Резиновый мяч прыгает какое свойство воздуха используется в этом случае

МИР НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Урок 23

Тема. Вопрос к природе. Почему подпрыгивает мяч?

Цель: рассказать детям, как люди используют свойства воздуха; исследовать, почему подпрыгивает мяч; вызвать интерес к познанию природы, исследовательской деятельности, желание понять сущность явлений.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

►► Упражнение «Погода»

— Какая сейчас пора года?

— Какой месяц?

— Какое число?

— Тепло или холодно на улице?

— Какое состояние неба?

— Какая температура воздуха?

— Были сегодня в течение дня осадки?

II. Сообщение темы и цели урока

Без ног бежит,

Без крыльев летит. (Ветер)

— Сегодня на уроке вы узнаете, как люди используют свойства воздуха.

III. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя

— Очень давно люди заметили, что ветер способен двигать предметы, а легкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние. «А можно ли приручить ветер?» — думали они. Но прошло еще много веков, прежде чем люди научились использовать силу ветра.

— Чтобы вам было понятнее и интереснее, я буду показывать опыты, а вы объясните, какое свойство воздуха здесь использована, и как люди используют это свойство воздуха.

2. Проведение опытов

1) Отгадайте, что у меня в руках. (Апельсин, разрезанный и спрятан от глаз)

— Почему вы почувствовали запах апельсина? Свойство воздуха помогла вам это сделать? (Воздух находится в постоянном движении)

— Где используют это свойство? (Приборы для отпугивания комаров, освежители воздуха)

2) Посмотрите, как прыгает мяч.

— Нажмите на стол, что вы чувствуете? (Твердый стол) Попробуем почувствовать воздух. Возьмите резиновый мяч и нажмите на него. Что вы чувствуете? (Мяч не пустой, в нем что-то есть.)

— Значит, воздух можно почувствовать благодаря напряжению мышц руки.

Читайте также:  Какое свойство имеет ромашка

— Что произойдет, если мяч ударится об пол? (Воздух в нем сожмется.)

— Почему мяч подпрыгивает? (Упругость воздуха. Сжатый воздух упругое, оно расширяется, и мяч с силой отскакивает от пола.)

— Где еще содержится сжатый воздух? Где еще люди стали применять это свойство? (В шинах велосипеда и автомобиля.)

— Почему нельзя ехать на велосипеде, когда в нем пробитое колесо?

3) Надуємо две разные по форме шара.

— Почему они увеличились? Почему имеют разные формы? (Воздух занимает место и приобретает форму того предмета, в котором оно содержится.)

— Почему водолаз определенное время может находиться на морском дне? Люди придумали закачивать воздух в баллоны, что используют аквалангисты под водой и пожарные во время пожара.

4) Положим шарик на воду.

— Почему она не тонет? (Воздух легче воды, поэтому всплывает.)

— Где используют это свойство? (Надувной матрас, понтонный мост)

5) На ладони лежат мелкие бумажки. Я погнала на них. Что случилось?

Свойство воздуха использована? (Движение и сила воздуха)

— Где еще люди применили это свойство? (Паруса, ветряные мельницы)

— Когда вы чувствуете силу ветра? (Буран)

6) Я держу руку высоко над свечой.

— Почему мне жарко? (Воздух при нагревании поднимается вверх.)

— Это свойство воздуха значительно изменила жизнь людей.

Когда люди заметили, что горячий воздух из трубы поднимается вверх, они решили использовать это свойство. В российском городе Рязань жил человек по фамилии Крякутний. Он взял мешок для хранения одежды, наполнил его горячим воздухом из печной трубы, а к нему приделал сиденье на веревках.

— Что изобрел Крякутний? (Воздушный шар)

— Неизвестно, чем завершились эти попытки. Но значительно позже во Франции братья Жозеф и Этьен Монгольфье соорудили воздушный шар из плотной ткани с отверстием внизу.

Читайте также:  У каких оксидов сильнее выражены кислотные свойства

Через это отверстие наполнили шар горячим воздухом. К шару они привязали корзину, в который посадили утку, петуха и барана. Пуля поднялась в воздух и благополучно приземлилась. После этого уже через 5 месяцев на воздушных шарах стали летать и люди. Так началась эра воздухоплавания.

— Как вы считаете, для чего можно использовать воздушный шар? (Для путешествий, для составления плана местности, для наблюдений за военными действиями и др.)

— Можно ли управлять воздушным шаром? Почему нельзя?

— Ученые мечтали создать летательный аппарат, которым можно управлять. Вскоре изобрели дирижабль. Он оснащен гребным рулем, что позволяет изменять направление полета. Но дирижабли были огромными, неуклюжими и тихоходными. Поэтому позже их заменили самолеты и вертолеты.

Свойство воздуха использована для создания воздушного шара?

►► Физкультминутка

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

— Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись? (Они делают так, чтобы между перьями содержалось как можно больше воздуха, чтобы оно удерживало тепло тела.)

— Почему форточку делают в верхней части окна, а батареи устанавливают под окном, внизу? (Теплый воздух легче чем холодный и поднимается вверх, для этого открывают форточки, чтобы его охладить. Батареи нагревают холодный воздух, который находится внизу помещения.)

V. Итог урока

— Что новое вы узнали сегодня на уроке?

— Что вам понравилось больше всего?

Источник