;
· обеспечить эффективное применение методов и средств стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов для реализации технического регламента «О безопасности пищевых добавок и ароматизаторов» в пищевой отрасли и для повышения качества и конкурентоспособности российской пищевой продукции;
· повысить уровень гармонизации национальных и международных стандартов.
III Направления развития системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов
Направления развития системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов включают в себя: совершенствование нормативной базы отрасли пищевых ингредиентов, формирование доказательной базы технических регламентов в области пищевых продуктов и ингредиентов, пополнение фонда документов системы стандартизации, информационное обеспечение в области стандартизации пищевых ингредиентов, совершенствование взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации, развитие работ по подготовке и повышению квалификации кадров и экспертов по стандартизации пищевых ингредиентов.
Совершенствование нормативной базы отрасли пищевых ингредиентов предполагает:
· разработку национальных терминологических стандартов по всем классам пищевых добавок, видам ароматизаторов, пищевым ферментам, технологическим вспомогательным средствам, функционально-физиологическим добавкам;
· разработку национальных стандартов вида «Общие технические условия» и «Технические условия» на группы «родственных» добавок, объединённых одним функциональным предназначением, или на индивидуальные добавки (вещества), выполняющие те или иные функции в пищевых продуктах;
· разработку стандартов методического характера и идентификационных тестов;
· совершенствование общероссийских Классификаторов продукции в части полного отражения в них пищевых ингредиентов;
· подготовку и проведение различного рода изменений и поправок к действующим стандартам на пищевые добавки и ароматизаторы.
Формирование доказательной базы технических регламентов в области безопасности пищевых продуктов и ингредиентов предполагает:
· формирование перечня национальных стандартов на пищевые ингредиенты, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов и проб для оценок органолептических, физико-химических свойств и микробиологических характеристик, необходимых для применения и исполнения постановлений правительства: «Технический регламент О безопасности пищевых добавок и ароматизаторов» и «Технический регламент О безопасности пищевых продуктов»;
· использование стандартов ИСО и стандартов Европейского Сообщества (JECFA, Stan 192 и др.) – допускается при отсутствии национальных стандартов;
· формирование перечня аттестованных методик.
Пополнение фонда документов системы стандартизации в области пищевых ингредиентов предполагает разработку новых национальных стандартов, пересмотр старых государственных стандартов, отмену стандартов, противоречащих требованиям технических регламентов, внесение изменений в действующие стандарты, перевод отраслевых нормативных документов в ранг национальных стандартов, повышение уровня гармонизации национальных и международных стандартов, прямое применение стандартов ИСО на территории Российской Федерации в ранге национальных стандартов, систематическое внесение дополнений и изменений в Общероссийский Классификатор продукции и услуг ОК 005-93.
Помимо этого предполагается разработка предстандартов и стандартов организаций (предприятий) в области пищевых ингредиентов.
Информационное обеспечение в области стандартизации пищевых ингредиентов предполагает внедрение новых информационных технологий при планировании, разработке, принятии и распространении стандартов.
Совершенствование взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации предполагает участие технического комитета в исполнении Программы Ростехрегулирования по сотрудничеству с международными и региональными организациями по стандартизации пищевых продуктов и ингредиентов.
Развитие работ по подготовке и повышению квалификации кадров и экспертов по стандартизации пищевых ингредиентов предполагает формирование в Рамках Ростехрегулирования системы подготовки и аттестации экспертов по стандартизации пищевых ингредиентов и их стажировок, разработку образовательных проектов (программ обучения), направленных на подготовку высококвалифицированных специалистов в области стандартизации, повышение эффективности программ профессиональной подготовки кадров, переподготовки и повышения квалификации путём корректировки учебных планов учреждений профессионального образования.
Необходимо также проводить систематический мониторинг деятельности Технического комитета ТК 154 по стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов и её подкомитетов, совершенствовать структуру, развивать взаимодействие с другими Техническими комитетами и научно-исследовательскими институтами по стандартизации с учётом их статуса, профессионального опыта, возможностей, принимать активное участие в деятельности общественных и отраслевых Советов по стандартизации пищевых продуктов и ингредиентов.
IV Реализация Концепции
Реализация Концепции развития системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов должна осуществляться как органами исполнительной власти (Ростехрегулирование, Минсельхоз РФ, Роспотребнадзор и др.), так и общественными организациями (Союзом производителей пищевых ингредиентов, Ассоциациями и Союзами потребителей пищевых ингредиентов, Комитетами и Союзами защиты прав потребителей и т.п.), Техническими комитетами по стандартизации пищевых продуктов и ингредиентов.
Решение задач Концепции может обеспечиваться в рамках ведомственных целевых программ. Формирование направлений развития системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов будет осуществляться на основе результатов реализации программы разработки национальных стандартов предыдущего года, предложений предприятий и организаций на последующие годы, потребностей Технических регламентов в доказательной базе с учётом приоритетных направлений и тенденций развития технологий и техники.
Министерство сельского хозяйства и Союз производителей пищевых ингредиентов, Ассоциации по защите прав потребителей должны содействовать созданию условий для разработки и широкого применения национальных стандартов в области пищевых ингредиентов, направленных на повышение безопасности, качества и конкурентоспособности отечественной пищевой продукции, для финансирования разработки национальных стандартов.
Разработано ГУ ВНИИПАКК РАСХН по теме 10.01.02.02 (2009) «Изучить состояние и тенденции развития нормативной базы пищевых ингредиентов и разработать Концепцию национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов, обеспечивающих выпуск отечественной конкурентоспособной пищевой продукции»
Для того, чтобы оставить Ваши комментарии, воспользуйтесь формой обратной связи по данной ссылке
Что такое пищевые добавки – однозначное зло или в них нет ничего особенно страшного? Прочтите этот материал перед тем, как снова пойти в магазин за продуктами!
Что такое пищевые добавки?
Нам кажется, что пищевые добавки — это сравнительно новое явление в пищевой промышленности, однако история их применения насчитывает тысячелетия. Естественно, ведь речь идет не только о «Е-шках», но и о поваренной соли, специях, уксусной и молочной кислотах и т. п.
Пищевые добавки — это вещества, которые добавляют в продукты питания в процессе производства, упаковки, транспортировки или хранения. Используя эти вещества, производители придают продуктам (или усиливают) заданные свойства: конкретный аромат, цвет, вкус, консистенцию, длительность хранения и т. п.
Для классификации пищевых добавок в рамках Европейского сообщества была разработана система нумерации с индексом Е (от слова Europe).
Основные группы пищевых добавок:
1. Вещества, отвечающие за вкус продукта.
- подслащивающие вещества (заменители сахара, подсластители: от Е950 до Е969)
- вкусовые добавки, ароматизаторы (от Е620 до Е642),
- разнообразные кислоты (от Е500 до Е509),
- регуляторы кислотности (от Е520 до Е599).
2. Вещества, корректирующие (улучшающие) внешний вид продукта.
- красители, отбеливатели, стабилизаторы окраски (с индексами от Е100 до Е182 включительно).
3. Вещества, отвечающие за консистенцию и формирование текстуры продукта. :
- загустители, стабилизаторы и эмульгаторы (от Е400 до Е500),
- гелеобразователи и разжижители (относятся к группам Е400 и Е1400),
- пенообразователи (от Е990 до Е999)
- разрыхлители, препятствующие комкованию и смешиванию продукта (от Е510 до Е520)
4. Вещества, увеличивающие сроки хранения и повышающие качество сохранности продуктов в течение означенного срока.
- консерванты (Е200 до Е300),
- антиоксиданты и антиокислители (от Е300 до Е400),
- влагоудерживающие агенты (E1200, E1203, E1517, E1518, E1520)
- пленкообразователи (преимущественно относятся к группам Е400, Е900 и Е1400)
Виды пищевых добавок: полезные, нейтральные, вредные
Полезные пищевые добавки:
Вопреки расхожему мнению о том, что все пищевые добавки вредны, полезные среди них все-таки есть, например:
- E100 — куркумины (помогает контролировать вес).
- E101 — рибофлавин (витамин B2). Активно участвует в обмене веществ и синтезе гемоглобина.
- Е160d — ликопин. Способствует укреплению иммунной системы.
- Е270 — молочная кислота. Обладает свойствами антиоксиданта.
- E300 — аскорбиновая кислота (витамин С). Способствует повышению иммунитета.
- Е440 — пектины. Участвуют в очищении кишечника, выводят шлаки.
- Е916 — йодат кальция. Используется для обогащения продуктов питания йодом.
Нейтральные (безвредные) пищевые добавки:
- E140 — хлорофилл (вещество, благодаря которому растения приобретают зеленый цвет).
- E162 — красный краситель (бетанин). Получают из пищевой свеклы.
- E170 — карбонат кальция (мел).
- E202 — сорбат калия (природный консервант).
- E290 — углекислый газ, превращающий напиток в газировку.
- Е500 — пищевая сода.
- E913 — ланолин. Используется в качестве глазирующего агента, активно применяется в кондитерских продуктах.
Вредные при хронических заболеваниях пищевые добавки:
- Аллергикам не рекомендуется продукты, содержащие Е131, Е132, Е160b, Е210, Е214, Е217, Е230, Е231, Е232, Е239, Е311, Е312, Е313, Е951.
- Астматикам запрещены продукты с содержанием Е102, Е107, Е122, Е123, Е124, Е155, Е211, Е212, Е213, Е214, Е217, Е221— Е227, т.к. могут спровоцировать приступы.
- Людям с заболеваниями щитовидной железы не рекомендуется употребление продуктов с добавлением Е127.
- При повышенном уровне холестерина в крови противопоказан Е320.
- Если вы чувствительны к аспирину, не употребляйте продукты, содержащие Е107, Е110, Е121 — Е124, Е155, Е214, Е217.
- При кожных заболеваниях откажитесь от продуктов, содержащих Е320 — Е233
- Людям с заболеваниями печени и почек не рекомендуются продукты, имеющие в составе Е171 — Е173, Е220, Е302, Е320 — Е332, Е510, Е518.
Опасные пищевые добавки, запрещенные в ряде стран:
- E123 — амарант. Вызывает пороки развития у плода. Ведет к накоплению извести в почках.
- Е211 — бензоат натрия. Потенциальный канцероген.
- Е220 — диоксид серы. Вызывает раздражение кишечника. Четверть всего населения планеты не переносят серу.
- E249 — нитрит калия. Возможно, канцероген. Запрещен в детском питании.
- Е322 — лецитины. Любопытно, что сами по себе лецитины — полезные вещества, но в добавках, как правило, используют потенциально опасный, генетически модифицированный лецитин из трансгенной сои.
- Е450 — пирофосфаты (зачастую присутствуют в молочной продукции). Чрезмерное употребление грозит остеопорозом (разрыхлением кости) и появлением камней в почках, при этом в России эта пищевая добавка разрешена.
- Е621 — глютамат натрия. Вызывает пищевую зависимость, влияет на работу клеток мозга, а также может вызвать в нем необратимые последствия. Многое производители мяса «стоят горой» за эту добавку, т.к. она может подавить любой неприятный привкус продукта, вплоть до вкуса тухлого мяса. Категорически запрещен беременным женщинам, детям и подросткам.
- Е622 — глутамат калия (наиболее распространенная «фаст-фудная» добавка, которой нередко отравляются при переедании). Может вызывать тошноту, диарею, колики, слабость. В странах ЕС добавка разрешена, в России — запрещена.
- Е951 — аспартам (часто применяется в заменителях сахара и в газированных напитках). Может вызвать мигрень, сыпь на коже и ухудшение мозговой деятельности. Может быть генетически модифицированным.
- Е952 — цикламат. В 200 раз слаще сахара. Запрещен во многих странах, т.к. испытания выявили канцерогенные свойства добавки, при этом в России не запрещен.
Внимание!
Зачастую производители на упаковках не указывают ингредиенты с индексом E. Они заменяют буквенные коды на расшифровку добавки, например «глютамат натрия» вместо Е621. Внимательно читайте состав пищевого продукта и старайтесь по возможности выбирать тот, где содержится меньше компонентов со сложными, непонятными при прочтении «химическими» названиями.
Если вы заметили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам.
Иллюстрации к материалу: Shuttestock/ТАСС
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
КОММЕНТАРИИ