Определите какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях

Определите какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях thumbnail

1. Одним из внешних факторов восприятия является:

1) повторяемость.

2) опыт.

3) потребности.

4) мотивация.

Ответ: 1.

2. Вид ощущений, механизмом которых является ощущение движения и положения тела в пространстве:

1) хроматические.

2) кинестезические.

3) кожные.

4) проприоцептивные.

Ответ: 2.

3. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и особенностей его личности:

1) апперцепция.

2) инсайт.

3) осмысленность.

4) перцепция.

Ответ: 1.

4. Константность восприятия – это свойство:

1) приобретенное.

2) генетически обусловленное.

3) врожденное.

4) частное.

Ответ: 1.

5. Результатом процесса восприятия становиться:

1) ощущение.

2) опыт.

3) психологическая нагрузка.

4) построенный образ.

Ответ: 4.

5. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

1.Определите, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:

1) ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.

2) незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.

3) слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.

4) когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.

5) музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.

6) в сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.
7) темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину.

8) заяц достаточно успешно отличает волков от других животных независимо от их роста или масти. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца?

Ответ:

1) целостность.

2) категориальность.

3) апперцепция.

4) апперцепция.

5) целостность.

6) константность.

7) апперцепция.

8) константность.

2. Оцените корректность использования терминов «ощу­щение» и «восприятие» в свете соответствующих научных определе­ний.

1) Хотя ощущения соединяются в восприятии, восприятие нельзя рас­сматривать как сумму ощущений. Эта ошибка, имевшаяся в истории пси­хологии, была преодолена в гештальтпсихологии.

2) Первым отделом анализатора является воспринимающий прибор или рецептор, производящий преобразование энергии раздражителя в процесс нервного возбуждения.

3) Анализаторы — это сложные системы чувственных нервных образо­ваний, воспринимающие и анализирующие раздражители, действующие на животных и человека.

4) Студент воспринял лекцию по психологии воли как импульс к ак­тивной самостоятельной работе над данной темой.

5) Восприятие — это процесс, качественно отличающийся от ощуще­ния, в котором отражаются лишь отдельные свойства предметов и явле­ний.

6) Психология XX в. воспринимается как весьма активный, бурный и продуктивный период развития психологического знания.

7) Мироощущение людей довольно резко изменяется во время круп­ных исторических событий (революции, войны, реформы и др.).

8) Многообразие ощущений обусловлено качественным многообрази­ем отражаемой действительности.

Ответ: В п. 4 и 6 представлено неправомерное со строго научной точки зрения, но весьма употребительное в обычной речи преувеличе­ние объема понятия «восприятие». Так, слушая лекцию, человек не только воспринимает, но и мыслит, воображает, вспоминает… Эти же познавательные процессы происходят и в оценке периода развития пси­хологии. В п. 7 еще больше преувеличивается объем понятия «ощуще­ние». Фактически тут термин «мироощущение» используется в значе­нии, близком к понятию «мировоззрение». В п. 2 и 3 — некорректное, хотя и распространенное в научных текстах, использование термина «восприятие». Ведь получается, что восприятие — процесс, входящий в состав ощущения. Руководствуясь научным определением восприятия, можно утверждать, что рецепторы сами по себе ничего воспринимать не могут.

Источник

1. Удалось ли выполнение задание?

2. Что было тяжелее: найти сходства или различия в сравнении ощущения и восприятия?

3. Что такое ощущения?

4. Какие виды ощущений существуют? Какие свойства?

5. Что такое восприятие:

6. Какие особенности присущи восприятию?

10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

1. Одним из внешних факторов восприятия является:

1) повторяемость.

2) опыт.

3) потребности.

4) мотивация.

Ответ: 1.

2. Вид ощущений, механизмом которых является ощущение движения и положения тела в пространстве:

1) хроматические.

2) кинестезические.

3) кожные.

4) проприоцептивные.

Ответ: 2

3. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и особенностей его личности:

1) апперцепция.

2) инсайт.

3) осмысленность.

4) перцепция.

Ответ: 1

4. Константность восприятия – это свойство:

1) приобретенное.

2) генетически обусловленное.

3) врожденное.

4) частное.

Ответ: 1.

5. Результатом процесса восприятия становиться:

1) ощущение.

2) опыт.

3) психологическая нагрузка.

4) построенный образ.

Ответ: 4.

11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

1.Определите, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:

1) ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.

2) незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.

3) слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.

4) когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.

5) музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.

6) в сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.
темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину.

7) заяц достаточно успешно отличает волков от других животных независимо от их роста или масти. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца?

Ответ:

1) целостность.

2) категориальность.

3) апперцепция.

4) апперцепция.

5) целостность.

6) константность.

7) апперцепция.

8) константность.

2. Оцените корректность использования терминов «ощу­щение» и «восприятие» в свете соответствующих научных определе­ний.

1) Хотя ощущения соединяются в восприятии, восприятие нельзя рас­сматривать как сумму ощущений. Эта ошибка, имевшаяся в истории пси­хологии, была преодолена в гештальтпсихологии.

2) Первым отделом анализатора является воспринимающий прибор или рецептор, производящий преобразование энергии раздражителя в процесс нервного возбуждения.

3) Анализаторы — это сложные системы чувственных нервных образо­ваний, воспринимающие и анализирующие раздражители, действующие на животных и человека.

Читайте также:  Какими вкусовыми свойствами обладает черный байховый чай

4) Студент воспринял лекцию по психологии воли как импульс к ак­тивной самостоятельной работе над данной темой.

5) Восприятие — это процесс, качественно отличающийся от ощуще­ния, в котором отражаются лишь отдельные свойства предметов и явле­ний.

6) Психология XX в. воспринимается как весьма активный, бурный и продуктивный период развития психологического знания.

7) Мироощущение людей довольно резко изменяется во время круп­ных исторических событий (революции, войны, реформы и др.).

8) Многообразие ощущений обусловлено качественным многообрази­ем отражаемой действительности.

Ответ: В п. 4 и 6 представлено неправомерное со строго научной точки зрения, но весьма употребительное в обычной речи преувеличе­ние объема понятия «восприятие». Так, слушая лекцию, человек не только воспринимает, но и мыслит, воображает, вспоминает… Эти же познавательные процессы происходят и в оценке периода развития пси­хологии. В п. 7 еще больше преувеличивается объем понятия «ощуще­ние». Фактически тут термин «мироощущение» используется в значе­нии, близком к понятию «мировоззрение». В п. 2 и 3 — некорректное, хотя и распространенное в научных текстах, использование термина «восприятие». Ведь получается, что восприятие — процесс, входящий в состав ощущения. Руководствуясь научным определением восприятия, можно утверждать, что рецепторы сами по себе ничего воспринимать

не могут.

Источник

Задание 1. Определите, какие свойства восприятия проявляются в следующих случаях:

1). Известный отечественный врач-онколог во время посещения Лувра заметил, что на одной из картин изображена женщина, больная раком груди.

2). Когда мы видим схематическое изображение какого-либо объекта (например, человеческой фигуры), то без труда угадываем его. Это свойство восприятия широко используется художниками.

3). Если впервые посмотреть с большой высоты вниз, то все будет казаться уменьшенным по размеру. Но со временем все нормализуется. Например, этого не наблюдается у машинистов башенных кранов, у монтажников-высотников.

4). Когда человек смотрит на какой-либо предмет, то его глаз двигается.

5). Известно, что влюбленный человек не замечает изъянов во внешности своего избранника.

6). Если смотреть на удаленные рельсы, то они кажутся сходящимися.

Задание 2. Какую функциональную роль в восприятии выполняют устойчивые социальные стереотипы, установки? Обоснуйте свой ответ, опираясь на следующий эксперимент.

Испытуемым предъявляли фотографии мужских и женских лиц, а затем просили их описать. Вот некоторые ответы испытуемых – описание одного и того же лица:

— Очень волевое лицо, бесстрашные глаза, губы сжаты – чувствуется душевная сила, стойкость, выражение лица гордое. Это герой.

— Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами. Это преступник.

— Открытое лицо, крупные черты, лоб выпуклый, очень выразительные глаза – умные, проницательные, поза свободная, непринужденная. Это писатель.

Задание 3. Какая важная особенность восприятия проявляется в ответах нормального человека и человека с нарушенной психикой? Обоснуйте.

Испытуемым показали расплывшееся пятно от чернил на бумаге и спросили: «Что вы видите? Что это? Психически здоровый человек ответил: «Это птица какая-то, вот крылья», «это две собаки встретились». На этот же вопрос человек с нарушенной психикой сказал: «Это клякса. Пятно».

Задание 4. Какие закономерности восприятия влияют на понимание смысла изображения?

В кино известен эффект Кулешова. Он отснял известного в свое время артиста немого кино Мозжухина с нейтральным выражением лица и смонтировал крупным планом снятое лицо с гробом, тарелкой супа и играющим ребенком. Просмотр этих кадров показал, что зрители по-разному оценивают мимику и душевное состояние человека в последующем кадре в зависимости от предыдущего.

Задание 5. Какая из закономерностей восприятия (целостность, выделение фигуры из фона, зависимость восприятия части от восприятия целого) проявляется в данных примерах?

А. Маяковский был высокого роста, и все обычно привыкли видеть его снизу, с подбородка: в этом ракурсе его лицо приобретало тяжелую скульптурную монументальность. На самом же деле, с точки зрения обычных пропорций, подбородок у Маяковского не был большим. Подбородок у него был мягкого контура. Монументальность поэту придавали плечи, рост, широкий рот оратора, жгучие, огромные выразительные глаза.

Б. Человек с подвижным и выразительным лицом и богатой жестикуляцией, находящийся среди людей с бедной мимикой и пантомимикой, производит более сильное впечатление. Незнакомый офицер будет острее воспринят в группе солдат, чем среди других офицеров, при прочих равных условиях восприятия.

Источник

1. Гальперин по психологии – М.,2011.

2. Рубинштейн общей психологии. – М., 2007

3. Немов . В 3кн. Кн.1. – М., 2010г.

4. Столяренко психологии. – Ростов — на Дону, 2011.

5. Ярошевкий психологии. – М., 1997.

Тема 2. Чувственные формы освоения действительности.

При изучении темы важно:

    при изучении процесса ощущений:

уяснить сущность ощущения как психического процесса;

— понять физиологическую основу ощущений;

— уяснить основные свойства ощущений;

— ознакомиться с основными видами ощущений.

    при изучении процесса восприятия:

— уяснить сущность восприятия как психического процесса;

— понять физиологическую основу восприятия;

— уяснить основные свойства восприятия;

— понять закономерности восприятия и их влияние на деятельность человека;

— ознакомиться с основными видами восприятия;

— ознакомиться с феноменами восприятия;

— понять как соотносятся между собой ощущение и восприятие;

— понять роль восприятия в процессе деятельности человека.

Для лучшего усвоения темы необходимо:

·  Акцентировать внимание на следующих группах понятий:

-ощущения, адаптация, анализатор, контраст, порог ощущений, сенсибилизация, экстерорецептивный, интерорецептивный, пропрецептивный, параллельная обработка информации;

-сенсорная адаптация, интенсивность, порог различения, абсолютный порог;

-восприятие, преднамеренное восприятие, непреднамеренное восприятие, свойства восприятия: константность, предметность, целостность, обобщенность, апперцепция, избирательность, фигура-фон, стереотип восприятия.

    Выполнить задания:

Задание 1. Перечислите несколько разноплановых видов профессиональной деятельности и заполните таблицу:

Вид профессиональной деятельности

К каким видам ощущений данная профессиональная деятельность предъявляет повышенные требования

Обоснование

Задание 2. Подготовьте пять рекомендаций, предписывающих, где и как можно использовать свойства ощущений на практике.

Задание 3. Прочитайте два нижеследующих отрывка. Сравните текст. О чем идет речь в каждом приведенном фрагменте? Убедитесь в том, что в них ни одно слово не изменено и не меняет своего места. Объясните, в чем причина различного восприятия одного и того же текста. Приведите собственные примеры.

Читайте также:  У какого элемента сильнее выражены неметаллические свойства у хлора

( «Сон в летнюю ночь».)

«…Не думайте, коль мы не угодим,

Что может быть у нас желанья мало

Искусством скромным вас занять своим.

Вот нашего конца сейчас начало.

Мы не жалеем своего труда.

Вас оскорблять не входит в наши цели.

Вас развлекать явились мы сюда. Не с тем,

Чтоб вы об этом пожалели,

Актеры здесь. Их стоит показать,

Чтоб узнали все, что надо знать.»

«…Не думайте. Коль мы не угодим,

Что может быть. У нас желанья мало

Искусством скромным вас занять своим.

Вот нашего конца сейчас начало.

Мы не жалеем своего труда

Вас оскорблять. Не входит в наши цели

Вас развлекать. Явились мы сюда не с тем.

Чтоб вы об этом пожалели,

Актеры здесь. Их стоит показать,

Чтоб узнали все, что надо знать».

Задание 4.Определите, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях[2].

    Известный отечественный врач — онколог во время посещения Лувра заметил, что на одной из картин изображена женщина, больная раком груди. Когда мы видим схематическое изображение какого-либо объекта (например, человеческой фигуры), то без труда угадываем его. Это свойство восприятия широко используется художниками. При просмотре шахматной партии опытный шахматист без труда определяет, чья позиция выигрышнее. При некоторых психических заболеваниях людей наблюдается следующее расстройство восприятия: больные перестают узнавать предметы, хотя без особого труда определяют их составные элементы. Если впервые посмотреть с большой высоты вниз, то все будет казаться уменьшенным по размеру. Но со временем все нормализуется. Например, этого явления не наблюдается у машинистов башенных кранов и у монтажников – высотников. После ампутации конечности у людей наблюдается феномен фантомной конечности. Он выражается в том, что у них длительное время сохранятся образ несуществующей руки или ноги, и люди ведут себя так, как если бы она действительно была на месте. Время от времени им кажется, что она неудобно лежит, чешется, болит, мерзнет и т. д. и хочется исправить ее положение. Когда человек смотрит на какой — то предмет, то глаз его все время движется. Известно, что влюбленный человек не замечает изъянов во внешности своего избранника. Если смотреть на удаляющееся рельсы, то они кажутся сходящимися. Обычно мы смотрим на стоящие на столе тарелки сбоку, а не сверху. Однако, они нам кажутся не овальными, а круглыми.

Задание 5. Подготовьте 5 рекомендаций для выпускника, проходящего собеседование при приеме на работу, основываясь на известные вам свойства восприятия.

Задание 6. Представьте, что вам необходимо проконсультировать представителей студенческой редколлегии при оформлении рекламного объявления с учетом следующих позиций:

·  фигура и фон;

·  сходство;

·  относительная яркость;

·  соотношение «размер – расстояние»;

·  культура и стереотипы.

Для самооценки знаний по теме ответьте на следующие вопросы:

1.  Как устроен анатомо-физиологический аппарат человека, служащий для приема ощущений?

2.  Какие свойства ощущений вы знаете?

3.  Что понимается под восприятием?

4.  Что является физиологической основой восприятия?

5.  Какие свойства восприятия вы знаете?

6.  Какие особенности присущи человеческому восприятию?

7.  Каковы основные феномены восприятия?

Темы докладов и рефератов.

    Роль мышления в процессе восприятия. Влияние стереотипов на процесс восприятия. Человек как объект восприятия. Психологические изменения у человека в условиях сенсорной депривации. Методы исследования восприятия. Восприятие и иллюзии.

Для работы по данной теме рекомендована литература:

1.  Ананьев ощущений. – Л., 1961.

2.  Бодалев и понимание человеком человека. – М., 1982.

3.  Грановская практической психологии. – Л. , 1988.

4.  , Домашенко по психологии. – М.,2004.

5.  Что такое психология? Т. 1,2. – М., 2004.

6.  Лурия и восприятие. – М., 1975.

7.  Рубинштейн общей психологии. В 2 т. – М., 1989.

8.  Немов . В 3кн. Кн.1 – М., 2007.

9.  Психология. – Минск, 2001.

10.  Миракян и полифункциональность восприятия. – М., 1992.

11.  Мысль. Разум. Интеллект. Практическое руководство по развитию умственных способностей. – М., Ридерз Дайджест, 2003.

12.  Столяренко психологии. – Ростов — на Дону, 2011.

13.  Хрестоматия по ощущению и восприятию. — М.. 1975.

Тема 3. Сквозные психические процессы.

При изучении темы важно:

    при изучении процесса внимания:

— уяснить сущность внимания как психического процесса;

— понять физиологические основы внимания;

— уяснить функции внимания;

— понять свойства и закономерности внимания;

— ознакомиться с различными видами внимания;

— понять механизмы и особенности развития внимания.

    при изучении процесса памяти:

— уяснить сущность памяти как психического процесса;

— понять физиологические основы памяти;

— уяснить функции памяти;

-ознакомиться с основными компонентами процесса памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание и их особенностями;

-ознакомиться с различными видами памяти и понять их специфику и влияние на жизнедеятельность человека;

— усвоить приемы организации оптимального запоминания;

-понять сущность представлений, их связь с восприятием и другими психическими процессами;

— усвоить влияние представлений на восприятие человека.

    при изучении процесса мышления:

— уяснить сущность мышления как психического процесса;

— понять физиологическую основу процесса мышления;

— изучить различные теории развития мышления Ж. Пиаже, , Паскуале – Леоне и др. и их сходство и отличия друг от друга, их вклад в развитие психологии;

— ознакомиться с видами мышления, процессами и закономерностями их развития;

— изучить разнообразные мыслительные операции и формы мышления;

— изучить из чего складывается продуктивность ума и пути ее развития.

    при изучении процесса воображения:

— уяснить сущность воображения как психического процесса;

— понять физиологическую основу воображения;

— изучить функции воображения;

— ознакомиться с различными формами воображения;

— изучить этапы развития творческого воображения;

— изучить методы активизации мыслительной деятельности;

— понять механизм творческого мышления.

    при изучении процесса речи:

— уяснить сущность речи как психического процесса;

— понять физиологическую основу речи;

— изучить свойства речи;

— изучить взаимосвязь мышления и речи, понять соотношение в их развитии;

    при изучении эмоциональных процессов:
Читайте также:  Где какие химические свойства

— уяснить сущность эмоций как психического процесса;

— понять физиологические основы эмоциональных процессов;

— понять механизм формирования эмоций и основные закономерности возникновения и угасания эмоций;

— изучить функции эмоций;

— изучить влияние эмоций на другие психические процессы и их влияние на подсознание человека;

— понять роль эмоций в познавательном процессе;

— изучить влияние эмоций на личностное развитие.

    при изучении волевых процессов:

— уяснить сущность воли как психического процесса;

— понять физиологические основы волевых процессов;

— понять механизм формирования волевых действий;

— изучить особенности проявления волевых действий;

— усвоить этапы развития сложных волевых действий;

— понять особенности формирования воли.

Для лучшего усвоения темы необходимо:

·  Акцентировать внимание на следующих группах понятий:

— внимание, концентрация внимания, устойчивость внимания, объем внимания, распределение внимания, переключение внимания, отвлечение внимания, колебания внимания, непроизвольное внимание, произвольное внимание, послепроизвольное внимание;

— память, мнемическая деятельность, запоминание, сохранение информации, воспроизведение информации, узнавание информации, забывание информации, мгновенная память, кратковременная память, долговременная память, оперативная память, слуховая память, зрительная память, эмоциональная память, двигательная память, словесно- логическая память, механическая память, непроизвольная память, произвольная память;

— мышление, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление; операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование; формы мышления: понятие, суждение, умозаключение, аналогия; способы мышления: индукция, дедукция; продуктивность ума: критичность, гибкость, творчество, глубина, быстрота, инициативность, сообразительность;

— воображение, формы воображения: агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация, заострение; пассивное воображение, активное воображение;

— речь, язык, свойства речи : выразительность, воздейственность, понятность, содержательность; функции речи: функция выражения, функция воздействия, функция сообщения, функция обозначения; устная речь, письменная речь, внутренняя речь, монологическая речь, диалогическая речь, синтагматические и парадигматические механизмы речи;

— эмоции, чувства, настроения, страсть, аффект, воля.

    Выполнить задания:

Задание 1. Подберите несколько рекламных объявлений. Проанализируйте их по седующим позициям:

-на какой вид внимания они ориентированы;

-какие стимулы использованы разработчиками рекламы для привлечения внимания потребителей.

Задание 2. Пользуясь учебной литературой, заполните таблицу, отражающую специфику различных видов внимания.

Вид внимания

Максимальная продолжительность

Основные стимулы, привлекающие данный вид внимания

Рекомендации при выполнении учебной деятельности (не менее 3х)

Задание 3. Перечислите основные функции памяти и опишите по пять жизненных ситуаций, в которых актуализируется каждая из них[3].

Задание 4. Пользуясь учебной литературой, заполните следующую таблицу, отражающую взаимосвязь профессиональной деятельности и вида памяти. Вид профессии выберите самостоятельно.

Вид профессии

Вид памяти наиболее важный для данной профессии

Обоснование

Рекомендации для специалиста

Задание 5. Выберите несколько абзацев текста из вашего реферата, ранее подготовленного по какой — либо дисциплине. Проанализируйте материал с учетом следующий позиций:

— осмысленность изложения материала;

— понятность изложения;

— связанность изложения;

— наглядность;

— ритмичность.

Внесите в него изменения, направленные на улучшенное запоминание материала.

Задание 6. Пользуясь учебной литературой, заполните следующую таблицу.

Теория развития мышления

Основные позиции

Отличительные черты

Что в данной теории подвергалось критике и почему

Задание 7. Опишите основные типы задач, которые приходится решать специалисту вашей будущей профессии. Определите, на какие мыслительные операции и виды мышления они ориентированы.[4]

Задание 8. Укажите, какие приемы создания образов были использованы для создания следующих персонажей:

Баба — яга;

Человек- амфибия;

Дядя Степа;

Гулливер;

Кот Матроскин;

Бетмен.

Задание 9. Разработайте не менее пяти рекомендаций по повышению продуктивности ума.

Задание 10. Прочитайте внимательно приведенные ниже выражения. Определите, какие из них характеризуют речь, а какие – язык:

-средство хранения и передачи познавательного, трудового, нравственного — эстетического опыта многих поколений;

-система исторически сложившихся словесных знаков как средства общения;

-психическая деятельность, которая проявляется как процесс общения с помощью слов;

-деятельность общения людей для передачи мысли, выражения чувств, воли средствами языка.

Задание 11. Пользуясь учебной литературой, заполните таблицу «Сравнительные характеристики эмоций».

Виды эмоций

Основные характеристики

Степень проявления

Длительность протекания

Задание 12. Опишите механизм возникновения обобщенной эмоции «Обида». Составьте рекомендации по снижению обидчивости.

Задание 13. Пользуясь учебной литературой, заполните таблицу «Сравнительные характеристики познавательных процессов».

Вид познавательного процесса

Определение

Функции

Виды

Свойства

Законы

Методы диагностики

Ощущение

Восприятие

Внимание

Память

Мышление

Воображение

Речь

Для самооценки знаний по теме ответьте на следующие вопросы:

1.  Возможная ли интеллектуальная деятельность без внимания?

2.  Какие выделяются виды внимания? В чем их основные отличия?

3.  Каковы особенности развития внимания?

4.  Какие выделяются виды памяти?

5.  Какие существуют методы активизации мыслительной деятельности?

6.  В чем основные отличия наглядно-образного мышления от наглядно-действенного?

7.  Какие существуют закономерности развития наглядно-образного мышления? В каком возрасте наглядно-образное мышление достигает своего расцвета?

8.  Как соотносятся в развитии речь и мышление?

9.  Какие выделяют мыслительные операции?

10.  Каковы функции воображения как психического процесса?

11.  Каковы основные закономерности возникновения эмоций?

12.  Какие существуют теории возникновения эмоций?

13.  Каков механизм возникновения эмоций?

14.  Как эмоции влияют на запоминание информации?

15.  Какое влияние эмоции оказывают на развитие личности?

16.  Как раскрывается механизм сложных волевых действий?

Темы докладов и рефератов.

    Память как процесс обработки информации. Ретроградная амнезия. Хранение информации в кратковременной памяти. Физиологические основы памяти. Подсказки для воспроизведения информации. Ложные и истинные воспоминания. Приемы развития памяти. Функционирование системы памяти. Ригидность мышления и творческое мышление. Приемы развития креативности мышления. Предубеждения и их влияние на процесс мышления. Моделирование мышления: искусственный разум. Механизмы развития речи. Животные и речь: мифы и реальность. Воображение как репродуктивная деятельность. Влияние языка на мышление. Детектор лжи: механизм действия. Фантазии и действительность: взаимосвязь. Физиология эмоций. Культура выражения эмоций. Эффекты экспрессии лица. Теория противоположных эмоций. Взаимосвязь эмоций, сознания и подсознания.

Для работы по данной теме рекомендована литература:

1. Психология счастья. – М. .Прогресс, 1990.

2.Бородкин . – Новосибирск, 2000.

3.Бехтерев и жизнь. – М.,1904.

Определите какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5 6 7 8

Источник