О каком свойстве воды говорят ребята

О каком свойстве воды говорят ребята thumbnail

Нас окружает вода, сама по себе, в составе других веществ и тел. Она может быть в твердом, жидком или газообразном состоянии, но вода всегда вокруг нас. Почему трескается асфальт на дорогах, почему стеклянная банка с водой на морозе лопается, почему в холодное время года запотевают окна, почему самолет оставляет в небе белый след – ответы на все эти и другие «почему» мы будем искать на этом уроке. Мы узнаем, как изменяются свойства воды при нагревании, охлаждении и замораживании, как образуются подземные пещеры и причудливые фигуры в них, как работает термометр.

Тема: Неживая природа

Урок: Свойства воды в жидком состоянии

1. Чистая вода или раствор многих веществ

В чистом виде вода не имеет вкуса, запаха и цвета, но она почти никогда не бывает такой, потому что активно растворяет в себе большинство веществ и соединяется с их частицами. Так же вода может проникать в различные тела (ученые нашли воду даже в камнях).

 

Рис. 1. Вода (Источник)

Если в стакан набрать воды из-под крана, она будет казаться чистой. Но на самом деле, это – раствор многих веществ, среди которых есть газы (кислород, аргон, азот, углекислый газ), различные примеси, содержащиеся в воздухе, растворенные соли из почвы, железо из водопроводных труб, мельчайшие нерастворенные частицы пыли и др.

 

Рис. 2. Вода в стакане (Источник)

Если нанести пипеткой капельки водопроводной воды на чистое стекло и дать ей испариться, останутся едва заметные пятнышки.

 

Рис. 3. Капли воды на стекле (Источник)

В воде рек и ручьев, большинства озер содержатся различные примеси, например, растворенные соли. Но их немного, потому что эта вода – пресная.

 

Рис. 4. Река (Источник)

2. Вода под землей 

Вода течет на земле и под землей, наполняет ручьи, озера, реки, моря и океаны, создает подземные дворцы.

 

Рис. 5. Подземная пещера (Источник)

Прокладывая себе путь сквозь легкорастворимые вещества, вода проникает глубоко под землю, унося их с собой, и через щелочки и трещинки в скальных породах, образуя подземные пещеры, капает с их свода, создавая причудливые скульптуры. Миллиарды капелек воды за сотни лет испаряются, а растворенные в воде вещества (соли, известняки) оседают на сводах пещеры, образуя каменные сосульки, которые называют сталактитами.

 

Рис. 6. Сталактиты (Источник)

Сходные образования на полу пещеры называются сталагмитами.

Рис. 7. Сталагмиты (Источник)

А когда сталактит и сталагмит срастается, образуя каменную колонну, это называют сталагнатом.

Рис. 8. Сталагнат (Источник)

3. Состояния воды  

Наблюдая ледоход на реке, мы видим воду в твердом (лед и снег), жидком (текущая под ним) и газообразном состоянии (мельчайшие частицы воды, поднимающиеся в воздух, которые ещё называют водяным паром).

Рис. 9. Ледоход на реке (Источник)

Вода может одновременно находится во всех трех состояниях: в воздухе всегда есть водяной пар и облака, которые состоят из капелек воды и кристалликов льда.

 

Рис. 10. Облако (Источник)

Водяной пар невидим, но его можно легко обнаружить, если оставить в теплой комнате охлаждавшийся в холодильнике в течение часа стакан с водой, на стенках которого сразу появятся капельки воды. При соприкосновении с холодными стенками стакана, водяной пар, содержащийся в воздухе, преобразуется в капельки воды и оседает на поверхности стакана.

Рис. 11. Конденсат на стенках холодного стакана (Источник)

4. Водяной пар, конденсация 

По этой же причине в холодное время года запотевает внутренняя сторона оконного стекла. Холодный воздух не может содержать столько же водяного пара, сколько и теплый, поэтому какое-то его количество конденсируется – превращается в капельки воды.

 

Рис. 12. Запотевшее окно (Источник)

Белый след за летящим в небе самолетом – тоже результат конденсации воды.

 

Рис. 13. След за самолетом (Источник)

Если поднести к губам зеркальце и выдохнуть, на его поверхности останутся мельчайшие капельки воды, это доказывает то, что при дыхании человек вдыхает с воздухом водяной пар.

5. Свойства воды при нагревании и охлаждении

При нагревании вода «расширяется». Это может доказать простой опыт: в колбу с водой опустили стеклянную трубку и замерили уровень воды в ней; затем колбу опустили в сосуд с теплой водой и после нагревания воды повторно замерили уровень в трубке, который заметно поднялся, поскольку вода при нагревании увеличивается в объеме.

 

Рис. 14. Колба с трубкой, цифрой 1 и чертой обозначен первоначальный уровень воды

 

Рис. 15. Колба с трубкой, цифрой 2 и чертой обозначен уровень воды при нагревании

При охлаждении вода «сжимается». Это может доказать сходный опыт: в этом случае колбу с трубкой опустили в сосуд со льдом, после охлаждения уровень воды в трубке понизился относительно первоначальной отметки, потому что вода уменьшилась в объеме.

 

Рис. 16. Колба с трубкой, цифрой 3 и чертой обозначен уровень воды при охлаждении

Так происходит, потому что частицы воды, молекулы, при нагревании движутся быстрее, сталкиваются между собой, отталкиваются от стенок сосуда, расстояние между молекулами увеличивается, и поэтому жидкость занимает больший объем. При охлаждении воды движение её частиц замедляется, расстояние между молекулами уменьшается, и жидкости требуется меньший объем.

Читайте также:  Какими свойствами обладает выборочное среднее

 

Рис. 17. Молекулы воды обычной температуры

 

Рис. 18. Молекулы воды при нагревании

 

Рис. 19. Молекулы воды при охлаждении

Такими свойствами обладает не только вода, но и другие жидкости (спирт, ртуть, бензин, керосин).

Знание этого свойства жидкостей привело к изобретению термометра (градусника), где используется спирт или ртуть.

 

Рис. 20. Термометр (Источник)

6. Свойства воды при замерзании

При замерзании вода расширяется. Это можно доказать, если емкость, наполненную до краев водой, неплотно накрыть крышкой и поставить в морозильную камеру, через время мы увидим, что образовавшийся лед приподнимет крышку, выйдя за пределы емкости.

Это свойство учитывается при прокладывании водопроводных труб, которые обязательно утепляются, чтобы при замерзании образовавшийся из воды лед не разорвал трубы.

В природе замерзающая вода может разрушать горы: если осенью в трещинах скал скапливается вода, зимой она замерзает, и под напором льда, который занимает больший объем, чем вода, из которой он образовался, горные породы трескаются и разрушаются.

Вода, замерзающая в трещинах дорог, приводит к разрушению асфальтового покрытия.

Длинные гребни, напоминающие складки, на стволах деревьев – раны от разрывов древесины под напором замерзающего в ней древесного сока. Поэтому в холодные зимы можно услышать треск деревьев в парке или в лесу.

Список рекомендованной литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Фестиваль педагогических идей (Источник).
  2. Наука и образование (Источник).
  3. Открытый класс (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

  1. Составьте короткий тест (4 вопроса с тремя вариантами ответа) на тему «Вода вокруг нас».
  2. Проведите небольшой опыт: стакан с очень холодной водой поставьте на стол в теплой комнате. Опишите, что будет происходить, объясните, почему.
  3. *Нарисуйте движение молекул воды в нагретом, нормальном и охлажденном состоянии. Если нужно, сделайте подписи на своем рисунке.

Источник

Стожарова Ольга
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Свойства воды в жидком состоянии» в подготовительной группе

Тема: Свойства воды в жидком состоянии

Цель: Изучить свойства воды в жидком состоянии.

Задачи:

1) Познакомить со свойствами воды в жидком состоянии.

2) Развивать память, речь, мышление, внимание, воображение.

3)Воспитывать уважение, любовь к окружающей природе, самостоятельность, интерес к предмету.

Ресурсы : презентация, карточка, стаканы.

Ход занятия

1. Организационный момент

— Я очень рада всех вас видеть. Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на занятии. Желаю всем нам успехов!

2. Актуализация знаний

— Сейчас мы с вами послушаем аудиозапись, после прослушивания попробуйте ответить: О чем пойдет речь на нашем занятии? (Звук воды)

— Итак, о чем будем с вами говорить?

— А кто из вас сможет мне ответить, что такое вода?

-Вода – единственное на земле вещество, которое может в природных условиях находиться в трех состояниях.

-В каких трёх состояниях находится вода?

1. В жидком. (слайд 1)

-Где мы можем встретить?

Вода в океанах и морях, реках и озерах. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки. Конечно, вы уже догадался, что это роса. А роса тоже вода в жидком состоянии.

2. В твердом. (слайд 2)

— Где мы можем встретить?

-На высоких горах, в Арктике, Антарктиде – вода находится в виде снега и льда. Это вода в твердом состоянии.

3. В газообразном. (слайд 3)

Где можем наблюдать воду в газообразном состоянии?

— Вода – одно из самых главных богатств Земли. Вода дает жизнь растениям и животным. Как вы понимаете эти слова?

-Расскажите, какое влияние оказывает вода на растения и животных? (Например, собака без пищи может прожить 100 дней, а без воды менее 10 дней)

-Вода – добрый друг и помощник человека.

-Какую роль играет вода в вашей жизни?

— Но самое главное, вода – источник жизни!

Потеря воды опасней для организма, чем голодание. Без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – всего лишь несколько дней.

Вода, как и воздух необходима человеку.

У воды тоже есть свои свойства. Наша с вами задача определить эти свойства.

(О воде)

Жидкую воду мы пьем, ею заполнены водоемы.

Лед можно увидеть у нас на реках и озерах зимой.

это облака, туман, пар

Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть.

-Животные, если лишить их воды, быстро погибают.

Вода — удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Вода побеждает засуху, повышает урожай полей и садов.

3. Открытие новых знаний

— Сегодня наша группа превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? (Место, в котором проводятся научные опыты.)

— Как проверить, правы ли мы? (Сравнение с толковым словарем.)

-Ребята, обратите внимание на слайд. Эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на занятии? (слайд) Составьте слово. (Исследователи)

— Кто такой исследователь? (Человек, который изучает разные предметы и вещества.)

Читайте также:  Выделение какой либо стороны свойства с отвлечением от остальных

— Итак, что такое вода?

— Ребята, перед нами проблема. В нашу научную лабораторию поступило неизвестное вещество, эта жидкость. (Показываю сосуд (стакан) с прозрачной жидкостью.)

— К концу занятия мы должны определить с вами, что это за вещество? Объектом нашего исследования будет жидкость в сосуде.

— А кто-нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду?

— К концу урока мы должны узнать: «Является ли жидкость в сосуде – водой?» (на доску)

— Переходим к следующему этапу нашей работы, исследование воды.

-Чтобы начать исследование, необходимо составить план исследования

План (на доске)

1. Проведем опыты и понаблюдаем за веществом.

2. Сделаем выводы.

— Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила.

— Как вы думаете, какие это правила?

1. Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента

2. При необходимости определения запаха нужно легким движением ладони направить воздух от отверстия сосуда к себе и осторожно вдохнуть

3. Никогда не пробуй на вкус и не нюхай незнакомое вещество

— Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист наблюдений». Листы наблюдений у вас выданы на столах. Мы с вами будем отмечать знаком + присутствие данных свойств или знаком – их отсутствие.

Итак: Опыт 1.Прочитайте на листе наблюдений, какой это опыт. Прозрачность.

Нам понадобится для опыта

(Стакан с водой, ложка, цветные полоски)

— Если мы отпустим в стакан ложку, то что мы увидим?

Какой можно вывод сделать. вода прозрачна (заносим в лист наблюдений)

Опыт 2. Цвет.

— Сравните два стакана (стакан с молоком, водой) О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: вода не имеет цвета, бесцветная (заносим в лист наблюдений)

Опыт 3. Запах.

— Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится? (Понюхать).

— Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Вспомните правила безопасности при определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества?

. Глаза мы завяжем.

— Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. (Узнают кофе)

— Какое чувство помогло вам? (Обоняние)

— Почему было трудно определить третье вещество? (Нет запаха)

— Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? (вода)

Вывод: вода не имеет запаха (заносим в лист наблюдений)

Опыт 4. Вкус.

— Как можно еще отличить вещества друг от друга? (По вкусу). Ребята, как вы думаете, вода имеет вкус?

Вывод: вода не имеет вкуса (заносим в лист наблюдений)

— А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить)

— Где в жизни вы с этим встречались? (Чай, суп)

Опыт 5. Вода – растворитель.

Добавляют в стакан соль или сахар, размешиваю.

-Что произошло с солью (с сахаром? (Растворились)

Вывод: вода – растворитель.

Опыт 6. Вода жидкая, течёт.

— Это говорит еще об одном свойстве воды … – текучести. — Вывод: вода – жидкая; течет (заносим в лист наблюдений)

-Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.

— Мы доказали с вами, что вода это жидкость. (Да)

Опыт 7. Имеет ли форму.

-Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?

Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится (заносим в лист наблюдений)

Опыт 8. Упругость. [/b]

-Сдавите пластиковую бутылку. Результат? Другую я заполнила пластиковую бутылку водой и закрыла крышкой. Попробуйте сейчас сдавить бутылку. О каком свойстве воды это говорит? (вспомните шар, который давили)

Вывод: у воды есть упругость (заносим в лист наблюдений)

Опыт 9.

— Рассмотрите рисунки и предположите, как проводился этот опыт? (слайд 4)

— Какой вывод сделаем?

Вывод: вода почти не сжимается (заносим в лист наблюдений)

— Теперь давайте подведем итог наших исследований. -Какое вещество было объектом нашего исследования? (Вода)

— Какими свойствами она обладает? Давайте сделаем вывод, опираясь на свой лист наблюдений.

Лист наблюдения «Свойства воды»

Прозрачность +

Цвет —

Запах —

Вкус —

Вода – растворитель +

но не все вещества

Жидкая, течет +

Форма —

но принимает форму того сосуда, в котором находится

Упругость +

Сжимаемость почти не сжимается

Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества, текуча, принимает форму сосуда, упругая, сохраняет свой объём.

— Как вы думаете с водой можно провести фокусы?

— Я вам предлагаю посмотреть видео, где будут показаны фокусы. Внимание на слайд.

Вопросы

— Какой вам фокус больше запомнился?

— Эти фокусы проводить в домашних условиях нельзя, их проводят только в научных лабораториях.

— Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него. «Является ли жидкость в сосуде – водой?»

-В начале урока мы могли это определить? А теперь? Как определим? (Сравним свойства)

— Сравним свойства этой жидкости со свойствами воды (по таблице)

ПРОЗРАЧНА? ЦВЕТ? ЗАПАХ? – давайте проверим

Читайте также:  Какие свойства белков изменяются при денатурации

ЖИДКАЯ? ТЕЧЁТ? — наливаю в стакан.

РАСТВОРИТЕЛЬ? – проверим, растворим соль

ФОРМА? (УПРУГОСТЬ? СЖИМАЕМОСТЬ)

— Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока? Почему жидкость в сосуде – вода? (Потому что обладает всеми свойствами)

Итог занятия

Подведем итог нашего исследования. Мы выполнили план занятия?

— Перечислите свойства воды.

Молодцы, ребята! Я вами очень довольна.

— Оцените свои знания на конец занятия. (капельки) (слайд)

Источник

На уроке мы узнаем, что существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые, научимся ставить вопросы кто? или что?, выполним много интересных заданий.

Имя существительное – часть речи

Вспомним, что мы называем именем существительным.

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

На этом уроке мы узнаем о том, какие существительные отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?

Одушевлённые и неодушевлённые существительные

Рассмотрим первый пример. Назовём предметы. К живой или неживой природе они относятся?

Медведь, девочка, роза, дерево, воробей, подорожник – всё это объекты живой природы.

Разделим предметы на 2 группы – животные и растения.

В первую группу мы относим медведя, девочку, воробья.

Во вторую группу относим розу, дерево, подорожник.

Поставим вопросы кто? или что? к словам в каждой группе.

Кто? медведь, кто? девочка, кто? воробей.

Что? Роза, что? Дерево, что? Подорожник.

Хотя растения и относятся к живой природе, но слова, называющие растения, отвечают на вопрос Что?

Дело в том, что наши предки считали живым только то, что ходит, бегает, плавает, летает.

Эти предметы считаются одушевлёнными. И отвечают на вопрос кто?

Растения стоят на месте, не передвигаются. Вот поэтому предметы растительного мира в русском языке считаются неодушевленными, к ним ставится вопрос что?

Запомните!

Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто?

К одушевлённым существительным относятся: названия людей и животных.

Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что?

К неодушевлённым существительным относят названия предметов и растений.

Задания для закрепления

Рассмотрим картину. Назовём существительные, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?

 

Рис. 7. Лес

Проверим. Одушевлённые предметы, отвечающие на вопрос кто?

Лиса, ёжик, черепаха, белка, стрекоза.

Неодушевлённые предметы, отвечающие на вопрос что?

Мост, трава, ромашка, яблоня, куст, грибы, земляника, дорога.

Распределим слова в два столбика: 1 – слова, отвечающие на вопрос кто?, 2 – слова, отвечающие на вопрос что?

Автобус, врач, пенал, дуб, заяц, пассажир, стол, весна, песня, учитель, сорока.

Проверим.

Кто?                          Что?

врач                          автобус

заяц                          пенал

пассажир                   дуб

сорока                       стол

                                  весна

                                  песня

А теперь давайте потренируемся в подборе однокоренных слов, заменяя существительное, отвечающее на вопрос кто? на существительное, отвечающее на вопрос что?

Кто?

Машинист

Строитель

Борец

Пограничник

Ученик

Примерные варианты слов:

Кто? Машинист. Что? Машина.

Кто? Строитель. Что? Стройка.

Кто? Борец. Что? Борьба.

Кто? Пограничник. Что? Граница.

Кто? Ученик. Что? Учение.

Прочтём стихотворение. Определим, одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

Проверим.

Кто? Медведь – одушевлённое существительное

Что? Валежник – неодушевлённое

Кто? Птицы – одушевлённое

Что? Песни – неодушевлённое

Что? Подснежник – неодушевлённое

На этом уроке мы узнали, что имена существительные делятся на одушевлённые и неодушевленные. Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевлённые существительные – на вопрос что?

Это интересно

Иногда для правильной постановки вопроса, нужно обязательно уточнить значение слова. Рассмотрим пример.

В нашем зоопарке живут лисички. Кто?

В нашем парке растут лисички.Что?

В первом предложении речь идёт о животных, значит, ставим вопрос кто?

Во втором предложении – лисички – это грибы, значит, ставим вопрос что?

На следующем уроке мы узнаем, какие имена существительные называются нарицательными, а какие – собственными.

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (https://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Mysait1.ucoz.ru (Источник).
  2. Nsportal.ru (Источник).
  3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 100, 101 С. 77.
  • Разделите слова из стихотворения на две колонки: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Каждый вечер под окошком
Караулит мышку кошка.
Мышка в норке не шуршит –
Кошку мышка сторожит. (М. Скидан)

  • * Используя полученные на уроке знания, придумай 5 предложений, описывающих картинку. Аккуратно карандашом подпиши над всеми существительными: одуш. (одушевлённое) или неодуш. (неодушевлённое).

Рис. 10. Репка (Источник)

Источник