При использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойств

При использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойств thumbnail

Ответы:
Скачать: teoriya-poznaniya.rar [18,32 Kb] (cкачиваний: 3467)

teoriya-poznaniya.docx [20,81 Kb] (cкачиваний: 1673)

Просмотр(открыть спойлер) 

Просмотр:

Теория познания. Философия науки

1. Гносеология — это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о развитии вселенной;

в) о бытии как таковом;

*г) о сущности познания, о путях постижения истины;

д) о сущности человеческой истории.

2. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):

а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

б) значимая информация в аспекте деятельности;

в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;

*г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.

3. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:

а) рационализма;

б) реализма;

в) скептицизма;

*г) сенсуализма;

д) гедонизма.

4. Дедукция — это:

*а) логический путь от общего к частному;

б) передача ложного знания, как истинного;

в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.

5. Индукция — это:

а) логический путь от общего к частному;

б) подача ложного знания, как истинного;

*в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.

6. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:

а) индукция;

*б) дедукция;

в) анализ;

г) синтез.

7. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях:

а) слово;

*б) категория;

в) дефиниция;

г) термин;

д) имя.

8. Эмпиризм — это:

а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;

*б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;

в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;

г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;

д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.

9. Агностицизм — это:

а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;

*б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;

в) учение о развитии мира;

г) учение о всеобщей причинной связи;

д) учение о сущности человеческой истории.

10. В философии «агностицизм» понимается как:

а) рассмотрение процесса познания;

б) рассмотрение объектов познания;

*в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;

г) сомнение в возможности познания;

д) метод познания.

11. Высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это:

а) рассудок;

*б) разум;

в) чувство;

г) переживание;

д) интуиция.

12. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты):

*а) агностицизм;

б) эмпириокритицизм;

*в) скептицизм;

*г) гносеологический оптимизм;

д) гедонизм.

13. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется:

а) материализм;

*б) скептицизм;

в) эмпиризм;

г) идеализм;

д) рационализм.

14. Какое из понятий лишнее в данном перечне?

а) гносеологический оптимизм;

б) агностицизм;

в) скептицизм;

*г) антропоцентризм.

15. Уровни научного познания (укажите все варианты):

*а) эмпирический;

б) религиозный;

*в) теоретический;

г) мифологический;

д) диалектический.

16. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:

а) чувственное отражение;

б) познавательный контакт с объектом познания;

*в) представление;

г) объяснение;

д) ноумен.

17. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:

а) представление;

б) восприятие;

*в) идея;

г) ощущение.

18. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:

а) понятие;

*б) представление;

в) умозаключение;

г) суждение;

*д) восприятие.

19. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:

а) абстрактным;

б) теоретическим;

*в) обыденным;

г) научным;

д) божественным.

20. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

а) основой познания и его движущей силой;

б) целью познания;

в) критерием истины;

*г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.

21. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

а) абстрактна;

*б) объективна;

в) субъективна;

г) абсолютна;

д) божественна.

22. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

а) пропаганда;

*б) заблуждение;

в) суждение;

г) предрассудок;

д) иллюзия.

23. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это:

*а) методика;

б) развитие;

в) навык;

г) механизм;

д) процесс.

24. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?

*а) гипотеза;

б) теория;

в) проблема;

г) парадигма;

д) модель.

25. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:

а) античности;

б) средних веков;

в) Возрождения;

*г) Нового времени;

д) в ХХ веке.

26. Стурктурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты):

*а) проблема;

б) боль;

в) вера;

*г) гипотеза;

*д) теория.

27. Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется:

*а) конвенционализм;

б) релятивизм;

в) рационализм;

г) агностицизм;

д) скептизизм.

28. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода:

а) аналогии;

б) индукции;

*в) дедукции;

г) анализа;

д) математического анализа.

29. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия, носят название:

а) категорий;

б) универсалий;

в) модусов;

*г) антиномий;

д) законов.

30. Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного?

а) расчет адекватных средств для данной цели;

б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;

в) логическая обоснованность правил деятельности;

*г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.

31. К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):

а) анализ;

*б) наблюдение;

*в) эксперимент;

*г) измерение;

д) моделирование.

32. К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):

*а) анализ;

б) наблюдение;

*в) идеализация;

г) измерение;

*д) моделирование.

33. При использовании этого метода происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками:

а) индукции;

б) дедукции;

*в) идеализации;

г) наблюдении;

д) анализе.

34. Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы):

*а) точностью;

*б) обоснованностью;

*в) большой предсказательной способностью;

г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);

д) своей исключительной эстетической ценностью.

35. В концепции Т. Куна парадигма трактуется как:

а) абсолютная истина;

б) эмпирически достоверное знание;

в) математически обоснованное знание;

г) заблуждение;

*д) совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.

36. В этой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость:

а) доклассическая;

б) классическая;

*в) неклассическая;

г) постнеклассическая.

37. Науке присущи такие основные функции, как (укажите все правильные ответы):

*а) мировоззренческая;

*б) методологическая;

в) эстетическая;

г) политическая;

*д) предсказательная.

38. На самых ранних этапах человеческой истории важную роль играли такие формы познания, как:

а) научное;

*б) обыденно-практическое;

*в) игровое;

г) философское;

*д) мифологическое.

39. К основным концепциям истины относят:

*а) конвенциональную;

*б) прагматическую;

в) системную;

*г) соответствия;

д) аналитическую.

40. Понятие «практика» в философии может быть обозначено такими терминами (укажите наиболее правильный ответ):

Читайте также:  Каким свойством обладает множество натуральных чисел

а) действие;

б) познание;

*в) опыт в целом;

г) физическая жизнь;

д) истина.

41. Установите последовательность возникновения гносеологических установок:

2 а) «Я верю, чтобы знать»;

1 б) «Я знаю, что ничего не знаю»;

3 в) «Я мыслю, следовательно я существую»;

4 г) «Мы живем внутри языка».

42. Установите соотвествие философских школ по отношению к пониманию ими значимости науки:

а) сциентистские направления 4,5 1) неотомизм;

б) антисциентистские направления 1,2,3 2) экзистенциализм;

3) «философия жизни»;

4) неопозитивизм;

5) неокантианство.

43. Соотнесите термин с определением:

В 1. Абсолютная истина а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову

вселенной;

б 2. Относительная истина б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной

системе);

а 3. Истина как откровение в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю

проверку.

44. Какое определение истины соответствует исторической эпохе?

а) Античность 2 1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам;

б) Средние века 3 2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель);

в) Новое время 1 3. Бог, вот что является истиной;

г) XX в.4 4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтика).

45. Определите какому периоду времени присущи те или иные исторические формы науки:

а) романтический; 2 1) XVII в.

б) классический; 1 2) XVв.

в) неклассический; 3 3) XXI в.

г) постнеклассический. 4 4) XX в.

46. Какому уровню научного исследования соответствует следующая цель?

а) Эмпирический 2,3 1. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой;

б) Теоретический 1,4 2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности;

3. Добыть новые экспериментальные факты;

4. Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов.

47. Установите соответствие определения тому или иному философскому направлению:

а) мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны;1 1) скептицизм;

б) наука является лишь описанием потока наших восприятий и 2) агностицизм;

не дает никакого знания о мире;2

в) предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются;4 3) прагматизм;

г) философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед 4) солипсизм.

конкретными людьми в жизненных ситуациях.3

48. Установите соответствие критерия истины тому или иному философскому направлению:

а) непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом;3 1) неопозитивизм;

б) верифицируемость;1 2) диалектический материализм;

в) практика.2 3) конвенционализм.

Источник

При использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойств

4

1 ответ:

При использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойств

0

0

Насколько я могу судить — три последних метода это точно не то, о чем говориться в вопросе, а вот метод идеализации мне раньше как-то не встречался. может это как раз оно и есть… если тут вообще есть правильный ответ.

Читайте также

При использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойств

Благодоря торговле мы понимаем ценность многих вещей….

При использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойств

Согласна.21 век-это наш век, век современной молодежи.Поэтому мы лучше приспосабливаемся к условиям современной действительности.Взять, к примеру, технический прогресс.Как быстро дети сейчас разбираются в компьютерах, телефонах, айпадах ! А сколько времени уйдет на это у взрослого.В лучшем случае, чтобы научить старшее рлкаление  набирать смс, может уйти несколько часов. Но это не самое главное. Как наши родители относятся к современному миру? Как на них действуют телепередачи?
Это можно объяснить  советской закалкой. На современную молодежь это не производит почти никакого впечатления.Мы спокойно к этомку относимся, так как начали привыкать к этому с самого рождения.

При использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойств

Я возьму актера
Джони Депп
Сначала он был ни кем не замечаем был обычным мальчиком но жизнь не оставила его таким он рос и снялся в одном фильме потом в другом и так далее сейчас у кого не спроси все его знают его путь был тяжел но он добился такого величия
Изменить нельзя только
Дату рождения
И дату смерти
Все остальное в твоих руках!
Должна быть только ЦЕЛЬ!!!

При использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойств

В первом столбце пишем «Мышление человека»-а в пропущенном 2 столбце(он первый среди 3) пишем «Восприятие» или «Сведение»

При использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойств

1. Какой мячик выше подскочит-теннисный или мягкий из губки(Не бросай мячики!)?

Тут мне поможет зрение, так как я увижу какой мяч подпрыгнул выше.  

В какой из двух закрытых коробок спичек намного больше?(Не открывай коробки!)  

Здесь мне поможет осязание, потому что я потрогаю обе коробки и сделаю выводы.

2.Человек разумный научился создавать то,чего не может сделать природа.Может ли он обходиться без нее?  

Нет, человек не может обойтись без природы: 1) потому что он сам является частью природы, имеет физические потребности, нуждается в пище и воде, 2) потому что на создание вне природных вещей мне необходимы ресурсы, а ресурсы есть только у природы – в другом месте их просто не найти.  

3.Все ли грибы,кроме ядовитых,пригодны для питания?  

Не совсем так. Есть съедобные грибы, а есть условно съедобные – они не ядовитые, если их правильно приготовить. И да, есть несъедобные, которые не нужно даже стараться приготовить.

4.Можно ли назвать отдыхом работу в саду или на огороде после уроков?

Мне кажется, что такую работу можно назвать отдыхом, но при которых условиях. Во-первых, это отдых, если он приносит удовольствие ребенку и тот отвлекается от уроков. Во-вторых, если в саду ребенок выполняет не сложные задачи, не капает, не таскает тяжести, а делает что-то легкое, что не вредит его здоровью. В остальном это тоже труд, после которого тоже нужен отдых.

Источник

Тест по темам «Знание. Познание»

1. Какое утверждение представляет собой пример житейского знания?

1) «Не зная броду – не суйся в воду»

2) «Марс – планета физической энергии, воинственности и агрессивности»

3) «Рождённый под знаком Кипариса отличается аналитическим складом ума»

4) «Зелёным цветом растения обязаны хлорофиллу»

2. Какое утверждение является примером житейского знания?

1) «Наследником Геба был Осирис, от которого трон перешёл к Гору, а его преемниками и служителями были фараоны»:

2) «Аид владеет несметными человеческими душами и скрытыми в земле сокровищами»

3) «при постоянной температуре объём данной массы газа обратно пропорционален давлению»

4) «Если плохому суждено случиться – оно случится»

3. Какой признак характеризует житейское знание?

1) достоверно обобщает факты                  3) констатирует факты и описывает их

2) связано с рациональным мышлением  4) облекает реальность в форму общих принципов и  

                                                                                  законов

4. Какой признак не характеризует житейское знание?

1) облекается в форму абстрактных понятий          3) базируется на здравом смысле

2) формируется стихийно                                                4) опирается на повседневный опыт

5. Утверждение «Зевс похитил Европу, обернувшись быком» является примером знания:

1) паранаучного 2) житейского 3) мифологического 4) научного

6. Утверждение «Рождённый под знаком Дуба отличается наблюдательностью и организаторскими способностями» является примером знания:

Читайте также:  Какими свойствами обладает камень оникс

1) паранаучного 2) житейского 3) мифологического 4) научного

7. Утверждение «Характер личности, её склонности, возможная линия судьбы зависят от расположения небесных тел» является примером знания:

1) паранаучного 2) житейского 3) рационального 4) художественного

8. Утверждение «Соответствие правового образования учащихся современным потребностям личности, общества, государства может быть достигнуто, если осуществлять его системно, на основе гуманистических идей и принципов» является примером:

1) интуитивной догадки 2) гипотезы3) экспериментально утверждённого факта 4) закона

9. Утверждение «Как известно, человек рождается со сферическим биополем» является примером знания: 1) научного 2) практического 3) житейского  4) паранаучного

10. Английские матросы говорили:

«Чайка ходит по песку-

Моряку сулит тоску,

И пока не влезет в воду-

Штормовую жди погоду» — этот пример иллюстрирует знание:

1) паранаучное 2) житейское 3) научное 4) художественное

11. Вывод «С возрастом у людей портится характер» представляет собой результат:

1) художественного вымысла                 3) паранучного знания

2)экспериментальной проверки            4) обобщения житейского опыта

12. Вывод «Придёт Илья – принесёт дождя» характерен для:

1) паранаучного знания                 2) экспериментальной проверки

3) обобщения житейского опыта 4) научного знания

13. Какой из приведённых ниже примеров относится к научному знанию?

1) примета «Лягушку видеть – плохая погода»   3) теория антропогенеза

2) поэма Гомера «Илиада»                                       4) мудрость «В цвету трава – косить пора»

14. Какое утверждение является примером научного знания?

1) «Если во сне человек увидел ведро с водой, его ждёт прибыль»:

2) «Падение напряжения на участке цепи прямо пропорционально силе тока и электрическому сопротивлению участка»

3) «Прометей принёс людям свет знаний»

4) «Если линия головы на ладони руки человека доходит до безымянного пальца – это признак недалёкого ума»

15. Эмпирические знания могут быть получены путём:

1) опыта 2) формализации 3) наблюдения 4) эксперимента

16. Специфике теоретического уровня научного познания не соответствует:

1) формулирование проблемы (вопроса)

2) выдвижение гипотезы

3) объяснение изучаемых явлений (проверка гипотезы)

4) проверка полученных знаний (наблюдение и практический эксперимент)

17. К теоретическим методам научного познания относится:

1) эксперимент 2) измерение 3) математизация 4) описание

18. Один из универсальных методов научного познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения, называется:

1) моделированием 2) дедукцией 3) индукцией 4) абстракцией

19. Метод изучения явления, осуществляемый в строго определённых условиях, которые могут при необходимости воссоздаваться  и контролироваться субъектом научного познания, называется:

1) наблюдением 2) экспериментом 3) анализом 4) описанием

20. Целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта, называется:

1) описанием 2) наблюдением 3) сопоставлением 4) экспериментом

21. Утверждение «Человеческое общество постоянно изменяется» является примером

1) гипотезы 2) представления 3) умозаключения 4) суждения

22. Художественное знание:

1) строится на образе

2) базируется на здравом смысле

3) отражается в логических понятиях и категориях

4) выражает объективную истину в очищенном от личных симпатий и антипатий виде

23. Верны ли следующие суждения о знаниях?

А. Знания представляют собой способности, умения, навыки, которые базируются на осведомлённости

Б. Знания всегда выражаются в языке в виде отдельных слов или группы слов

1) верно только А  2) верно только Б   3) оба верны 4) оба неверны

24. Верны ли следующие суждения о реальном и мысленном экспериментах?

А. Реальный эксперимент относится к эмпирическому уровню научного познания

Б. Мысленный эксперимент относится к эмпирическому уровню научного познания

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

25. Верны ли следующие суждения о лженаучном знании?

А. Лженаучное знание выступает прототипом, предпосылочной базой научного знания

Б. Лженаучное знание сознательно использует домыслы и предрассудки

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

26. Научное познание в отличие от других видов познания:

1) является отражением объективной реальности в сознании

2) может использовать интуицию

3) ориентировано на экспериментальное подтверждение полученных выводов

4) может использовать результаты наблюдений

27. При использовании какого метода научного познания происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками?

1) идеализации 2) систематизации 3) индукции 4) дедукции

28. Анализ и синтез в научном познании являются:

1) его формами 2) теоретическими методами 3) эмпирическими методами 4) универсальными методами

29. Знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним, есть:

1) закон 2) истина 3) проблема 4) принцип

30. Какая форма знания выражает эмпирический уровень научного познания?

1) закон 2) теория 3) факт 4) концепция

31. Верны ли следующие суждения о гипотезе?

А) На основе гипотезы происходит построение научной теории

Б) Гипотетическое знание носит достоверный характер и не требует проверки

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

32. Процесс объединение в единое целое свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа изучаемых явлений, называется:

1) индукцией 2) синтезом 3) обобщением 4) дедукцией

33. Практика в процессе познания не является :

1) основой познания  2) целью познания

 3) критерием истины 4) заменой теоретических исследований

1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Научное познание – одна из форм познания мира. (Б) Новые возможности научного познания значительно расширяют наше знание о человеке и облегчают диагностику его заболеваний. (В) Так, с помощью созданных в Соколово браслетов и других мобильных замерительных устройств можно замерять вес, пульс, содержание сахара в крови. (Г) Создаваемые базы данных дали врачам возможность следить за самочувствием больных в режиме реального времени и консультировать их с помощью  Skype. (Д) Виртуальные обследования становятся всё более популярными.

Определите, какие положения текста имеют:

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его.

Ответ: 32112

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Наблюдение – это целенаправленное систематическое ___________(А) объекта. Концентрируя внимание на объекте, наблюдатель опирается на имеющиеся у него некоторые_______ (Б) о нём, без которых нельзя определить цель наблюдения. Наблюдение характеризуется активностью_____________(В), его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования. В научном наблюдении взаимодействие между субъектом и объектом опосредуется_____________ (Г) наблюдения: приборами и инструментами, с помощью которых ведётся наблюдение. Микроскоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, радиолокатор и генератор ультразвука, многие другие приспособления превращают недоступные органам чувств человека микробы, элементарные частицы и т.п., в эмпирические ____________(Д). Как метод научного познания наблюдение даёт исходную___________(Е) об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов: 1) восприятие, 2) знания, 3) объекты 4) информация 5) познание 6) наблюдатель 7) средства 8) методы 9) истина

Читайте также:  Какие бывают виды информации и свойства информации

Ответ:

3. Что отличает искусство как форму познания?

1) предъявление требований к познавательной деятельности человека

2) отражение мира в художественных образах

3) выражение сущности явлений и процессов

4) объяснение социальных явлений

4. Верны ли следующие суждения об обыденном познании?

А. Основным источником обыденного познания является повседневный опыт людей.

Б. Обыденное познание не даёт истинных знаний о явлениях и предметах окружающего мира

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

5. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.

Б. Люди с низкой самооценкой проводят сравнения с другими, только будучи уверены в успехе.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

6. Учёные лаборатории ведут исследования в области физики твёрдого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведённого перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) опора на данные наблюдений

2) экспериментальное подтверждение выводов

3) учёт накопленного опыта

4) использование форм рационального познания

5) разработка обоснованных теорий

6) применение строго определённых понятий

Ответ___________________________

7. Верны ли суждения о чувственном познании?

А. Чувственное познание присуще всем живым существам

Б. Чувственное познание даёт полное и исчерпывающее знание о предмете

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

8. Установите соответствие между уровнями научного познания и методами науки. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

МЕТОДЫ НАУКИ

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

А) выдвижение гипотез

Б) эксперимент

В) разработка концепций

Г) наблюдение

Д) выведение следствий

1) эмпирический

2) теоретический

Ответ:

9. Наталья часто посещает выставки и художественные галереи. Искусство даёт возможность глубже понимать себя и мир. Особенность искусства как средства познания состоит в том, что оно:

1) опирается на формы чувственного познания

2) нацелено на постижение истины

3) использует художественные образы

4) во всех своих формах доступно для понимания

10.  Познание, как и трудовая деятельность

1) нацелено на получение новых знаний

2) имеет свой объект        

3) всегда носит творческий характер

4)требует научных приборов и оборудования

11. Верны ли следующие суждения о рациональном познании?

А. Одной из форм рационального познания является восприятие

Б. Рациональное познание служит главным критерием истины

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

ВАРИАНТ 3.

1 Установите соответствие:

МЕТОДЫ

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

А) наблюдение

Б) выдвижение гипотез

В) эксперимент

Г) описание

Д) измерение

1)эмпирический

2) теоретический

 Ответ:

2. Научные знания в отличие от обыденных:

1) предполагают обязательную проверку истинности полученных сведений

2) отражают окружающую действительность в образной форме

3) формируются на основе жизненного опыта

4) передаются из поколения в поколение

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют формы познания.

1) представление 2) наблюдение 3) абстрагирование 4) ощущение 5) восприятие 6) суждение

Найдите два термина, выпадающие из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны. Ответ_________

4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания.

1) представление 2) измерение 3) выдвижение гипотез 4) эксперимент 5) восприятие 6) эмпирическое описание

Найдите два термина, выпадающие из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны. Ответ_________

5. Что отличает искусство как форму познания мира и человека:

1) вера в сверхъестественные силы                  3) выражение сущности явлений и процессов

2) отражение мира в художественных образах 4) объяснение социальных явлений

6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) построение теорий 2) проведение экспериментов 3) научное познание 4) организация наблюдений 5) выдвижение гипотез     Ответ____

7. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Чувственное познание позволяет выявить существенные свойства и функции объекта познания

Б. Рациональное познание происходит только при непосредственном контакте органов чувств человека с познаваемым объектом

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

8. Установите соответствие:

ФОРМЫ

ВИДЫ (ЭТАПЫ) ПОЗНАНИЯ

А) понятие

Б) представление

В) суждение

Г) ощущение

Д) восприятие

1)чувственное познание

2) рациональное познание

 Ответ:

9. Какой метод используется преимущественно на эмпирическом уровне научного познания?   1) анализ 2) описание 3) абстрагирование 4) выдвижение гипотезы

10. Запишите слово, пропущенное в таблице:

Особенности научного познания

Примеры

Рациональность

Эмпирические данные приобретают научный характер только при включении их в систему теоретических положений, выводов

Любое теоретическое положение, гипотезе должны быть обоснованы

Ответ__________________

10. Запишите слово, пропущенное в таблице:

Особенности научного познания

Характеристики

….

Независимость знания от качеств познающего субъекта

Доказательность

Любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы

Ответ__________________

11. Запишите слово, пропущенное в таблице:

Уровни научного познания

Характеристики

….

Непосредственная направленность на изучение конкретного объекта познания

Теоретический

Направленность на выявление обобщающих идей и принципов, формулирование закономерностей и законов

Ответ__________________

12. Запишите слово, пропущенное в таблице:

Виды познания

Формы познания

Чувственное

Ощущение, ….., представление

Рациональное

Понятие, суждение, умозаключение

Ответ__________________

13. Что из перечисленного является формой знания, соответствующей теоретическому уровню научного познания?

1) результат эксперимента 2) научный факт 3) эмпирическое описание 4) концепция

14. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) ощущение 2) восприятие 3) познание 4) представление 5) суждение

Ответ____

15. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1)умозаключение 2) восприятие 3) ощущение 4) представление 5) познание

Ответ____

16. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1)ощущение 2) чувственное познание 3) представление 4) восприятие 5) образ объекта

17.  Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют операции (приёмы) мышления. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) анализ 2) синтез 3) наблюдение 4) абстрагирование 5) эксперимент 6) обобщение

Ответ_________

18.  Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к методам научного познания

1) теория 2) наблюдение 3) эксперимент 4) проблема 5) классификация 6) систематизация

Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.    Ответ_________

19. Что из перечисленного является теоретическим методом научного познания?

1) абстрагирование 2) измерение 3) наблюдение 4) эмпирическое описание

20. И чувственное и рациональное познание:

1) формирует знание о предмете                   3) начинается с ощущений

2) использует логические умозаключения   4) даёт наглядный образ предмета

21. Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень научного познания?

1) фиксация обобщений в форме теорий   3) описание предметов и явлений

2) ?