Предложение раскрывающее какое либо свойство прогресса
Задания части 2 ЕГЭ по обществознанию по теме «Общество».
№п /п
Тема
Текст задания
Ответ
Источник
Общество
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общество в широком смысле»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержавшее информацию о признаках общества как системе, и одно предложение, раскрывающее значение общества в узком смысле.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: «Общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения»
2) могут быть приведены следующие предложения:
Общество является системой, поскольку состоит из элементов, которые взаимодействуют между собой, а также обладает целостностью и качаственной определенностью
Обществом в сравнительно узком значении этого слова может быть названо объединение людей в связи с их общими интересами (например, Общество любителей книги)
Пазин Р.В. Обществознание. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Все темы курса и способы учебных действий: учебно-методическое пособие / Р.В. Пазин. – Ростов н /Д: Легион, 2014. – 416 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный институт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержавшее информацию о любой функции социального института, и одно предложение, раскрывающее основные социальные институты.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: «Социальный институт – исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, реализующая общественно полезные функции и удовлетворяющая социальные потребности»
2) могут быть приведены следующие предложения:
Социальные институты обеспечивают процесс социализации людей
Основными институтами общества являются: семья, государство, школа, производство и пр.
Пазин Р.В. Обществознание. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Все темы курса и способы учебных действий: учебно-методическое пособие / Р.В. Пазин. – Ростов н /Д: Легион, 2014. – 416 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о сферах общественной жизни, и одно предложение, определяющее основные виды общественных отношений.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: «Общественные отношения – это многообразные связи, возникающие между социальными группами и внутри их в процессе практической и духовной деятельности людей»
2) могут быть приведены следующие предложения:
Общественные отношения складываются в экономической, социальной, политической и духовной сферах общественной жизни
Общественные отношения бывают материальные и духовные (идеальные)
Пазин Р.В. Обществознание. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Все темы курса и способы учебных действий: учебно-методическое пособие / Р.В. Пазин. – Ростов н /Д: Легион, 2014. – 416 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом критерии общественного прогресса, и одно предложение, раскрывающее какое-либо свойство прогресса.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например6 «Общественный прогресс – поступательные изменения в обществе, развитие общества от более простых форм организации к более сложным, более совершенным»
2) могут быть приведены следующие предложения:
Некоторые ученые предлагают в качестве интегративного критерия общественного прогресса уровень гуманизации общества, положение в нем личности
Одним из свойств общественного прогресса является его противоречивость, то есть прогресс в одной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой
Пазин Р.В. Обществознание. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Все темы курса и способы учебных действий: учебно-методическое пособие / Р.В. Пазин. – Ростов н /Д: Легион, 2014. – 416 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «реформа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой специфической черте реформаторских процессов, и одно предложение, определяющее основные виды реформ.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: «Реформа – это эволюционное усовершенствование в какой-либо сфере общественной жизни через проведение ряда постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальных основ существующего социального строя»
2) могут быть приведены следующие предложения:
Реформы, как правило, осуществляются по инициативе властей
Реформы могут быть прогрессивными или регрессивными
Пазин Р.В. Обществознание. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Все темы курса и способы учебных действий: учебно-методическое пособие / Р.В. Пазин. – Ростов н /Д: Легион, 2014. – 416 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «революция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой специфической черте революционных процессов, и одно предложение, определяющее основные виды революции.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: «Революция – это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя»
2) могут быть приведены следующие предложения:
Революции, как правило, рождают качественно новые социальные отношения
Революции могут быть кратковременные и долговременные
Пазин Р.В. Обществознание. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Все темы курса и способы учебных действий: учебно-методическое пособие / Р.В. Пазин. – Ростов н /Д: Легион, 2014. – 416 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественная формация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об авторе (разработчике) формационного подхода для понимания исторического развития общества, и одно предложение, определяющее основные формации общества.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: «Общественная формация – это сложившаяся на основе данного способа производства конкретно- историческая форма существования общества»
2) могут быть приведены следующие предложения:
Разработчиком формационного подхода является К. Маркс
Основными формациями являются: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая
Пазин Р.В. Обществознание. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Все темы курса и способы учебных действий: учебно-методическое пособие / Р.В. Пазин. – Ростов н /Д: Легион, 2014. – 416 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «цивилизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных типах общества (в стадиальном подходе), и одно предложение, раскрывающее значение модернизации.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: «Цивилизация – качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития»
2) могут быть приведены следующие предложения:
В стадиальном подходе выделяют аграрное (традиционное), индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество
Под модернизацией понимается процесс перехода от одного типа общества к другому (от аграрного к индустриальному, от индустриального к информационному); изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами
Пазин Р.В. Обществознание. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Все темы курса и способы учебных действий: учебно-методическое пособие / Р.В. Пазин. – Ростов н /Д: Легион, 2014. – 416 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях глобализации в политической сфере, и одно предложение, раскрывающее процесс глобализации в экономической сфере.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: процесс становления единого человечества;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией о проявлениях глобализации в политической сфере, опирающейся на знания курса, например: «В политической сфере глобализация выражается в том, что международные организации принимают на себя всё большую часть полномочий национальных правительств»;
(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о проявлениях глобализации в политической сфере.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса процесс глобализации в экономической сфере, например: «Глобализация экономики проявляется в том, что формируется мировое экономическое пространство, в котором отрасли, география размещения производств, обмен информацией и технологиями определяются соображениями развития мирового хозяйства, а экономические подъёмы и кризисы происходят в мировом масштабе».
Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса процесс глобализации в экономической сфере.
Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ»
(https://soc-ege.sdamgia.ru)
глобальные проблемы человечества
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобальные проблемы человечества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой глобальной проблеме, и одно предложение, раскрывающее условие решения глобальных проблем человечества.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: «Глобальные проблемы человечества – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит дальнейшее существование человека
2) могут быть приведены следующие предложения:
Среди глобальных проблем современного человечества важное место занимают экологические проблемы, связанные с угрозами природе
Глобальные проблемы человечества может разрешить только совокупными усилиями всех стран и народов мира
Пазин Р.В. Обществознание. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Все темы курса и способы учебных действий: учебно-методическое пособие / Р.В. Пазин. – Ростов н /Д: Легион, 2014. – 416 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
Прогресс (от лат. progressus — продвижение, успех) — это такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
Особенности прогресса:
Относительность прогресса (невозможность применения данного термина к некоторым сферам, например, искусству).
Противоречивость прогресса (наличие позитивных последствий для одной сферы, но одновременно негативных для другой, например, развитие промышленности отрицательно влияет на экологическую обстановку в регионе).
Критерии прогресса:
Развитие человеческого разума.
Совершенствование нравственности людей.
Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.
Прогресс науки и техники.
Развитие производительных сил общества.
Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
Стагнация (от лат. stagnum — стоячая вода) — задержка общественного развития.
Прогресс может развиваться в двух наиболее характерных формах:
1) Реформа (от лат. reformare — преобразовывать) — какое-то усовершенствование в общественной жизни, проводимое через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные устои общества (традиции, обычаи, церковь, семью и пр.).
2) Революция (от лат. revolutio — поворот, возвращение к истокам) — коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.
В современном обществе преобладают следующие формы общественных изменений:
1) Инновация (от лат. innovatio — обновление) — однократное рядовое улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
2) Модернизация (от фр. moderne — новейший, современный) — это процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения её развития.
ВОПРОСЫ:
1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный регресс»:
1) отжившие формы; 2) стагнация; 3) эволюция; 4) застой; 5) возврат; 6) спад;
7) модернизация.
2. (1−4). Прочитайте текст и выполните задания 1−4.
Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов». Западные социологи обратили на это внимание ещё в конце 1950-х годов; причём весьма характерно, что за этим процессом не просматривалось в то время никаких негативных последствий. Поскольку, согласно расхожему мнению, «информация представляет собой наиболее демократичный источник власти», большинство исследователей приходило к выводу, что становление некапиталистического по своей природе доминирующего класса ведёт к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым.
Однако реальные социально-экономические процессы всё очевиднее противоречат подобным предположениям. С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает всё большую власть и перераспределяет в свою пользу всё большую часть общественного богатства. В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства. В результате «класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоев общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев. Это создает предпосылки для появления на исторической сцене ещё одного класса, объединяющего в своих рядах тех, кто не способен активно участвовать в высокотехнологичном производстве. Принадлежащая ему доля в общественном богатстве устойчиво сокращается, не оставляя возможностей для повышения квалификации и пополнения «класса интеллектуалов». Эта социальная группа, до поры до времени ассоциировавшаяся с низшими слоями пролетариата, к началу 1990-х годов обрела выраженную классовую определённость, и не принимать её во внимание при анализе проблем современного общества невозможно.
(B. Л. Иноземцев)
1) Формирование какого нового класса постиндустриального общества отмечает автор? Какую причину появления этого класса он называет? Что, по мнению большинства социологов, должно было стать следствием появления нового класса?
1. Автор отмечает появление нового класса — «класса интеллектуалов».
2. Причина — современная информационная революция.
3. Следствием появления нового некапиталистического по своей природе доминирующего класса приведёт «к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым».
2) Разделяет ли автор точку зрения западных социологов конца 1950-х годов в оценке последствий появления нового класса? Укажите три аргумента, которые он приводит в обоснование своей позиции.
1. Нет, не разделяет.
2. Аргументы:
1) С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает всё большую власть и перераспределяет в свою пользу всё большую часть общественного богатства.
2) В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства.
3) «Класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоёв общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев.
3) Какой ещё один новый класс характеризует автор? С опорой на обществоведческие знания назовите любые две социальные группы, которые могут войти в данный класс. Кратко поясните свой выбор.
1. Новый класс — это класс, «объединяющий в своих рядах тех, кто не способен активно участвовать в высокотехнологичном производстве».
2. Две социальные группы, которые могут войти в данный класс:
1) Мигранты-приезжие из стран «третьего мира», которые в силу языкового барьера и низкого материального достатка не могут себе позволить высокотехнологичного образования.
2) Подростки (молодежь) из малообеспеченных семей, которым с юных лет приходится идти на неквалифицированную работу, чтобы помочь семье. В большинстве своём им не хватает ни денег, ни времени, для того чтобы получить качественное образование, и они тоже могут пополнить подобный класс.
4) С опорой на текст и обществоведческие знания сформулируйте три суждения о роли информации в современном мире.
Суждения о роли информации в современном мире:
1) В современной экономике информация становится одним из важнейших факторов производства.
2) В политической сфере информация играет важнейшую роль при управлении государством, так как, контролируя каналы распространения информации (телевидение, радио, печатные СМИ, интернет), можно манипулировать обществом.
3) Информация играет важнейшую роль в современной науке, так как большинство современных открытий делается на стыке различных дисциплин (биологии и химии, истории и географии и т. п.), и учёным необходимо постоянно обмениваться плодами своих исследований, что возможно сделать только в развитом информационном обществе.
3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественном прогрессе.
1) Прогресс — это такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному.
2) Общественному прогрессу присущи такие характерные черты, как неравномерность и противоречивость.
3) Основными формами общественного прогресса являются реформа и революция.
4. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество как динамическая система». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1) Понятие общества:
а) в узком смысле слова;
б) в широком смысле слова.
2) Особенности общества как динамической сложноорганизованной системы:
а) наличие подсистем общества и отдельных элементов (экономической, социальной, политической и духовной сфер);
б) постоянно видоизменяется (отмирают одни элементы, им на смену приходят другие);
в) имеет свои субъективные законы исторического развития;
г) непредсказуемость, нелинейность развития;
д) способно преобразовывать мир вокруг себя, в том числе природу.
3) Основные сферы общественной жизни:
а) экономическая;
б) политическая;
в) социальная;
г) духовная.
4) Взаимосвязь общества и природы.