Опусти в стакан с водой ложку о каком свойстве воды это говорит

Опусти в стакан с водой ложку о каком свойстве воды это говорит thumbnail

Практическая работа «Свойства воды»

Проделай опыты по инструкции учебника. Оп­редели и назови цель каждого опыта, устно опиши его ход. Выводы из опытов запиши в ра­бочей тетради.

Опыт 1. Опусти в стакан с водой ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Цель этого опыта, определить, является ли вода прозрачной.

Опускаем в стакан с водой ложку и видим, что ложку видно, как над поверхностью воды, так под водой.

Вывод: вода прозрачная

Опыт 2.

Сравни цвет воды с цветом полосок, изображённых в учебнике. Имеет ли вода цвет?

Цель опыта определить, какой цвет имеет вода.

Сравниваем воду в стакане с полосками из учебника. Убеждаемся, что вода не красная, не зеленая, не синяя, и даже не белая.

Вывод: вода бесцветная.

Опыт 3. Определи, имеет ли чистая вода запах.

Цель опыта определить имеет ли вода запах.

Понюхаем воду в стакане.  Никакого запаха мы не ощущаем.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 4. Насыпь в один стакан с водой немного соли, а в другой столько же измельчённого мела. Помешай. Что произошло? О чём говорит этот опыт?

Цель опыта определить, может ли вода растворять различные вещества.

Поместим в стакан с водой немного соли и размешаем. Соль исчезла, она растворилась в воде. В другой стакан бросим измельченный мел и размешаем. Мел не растворился.

Вывод: вода может растворять многие вещества, но не все.

Опыт 5. Из специальной бумаги по рисунку-инструкции сделай фильтр. Пропусти через фильтр загрязнённую воду. Что наблюдаешь?

Цель опыта проверить, можно ли очистить загрязненную воду.

Нальем в стакан загрязненную воду чрез бумажный фильтр. Вода в стакане окажется чистой, а фильтр станет грязным.

Вывод: воду можно очистить от примесей с помощью фильтров.

Опыт 6. Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается. Почему?

Цель опыта узнать, как ведет себя вода при нагревании.

Колбу с водой поставим в горячую воду и увидим, что вода в колбе поднимается.

Вывод: при нагревании вода расширяется, так как частицы воды начинают двигаться быстрее.

Опыт 7. Ту же колбу поставим в тарелку со льдом. Вода в трубке опускается. Как ты это объяснишь?

Цель опыта узнать, как ведет себя вода при охлаждении.

Колбу с водой поставим в тарелку со льдом. Вода в колбе опускается.

Вывод: при охлаждении вода сжимается, так как частицы воды начинают двигаться медленнее.

Свойства воды

1. Прочитайте текст на с. 51. Найдите в нём два предложения, которые коротко раскрывают значение воды для живых существ. Согласишься ли ты с тем, что эти предложения следующие: «Вода входит в состав любого организма»; «Для многих организмов вода — природный дом»? Раскройте эти мысли, используя информацию из текста.

Это верные предложения, которые раскрывают значение воды для живых существ.

Из текста мы узнаем, что вода входит в состав любого живого организма, а значит живой организм не может существовать без воды.

Также, мы узнаем, что для многих организмов вода — природный дом. А значит эти организмы не могут существовать без воды.

2. Рассмотрите нижний рисунок на с. 53. Объясните, что происходит с частицами воды при её нагревании и охлаждении.

При нагревании частицы воды начинают двигаться быстрее, они сильнее соударяются друг с другом и разлетаются на большие расстояния. А значит вода при нагревании расширяется, увеличивает свой объем.

При охлаждении происходит обратное. Частицы воды движутся медленнее, слабее соударяются, и разлетаются на небольшие расстояния. Значит, при охлаждении вода сжимается, уменьшает свой объем.

3. Вода растворяет многие вещества. Где в быту используется это её свойство? Свой ответ сравните с ответами других ребят. Сделайте общий вывод.

Свойство воды растворять другие вещества используется в кулинарии. Мы растворяем в воде соль, сахар, кофе, чтобы придать пище вкус или получить вкусный напиток.

Вывод: способность воды растворять другие вещества давно используется человеком для своих целей.

Проверь себя

1. Какую роль играет вода в жизни организмов?

Без воды невозможно существование живых организмов, ведь она входит в состав любого живого организма, а для некоторых является еще и домом.

2. Как мы изучали свойства воды?

Мы изучали свойства воды с помощью опытов.

3. О каких свойствах воды ты теперь знаешь?

Я знаю такие свойства воды как прозрачность, бесцветность, отсутствие запаха, способность расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении, способности растворять другие вещества.

4. Как можно очистить загрязнённую воду?

Загрязненную воду можно очистить с помощью специальных фильтров.

Задание для домашней работы

Отмечай в рабочей тетради, сколько стаканов воды, чашек чая, других напитков ты и члены твоей семьи выпиваете в день. Сделай вывод.

Каждый день члены моей семьи в среднем выпивали около полутора литров воды. Потому что без воды человек не может прожить ни дня.

На следующем уроке

Вспомни свойства снега и льда. Ответь на вопросы:

1. Из чего состоят облака?

Облака состоят из водяного пара и капелек воды.

2. Почему идёт дождь?

Дождь идет потому, что капли воды в облаках становятся слишком большими, и не могу удерживаться в воздухе.

3. Как образуется снег?

Снег образуется при замерзании в воздухе капелек воды.

Источник

а) вода прозрачна

б) вода бесцветна

в) вода является растворителем

Татья­на Ьелов­а
[125K]

5 лет назад

Ответ а), т. е. — вода прозрачна. Именно эта прозрачность позволяет нам наблюдать в случае с ложкой так называемый «эффект сломанной ложки» — оптическую иллюзию, вызванную различием преломления света в воде и в воздухе. Различный коэффициент преломления световых лучей делает ложку визуально «сломанной» на границе двух сред — воды и воздуха.

Вот, даже не поленилась сделать фото, иллюстрирующее данный эффект:

Погружённая в стакан с водой ложка выглядит сломанной.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Безусловно, и свойства воды обозначенные под буквами «б» и «в» тоже имеют место быть, но проявляются они по другому нежели показано на рисунке.

Здесь мы явно видим подтверждение свойству воды указанному под буквой «а» — вода прозрачна. Настолько что похожа на линзу и преломляет изображение.

Вода прозрачная — это можно увидеть не только на примере стакана с ложкой, но и если подойти к любому чистому водоему.

Благодаря этому свойству воды мы можем наблюдать дно пруда, реки, озера и моря, опять же повторюсь, что водоем должен быть чистым, в грязной воде ничего не видно.

Ладле­н
[252K]

2 года назад

В данном случае нужно внимательно прочитать пояснение к вопросу. В принципе все свойства представленные в пояснении у воды есть. Но в нашем случае мы видим ложку в стакане воды, а значит вода прозрачная. И поэтому подходит пункт а).

lady v
[627K]

4 года назад

Из перечисленных вариантов ответа правильным будет, конечно, вариант с прозрачностью. Вода прозрачная и потому мы имеем возможность видеть опущенные в нее предметы. Впрочем, тесно с этим свойством стоит другое свойство воды — ее бесцветность, которое отдельно не подразумевает прозрачности воды, но зато делает возможной обладание водой прозрачностью. Ведь если бы вода имела цвет, ее прозрачность резко бы уменьшилась и мы бы могли и не увидеть опущенную в воду ложку. Ну а вообще, конечно, опущенная в воду ложка или палка служит прекрасной иллюстрацией преломления света на границе раздела двух сред.

mycha­nge
[70.7K]

2 года назад

В первую очередь мне пришел в голову ответ о свойстве воды преломлять свет, обычно эксперимент с опущенной в воду ложкой говорит именно об этом.

Но преломление света, проходящего через воду, возможно только благодаря другому качеству воды, которое есть в предложенных вариантах ответов, а именно — прозрачность. Правильный ответ — а).

Красн­ое облак­о
[215K]

2 года назад

На мой взгляд единственно верным ответом будет ответ о прозрачности воды (пункт «А» в вопросе).

Вода таки прозрачна и это хорошо видно если в неё опустить ложку.

Конечно речь идёт о чистой воде, не обязательно питьевой, но чистой.

Что вода прозрачна. А вообще по закону физики насколько я помню там присутствует закон преломления.

Знаете ответ?

Источник

Читайте также:  Сходство подобие предметов в каких либо свойствах признаках отношениях это
  • Практическая работа– вода

На доске записываются свойства воды, по мере того, как проводятся опыты, в тетрадях готовится таблица «Свойства воды», заполняемая по ходу опытов.

цветпрозрачностьзапахформатекучестьизменения
     при нагреваниипри охлаждениипри замерзании

Опыт 1

— Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?

— В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойст­ве воды это говорит?

Вывод: вода прозрачна.

Опыт 2

— Какого цвета вода?

На столе у учителя стоит стакан с водой и стакан с молоком, а у учащихся лежат цветные полоски бумаги. С их помощью определим цвет воды.

— Приложи и сравни цвет воды и цвет молока, а теперь сравните с каждой полоской.

— Можно ли сказать, что вода синяя? Серая? Зеленая? Жел­тая? Красная? Белая? (Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок.)

— Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Ка­ков же цвет воды ?

Вывод: вода бесцветна.

Опыт 3

— Каков запах воды?

Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.

— А чем пахнет чистая вода? Понюхай ее и сделай вывод.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 4

— Насыпь в один стакан с водой соли или сахара, а в другой — столько же глины или измельченного мела. Помешай воду.

— Что можно заметить? О нем говорит этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела и глины осела на дно). Вода — растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

— Вода — универсальный растворитель.

— Растворяет почти все, даже металлы, например, серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания. Эту воду можно получить в домашних ус­ловиях: опустить в стакан с водой серебреную ложку. Через некото­рое время мельчайшие частицы серебра растворятся — этого глазом увидеть нельзя.

  • Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?

Учитель готовит три раствора: первый стакан — медный купорос, второй стакан — марганцовка, третий стакан — напиток в порошке.

— Вода растворила кристаллы, и мы получили вещества, нужные человеку для опрыскивания кустов от вредителей (раствор медного купороса), для дезинфекции ран (раствор марганцовки) и для упот­ребления в пищу — напиток.

— Когда мы умываемся, тоже используем свойство воды — раство­рять.

Вывод: вода- растворитель

Опыт 5

— А можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка и глины?

— Приготовьте стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр.

— Фильтр — это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его пополам и еще раз пополам.

По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду. На­блюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте ее на прозрачность. Нерастворенные вещества остались на фильтре. Та­кая очистка воды называется фильтрованием.В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры.

Вывод: не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.

Опыт 6

— Что же происходит с водой при нагревании и охлаждении? Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.

Читайте также:  Какие лечебные свойства чистотела

— Почему?

Ту же колбу поставим в тарелку со льдом (снегом). Вода в трубке опускается.

— Как вы это объясните?

Вывод: вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжи­мается.

Опыт 7

— Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? (Она рас­текается в разные стороны.)

— Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность? (Вода стекает под уклон.)

— Можно ли воду из одного стакана перелить в другой ?

— С помощью пипетки перенесите по три капли воды на пред­метное стекло и наклоните его.

— Во всех этих случаях появляется одно и то же свойство воды. Какое?

Вывод: вода течет (свойство — текучесть).

Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.

Практическая работа – круговорот воды в природе

1 вариант:

-Давайте проведем следующий опыт:

Будем нагревать воду, над которой закреплен холодный предмет, например, тарелка со льдом. Вскоре нижняя сторона тарелки станет влажной, мы увидим на ней капли, которые начнут падать вниз.

— Как же объяснить то, что мы наблюдаем?

Вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар под­нимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают.

Круговорот воды происходит и в природе (учитель вывешивает схему «Круговорот воды в природе»):

2 вариант:

На уроке «Круговорот воды в природе» используется демонстрационный опыт, который имеет очень важное образовательное значение, т.к. выступает моделью нескольких природных явлений и позволяет наблюдать воду в разных состояниях. Чтобы модель была более приближена к природным условиям, мы использовали методический прием С.А. Павловича. По ходу опыта (он длительный) проводится беседа с учениками. Перед опытом ставится вопрос: «Почему не кончается вода на Земле?»

Для опыта нужен тонкостенный химический стакан объемом 250-300 куб. см., стекло, треножник или штатив, спиртовка, частая металлическая сетка, выпаривательная чашка.

На дно стакана насыпается толстый (около 3 см) слой песка, который хорошо смачивается водой. На поверхности песка устраивается ландшафт-долина (кустики изо мха или туи, небольшое озерцо из кусочка целлофана.) Сверху стакан покрывается стеклом (имитация небесного свода), на которое ставится тарелка или выпаривательная чашка, где находится смесь из 2/3 частей снега и 1/3 части соли.

Снизу стакан подогревается, не очень сильно, чтобы вода не вскипала. Стакан наполняется густым белым дымом (модель тумана), скрывающим ландшафт. Происходит явление испарения тогда, когда земля нагревается. Детям указывается, что нам приходится имитировать нагревание земли солнечными лучами снизу (спиртовкой), а в природе нагрев происходит сверху. Через минуту стенки стакана, нагреваясь снизу, согревают и воздух, водяные пары делаются невидимыми (модель пара) и туман постепенно рассеивается.

Но в верхней части стакана воздух сильно охлажден снеговой смесью, как и в природе на большой высоте воздух очень холодный. И в нашем стакане туман в верхних слоях не рассеивается (модель облаков), поэтому мы наглядно иллюстрируем детям соотношение между туманом и облаком (облака — туман в высоте). При продолжающемся нагревании облака все более конденсируются и, наконец, не только в «небе» (стекло), но даже в верхних слоях воздуха внутри стакана начинают образовываться капли и падают вниз (модель дождя).

На этом опыт можно закончить, ответив на вопрос, поставленный перед его постановкой. Но чтобы здесь же показать модель росы, инея, льда, надо поставить стакан на тарелку с охладительной смесью. Становится явственно видно, что мох и стенки стакана покрываются росой, которая при дальнейшем подмораживании превращается в иней. Продолжая охлаждение, добиваемся того, что вода в «озерце» или лужицы на песке превращаются в лед. Приведенные примеры показывают тесную взаимосвязь таких компонентов природы, как воздух и вода. Эту взаимосвязь логически продолжает дальнейшее изучение других объектов неживой и живой природы.

Источник

Конспект урока по окружающему миру на тему : Свойства воды.

Тема урока : Свойства воды. Круговорот воды в природе (практическая работа)

Цель: познакомить учащихся со свойствами воды. Исследовать свойства воды в ходе практической работы в группах.

Планируемые результатыучащиеся должны научиться характеризовать свойства воды, высказывать предположения, почему вода считается самым важным веществом на планете, различать состояния воды, делать выводы, используя тесты и иллюстрации у вучебнике.

Оборудование:  стакан с водой, чайная ложка; полоски цветной бумаги (желтая, серая, зеленая, красная , белая ); кубик сахара, сахарный песок , песок (или измельченный мел); стакан с мутной водой, чистый стакан, воронка, стеклянная палочка, фильтр, колба с трубкой, заполненная подкрашенной водой, тарелка, распечатанные таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент

 Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

  1. Учащиеся выполняют тест:

Вопрос 1 : Больше всего в воздухе присутствует какого газа?

а) кислорода ; б) водорода, в)азота; г)углекислого газа.

Вопрос 2: Какое свойство воздуха указано неправильно:

а) воздух не имеет запаха; б) воздух- вещество голубого цвета; в) воздух прозрачный.

Вопрос 3 : Что происходит с воздухом при нагревании?

а) воздух закипает; б) он расширяется, в) он сжимается;

Вопрос 4 : Живые организмы при дыхании какой газ выделяют?

а) водород; б) азот; в) кислород; г) углекислый газ.

Вопрос 5: Какое из свойств воздуха позволяет сохраняться растениям под снегом?

а) он плохо проводит тепло; б) он расширяется при нагревании; в)он сужается при охлаждении

Вопрос 6 : Из-за чего может загрязниться воздух?

А) водитель отключил мотор на остановке; б)на производстве установили фильтры для очистки воздуха; в) увеличилось число автотранспорта на Земле.

  1. Фронтальный опрос класса.

— Какой газ мы поглощаем при дыхании?

-Почему леса мы называем легкими планеты

-Что нужно делать для охраны чистоты воздуха?

— Перечислите свойства воздуха.

3.  Самоопределение к деятельности

— Назовите самую главную жидкость на земле. (самая главная жидкость — вода)

— Почему именно вода? Докажите.

— Сегодня на уроке мы поговорим о воде и ее свойствах.

4 . Работа по теме урока

 Беседа о воде :

Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный — голубой. Это происходит потому, что этой синей и голубой на нем много больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой. Голубой краской изображена на глобусе вода — все моря и океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Она повсюду: в воздухе, на земле, под землёй.

Читайте также:  Какие лечебные свойства овса

У воды есть важная функция, главная забота — поить все живое на Земле. Без воды не могут обойтись ни люди, ни звери, ни птицы… Нет жизни без воды.

Вода и растения. Вода входит в состав любого живого организма. Вода содержится во всех частях растений. Вспомним, как много сока в плодах – арбузе, апельсине. И даже в сухих семенах растений есть вода, но не в таком большом количестве

Вода и человек . Много ли воды в твоём теле, ты можешь сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови. Испаряясь с поверхности нашей кожи, она регулирует температуру.

Вода не только всех поит, она еще и кормит. Моря-океаны днем и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов.

Вода работает на гидроэлектростанциях — добывает электрический ток.

И моет всех тоже вода. Умываются люди, умываются машины, принимают душ города и дороги…

По бесчисленным рекам, по океанам и морям день и ночь идут суда— плывут тяжелые грузы и пассажиров.

Вот она какая, вода!

— Какую роль играет вода на Земле? (Она поит, кормит, моет Землю, добывает электрический ток, вода — это дорога, вода нужна на промышленных предприятиях.)

— Кроме Мирового океана, где еще есть вода? (Вода входит в состав любого живого организма.)

— Как узнать, сколько воды в организме человека ? (Нужно массу тела разделить на 3, а полученное число умножить на 2.)

— Вычислите, сколько воды в вашем организме. (Ученики выполняют задание.)

2.  Практическая работа

Опыт №1.

Давайте определим, какого цвета вода.

У нас имеется имеем стакан с водой, на столе лежат цветные полоски. С их помощью мы и определим цвет воды. Сравниваем цвет воды и цвет каждой из бумажных полосок.

— Можно ли утверждать, что вода серая? Белая? Красная?Желтая? Зеленая? ( нет)

— Мы видим, что вода не окрашена ни в один из цветов. Какой вывод мы сделаем? ( Вывод: вода бесцветна)

Опыт №2.

Подумаем, как же мы можем проверить прозрачноть воды.

Подумайте, как можно проверить прозрачность воды. Какой опыт можно провести?

Мы опустим ложку в стакан с водой. Видна ли ложка в стакане? (видна). О каком свойстве воды это говорит ? ( Вывод : вода прозрачна)

Опыт № 3.

Вода – рстворитель.

Мы насыпаем в один стакан с водой сахарный песок или кидаем кубик сахара, а в другой – комочек почвы или горсть песка. Перемешаем воду в стаканах.

— Что же мы заметили?( в воде сахар растворился, а часть почвы осела на дно)

-О чем говорит этот опыт? Какое свойство нам показывает? ( Вывод: вода- растворитель, но не все вещества в ней до конца растворяются).

— Да, ребята, вода – растворитель, в ней растворяются многие вещества, даже металлы… Издавна в народной мадицине использовали это свойство воды – опускали в емкость с водой серебряную ложечку. Через несколько дней этой водой можно было залечить и обработать раны (она обезараживала их), такой водой лечили и желудочные заболевания.

Опыт №4.

Теперь посмотрим, сможем ли мы очистить мутную воду ( с примесями мела, песка).

У нас имеется стакан с мутной меловой водой, воронка, фильтр, стеклянная палочка.

— Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его пополам? и еще раз пополам.

— Какая это часть круга? (Четвертая часть.)

— Сколько таких частей в круге? (В круге четыре такие части.)

— Сложите из фильтра воронку.

— По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте ее на прозрачность.

Нерастворимые вещества остались на фильтре. Вот такая очистка воды называется фильтрованием. Мы, для того, чтобы очистить воду из-под крана, тоже очищаем ее с помощью бытовых фильтров.

Вывод: нерастворившиеся вещества остались на фильтре, очищенная вода прошла через него.

Опыт №5.

А теперь выясним , имеет ли вода запах.

Запах свой имеют многие вещества на Земле. А вот чем пахнет вода? Имеет ли она свой запах? (нет, не имеет)

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт № 6.

А что будет происходить с водой при нагревании.

В колбу с трубкой , заполненную подкрашенной водой, опускаем в горячую воду, нагреваем. Мы видим, что вода в трубке поднимается.Если опустить колбу в тарелку со льдом, вода опустится. Какой мы делаем вывод?

Вывод: при нагревании вода расширяется, при охлаждении – сжимается.

Опыт №7.

Посмотрим, как будет вести себя вода, если ее вылить из посуды.

Выливаем воду из стакана , наблюдаем ( вода растекается в разные стороны)

— А если ее выливать под уклоном ? ( она выливается тонкой струйкой)

— Можно ли перелить воду из одного стакана в другой? ( да, можно)

— Во всех случаях мы наблюдаем одно и то же свойство воды. Какое? ( вода течет)

Вывод. Вода обладает свойством- текучесть.

 Закрепление изученного материала

Делаем выводы на основании наших опытов:

  1. Вода бесцветна

  2. Вода прозрачна

  3. Вода – растворитель

  4. Воду можно очищать (фильтровать)

  5. Чистая вода не имеет запаха

  6. При нагревании она расширяется, при охлаждении сужается

  7. Вода течет.

Подводя итоги, вспомним о значении воды на планете.

Вода занимает 71% поверхности земного шара. Толстый слой воздуха окутывает нашу планету, а в нем находится много воды в виде пара, облаков, туч. Вода есть и под землей ( родники). Огромные скопления воды в виде льда находятся у Северного и Южного полюсов. Лед там имеется и на суше и в океане.

Мы должны беречь это богатство, охранять запасы воды, расходовать ее и пользоваться водными ресурсами экономно и рационально!

Итак, наше практическое занятие подошло к концу. Спасибо за внимание!

Источник