Какие свойства у колонок

Какие свойства у колонок thumbnail

Вряд ли кому нужно объяснять, зачем нужны колонки. «Дать голос» компьютеру, послушать музыку со смартфона или портативного плеера, улучшить звучание аудиосистемы, портативного плеера или телевизора – со всеми этими задачами справятся колонки.

Большинство колонок универсальны – общепринятый стандарт позволяет смело подключать одни и те же колонки, как к звуковой плате компьютера, так и к выходу плеера или телевизора. Но условия эксплуатации у них все же разные, поэтому, в зависимости от области применения, колонки принято делить на несколько видов.

Мобильные колонки с питанием от USB-порта обычно используются для подключения к ноутбуку или планшету. Такие колонки не отличаются качеством звука, но если громкости штатной аудиосистемы устройства не хватает, их приобретение может решить проблему. Основное их достоинство – низкая цена. Если же вы готовы доплатить за приличный звук, обратите внимание на портативные колонки – они могут предоставить более качественный звук при сохранении мобильности.

Колонки для офисного компьютера также не блистают характеристиками. Звук для офисного компьютера зачастую вообще считается излишеством, так что если работодатель все же решает снабдить рабочие компьютеры колонками, то в приоритете обычно оказываются невысокая цена и малые габариты. Сабвуфера у таких колонок нет.

К колонкам для игрового или домашнего компьютера требования уже повыше. Здесь не редкость наличие сабвуфера и дополнительных динамиков для создания объемного звучания.

Колонки для hi-fi плеера или домашнего кинотеатра содержат несколько сателлитов для обеспечения объемного звучания, имеют большую мощность и широкий частотный диапазон. Разумеется, цена у них также немаленькая.

Характеристики колонок

Формат системы обозначается в виде Х.Y, где Х – количество сателлитов (колонок), Y – наличие низкочастотной колонки (сабвуфера).

1.0 – одна колонка, обеспечивающая монофоническое звучание.

2.0 – две колонки, обеспечивающие стереофоническое звучание.

2.1 – две колонки+сабвуфер – недорогой игровой и музыкальный вариант. Человек плохо определяет направление на источник низкочастотного звука, поэтому сабвуфер в акустических системах всегда один.

5.1 – две фронтальные+две тыльные+центральная+сабвуфер – полный вариант системы для домашнего кинотеатра. Такая система не только создаст эффект присутствия при просмотре фильмов, но и может значительно улучшить звуковую картину некоторых компьютерных игр, поддерживающих объемный звук.

Общая выходная мощность определяет максимальную громкость портативной аудиосистемы. Однако зависимость здесь не прямая и для оценки громкости системы лучше сравнивать мощность фронтальных колонок:

До 10 Вт на колонку подходит только для аудиосистем, расположенных в непосредственной близости от слушателя – для компьютерных, например.

10-20 Вт на колонку способны создать звук приемлемой громкости в пределах небольшого помещения

20-40 Вт на колонку – оптимальная мощность фронтальных колонок домашних кинотеатров, расположенных в помещениях среднего размера.

Системы с мощностью фронтальных колонок от 40 Вт можно устанавливать в больших помещениях.

Мощность сабвуфера для его звучания на такой же громкости, как и у фронтальных колонок, должна быть примерно вдвое большей. Т.е. если фронтальные колонки имеют мощность 25 Вт, то сабвуфер должен иметь мощность около 45-55 Вт, иначе на повышенной громкости басы будут «проседать».

Минимальная и максимальная воспроизводимые частоты во многом определяют качество звука аудиосистемы.

Человеческое ухо слышит звуки частотой от 20 до 20000 Гц. Соответственно, чем ближе минимальная частота колонок к 20, а максимальная – к 20000, тем полнее будет звук аудиосистемы. К сожалению, полного охвата диапазона 20-20000 Гц недостаточно, чтобы гарантировать качественное звучание на любой частоте внутри этого диапазона. Никакой одиночный динамик не может обеспечить одинаково громкое звучание во всем этом диапазоне — какие-то частоты он будет воспроизводить лучше, какие-то – хуже.

Установка нескольких динамиков, каждый из которых «отвечает» за отдельную полосу (диапазон частот) позволяет обеспечить отсутствие «провалов» в воспроизводимом диапазоне частот.

Это не означает, что чем больше полос — тем лучше, и что любая трехполосная колонка по умолчанию лучше любой двухполосной. Многое зависит от качества динамиков и от их частотных характеристик: двухполосная колонка с большим НЧ и качественным СЧ-ВЧ динамиками обеспечит лучший звук, чем формально «трехполосная» колонка с тремя одинаковыми динамиками. Обязательно ли НЧ динамик должен быть большим? Грубо говоря, да. Громкость определяется звуковым давлением, а чем меньше частота, тем больший объем воздуха должен «сдвинуть» диффузор динамика для создания одного и того же звукового давления. Для этого диффузор должен быть большим и/или иметь большой ход (что также проще реализовать на крупных динамиках). Поэтому хороший НЧ-динамик будет иметь приличный размер — минимум 13, редко 10 см.

Читайте также:  Что такое воздушные массы какими свойствами они могут обладать

Проводное соединение пока остается наиболее надежным и помехозащищенным способом передачи звука. Но многое также зависит от типа проводного соединения – качество звука и его характеристики для одних и тех же колонок могут сильно отличаться при подключении их по разным разъемам.

3.5 jack («джек», TRS, TRRS) – самый распространенный стандарт разъемов для подключения аудиосистем. Таким разъемом оснащено большинство смартфонов, плееров, ноутбуков, планшетов и компьютеров. Однако, одиночный 3,5 jack способен передавать в лучшем случае 2 канала (стереозвук), объемный звук по такому разъему не передается. Обратите на это внимание при подключении колонок формата 5.1 – для объемного звука должны быть задействованы все 6 каналов.

RCA (phono, «тюльпаны») часто используются для передачи аналогового звука в модульных аудиосистемах. При этом один разъем соответствует одному каналу, соответственно, для передачи стереозвука используется пара разъемов RCA, а для передачи объемного звука – 6 разъемов.

XLR широко применяется в профессиональной аппаратуре благодаря хорошему контакту и надежному соединению. Часто используются для передачи балансного сигнала, обеспечивающего высокий уровень защиты от помех за счет дублирования сигнала по двум проводам, причем по второму аудиосигнал передается в противофазе. В колонках аудиосигнал в противофазе вычитается из основного, при этом наведенная помеха (поскольку она идет в одной фазе на обоих сигналах) пропадает, а полезный сигнал усиливается.

Приведенные выше разъемы обеспечивают передачу аналогового звука, но многие современные колонки снабжаются также разъемами для подключения цифровых источников звука с помощью разъемов S/PDIF или USB. Однако, при подключении с помощью таких разъемов звук необходимо преобразовать из цифрового в аналоговый, и характеристики цифро-аналогового преобразователя колонок могут сильно повлиять на качество звука.

S/PDIF coaxial – коаксиальный разъем цифрового стандарта S/PDIF, внешне отличающийся от аналогового RCA только цветом (и то не всегда). Соответственно, для соединения по этому стандарту даже можно использовать обычные RCA-кабели, но только небольшой длины (до 50 см). На большие расстояния следует использовать коаксиальный 75 Омный кабель. Возможна передача многоканального звука.

S/PDIF optical (Toslink) – оптический разъем цифрового стандарта S/PDIF.

Многие современные AV-ресиверы, телевизоры и плееры оснащены обоими разъемами – и цифровым и коаксиальным. К какому из них подключать колонки – особой разницы нет, на параметры сигнала это не влияет. Следует только отметить, что оптический кабель более устойчив к электромагнитным помехам, зато сложнее в прокладке – «боится» деформаций и не допускает изгиба малым радиусом.

USB — разъем для передачи цифровых данных самого широкого профиля, может применяться и для передачи аудиосигнала в цифровом виде. Обычно USB для этой цели используется на колонках, подключаемых к компьютеру; при этом параметры цифро-аналогового преобразователя (частота дискретизации, разрядность) у разных моделей могут сильно различаться. Недорогие USB-колонки часто комплектуются медлительным низкоразрядным ЦАП, что сильно ухудшает качество звука по сравнению с тем, который можно получить, подключив эти же колонки с помощью аналогового разъема. При выборе USB-колонок обратите внимание на то, что многие модели по этому разъему получают только питание, а звук идет по отдельному кабелю с разъемом jack 3.5.

Беспроводные технологии заметно облегчают подключение устройств, и колонки не являются исключением – не нужно озадачиваться подбором кабелей и совместимостью разъемов. Но беспроводные подключения также могут повлиять на качество звука не лучшим образом.

Bluetooth в качестве протокола передачи звука в настоящее время практически избавился от детских болезней: высокая скорость последних версий Bluetooth способна обеспечить CD-качество звука даже на устройствах без поддержки AptX (оптимизированного под Bluetooth кодека, призванного обеспечить приемлемое качество звука на беспроводных колонках и наушниках). Но с проигрыванием lossless-аудио колонки, подключенные по Bluetooth, могут уже не справиться.

NFC отличается максимальной простотой сопряжения устройств – для подключения колонок к смартфону или другому источнику звука с NFC их достаточно просто поднести друг к другу. Увы, невысокая максимальная скорость передачи по протоколу NFC не позволит обеспечить качества звука, сравнимого хотя бы с CD.

Материал корпуса колонок и сабвуфера также оказывает влияние на качество звука. Так как основное назначение корпуса – экранировать «ненужный» звук, идущий с тыльной стороны динамиков, то чем выше звукоизолирующие характеристики материала, тем лучше он подходит для корпуса колонок.

Читайте также:  Какое свойство воды указано неверно

МДФ, благодаря высокой плотности и слабым резонансным качествам хорошо подходит для корпусов колонок.

Пластик глушит звук хуже, и хотя некоторые производители используют в корпусах специальный многослойный материал, корпуса из обычного пластика с не самыми лучшими показателями встречаются в разы чаще. Если вам важно качество звука, желательно, чтобы хотя бы корпус сабвуфера был не пластиковый – низкочастотный звук заглушить сложнее, а тонкий пластик под его воздействием может еще и начать резонировать, что сильно ухудшит басы.

Акустическое оформление корпуса также решает проблему «ненужного» звука с тыльной стороны динамика. Этот звук генерируется в противофазе основному, и (при отсутствии корпуса), накладывается на основной и ослабляет его.

Герметичный корпус – самый простой из видов корпусов. В нем звук за динамиком просто глушится, для чего внутренности корпуса часто оббиты звукопоглощающим материалом. При этом в герметичном корпусе за динамиком создается воздушная подушка, сглаживающая резкие движения диффузора и помогающая выдерживать большую мощность. Недостатком такого корпуса является то, что немаленькая часть мощности уходит «вхолостую»: звук за диффузором просто глушится, поэтому при одинаковой мощности колонки в герметичных корпусах звучат тише.

В фазоинверторном корпусе звук с задней стороны динамика не глушится, а выходит через трубу фазоинвертора. При этом звуковая волна с задней стороны диффузора доходит до отверстия в той же фазе, что и основная – с передней стороны. Звук усиливается, мощность используется эффективнее. Длина волны зависит от частоты, поэтому эффект фазоинвертора проявляется в небольшом диапазоне частот — и обычно это низкие частоты. Таким образом, наличие фазонвертора позволяет немного расширить «вниз» частотный диапазон колонок.

Наличие FM-тюнера, интерфейса USB Type A (для флэшки) и поддержка карт памяти расширяют функционал колонок, по возможностям приближая их к самостоятельным аудиосистемам. Но равнять такие колонки с аудиосистемами все же не стоит: эти опции часто реализуются «по минимуму»: колонка может не проигрывать некоторые форматы аудиофайлов, не поддерживать накопители больше некоторого объема, некорректно работать с треками, разложенными по папкам и т.д.

Варианты выбора колонок

Если вам нужны недорогие мобильные колонки для ноутбука или планшета, выбирайте модель с питанием от USB. Только не стоит ждать от таких колонок выдающейся громкости и высокого качества звука.

Если вы занимаетесь студийной записью и хотите как-то контролировать записываемый звук, то вам не обойтись без студийного аудиомонитора – колонки с «идеальными» характеристиками, максимально точно передающей записываемый звук.

Для офисного компьютера будет вполне достаточно колонок формата 2.0 с подключением через USB или jack 3.5.

Для домашнего компьютера лучше предусмотреть наличие сабвуфера и выбирать среди колонок формата 2.1.

Если вы хотите в полной мере ощутить эффект присутствия, выбирайте колонки формата 5.1 и прочувствуйте все богатство и выразительность объемного звука. Но убедитесь, что устройство, к которому вы будете подключать колонки, поддерживает технологию объемного звука и имеет те же разъемы, что и выбранные колонки

Чтобы иметь возможность прослушать музыку со смартфона, не возясь с проводами и разъемами, выбирайте среди моделей с поддержкой Bluetooth.

Колонки с поддержкой флэшек и карт памяти могут проигрывать музыку с этих накопителей без подключения каких-то дополнительных устройств.

Если вы уверены, что настоящая музыка должна звучать громко, выбирайте среди мощных колонок – и наводите ужас на соседей.

Источник

Компьютерные колонки — акустическая система для ПК, относится к периферийным устройствам вывода. В данной статье, рассмотрим основные характеристики колонок для ПК, знание которых, поможет вам осуществить правильный выбор при покупке данного аудиоустройства.

Характеристики компьютерной акустики

При выборе компьютерных колонок, необходимо оценить их по ряду параметров:

  • акустические характеристики (звук),
  • функциональные особенности,
  • разъёмы и интерфейсы.

Акустические характеристики

Первое, на что стоит обратить внимание при выборе колонок для ПК: суммарная мощность, диапазон воспроизводимых частот, количество полос, звуковая схема и материал корпуса.

Суммарная мощность

Общая мощность акустической системы с учётом всех колонок в составе комплекта.

Например, акустическая система состоит из 2-х колонок по 80Вт, таким образом получаем суммарную мощность 160Вт (2х80Вт).

Диапазон частот

Важный показатель качества звука акустической системы. Минимальное значение диапазона указывает на способность воспроизведения низких частот (НЧ), а максимальное на качество звучания высоких частот (ВЧ). Несмотря на то, что человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 20 до 20000 Гц., при выборе колонок для компьютера, стоит рассматривать акустические системы с более широким частотным диапазоном. Чем шире диапазон, тем насыщенней басы и чище звук в верхах.

Читайте также:  Яблоки какими полезными свойствами полезны

Диапазон частот компьютерной акустики

Количество полос

Чтобы добиться более высокого качества звука, при производстве акустических систем, применяют одновременно несколько динамиков в одной колонке. Это необходимо для того, чтобы разделить диапазон и отдать каждому из динамиков свою частоту (НЧ/СЧ/ВЧ). Таким образом, компьютерные колонки делятся на однополосные, двухполосные и трёхполосные. Кроме того, для усиления низких частот применяются специальные конструктивные решения в самом корпусе — фазоинвертор.

Многополосные колонки для компьютера с фазоинвертором

Звуковая схема (формат системы)

Параметр указывает на то, какой формат многоканального звука способны воспроизводить колонки для ПК. Чем больше каналов, тем более пространственный звук можно получить, что напрямую влияет на эффект присутствия в компьютерных играх, при просмотре фильмов или прослушивании музыки.

Важно! Источник звука должен поддерживать многоканальный формат.

В продаже наиболее распространены звуковые схемы: 2.0, 2.1, 3.1, 4.0, 4.1, 5.0, 5.1, 6.1 и 7.1.

2.0 — стереорежим.

2.1 — сабвуфер (НЧ до 100Гц) и 2 стереоколонки.

3.1 — сабвуфер, центр, 2 фронтальные колонки.

4.0 — система объёмного звука: 2 тыловые и 2 фронтальные колонки.

4.1 — система объёмного звука: сабвуфер, 2 тыловые и 2 фронтальные колонки.

5.1 — система окружающего звука: сабвуфер, 1 центральная, 2 тыловые и 2 фронтальные колонки.

5.0 — аналог 5.1 без сабвуфера.

6.1 — система окружающего звука: сабвуфер, 1 центральная, 2 тыловые, 2 фронтальные и 1 центральная тыловая колонки.

7.1 — система окружающего звука: сабвуфер, 1 центральная, 2 фронтальные, 2 тыловые, 2 центральные тыловые колонки.

Форматы компьютерных колонок: 2.0, 4.0, 5.1, 7.1

Материал корпуса

На качество звука компьютерных колонок влияют не только мощность, многоканальность и частотный диапазон. Корпус имеет не последнее значение, а точнее, материал из которого он выполнен. На данный момент, при производстве колонок для ПК, применяются: пластик, дерево и MDF.

Пластик

Дешёвый материал, не позволяющий добиться качественного звука: у низких частот нет глубины и насыщенности, средние и высокие частоты — «плоские», при увеличении громкости появляется дребезжание. Из плюсов: простота применения, большой выбор дизайнерских решений и расцветок.

Пластиковые колонки для компьютера

Дерево

Надёжный материал, обеспечивающий высокое качество звука: глубокие басы, хорошо выраженные средние частоты. Дело в том, что дерево обладает хорошими поглощающими и резонансными свойствами, которые позволяют усиливать звук без искажений. Из недостатков: акустические системы получаются громоздкими, внешне классическими и дорогими.

Компьютерные колонки из дерева

MDF

MDF (Medium Density Fiberboard) — древесноволокнистый композитный материал. Качество звука практически такое же, как и у колонок из дерева. Плюс — материал дешевле. Часто производители компьютерных колонок указывают, что они изготовлены из дерева, но на самом деле применяется MDF.

Колонки для ПК изготовленные из MDF

Функциональные особенности

Любая акустическая система, в том числе и компьютерные колонки, имеет ряд функциональных особенностей:

  • управление тембром (НЧ/ВЧ) — регулирования низких и высоких частот позволяет улучшать звук, в зависимости от музыкального направления;
  • наличие тюнера — позволяет прослушивать радиостанции без подключения дополнительных устройств;
  • встроенные декодеры — делают звук чистым и объёмным (Dolby Digital), могут преобразовывать звук 2.0 в 5.1 (Dolby Pro Logic) или 5.1 в 6.1 или 7.1 (Dolby Pro Logic II);
  • пульт управления — вы можете управлять настройками акустической системы дистанционно, включая управление тембром и звуковыми схемами (при наличии соответствующих декодеров);
  • дополнительное питание — от батареек, электросети или от компьютера при помощи USB-разъёма.

Колонки для ПК: управления тембром и громкостью

Разъёмы и интерфейсы

Компьютерные колонки, в зависимости от модели, могут быть оснащены не только аналоговыми, но и цифровыми интерфейсными разъёмами.

Аналоговые разъёмы

Jack 3.5 — используется для подключения наушников или в специальных переходниках для передачи аудиосигнала от компьютера к колонкам.

Jack 6.3 — применяется, в основном, в студийных наушниках и звуковой аппаратуре.

RCA (тюльпаны) — служит для передачи аналогового сигнала в бытовой аппаратуре или в специальных кабелях.

Винтовая клемма — используется для подключения колонок к центральному устройству акустической системы.

Пружинная клемма — имеет то же назначение что и винтовая.

Аналоговые разъёмы компьютерных акустических систем: jack, RCA (тюльпаны), винтовая клемма, пружинная клемма

Цифровые интерфейсы

S/PDIF (coaxial) — разъём для передачи цифрового сигнала от аудиокарты компьютера (звуковой аппаратуры) к акустической системе. Для этого применяется специальный коаксиальный кабель.

S/PDIF (optical) — назначение разъёма аналогично S/PDIF (coaxial), за одним исключением — цифровой сигнал передается через специальный оптический кабель.

Цифровые разъёмы колонок для ПК: S/PDIF (coaxial) и S/PDIF (optical)

P.S. Бренд, несомненно, имеет значение при выборе колонок для компьютера, но не является основополагающим. Доверяйте своим глазам и собственному слуху.

Источник