Определение предпринимательской деятельности содержится в каком кодексе

Правовое определение предпринимательской деятельности даёт ст. 2 ГК РФ. Это систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

Единственным нормативным актом, который определяет понимание прибыли является ст. 247 НК РФ, трактующая её в качестве доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии главой 25, содержащей статьи о налог на прибыль. Право получать прибыль имеют все участники гражданско-правового оборота, зарегистрированные в качестве субъектов коммерческой деятельности. Если при этом юридическое лицо не образуется, то право устанавливается правилами ст. 23 ГК РФ.

Правовая сущность предпринимательства граждан

Их суть сводится к тому, что все правила, применяемые к юридическим лицам, актуальны и для индивидуальных предпринимателей, но с учетом их специфики. В частности, ИП могут заниматься только отдельными видами деятельности, а закон может устанавливать специальные для того условия. Однако предпринимателем лицо всё равно становится только тогда, когда соблюдены два основных — оно регулярно получает прибыль и при этом прошло процедуру государственной регистрации.

Юридически гражданин, занимающийся предпринимательством без образования юрлица с нарушением требований п. 1 ст. 23 ГК РФ, не может ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд обладает возможностью применить к таким сделкам все правила ГК РФ и других кодексов об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Регистрация ИП проводится на основании тех же правил, что и регистрация юридических лиц, которые отражены в ст. 1 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В настоящий момент он действует в редакции от 27.12.2018 года.

Сущность принципиального подхода к регистрации в этом законе не изменилась. Это государственный акт, который сводится к постановке на учет в налоговых органах. Он относится к числу правообразующих, что выражается в появлении у гражданина ответственности. Ещё одним признаком является публичность. С момента регистрации в налоговых органах гражданин попадает в ЕГРИП, сведения из которого доступны всем желающим.

Основная проблема правового регулирования частного предпринимательства граждан

Не только в области регистрации, но и в дальнейшей практике ИП максимально приближены к юридическим лицам, а их деятельность не регламентирована какой-то собственной системой норм. На ИП распространяются практические все те, что имеют отношение к коммерческим организациям, а условия для этого создаёт правило п. 3 ст. 23 ГК РФ.

Законодательство РФ, в части правового регулирования предпринимательской деятельности граждан, стало единым для слишком большого количества видов и типов тех, кто относится к субъектам коммерческой деятельности. Одинаковые нормы права применяются для концернов с многомиллионными оборотами, владельцев магазинов, заводов и по отношению к рабочим, которые не имеют даже средств производства, но владеют лишь инструментом, нужным им для осуществления профессиональной деятельности.

Однако остаётся спорным, что к индивидуальным частным предпринимателям можно относиться так же, как к коммерческим организациям. Причина невозможности полноценного приравнивания как раз в том, что у юридических лиц нет личности, а людей — есть. При прочих равных условиях директор и другие руководители коммерческой организации несут ответственность лишь в пределах уставного капитала, активов юридического лица, а индивидуальный предприниматель — своим личным имуществом, что уже говорит о том, что относиться к ИП так же, как и к организации невозможно.

Слишком высокие риски становится основной причиной для того, чтобы граждане РФ не спешили с регистрацией предпринимательской деятельности. Кто-то вообще, а кто-то именно в качестве ИП. Не опасающиеся вести бухгалтерскую отчётность и имеющие некоторые познания в области юриспруденции лица выбирают регистрацию ООО с одним учредителем. Остальные же просто обходятся без всякой.

Если доход гражданина низкий, он не имеет наёмных работников, не нуждается в торговой точке, то это чаще всего остаётся незамеченным. Все те случаи, когда не имеют регистрации обычные трудящиеся граждане, невозможно однозначно отнести к тем, что представляют собой незарегистрированную предпринимательскую деятельность. Если человек работает по скрытому найму, и это никак не отражено в документации, то в таком случае больше признаков уклонения от налогообложения работодателя, чем незарегистрированной предпринимательской деятельности работника.

Существенно снижает правовую и экономическую защищённость граждан то, что в РФ нет не облагаемого налогом минимального дохода, про который упрямо «забывает» отечественный законодатель. Это уровень, который определён практически во всех странах мира, где правительство с уважением относится к своему народу.

К примеру, в Китае он составляет 750 долларов США. Такой размер был введён летом 2018 года Всекитайским собранием народных представителей. До этого освобождались от уплаты подоходного налога лица, зарабатывающие менее 600 долларов США.

В Эстонии, например, с 1 января 2018 применяется ко всем доходам единый не облагаемый налогом доход по ставке до 6000 евро в год или до 500 евро в месяц.

В России налогом облагается любой доход, даже если он меньше уровня МРОТ.

Законодатель же занят порождением сомнительных инициатив, которые пока внедряются на экспериментальном уровне. Это ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». Ставки — 4%, если реализация осуществляется физлицам, и 6%, если реализация осуществляется ИП и ЮЛ. Правда, этот вид в НК РФ имеет наименование «плательщики налога на профессиональный доход». В свете последних инициатив они получили название «самозанятые граждане».

Читайте также:  В каких продуктах содержится белок и углеводы без жиров

В ходе проведения эксперимента по установлению для такой категории особого налогового режима их число несколько выросло. Плательщиками налога на профессиональный доход в России зарегистрировались примерно 114 тысяч человек. Об этом сообщил глава ФНС Михаил Мишустин на заседании Общественного совета при ФНС в июне 2019 года.

Виды регистрации граждан, получающих доход своими силами

Таким образом, в России существует три вида решения проблемы получения дохода гражданами.

  • Регистрация ИП, которая создаёт довольно высокие риски, поскольку для правового регулирования деятельности ИП используются те же правила, что актуальны для любых субъектов коммерческой деятельности.
  • Регистрация ООО с одним учредителем. Несмотря на то, что формально это выходит за пределы применения ст. 23 ГК РФ, в сущности — такое же индивидуальное предпринимательство по факту. Лишь иллюзия то, что ИП нужно оформлять меньше бумаг. Всё зависит от выбранной системы налогообложения. В некоторых случаях ИП придётся оформлять даже больше документов, чем ООО с одним учредителем.
  • Регистрация деятельности в качестве плательщика дохода на профессиональный доход. В перспективе это может стать точно таким же ИП, поскольку нет ни одного нормативного акта, который подтверждал бы, что низкие налоговые ставки введены на постоянной основе. Всё это более напоминает реализацию проекта вывода из тени тех, кто получает деньги, но про это не знают в ФНС.

Существует и четвёртый вариант, который не предусматривает никакой регистрации. Его и использует большая часть граждан, не имеющих официального трудоустройства. Точное их число неизвестно. По данным Росстата, в апреле 2015 года таких было не менее 4,4 млн. человек. Разумеется, эта цифра крайне далека от реальности. В действительности это не менее 40 млн. граждан, которые заняты в самых разных сферах, в том числе и так называемой теневой занятости.

Позиция высших судов

Источник

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) — 4) утратили силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также — поддержка) — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее — государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее также — корпорация развития малого и среднего предпринимательства), его дочерних обществ и деятельность акционерного общества «Российский экспортный центр» (далее — Российский экспортный центр) по поддержке экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», его дочерних обществ;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) финансовая организация — профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли, кредитный потребительский кооператив, микрофинансовая организация.

(п. 6 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 265-ФЗ)

7) социальное предпринимательство — предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 24.1 настоящего Федерального закона;

(п. 7 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 245-ФЗ)

8) социальное предприятие — субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства;

(п. 8 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 245-ФЗ)

9) национальная гарантийная система поддержки малого и среднего предпринимательства (далее — национальная гарантийная система) — система взаимодействующих организаций, осуществляющих деятельность в целях обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к кредитным и иным финансовым ресурсам, состоящая из участников национальной гарантийной системы, к которым относятся корпорация развития малого и среднего предпринимательства, акционерное общество «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства», а также фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств) (далее — региональные гарантийные организации), соответствующие требованиям к региональным гарантийным организациям и их деятельности, установленным настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

(п. 9 введен Федеральным законом от 01.04.2020 N 83-ФЗ)

Открыть полный текст документа

Источник

Предпринимательство – одна из форм деятельности человека.

Ст.34 К РФ – право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Предпринимательская деятельностьсоставная часть экономической деятельности. Экономическая деятельность – процесс воспроизводства материальных и духовных богатств, включающий производство, распределение, обмен и потребление. Основа существования общества – производство, в условиях рыночной экономики особая роль – обмен. Для эконом деятельности характерно: 1) вытекает из существования товарного производства, рыночной организации экономики; 2) связана исключительно с процессом воспроизводства материальных благ, т.е. носит товарный характер; 3) воплощается в производстве продукции в выполнении работ, оказании услуг материального характера и (или) их распределении и (или) их использовании (распределении, обмене, потреблении).

Читайте также:  В каких продуктах содержится хороший холестерин таблица

Хозяйственная, предпринимательская, коммерческая деятельность входят в экономическую.

Хозяйственная деятельность – один из видов эконом деятельности; порядок организации, руководства и непосредственного осуществления эконом деятельности в соответствии с правилами, устанавливаемыми органами государственной власти и управления и самими хозяйствующими субъектами.

Предпринимательская деятельностьвид экономической, хозяйственной деятельности; связана с предпринимательским риском, новаторством, новыми подходами к управлению, использованием научных достижений, динамической неопределенностью и всегда направлена на систематическое получение прибыли. Предпринимательство такая система хозяйствования, при которой главным ее субъектом является предприниматель как движущая сила и посредник. Он рационально соединяет материальные и людские ресурсы, организует процесс воспроизводства и управляет им на основе предпринимательского риска, экономической ответственности за конечный предпринимательский результат – получение прибыли. Коммерческая деятельность вид предпринимательской, хозяйственной, экономической деятельности, связанный с торговлей, товарооборотом. Предпринимательство – особый стиль хозяйственной деятельности, т.к. это постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников.

Законодательное определениепредпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке – абз.2 п.1 ст.2 ГК РФ.Признаки:


  • систематичность и деятельности, и получения прибыли + постоянство;

  • самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности;

  • рисковый характер – неопределенность результата;

  • направленность на систематическое получение прибыли.

Иногда относят еще и легализованный характер – регистрация в госорганах в качестве предпринимателя. Однако это признак законного предпринимательства. + в литературе выделяют несколько незаконодательных признаков – профессионализм предпринимательской деятельности, собственная ответственность предпринимателя, реже – новаторский характер этой деятельности. Предпринимательская деятельность регулируется на основе гармоничного сочетания публичных и частных интересов. Видыкак индивидуальные предприниматели и как юридические лица.
Вопрос 2. Предпринимательское право, понятие, предмет, система.

Основания классификации отраслей системы права: Предмет правого регулирования – круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью права. Должен отличаться и быть относительно самостоятельным. Метод правого регулирования – совокупность приемов и способов юридического воздействия на общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли права, в целях достижения необходимого результата. Иногда добавляют функции. 3 основные группы отраслей системы права:1) базовые отрасли – конституционное, гражд, админ, уголовн; 2) специальные отрасли – трудовое, земельное, семейное и др. право; 3) комплексные отрасли — торговое право, морское право, прокурорский надзор.

Тенденция перерастания комплексных отраслей права в основные отрасли – это присуще и предпринимательскому праву.Предмет – предпринимательские отношения, которые включают:


  • отношения, связанные с организацией предпринимательской деятельности – основана на праве граждан на занятие предпринимательской деятельностью;

  • отношения, связанные с самой предпринимательской деятельностью – сама предпринимательская деятельность – получение прибыли;

  • отношения по госрегулированию предпринимательства – государство устанавливает правила и защищает публичные и частные интересы;

  • внутрихозяйственные, внутрикорпоративные отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности крупных и сложных предпринимательских структур.

  • корпоративные отношения, т.к. для них характерно сочетание частноправового и публично-правового методов регулирования.

Предпринимательское право существует как учебная дисциплина. Как отрасль права – спорный вопрос. Губин считает, что и отрасль права, т.к. есть предпринимательские отношения, имеющие свою специфику; регулирует отношения, связанные с предпринимательской деятельностью. Соответственно есть предмет. Также предпринимательское право рассматривается как наука. Почти все ученые сходятся во мнении, что существует законодательство о предпринимательской деятельности.

Определения:

Предпринимательское право как отрасль права – совокупность правовых норм, имеющих однозначную принадлежность, объективно существующих в системе права. Как отрасль законодательства – совокупность нормативных актов, которые могут формироваться по различным основаниям, главным из которых является предметное единство регулируемых ими общественных отношений. Как научная дисциплина – система достоверных знаний о данной отрасли, ее предмете и методе, источниках, содержании и структуре, месте в системе права страны. Как учебная дисциплина – изложение с учетом определенных методических требований системы знаний о данной отрасли.

Вопрос 3. Законодательство о предпринимательской деятельности, понятие, структура, функции и особенности.

Почти все ученые сходятся во мнении, что существует законодательство о предпринимательской деятельности. Однако существует комментарий под редакцией Садикова к ст.3 ГК.

Законодательство – не только законы, а весь массив нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Это совокупность нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность и возникающие при этом отношения.

Структура:

Конституция – регулирует предпринимательскую деятельность – это основа основ, она:


  • формирует необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности;

  • обеспечивает право на предпринимательскую деятельность соответствующими гарантиями.

Конституционные нормы:

1.
выражают определенные концепции правового регулирования;

2.
закрепляют конституционные принципы;

3.
определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы и интересы, а также устанавливают их гарантии.

Закон как понятие предполагает ФКЗ, ФЗ (в том числе, Кодексы), законы субъектов.

Два направления формирования законодательства о предпринимательстве – принятие законов, определяющих общие условия, и издание законодательных актов, направленных на регулирование определенных сфер экономики.

Читайте также:  Грубые волокна в каких продуктах они содержатся

Комплексный характер норм.

Система законодательства о предпринимательстве представляет собой классификацию законодательных актов, построенную по разным критериям. Основные критерии:


  • юридическая сила и место в иерархии актов (Закон и подзаконный акт);

  • сферы законодательного регулирования, установленные в ст.71-73 КРФ, в которых они приняты (ФЗ исключительного ведения РФ, ФЗ совместного ведения, законы СРФ)

  • — Масштаб действия. (Нормативные акты централиз-го Прав. Регулир-я; Акты локального регулирования.)

Для предпринимательского права РФ судебная практика становится новым и важным источником права: Решения КС РФ, Постановления и Разъяснения Пленума ВАС РФ, отдельные полномочия системы судов общей юрисдикции РФ. Однако на стр. 400 учебника Губин опровергает изложенное выше! Доктрина – спорный вопрос, но с точки зрения учебника ее тоже можно рассматривать в качестве источника.

Обычай – правило поведения, основанное на длительности его применения. В сфере предпринимательства они признаются источником права. Правовые обычаи в сфере предпринимательства именуются Обычаями делового оборота – это сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе. Обыкновениесложившееся правило,но в отличие от обычая делового оборота стороны при заключении договора непосредственно связывают друг друга с необходимостью руководствоваться этим правилом.

Функции законодательства в этой сфере обычные: регулирует, гарантирует, охраняет, защищает.

Особенность – регулирование товарно-денежных отношений с участием предпринимателей. П.2 ст.3 ГК нормы ГП, содержащиеся в иных законах должны соответствовать кодексу + см. вопрос о предпринимательских отношениях (вопрос 2).
Вопрос 4. Предприниматель и государство, задачи, цели, средства, формы и методы государственного регулирования предпринимательства.

Государственное регулирование – деятельность государства в лице его органов, направленная на упорядочение отношений в рыночной экономике. Одна из основных функций государства – экономическая – формирование необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений. Объективная необходимость госрегулирования рыночных отношений основывается на ограниченности возможностей рыночной экономики. Государственная экономическая политика представляет собой основные направления деятельности государства в сфере экономики, а госрегулирование экономики – деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и методов.

Цели госрегулирования: это конкретные задачи, требующие решения и направленные на реализацию функций государства в экономике:


  • выравнивание экономического цикла;

  • обеспечение стабильного развития экономики;

  • создание конкурентной среды и др. условия.

Методы – прямые и косвенные. Прямые связаны с использованием административных средств воздействия. Косвенные основаны на экономических средствах воздействия. Эти методы имеют единые цели и задачи, всегда облекаются в правовую форму.

Средства:


  • административное регулирование – лицензирование;

  • экономические средства – прогнозирование и планирование;

  • правовые средства – ограничения и т.п.

Одним из основных средств госрегулирования экономики является налогообложение.
Вопрос 5. Правовое обеспечение государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Правовое обеспечение госрегулирования предполагает придание правовой формы тем средствам, с помощью которых осуществляется регулирование. Правовые формы госрегулировании экономики традиционно выступают в виде законов и подзаконных актов, среди которых стоит выделить Указы Президента, Постановления Правительства, НПА субъектов, ведомственные нормативные акты и локальные нормативные акты.

Сейчас можно констатировать отсутствие надлежащей правовой основы госрегулирования экономики. Иными словами, нет правовой базы, обеспечивающей применение средств и инструментов госрегулирования экономики. Например, остро необходимо создание основы для эффективного применения таких средств регулирования, как ценообразование, планирование.

Значительное число субъектов участвует в формировании государственной экономической политики, ее реализации путем госрегулирования экономики. Объекты государственной экономической политики чрезвычайно разнообразны, к их числу относят отрасли и подотрасли народного хозяйства, отдельные виды предпринимательской деятельности (экспорт леса), также объектом служат отдельные средства (инструменты) – цены, денежные обращения.

Вопрос 6. Правовые основы государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности.

Контроль – одно из средств госрегулирования экономики и предпринимательской деятельности. Госконтроль – это система проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Разновидностью контроля является надзор, который подразделяется на: а) общий надзор прокуратуры за соблюдением конституции и исполнением законов; б) административный надзор.

Отличия контроля от надзора:


  • органы надзора выполняют свои функции в отношении объектов, которые им подчинены; органы контроля – в отношении подчиненных и неподчиненных объектов;

  • в процессе контроля применяются меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе надзора – административное воздействие на физических и юридических лиц;

  • органы контроля проверяют различные стороны деятельности подконтрольных объектов; органы надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах.

Виды контроля:

1.
общий контроль и специальный контроль (валютный; налоговый);

2.
по стадии: а) предварительный; б) текущий; в) последующий;

3.
по субъекту: а) контроль президента; б) контроль ОЗВ; в) контроль ОИВ; г) контроль ОСВ.

Все влияют на предпринимательскую деятельность, например, – деятельность счетной палаты. Непосредственный контроль за предпринимательской деятельностью – это, например, контроль лицензирующим органом соблюдения требований и условий. Валютный контроль: осуществляется органами валютного контроля и их агентами.

Государственный контроль (надзор): проведение проверки выполнения юридическими лицами и ПБОЮЛами при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам, работам, услугам, установленных ФЗ или соответствующими им НПА. Закон «О защите прав ЮЛ и ИП при проведении государственного контроля (надзора)» предусматривает гарантии и права предпринимателей при контроле (презумпция добросовестности предпринимателя; открытость и доступность законодательства; ответственность органов контроля за нарушения, право получать информацию, обжаловать действия, присутствовать при проведении мероприятий и т.п.).

Источник