Назовите каким свойством по отношению к индивиду обладают

Назовите каким свойством по отношению к индивиду обладают thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 апреля 2019;
проверки требует 31 правка.

Индиви́д (лат. individuum «недели́мый») — отдельный организм, с присущей ему автономией, в частности человек как единичный представитель человеческого рода[1]. Индивид есть то, что есть «человек вообще».

Триада «индивид», «индивидуальность», «личность» используется социологией, социальной философией и философией для описания и отражения разных ипостасей бытия человека.

Понятие «индивид» тесно связано с понятиями «человеческий организм», «личность», «субъективность», «индивидуальность» и «духовность», которые используются для обозначения совокупности качеств, способностей отдельно взятого человека, сущностных уровней человеческого развития в онтогенезе[2]. Однако, сущность понятия «индивид» можно понять лишь посредством отделения его свойств от свойств «личности» и/или «индивидуальности».

«Индивид» можно представить отправным понятием триады, дав определение остальным её элементам через базовый:

Индивид ― единичный представитель человеческого рода, безотносительно к его антропологическим особенностям.

Индивидуальность ― совокупность физиологических, психологических особенностей индивида, составляющих его своеобразие, отличие от других людей.

Личность ― совокупность социально значимых качеств индивида. Проявление этих черт носит индивидуальный характер.

Особое значение дефиниция «индивид» имеет для биологии, правоведения, философии.

Античная история термина[править | править код]

Термин «индивид» (лат. individuum «недели́мый») был впервые использован в I веке до н. э. Цицероном[3] для передачи греческого ἄτομος, «атом» (от др.-греч. ἄτομος «неделимый, неразрезаемый»), введённого в свою очередь атомистом Демокритом в V веке до н. э., который под атомами понимал мельчайшие неделимые «элементы», бесконечные по числу и не воспринимаемые чувствами, которые вместе с пустотой образуют частицы материи. «Начала Вселенной суть атомы и пустота, все остальное лишь считается существующим», ― передаёт учение Демокрита Диоген Лаэртский[4].

Исторически individuum и ἄτομος термины восходящие к натурфилософии, физике, в изложении Левкиппа и его ученика Демокрита, для определения минимальных элементов, которым может быть присуще истинное бытие, то есть возможность быть не разрушаемыми и не возникающими.

Методологическая польза идеи атомов Демокрита для общественных наук заключается в том, что введение в предмет психологии, социологии, социальной философии категории «неделимости», «атомарности», «индивидуума» позволяет определить структурные границы единицы социального организма, дальнейшее «дробление» которого неизбежно приводит исследование к пересечению либо с индивидуальностью и/или личностью, либо с предметами естественных дисциплин.

Биология[править | править код]

В биологии «индивид» редуцируется до понятия «организма», продукта полового или бесполого размножения. Выступает синонимом понятия «особь», структурная единица популяционно-видового уровня жизни[5].

Антропогенез использует понятие «индивид» по отношению к человеку, как к представителю всей совокупности людей, то есть представителя вида homo sapiens.

Право[править | править код]

В философии права индивид предстаёт как абстракция, юридическая субстанция, актор правоотношений. Право рассматривает индивида как потенцию правоотношений, правовой воли, правовых поступков. В правоведении понятие индивида тождественно понятию физического лица, как субъекта правоотношений, носителя прав и обязанностей.

Таким образом, главным свойством индивида как носителя прав и обязанностей, будет выступать его правоспособность.

Социальная философия и социология[править | править код]

Социальная философия рассматривает индивида как единичного носителя социальности ― специфического способа существования человека, выделяющего и отделяющего его от природы, в основе которого лежит деятельность (противопоставляемая активности животного) ― «целенаправленная, адаптивно-адаптирующая деятельность, то есть приспособление к природной среде путём её масштабной предметной переработки, ведущей к созданию искусственной среды существования человека или артефактной „второй природы“»[6].

Социология рассматривает индивида как «техническую» характеристику человека. Если индивидуальность и личность являются статусами достигаемыми, то индивид ― предписанный[7].

Идея tabula rasa («чистая доска»), восходящая к труду Аристотеля «О душе́» и закреплённая в Джоном Локком в трактате «Опыт о человеческом разумении», наилучшим образом коррелирует с идеей индивида, как изначально чистого носителя социальности, элементы которой ему предстоит усвоить в процессе индивидуализации и становления его личности.

В концепции Эмиля Дюркгейма, индивид ― носитель «изначальной социальности», социальный артефакт, сконструированный людьми и культурой[8].

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Индивид // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  2. ↑ Украинская психологическая терминология: словарь-справочник. — К.: «Информационно-аналитическое агентство», 2010. — 302 с.
  3. Marcus Tullius Cicero. De Fato // M. Tulli Ciceronis scripta quae manserunt omnia, Fasciculus 46, De divinatione. De fato. Timaeus. — Berlin, Boston: De Gruyter. — ISBN 978-3-11-095254-4.
  4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. (Книга IX, §7 Демокрит).
  5. ↑ Организм (рус.) // Википедия. — 2019-11-20.
  6. Момджян К. Х. Введение в социальную философию. — М.: Высшая школа, КД «Университет», 1997. — 448 с. — ISBN 5-06-003347-3 ISBN 5-8013-0003-1.
  7. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. — Т. 7: Человек. Индивид. Личность. — М.: Инфра-М, 2005. — 960 с. — ISBN 5-16-001546-3.
  8. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. — Т. 7: Человек. Индивид. Личность. — М.: Инфра-М, 2005. — 960 с. — ISBN 5-16-001546-3.

Литература[править | править код]

  • Индивид / Гайденко П. П. // Излучение плазмы — Исламский фронт спасения. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 221. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 11). — ISBN 978-5-85270-342-2.
  • Чепа М.-Л. А.  Розвиток людини як результат диференціації та інтеграції психічних процесів /Збірник наукових праць Інституту психології імені Г. С. Костюка НАПН України «Проблеми загальної та педагогічної психології». — К., 2003. — Т. 5. — Ч. 2. — С. 284—297.
  • Індивід // Фармацевтична енциклопедія.
  • Фундаментальная социология: В 15 т. — Т. 7: Человек. Индивид. Личность. ― М.: Инфра-М, 2005. ― 960 с. ― ISBN 5-16-001546-3.

Источник

Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделённый) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д.

Понятие «индивид» употребляется для обозначения человека как отдельной особи среди других людей. Индивид не просто один, а всегда «один из».

Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.

Читайте также:  Какие целебные свойства у облепихи

Понятие «индивидуальность», употребляется для обозначения человека, как одного из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер, темперамент, интеллект, способности и т. п.

Личность (от лат. persona — актёрская маска) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Понятие «личность» употребляется для обозначения человека с социально значимыми качествами. Не всякий человек является личностью. Индивидом рождаются, индивидуальность приобретают, а личностью становятся в процессе социализации.

Социализация  —  это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций и социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе.

Различают следующие этапы социализации:

  • начальный — семья, детские дошкольные учреждения;

  • средний — школа;

  • завершающий — освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д..

Более распространённой является разделение на первичную (до формирования зрелой личности) и вторичную социализацию.

На процесс социализации оказывают влияние агенты социализации — разнообразные факторы и конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.

  • Агенты первичной социализации — родители, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.

  • Агенты вторичной социализации — средства массовой информации (СМИ), образовательные учреждения, производственные предприятия и т. д.

Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные.

Первичными институтами социализации могут быть семья, школа, вуз, вторичными — СМИ, армия, церковь.

Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере социальных отношений

Информация к размышлению:

«Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек есть личность, поскольку у него есть свое лицо, и поскольку даже в самых сложных жизненных испытаниях он не теряет лица».

(С. Рубинштейн)

«Личность — субъект поступания».

(М. Бахтин) 

Понятие «личность» — подчёркивает сознательно-волевое начало. Слово «личность» («persona») первоначально обозначало маску, которую надевал античный актёр. Затем оно стало означать персонаж (сам актёр и его роль). У римлян слово «persona» употреблялось как с указанием определённой социальной функции, так и роли, амплуа (личность отца, личность царя, судьи, обвинителя).

Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют лишь в той или иной степени. В личности интересны сами поступки.

Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся ли он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет. Нравственные основы личности могут быть различными. Например, в эпоху Возрождения, реформации церкви Мартин Лютер заявлял: «На том стою и не могу иначе» — это начало становления исторического типа личности. Первое философски обобщённое изображение структуры такого поведения дал Кант: «Самодисциплина, самообладание, способность быть господином самому себе… автономия».

1938 год — венский психиатр Бруно Беттельгейм был заключен в концлагерь. В течение двух лет он писал книгу в уме, где анализировал поведение людей в условиях концлагеря. В 1960 году его книга вышла в свет под названием «Просвещённое сердце», где автор определял, что цель концлагеря — ампутация личности в человеке, формирование идеального заключённого. Этой цели фашисты добивались фанатично. В массе случаев они добивались того, к чему стремились. Но… «идеальный заключённый», как правило, оказывался совершенно нежизнеспособным существом. После ампутации личности в нём разрушались такие качества, как индивидуальность и индивид, атрофировались способности, затухала память, притуплялся инстинкт самосохранения. «Идеальный заключённый» был голоден, но не испытывал голода, двигался машинально, безропотно, слабел и… умирал. Один из заключённых «старожилов» рассказал правила: заставляя себя, ешь каждый раз, спи или читай, если выпала свободная минута, непременно чисть зубы по утрам. Смысл правил — делать не предписанное, к чему начальство тебя не принуждает. В данном случае чистка зубов — поступок… Чтобы не вымереть, надо перестать бояться неминуемой насильственной смерти, самому выбрать то, за что тебя однажды казнят. Беттельгейм выявил: нравственность — не просто средство общественного регулирования индивидуального поведения, это средство персонального выживания самого индивида. Там, где нет свободно выбранных нравственных обязанностей, начинается общая деградация человека.

Человек — биосоциальное существо (иногда встречается определение человека как биопсихосоциального существа).

Основные отличия человека от животных

Животное

Человек

1. Существование направля­ется только инстинктами.

1. Наряду с инстинктами человек обладает мышлением и членораздельной речью, которые направляют деятельность человека.

2. Подчинено инстинкту, все действия изначально запрограммированы.

2. Может осуществлять со­знательную целенаправленную творческую деятельность. Человек способен обуздывать свои инстинкты.

3. Приспосабливается к окружающей среде, которая определяет его образ жизни. Не может осуществлять коренные изменения своего существова­ния.

3. Преобразует окружаю­щий мир, создает материаль­ные и духовные блага.

4. Некоторые животные мо­гут использовать подручные средства, такие как камни, палки, но ни одно животное не может изготавливать ору­дия труда.

4. Может изготавливать орудия труда и использовать их как средства производства материальных благ.

5. Воспроизводит только свою биологическую сущ­ность.

5. Воспроизводит свою не только биологическую, но и социальную сущность; удо­влетворяет материальные и духовные потребности.

Биологическая сущность

человека

Социальная сущность

человека

Условие, предпосылка существова­ния человека. Биологическая природа че­ловека проявляется в его анато­мии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами.

Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отно­шения, в общение с другими. Соци­альная сущность человека прояв­ляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и от­ветственность и др.

Информация к размышлению:

В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек — 2 лет и 7−8 лет. В одной из деревень штата Западный Бенгал он услышал рассказ о лесных духах, которые появляются временами вблизи крестьянских хижин. Очевидцы самым серьёзным образом утверждали, что эти духи похожи на людей, но бегают на четырёх ногах. Выслушав несколько десятков человек, Синг как человек любознательный и несуеверный пришёл к выводу, что за рассказами о «духах» кроется вполне реальное явление. Один из крестьян указал ему место, где «лесные духи» появляются чаще всего. Синг организовал там засаду и увидел невероятное: сначала появились три волка и два волчонка, а за ними неторопливо прошествовали два человекоподобных существа. Как и волки, они шли на четырех лапах.

Читайте также:  Бирюза фото свойства и значение какому знаку зодиака

Чтобы всё выяснить до конца, Синг решил проникнуть в волчье логово, где обитала эта необычная семья. Перепугавшись, крестьяне, сопровождавшие пастора, отказались ему помогать. И лишь через неделю, уговорив охотников, Синг подошёл к логову. Два взрослых волка сразу же убежали, а волчица осталась, чтобы защищать своих детей до конца. Пришлось её застрелить. В логове нашли двух волчат и двух одичавших девочек. Старшей на вид можно было дать лет семь−восемь, а младшей — около двух. Младшая, Амала, вскоре умерла, а Камала дожила до 17 лет. Пастор Синг подробно, день за днём, в течение девяти лет описывал её жизнь. Вот лишь некоторые факты.

Камала очень боялась солнечного света и огня. В качестве пищи признавала только сырое мясо. Ходила на четвереньках. Днём девочка обычно спала, а ночью бродила по дому. В первые дни своего пребывания среди людей «сёстры-волчицы» каждую ночь постоянно выли, причем их вой повторялся через правильные промежутки времени — около десяти часов вечера, в час ночи и в четыре часа утра.

«Очеловечивание» Камалы проходило с большим трудом. Очень долго она не признавала никакой одежды, срывая с себя всё, что пробовали на неё надеть. С особым упорством и страхом сопротивлялась мытью. Лишь через два года жизни среди людей Камалу приучили стоять и ходить на двух ногах, однако когда ей хотелось передвигаться побыстрее, она всё равно становилась на четвереньки.

Постепенно Камала привыкла спать по ночам, есть руками, а не рвать еду зубами, пить из стакана. Труднее всего было обучить одичавшую девочку человеческой речи. Даже через семь лет после того, как Камалу забрали из волчьего логова, она понимала всего около 45 слов. К 15 годам умственное развитие «волчьей воспитанницы» соответствовало развитию двухлетнего ребёнка, а к 17 — четырёхлетнего.

Всего же науке известно 15 случаев вскармливания человеческих детёнышей волками, 5 — медведями, 1 — павианами, другими породами обезьян — не менее 10 случаев, 1 ребёнок был вскормлен леопардом, 1 — овцой.

(материал из «Википедии»)

ВОПРоСЫ: 

1. Какие из перечисленных качеств человека являются социальными? Укажите все правильные ответы:

  1. Умение общаться при помощи членораздельной речи.

  2. Способность к продолжению рода.

  3. Умение находить пропитание и обустраивать жилье.

  4. Умение защищаться от врагов.

  5. Способность преобразовывать природную среду.

  6. Способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.

ВОПРОСЫ:

1. В приведённом списке указаны черты сходства человека и животного и черты отличия человека от жи­вотного. Выберите и запишите  сначала порядковые номера черт сходства (2), а затем — черт отличия (2).

1)удовлетворение потребностей  
2)целесообразная творческая деятельность
3)конечность существования
4) обладание мышлением и речью

Источник

Социальный статус

Социальный статус (от лат. status — положение, состояние) личнос­ти — это положение человека в обществе, которое он занимает в соот­ветствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

  ИЛИ

Социальный статус — это определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Социологи выделяют несколько разновидностей социальных статусов:

1) Статусы, определяемые положением индивида в группе, — личный и социальный.

Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. 

С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определённые социальные функции, которые определяют его социальный статус.

2) Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом, — основной и неосновной (эпизодический).

Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего это статус, связанный с основным местом работы и семьей, например — хороший семьянин и незаменимый работник).

Эпизодические (неосновные) социальные статусы влияют на детали поведения человека (например — пешеход, пассажир, прохожий, пациент, участник демонстрации или за­бастовки, читатель, слушатель, телезритель и т. д.).

3) Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора.

Предписанный (приписанный) статус — социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности (например — национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п.).

Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (человек, ставший инвалидом, звание академика, олимпийского чемпиона и др.).

Достигаемый (приобретённый) приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (образование, профессия, материальный достаток, деловые связи и т. п.).

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определённые статусы являются престижными, другие — наоборот. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких-либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженным, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование.

От престижа необходимо отличать авторитет.

Читайте также:  В какой концепции власти она анализируется сквозь призму свойств массы класса

Престиж это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закреплённая в культуре и общественном мнении. 

Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.

Каждый индивид может иметь большое количество статусов. Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на её поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.

Социальная роль — это модель поведения, ориентирован­ная на определённый статус.

  ИЛИ

Социальная рольэто образец поведения, признанный целе­сообразным для людей данного статуса в данном обществе.

Роли определяются ожиданиями людей (например, в обществен­ном сознании укоренилось представление о том, что родители долж­ны заботиться о своих детях, что работник должен добросовестно осуществлять порученную ему работу). Но каждый человек в зави­симости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социальную роль.

Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закреплённые за этой социальной позицией. Каждый человек обладает не одной, а целым набором соци­альных ролей, которые он играет в обществе. Совокупность всех ролей человека в обществе называется ролевой системой или ролевым набором.

Ролевой набор (ролевая система)

Ролевой набор — совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом.

Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми и является, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений. В ролевом наборе можно выделить основные (типичные) и ситу­ационные социальные роли.

Назовите каким свойством по отношению к индивиду обладают

Примеры основных социальных ролей:

1) труженик;

2) собственник;

3) потребитель;

4)  гражданин;

5)  член семьи (муж, жена, сын, дочь).

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

Институционализированные роли: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены).

Конвенциональные роли принимаются по соглашению (чело­век может отказаться принять их).

Социальные роли связаны с социальным статусом, профес­сией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, про­давец).

Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биоло­гически предопределённые и предполагающие специфические способы поведения, закреплённые общественными нормами или обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношени­ями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, кумир семьи, любимый и т. д.).

Ролевое поведение

От социальной роли как образца поведения следует отличать ре­альное ролевое поведение, которое означает не социально ожи­даемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной ро­ли. И здесь многое зависит от личностных качеств индивида, от сте­пени усвоения им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентаций.

Факторы, определяющие процесс реализации социальных ролей:

1) биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной соци­альной роли;

2) характер принятой в группе роли и особенности социаль­ного контроля, призванного следить за выполнением ролевого по­ведения;

3) личностный образец, определяющий комплекс поведенчес­ких характеристик, необходимых для успешного выполнения роли;

4) структура группы, её сплоченность и степень идентифика­ции индивида с группой.

В процессе реализации социальных ролей могут появляться оп­ределённые трудности, связанные с необходимостью человека ис­полнять в различных ситуациях множество ролей в ряде случаев несовпадение социальных ролей, возникновение между ними проти­воречий и конфликтных отношений.

Ролевой конфликт и его виды

Ролевой конфликт — это ситуация, в которой человек стал­кивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.

Виды ролевых конфликтов:

Наименование вида

Его сущность

Внутриролевой

Конфликт, при котором требования одной и той же роли противоречат друг другу (например, роль родителей предполагает не только доброе, ласко­вое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним).

Межролевой

Конфликт, возникающий в ситуациях, когда тре­бования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выпол­нением ею домашних обязанностей).

Личностно-ролевой

Конфликтная ситуация, когда требования соци­альной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, профес­сиональная деятельность не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

ВОПРОСЫ: 

1. Установите соответствие между видами статуса и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца. 

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ СТАТУСА

А)

наследник престола

1)

предписанный

Б)

чемпион мира

2)

достигаемый

В)

француз

Г)

муж

Д)

начальник отдела в фирме

 2. При устройстве на работу гражданка А. заполняла анкету, в которой указала, что она специалист с высшим образованием, происходит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса гражданки А., которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности. 

1. Предписанный статус — женщина.

2. Достигнутые статусы — специалист с высшим образованием, замужняя дама и мать двоих детей.

3. Как мать своих детей она обязана нести за них моральную и юридическую ответственность, обеспечивать достойный уровень жизни. Также как мать своих детей она имеет право выбирать учебное заведение для них, с кем им общаться и пр.

 3. Назовите три разновидности ролевых конфликтов и проиллюстрируйте каждую из них соответствующим примером. 

1. Внутриролевые (пример: роль родителей предусматривает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним).

2. Межролевые (пример: требования основной работы женщины приходят в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей).

3. Личностно-ролевые (пример: работа не позволяет человеку раскрыться и проявить свои способности).  

4. Установите соответствие между при­мерами социальных ролей и их видами. К каждой пози­ции, данной в первом столбце, подберите позицию из вто­рого столбца. Запишите полученную последовательность цифр.

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ

А)

кассир

1)

основная

Б)

пешеход

2)

ситуационная

В)

исследователь

Г)

отец

Д)

зритель

Е)

производитель

Источник