Пищевая ценность каких продуктов может не указываться
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 июня 2019;
проверки требуют 11 правок.
Пищевая ценность — понятие, отражающее всю полноту полезных свойств пищевого продукта, включая степень обеспечения физиологических потребностей человека в основных пищевых веществах, энергию и органолептические свойства.[источник не указан 72 дня] Характеризуется химическим составом пищевого продукта с учётом его потребления в общепринятом количестве. Пищевая ценность продуктов питания определяется в первую очередь энергетической и биологической ценностью составляющих её компонентов, а также пропорциями отдельных видов компонентов в их общем количестве.
Пищевая ценность пищевой продукции, указываемая в её маркировке, включает следующие показатели:
- Энергетическую ценность (калорийность).
- Количество белков, жиров, углеводов.
- Количество витаминов и минеральных веществ[1].
Обычно пища содержит смесь различных компонентов, однако встречаются виды пищи, состоящие из какого-либо одного компонента или его явного преобладания, например, углеводистая пища.
Белки[править | править код]
Основная статья: Белки
Белки́ — высокомолекулярные органические вещества, состоящие из соединённых в цепочку пептидной связью альфа-аминокислот. В живых организмах аминокислотный состав белков определяется генетическим кодом, при синтезе в большинстве случаев используется 20 стандартных аминокислот. Множество их комбинаций дают большое разнообразие свойств молекул белков. Кроме того, аминокислоты в составе белка часто подвергаются посттрансляционным модификациям, которые могут возникать и до того, как белок начинает выполнять свою функцию, и во время его «работы» в клетке. Часто в живых организмах несколько молекул белков образуют специализированные комплексы, например, фотосинтетический комплекс.
Жиры[править | править код]
Жиры́, или с химической точки зрения триглицери́ды — природные органические соединения, полные сложные эфиры глицерина и одноосновных жирных кислот (входят в класс липидов). Наряду с углеводами и белками, жиры являются одним из основных источников энергии для млекопитающих, одним из главных компонентов питания. Эмульгирование жиров в кишечнике (необходимое условие их всасывания) осуществляется при участии солей жёлчных кислот. Энергетическая ценность жиров примерно в 2 раза выше, чем углеводов, при условии их биологической доступности и здорового усвоения организмом. В живых организмах жиры (липиды) выполняют важные структурные, энергетические и другие жизненноважные функции в составе мембранных образований клетки и в субклеточных органеллах. Жидкие жиры растительного происхождения обычно называют маслами. Кроме того, в кулинарии жир животного происхождения (полученный из молока животных) так же называют сливочное масло. Также в пищевой промышленности твёрдые жиры, полученные в результате трансформации (гидрирования или гидрогенизации) растительных масел называют саломасом, маргарином, комбинированным жиром или спредом.
В растениях жиры содержатся в сравнительно небольших количествах, за исключением семян масличных растений, в которых содержание жиров может быть более 50 %. Насыщенные жиры расщепляются в организме на 25—30 %, а ненасыщенные жиры расщепляются полностью.
Животные жиры чаще всего содержат стеариновую и пальмитиновую кислоты, ненасыщенные жирные кислоты представлены в основном олеиновой, линолевой и линоленовой кислотами. Физико-химические и химические свойства данной категории жиров в значительной мере определяются соотношением входящих в их состав насыщенных и ненасыщенных жирных кислот.
Углеводы[править | править код]
Углево́ды — весьма обширный класс органических соединений, среди них встречаются вещества с сильно различающимися свойствами. Это позволяет углеводам выполнять разнообразные функции в живых организмах. Соединения этого класса составляют около 80 % сухой массы растений и 2—3 % массы животных[2]. Организмы животных не способны самостоятельно синтезировать углеводы из неорганических веществ. Они получают их из растений с пищей и используют в качестве главного источника энергии, получаемой в процессе окисления. Таким образом, в суточном рационе человека и животных преобладают углеводы. Травоядные получают крахмал, клетчатку, сахарозу. Хищники получают гликоген с мясом. Для человека главными источниками углеводов из пищи являются: хлеб, картофель, макароны, крупы, сладости. Чистым углеводом является сахар. Мёд, в зависимости от своего происхождения, содержит 70—80 % глюкозы и фруктозы.
В живых организмах углеводы выполняют следующие функции:
- Структурная и опорная функции. Углеводы участвуют в построении различных опорных структур. Так целлюлоза является основным структурным компонентом клеточных стенок растений, хитин выполняет аналогичную функцию у грибов, а также обеспечивает жёсткость экзоскелета членистоногих[2].
- Защитная роль у растений. У некоторых растений есть защитные образования (шипы, колючки и др.), состоящие из клеточных стенок мёртвых клеток.
- Пластическая функция. Углеводы входят в состав сложных молекул (например, пентозы (рибоза и дезоксирибоза) участвуют в построении АТФ, ДНК и РНК)[3].
- Энергетическая функция. Углеводы служат источником энергии: при окислении 1 грамма углеводов выделяются 4,1 ккал энергии и 0,4 г воды[3].
- Запасающая функция. Углеводы выступают в качестве запасных питательных веществ: гликоген у животных, крахмал и инулин — у растений[2].
- Осмотическая функция. Углеводы участвуют в регуляции осмотического давления в организме. Так, в крови содержится 100—110 мг/% глюкозы, от концентрации глюкозы зависит осмотическое давление крови.
- Рецепторная функция. Олигосахариды входят в состав воспринимающей части многих клеточных рецепторов или молекул-лигандов.
Обмен углеводов в организме человека и высших животных складывается из нескольких процессов[4]:
- Гидролиз (расщепление) в желудочно-кишечном тракте полисахаридов и дисахаридов пищи до моносахаридов, с последующим всасыванием из просвета кишки в кровеносное русло.
- Гликогеногенез (синтез) и гликогенолиз (распад) гликогена в тканях, в основном в печени.
- Аэробный (пентозофосфатный путь окисления глюкозы или пентозный цикл) и анаэробный (без потребления кислорода) гликолиз — пути расщепления глюкозы в организме.
- Взаимопревращение гексоз.
- Аэробное окисление продукта гликолиза — пирувата (завершающая стадия углеводного обмена).
- Глюконеогенез — синтез углеводов из неуглеводистого сырья (пировиноградная, молочная кислота, глицерин, аминокислоты и другие органические соединения).
Незаменимые элементы пищи[править | править код]
Макроэлементы[править | править код]
Биологически значимые элементы[править | править код]
Микроэлементы[править | править код]
По современным данным более 30 микроэлементов считаются необходимыми для жизнедеятельности растений и животных. Среди них (в алфавитном порядке):
Витамины[править | править код]
Витами́ны (от лат. vita — «жизнь») — группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы. Это разнородная по химической природе группа органических веществ, объединённая по признаку абсолютной необходимости их для гетеротрофного организма в качестве составной части пищи. Автотрофные организмы также нуждаются в витаминах, получая их либо путём синтеза, либо из окружающей среды. Так, витамины входят в состав питательных сред для выращивания организмов фитопланктона[5]. Витамины содержатся в пище (или в окружающей среде) в очень малых количествах, и поэтому относятся к микронутриентам. Витамины не являются для организма поставщиком энергии, однако витаминам отводится важнейшая роль в обмене веществ. Витамины участвуют во множестве биохимических реакций, выполняя каталитическую функцию в составе активных центров большого количества разнообразных ферментов либо выступая информационными регуляторными посредниками, выполняя сигнальные функции экзогенных прогормонов и гормонов. Известно около полутора десятков витаминов. Исходя из растворимости, витамины делят на жирорастворимые — A, D, E, незаменимые жирные кислоты, K и водорастворимые — все остальные (B, C и другие). Жирорастворимые витамины накапливаются в организме, причём их депо являются жировая ткань и печень. Водорастворимые витамины в существенных количествах не депонируются (не накапливаются) и при избытке выводятся с водой.
Снижение пищевой ценности продуктов питания[править | править код]
Существуют множество причин снижения пищевой ценности продуктов питания. Большинство из них связано со снижением количества макронутриентов и особенно микронутриентов в сырье (например, содержание железа и витаминов группы B в говядине и в мясе птицы за последние 30 лет снизилось на 30—70 %), агрессивными методами, используемых в технологии выращивания и производства продукции (пестициды, стимуляторы роста/гормональная терапия для набора веса животных, антибиотики и т.д.)[6], а также с контаминацией несвойственными для продуктов биологическими агентами (бактерии, микромицеты, простейшие, их метаболиты и т.д.), химическими (ксенобиотики) или радиоактивными соединениями (радионуклиды).
См. также[править | править код]
- Пищевая энергетическая ценность
- Биологически значимые элементы
- Органолептика
Примечания[править | править код]
- ↑ ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части её маркировки» 4.9. 1
- ↑ 1 2 3 Н. А. АБАКУМОВА, Н. Н. БЫКОВА. 9. Углеводы // Органическая химия и основы биохимии. Часть 1. — Тамбов: ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. — ISBN 978-5-8265-0922-7.
- ↑ 1 2 А. Я. Николаев. 9. Обмен и функции углеводов // Биологическая химия. — М.: Медицинское информационное агентство, 2004. — ISBN 5-89481-219-4.
- ↑ Т. Т. Березов, Б. Ф. Коровкин. Биологическая химия / Под ред. акад. АМН СССР С. С. Дебова.. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1990. — С. 235—238. — 528 с. — (Учебная литература для студентов медицинских институтов). — 100 000 экз. — ISBN 5-225-01515-8.
- ↑ Гайсина Л. А., Фазлутдинова А. И., Кабиров Р. Р. Современные методы выделения и культивирования водорослей. — Учебное пособие. — Уфа: БГПУ, 2008. — 152 с. — 100 экз. — ISBN 978-5-87978-509-8.
- ↑ Спиричев В.Б. Научное обоснование применения витаминов в лечебных и профилактических целях // Вопросы питания. — 2010. — № 5.
Íàäåþñü, äàííûé ïîñò áóäåò ïîëåçåí. Âíèìàíèå! Ñëèøêîì ìíîãî áóêâ!
Êîãäà âû ïîêóïàåòå â ìàãàçèíå ïðîäóêòû, ÷àñòî ëè âû ñìîòðèòå íà ýòèêåòêè? Êàê ïðàâèëî, ó áîëüøèíñòâà èç íàñ íåò âðåìåíè ÷èòàòü èíôîðìàöèþ, íàïå÷àòàííóþ ìåëêèì øðèôòîì, è ìû âûáèðàåì ïðîäóêòû èçâåñòíûõ òîðãîâûõ ìàðîê, êîòîðûå âèäåëè â ðåêëàìå èëè î êîòîðûõ ñëûøàëè îò çíàêîìûõ.
Ïðîèçâîäèòåëè ïîëüçóþòñÿ íàøåé íåõâàòêîé âðåìåíè è íåâíèìàòåëüíîñòüþ. Ñîñòàâ ïèøóò íå÷èòàåìûì øðèôòîì, «çàáûâàþò» ñîîáùèòü î êîíñåðâàíòàõ, êðàñèòåëÿõ è äðóãèõ ïèùåâûõ äîáàâêàõ, ðàçìåùàþò íà ýòèêåòêå êðàñèâûå ðåêëàìíûå êàðòèíêè, êîòîðûå ê ïðîäóêòó íå èìåþò íèêàêîãî îòíîøåíèÿ. È ìû â èòîãå ïîêóïàåì «êëóáíè÷íûé éîãóðò» áåç êëóáíèêè, «ôðóêòîâûå ìþñëè» áåç ôðóêòîâ è «ãîâÿæüè ñîñèñêè» áåç ãîâÿäèíû.
×òîáû çàùèòèòü ïîòðåáèòåëåé, áûëè ðàçðàáîòàíû òðåáîâàíèÿ ê ìàðêèðîâêå âñåõ ïðîäóêòîâ. Ðàíüøå îíè áûëè ïåðå÷èñëåíû â ÃÎÑÒàõ, òåïåðü â òåõíè÷åñêèõ ðåãëàìåíòàõ, äåéñòâóþùèõ íå òîëüêî â íàøåé ñòðàíå, íî è íà âñåé òåððèòîðèè Òàìîæåííîãî ñîþçà.
Èòàê, îáÿçàòåëüíûå òðåáîâàíèÿ ê ìàðêèðîâêå, êîòîðûå âñå ïðîèçâîäèòåëè äîëæíû ñîáëþäàòü, à âñå ïîòðåáèòåëè çíàòü.
-ÎÁßÇÀÒÅËÜÍÛÅ ÝËÅÌÅÍÒÛ ÌÀÐÊÈÐÎÂÊÈ-
 ìàðêèðîâêå ëþáîãî ïðîäóêòà äîëæíî áûòü óêàçàíî:
-íàèìåíîâàíèå;
-ñîñòàâ;
-êîëè÷åñòâî (ìàññà, îáúåì);
-äàòà èçãîòîâëåíèÿ;
-ñðîê ãîäíîñòè;
-óñëîâèÿ õðàíåíèÿ;
-íàèìåíîâàíèå è ìåñòî íàõîæäåíèÿ èçãîòîâèòåëÿ (è ôàñîâùèêà ïðè íàëè÷èè);
-ðåêîìåíäàöèè è (èëè) îãðàíè÷åíèÿ ïî èñïîëüçîâàíèþ, â òîì ÷èñëå, ïî ïðèãîòîâëåíèþ;
-ïîêàçàòåëè ïèùåâîé öåííîñòè.
Íà óïàêîâêå ëþáîãî ïèùåâîãî ïðîäóêòà îáÿçàòåëüíî äîëæåí áûòü ýòîò çíàê, îáîçíà÷àþùèé, ÷òî ìàòåðèàë, èç êîòîðîãî îíà èçãîòîâëåíà, ïîäõîäèò äëÿ ïèùåâîé ïðîäóêöèè.
Òàêæå äîëæíà áûòü èíôîðìàöèÿ, èç êàêîãî èìåííî ìàòåðèàëà ñäåëàíà óïàêîâêà, îáû÷íî îíà òîæå ïðèâîäèòñÿ â âèäå ïèêòîãðàììû
Äîïîëíèòåëüíî (íî íå îáÿçàòåëüíî) ìîãóò áûòü óêàçàíû ñâåäåíèÿ î äîêóìåíòå, â ñîîòâåòñòâèè ñ êîòîðûì ïðîèçâåäåíà ïðîäóêöèÿ (ÃÎÑÒ, ÒÓ), ïðèäóìàííîå íàçâàíèå, òîâàðíûé çíàê, ñâåäåíèÿ îá ïðàâîîáëàäàòåëå òîâàðíîãî çíàêà, ìåñòî ïðîèñõîæäåíèÿ ïðîäóêöèè, íàèìåíîâàíèå è ìåñòî íàõîæäåíèÿ ëèöåíçèàðà, çíàêè ñèñòåì äîáðîâîëüíîé ñåðòèôèêàöèè.
-ÍÀÈÌÅÍÎÂÀÍÈÅ-
Ïî òåõíè÷åñêîìó ðåãëàìåíòó, íàèìåíîâàíèå ïðîäóêòà äîëæíî åãî äîñòîâåðíî õàðàêòåðèçîâàòü, ÷òîáû âû ÷åòêî ïîíèìàëè, ÷òî ïåðåä âàìè ìîëîêî, éîãóðò èëè êåôèð, íàïðèìåð.
Íå ïóòàéòå íàèìåíîâàíèå è íàçâàíèå ïðîäóêòà.
Ïðèäóìàííîå íàçâàíèå ìîæåò áûòü ëþáûì: «êîòëåòû ïî-äîìàøíåìó», íàïðèìåð. Íàèìåíîâàíèå äîëæíî áûòü ÷åòêèì: «ïîëóôàáðèêàòû ðóáëåííûå, ôîðìîâàííûå, ïàíèðîâàííûå èç ìÿñà öûïëÿò-áðîéëåðîâ».
 íàèìåíîâàíèè íåëüçÿ óêàçûâàòü êîìïîíåíòû, êîòîðûå íå âõîäÿò â ñîñòàâ ïðîäóêòà. Íàïðèìåð, åñëè â éîãóðòå âìåñòî êëóáíèêè àðîìàòèçàòîð, íåëüçÿ íàçûâàòü ïðîäóêò «éîãóðò ñ êëóáíèêîé». Òîëüêî «éîãóðò ñî âêóñîì êëóáíèêè» èëè «éîãóðò ñ àðîìàòîì êëóáíèêè».
Íà ýòèêåòêå ìÿñíûõ ïðîäóêòîâ îáÿçàòåëüíî ïèñàòü, îõëàæäåííûé ïðîäóêò èëè çàìîðîæåííûé, à åñëè îí ñäåëàí èç ìÿñà, êîòîðîå êîãäà-òî áûëî çàìîðîæåíî, îáÿçàòåëüíà íàäïèñü «èçãîòîâëåíî èç çàìîðîæåííîãî ñûðüÿ».
-ÑÎÑÒÀÂ-
Êîìïîíåíòû â ñîñòàâå óêàçûâàþòñÿ â ïîðÿäêå óáûâàíèÿ èõ ìàññîâîé äîëè. Òî åñòü, íàïðèìåð, åñëè â êîëáàñå íà ïåðâîì ìåñòå óêàçàíà ãîâÿäèíà, çíà÷èò, â ñîñòàâå äîëæíî áûòü áîëüøå âñåãî èìåííî ãîâÿäèíû, à íå êóðèöû èëè ñîè.
Åñëè êàêèõ-òî èíãðåäèåíòîâ â ïðîäóêòå íå áîëåå 2%, îíè ìîãóò óêàçûâàòüñÿ ïîñëå âñåõ îñíîâíûõ êîìïîíåíòîâ â ëþáîì ïîðÿäêå.
Ôðóêòû, ÿãîäû, îâîùè, îðåõè, çëàêè, ãðèáû, ïðÿíîñòè, ñïåöèè, âõîäÿùèå â ñîîòâåòñòâóþùèå ñìåñè è ñóùåñòâåííî íå ðàçëè÷àþùèåñÿ ïî ìàññîâîé äîëå, ìîãóò óêàçûâàòüñÿ â ñîñòàâå ïèùåâîé ïðîäóêöèè â ëþáîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè, íî ïðè ýòîì îáÿçàòåëüíà íàäïèñü «â èçìåíÿåìûõ ñîîòíîøåíèÿõ».
Ñîñòàâ ìîæíî íå óêàçûâàòü ó ñâåæèõ ôðóêòîâ, ÿãîä è îâîùåé, óêñóñà èç îäíîãî âèäà ñûðüÿ, îäíîêîìïîíåíòíîé ïèùåâîé ïðîäóêöèè, íàèìåíîâàíèå êîòîðîé ïîçâîëÿåò óñòàíîâèòü íàëè÷èå ýòîãî êîìïîíåíòà (íàïðèìåð, ÿèö èëè ìóêè).
Ïðè íàëè÷èè ñîñòàâíîãî êîìïîíåíòà, íà ýòèêåòêå óêàçûâàåòñÿ ïåðå÷åíü âñåõ åãî èíãðåäèåíòîâ, èëè óêàçûâàåòñÿ ñîñòàâíîé êîìïîíåíò ñ äîïîëíåíèåì ê íåìó â ñêîáêàõ èíãðåäèåíòîâ â ïîðÿäêå óáûâàíèÿ èõ ìàññîâîé äîëè. Íàïðèìåð, ñîñòàâ ãëàçèðîâàííîãî òâîðîæíîãî ñûðêà: òâîðîã, ñàõàð-ïåñîê, øîêîëàä òåìíûé (êàêàî-òåðòîå, ñàõàð-ïåñîê, êàêàî-ìàñëî, ýìóëüãàòîð ñîåâûé ëåöèòèí, íàòóðàëüíàÿ âàíèëü), ñëèâî÷íîå ìàñëî.
-×ÒÎ ÎÁßÇÀÒÅËÜÍÎ, È ×ÒÎ ÍÅ ÎÁßÇÀÒÅËÜÍÎ ÓÊÀÇÛÂÀÒÜ Â ÑÎÑÒÀÂÅ-
Îáÿçàòåëüíî óêàçûâàþòñÿ â ñîñòàâå ïðèñóòñòâóþùèå â ëþáûõ êîëè÷åñòâàõ:
-àðàõèñ
-àñïàðòàì
-ãîð÷èöà
-äèîêñèä ñåðû (ñóëüôèòû), åñëè èõ ≥ 10 ìã/êã(ë)
-çëàêè, ñîäåðæàùèå ãëþòåí
-êóíæóò
-ëþïèí
-ìîëëþñêè
-ðàêîîáðàçíûå
-ðûáà
-ìîëîêî (ëàêòîçà)
-îðåõè
-ñåëüäåðåé
-ñîÿ
-ÿéöà
-è ïðîäóêòû ïåðåðàáîòêè âñåõ óêàçàííûõ èíãðåäèåíòîâ.
Ýòî ñâÿçàíî ñ òåì, ÷òî íà ýòè êîìïîíåíòû ó ÷åëîâåêà ìîæåò áûòü àëëåðãèÿ. Ïîýòîìó äàæå åñëè â ýòîò êîíêðåòíûé ïðîäóêò äàííûå èíãðåäèåíòû íå äîáàâëÿþò, íî ïðè ýòîì íà òîì æå ïðîèçâîäñòâå îíè â ïðèíöèïå èñïîëüçóþòñÿ, íà ýòèêåòêå äîëæíà áûòü ïðåäóïðåæäàþùàÿ íàäïèñü, íàïðèìåð: «ìîæåò ñîäåðæàòü ñëåäû îðåõîâ, çëàêîâ, ìîëî÷íûõ ïðîäóêòîâ«.
Íå óêàçûâàþòñÿ â ñîñòàâå:
-âåùåñòâà, âõîäÿùèå â ñîñòàâ îäíîãî èëè íåñêîëüêèõ êîìïîíåíòîâ è íå èçìåíÿþùèå ñâîéñòâ ïèùåâîé ïðîäóêöèè, ñîäåðæàùåé òàêèå êîìïîíåíòû;
-òåõíîëîãè÷åñêèå âñïîìîãàòåëüíûå ñðåäñòâà;
-ðàñòâîðèòåëè, âõîäÿùèå â ñîñòàâ àðîìàòèçàòîðîâ èëè ïèùåâûõ äîáàâîê;
-âîäà, åñëè îíà èñïîëüçóåòñÿ äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ êîíöåíòðèðîâàííîé, ñãóùåííîé èëè ñóõîé ïèùåâîé ïðîäóêöèè, ëèáî âõîäèò â ñîñòàâ æèäêîãî êîìïîíåíòà, óêàçàííîãî â ñîñòàâå ïèùåâîé ïðîäóêöèè.
-ÊÎËÈ×ÅÑÒÂÎ-
Êîëè÷åñòâî ìîæåò áûòü óêàçàíî â ëèòðàõ (ìë), ãðàììàõ (êã) èëè â øòóêàõ. Ìàññó èëè îáúåì ÿèö, à òàêæå ôðóêòîâ, îâîùåé, ïðîäàâàåìûõ ïîøòó÷íî, ìîæíî íå óêàçûâàòü.
Åñëè ïðîäóêò ïîìåùåí â æèäêóþ ñðåäó, íà ýòèêåòêå äîëæíà áûòü óêàçàíà è ìàññà íåòòî ïðîäóêòà ñ æèäêîñòüþ, è ìàññà ñàìîãî ïðîäóêòà. Íàïðèìåð, ñûð «ìîöàðåëëà» â âîäå èëè ðàññîëå. Íà ýòèêåòêå óêàçûâàåòñÿ êîëè÷åñòâî øàðèêîâ ñûðà, ìàññà êàæäîãî èç íèõ è îáùàÿ ìàññà ïðîäóêòà âìåñòå ñ æèäêîñòüþ.
-ÏÈÙÅÂÀß ÖÅÍÍÎÑÒÜ-
Ýíåðãåòè÷åñêàÿ öåííîñòü â îáÿçàòåëüíîì ïîðÿäêå äîëæíà óêàçûâàòüñÿ è â êèëîêàëîðèÿõ (êêàë), è â êèëîäæîóëÿõ (êÄæ).
 äàííîì ñëó÷àå íà óïàêîâêå éîãóðòà ïðîèçâîäèòåëü óêàçàë òîëüêî çíà÷åíèå â êèëîêàëîðèÿõ.
Áåëêè, æèðû, óãëåâîäû, ìèíåðàëüíûå âåùåñòâà è âèòàìèíû óêàçûâàþòñÿ â ãðàììàõ (ìã, ìêã) íà 100 ã (èëè íà 100 ìë).
Åñëè ñîäåðæàíèå áåëêîâ, æèðîâ èëè óãëåâîäîâ â ïðîäóêòå íå áîëåå 2% îò ñðåäíåé ñóòî÷íîé ïîòðåáíîñòè âçðîñëîãî ÷åëîâåêà â ýòèõ âåùåñòâàõ, òî èõ êîëè÷åñòâî ìîæíî íå óêàçûâàòü.
Åñëè â ïðîäóêò áûëè äîáàâëåíû ìèíåðàëüíûå âåùåñòâà èëè âèòàìèíû, îíè äîëæíû áûòü îáÿçàòåëüíî óêàçàíû íà ýòèêåòêå.
Ìîæåò óêàçûâàòüñÿ ñîäåðæàíèå ìèíåðàëüíûõ âåùåñòâ è âèòàìèíîâ åñòåñòâåííîãî ïðîèñõîæäåíèÿ, åñëè îíî ≥5 % îò ñðåäíåé ñóòî÷íîé ïîòðåáíîñòè âçðîñëîãî ÷åëîâåêà â âèòàìèíå èëè ìèíåðàëüíîì âåùåñòâå â 100 ã èëè îäíîé ïîðöèè.
Äëÿ äåòåé è äðóãèõ îñîáûõ êàòåãîðèé ïîòðåáèòåëåé (íàïðèìåð, äëÿ áîëüíûõ äèàáåòîì) ïðîöåíòû (≥2 % èëè ≥5 %) âû÷èñëÿþòñÿ è óêàçûâàþòñÿ èñõîäÿ èç íîðì ïîòðåáíîñòåé äëÿ äàííîé êàòåãîðèè.
Ïðîöåíò îò ñóòî÷íîé ïîòðåáíîñòè îáÿçàòåëüíî óêàçûâàåòñÿ äëÿ áèîëîãè÷åñêè àêòèâíûõ äîáàâîê (ÁÀÄ) è îáîãàùåííûõ ïðîäóêòîâ â îòíîøåíèè âåùåñòâ, èñòî÷íèêîì êîòîðûõ îíè ÿâëÿþòñÿ.
Äëÿ ñûðûõ ïðîäóêòîâ è ïîëóôàáðèêàòîâ ïèùåâàÿ öåííîñòü óêàçûâàåòñÿ êàê åñòü, áåç ó÷åòà äàëüíåéøåãî ïðèãîòîâëåíèÿ ýòîé ïðîäóêöèè.
Ïèùåâàÿ öåííîñòü àðîìàòèçàòîðîâ, æåâàòåëüíîé ðåçèíêè, êîôå, ïðèðîäíîé ìèíåðàëüíîé âîäû, áóòèëèðîâàííîé ïèòüåâîé âîäû, ïèùåâûõ äîáàâîê, ïèùåâîé ïðîäóêöèè â ñûðîì âèäå (ãðèáîâ, ìÿñà è ïòèöû, ðûáû, îâîùåé (âêëþ÷àÿ êàðòîôåëü), ôðóêòîâ (âêëþ÷àÿ ÿãîäû), ïîâàðåííîé ñîëè, ïðÿíîñòåé, ñïåöèé, óêñóñà, ÷àÿ ìîæåò íå óêàçûâàòüñÿ.
-ÊÀÊÎÉ ÄÎËÆÍÀ ÁÛÒÜ ÌÀÐÊÈÐÎÂÊÀ?-
Ìàðêèðîâêà äîëæíà áûòü:
-ïîíÿòíîé, ëåãêî÷èòàåìîé, äîñòîâåðíîé è íå ââîäèòü â çàáëóæäåíèå ïîòðåáèòåëåé;
-íàíåñåíà ñ èñïîëüçîâàíèåì íàäïèñåé, çíàêîâ, ñèìâîëîâ, êîíòðàñòíûõ ôîíó, íà êîòîðûé íàíåñåíà ìàðêèðîâêà;
-íàíåñåíà ñïîñîáîì, ãàðàíòèðóþùèì ñîõðàííîñòü â òå÷åíèå âñåãî ñðîêà ãîäíîñòè.
Íàèìåíîâàíèå ïðîäóêöèè, ñðîê ãîäíîñòè, óñëîâèÿ õðàíåíèÿ, êîìïîíåíòû, ñïîñîáíûå âûçâàòü àëëåðãè÷åñêóþ ðåàêöèþ, äîëæíû íàíîñèòüñÿ íåïîñðåäñòâåííî íà ïîòðåáèòåëüñêóþ óïàêîâêó èëè íà ýòèêåòêó, óäàëåíèå êîòîðîé ñ óïàêîâêè çàòðóäíåíî. Îñòàëüíûå ñâåäåíèÿ ìîãóò íàíîñèòüñÿ íà ëþáóþ ýòèêåòêó èëè ëèñòîê-âêëàäûø. Åñëè ïëîùàäü áîëüøåé ñòîðîíû óïàêîâêè ≤10 ñì², òî âñå ìîæåò íàíîñèòüñÿ íà ëèñòîê âêëàäûø (êðîìå êîìïîíåíòîâ, ñïîñîáíûå âûçâàòü àëëåðãè÷åñêóþ ðåàêöèþ).
Èñòî÷íèê