Определите о каком свойстве информации идет речь информация не зависит от чьего либо мнения
Информация. Свойства информации
Информация
обладает определенными свойствами. К
основным свойствам информации можно отнести достоверность, объективность,
полноту, актуальность, понятность и доступность (рис. 1).
Рис.
1 Свойства информации
Информация
достоверна,
если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может
привести к принятию неправильных решений. Например, объявление, опубликованное
в сети Интернет, может содержать недостоверные сведения о характеристиках
какой-либо продукции. Покупатель, который поверил такому объявлению и приобрел
товар, может напрасно потратить деньги.
Информация
объективна,
если она не зависит от чьего-либо мнения или суждения. Объективную информацию
можно получить, например, с помощью исправных измерительных приборов. Сообщение
«Автомобиль двигался на большой скорости» содержит субъективную информацию.
Сообщение «Автомобиль двигался со скоростью 100 км/ч» будет объективным при
исправном спидометре.
Информация
полна,
если ее достаточно для принятия решений. Неполная информация может привести к
ошибочным выводам и действиям. Например, сообщение «Температура на улице 10
градусов» без уточнения «тепла» или «мороза» может привести к неправильному
выбору человеком верхней одежды.
Информация
актуальна,
если она необходима в настоящее время. Например, телеграмма о приезде друзей,
полученная своевременно, позволит вовремя их встретить. Устаревшая,
преждевременная или незначимая информация для человека является неактуальной.
Информация
понятна,
если она выражена на языке, понятном для человека. Например, записка на
испанском языке для человека, который не знает этого языка, будет непонятна.
Информация
доступна,
если имеет возможность ее получения. Различные барьеры могут сделать информацию
недоступной. Например, секретные документы, хранящиеся в архиве, невозможно
получить людям, которым доступ к таким архивам запрещен. Поэтому для этих людей
информация, содержащаяся в этих документах, будет недоступной.
Каждый
человек решает для себя вопрос о полезности и важности полученной информации в
зависимости от того, удовлетворяет или не удовлетворяет эта информация
перечисленным свойствам. Знание основных свойств информации помогает человеку
правильно оценивать получаемую информацию и принимать верное решение в каждом
конкретном случае.
Человек
постоянно получает информацию из окружающего мира, анализирует ее свойства,
выявляет существенные закономерности и тем самым познает мир. В процессе
понимания информации, ее анализа и применения на практике у человека
формируются знания. Одна и та же информация может приводить к появлению разных
знаний у разных людей. Сформированные знания человек использует в своей
деятельности. В то же время деятельность человека, способствует постоянному
пополнению его знаний об окружающем мире.
Знания
людей может разделить на два вида: декларативные и процедурные (рис. 2).
Рис. 2 Виды знаний
Декларативные
знания, по
своей сути, являются утверждениями и начинаются со слов «Я знаю, что…». К этому
виду относятся знания о конкретных объектах. Например, «Я знаю, что вещество,
энергия и информация являются основными ресурсами современного общества», «Я
знаю, что компьютер является универсальным устройством для работы с
информацией».
Процедурные
знания,
определяют действия, которые надо выполнить для достижения поставленной цели.
Они начинаются со слов «Я знаю, как…». Например, «Я знаю, как подключить
принтер к системному блоку компьютера», «Я знаю, как записать алгоритм сложения
двух чисел». Декларативные и процедурные знания позволяют человеку сформировать
свое собственное представление о предметах, процессах и явлениях окружающего
мира.
Два подхода к
понятию “информация”.
Информация для
человека – это
сведения, которые уменьшают существующую до их получения неопределенность
знания.
Под
информацией, когда речь идет о технике, принято понимать все сведения, которые
представлены в определенной форме для хранения, передачи и обработки с помощью
технических средств, в том числе и компьютера.
Таким
образом, понятие «информация» многозначно.
Существуют различные подходы к пониманию информации. До сих пор не дано
единого, универсального и исчерпывающего ее определения. Термин «информация»
может содержать разный смысл, в зависимости от тех областей знаний, в которых
он используется.
ТЕСТ
КРОССВОРД ПО ТЕМЕ
Презентация
ТЕСТ по теме
Информация. Свойства информации. Информационные процессы.
1 вопрос
Наука информатика изучает:
1. Процессы сбора, переработки, хранения, использования и передачи информации;
2. Технологию сбора, хранения, переработки, передачи и использования информации, а также сами эти процессы;
3. Технологию обработки информации посредством создания программного обеспечения и компьютеров.
2 вопрос
К основным информационным процессам относятся:
1. Получение, передача, преобразование, хранение, использование.
2. Получение, преобразование, обработка, хранение.
3. Преобразование, использование, хранение, получение.
3 вопрос
К какому информационному процессу относится получение фактов, сведений и данных о свойствах, структуре, взаимодействии объектов и явлений окружающего нас мира?
1. Передача
2. Получение
3. Преобразование
4. Хранение
5. Использование
4 вопрос
К какому информационному процессу относится процесс сообщения информации кому-либо или чему-либо?
1. Передача
2. Получение
3. Преобразование
4. Хранение
5. Использование
5 вопрос
К какому информационному процессу относится осмысление информации, производство определённых умозаключений на её основе?
1. Передача
2. Получение
3. Преобразование
4. Хранение
5. Использование
6 вопрос
Свойства информации:
1. Достоверность, ясность, правильность, накопляемость, объем
2. Полнота, правдивость, понятность, своевременность
3. Объективность, достоверность, полнота, актуальность, полезность, понятность.
7 вопрос
О каком свойстве информации идет речь?
Информации достаточно для достижения цели.
1. Новизна
2. Актуальность
3. Достоверность
4. Объективность
5. Ценность (полезность)
6. Полнота
8 вопрос
О каком свойстве информации идет речь?
Информация оказывает влияние на формирование целенаправленной деятельности именно в данный момент времени.
1. Новизна
2. Актуальность
3. Достоверность
4. Объективность
5. Ценность (полезность)
6. Полнота
9 вопрос
О каком свойстве информации идет речь?
Информация не зависит от свойств источника информации.
1. Новизна
2. Актуальность
3. Достоверность
4. Объективность
5. Ценность (полезность)
6. Полнота
10 вопрос
О каком свойстве информации идет речь?
Смысл данной информации отличается от смысла ранее имевшейся.
1. Новизна
2. Актуальность
3. Достоверность
4. Объективность
5. Ценность (полезность)
6. Полнота
11 вопрос
О каком свойстве информации идет речь?
Информация отражает реальное положение дел.
1. Новизна
2. Актуальность
3. Достоверность
4. Объективность
5. Ценность (полезность)
6. Полнота
12 вопрос
Информация — это:
1. Все, что мы видим и слышим;
2. Отражение предметного мира посредством знаков, сигналов определенного вида;
3. Разъяснение окружающей природы;
13 вопрос
Основные виды информации:
1. Символьная, звуковая, зрительная;
2. Звуковая, газеты, журналы, телевизор;
3. Видеоинформация, аудиоинформация.
14 вопрос
Наибольший объем информации человек получает при помощи:
1. слуха;
2. органов зрения;
3. органов осязания;
4. органов обоняния;
5. вкусовых рецепторов.
15 вопрос
Тактильную информацию человек получает посредством:
1. специальных приборов;
2. термометра;
3. барометра;
4. органов осязания;
5. органов слуха.
16 вопрос
Измерение температуры представляет собой:
1. процесс хранения информации;
2. процесс передачи информации;
3. процесс получения информации;
4. процесс защиты информации;
5. процесс использования информации.
17 вопрос
Перевод текста с английского языка на русский можно назвать:
1. процесс хранения информации;
2. процесс передачи информации;
3. процесс получения информации;
4. процесс защиты информации;
5. процесс обработки информации.
18 вопрос
Обмен информацией — это:
1. выполнение домашней работы;
2. просмотр телепрограммы;
3. наблюдение за поведением рыб в аквариуме;
4. разговор по телефону.
19 вопрос
К формальным языкам можно отнести:
1. язык;
2. язык программирования:
3. язык жестов;
4. русский язык;
5. китайский язык.
20 вопрос
В какой из последовательностей единицы измерения указаны в порядке возрастания
1. гигабайт, килобайт, мегабайт, байт
2. гигабайт, мегабайт, килобайт, байт
3. мегабайт, килобайт, байт, гигабайт
4. байт, килобайт, мегабайт, гигабайт
Свойства информации
Как и всякий объект, информация обладает свойствами. Характерной отличительной особенностью информации от других объектов природы и общества, является дуализм: на свойства информации влияют как свойства исходных данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, фиксирующих эту информацию.
С точки зрения информатики наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр.
1. Объективность информации. Объективный – существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация – это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения.
Пример. Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22°С» – объективную, но с точностью, зависящей от погрешности средства измерения.
Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как, преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта.
2. Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
* преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;
* искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон» ) и недостаточно точных средств ее фиксации.
3. Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.
4. Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.
5. Актуальность информации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.
6. Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.
Самая ценная информация – объективная, достоверная, полная, и актуальная. При этом следует учитывать, что и необъективная, недостоверная информация (например, художественная литература) , имеет большую значимость для человека. Социальная (общественная) информация обладает еще и дополнительными свойствами:
* имеет семантический (смысловой) характер, т. е. понятийный, так как именно в понятиях обобщаются наиболее существенные признаки предметов, процессов и явлений окружающего мира.
* имеет языковую природу (кроме некоторых видов эстетической информации, например изобразительного искусства) . Одно и то же содержание может быть выражено на разных естественных (разговорных) языках, записано в виде математических формул и т. д.
С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием информации. (Кумуляция – от лат. cumulatio – увеличение, скопление) .
Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) – медленнее.
Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.
1. Информацию, изложенную на доступном для получателя языке называют:
а) полной;
б) актуальной;
в) полезной;
г) достоверной;
д) понятной.
2. Информацию, не зависящую от личного мнения или суждения, называют:
а) достоверной;
б) понятной;
в) объективной;
г) полной;
д) актуальной;
3. Информацию, отражающую истинное положение вещей, называют:
а) достоверной;
б) полезной;
в) понятной;
г) актуальной;
д) полной;
4. Информацию, существенную и важную в настоящий момент, называют:
а) актуальной;
б) достоверной;
в) полной;
г) понятной;
д) полезной;
5. Наибольший объем информации человек получает при помощи:
а) органов зрения;
б) органов обоняния;
в) вкусовых рецепторов;
г) органов осязания;
д) органов слуха;
6. Тактильную информацию человек получает посредством:
а) барометра;
б) органов осязания;
в) специальных приборов;
г) органов слуха;
д) термометра;
7. Сигнал называют аналоговым, если
а) он несет какую-либо информацию;
б) он может принимать конечное число конкретных значений;
в) это цифровой сигнал;
г) он несет текстовую информацию;
д) он непрерывно изменяется по амплитуде во времени;
8. Сигнал называют дискретным, если
а) он несет текстовую информацию;
б) он может принимать конечное число конкретных значений;
в) он несет какую-либо информацию;
г) это цифровой сигнал;
д) он непрерывно изменяется по амплитуде во времени;
9. Преобразование непрерывных изображений и звука в набор дискретных значений в форме кодов называют —
а) декодированием;
б) кодированием;
в) дискретизацией;
г) информатизацией.
10. Измерение температуры представляет собой:
а) процесс получения информации;
б) процесс защиты информации;
в) процесс передачи информации;
г) процесс хранения информации;
д) процесс использования информации.
11. Перевод текста с английского языка на русский можно назвать:
а) процесс получения информации;
б) процесс защиты информации;
в) процесс хранения информации;
г) процесс передачи информации;
д) процесс обработки информации.
12. Обмен информацией — это:
а) разговор по телефону;
б) выполнение домашней работы;
в) просмотр телепрограммы;
г) наблюдение за поведением рыб в аквариуме;
13. К формальным языкам можно отнести:
а) китайский язык;
б) английский язык;
в) русский язык;
г) язык жестов;
д) язык программирования;
14. Основное отличие формальных языков от естественных:
а) каждое слово имеет только один смысл;
б) каждое слово имеет не более двух значений;
в) каждое слово имеет только один смысл и существуют строгие правил грамматики и синтаксиса;
г) количество знаков в каждом слове не превосходит некоторого фиксированного числа; д) в наличии строгих правил грамматики и синтаксиса;
15. Двоичное число 100012 соответствует десятичному числу
а) 25610
б) 1000110
в) 1710
г) 100110
д) 1110
16. Число 248 соответствует числу
а) 7616
б) BF16
в) 1416
г) 2016
д) 1011016
17. Какое число лишнее:
а) 111111112
б) 22610
в) FF16
г) 3778
18. Укажите самое большое число:
а) 1448
б) 14410
в) 14416
г) 1446
19. За единицу количества информации принимается:
а) бит
б) бод
в) байтов
г) байт
20. В какой из последовательностей единицы измерения указаны в порядке возрастания
а) мегабайт, килобайт, байт, гигабайт
б) байт, килобайт, мегабайт, гигабайт
в) гигабайт, мегабайт, килобайт, байт
г) гигабайт, килобайт, мегабайт, байт
Свойства информации – это ни что иное как признаки информации – ее качественные характеристики. Эти свойства тесно взаимосвязаны между собой:
— Объективность-Субъективность;
— Достоверность-Недостоверность;
— Полнота-Неполнота;
— Актуальность-Неактуальность;
— Ценность-Бесполезность;
— Понятность-Непонятность.
Объективность информации.
«Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.»
Пример. Сообщение “На улице тепло” несет субъективную информацию, а сообщение “На улице 22 градуса по Цельсию” — объективную информацию (если термометр исправен). Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов.Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной и становится субъективной, так как, преобразовывается в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания конкретного субъекта.
Достоверность информации.
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Пример. В процессе разговора по телефону услышать собеседника мешает шум, из-за чего невозможно точно воспринять информацию, в этом случае информация будет недостоверна.
Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
· преднамеренное искажение (дезинформация);
· искажение в результате воздействия помех (“испорченный телефон”);
· непреднамеренное искажение (слухи, байки, рыбацкие истории).
Полнота информации.
Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания ситуации и принятия решения. Например, мечта историка – иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события, происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.
Актуальность (своевременность) информации.
Актуальность (своевременность) информации – это важность, существенность для настоящего времени. Пример. Сообщение “Сейчас на улице идет дождь” актуально для человека, который собирается идти на улицу и неактуально, для человека, который собирается остаться дома.
Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу, например, предупреждения о землетрясениях, ураганах, других стихийных бедствиях. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).
Полезность или бесполезность информации.
Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей.Полезность информации – оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью. Пример. Сообщение “Завтра будет контрольная по математике” полезно ученику – он может подготовиться, и бесполезна ему, если у него температура, и он не пойдет в школу.
Самая ценная для нас информация — достаточно полезная, полная, объективная, достоверная. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.
Понятность информации.
Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.
Пример. Нотная запись для учащегося музыкальной школы несет понятную информацию. А вот для ученика не знакомого с нотной грамотой эта информация будет просто непонятна.
С уважением!
Нежданов Игорь Юрьевич