Проект пищевые добавки за и против

Проект пищевые добавки за и против thumbnail

Республика Мордовия

Атяшевский  муниципальный район

МБОУ «Лобаскинская средняя  школа»

    Исследовательский проект на тему: «Пищевые добавки. Польза или вред?»

    Подготовила:МихалкинаЛ

                                                                   Руководитель: Калашникова О.А.

учитель биологии, химии

2016

Содержание

Вступление………………………………………………………………….. 2

Основная часть……………………………………………………………….4

Результаты исследования…………………………………………………..7

Заключение. Выводы………………………………………………………11

Список использованной литературы………………………………………12

Вступление

«Человек состоит из того, что он ест и пьёт…»
Народная мудрость

 «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть»

Народная мудрость

Еще Гиппократ сказал, что человек рождается здоровым, а все его болезни приходят к нему через рот с пищей.

 Научно – технический прогресс принес нам не только блага цивилизации – комфорт и безопасность, но и новые подходы в производстве продуктов питания, которые могут негативно сказываться на нашем здоровье.Современный человек больше всего ценит время и всячески стремиться его сэкономить.  В связи с этим возросла и потребность в продуктах быстрого приготовления. Люди используют различные полуфабрикаты, которые можно приготовить по принципу «просто добавь воды», и это представляется удачным выходом.  

В последнее время для изготовления продуктов питания стало использоваться большое количество различных пищевых добавок. Они делают нашу пищу более привлекательной на вид и на вкус, позволяют долгое время сохранять продукты свежими. Но не все пищевые добавки безопасны для нашего здоровья. Какие же из них делают пищу более полезной, а какие могут навредить нам, что мы едим и пьём? Для того чтобы разобраться во всём этом мы выбрали тему проекта: «Пищевые добавки – польза или вред?»

Цель нашего проекта состояла в том, чтобы на основе собственных наблюдений и литературных источников определить экологическую безопасность продуктов питания, продаваемых в местных магазинах и  наиболее  часто употребляемых школьниками,  а также степень экологического риска их употребления.

Задачи:

— научиться определять полезные и вредные пищевые добавки в продуктах питания;

— составить список опасных пищевых добавок, используемых в пищевой промышленности, и продуктов, которые содержат эти опасные для здоровья человека вещества.

I. Основная часть

Пищевые добавки – это  природные, идентичные природным или искусственные (синтетические) вещества, увеличивающие сроки хранения продуктов или придающие им заданные свойства.Между тем, пищевые добавки вовсе не новое изобретение. История применения пищевых добавок насчитывает несколько тысячелетий. Ещё в далёкой древности человек использовал такие добавки, как соль, сахар, уксус,  в качестве пряностей: семена горчицы, мускатного ореха, плоды перца, тмина, лавровый лист, корицу, хрен, петрушку. Все они повышают сохранность пищи и стимулируют пищеварение.В качестве красителей выступали овощи и куркума.

Однако только в ХIХ-ХХ веках им стали уделять особое внимание.

С развитием химической и пищевой промышленности в наш обиход вошло великое множество синтетических заменителей, которые на этикетках продуктов обозначаются буквенные кодом Е.
Современные пищевые добавки выполняют две главные задачи:

  1. увеличивают срок хранения продуктов питания, что необходимо для их транспортировки в разные уголки земного шара;
  2. придают продуктам питания необходимые и приятные свойства – красивый цвет, привлекательный вкус и аромат, густую консистенцию.

По мнению производителей продуктов питания, в современных условиях невозможно обойтись без их применения для производства вкусных и красивых продуктов с длительным сроком хранения. Сейчас в пищевой промышленности используется около 500 различных пищевых добавок, а в сочетании друг с другом их становится в несколько раз больше.

 Среди пищевых добавок есть вполне безопасные: лимонная кислота, молочная кислота, сахароза и др. Но большая часть добавок вредна, так как пагубно влияет на здоровье человека.

Как искусственные ингредиенты влияют на наше здоровье – вот главный вопрос, который волнует современных потребителей.
Существует целый список солидных международных и российских организаций, которые занимаются исследованием влияния пищевых добавок на организм человека.
Их безвредность контролируется Объединенным комитетом экспертов по пищевым добавкам (JECFA) ФАО-ВОЗ. Без одобрения этого комитета использование пищевых добавок Е в промышленности не допускается. С 1991 года ВОЗ утвердил специальную систему их экспертизы.
В России государственный контроль за качеством пищевых добавок осуществляется органами Госсанэпиднадзора РФ. Безопасность их использования регламентируется документами Госсанэпиднадзора Минздрава России.

Европейский союз для гармонизации использования пищевых добавок разработал систему их цифровой кодификации. Каждому ингредиенту присвоен трех- или четырехзначный номер с предшествующей буквой Е.
Для улучшения контроля над применением пищевых добавок была разработана следующая классификация:

E100-E182 – красители — усиливают или восстанавливают цвет продукта;

E200-E299 – консерванты– увеличивают срок хранения продуктов, защищая их от микробов и грибков;

E300-E399 – антиокислители – защищают продукты от окисления;

E400-E499 – стабилизаторы — сохраняют необходимую консистенцию продуктов, загустители — повышают вязкость;

E500-E599 — эмульгаторы — создают однородную смесь, например, масла и воды;

E600-E699 — усилители вкуса и аромата;

Е700 — Е800 — запасные индексы;

Читайте также:  Nullo пищевая добавка купить

E900-E999 – пеногасители — предупреждают или снижают образование пены, придают продуктам приятный внешний вид.

Глазирователи, подсластители, разрыхлители, регуляторы кислотности входят во все указанные группы, а так же в новую группу E1000.

 Пищевые добавки Е присутствуют практически во всех продуктах питания на прилавках наших магазинов. Информация о них обязательно должна отражаться на этикетке товара.
Благодаря исследованиям специалистов, в списки вредных для здоровья пищевых добавок постоянно вносятся изменения. За информацией об их безвредности необходимо следить постоянно, так как ряд недобросовестных производителей в целях уменьшения себестоимости продукции нарушают рекомендованную технологию производства.
Следует также обратить внимание на синтетические добавки, формально не запрещенные, но, по мнению многих специалистов, небезопасные для нашего здоровья.
Е-621 – глутаминовая кислота или глутамат натрия – самый популярный усилитель вкуса с ароматом и вкусом мяса. Вредными соединениями ни глутаминовую кислоту, ни ее соли назвать нельзя. Напротив, в этой кислоте особенно нуждается сердечная мышца и мозг. Кстати, при нехватке наш организм сам может начать ее синтезировать. А вот при переизбытке она начинает оказывать токсическое действие, особенно на печень и поджелудочную железу. Вся сложность заключается в том, что на упаковках никогда не указано точное количество глутамата, поэтому лучше в день съедать не более двух блюд, содержащих эту добавку (по одному на прием пищи). Все остальные блюда в этот день глутаматов содержать не должны. По данным последних исследований глутамат натрия способен вызвать серьезные негативные последствия, особенно для детского организма: повреждения зрения и головного мозга, аллергические реакции. Кроме того, эта пищевая добавка вызывает привыкание, именно поэтому блюда из ресторанов быстрого питания кажутся нам такими привлекательными. Глутамат натрия используется в продукции фастфуда, бульонных кубиках и приправах, соусах и полуфабрикатах.
Часть пищевых добавок содержат примеси тяжёлых металлов. Например,  нитрит натрия, используемый в производстве колбас,  обеспечивающий товарный вид продукта и, следовательно, объём продаж (достаточно сравнить  красный или ярко розовыйцвет магазинной колбасы с темно-коричневым цветом домашней колбасы). Для копченых колбас высших сортов  норма содержания нитрита установлена выше – считается, что их едят меньше. Нитродобавки содержатся не только в колбасных изделиях, но и в копченной рыбе, шпротах, консервированной сельди. Добавляют их и в твердые сыры, для предупреждения вспучивания. Продукты, содержащие эти добавки, нельзя употреблять людям, страдающим заболеваниями печени, кишечника, дисбактериозом,  холециститом. У таких людей часть нитратов, попадая в желудочно-кишечный тракт, превращается в более токсичные нитриты, которые в свою очередь, образуют довольно сильные канцерогены — нитрозоамины.

Распространение ожирения и сахарного диабета привело к созданию производства продуктов на основе заменителей сахара и подсластителей. Сейчас в производстве продуктов используются почти 500 различных добавок. А если учесть их комбинации, то эта цифра удвоится.
Добавки синтетического происхождения широко используются в пищевой промышленности, так как на их производство требуется меньше материальных затрат и нет необходимости расширять сельскохозяйственное производство. Кроме того, при помощи добавок продукт, даже низкого качества, получает более приятный вкуси аромат, красивый цвет, необходимую консистенцию.

 Хотим мы или нет, но различные искусственные  пищевые добавки входят в наш рацион питания. Человек в среднем в течение одного года съедает с пищей 5 кг различных добавок! Для кого-то они безвредны, но у некоторых людей могут вызывать аллергию, расстройство желудка, ЖКТ, ожирение, депрессию, астму, раковые заболевания.

II.Результаты исследования

2. 1. Определение пищевых добавок в продуктах питания

Для начала было выяснено, какие типы добавок наиболее часто встречаются в продуктах питания. Затем по справочной литературе был проведен анализ влияния этих добавок на организм человека. Вот данные этого анализа:

Таблица №1

Тип добавок

Значение

Воздействие на организм

Е 1** – красители

1. Для восстановления природного цвета, утраченного в процессе обработки и хранения.

2. Для окрашивания бесцветных продуктов.

3. Для повышения интенсивности цвета.

4. Применяется при подделке продуктов

Среди синтетических красителей практически нет безопасных. Большинство из них оказывают аллергенное, мутагенное, канцерогенное действие (Е131 – 142, 153).

Запрещённые Е102, 110, 120, 123, 124, 127, 155

Е 2** – консерванты

1. Для увеличения срока годности, предотвращения порчи продуктов, происходящей под действием микроорганизмов

Сорбиновая кислота угнетает ферментные системы организма. Бензойная кислота – аллерген.

 Антибиотики вызывают

нарушения необходимого соотношения микрофлоры в кишечнике, провоцируют кишечные болезни Ракообразующие: Е210, 211–217, 219. Вредные для кожи: Е230–232, 238. Вызывают расстройство кишечника: Е221, 226.

Влияют на давление: Е250, 251.

Опасные: Е201, 222–224, 233, 270

Е 3** – антиокислители

1. Защищают жиросодержащие продукты от прогоркания.

2. Останавливают самоокисление продуктов

Вызывают сыпь: Е311–313.

Вызывают расстройство кишечника Е338–341. Повышают холестерин Е320–322

Е 4** – загустители

1. Позволяют получить продукты с нужной консистенцией, улучшают и сохраняют их структуру.

2. Используется в производстве мороженого, желе, консервов и майонеза

Вызывают сыпь: Е311–313.

Вызывают расстройство кишечника Е338–341. Повышают холестерин Е320–322

Впитывают вещества независимо от их полезности или вредности, могут нарушить всасывание минеральных веществ, являются легкими слабительными.

Вызывают расстройство кишечника: Е–407, 450, 462, 465, 466

Е 5** – эмульгаторы

1. Отвечают за консистенцию пищевого продукта, его вязкость.

2. Используется в производстве маргарина, кулинарного жира, колбасного фарша, кондитерских и хлебобулочных изделиях

Использование фосфатов может привести к нарушению баланса между фосфором и кальцием, плохому усвоению кальция, развитию остеопороза.

Опасные: Е 501–503, 510, 513, 527, 560

Е 6** − усилители вкуса

1. Для усиления выраженного вкуса и аромата.

2. Придают ощущение жирности низкокалорийным йогуртам и мороженому

3. Смягчают резкий вкус уксусной кислоты и остроту в майонезе.

4. Подсластители

Глутамат натрия вызывает головную боль, тошноту,учащённое сердцебиение, сонливость, слабость, может повлиять на зрение, если употреблять его в течение многих лет

Сахарин способен вызывать опухоль мочевого пузыря.

Глутаминовая кислота превращается в амино-масляную, которая является возбудителем ЦНС.

Канцерогенные: Е626–630, 635.

Опасные: Е620, 636, 637

Читайте также:  Производство пищевых добавок в германии

2.2.Тестирование пищи на предмет содержания в ней пищевых добавок.

Во второй части работы проведено тестирование пищи на предмет содержания в ней пищевых добавок. В ходе работы, мы изучили состав некоторых наиболее популярных среди населения, особенно в подростковой среде  продуктов питания. Это картофельные чипсы, сухарики, газированные напитки и соки.

Картофельные чипсы

Состав: картофель, масло растительное, гидрогенизированные  жиры,  ароматизаторы, идентичные натуральным ароматическим веществам, усилитель вкуса и аромата Е 621, мальтодекстрин, молочный белок, Е 551 и др.

 Выяснилось, что наибольшую опасность представляют гидрогенизированные  жиры, содержащие трансизомеры жирных кислот, мутированные молекулы которых непоправимым образом нарушают функции человеческих клеток.

 Исследователи отмечают, что кроме перечисленного, картофельные чипсы, а также сухарики, жареные орешки и прочие хрустящие лакомства содержат не указанное в составе вещество акриламид, способное вызывать мутации наследственного материала и обладающие канцерогенным действием.

 В химической промышленности акриламид используется в производстве клея, лаков, красок и смол.

Газированные напитки

 Чаще всего в их составе содержатся: вода, сахар, двуокись углерода, регуляторы кислотности (Е 330, Е 331, Е 296), кокс (Е 211), подсластители, ароматизаторы, красители.

 Что такое подсластители? Это вещества, имеющие сладкий вкус, но, в отличие глюкозы, низкокалорийные. Самый распространённый из них – аспартам.

Аспартам(Е 951)- вещество, которое в 200 раз слаще сахарозы, химически нестабильное. После нагревания до + 30 градусов  он распадается на формальдегид, метанол и фенилаланин.

Формальдегид– это канцероген класса А, т.е. он относится к той же группе веществ, что и мышьяк с синильной кислотой, которые являются смертельными ядами!

Фенилаланин может истощать запасы серотонина, что нарушает работу головного мозга и влияет на психические процессы: способствует развитию  припадков, паники, злости, насилия.

 Поэтому надпись на бутылке колы «пить охлаждённой» — не забота о ваших вкусовых ощущениях. Это жизненно важное предупреждение!

 Во многих  штатах США дорожная полиция всегда имеет в патрульной машине две бутылки «Соса-Сола», чтобы смывать кровь с шоссе после аварии.

А люди пьют этот напиток. Страшно подумать!!

 Мы исследовали некоторые напитки на предмет содержания синтетических красителей.

 Натуральные красители (особенно красных цветов) изменяют свой цвет в ответ на изменение рН среды. При добавлении к образцу напитка содового раствора создаётся щелочная среда, и натуральный краситель меняет свой цвет, а синтетический краситель, имея другую химическую природу, цвета не меняет.

Таким образом, мы убедились, что в составе данных напитков присутствуют синтетические красители, которые могут воздействовать на наш организм весьма сомнительно.

III. Заключение. Выводы.

 Для нормальной жизнедеятельности организма в ежедневном рационе человека необходимо присутствие около 6000 питательных компонентов естественного происхождения. Любое «голодание» клеток может спровоцировать тяжелое нарушение здоровья.

 Пища – самый лучший источник питательных веществ, необходимых для жизни. Она  определяет состав нашей крови, качество «строительного материала»  для образования новых клеток.

Человечество создало мощную отрасль промышленности, призванную сохранить продукты питания, переработать всё то, что человек вырастил сам и взял у природы. Люди, пытаясь заработать как можно больше денег, создают совершенно несъедобные, вредные для организма продукты. Взамен мы получаем болезни. Но можно себя обезопасить.Потребитель  сегодня  должен быть бдителен в выборе продуктов  питания, учитывать результаты последних исследований в этой области. Если вы хотите сохранить свое здоровье:

  1.  Внимательно изучайте этикетки товаров и выбирайте продукты, содержащие минимальное количество искусственных добавок.
  2. Нельзя  рисковать и брать незнакомые продукты, особенно если в этикетке указано много разных Е.
  3. Нужно избегать таких пищевых добавок, как красители, консерванты, загустители, усилители аромата, заменители сахара.
  4. Помните: официально запрещены на территории России красители Е121, 123 и консерванты Е 216, 217, 240.
  5. Есть продукты, которые не содержат пищевые добавки. Это свежие и натуральные фрукты, овощи, зелень, свежевыжатые соки, свежее мясо и рыба, мёд, домашнее варенье
  6. Меньше употреблять мучного, сладкого, чипсов, газированных напитков.

Единственный путь заполучить на наш стол здоровую полноценную пищу – развитие в нашей стране сельскохозяйственного производства, основанного  на современных достижениях селекции и биотехнологии.

Читайте также:  Производство пищевых красителей добавок

Список использованной литературы

  1. Зайцев А.Н.  О безопасных пищевых добавках и «зловещих» символах «Е», журнал «Экология и жизнь», № 4, 1999.
  2. Маюров, А. Н. В здоровом теле − здоровый дух ./ М.: Педагогическое общество России, 2006.
  3. Пальцев, А. И. О питании и здоровье / Новосибирск, 2004.
  4. Росивал Л. И др./ М.: Медицина, 1998.
  5. Харитонов С.Н. Разрешенные и запрещенные пищевые добавки,журнал «Спрос», № 7, 1998.

Источник

  1. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.

  2. Выполняй проект в следующем порядке:

    • Выбери с помощью родителей и учителя тему;

    • Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)

    • Планируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью учителя;

    • Выполни теоретическую и практическую части проекта;

    • Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;

    • Напечатай графическую часть проекта;

    • Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы;

    • Защити проект;

  3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.

  4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.

  5. Думай о том, как твоя работа пригодиться тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией.

  6. Учитывай традиции и обычаи округ и города, в котором ты живешь.

  7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.

  8. Используй знания по любым предмеам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.

  9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.

Тема проекта «Пищевые добавки: за и против»

Цель: Изучение пищевых добавок, используемых в производстве продуктов питания и выявление их влияния на организм человека.

Задачи:

1.Изучить теоретический материал о классификации и характеристиках пищевых добавок.

2.Проанализировать химический состав распространенных продуктов – чипсов, сухариков, газированных напитков и т.д.

3.Провести анкетирование учеников школы о пищевых добавках.

4.Выработать рекомендации по употреблению продуктов питания, содержащих определенные пищевые добавки

Вид проекта: исследовательский

Этапы работ:

1. Поисковый этап.

Поиск и анализ проблемы.

Выбор темы проекта.

Планирование проектной деятельности по этапам.

Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.

2. Конструкторский этап.

Поиск оптимального решения задачи проекта:

  • исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна;

  • выбор методик исследования.

3. Технологический этап.

Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования.

Выполнение запланированных методик исследования.

Текущий контроль качества.

Внесение при необходимости изменений в методики исследования.

4. Заключительный этап.

1. Оценка качества выполнения проекта.

2. Анализ результатов выполнения проекта.

3. Изучение возможностей использования результатов проектирования

Действия учащихся и учителя

1. Поисковый этап

  1. Ученик выбирает тему.

Темы исследований вывешиваются учителем в начале года, каждый ученик может выбрать из предложенного списка тему или предложить собственную тему.

  1. Ученик разбирается в теме.

Тема должна быть сформулирована так, чтобы можно было самостоятельно начать ее решать. При первой договоренности о сотрудничестве учитель говорит примерно следующее: «Когда сделаешь все, что сможешь, придешь показать – обсудим».

  1. Ученик читает литературу.

Здесь все зависит от решаемой задачи и от осведомленности руководителя. Иногда учитель может порекомендовать книгу или статью, иногда ученик ищет необходимую литературу сам. Главное, что у него нет обязанности,что-то изучить по теме, он обращается к литературе тогда, когда все собственные резервы исчерпаны, а решение не найдено

2. Конструкторский этап.

  1. Ученик выбирает методику исследования из предложенных учителем Учитель не мешает ученику двигаться в выбранном направлении, даже если учителю кажется, что путь заведомо ложный (кстати, бывает, что учитель в этом ошибается).

  1. Ученик решает задачу

Самый индивидуальный пункт, корректируется индивидуально. Учитель не требует изучения определенного корпуса литературы, а только советует, что может ученику помочь

  1. Ученик оформляет исследование (эксперимент).

Для многих это трудная часть. Текст пишется по ходу работы и сразу обсуждается с учителем. Текст может создаваться совместно учеником и учителем – это тоже форма обучения.

  1. Ученик готовится к устному выступлению.

Создание плана выступления и его репетиция — это совместное творчество ученика и учителя. Учитель рекомендует ученикам прорепетировать свой доклад дома или в группе друзей.

  1. Ученик выступает и отвечает на вопросы при отчете о своей работе.

Планируемые результаты обучения на каждом этапе работы:

В ходе работы над проектом учащиеся должны научиться:

1) ставить проблему и аргументировать ее актуальность;

2) формулировать гипотезу исследования и раскрывать сущность будущей деятельности;

3) планировать исследовательскую работу и выбирать необходимый инструментарий;

4)проводить исследование с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работы;

5) оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;

  1. 6) представлять результаты исследования широкому кругу лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Источник