По каким свойствам мы различаем вещества окружающий мир 4 класс

По каким свойствам мы различаем вещества окружающий мир 4 класс thumbnail



(с. 129) Приложение 3. Природа. Вещества. Явления

Назови живые и неживые предметы на рисунках и в твоем окружении. Какие из них похожи? Почему мы относим дерево к живым организмам, а поезд – к неживым предметам?

Миша Лена, рыбки, растения – живые предметы. Стекло, кирпич, аквариум, шарики, чайник – неживые предметы. Дерево обладает свойствами живого предмета – растет, дышит, питается. Для поезда эти свойства не характерны.

Чем отличаются искусственные предметы (вещи) от природных? Кем и из чего они сделаны?

Искусственные предметы сделаны руками человека из разных материалов. В природе они не встречаются.

Из чего состоят различные предметы?

Предмета состоят из различных веществ и материалов.

По каким свойствам мы различаем вещества?

Вещества отличаются по своему агрегатному состоянию, которое определяет их свойства.

Может ли одно и то же вещество быть твердым, жидким и газообразным? В каких условиях? Какие свойства твердых тел, жидкостей газов показаны на рисунках?

Одно и то же вещество может быть твердым, жидким и газообразным. Смена состояния обычно связано с изменением температуры. На рисунках показано, что твердые тела сохраняют свою форму и объем постоянно. Жидкости не меняют объема, но приобретают форму сосуда, в которые их помещают. Газы заполняют весь объем емкости.

Расскажи о явлениях природы, при которых вода находится в различных состояниях. В какое время года они случаются?

В природе вода встречается в жидком, твердом и газообразном состоянии. Дождь, ливень, роса – это жидкое состояние. Они случаются летом, весной осенью. Снег, лед, иней – твердое состояние. Они характерны для зимы. Испарение, туман – водяной пар.

Опиши погоду, записанную условными знаками. В какое время года она бывает?

Первая картинка – морозная погода, со снегом и переменной облачностью, ветер восточный (зима).

Вторая картинка – прохладная дождливая погода с сильным западным ветром (осень, весна).

Третья картинка – жаркая и солнечная погода с северным ветром (лето).

(с. 131) Приложение 4. Земля – планета жизни

Какие ты знаешь небесные тела? Что такое Земля и Солнце? Почему жизнь на Земле невозможна без Солнца.

Небесные тела – звезды, планеты, кометы, метеориты. Земля – планета Солнечной системы. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Солнце обеспечивает нашу планету светом и теплом. Солнечная энергия – залог жизни на Земле.

Что тебе известно о движении небесных тел? Как оно влияет на нашу жизнь?

Небесные тела двигаются по определенным орбитам. Для Земли характерно движение по орбите вокруг Солнца и своей оси. Этими движениями на обусловлена смена дня и ночи и смена пор года.

Что необходимо для жизни любого организма? Чего не хватает для жизни на Северном полюсе, в пустыне, под Землей.

Для жизни любого организма необходимы вода, воздух, пища, тепло, свет. Для жизни на Северном полюсе не хватает тепла. В пустыне – влаги. Под землей – воздуха и света.

Что можно «прочитать» на глобусе и карте? Что означают цвета и знаки на карте.

На глобусе и карте можно прочитать рельеф местности, географические названия, определить глубины, границы государств, координаты объектов. Цветами на карте обозначены высоты и глубины. Знаками на карте обозначены водные объекты, города, полезные ископаемые.

Сравни материки с островами, а океаны с морями: в чем их сходство и различия? Перечисли материки и океаны по карте?

Материки и острова – это участки суши. Материки – это огромные по площади участки земной коры. Острова – это небольшие по площади участки суши, которые могут быть разного происхождения (материковые, коралловые, вулканические). Океаны и моря – водные пространства. Океаны значительно превосходят моря по площади. Они разделяют материки. Моря разделяют материки и острова.

Как вода попадает в реки? Какую опасность представляет завод, расположенный на берегу реки?

Вода попадает в реки из других рек (притоков), озер, ручьев, с осадками, из подземных источников. Завод, расположенный на берегу реки, будет загрязнять речные воды не только на месте, но и на протяжении всего русла реки ниже по течению.

Какие силы разрушают камень?

Камни разрушаются от внешнего физического воздействия. В первую очередь – это перепады температур и воздействие воды.

Что изобразила Лена на макете? Правильно ли она составила карту своего макета?

На макете Лена изобразила поселение на склоне речной долины. На карте, составленной по макету, не правильно изображены речные притоки.

Как найти направление на Север с помощью Солнца, звезд, компаса?

Солнце встает на востоке, а заходит на западе. Значит, если встать так, как перед географической картой, т.е. чтобы правая рука показывала на ту точку, где всходит солнце (восток), а левая на закат (запад), то впереди будет север, а позади юг.

Полярная звезда находится практически в точке Северного полюса мира (т.е. при вращении Земли она остается неподвижной на небосводе). Это очень удобно для ориентирования – она всегда видна точно на севере.

Компас – это прибор, в котором имеется намагниченная стрелка, указывающая одним концом на север, а другим на юг, что позволяет путешественнику и туристу определять, где какая сторона света.

Читайте также:  Какими свойствами и функциями обладает днк

(с. 132-133) Приложение 5. Растения и животные

Какие условия необходимы для жизни растений? Из чего они создают вещества своего тела?

Для жизни растений необходимы почва, свет, тепло, вода и воздух. Вещества для своего тела растения создают из воды и воздуха.

Какие части растений ты знаешь? Для чего они служат?

Растения состоят из листьев, стебля, корней и цветов. Листья служат для дыхания, испарения и образования органических веществ. Корни всасывают воду с растворенными минеральными веществами. Стебель осуществляет транспорт веществ от листьев к корням и обратно. Цветы – орган размножения.

Какие растения можно встретить в озере, на лугу, на болоте, в лесу, в поле? Какие группы растений ты знаешь? Чем они различаются?

В озере можно встретить камыш, рогоз, кубышки, кувшинки. На лугу произрастают колокольчики, одуванчики, мятлик, ежа, тысячелистник. В лесу – ели, сосны, березы, осины, папоротники, черника, брусника, ландыши. На болоте встречаются сфагнум, багульник, голубика, клюква. По внешнему виду растению можно разделить на деревья, травы и кустарники. Так же все растения можно разделить на культурные и дикорастущие. По условиям произрастания выделяют растения луга, леса, озера, болота.

Чем различаются деревья, кустарники, травянистые растения?

Деревья — растения этой формы характеризируются наличием мощного, одревесневшего ствола. Это многолетние представители растительности.

Кустарники — еще одна большая группа растений, которая характеризируется наличием одновременно нескольких стволов, главный среди которых выделить нельзя. Травы имеют листья и стебли, отмирающие в каждый год на поверхность почвы. Они не имеют постоянного древесного ствола над землёй.

Чем животные отличаются от растений? Как различаются их потребности?

Животные, в отличие от растений, не могут сами производить органическое вещество, и вынуждены потреблять его в готовом виде. Животные испытывают меньшие потребности в тепле и свете, если у них есть достаточное количество пищи. Для поиска пищи животные должны вести подвижный образ жизни.

Найди изображения рыб, зверей, птиц, насекомых. Как они называются? Где они живут и чем питаются? Что объединяет их в группы? Какие животные на рисунках остались не названными?

Рыбы – щука, плотва, стерлядь. Звери – ласка, лось, заяц. Птицы – серая ворона, синица, филин, свиристель, куропатка. Рыбы живут в реках, озерах, морях. Они питаются растительностью, мелкими рыбешками, земноводными. Звери населяют леса. Они могут быть хищниками и питаться более мелкими животными, или травоядными. Птицы также могут быть хищными и питаться грызунами. Есть птицы зерноядные, всеядные, насекомоядные. В группы животных объединяют на основе сходства внешнего и внутреннего строения, образа жизни. Не названными остались земноводные – лягушка, тритон и жаба. Рептилии – уж, ящерица. Насекомые – шмель, колорадский жук, божьи коровки, бабочка крапивница. А так же паук, рак речной, моллюск прудовик, дождевой червь,

Почему рыбы не могут жить на суше, а мы под водой? Дышат ли рыбы?

Рыбы не могут дышать на суше и передвигаться. Мы не можем дышать под водой. Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде, пропуская ее через жабры.

(с. 135) Приложение 6. Природные зоны. Экосистемы.

Каким словом называют сообщества живых организмов и участок земли, на котором они обитают? Приведи примеры.

Сообщество живых организмов и участок земли, на котором они обитают – экосистема. Лес, луг, поле – это экосистемы.

Что получают экосистемы из космоса? Откуда они получают все остальное, что нужно для жизни?

Из космоса экосистемы получают солнечную энергию в виде света и тепла. Все остальное для жизни экосистемы «производят» сами.

Почему члены одной экосистемы не могут обойтись друг без друга? Как можно назвать «профессии» различных растений и животных? Приведи примеры.

Члены одной экосистемы связаны круговоротом веществ. Организмы внутри экосистемы обеспечивают друг друга пищей, образуют среду обитания, контролируют численность друг друга. Можно выделить три «профессии» организмов внутри экосистемы – производители, потребители разрушители. Производители – растения. Потребители – животные. Разрушители – бактерии, грибы, черви.

Какие природные зоны сменяют друг друга с севера на юг? В каких зонах больше тепла и влаги? Какие животные и растения встречаются в этих зонах.

С севера на юг друг друга сменяют природные зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей и лесостепей, полупустынь и пустынь. Влаги больше в природных зонах лесов. Тепла больше в зонах степей и пустынь. В арктических пустынях животный и растительный мир очень скудный. Здесь обитают белый медведь, птицы, моржи. В зоне тундры появляются мхи, лишайники, кустарнички. Животный мир представлен северными оленями, леммингами, белой совой. В тайге преобладают леса из ели, лиственницы, сосны, пихты и сибирского кедра. Из млекопитающих здесь обитают лось, бурый медведь, рысь, белка, соболь, бурундук, заяц. Много птиц: глухарь, рябчик, дятел, кедровка, сова. В смешанных лесах произрастают наряду с елями и соснами березы, осины, клены, дубы. Широколиственные леса состоят из дубов, кленов, вязов, грабов. Населяют леса косули, зайцы, волки, лисы, лоси. Степи по большей части распаханы. На нетронутых участках растут ковыль, мятлик, маки. В степях обитает много грызунов — суслики, сурки, хомяки, полевки. Встречается лисица и волк. Из птиц наиболее распространены жаворонки и степные куропатки. В зоне полупустынь и пустынь растут ковыли, полыни, солянки. В зоне пустынь обитают сайгаки, барханная кошка. Большое количество грызунов — тушканчики и песчанки, много ящериц. Разнообразны многочисленные насекомые — скорпионы, тарантулы, москиты, саранча.

Читайте также:  Кориандр какие лечебные свойства

Почему люди не могут обходиться без животных и растений? Что люди делают для них?

Жизнь людей зависит от растений и животных. Растения и животные обеспечиваю нас пищей. От растений зависит насыщение атмосферы кислородом и производство органического вещества. Животные используются в хозяйстве как тягловая сила. Из животных продуктов мы производим не только пищу, но и лекарства, одежду. Животные состоят на службе и охране. Домашние животные – друзья человека и настоящие члены семьи. Человек может участвовать в сохранении разнообразия животного и растительного мира. Сохранять исчезающие виды организмов. Люди могут останавливать лесные пожары.

Как люди используют природные условия и богатства различных зон?

От природных условий и богатств территории зависит направление хозяйства людей. Природные условия определяют то, какой вид сельского хозяйства получит развитие. Плодородные почвы, тепло, количество осадков подходят для земледелия. Сочные луга и пастбища – для животноводства. Полезные ископаемые используются в промышленности. Люди добывают топливные полезные ископаемые, руды металлов, химическое сырье. Они используют для производства энергии, получения металлов, удобрений и многого другого.

Какие действия людей могут причинить вред природе? Как сохранить живую природу для будущих поколений? Зачем нужны заповедники и Красная книга?

Люди причиняют вред природе, разрушая в ходе хозяйственной деятельности природные экосистемы. В ходе такой деятельности сокращаются природные местообитания растений и животных. Это приводит к сокращению разнообразия видов. Огромный ущерб наносит химическое загрязнение воды, почв заводами, фабриками, автомобилями. Для того, чтобы сохранить живую природу для будущих поколений, необходимо переходить к экологического типу хозяйства. Нужно сокращать количество отходов, улучшать очистные сооружения, внедрять малоотходные технологии, вести восстановительные работы на месте заброшенных карьеров, шахт, лесосек.

Заповедники нужны для сохранения в нетронутом виде уникальных ландшафтов, редких видов животных и растений, проведения наблюдений за биосферой. Красная книга создана для охраны видов растений и животных: редких, исчезающих и находящихся под угрозой исчезновения.

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация по естествознанию «Вещества и их свойства» 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Долгожданный дан звонок Начинается урок Каждый день- всегда , везде, На занят

Описание слайда:

Долгожданный дан звонок Начинается урок Каждый день- всегда , везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим.

2 слайд

Урок естествознания «Свойства веществ»

Описание слайда:

Урок естествознания «Свойства веществ»

3 слайд

 Ты

4 слайд

Что вы видите в окружающем нас мире? Как можно их назвать? Ученые называют пр

Описание слайда:

Что вы видите в окружающем нас мире? Как можно их назвать? Ученые называют предметы телами. Тела имеют форму. Все предметы можно назвать телами. Какие тела вас окружают?

5 слайд

Блиц –турнир Что такое тело? Как называют тела , изготовленные человеком? При

Описание слайда:

Блиц –турнир Что такое тело? Как называют тела , изготовленные человеком? Приведи примеры. Что такое вещество? Приведи примеры.

6 слайд

Естественные Искуственные живые неживые (сделаны руками человека) Окружающие

Описание слайда:

Естественные Искуственные живые неживые (сделаны руками человека) Окружающие нас тела

7 слайд

природное неживое природное неживое природное живое природное живое Искуствен

Описание слайда:

природное неживое природное неживое природное живое природное живое Искуственное искуственное

8 слайд

Все тела состоят из веществ.

Описание слайда:

Все тела состоят из веществ.

9 слайд

Все тела состоят из веществ Вода- вещество, а капля воды - тело. Сахар - веще

Описание слайда:

Все тела состоят из веществ Вода- вещество, а капля воды — тело. Сахар — вещество, а кусочек сахара — тело. Железо — вещество, а железный гвоздь — тело

10 слайд

тела вещества парта мяч гвоздь стакан кувшин линейка глина металл древесина р

Описание слайда:

тела вещества парта мяч гвоздь стакан кувшин линейка глина металл древесина резина пластмасса стекло

11 слайд

Физминутка

Описание слайда:

Физминутка

12 слайд

Разделите слова на 3 группы: I группа камень железо II группа вода ртуть III

Описание слайда:

Разделите слова на 3 группы: I группа камень железо II группа вода ртуть III группа дым пар Твёрдые вещества Жидкие вещества Газообразные вещества Три состояния веществ Вода, камень, пар, ртуть, дым, железо

13 слайд

Какие предметы изображены на фотографии? На какие группы ты можешь их распред

Описание слайда:

Какие предметы изображены на фотографии? На какие группы ты можешь их распределить? По какому признаку

14 слайд

Игра «Предметы и вещества» Работа в парах. 1 игрок называет предмет.Второй до

Описание слайда:

Игра «Предметы и вещества» Работа в парах. 1 игрок называет предмет.Второй должен назвать вещества,из которых изготовлен предмет и их свойства.

15 слайд

Работа в группах.«Исследуй» Какими свойствами обладают вещества ?

Описание слайда:

Работа в группах.«Исследуй» Какими свойствами обладают вещества ?

16 слайд

Свойства веществ- это цвет,запах,вкус,плотность,рыхлость, мягкость,твердость

Описание слайда:

Свойства веществ- это цвет,запах,вкус,плотность,рыхлость, мягкость,твердость,пластичность,ломкость, растворимость,текучесть,прозрачность. Вещество может иметь несколько свойств. Приведи пример. Помни !!!

17 слайд

Знаешь ли ты?

Описание слайда:

Знаешь ли ты?

18 слайд

Рефлексия. Заполни колбу своими знаниями!

Описание слайда:

Рефлексия. Заполни колбу своими знаниями!

19 слайд

Спасибо за работу!!! Вы молодцы!!!

Описание слайда:

Спасибо за работу!!! Вы молодцы!!!

Выберите книгу со скидкой:

По каким свойствам мы различаем вещества окружающий мир 4 класс

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

По каким свойствам мы различаем вещества окружающий мир 4 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Читайте также:  Какими показателями характеризуется механические свойства пород

По каким свойствам мы различаем вещества окружающий мир 4 класс

Курс повышения квалификации

По каким свойствам мы различаем вещества окружающий мир 4 класс

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-809819

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

План-конспект
урока по окружающему миру, 4 класс

Тема: Тела, вещества,
частицы.

Тип урока: изучение нового материала.

Продолжительность урока: 45
минут.

Цели урока: сформировать
понятие тело, вещество, частица, научить различать вещества по их признакам и
свойствам.

Задачи:

·        
Познакомить детей с понятиями тело, вещество, частица.

·        
Научить различать вещества в разных агрегатных состояниях.

·        
Развивать память, мышление.

·        
Совершенствовать навыки самооценки и самоконтроля.

·        
Повысить психологическую комфортность урока, снятие мышечного
напряжения (динамические паузы, смена деятельности).

·        
Формировать дружеские отношения в коллективе.

·        
Воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование:

1. Мультимедийная интерактивная презентация 

2. Рисунки (твёрдые, жидкие, газообразные вещества).

3. Металлическая линейка, резиновый мяч, деревянный кубик (у
учителя).

4. Для эксперимента: стакан, чайная ложка, кусочек сахара;
кипячёная вода (на столах у детей).

Ход урока

1.  Организационный
момент.

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку,
обращаясь к учащимся: “Сегодня вы все задания будете выполнять в группах.
Давайте повторим правила работы в группе

Прочитать памятку.

1.    
Обращение с товарищами – “вежливость”;

2.    
Мнение других – “учись слушать, доказывать свою точку зрения”;

3.    
Работа с источниками информации (со словарем, книгой) – выделяй
главное.

2.
Изучение нового материала.

Постановка учебной цели: сегодня мы начинаем изучать тему “Эта
удивительная природа” — совершим виртуальную экскурсию ( На слайде: капля воды,
сахарница (контейнер для хранения), молоток, волна (вода), глина, металл.

Учитель задает вопрос “Все ли слова позволили точно представить
предмет?”

Те слова, которые точно помогают представить предмет, а именно,
имеют очертания, форму, называют телами. То, из чего сделаны эти предметы,
называют веществами.

Работа с источником информации (словарь С.И. Ожегова):

1

Тело
— отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная
материей, каким-нибудь веществом…

2

Тело
— организм человека или животного в его внешних, физических формах.

3

Тело
— часть организма…

4

Тело
— основная часть, корпус чего-нибудь.

Записать определение в тетради: “Те предметы, которые нас
окружают, называются телами.

 . Что
такое природа? Из трех вариантов ответов выбрать правильный ответ:

1

Все,
что сделано руками человека

2

Все,
что нас окружает

3

Все,
что нас окружает и существует независимо от человека

  Работа с карточками. У
учащихся на столах карточки с изображением тел (предметов). Предложим учащимся
разделить карточки на две группы: стол, солнце, дерево, карандаш, облако,
камень, книги, кресло. Запишем в тетради ответы. Просим учащихся прочитать
названия тел, это будет 1 группа. По какому признаку они поместили слова в эту
группу? Тоже делаем со второй группой.

Правильный ответ:

Искусственные
(1)

Естественные
(2)

стол

солнце

карандаш

дерево

книги

облако

кресло

камень

Делаем вывод. Как мы разделили слова (по какому принципу?): есть
тела, которые созданы природой, а есть те, которые созданы руками человека.

Оформляем блок в тетрадь (Рисунок 1).

Описание: https://festival.1september.ru/articles/638401/1.jpg

 Учитель. Вспомним
то, о чем мы говорили вначале. Мы
затруднялись точно определить, являются ли металл,
вода, глина телами и пришли к выводу, что они не имеют точных очертаний, формы,
а значит, не являются телами. Данные слова мы называем веществами. Все тела
состоят из веществ. Записываем в тетрадь определение.

 Настало
время подвести итоги. Вместе с учителем вспоминают то, что нового узнали на
уроке. Учитель задает вопросы:

1.    
Все, что нас окружает, называется….телами

2.    
Тела бывают естественные и искусственные.

3.    
Записать в тетради схему. Учитель: рассмотрим схему. Тела бывают
естественные и искусственные, вещества могут быть твердые, жидкие,
газообразные. Вещества состоят из частиц. Частица сохраняет свойства вещества
(вспомним, что сахар при растворении остался сладким).  

  Заполните
таблицу. Внимательно читайте инструкцию.

(Отметьте знаком “+” в соответствующей графе, какие из
перечисленных веществ относятся к твёрдым, жидким, газообразным).

Вещество

Твёрдое

Жидкое

Газообразное

Соль

Природный газ

Сахар

Вода

Алюминий

Спирт

Железо

Углекислый газ

Проверка выполнения работы   По очереди дети называют вещество и объясняют, к какой группе
его отнесли.

Физминутка 

Итог урока

1) Подведение итогов

— Вы дружно работали.

— Узнаем, какая группа была самой внимательной на уроке. Учитель
задает вопрос: “Что называется телами, что характеризует тело, приведи пример”.
Учащиеся отвечают. Все, что нас окружает, называется телами. Какие бывают
вещества по агрегатному состоянию: жидкие, твердые, газообразные. Из чего
состоят вещества? Приведите примеры, как частицы сохраняют свойства веществ.
Например, если мы посолили суп, как узнать, что свойства вещества сохранились?
Попробовать на вкус. Заполните схему (Рисунок 2)

Описание: https://festival.1september.ru/articles/638401/2.jpg

Обсуждение: с чем согласны, с чем не согласны.

— Что нового узнали? Дети сообщают. (Телами называют все
предметы, окружающие нас. Тела состоят из веществ. Вещества — из частиц).

Домашнее задание

Источник