Напиши какие свойства воздуха используют 4 класс окружающий мир
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
Обсуждение творческих вопросов прошлого урока.
– Прочитайте диалог на с. 88. О чём рассуждают наши герои? Какой у вас возникает вопрос?
– Почему без атмосферы жизнь человека и других живых организмов на Земле была бы невозможна? Как человек использует воздух?
Записывает гипотезы на доске: для дыхания, для создания органических веществ.
– Почему люди пока не могут полететь к другим планетам? (Лететь очень далеко, а как запасти воздух?)
Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают.
– Какими способами можно доказать, что воздух – не пустое место?
1. Помахать перед лицом веером. Что мы чувствуем?
2. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в банку с водой. Попадает ли вода в стакан? Почему?
3. Опустить стакан в банку с водой, но теперь уже держать его, немного наклонив. Попадает ли вода в стакан? Почему?
Наблюдают и обсуждают увиденное.
– Как называется воздушная оболочка Земли? Населена ли она живыми организмами? Какими? (Атмосфера населена живыми организмами: птицами, насекомыми, бактериями.)
– Как используют воздух животные и растения? (Животные – дышат, растения – используют для питания: фотосинтез.)
– Как питаются растения? (Растения создают органические вещества из углекислого газа и воды.)
– Какой газ, входящий в состав воздуха, поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи? Каким образом? (Этот газ – кислород. Без его участия невозможно горение и расщепление питательных веществ в организме. При этом образуется энергия и выделяется тепло. Принимая пищу или сжигая дрова, мы поддерживаем температуру тела или печи.)
– Почему без воздуха организмы не проживут и пяти минут? (Воздух нельзя запасти надолго.)
– Послушайте рассказ барона Мюнхгаузена: «Как-то раз во время похода я оказался посреди большого болота. Запах стоял ужасный, дышать было просто невозможно. Тогда я завязал себе рот и нос плотной тканью, через которую совсем не проходил воздух. Целых четыре часа я ехал по болоту и не чувствовал никаких запахов. Зато уж потом в лесу отдышался». Может ли такое быть?
Слушают и обсуждают.
– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
– «Как человек использует свойства воздуха?»
– Давайте составим план работы на основе этих вопросов.
План.
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
–Какое умение формировали?
ΙΙ. Совместное открытие знаний
Работа в учебнике.
– Какую роль выполняет атмосфера Земли? (При необходимости можно обратиться к тексту учебника.) (Атмосфера защищает все живые организмы от космических лучей, от перегрева и переохлаждения. Воздух необходим для дыхания и для создания органических веществ.)
– Выполните задания на с. 88.
– Что такое ветер? Как он возникает? Как человек использует ветер?
(При ответах можно опираться на рисунки на с. 88–89.)
Выполняют задание. (Ветер – это перемещение воздуха.) (Приводят примеры.)
– Отгадайте загадки. О каких свойствах воздуха в них говорится?
Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица.
(Ветер)
Отгадывают загадки и обсуждают свойства воздуха.
Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает.
Слышишь его,
Да не видишь его. (Ветер)
– Послушайте рассказ барона Мюнхгаузена: «Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода, и наш замечательный корабль на всех парусах летел к далёким таинственным берегам». Может ли такое быть? (Нет, не может, так как парусные суда движутся только за счёт ветра.)
– Имеет ли воздух вес? (Можно показать опыт по взвешиванию воздушного шарика, наполненного воздухом и нет.) (Да.)
– Почему воздушный шарик, наполненный водородом, улетает в небо? (Водород легче воздуха.)
– Какая сила действует на шарик? (Выталкивающая сила.)
(При необходимости можно обратиться к тексту учебника.)
Опыт с электрической или зажжённой керосиновой лампой (проводит учитель!). Бумажная салфетка держится над лампой.
– Что мы наблюдаем?
– Почему салфетка поднимается?
– Какова температура воздуха над лампой?
Наблюдают опыт и обсуждают результаты.
– Где используется это свойство воздуха? (См. рисунок на с. 89.)
Приводят примеры.
Записывает на доске цифры:
Плотность воды 1000 кг/м3.
Плотность воздуха 1,29 кг/м3.
– Что плотнее – воздух или вода? (Воздух менее плотный, чем вода.)
– Можно ли опереться на воду? (Да.)
– При каких условиях? (Если развить большую скорость.)
– А на воздух опереться можно?
– При каких условиях?
– Где применяется это свойство воздуха? (При необходимости можно обратиться за помощью к учебнику.)
Приводят примеры.
1. Какие сказочные герои летают по воздуху? На чём летал каждый из них?
Приводят примеры и обсуждают.
(Змей Горыныч и эльфы – на своих крыльях, Карлсон – с помощью пропеллера, Иван-царевич – на ковре-самолёте, Баба-яга – в ступе или на помеле, Нильс – на гусе, Лягушка-путешественница благодаря гусям, комарики – на воздушном шарике.)
2. – В какой сказке главная героиня улетела и прилетела с попутным ветром?
(«Мэри Поппинс».)
– Зачем птицам перья, зверям – шерсть, а нам свитер (шерстяная одежда)? (Для поддержания тепла: между перьями, шерстью, нитками свитера находится воздух, а он плохо проводит тепло.)
– Почему рамы двойные? Что находится между стеклами? (Воздух – он препятствует потерям тепла.)
– Где ещё применяют это свойство воздуха? (Выполнение задания на с. 89.)
(Термос.)
Выполняют задание.
Проводит опыт по заданию на с. 90. (Наблюдают и обсуждают результаты опыта).
– Как человек использует упругость воздуха? (См. рисунок на с. 90.)
Приводят примеры.
– Воздух – это одно вещество или смесь газов? Какие из них вы знаете? (Воздух – это смесь газов: кислорода, азота, углекислого газа и др.)
Максимум.
Работа в группах с учебником: где применяют газы, входящие в состав воздуха. 1. Азот. 2. Кислород. 3. Углекислый газ.
Группы выступают с ответами.
– Как мы ответим на вопрос урока? (Человек изучил свойства воздуха и научился использовать их в своей жизни.)
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.
1. Работа в учебнике.
Вопросы на с. 90.
2. Игра: «Что бы было на Земле, если бы воздух не имел …» (поочерёдно исключать свойства).
3. Работа в рабочей тетради.
Задания из рабочей тетради (одно-два на выбор).
4. Проверочная работа № 12.
Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
V. Итог урока.
Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Как человек использует свойства воздуха?
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
Возможные ответы на задания проверочной работы № 12.
Вариант 1. Необходимый уровень. Птицу согревает воздух, который плохо проводит тепло. Повышенный уровень. Птицами при полёте – плотность. В футбольном мяче – упругость. Парусом – сила ветра. Всеми живыми существами – содержание кислорода. Растениями – содержание углекислого газа. В двойных рамах – плохо проводит тепло. В воздушном шаре – расширение при нагревании. Максимальный уровень. От шарика с холодным воздухом стрелка направлена вниз, с тёплым – вверх.
Вариант 2. Необходимый уровень. В мокрой шерсти не остаётся воздуха (который плохо проводит тепло). Повышенный уровень. Для полёта самолётов – плотность. В шинах автомобиля – упругость. При сжигании – содержание кислорода. В газированной воде – содержание углекислого газа. В одеяле – плохо проводит тепло. Для получения электричества – сила ветра (на ветровых электростанциях или расширение при нагревании в тепловых электростанциях). В воздушном шаре – расширение при нагревании. Максимальный уровень. Холодный воздух входит внутрь в нижней части окна и опускается вниз. Тёплый воздух выходит из комнаты в верхней части окна.
Окружающий мир
Тема: Как человек использует свойства воздуха.
Цель: Сформировать понятие о воздухе и его свойствах.
Оборудование: кассета №1 «Роль воздуха в нашей жизни, расход воздуха»,
кассета №2 «Вода, воздух, газы, кислород»
иллюстрация о способах использования воздуха.
I. Постановка проблемы и актуализация знаний.
— Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и его свойствах.
— Давайте разберем вопросы в начале параграфа.
1. Какими способами можно доказать, что воздух не пустое место?
Ответ: Надо продемонстрировать его наличие.
а) Для этого надо веером помахать перед лицом. Мы почувствуем прикосновение, хотя веер до нас не прикасался. Значит, между веером и лицом есть какое-то тело. Это воздух.
Б. Перевернем стакан вверх дном и медленно опустим его в банку с водой.
— Попадает ли вода в стакан? Почему?
Ответ: Не попадает. Препятствует воздух.
2. Как называется воздушная оболочка Земли?
Ответ: Воздушная оболочка Земли называется атмосфера.
3. Как используют воздух животные и растения?
Ответ: Все живые организмы дышат, используя кислород воздуха.
Растения употребляют воздух для поглощения углекислого газа, который используют в фотосинтезе и выделяют кислород.
Воздух образует воздушную оболочку, которая окружает земной шар и с помощью озонового слоя защищает поверхность Земли от губительного ультрафиолетового облучения.
Прочитайте задание 1-ое на с. 24
Причем чем выполнять задание 1-ое на с. 24 посмотрим фрагмент фильма «Вода». (2 мин.)
Ответ: Вода океанов испаряется и в виде облаков переносится ветрами в другие места, где выпадают дожди, питаются реки.
— А как возникает ветер?
Ответ: Участки земной поверхности нагреваются по разному: ветер дует от менее нагретого участка к более нагретому.
— Человек издавна научился использовать как источник энергии.
Он изобрел парус, который позволил ему отправиться в путешествие.
Уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах.
В Средние века строились ветряные колеса для работы по хозяйству.
Однако и в современности ветряной двигатель играет все большую роль, так как в отличие от других источников он не загрязняет атмосферу.
Одним из способов передвижения по воздуху – воздушный шар, заполненный более легким, чем воздух газом или просто нагретым воздухом. Началом эры воздухоплавания следует считать 183 год, когда братья Монгольфье поднялись в воздух на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом.
Возможность передвижения по воздуху летательных аппаратов связана с тем, что воздух обладает выталкивающей силой.
Прочитайте об этом в материале для любознательных. с. 25.
— Так какой силой обладает воздух?
Если тело оказывается легче воздуха, то оно может летать. Воздух расширяется при нагревании. От этого он становится легче воздуха и поднимается вверх.
— Так что происходит с воздухом при нагревании?
Однако главный недостаток воздушного шара – его слабая управляемость.
Лишь самолеты обеспечили людям возможность передвигаться на значительные расстояния с большой скоростью.
— Прочитайте об этом текст на с. 26.
— О каком еще свойстве воздуха вы узнали?
(У него низкая плотность.)
— Благодаря низкой плотности воздуха обладает еще одним свойством: он плохо проводит тепло. На этом свойстве основано создание человеком теплых вещей. Шерстяные вещи и шубы сохраняют в себе толстую воздушную прослойку, которая не дает телу потерять тепло.
2-ое задание на с. 26.
Зачеркни неверное утверждение:
• Одежда нагревается от тела.
• Одежда нагревает тело.
Физминутка.
— Чтобы познакомиться с еще одним свойством воздуха, проведем опыт, который нам предложили в 3-ем задании (с. 26).
— Какой вывод? (с. 27).
— Как называется это свойство?
Ответ: Это свойство называется упругостью.
На этом свойстве основано использование воздуха в автомобильных шинах, мячах, надувных матрацах.
— Давайте повторим, о каких свойствах воздуха вы узнали?
Свойства воздуха:
— расширяется при нагревании,
— плохо проводит тепло,
— низкая плотность,
— упругость.
Воздух – это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и других.
В воздухе содержится:
21% кислорода
78 % азота
0,9 % благородных газов и
0,03% углекислого газа,
Кроме этого в небольших количествах содержится водород.
— Посмотрите фрагмент фильма «Состав воздуха». «Газы». «Кислород» (6 мин.)
— Из каких газов состоит воздух?
4. Теперь разберем вопросы в конце параграфа на 28-ой стр.
— Какие свойства воздуха важнее всего для мяча, одеяла и парашюта?
Для мяча – упругость,
для одеяла – слабое проведение тепла,
для парашюта – плотность.
— Откуда берутся вещества, из которых состоят живые организмы.
Какой именно газ воздуха создает основу всех органических веществ?
Ответы: Живые организмы состоят из органического вещества. Растения создают органические вещества из углекислого газа и воды.
Поэтому основной газ, из которого состоят тела живых организмов – углекислый газ.
— Какой газ воздуха поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи?
Каким образом?
Ответы: Высокая температура нашего тела поддерживается за счет тепла, полученного при окислении пищи. Это становится возможным благодаря кислороду. Кислород обеспечивает и горение дров в печи.
Задание 4,5,6.
Задание 7.
— Какой рисунок вы не раскрасите? (Ракету)
Задание 8.
Для улавливания ветряным колесом даже слабого ветерка и увеличения грузоподъемности парашюта и планера надо увеличить площадь опоры и уменьшить вес.
Задание 9.
Из азота делают удобрения.
Кислород используют для сварки.
Углекислый газ – добавляют в газированную воду.
Водородом заполняют воздушные шары.
Задание 10.
— Какая сила поднимает в воздух воздушный шары?
Воздушные шары поднимает выталкивающая сила.
Итог. — Что нового узнали на уроке?
— Как человек использует свойства воздуха?
Дома: Параграф 20, задание 4 и 8.
Название этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Планируемые результаты
1.Организационный момент
Приветствие.
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Урок окружающего мира. На этом уроке нас ждут новые открытия!
2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
Какая была тема на предыдущем уроке.
Проверим, как вы запомнили новые свойства воды и изобретения человека, основанные на этих свойствах
Какое свойство воды использовал человек при:
изобретении корабля, водопровода,, стирки изделий, водяного колеса, гидравлического домкрата?
Отгадайте загадку.
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ,
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Наша тема урока связана с воздухом, и она очень похожа на предыдущую тему, попробуйте догадаться, какая тема сегодняшнего урока
Откройте учебник на стр. 89, найдите и прочитайте тему нашего урока.
Определите по названию темы, о чём сегодня будем говорить на уроке? Какова цель нашего урока?
Составим план нашего урока
1. определяем проблему урока
Прочитайте диалог Лены и Миши. Что они думают о воздухе?
Что думает о воздухе Лена? что думает Миша? Какое противоречие заметили?
Как доказать, что воздух не пустое место?
2. вспоминаем то, что знаем
Вспомним всё то, что мы знаем о воздухе.
Заполните кластер. (работа в группе)
Что такое воздух? Какими свойствами он обладает?
Как используют воздух животные и растения?
Как называется воздушная оболочка Земли?
Какую роль выполняет атмосфера Земли?
Поиграем в игру
«Веришь ли ты?»
- Что воздушная оболочка Земли – защищает планету от перегрева и переохлаждения? (+)
- Что на воздух можно опереться как на стол? (+)
- Что ветер может иметь силу, обеспечивающую человека электричеством? (+)
- Что воздух может помочь в сохранении тепла тела человека? (+)
- Что воздух может помочь автомобилю преодолеть расстояние? (+)
Как человек использует свойства воды
Устанавливают взаимосвязи между предметами и свойствами воды.
Выталкивающая сила воды, закон сообщающихся сосудов, хороший растворитель, текучесть, несжимаемость.
Воздух
«Как человек использует свойства воздуха»
Узнать о свойствах воздуха , о том , как человек научился использовать свойства воздуха.
1.Определяем проблему урока.
2.Вспоминаем то, что знаем
3.Решаем проблему, открываем новые знания
4.Сравниваем свой вывод с авторским
5. Применяем новые знания.
6. Оцениваем
7. Итог
Лена думает, что между нею и корабликом ничего нет, а Миша утверждает, что между Леной и корабликом воздух.
мы почувствовали прикосновение, хотя рука нас не касалась. Значит между рукой и лицом есть какое-то тело.
Воздух-это смесь газов.
Азот, кислород, углекислый газ, и другие газы
Атмосфера
Защищает нас от губительных космических лучей, от перегрева и переохлаждения.
Заполняют таблицу «Веришь ли ты?»
*понимание взаимосвязи
*Выявлять сущность, особенности объектов;
*На основе анализа объектов делать выводы.
*Обобщать и классифицировать по признакам.
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Открытие новых знаний
Посмотрите, по некоторым этим изображениям вы уже можете конечно догадаться, как человек использует воздух, а вот какие свойства воздуха ему в этом помогают, вы должны узнать сегодня на уроке. Работать будете в группах.
- Группа отправится в путешествие на паруснике и узнает, что помогает паруснику плыть по морю
- Группа полетит на воздушном шаре и узнает, какое свойство воздуха, помогает воздушному шару взлететь ввысь.
- Группа полетит на самолёте и узнает о свойстве воздуха, которое помогает самолёту лететь с большой скоростью.
- Группа отправится в путешествие на машине и узнает, как воздух помогает машине передвигаться.
- Группа узнает, что помогает человеку сохранить тепло его тела. Подумает, какое утверждение верное: одежда греет человека или одежда нагревается от тела?
Сначала каждый из вас найдёт необходимую полезную информацию в учебнике.
Откройте учебник стр. 90-91
Вы можете прочитать весь текст, можете сориентироваться по иллюстрациям.
Работа в группах
1 группа
1) что помогает паруснику плыть по морю?
2) Что такое ветер?
3) Как человек научился использовать силу ветра? Какие изобретения придумал человек, используя силу ветра?
2 группа
1) Проведите опыт (с помощью учителя)
Что внутри бутылки?
Поставим бутылку с шариком в горячую воду. Что происходит? Почему это произошло?
2) Какое же свойство воздуха использовал человек, чтобы поднять шар в небо?
3)Кто изобрёл воздушный шар?
4) Кто были первыми пассажирами воздушного шара?
(найди ответ в дополнительной литературе)
3 группа
1) Можно ли опереться на воздух? При каком условии?
2) Какое свойство воздуха помогает самолёту быстро летать?
3)Назови, каким ещё летательным аппаратам помогает это свойство воздуха
4 группа
- Какое утверждение правильное: одежда греет тело или одежда нагревается от тела?
- Какое свойство воздуха помогает человеку удержать тепло тела?
- Где ещё человек использует это свойство воздуха?
Группа № 5
Проведите опыт
- По очереди возьмите пластмассовый шприц (без иглы) и поставьте его поршень в среднее положение. Зажав пальцем отверстие для иглы, попробуйте сжать и растянуть воздух. Сделайте вывод.
- Какое свойство воздуха используется в шинах машины?
- Выбери предметы, которые способны сохранять эти свойства.
Какая тема нашего сегодняшнего урока?
Какой же вывод можно сделать?
Сравните свой вывод с авторским на стр. 91
.
Расскажите, о каких свойствах воздуха узнали и какие изобретения человека основаны на этих свойствах.
Читают текст, отбирают необходимую информацию.
Ветер-это движение воздуха. (парус, ветряная мельница, ветряная электростанция)
Человек очень наблюдателен, ещё в древности он понял, как можно использовать силу ветра.
воздух
шарик надулся
воздух нагрелся, при нагревании воздух расширяется, он и надул шарик
При нагревании воздух расширяется.
Братья Монгольфьер
Баран, петух, утка
Самолет летит, опираясь на воздух
При большой скорости.
Малая плотность воздуха
Парашют, аэроплан, вертолёт, самолёт.
Одежда нагревается от тела
Воздух плохо проводит тепло
Двойные рамы, термос, снег, плед, заяц
Воздух сжимается
Воздух обладает упругостью.
Мяч, шина, надувные игрушки.
Как человек использует свойства воздуха?
Расширяется при нагревании, малая плотность, плохо проводит тепло, сжимается
Человек изучил свойства воздуха и научился использовать их в своей жизни.
Люди научились использовать воздушное пространство, силу ветра, свойства воздуха и его составных частей.
Презентация команд.
Познакомить со свойствами воздуха, проиллюстрировать на опытах.
*Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
*Ориентироваться на развороте учебника.
*Выявлять сущность, особенности объектов;
*Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Развивать умение слушать и понимать других.
*Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
* Оформлять свои мысли в устной форме.
*Умение работать в группе
*На основе анализа объектов делать выводы.
* Обобщать и классифицировать по признакам
5. Применение нового знания.
Заполни таблицу.
Проверка «Верю, не верю»
Ракета-малая плотность. Надувной матрац-упругость, одеяло-плохо проводит тепло, парашют-малая плотность, ветряная электростанция-сила ветра
Минимакс: к концу урока каждый ученик должен иметь представление о свойствах воздуха, как человек их использует.
Максимум: к концу урока ученики должны уметь сравнивать свойства воды и воздуха.
*На основе анализа объектов делать выводы.
* Обобщать и классифицировать по признакам
6. Домашнее задание.
Дома вы можете выполнить любые задания по этой теме на стр. 34-35, узнать в дополнительных источниках информации об изобретениях человека, основанных на свойствах воздуха
7. Итог. Оценивание.
-Оцените свою работу на уроке, поставьте себе отметку.
Продолжите фразы.
Спасибо за работу на уроке. Урок закончен. Желаю вам новых открытий.
Мне удалось…
Меня удивило…
Мне понравилось…
Я порадовался за…
Я хочу поблагодарить… за…
*Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.