О каком свойстве языкового знака свидетельствуют пары слов коса

О каком свойстве языкового знака свидетельствуют пары слов коса thumbnail

«Современный русский литературный язык»

Цель – расширить и закрепить знания о сущности, структуре, статусе, функциях современного русского литературного языка.

1. Раскройте содержание всех определений в понятии современный русский литературный язык. Какие сферы человеческой деятельности он обслуживает?

2. Отметьте в данном тексте предложения, указывающие на коммуникативную, эмоциональную, волюнтативную и другие функции языка:

«Язык – это то, что объединяет нас, когда мы говорим. Без языка мы не могли бы передавать наши мысли. Язык – ключ науки, орудие правды и разума. Язык помогает созидать города. Языком выражают любовь. Языком учат, убеждают, наставляют. Языком молятся, разъясняют, поют. Языком описывают, восхваляют, доказывают, утверждают. Языком мы произносим слово «любимая» и священное слово «мать». Это языком мы говорим «да» и «нет». Это языком приказывают войскам победить» (Г.Фигейреду «Лиса и виноград»).

3. Раскройте содержание понятия «система языка».

4. Назовите и охарактеризуйте основные единицы языка. Что является основой их выделения и противопоставления?

5. Что такое слово? Чем оно отличается от меньших языковых единиц (аффиксов) или от сочетаний слов (анютины глазки, белая горячка)? Какое место занимает слово в системе языковых единиц русского языка?

6. Какие разделы включает в себя наука о языке?

7. Какими свойствами обладает языковой знак?

8. О каком свойстве языкового знака свидетельствуют пары слов: коса (женская) – коса (песчаная); мир (спокойствие) – мир (Вселенная)?

9. Как соотносятся понятия «язык» и «речь»?

10. Назовите и охарактеризуйте функции языка.

11. Назовите основные признаки литературного языка.

12. Назовите и охарактеризуйте формы существования языка (для справок: диалекты, просторечие, жаргон, литературный язык). Какие формы существования языка представлены в данных примерах? Исправьте ошибки и расклассифицируйте их на фонетические, морфологические, лексические: шОфер, друшлаг, полОжить, делов, пинджак, Ехай, адресант выбыл, двух тысячи восьмой год, офигенно долго, пара носок, покрыть крышу толью, зелёное Сочи, мотор заглохнул.

13. Придайте каждому предложению литературную форму. Определите, в чём особенности бытовой разговорной речи. Мне от головной боли. Он и второй завалил, теперь отчислят. Напротив живёт – замуж вышла. Дома забыл чем писать. Мы заняли на машину.

14. Измените слово или подберите родственное ему таким образом, чтобы ударение перешло сначала на один, потом на другой слог корня. Какое орфографическое правило вы применили для безошибочного написания слов? Ударение во всех словах обозначьте. Выделите корни. Найдите сложные слова, укажите соединительные гласные.

Ст..р..на, п..л..са, б..р..на, м..л..дая, г..л..дать, з..л..неть, хл..п..тать, н..б..са, в..д..хр..нилище, в..сьмич..совой, д..м..вл..делец, г..л..са, пл..м..на, п..сьм..на, врем..пр..пр..в..ждение, м..лч..ливый, р..зн..бразный, м..л..дец.

15. Укажите несколько слов, которые состояли бы из одних открытых слогов, являющихся одновременно прикрытыми.

Разделите слова на слоги и определите характер слогов.

Касса, маятник, боюсь, волна, майолика, иллюзия, известный, затхлый, пестрота, певчий, районный, война, объявление, искренний, праздник.

16. Проанализируйте слова иноязычного происхождения. Как регулировать правописание безударных гласных в них? По любому толковому словарю установите значения слов. Подберите или самостоятельно составьте предложения с приведенными словами.

Абонент – абонемент, аккомпанемент – аккомпанировать, ангажемент – ангажировать, делегат – делегировать, дезинсекция – дезинсектировать, депонент – депонировать, тренер – тренировать, никелевый – никелировать, делегат – делегировать, компостер – компостировать, депонент – депонировать, лидер – лидировать, аромат – фимиам, панорама – пейзаж, интеллект – интеллигент.

Как называются отмеченные выше пары слов?

17. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Рядом с каждым словом напишите проверочное, поставив ударение.

Прим..рять платье, прим..рять друзей; пос..деть от горя, пос..деть вдвоём; об..жать вокруг дерева, об..жать младших; зап..вать водой, зап..вать песню; отв..рить макароны, отв..рить калитку; ум..лять о помощи, ум..лятъ значение; прож..вать пищу, прож..вать в данной местности; пол..скать рот, пол..скать собаку; прив..дение примеров, прив..дение старого замка; обв..вать ветром, обв..вать шпагатом; посв..тить рассказ сыну, посв..тить фонариком; разв..ваться над зданием, разв..ваться быстро.

18. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В случае необходимости обращайтесь к орфографическому словарю.

Г..гемония, к..мп..новка, к..мпанейский (общительный), к..мпанейщина, кают-к..мпания, к..т..строфа, к..р..пуз, зак..выка, к..вычки, д..т..ктив, предв..рительный, к..горта, экспл..атация, нав..ждение, к..рзина, п..р..ферия, ижд..венец, в..н..грет, гл..циния, б..чевать, д..ф..цитный, инт..лл..гент, об..яние, д..р..жёр, ур..ган, см..тение, ф..л..телист, эксп..ранто, эст..када, эт..ка, эксп..р..мент, доск..нально, п..ликан, инг..ляция, б..рдюр, п..н..рама, п..скарь, бр..олин, инъ..цировать, бр..вада, д..пазон, ман..фест, п..л..садник, к..лымага, м..н..нгит, н..ллифицировать, н..мерованный, в..рн..саж, д..з..ртир, д..ректива, грим..ровать, б..дминтон, к..б..ла, дон..р, с..дом (беспорядок), бр..кет, в..яж, ад..птация, с..кр..ментальный, пр..стиж, к..томка, акк..мп..н..мент, к..т..строфа, к..морка, ап..лляция, к..мп..нсация, к..лач, м..херовый.

Читайте также:  Какое свойство почвы является главным

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник

ема 1: Язык как важнейшее средство человеческого общения. Язык как система знаков.

Теоретическая часть:
1. Понятие о языке. Языки искусственные и естественные.
2. Назвать и охарактеризовать основные функции языка (коммуникативная, когнитивная, аккумулятивная, фатическая, регулятивная, экспрессивная и др.). Структура речевого акта.
3. Семиотика. Понятие о знаке. Виды знаковых систем.
4. Свойства знака (преднамеренность, двусторонность, конвенциональность, обусловленность системой). Особенности языкового знака (универсальность языка, закон асимметрии языкового знака). Понятие о нулевом знаке.

Практическая часть:
1. Определите, какие функции языка реализуются в следующих высказываниях:
• «Я изучил науку расставанья в простоволосых жалобах ночных» (О. Мандельштам)
• «Равносторонний прямоугольник называется квадратом» (из учебника геометрии)
• «Здравствуйте, меня зовут Иван Петрович!» (учитель, входя в класс)
• «Учет» (табличка на двери магазина)
2. Прокомментируйте следующий диалог двух персонажей романа М. Твена «Приключения Гекльберри Финна». Какие языковые функции «не срабатывают»?
– … А вот если подойдёт к тебе человек и спросит: «Парле ву франсе?» – ты, что подумаешь?
– Ничего не подумаю, возьму да и тресну по башке.
3. Какие функции вступают в противоречие в следующем высказывании: «Играй же на разрыв аорты с кошачьей головой во рту. Три черта было – ты четвертый, последний чудный черт в цвету» (О. Мандельштам).
4.Существует неписаное правило, которого придерживаются студенты при подготовке к экзаменам: «Не понимаешь сам – объясни товарищу». Как можно объяснить действие этого правила применительно к языковым функциям?
5.Прокомментируйте следующую информацию: подчинительные союзы во всех языках появляются гораздо позже сочинительных. С чем это связано? Какое отношение это имеет к функциям языка?
6.В 1 в. до н.э. Древний Рим подчинил Грецию, однако не латынь повлияла на греческий, а наоборот. Чем это можно объяснить? О каких функциях языка можно говорить в данном случае?
7.Объясните, почему в болгарском языке слова шейна «сани», панталон «брюки», ножица «ножницы» – существительные единственного числа. О каких функциях языка можно говорить в данном случае?
8.Прокомментируйте следующие диалоги с точки зрения структуры речевого акта. Что способствует правильной интерпретации данных вопросов и ответов?
«У вас спички есть?» – «Не курю». «Вы уже ложитесь?» – «Читайте, Вы мне не мешаете». «Где Петров?» – «Сейчас будет».
9.Ниже приводятся, казалось бы, совершенно однотипные высказывания. Однако коммуникативные задачи этих фраз заметно различаются. Попытайтесь восстановить более широкий контекст и спрогнозировать ответную реакцию слушающего:
У тебя часы есть? У тебя карандаш есть? У тебя брат есть? У тебя совесть есть?
10.В лингвистике известен феномен так называемых окказиональных слов (индивидуально-авторских неологизмов). Причём они создаются не только писателями, но и обычными людьми в обычных бытовых ситуациях. Приведите соответствующие примеры. Какие языковые функции здесь могут реализовываться?
11. В чем, по вашему мнению, заключатся когнитивная и экспрессивная функции метафоры? Прокомментируйте следующее образное определение языка: ЯЗЫК – ЭТО «КЛАДБИЩЕ» МЕТАФОР.
12. Дайте объяснение следующим фактам, встречающимся в русской разговорной речи. Как вы считаете, «ухудшают» или «улучшают» эти новообразования общую систему?
Махаю (вместо машу), с обоих сторон (вместо с обеих), ухами (вместо ушами), грузинов (вместо грузин), мечт (родительный падеж множественного числа слова мечта).
13. Чем можно объяснить сходство ряда языков?
– лат. – рус.: frater – брат, fero –беру, fiber – бобер, nebula – небо;
– рус. школа, англ. school, нем. schule, венг. iskola, турец. jkul;
– рус. журавль «колодец», франц. grue «журавль, подъемный кран», венг. daru «журавль, подъемный кран».
14. В русском языке практически вышли и употребления слова деверь, уй, шурин, но появились братан, мамаша, папаша (в качестве фамильярных обращений), материнская плата, дочернее предприятие и т. п. Чем это можно объяснить? О каких функциях языка здесь можно говорить?
15.Можно ли считать знаками следующие предметы, ответ аргументируйте: а) денежные купюры, б) красные туфли, в) номерок в гардеробе, г) кольцо в ухе, д) фотографию?
16.Сравните содержание оценки «удовлетворительно» в разных системах: а) в четырехбалльной системе вузовских оценок по предмету; б) в двухбалльной системе оценки выборного органа («удовлетворительно» — «неудовлетворительно»). На какое свойство языкового знака это указывает? От чего зависит значение слова?
17.Какое свойство языкового знака демонстрирует следующее противопоставление: рус. время, англ. time, нем. Zeit, фр. temps?
18.О каком свойстве языкового знака свидетельствуют пары слов: коса (женская) – коса (песчаная), пол (биологический) – пол (в доме)?

Читайте также:  Какие свойства воздуха использует вертолет окружающий

Источник

Тема 1: Язык как
важнейшее средство человеческого
общения. Язык как система знаков.

Теоретическая
часть:

  1. Понятие о языке.
    Языки искусственные и естественные.

  2. Назвать и
    охарактеризовать основные функции
    языка (коммуникативная, когнитивная,
    аккумулятивная, фатическая, регулятивная,
    экспрессивная и др.). Структура речевого
    акта.

  3. Семиотика. Понятие
    о знаке. Виды знаковых систем.

  4. Свойства знака
    (преднамеренность, двусторонность,
    конвенциональность, обусловленность
    системой). Особенности языкового знака
    (универсальность языка, закон асимметрии
    языкового знака). Понятие о нулевом
    знаке.

Практическая
часть:

  1. Определите, какие
    функции языка реализуются в следующих
    высказываниях:

  • «Я
    изучил науку расставанья в простоволосых
    жалобах ночных»

    (О. Мандельштам)

  • «Равносторонний
    прямоугольник называется квадратом»

    (из учебника геометрии)

  • «Здравствуйте,
    меня зовут Владимир Петрович!»

    (учитель, входя в класс)

  • «Учет»
    (табличка на двери магазина)

  1. Прокомментируйте
    следующий диалог двух персонажей романа
    М. Твена «Приключения Гекльберри Финна».
    Какие языковые функции «не срабатывают»?

… А вот если
подойдёт к тебе человек и спросит: «Парле
ву франсе?» – ты, что подумаешь?

Ничего не
подумаю, возьму да и тресну по башке.

3.
Какие функции вступают в противоречие
в следующем высказывании: «Играй
же на разрыв аорты с кошачьей головой
во рту. Три черта было – ты четвертый,
последний чудный черт в цвету
»
(О. Мандельштам).

4.Существует
неписаное правило, которого придерживаются
студенты при подготовке к экзаменам:
«Не понимаешь сам – объясни товарищу».
Как можно объяснить действие этого
правила применительно к языковым
функциям?

5.Прокомментируйте
следующую информацию: подчинительные
союзы во всех языках появляются гораздо
позже сочинительных. С чем это связано?
Какое отношение это имеет к функциям
языка?

6.В
1 в. до н.э. Древний Рим подчинил Грецию,
однако не латынь повлияла на греческий,
а наоборот. Чем это можно объяснить? О
каких функциях языка можно говорить в
данном случае?

7.Прокомментируйте
следующие диалоги с точки зрения
структуры речевого акта. Что способствует
правильной интерпретации данных вопросов
и ответов?

«У вас спички
есть?» – «Не курю». «Вы уже ложитесь?»
– «Читайте, Вы мне не мешаете». «Где
Петров?» – «Сейчас будет».

8.Ниже
приводятся, казалось бы, совершенно
однотипные высказывания. Однако
коммуникативные задачи этих фраз заметно
различаются. Попытайтесь восстановить
более широкий контекст и спрогнозировать
ответную реакцию слушающего:

У тебя часы есть?
У тебя карандаш есть? У тебя брат есть?
У тебя совесть есть?

9.В
лингвистике известен феномен так
называемых окказиональных слов
(индивидуально-авторских неологизмов).
Причём они создаются не только писателями,
но и обычными людьми в обычных бытовых
ситуациях. К сфере языка или речи
относятся такие слова и какое свойство
языка/речи они демонстрируют? Приведите
соответствующие примеры.

10.Метафора
может быть как явлением языка, так и
явлением речи. Метафоры языка: нос
(корабля),
ручка (кресла),
лист (бумаги)
и т.п. Приведите примеры метафор речи
(из газет, художественной литературы,
разговорной речи).

Читайте также:  Какое свойство воды позволяет видеть предметы сквозь стакан

11.Можно
ли считать знаками следующие предметы,
ответ аргументируйте: а) денежные
купюры
, б)
красные
туфли
, в)
номерок в
гардеробе
,
г) кольцо в
ухе
, д)
фотографию?

12.Сравните
содержание оценки «удовлетворительно»
в разных системах: а)
в четырехбалльной системе вузовских
оценок по предмету; б) в двухбалльной
системе оценки выборного органа
(«удовлетворительно» — «неудовлетворительно»).
На какое
свойство языкового знака это указывает?
От чего зависит значение слова?

13.Какое
свойство языкового знака демонстрирует
следующее противопоставление: рус.
время,
англ.
time,
нем.Zeit,
фр.
temps?

14.О
каком свойстве языкового знака
свидетельствуют пары слов: коса
(женская) – коса (песчаная), пол
(биологический) – пол (в доме)?

15.В
чем, по вашему мнению, заключатся
когнитивная и экспрессивная функции
метафоры? Прокомментируйте следующее
образное определение языка: ЯЗЫК
– ЭТО «КЛАДБИЩЕ» МЕТАФОР
.
Возможна ли подобная интерпретация
метафор речи?

Литература:

См. лекцию

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

3.1. Какая разница между
словами петух и
кукареку, кошка и
мяу, гавкать и
лаять с
точки зрения отношения между планом
выражения и планом содержания?

3.2. Что говорит об отношении
между планом выражения и планом содержания
сопоставление совпадающих по значению
звукоподражательных слов: рус. кукареку,
англ, cockadoodledoo,
нем. kikeriki?

3.3.Что
говорит об отношении между планом
выражения и планом содержания сопоставление
совпадающих по значению звукоподражательных
слов: рус. гав-гав, нем.
wattwaul?

3.4. Что говорит об отношении
между планом выражения и планом содержания
сопоставление совпадающих по значению
слов: рус. дом, укр.
будинок, англ,
house,
нем. Haus,
фр. Maison?

3.5. Что говорит об отношении
между планом выражения и планом содержания
сопоставление совпадающих по значению
слов: рус. чёрный, англ,
black,
нем. schwarz,
фр. noir?

3.6. Какое свойство языкового
знака видно из сопоставления слов: рус.
время, укр.
час, англ,
time,
нем. Zeit,
фр. temps‘?

3.7. Какое свойство языкового
знака видно из сопоставления слов: рус.
часы, укр.
годинник, англ,
clockи watch,
нем. Uhr,
фр. montre,
pendule,
horologe?

3.8. Какое свойство языкового
знака видно из сопоставления слов: рус.
год, укр.
рiк,
англ,
year,
нем. Jahr,
фр. Аппее?

3.9. О каком свойстве языкового
знака свидетельствуют пары слов: коса
(женская) –
коса (песчаная),
мир (спокойствие)
мир
(вселенная)?

3.10. О каком свойстве языкового
знака свидетельствуют пары слов: ключ
(родник) –
ключ (дверной),
пол (биологический)
пол
(в доме)?

3.11. Какое свойство языкового
знака обнаруживается в том, что
древнерусское слово бръвь
дает в современном
языке бровь, а
древнерусское дьнь день?

3.12. Какое свойство языкового
знака обнаруживается в том, что
древнерусским лень
и пекъ
соответствуют
современные лён и
пёк?

3.13. Какой вывод о свойствах
языкового знака можно сделать, анализируя
корни слов: бег бежать

бегу, рука – ручка?

3.14. Какой вывод о свойствах
языкового знака можно сделать анализируя
корни слов: искать ищут,
платить – плачу?

3.15. Какой вывод о свойствах
языкового знака можно, сделать анализируя
корни слов: /bulka/
булка
/bulasnaja/
булочная, /хlер/
хлеб
/хlеbnыj/
хлебный
/хl’еb’ес/
хлебец?

3.16. Какой вывод о свойствах
языкового знака можно сделать, анализируя
корни слов ход хода ходить

хожу – хождение?

3.17. Какой вывод о свойствах
языкового знака можно сделать, анализируя
префиксы слов: /b’ezdarnыj/
бездарный, /b’ezzalasnыj/
безжалостный,
/b’esp’ecnыj/
беспечный, /b’essumnыj/
бесшумный?

3.18. Почему сопоставление
таких словоформ, как беру
и возьму,
много
и больше,
свидетельствует о
произвольности (условности) языкового
знака?

3.19. Почему
сопоставление таких словоформ, как есть
и был,
он
и его,
свидетельствует о
произвольности (условности) языкового
знака?

3.20. Почему
возможны дублетные формы: галоши
— калоши, уплачено — уплачено, шкаф –
шкап?

3.21. Почему возможны дублетные
формы: иначе — иначе,
обусловливать – обуславливать?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник