Напиши какие свойства воздуха используют 4 класс
Урок по теме:
«Как человек использует свойства воздуха».
Окружающий мир.
Учитель: Шитцылова Н.Н.
Объект: 4А класс
МОУ УНОШ №2
26 февраля 2009г.
Цель:
Сформировать понятие о воздухе и его свойствах.
Развивать речь, мышление, умение проводить опыты, делать вывод., умозаключения.
Развивать коммуникативные способности.
Оборудование:
Веера, банка с водой, стакан , керосиновая лампа, бумажная салфетка, спички, шприцы, вырезанные из бумаги шары красного, зеленого и синего цвета.
Ход урока:
I.Проверка домашнего задания.
— Как называется водная оболочка земли?
— Какую роль играет вода в жизни живых организмов?
— Сколько может прожить без воды человек?
— Назовите основные свойства воды.
— Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Где его научился использовать человек?
— Почему гайка , опущенная в воду, меньше растягивает резинку, чем гайка подвешенная в воздухе?
— Чему равна выталкивающая сила? Где человек использует это свойство?
— Почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа?
— Какое свойство воды используется при стирке ?
— Что произойдет с консервной банкой, если ее разогревать, не раскрыв?
— Какое свойство воды используется в паровом двигателе?
— Назовите три состояния воды. Приведите примеры их в природе.
II. Постанова проблемы и актуализация знаний.
Слайд №1.
— Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и его свойствах.
Слайд №2.
— Ответьте на вопросы в начале учебника.
— Почему без атмосферы не возможна жизнь на других планетах и на земле?
— Почему люди не могут полететь к другим планетам?
— Что мы знаем о воздухе?
— Как доказать, что воздух не пустое место?
ОПЫТ №1.
— Помашите веером перед лицом. Что вы почувствовали? (Прикосновение , хотя веер до нас не прикасался. Значит между веером и лицом что-то есть. Это воздух.
ОПЫТ №2.
— Перевернем стакан вверх дном и медленно опустим его в банку с водой. Попадет ли вода в стакан? Почему? Ответ: Нет. Препятствует воздух.
— К какому из трех состояний веществ относится воздух?
— Что такое атмосфера? Населена ли она ли она живыми веществами? Какими?
— Как используют воздух животные и люди?
— Как используют воздух растения?
— Все живые организмы состоят из воды и воздуха. Какой газ воздуха поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи?
-Сколько может человек прожить без воздуха и почему?
Слайд №3.
— Мы так много знаем о воздухе, атмосфере. На какие вопросы можно еще получить ответ? (Предположения.)
Слайд №4.
III. Открытие новых знаний.
Диалог Миши и Лены(стр. 24)
— Что произойдет с планетой Земля, если исчезнет атмосфера?
— Какую роль выполняет атмосфера ?
Ответ: Воздух образует воздушную оболочку, которая окружает земной шар и с помощью озонового слоя защищает поверхность Земли от губительного облучения.
— Прочитайте ЗАДАНИЕ №1 НА СТР. 24.
Слайд № 5 .
Доклад на тему «Круговорот воды в природе»
Ответ: Вода океанов испаряется и в виде облаков переносится ветрами в другие места, где выпадают дожди, питаются реки.
Загадка:
- Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица.
2.Бырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает.
Людей с ног сбивает.
Слышишь его,
Да не видишь его. (Ветер.)
— А что такое ветер?
— Как возникает ветер?
Ответ: Участки земной поверхности нагреваются по- разному: ветер дует от менее нагретого участка к более нагретому.
— Что случилось , если бы не стало ветра?
— Прочитайте текст на стр. 24. Последний абзац.
— Человек издавна научился использовать ветер как источник энергии.
— Рассмотрите иллюстрации (Слайд №6). . Как человек использует ветер? Прочитайте верхний абзац.
— Человек изобрел парус, который позволил ему отправиться в путешествие. Уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах.
— В Средние века строились ветряные колеса для работы по хозяйству.
Однако и в современности ветряной двигатель играет большую роль, так как в отличие от других источников он не загрязняет атмосферу.
— Почему возможно летать на воздушных шарах?
(Слайд №7)
,
— Одним из способов передвижения по воздуху является воздушный шар, заполненный более легким, чем воздух газом или просто нагретым воздухом. Началом эры воздухоплавания следует считать 1783 год, когда братья Монгольфье поднялись в воздух на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом. Возможность передвижения по воздуху летательных аппаратов связана с тем , что воздух обладает выталкивающей силой.
— Так какой силой обладает воздух?
— Прочитайте текст «Для любознательных» на странице25
Опыт №3.
Над зажженной керосиновой лампой держу бумажную салфетку.
Что наблюдаем?
Почему поднимается салфетка?
— Какова температура воздуха над лампой?
— Так что происходит с воздухом при нагревании?
— Где используется это свойство воздуха?
— Прочитайте текст на странице 25 (последний абзац).
Слайд №8.
ВОЗДУХ ПРИ НАГРЕВАНИИ РАСШИРЯЕТСЯ. ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА,
— Однако главный недостаток воздушного шара — его слабая управляемость. Лишь самолеты обеспечили людям возможность передвигаться на большие расстояния с большой скоростью.
— Плотность воды 1000 кг/м3,
Плотность воздуха 1,29 кг/м3.
— Что плотнее воздух или вода?
— Можно ли опереться на воду? При каких условиях?
— А опереться на воздух? При каких условиях?
— Где применяется это свойство?
Слайд № 9.
Прочитайте текст на странице 26 (верхний абзац).
О каком ещё свойстве воздуха вы узнали?
Слайд № 10.
НИЗКАЯ ПЛОТНОСИЬ,
— Почему самолеты развивают скорость до 800-900 км/ч, а корабли чуть больше 100 км?
Слайд № 11. Зачем птицам перья, зверям шерсть, а нам свитер?
— Почему рамы двойные? Что между стеклами?
— Прочитайте текст на странице 26 (нижний абзац).
— Выполните задание № 2.
Благодаря низкой плотности воздуха он обладает ещё одним свойством: плохо проводит тепло. На этом свойстве основано создание человеком теплых вещей. Шерстяные вещи и шубы сохраняют в себе толстую воздушную прослойку, которая не дает телу потерять тепло.
Слайд № 12.
ПЛОХОЙ ПРОВОДНИК.
Физкультминутка.
-Чтобы познакомиться с ещё одним свойством воздуха, проведем опыт, который нам предложили в задании № 3 на странице 26.
Опыт № 4.
— Возьмите пластмассовый шприц (без иглы) и поставьте его поршень в среднее положение. Крепко зажав пальцем отверстие для иглы, попробуйте задвинуть и вытянуть поршень.
— Какой вывод? (страница 27). Слайд №13.
На этом свойстве основано использование воздуха в автомобильных шинах, мячах, надувных матрацах.
— Как называется это свойство?
Слайд № 14.
УПРУГОСТЬ.
— Давайте вспомним, о каких свойствах воздуха мы узнали?
Свойства воздуха:
— расширение при нагревании;
— плохо проводит тепло;
— низкая плотность;
— упругость.
— Воздух – это одно вещество или смесь газов?
— Из чего состоит воздух?
В воздухе содержится: Слайд № 15.
21% кислорода
78% азота
0,9% благородных газов и
0,03% углекислого газа.
Выступление об использовании газов, входящих в состав воздуха. Слайд № 16.
Текст «Для любознательных» страница 27.
IV. Первичное закрепление.
Как человек использует свойства воздуха?
Слайд № 17.
Где человек использует газы, входящие в состав воздуха? Слайд №18.
V. Домашнее задание:
Параграф 20, задания №4, 5,6,10.
Приложение.
Ответы на вопросы в конце урока.
— Какие свойства воздуха важнее всего для мяча, одеяла, парашюта?
Для мяча – упругость,
Для одеяла _ слабое проведение тепла,
Для парашюта – плотность.
— Откуда берутся вещества, из которых состоят живые вещества? Какой именно газ воздуха создает основу всех органических веществ?
Ответы: Живые организмы состоят из органического вещества. Растения создают органические вещества из углекислого газа и воды. Поэтому основной газ, из которого состоят тела живых организмов – углекислый газ.
— Какой газ поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи? Каким образом?
Ответы: Высокая температура нашего тела поддерживается за счет тепла, полученного при окислении пищи. Это становится возможным благодаря кислороду. Кислород обеспечивает и горение дров в печи.
Задания № 4,5,6
Задание №7.
— Какой рисунок вы не раскрасите? (Ракету.)
Задание №8.
Для улавливания даже слабого ветерка и увеличения грузоподъемности парашюта и планера надо увеличить площадь опоры и уменьшить вес.
Задание № 9.
Из азота делают удобрения.
Кислород используют для сварки.
Углекислый газ – добавляют в газированную воду.
Водородом заполняют воздушные шары.
Задание №10.
— Какая сила поднимает в воздух воздушные шары?
Ответ: Воздушные шары поднимает выталкивающая сила.
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
Обсуждение творческих вопросов прошлого урока.
– Прочитайте диалог на с. 88. О чём рассуждают наши герои? Какой у вас возникает вопрос?
– Почему без атмосферы жизнь человека и других живых организмов на Земле была бы невозможна? Как человек использует воздух?
Записывает гипотезы на доске: для дыхания, для создания органических веществ.
– Почему люди пока не могут полететь к другим планетам? (Лететь очень далеко, а как запасти воздух?)
Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают.
– Какими способами можно доказать, что воздух – не пустое место?
1. Помахать перед лицом веером. Что мы чувствуем?
2. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в банку с водой. Попадает ли вода в стакан? Почему?
3. Опустить стакан в банку с водой, но теперь уже держать его, немного наклонив. Попадает ли вода в стакан? Почему?
Наблюдают и обсуждают увиденное.
– Как называется воздушная оболочка Земли? Населена ли она живыми организмами? Какими? (Атмосфера населена живыми организмами: птицами, насекомыми, бактериями.)
– Как используют воздух животные и растения? (Животные – дышат, растения – используют для питания: фотосинтез.)
– Как питаются растения? (Растения создают органические вещества из углекислого газа и воды.)
– Какой газ, входящий в состав воздуха, поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи? Каким образом? (Этот газ – кислород. Без его участия невозможно горение и расщепление питательных веществ в организме. При этом образуется энергия и выделяется тепло. Принимая пищу или сжигая дрова, мы поддерживаем температуру тела или печи.)
– Почему без воздуха организмы не проживут и пяти минут? (Воздух нельзя запасти надолго.)
– Послушайте рассказ барона Мюнхгаузена: «Как-то раз во время похода я оказался посреди большого болота. Запах стоял ужасный, дышать было просто невозможно. Тогда я завязал себе рот и нос плотной тканью, через которую совсем не проходил воздух. Целых четыре часа я ехал по болоту и не чувствовал никаких запахов. Зато уж потом в лесу отдышался». Может ли такое быть?
Слушают и обсуждают.
– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
– «Как человек использует свойства воздуха?»
– Давайте составим план работы на основе этих вопросов.
План.
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
–Какое умение формировали?
ΙΙ. Совместное открытие знаний
Работа в учебнике.
– Какую роль выполняет атмосфера Земли? (При необходимости можно обратиться к тексту учебника.) (Атмосфера защищает все живые организмы от космических лучей, от перегрева и переохлаждения. Воздух необходим для дыхания и для создания органических веществ.)
– Выполните задания на с. 88.
– Что такое ветер? Как он возникает? Как человек использует ветер?
(При ответах можно опираться на рисунки на с. 88–89.)
Выполняют задание. (Ветер – это перемещение воздуха.) (Приводят примеры.)
– Отгадайте загадки. О каких свойствах воздуха в них говорится?
Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица.
(Ветер)
Отгадывают загадки и обсуждают свойства воздуха.
Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает.
Слышишь его,
Да не видишь его. (Ветер)
– Послушайте рассказ барона Мюнхгаузена: «Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода, и наш замечательный корабль на всех парусах летел к далёким таинственным берегам». Может ли такое быть? (Нет, не может, так как парусные суда движутся только за счёт ветра.)
– Имеет ли воздух вес? (Можно показать опыт по взвешиванию воздушного шарика, наполненного воздухом и нет.) (Да.)
– Почему воздушный шарик, наполненный водородом, улетает в небо? (Водород легче воздуха.)
– Какая сила действует на шарик? (Выталкивающая сила.)
(При необходимости можно обратиться к тексту учебника.)
Опыт с электрической или зажжённой керосиновой лампой (проводит учитель!). Бумажная салфетка держится над лампой.
– Что мы наблюдаем?
– Почему салфетка поднимается?
– Какова температура воздуха над лампой?
Наблюдают опыт и обсуждают результаты.
– Где используется это свойство воздуха? (См. рисунок на с. 89.)
Приводят примеры.
Записывает на доске цифры:
Плотность воды 1000 кг/м3.
Плотность воздуха 1,29 кг/м3.
– Что плотнее – воздух или вода? (Воздух менее плотный, чем вода.)
– Можно ли опереться на воду? (Да.)
– При каких условиях? (Если развить большую скорость.)
– А на воздух опереться можно?
– При каких условиях?
– Где применяется это свойство воздуха? (При необходимости можно обратиться за помощью к учебнику.)
Приводят примеры.
1. Какие сказочные герои летают по воздуху? На чём летал каждый из них?
Приводят примеры и обсуждают.
(Змей Горыныч и эльфы – на своих крыльях, Карлсон – с помощью пропеллера, Иван-царевич – на ковре-самолёте, Баба-яга – в ступе или на помеле, Нильс – на гусе, Лягушка-путешественница благодаря гусям, комарики – на воздушном шарике.)
2. – В какой сказке главная героиня улетела и прилетела с попутным ветром?
(«Мэри Поппинс».)
– Зачем птицам перья, зверям – шерсть, а нам свитер (шерстяная одежда)? (Для поддержания тепла: между перьями, шерстью, нитками свитера находится воздух, а он плохо проводит тепло.)
– Почему рамы двойные? Что находится между стеклами? (Воздух – он препятствует потерям тепла.)
– Где ещё применяют это свойство воздуха? (Выполнение задания на с. 89.)
(Термос.)
Выполняют задание.
Проводит опыт по заданию на с. 90. (Наблюдают и обсуждают результаты опыта).
– Как человек использует упругость воздуха? (См. рисунок на с. 90.)
Приводят примеры.
– Воздух – это одно вещество или смесь газов? Какие из них вы знаете? (Воздух – это смесь газов: кислорода, азота, углекислого газа и др.)
Максимум.
Работа в группах с учебником: где применяют газы, входящие в состав воздуха. 1. Азот. 2. Кислород. 3. Углекислый газ.
Группы выступают с ответами.
– Как мы ответим на вопрос урока? (Человек изучил свойства воздуха и научился использовать их в своей жизни.)
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.
1. Работа в учебнике.
Вопросы на с. 90.
2. Игра: «Что бы было на Земле, если бы воздух не имел …» (поочерёдно исключать свойства).
3. Работа в рабочей тетради.
Задания из рабочей тетради (одно-два на выбор).
4. Проверочная работа № 12.
Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
V. Итог урока.
Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Как человек использует свойства воздуха?
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
Возможные ответы на задания проверочной работы № 12.
Вариант 1. Необходимый уровень. Птицу согревает воздух, который плохо проводит тепло. Повышенный уровень. Птицами при полёте – плотность. В футбольном мяче – упругость. Парусом – сила ветра. Всеми живыми существами – содержание кислорода. Растениями – содержание углекислого газа. В двойных рамах – плохо проводит тепло. В воздушном шаре – расширение при нагревании. Максимальный уровень. От шарика с холодным воздухом стрелка направлена вниз, с тёплым – вверх.
Вариант 2. Необходимый уровень. В мокрой шерсти не остаётся воздуха (который плохо проводит тепло). Повышенный уровень. Для полёта самолётов – плотность. В шинах автомобиля – упругость. При сжигании – содержание кислорода. В газированной воде – содержание углекислого газа. В одеяле – плохо проводит тепло. Для получения электричества – сила ветра (на ветровых электростанциях или расширение при нагревании в тепловых электростанциях). В воздушном шаре – расширение при нагревании. Максимальный уровень. Холодный воздух входит внутрь в нижней части окна и опускается вниз. Тёплый воздух выходит из комнаты в верхней части окна.
— Отгадайте загадку:
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
— Пытаются отгадать, отгадывают. Это воздух.
— Правильно. А что мы знаем о воздухе?
1. О каких свойствах воздуха говорится в загадке? (Прозрачный, невидим, легкий, бесцветный газ) – первая строка левой части таблицы — СЛАЙД
2. Каким образом можно доказать, что воздух не пустое место? (Помахать руками перед лицом) И что мы почувствуем? (Прикосновение, хотя веер лица не касался. Значит, между веером и нами есть воздух)
3. Как называется воздушная оболочка Земли? (Атмосфера) – вторая строка левой части таблицы — СЛАЙД
4. Какую роль играет атмосфера на нашей планете? (Защищает от перегрева, переохлаждения, падения метеоритов, космических лучей) — третья строка левой части таблицы – СЛАЙД
5. Сможет ли человек прожить без воздуха? (Нет, воздух необходим для дыхания) — четвертая строка левой части таблицы – СЛАЙД
— Итак, вот как много мы знаем о воздухе! – СЛАЙД
— А сегодня мы познакомимся с воздухом-незнакомцем…
— Заинтересованно: А что это значит? — И проч.
— Удивились? Хотите докажу, что воздух до конца вам не знаком?
— Соглашаются.
— Ну вот, например, вопрос – какие еще есть у воздуха свойства? Или – Как человек использует эти свойства помимо дыхания?…
— Не знаем.
— Это и станет темой сегодняшнего урока: КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ СВОЙСТВА ВОЗДУХА. – правая часть таблицы «Хотим узнать» — СЛАЙД
— Начнем…
— По ходу урока мы будем заполнять схему – «скелет рыбы», — которая напечатана на листах у вас на столе. А первая парта – имена ребят – будут заполнять схему прямо на компьютере.
— Голова нашего скелета – наша сегодняшняя тема. Как она звучит? Записываем в верхний треугольник.
— Записывают шапку: Как человек использует свойства воздуха.
— На левых веточках мы будем записывать свойства воздуха, на правых – методы использования этих свойств человеком.
Прозрачную стеклянную бутылочку со вставной трубкой опустим в горячую воду (бутылка может заранее находится в горячей воде) и через 1-2 минуты быстро вынем и опустим трубочкой вниз в стакан с подкрашенной водой. Образуется цветной фонтанчик.
— Подумайте – почему образуется фонтанчик?
— Объясняю: когда мы опустили бутылочку в горячую воду, воздух в ней нагрелся, расширился и вышел из нее – в бутылке образовалось разряженное пространство – и вода стала поступать внутрь.
— Итак, какое свойство воздуха мы наблюдали в этом опыте? (Воздух при нагревании расширяется)
— Подобное явление мы часто наблюдаем в жизни. Например, костер. (Над костром тепло, рядом с ним не так – это потому, что теплый воздух, т.к. он легче, поднимается вверх, а холодный – опускается вниз.
— А где может быть использовано это свойство? (Полет на воздушном шаре)
— Заполните схему: свойство – воздух расширяется при нагревании – и где человек использует это свойство.
— Заполняют верхние веточки «скелета».
— О каком природном явлении идет речь в загадке?
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает.
Слышишь его,
Да не видишь его.
— Что это такое? (Ветер)
— Ветер – это ни что иное, как движение воздуха.
— Давайте узнаем, как возникает ветер. – Просмотр видеосюжета.
Участки земной поверхности нагреваются солнцем по-разному, поэтом и воздух нагревается неравномерно. В жарком поясе (на Экваторе), где поверхность Земли нагревается быстро, воздух становится легким и поднимается вверх. Постепенно он перемещается к Северному и Южному холодным полюсам. Достигнув широт умеренного пояса, он охлаждается и опускается вниз. Т.Е. ветер дует от менее нагретого участка к более нагретому.
— Что происходит с воздушными массами благодаря ветру? (Ветер переносит тепло и влагу по всей поверхности Земли. Без ветра вся суша превратилась бы в пустыню)
— Подумайте, как человек заставляет ветер помогать себе?
— Ответы: ветряные мельницы, двигатели и электростанции, ветер надувает паруса кораблей.
— Записываем свойство – движение воздуха – ветер – и как человек использует это свойство.
Плотность воды – 1000 кг/куб.м
Плотность воздуха – 1,29 кг/куб.м
— Что плотнее — воздух или вода?
— Можно ли опереться на воду? Казалось бы, нет. НО водному лыжнику это удается… т.к. он развивает достаточную для этого скорость.
— А можно опереться на воздух?
— Нет.
— А если так же, как и в случае с водой, развить достаточную для этого скорость?… Оказывается и это можно. При каких обстоятельствах?
— Самолеты и вертолеты.
— Записываем: свойство воздуха – какое? – и как человек это свойство использует.
— Самостоятельно формулируют и записывают.
— А вот теперь поразмышляйте вот над чем: какие варежки теплей – матерчатые или пуховые? Почему звери и птицы (да и люди) надевают к зиме теплые пушистые шубки? Ну или – зачем снегом укрывают кусты, грядки, поля?
— Рассуждают вслух.
— Учебник – стр.26 (2 абзац)…
— Формулируют вместе – воздух обладает еще одним свойством – сохранять тепло, не пропускать холод.
— Ищем в тексте – где человек использует это свойство? (рамы в окне, термос, теплые шерстяные вещи) – Заполняем четвертый уровень нашего «скелета».
— Заполняют.
— Чтобы познакомиться с еще одним свойством воздуха, проведем опыт, который нам предложили в 3-ем задании, стр.26.
— Какой вывод? (стр.27)
— Как называется это свойство? (Упругость)
— Где человек его использует? (Автомобильные шины, мячи, надувные матрацы)
— Заполняем пятый уровень «скелета».
— Какой вывод можно сделать после заполнения всей схемы?
— Люди научились использовать свойства воздуха. Воздух играет большую роль в жизни человека и других организмов.
— Запишем это в нижний треугольник – основании нашего «скелета».
— Записывают.
— Теперь посмотрим, что получилось у первой парты, которая работала с компьютером. – через проектор выводится заполненная ребятами схема – проверка.
— Все правильно – у остальных должно быть заполнено точно так же. Эти схемы мы вклеим потом в тетрадь.
— Мы с вами увидели, что воздух обладает очень важными свойствами, необходимыми человеку, всем живым организмам, всей нашей планете.
— Давайте попробуем вместе составить известный нам уже синквейн на эту тему. Пример:
Воздух.
Невидимый, полезный.
Перемещается, расширяется, греет.
Очень интересная и полезная информация.
Жизнь.
— Что ж, урок подошел к концу. Спасибо вам ребята, было очень приятно с вами работать. До свидания.