Пищевые и биологически активные добавки тест

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
специальность 260501.65 «Технология продукции общественного питания»
Казань 2012
ПАСПОРТ
№ | Наименование пункта | Значение |
1. | Кафедра | Товароведение и технология общественного питания |
2. | Автор – разработчик | Э.И. Минивалеева, А.З. Каримова |
3. | Наименование дисциплины | Пищевые и биологически активные добавки |
4. | Общая трудоемкость по учебному плану | |
5. | Вид контроля (нужное подчеркнуть) | Предварительный (входной), текущий, промежуточный |
6. | Для специальности(ей)/ направления(й) подготовки | 260501.65 «Технология продуктов общественного питания» |
7. | Количество тестовых заданий всего по дисциплине, из них | |
8. | Количество заданий при тестировании студента | |
9. | Из них правильных ответов (в %): | |
10. | для оценки «отлично» | 85 % и больше |
11. | для оценки «хорошо» | 70 % — 85% |
12. | для оценки «удовлетворительно» | 50% — 70% |
или для получения оценки «зачет» не менее | — | |
13. | Время тестирования (в минутах) |
Паспорт составлен: ________________ Э.И. Минивалеева, А.З. Каримова
23 января 2012 г.
Содержание
Тема 1: Предмет и задачи дисциплины
«Пищевые и биологически активные добавки» (Общие вопросы)…………………………..4
Тема 2: Пищевые добавки, улучшающие внешний вид пищевых продуктов……………….7
Тема 3: Пищевые добавки, изменяющие структуру и физико-химические свойства пищевых продуктов…………………………………………………………………………….10
Тема 4: Пищевые добавки, определяющие вкус и аромат продуктов питания…………….17
Тема 5: Пищевые добавки, замедляющие микробиологическую и окислительную порчу пищевого сырья и продуктов питания…………………………………………………………22
Темы 6,7: Биологически активные добавки. Нутрицевтики и парафармацевтики (витамины, минеральные вещества — макро- и микроэлементы, полиненасыщенные жирные кислоты). Технологические добавки…………………………………………………………………………………………..25
Тема 8: Сертификация пищевых и биологически активных веществ………………………34
Тема 1: Предмет и задачи дисциплины «Пищевые и биологически активные добавки» (Общие вопросы)
1. Пищевые добавки – это (определить понятие):
+a. природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения качества пищевых продуктов;
b. изготовленные промышленным способом смеси одинакового или различного технологического назначения, в состав которых могут входить пищевые продукты (мука, специи, крахмал и т.д.);
c. любые вещества или материалы, которые не являясь пищевыми ингредиентами, преднамеренно используются при переработке сырья и пищевой продукции с целью улучшения технологии.
2. Пищевые добавки – это любые вещества, в нормальных условиях не употребляемые как пища и не используемые как типичные ингредиенты пищи, независимо от наличия у них пищевой ценности, преднамеренно добавляемые в пищу для технических целей в процессе производства, обработки, упаковки или хранения пищевых продуктов. Определить: к какому нормативному документу организации по надзору и контролю за производством пищевых продуктов относится данная выписка:
a. ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 01.12.1999;
b. Гигиенические требования по применению пищевых добавок СанПиН 2.3.2.1293-03;
+c. Выписка из документов Комиссии ФАО-ВОЗ.
3. По какому признаку в классификации пищевые добавки подразделяются на функциональные классы:
+a. по признаку маркировки;
b. по технологическим функциям.
4. По какому признаку в классификации пищевые добавки подразделяются на подклассы:
a. по признаку маркировки;
+b. по технологическим функциям.
5. На сколько функциональных классов делятся все пищевые добавки:
+a. 25;
b. 24;
c. 13;
d. 6.
6. К какому классу ПД относится следующая дефиниция: «удерживают влагу и предохраняют пищу от высыхания, нейтрализуют влияние атмосферного воздуха с низкой влажностью»:
a. глазирователи;
+b. влагоудерживающие агенты;
c. наполнители.
7. К какому классу ПД относится следующая дефиниция: Взаимодействуют с белками сыров с целью предупреждения отделения жира при изготовлении плавленых сыров:
a. геле(желе-)образователи;
+b. эмульгирующие соли;
c. загустители.
8. Какой подкласс ПД определяет следующая дефиниция: Поддерживают или сохраняют однородную смесь двух или более несмешиваемых фаз (например, масло-вода в пищевых продуктах):
+a. связывающие уплотнители, влаго- и водоудерживающие вещества, стабилизаторы пены;
b. эмульгаторы, мягчители, рассеивающие добавки, поверхностно-активные добавки, смачивающие вещества;
c. уплотнители (растительных тканей).
9. Для гармонизации использования пищевых добавок Европейским Союзом разработана … (вставить необходимое):
+a. рациональная система цифровой кодификации ПД;
b. рациональная система цифровой нумерации ПД.
10. Какой литер предшествует трех-, четырехзначному номеру каждой пищевой добавки:
+a. «Е»;
b. «D»;
c. «A».
11. На сколько типов по целям введения (технологическим функциям) в продукт подразделяются ПД:
a. 6;
+b. 4;
c. 7;
d. 3.
12. Какие ПД в соответствии с целями введения в продукт улучшают его внешний вид:
a. загустители; гелеобразователи; стабилизаторы; эмульгаторы; разжижители и пенообразователи;
b. ароматизаторы; подсластители; улучшители вкуса и аромата; кислоты и регуляторы кислотности;
+c. красители; стабилизаторы, фиксаторы окраски; глазирователи.
13. Что такое «безопасность пищевых добавок»:
a. совокупность характеристик, которые обуславливают технологические свойства и безопасность пищевых добавок;
+b. отсутствие опасности для жизни и здоровья людей нынешнего и будущих поколений.
14. ДСД (допустимая суточная доза) – это:
+a. величина (параметр) потребления, ежедневное поступление которой не оказывает негативного влияния на здоровье человека в течение всей жизни;
b. величина, которую человек может потреблять ежедневно в течение жизни без риска для здоровья, рассчитывается на среднюю величину массы тела человека (60 кг).
15. В чем измеряется показатель предельно допустимой концентрации (ПДК):
a. мг/сут;
b. мг/кг массы человека;
+c. мг/кг продукта.
16. Для каких ПД не регламентируется величина ДСП:
+a. для ПД, практически не обладающих токсическим действием;
b. для токсичных добавок.
17. Использование пищевых добавок запрещено, если они не прошли соответствующую проверку и не определено их … (вставить необходимое):
a. ПДК (предельно допустимая концентрация);
+b. ДСП (допустимое суточное потребление);
c. ДСД (допустимая суточная доза).
18. Биологически активные добавки (БАД) – это:
a. природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения качества пищевых продуктов;
+b. природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.
19. Используются ли БАД-ы в качестве энтеросорбентов:
+a. используются;
b. не используются.
20. Что понимают под качеством БАД-в к пище:
a. отсутствие опасности для жизни и здоровья людей нынешнего и будущих поколений;
+b. совокупность характеристик, которые обуславливают потребительские свойства, эффективность и безопасность БАД-в.
21. Является ли оформление регистрационного удостоверения на БАД к пище, присвоение номера, включение в реестр добавок процедурой гигиенической экспертизы и регистрации БАД:
+a. является;
b. не является.
22. Должна ли БАД содержать в своем составе стабилизаторы, ароматизаторы и консерванты для детей первых трех лет жизни:
a. да;
+b. нет.
23. Сколько процентов должно превысить содержание витаминов, макро- и микроэлементов в БАД, чтобы они вошли в маркируемую этикетку товара:
+a. 5 %;
b. 3 %;
c. 0,5 %.
24. Основными видами сырья для БАД является (убрать лишнее):
a. растительное;
b. животное;
c. минеральное;
+d. микробиологическое.
25. Какой вид добавок нуждается в потребительской рекламе:
a. пищевые добавки;
+b. биологически активные.
26. По сравнению с классификацией пищевых добавок деление БАД-в:
+a. условное;
b. прямое.
27. На сколько групп делятся все БАД-ы:
+a. 3;
b. 6;
c. 12.
28. Пробиотики – это:
+a. источники физиологически активных веществ;
b. источники полезной микрофлоры, т.е. вещества стимулирующие ее рост и развитие;
c. источники живых непатогенных нетоксикогенных микроорганизмов, их структурных компонентов и метаболитов.
29. Все БАД-ы по группам делятся на (убрать лишнее):
a. пробиотики;
b. нутрицевтики;
c. парафармацевтики;
+d. пребиотики.
30. Известны и широко распространены способы получения БАД-в (убрать лишнее):
a. физические;
+b. микробиологические;
c. химические;
d. биотехнологические.
В наш век тяжело найти на прилавке магазина продукты без добавления пищевых добавок. Узнайте, хорошо Вы понимаете, что написано на этикетках этих продуктов
- Вопрос 1
Что такое индекс Е?
Сокращение от слова «Еда»
Сокращение от слова «Европа»
Сокращение от слова «Ерунда»
Сокращение от слова «Единый»
- Вопрос 2
Для какой цели в продукты питания добавляют антиоксиданты?
Предотвращают прогоркание масла
Подавляют развитие плесневых грибов
Влияют на структуру продукта
Улучшают цвет продукта
- Вопрос 3
Сколько видов пряностей существует в наше время?
менее 100 видов
более 1500 видов
более 2000 видов
более 5000 видов
- Вопрос 4
Верны ли следующие утверждения?
1. Все Е-добавки опасны и вредны.
2. Лецитин полезен для организма.Верно только 1-ое утверждение.
Верно только 2-ое утверждение.
Верны оба утверждения.
Оба утверждения ошибочны.
- Вопрос 5
В какой цвет окрасит продукт добавка Е102 (тартразин)?
- Вопрос 6
Во сколько раз аспартам (искусственный подсластитель) слаще сахарозы?
в 10 раз
в 100 раз
в 200 раз
в 1000 раз
- Вопрос 7
От чего не зависит влияние химической добавки на организм человека?
от индивидуальных особенностей человека
от количества вещества
от степени ядовитости вещества
от типа упаковки
- Вопрос 8
Какую пищевую добавку кладут в соль, чтобы она не сбивалась в комки?
Формальдегид
Алюмосиликат
Сульфат аммония
Пуллулан
- Вопрос 9
Для чего нужны эмульгаторы?
Придают продукту определенную консистенцию и вязкость
Увеличивают срок хранения продукта
Придают определенный цвет продукту
Придают желаемый запах продукту
- Вопрос 10
Какие пищевые добавки (натуральные) содержит обычное яблоко?
Триацетин, пропиленгликоль
Силикат цинка, куркумин
Хлор, лютеин, каротин
Каротин, пектин, пропил-ацетат
Óñòàëîñòü è àïàòèÿ ïîñëå äîëãîãî ðàáî÷åãî äíÿ ÿâëåíèå íîðìàëüíîå è åñòåñòâåííîå. ×òîáû ïðèéòè â íîðìó, çäîðîâîìó ÷åëîâåêó äîñòàòî÷íî õîðîøî âûñïàòüñÿ èëè ïðîñòî äîæèòü äî âûõîäíûõ. Íî åñëè äàæå îòäûõ íå ïîìîãàåò âàì âåðíóòüñÿ â ñòðîé, ïîðà çàäóìàòüñÿ î âèçèòå ê âðà÷ó.
Ïðîñûïàÿñü óòðîì, âû ñ òðóäîì çàñòàâëÿåòå ñåáÿ îäåòüñÿ è ÷óâñòâóåòå âÿëîñòü äî êîíöà äíÿ?  âûõîäíûå âàì íå õâàòàåò ñèë è æåëàíèÿ äàæå íà ïðîãóëêó, à â áóäíèå äíè òåì áîëåå? Ïðîéäÿ ïàðó ïðîë¸òîâ ïî ëåñòíèöå, âû ãîòîâû ñâàëèòüñÿ îò ñëàáîñòè? Âñå ýòè ïðèçíàêè ìîãóò ãîâîðèòü î ñåðü¸çíûõ ïðîáëåìàõ ñî çäîðîâüåì; íåêîòîðûå èç íèõ, ïðàâäà, ìîæíî ðåøèòü ñàìîñòîÿòåëüíî, äðóãèå æå òðåáóþò ïîìîùè ñïåöèàëèñòà. Àâòîðû êíèãè «Ñèãíàëû âàøåãî òåëà» (Your Body’s Red Light Warning Signals), âûøåäøåé â Àìåðèêå, íàçâàëè 8 ñàìûõ ðàñïðîñòðàí¸ííûõ ïðè÷èí ïîñòîÿííîé óñòàëîñòè.
1. Íåõâàòêà âèòàìèíà Â12
Ýòîò âèòàìèí ïîìîãàåò ôóíêöèîíèðîâàòü íåðâíûì è êðàñíûì êðîâÿíûì êëåòêàì âàøåãî òåëà. Ïîñëåäíèå, â ñâîþ î÷åðåäü, ó÷àñòâóþò â òðàíñïîðòèðîâêå ê òêàíÿì êèñëîðîäà, áåç êîòîðîãî îðãàíèçì íå ìîæåò ïåðåðàáàòûâàòü ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà â íåîáõîäèìóþ åìó ýíåðãèþ. Îòñþäà è ñëàáîñòü ïðè äåôèöèòå Â12. Îïîçíàòü ýòî ñîñòîÿíèå ìîæíî è ïî äðóãèì ïðèçíàêàì: íàïðèìåð, î÷åíü ÷àñòî îíî ñîïðîâîæäàåòñÿ äèàðååé, à èíîãäà -îíåìåíèåì ïàëüöåâ ðóê è íîã è ïðîáëåìàìè ñ ïàìÿòüþ.
×òî äåëàòü. Äåôèöèò âèòàìèíà âûÿâëÿåòñÿ ïðè ïðîñòåéøåì àíàëèçå êðîâè. Åñëè îí ïîêàæåò ïîëîæèòåëüíûé ðåçóëüòàò, ñêîðåå âñåãî âàì ïîñîâåòóþò åñòü ïîáîëüøå ìÿñà, ðûáû, ìîëî÷íûõ ïðîäóêòîâ è ÿèö. Âèòàìèí âûïóñêàåòñÿ è â ìåäèêàìåíòîçíîé ôîðìå íî óñâàèâàåòñÿ ïëîõî è íàçíà÷àåòñÿ îáû÷íî òîëüêî â êðàéíèõ ñëó÷àÿõ.
2. Íåõâàòêà âèòàìèíà D
Ýòîò âèòàìèí óíèêàëåí, ïîòîìó ÷òî âûðàáàòûâàåòñÿ ñîáñòâåííûìè ñèëàìè íàøåãî îðãàíèçìà. Ïðàâäà, äëÿ ýòîãî íóæíî ïðîâîäèòü õîòÿ áû 20-30 ìèíóò íà ñîëíöå åæåäíåâíî, à ïîñëåäíÿÿ êðèòèêà ëþáèòåëåé çàãàðà ýòîìó îòíþäü íå ñïîñîáñòâóåò. Ïðåññà òàê è ïåñòðèò ïðåäóïðåæäåíèÿìè î òîì, ÷òî óâëå÷åíèå ñîëíå÷íûìè âàííàìè ãðîçèò ïðåæäåâðåìåííûì ñòàðåíèåì, ïèãìåíòíûìè ïÿòíàìè è ðàêîì. Îò÷àñòè ýòî, êîíå÷íî, ïðàâäà, íî è ÷ðåçìåðíàÿ îñòîðîæíîñòü íå ìåíåå îïàñíà äëÿ çäîðîâüÿ. Äåôèöèò âèòàìèíà D, ïðåäóïðåæäàþò âðà÷è, ìîæåò îáåðíóòüñÿ ïðîáëåìàìè ñ ñåðäöåì, ïîâûøåííûì äàâëåíèåì, íåâðîëîãè÷åñêèìè íàðóøåíèÿìè è íåêîòîðûìè âèäàìè ðàêà.
×òî äåëàòü. Óðîâåíü âèòàìèíà D òàêæå ïðîâåðÿåòñÿ àíàëèçîì êðîâè. Ïîïîëíèòü åãî ìîæíî ðûáíîé äèåòîé, ÿéöàìè è ïå÷åíüþ. Íî ñîëíå÷íûå âàííû òîæå íåîáõîäèìû. 10 ìèíóò íà ñâåæåì âîçäóõå â äåíü áóäåò äîñòàòî÷íî äëÿ òîãî, ÷òîáû èçáàâèòüñÿ îò óñòàëîñòè.
3. Ïðè¸ì ìåäèêàìåíòîâ
Ïðî÷èòàéòå âêëàäûø ëåêàðñòâà, êîòîðîå ïðèíèìàåòå. Âîçìîæíî, ñðåäè ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ óêàçàíû óñòàëîñòü, àïàòèÿ, ñëàáîñòü. Âïðî÷åì, íåêîòîðûå ïðîèçâîäèòåëè îìãóò «óòàèòü» îò âàñ ýòó èíôîðìàöèþ. Íàïðèìåð, àíòèãèñòàìèíû (ïðèìåíÿþòñÿ ïðè àëëåðãèÿõ) ìîãóò â áóêâàëüíîì ñìûñëå âûòÿãèâàòü èç âàñ ýíåðãèþ, õîòÿ íà ýòèêåòêå âû ýòîãî íå ïðî÷ò¸òå. Ñõîæèì ýôôåêòîì îáëàäàþò ìíîãèå àíòèäåïðåññàíòû è áåòà-áëîêàòîðû (ëåêàðñòâà îò ãèïåðòåíçèè).
×òî äåëàòü. Êàæäûé ÷åëîâåê ðåàãèðóåò íà ëåêàðñòâà ïî-ðàçíîìó. Çíà÷åíèå ìîãóò èìåòü ôîðìà è äàæå ìàðêà ïðåïàðàòà. Ïîïðîñèòå ñâîåãî âðà÷à ïîäîáðàòü âàì äðóãîé âîçìîæíî ñìåíà òàáëåòîê âåðí¸ò âàñ â ôîðìó.
4. Ñáîé ðàáîòû ùèòîâèäíîé æåëåçû
Ïðîáëåìû ñ ùèòîâèäêîé òàêæå ìîãóò ïðîÿâëÿòüñÿ â ïåðåïàäàõ ñ âåñîì (îñîáåííî â òðóäíîñòÿõ ñ åãî ïîòåðåé), ñóõîñòüþ êîæè, îçíîáîì è íàðóøåíèÿõ ìåíñòðóàëüíîãî öèêëà. Ýòî òèïè÷íûå ïðèçíàêè ãèïîòðåèîçà ïîíèæåííîé àêòèâíîñòè ùèòîâèäíîé æåëåçû, èç-çà êîòîðîé îðãàíèçìó íå õâàòàåò ðåãóëèðóþùèõ îáìåí âåùåñòâ ãîðìîíîâ.  çàïóùåííîì ñîñòîÿíèè áîëåçíü ìîæåò ïðèâåñòè ê ñóñòàâíûì áîëåçíÿì, çàáîëåâàíèÿì ñåðäöà è áåñïëîäèþ. 80% áîëüíûõ æåíùèíû.
×òî äåëàòü. Ñõîäèòå ê ýíäîêðèíîëîãó è îïðåäåëèòåñü, íàñêîëüêî èíòåíñèâíîå ëå÷åíèå âàì íåîáõîäèìî. Êàê ïðàâèëî áîëüíûì ïðèõîäèòñÿ äî êîíöà æèçíè ñèäåòü íà çàìåñòèòåëüíîé ãîðìîíàëüíîé òåðàïèè, õîòÿ ðåçóëüòàòû îïðàâäûâàþò ñðåäñòâà.
5. Äåïðåññèÿ
Ñëàáîñòü îäèí èç ñàìûõ ÷àñòûõ ñïóòíèêîâ äåïðåññèè. Ýòîé íàïàñòüþ â ñðåäíåì ñòðàäàåò îêîëî 20% íàñåëåíèÿ ïëàíåòû.
×òî äåëàòü. Åñëè íå õîòèòå ïðèíèìàòü òàáëåòêè è õîäèòü ê ïñèõîëîãó, ïîïðîáóéòå çàíÿòüñÿ ñïîðòîì. Ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü ÿâëÿåòñÿ åñòåñòâåííûì àíòèäåïðåññàíòîì, ñïîñîáñòâóÿ âûðàáîòêå ãîðìîíà «ñ÷àñòüÿ» ñåðîòîíèíà.
6. Ïðîáëåìû ñ êèøå÷íèêîì
Ãëþòåíîâàÿ áîëåçíü, èëè öåëèàêèÿ âñòðå÷àåòñÿ ïðèìåðíî íà 1 èç 133 ÷åëîâåê. Çàêëþ÷àåòñÿ îíà â íåñïîñîáíîñòè êèøå÷íèêà ïåðåâàðèâàòü êëåéêîâèíó çëàêîâûõ êóëüòóð, òî åñòü ñòîèò âàì ñ íåäåëüêó ïîñèäåòü íà ïèööå, ïå÷åíüÿõ, ìàêàðîíàõ èëè õëåáå íà÷èíàþòñÿ âçäóòèÿ, äèàðåÿ, äèñêîìôîðò â îáëàñòè ñóñòàâîâ è ïîñòîÿííàÿ óñòàëîñòü. Òà îðãàíèçì ðåàãèðóåò íà íåäîñòàòîê ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ, êîòîðûå íå ìîæåò ïîëó÷èòü èç-çà íåñïîñîáíîñòè êèøå÷íèêà èõ âñàñûâàòü.
×òî äåëàòü. Ñíà÷àëà, ïðîéòè íåñêîëüêî àíàëèçîâ, ÷òîáû óâåðèòüñÿ â òîì, ÷òî ïðîáëåìà äåéñòâèòåëüíî â êèøå÷íèêå.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ, äëÿ ïîäòâåðæäåíèÿ äèàãíîçà òðåáóåòñÿ ýíäîñêîïè÷åñêîå èññëåäîâàíèå. Åñëè îòâåò áóäåò ïîëîæèòåëüíûì, âàì ïðèä¸òñÿ ñåðü¸çíî ïåðåñìîòðåòü ñâîþ äèåòó.
7. Ïðîáëåìû ñ ñåðäöåì
Îêîëî 70% æåíùèí, ïåðåí¸ñøèõ èíôàðêò, æàëóþòñÿ íà âíåçàïíûå è çàòÿæíûå ïðèñòóïû ñëàáîñòè è ïîñòîÿííóþ óñòàëîñòü, ïðåäøåñòâîâàâøèå ñåðäå÷íîìó ïðèñòóïó. È õîòÿ ñàì èíôàðêò ïðîõîäèò ó ïðåêðàñíîé ïîëîâèíû ÷åëîâå÷åñòâà íå òàê áîëåçíåííî, ïðîöåíò ñìåðòåëüíûõ èñõîäîâ ñðåäè æåíùèí ïîñòîÿííî ðàñò¸ò.
×òî äåëàòü. Åñëè ó âàñ åñòü äðóãèå ñèìïòîìû ñåðäå÷íûõ ïðîáëåì ñíèæåíèå àïïåòèòà, çàòðóäí¸ííîå äûõàíèå, ðåäêèå, íî ðåçêèå áîëè â ãðóäè, ëó÷øå îáðàòèòüñÿ ê êàðäèîëîãó. Âîçìîæíî, âàì ïîíàäîáèòñÿ ýëåêòðîêàðäèîãðàììà (ÝÊÃ), ýõîêàðäèîãðàììà èëè óëüòðàçâóêîâîå îáñëåäîâàíèå ñåðäöà. Ëå÷åíèå çàâèñèò îò ðåçóëüòàòîâ.  êà÷åñòâå ïðîôèëàêòèêè ñåðäå÷íûõ çàáîëåâàíèé ìîæíî ñìåíèòü äèåòó íà íèçêîæèðîâóþ è çàíÿòüñÿ ë¸ãêîé ôèçêóëüòóðîé.
8. Äèàáåò
Ó ýòîé êîâàðíîé áîëåçíè åñòü äâà ñïîñîáà âàñ èçìîòàòü. Ïåðâûé: êîãäà óðîâåíü ñàõàðà â êðîâè áîëüíîãî ñëèøêîì âûñîê, ãëþêîçà (òî åñòü ïîòåíöèàëüíàÿ ýíåðãèÿ) â áóêâàëüíîì ñìûñëå âûìûâàåòñÿ èç îðãàíèçìà è ïðîïàäàåò äàðîì. Ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî ÷åì áîëüøå âû åäèòå, òåì õóæå áóäåòå ñåáÿ ÷óâñòâîâàòü. Êñòàòè, ñîñòîÿíèå ïîñòîÿííî ïîâûøåííîãî ñàõàðà â êðîâè èìååò ñâî¸ íàçâàíèå ïîòåíöèàëüíûé äèàáåò èëè ïðåäèàáåò. Ýòî åù¸ íå áîëåçíü, íî òî÷íî òàê æå ïðîÿâëÿåòñÿ â íåïðåõîäÿùåé óñòàëîñòè.
Âòîðàÿ ïðîáëåìà çàêëþ÷àåòñÿ â ñèëüíîé æàæäå: áîëüíîé ìíîãî ïü¸ò, à èç-çà ýòîãî ïî íåñêîëüêó ðàç çà íî÷ü âñòà¸ò «ïî íóæäå» êàêîé óæ òóò çäîðîâûé ñîí.
×òî äåëàòü. Äðóãèå ñèìïòîìû äèàáåòà ó÷àù¸ííîå ìî÷åèñïóñêàíèå, ïîâûøåííûé àïïåòèò è ïîòåðÿ âåñà. Åñëè âû çàïîäîçðèëè ó ñåáÿ ýòî çàáîëåâàíèå, ëó÷øèé ñïîñîá ïðîâåðèòü ñâîè ïîäîçðåíèÿ ñäàòü êðîâü íà àíàëèç.  ñëó÷àå äèàáåòà âàì ïðèä¸òñÿ ñîáëþäàòü äèåòó, ðåãóëÿðíî ïðîâåðÿòü óðîâåíü ñàõàðà â êðîâè, ïðèíèìàòü ëåêàðñòâà è, âîçìîæíî, çàíèìàòüñÿ ñïîðòîì. Åñëè âàì ïîñòàâÿò ïðåäèàáåò«, ïîõóäàíèå ïîâûøåííàÿ ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü ìîãóò ïðåäîòâðàòèòü óñóãóáëåíèå ñîñòîÿíèÿ.