На природные свойства какого языка по мнению ломоносова
Что же, по мнению автора, необходимо, чтобы Родина стала действительно процветающей, а народ жил в довольстве и благополучии?
Воспевая Россию, Ломоносов не только восхищается ее красотой, широтой, необъятными просторами и природными богатствами, но наряду с этим высказывает свойственные русским классицистам взгляды на будущее отечества, на политику государства, которая сможет обеспечить истинное благо подданным, достойную жизнь. Истинное положение российского народа хорошо известно было Ломоносову и изложено в «Письме о сохранении и размножении российского народа». Прежде всего это развитие наук и просвещения. Сразу же, перечисляя природные достоинства страны, Ломоносов настойчиво проводит мысль:
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветет.
Потаенно — значит, скрыто, откровенно — открыто, обнаружено, найдено благодаря развитию науки. Эта же мысль проводится и в следующей строфе, но в ней добавляется еще и утверждение мастерства рук русского человека, способного использовать данные ему Богом богатства. Здесь мы улавливаем и звучащее в адрес императрицы наставление просветителя:
Толикое земель пространство,
Когда всевышний поручил Тебе в счастливое подданство,
Тогда сокровища открыл,
Какими хвалится Индия;
Но требует к тому Россия Искусством утвержденных рук Сие злату очистить жилу; Почувствуют и камни силу Тобой восставленных наук.
Какова роль заключения в оде? Как оно связано с основной темой?
Гимном наукам, просвещению и будущим поколениям России, призванным умножать ее богатства, звучит заключительная часть оды «О вы, которых ожидает отечество от недр своих…». Ломоносова, как ученого, очень волновала проблема создания национальных научных кадров, которых обязательно даст миру великая Русская земля. И в этом тоже залог ее процветания. Мысли поэта о будущем страны, о роли науки в достижении прогресса венчают в оде тему России. Похвала императрице, содержащаяся в заключительной строфе оды, с одной стороны, возвращает нас к ее началу, прославляющему наступление мира, что делает композицию произведения кольцевой, с другой — благословляет (наставляет) и Елисавету на дальнейшие щедроты во славу отечества.
Каким стилем написана ода? Какова роль этого стиля в раскрытии идейно-художественного содержания оды?
Ода написана высоким стилем, соответствующим высокому, гражданскому содержанию. Он включает в себя гиперболические описания, космические сравнения, метафоричность языка, риторические вопросы. Все это усиливает эмоциональное воздействие на читателя. Высокий стиль придает торжественность звучанию главной теме оды — теме величия России, способствует выражению патриотических чувств и настроений автора. Именно элементы высокого стиля придают возвышенный пафос назиданию, обращенному к царице с призывом беречь великую страну, ее народ, преумножать богатства во имя ее настоящего и будущего. Высокий слог достигается использованием старославянизмов (бряцает, зиждитель, паки, паства, лик, зрак, божественны, восстенали, небесну дщерь), образов античной мифологии (Минерва, Марс, Нептун, музы). Ода богата возвышенными эпитетами, например пламенные звуки, жестокая судьбина, достойный муж, сравнениями типа душа ее зефира тише и зрак, прекраснее рая.
Какую роль сыграла теория «трех штилей» в развитии русской словесности?
Теория «трех штилей» Ломоносова сыграла выдающуюся роль в становлении жанров русской литературы. Трагедии и оды рекомендовалось писать с использованием высокого стиля; комедии, сатиры, басни допускали низкий стиль, драма, повесть и др. требовали средний стиль. Этому следовали классицисты, да и представители других литературных направлений. Теория Ломоносова в послепетровские времена, когда для русского языка была характерна пестрота и стилистическая неопределенность, была прогрессивной и стала необходимой для упорядочения стилистики языка художественных произведений, что было важным для развития русской культуры в целом. Упорядочению, в частности, подверглось употребление слов и выражений церковнославянского языка.
Какие новшества внес Ломоносов в русское стихосложение?
Реформирование русского стихосложения, в процесс которого активно включился Ломоносов, было направлено на ликвидацию разрыва между новым содержанием и устаревшей формой. В «Письме о правилах российского стихотворства» он, опираясь на природные свойства русского языка и традиции устного народного творчества, рекомендовал использовать силлабо-тоническую систему вместо силлабической. Он дал наименование стопам, назвав их ямбическими, анапестическими, смешанными из ямбов и анапестов, хореическими и дактилическими. Он также выступил против использования одной женской рифмы, потому что именно русскому языку свойственно ударение не только на последнем, но и на предпоследнем и третьем от конца строки слоге. В торжественных одах Ломоносов рекомендовал употребление чисто ямбических стихов. От Ломоносова надолго в русской поэзии утвердился чётырехстопный ямб как самый распространенный размер.
Еще до Ломоносова реформой русского стихосложения занимался поэт и теоретик Василий Кириллович Тредиаковский. При всей значимости его работы способы стихосложения свидетельствовали о половинчатом характере реформы. Сравним для примера приступы (вступления) к оде «На сдачу Гданска» Тредиаковского и к «Оде на взятие Хотина» Ломоносова.
У Тредиаковского:
Кое трезвое мне пианство Слово дает к славной причине?
Чистое Парнаса убранство,
Музы! Не вас ли вижу ныне?
У Ломоносова:
Восторг внезапный ум пленил,
Ведет на верьх горы высокой,
Где ветр в лесах шуметь забыл;
В долине тишина глубокой.
Преимущество стихов Ломоносова очевидно.
Какие новшества внес Ломоносов в русское стихосложение?
Оцените пожалуйста этот пост
На этой странице искали :
- Какова роль заключения в оде как оно связано с основной темой
- какие новшества внес ломоносов в русское стихосложение
- Что же по мнению автора необходимо чтобы Родина
- какую роль сыграла теория трёх штилей в развитии русской словесности
- что же по мнению автора необходимо чтобы родина стала действительно
Сохрани к себе на стену!
Воспевая Россию, Ломоносов не только восхищается ее красотой, широтой, необъятными просторами и природными богатствами, но наряду с этим высказывает свойственные русским классицистам взгляды на будущее отечества, на политику государства, которая сможет обеспечить истинное благо подданным, достойную жизнь. Истинное положение российского народа хорошо известно было Ломоносову и изложено в «Письме о сохранении и размножении российского народа». Прежде всего это развитие наук и просвещения. Сразу же, перечисляя природные достоинства страны, Ломоносов настойчиво проводит мысль:
Богатство, в оных потаенно,Наукой будет откровенно,Что щедростью твоей цветет.
Потаенно — значит, скрыто, откровенно — открыто, обнаружено, найдено благодаря развитию науки. Эта же мысль проводится и в следующей строфе, но в ней добавляется еще и утверждение мастерства рук русского человека, способного использовать данные ему Богом богатства. Здесь мы улавливаем и звучащее в адрес императрицы наставление просветителя:
Толикое земель пространство,Когда всевышний поручилТебе в счастливое подданство,Тогда сокровища открыл,Какими хвалится Индия;Но требует к тому РоссияИскусством утвержденных рукСие злату очистить жилу;Почувствуют и камни силуТобой восставленных наук.
Гимном наукам, просвещению и будущим поколениям России, призванным умножать ее богатства, звучит заключительная часть оды «О вы, которых ожидает отечество от недр своих…». Ломоносова, как ученого, очень волновала проблема создания национальных научных кадров, которых обязательно даст миру великая Русская земля. И в этом тоже залог ее процветания. Мысли поэта о будущем страны, о роли науки в достижении прогресса венчают в оде тему России. Похвала императрице, содержащаяся в заключительной строфе оды, с одной стороны, возвращает нас к ее началу, прославляющему наступление мира, что делает композицию произведения кольцевой, с другой — благословляет (наставляет) и Елисавету на дальнейшие щедроты во славу отечества.
Ода написана высоким стилем, соответствующим высокому, гражданскому содержанию. Он включает в себя гиперболические описания, космические сравнения, метафоричность языка, риторические вопросы. Все это усиливает эмоциональное воздействие на читателя. Высокий стиль придает торжественность звучанию главной теме оды — теме величия России, способствует выражению патриотических чувств и настроений автора. Именно элементы высокого стиля придают возвышенный пафос назиданию, обращенному к царице с призывом беречь великую страну, ее народ, преумножать богатства во имя ее настоящего и будущего. Высокий слог достигается использованием старославянизмов (бряцает, зиждитель, паки, паства, лик, зрак, божественны, восстенали, небесну дщерь), образов античной мифологии (Минерва, Марс, Нептун, музы). Ода богата возвышенными эпитетами, например пламенные звуки, жестокая судьбина, достойный муж, сравнениями типа душа ее зефира тише и зрак, прекраснее рая.
Теория «трех штилей» Ломоносова сыграла выдающуюся роль в становлении жанров русской литературы. Трагедии и оды рекомендовалось писать с использованием высокого стиля; комедии, сатиры, басни допускали низкий стиль, драма, повесть и др. требовали средний стиль. Этому следовали классицисты, да и представители других литературных направлений. Теория Ломоносова в послепетровские времена, когда для русского языка была характерна пестрота и стилистическая неопределенность, была прогрессивной и стала необходимой для упорядочения стилистики языка художественных произведений, что было важным для развития русской культуры в целом. Упорядочению, в частности, подверглось употребление слов и выражений церковнославянского языка. Материал с сайта //iEssay.ru
Реформирование русского стихосложения, в процесс которого активно включился Ломоносов, было направлено на ликвидацию разрыва между новым содержанием и устаревшей формой. В «Письме о правилах российского стихотворства» он, опираясь на природные свойства русского языка и традиции устного народного творчества, рекомендовал использовать силлабо-тоническую систему вместо силлабической. Он дал наименование стопам, назвав их ямбическими, анапестическими, смешанными из ямбов и анапестов, хореическими и дактилическими. Он также выступил против использования одной женской рифмы, потому что именно русскому языку свойственно ударение не только на последнем, но и на предпоследнем и третьем от конца строки слоге. В торжественных одах Ломоносов рекомендовал употребление чисто ямбических стихов. От Ломоносова надолго в русской поэзии утвердился чётырехстопный ямб как самый распространенный размер.
Еще до Ломоносова реформой русского стихосложения занимался поэт и теоретик Василий Кириллович Тредиаковский. При всей значимости его работы способы стихосложения свидетельствовали о половинчатом характере реформы. Сравним для примера приступы (вступления) к оде «На сдачу Гданска» Тредиаковского и к «Оде на взятие Хотина» Ломоносова.
У Тредиаковского:
Кое трезвое мне пианствоСлово дает к славной причине?Чистое Парнаса убранство,Музы! Не вас ли вижу ныне?
У Ломоносова:
Восторг внезапный ум пленил,Ведет на верьх горы высокой,Где ветр в лесах шуметь забыл;В долине тишина глубокой.
Преимущество стихов Ломоносова очевидно.
Этот великий человек сказал новое слово во многих отраслях науки. Всю жизнь он служил русскому просвещению, преодолевая на этом пути и косность, и зависть, и непонимание. Ему было безмерно трудно, и тогда у него рождались грустные стихи. Ломоносова интересовало все, что относилось к отечественной культуре.
Чрезвычайно важным для дальнейшего развития литературного языка был труд, направленный на то, чтобы упорядочить письменную речь — деловую, научную, художественную. Он разделил язык на «три рода речений» , три «штиля» : высокий, средний и низкий. Высоким стилем Ломоносов предлагал писать трагедии, оды; средним — светские повести, стихи менее возвышенного содержания; низким — комедии, басни, сатирические стихи.
Творчество Михаила Васильевича — яркий пример классицизма в русской литературе 18 века. Основным жанром его были оды — хвалебные стихотворения в честь какого-либо лица или значительного, торжественного события. Этот жанр давал возможность соединить лирику и публицистику поэзии, высказаться поэтическим языком по вопросам, имеющим государственное значение.
Центральной в одах Ломоносова была тема Родины, ее красота и могущество. Ломоносов изображает величие России, обширность территории, обилие природных богатств. Например, в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны» 1747 года читаем:
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли.
Что необходимо для процветания и благополучия России? По мнению Ломоносова, упорный, напряженный труд всех слоев населения. Тема труда занимает важное место в поэзии Ломоносова. В «Оде на взятие Хотина» он показывает, что победу над Турцией одержал «в труде избранной наш народ» .
С темой труда в творчестве Михаила Васильевича тесно связана тема науки, просвещения, которые способны облегчить «усердный труд» , обогатить народ не только материально, но и духовно.
В «Оде на день восшествия… » поэт обращается к молодому поколению с призывом посвятить себя служению науке, сменив чужеземных ученых:
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Ломоносов был убежден в том, что занятия науками должны сделать человека счастливым:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут… .
Чтобы народ мог беспрепятственно пользоваться плодами своего труда, чтобы получили развитие науки и просвещение, России необходим мир. Ломоносов славит успехи русского оружия («Ода на взятие Хотина») , но война, по его мнению, несет с собой разрушение, беды, плач народа:
Воззри на плач осиротевших,
Воззри на слезы престаревших,
Воззри на кровь рабов твоих.
«Возлюбленная тишина» для Ломоносова — это не только установление мира между народами, но и прекращение внутренних раздоров, сплоченность всех слоев населения в стремлении достичь «процветания» России.
Могучий, многогранный, самобытный талант Ломоносова коснулся всех сторон науки и культуры своего времени. Ломоносов известен как физик, химик и геолог, поэт, художник и филолог, астроном, географ и технолог, литератор, историк и философ, — казалось, всюду он успевал и во все привносил новое, неожиданное, прогрессивное… Такой разносторонностью в прошлом обладал, пожалуй, лишь Леонардо да Винчи, а в последующем уже никто.
Деятельность Ломоносова была всегда целеустремленно связана с наиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурным развитием, направлена на ее процветание. Историческое значение Ломоносова состоит также и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа, показав личным примером, на какие подвиги способны люди ради своей Родины.
(«Ñìûñë ïîëåìèêè Ëîìîíîñîâà, Òðåäèàêîâñêîãî è Ñóìàðîêîâà î «âûñîêîì» è «ñðåäíåì» ñòèëå»)
Ïåòðîâñêèå ðåôîðìû âíåñëè â ðóññêóþ æèçíü ìíîæåñòâî íîâûõ ïîíÿòèé è íàâîäíèëè ÿçûê èíîçåìíûìè ñëîâàìè, êîòîðûìè áåç ðàçáîðó íà÷èíÿëè ðå÷ü ïðåäñòàâèòåëè ãîñïîäñòâóþùèõ ñîñëîâèé, à òàêæå è íàèáîëåå ïðîñâåùåííûå ëþäè òîãî âðåìåíè. Íàðÿäó ñ ýòèì ñòðåìèòåëüíîñòü ðîñòà, ðàäèêàëüíîñòü ïðåîáðàçîâàíèé è âîîäóøåâëåíèå îò âîåííûõ è äèïëîìàòè÷åñêèõ óñïåõîâ èñêàëè ñåáå âûðàæåíèÿ â èñêóññòâå. Ýòè îáñòîÿòåëüñòâà âî ìíîãîì îïðåäåëèëè íàïðàâëåííîñòü è ïðèîðèòåòû ëèòåðàòóðû òîãî âðåìåíè, åå ìåòîäîëîãèþ è ñòèëèñòèêó.
Áåëèíñêèé âåñü óêàçàííûé ïåðèîä âðåìåíè íàçûâàë «ëîìîíîñîâñêèì», âèäÿ â Ì.Â. Ëîìîíîñîâå íàèáîëåå ïîëíîãî âûðàçèòåëÿ õàðàêòåðíûõ íàñòðîåíèé è ïîòðåáíîñòåé ýïîõè.  îòëè÷èå îò ñâîèõ ãëàâíûõ îïïîíåíòîâ ñðåäè ôèëîëîãîâ — Ñóìàðîêîâà è Òðåäèàêîâñêîãî, Ëîìîíîñîâ áûë åäâà ëè íå â ïåðâóþ î÷åðåäü òàëàíòëèâûì åñòåñòâîèñïûòàòåëåì, à åãî îáðàùåíèå ê ñëîâåñíîñòè íîñèëî áîëåå íåïîñðåäñòâåííûé, âîñòîðæåííûé è ìåíåå çàòåìíåííûé êíèæíîé ó÷åíîñòüþ õàðàêòåð (â ýòîì èìåþòñÿ êàê ïëþñû, òàê è ìèíóñû åãî òâîð÷åñêîé ìàíåðû). Èíîãäà â åãî ìåòîäîëîãèè îùóùàåòñÿ ÷òî-òî ìåõàíèñòè÷åñêîå (êàê, íàïðèìåð, ïîïûòêà ïðèïèñàòü òîìó èëè èíîìó ñòèõîòâîðíîìó ðàçìåðó âïîëíå îïðåäåëåííóþ ñåìàíòè÷åñêóþ çíà÷èìîñòü), è ýòî òîæå ìîæíî ïîíÿòü â äóõå ýïîõè Ïðîñâåùåíèÿ.
Êàê âûõîäåö èç ïðîñòîëþäèíîâ, Ëîìîíîñîâ ëó÷øå ñâîèõ çíàòíûõ ïðîòèâíèêîâ ÷óâñòâîâàë íåîáõîäèìîñòü îòñòàèâàòü ÷èñòî ðóññêèå òðàäèöèè â ÿçûêå è èñêàòü íàèáîëåå àäåêâàòíûå ñïîñîáû ðàçâèòèÿ ÿçûêà ñîîáðàçóÿñü ñ ïîòðåáíîñòÿìè òîé ýïîõè. Íåñìîòðÿ íà áîëüøèå çàñëóãè åãî ñïîäâèæíèêîâ è îïïîíåíòîâ, òîëüêî Ëîìîíîñîâ ñìîã ñ íàèáîëüøåé ïîëíîòîé ïðîâåñòè ðåôîðìó ðóññêîãî ñòèõîñëîæåíèÿ, îáîñíîâàòü çíà÷åíèå ðàçëè÷íûõ ëèòåðàòóðíûõ ñòèëåé íà îñíîâàíèè âûäâèíóòûõ èì ýñòåòè÷åñêèõ ïðèíöèïîâ. Îäíàêî íåëüçÿ óïóñêàòü èç âèäó è òî, ÷òî îïïîíåíòû Ëîìîíîñîâà âíåñëè âàæíûå êîððåêòèâû â åãî ó÷åíèå, îñëàáèëè åãî èíîãäà èçëèøíå ìàêñèìàëèñòñêèå óñòàíîâêè.
 1750-õ ãîäàõ íà÷àëàñü ïîëåìèêà ìåæäó òðåìÿ ãëàâíûìè ñîçäàòåëÿìè òåîðåòè÷åñêîé ñèñòåìû ðóññêîãî êëàññèöèçìà î òîì, êàêîé ñòèëü ïðåäïî÷òèòåëüíî ðàçâèâàòü â ëèòåðàòóðå. Êîàëèöèè ñêëàäûâàëèñü íåîäíîçíà÷íî. Òðåäèàêîâñêèé âìåñòå ñ Ëîìîíîñîâûì áûë çà «âûñîêèé» ñòèëü, íî (ñïðàâåäëèâî) êðèòèêîâàë Ëîìîíîñîâà çà óòâåðæäåíèå ÿìáà â êà÷åñòâå íàèáîëåå åñòåñòâåííîãî ðàçìåðà äëÿ ýòîãî ñòèëÿ. Ñóìàðîêîâ, ïðèäèð÷èâî ðàçáèðàÿ îäû Ëîìîíîñîâà è åäêî âûñìåèâàÿ êðèòè÷åñêèå çàìå÷àíèÿ Òðåäèàêîâñêîãî, óêàçûâàë (â ðàáîòå «Íåêîòîðûå ñòðîôû äâóõ àâòîðîâ»), ÷òî «ñëîâîãðîìêàÿ îäà ê ÷åñòè àâòîðà ñëóæèòü íå ìîæåò».
Ðàçáåðåì ñóùíîñòü ýòîãî ñïîðà ïîäðîáíåå.
Âûäåëèâ â ñëîâàðíîì ñîñòàâå ðóññêîãî ëèòåðàòóðíîãî ÿçûêà íåñêîëüêî ðîäîâ «ðå÷åíèé», ðàçëè÷íûõ êàê ïî ñâîåìó ïðîèñõîæäåíèþ, òàê è ïî êà÷åñòâåííîé õàðàêòåðèñòèêå («âðàçóìèòåëüíîñòü», ðàñïðîñòðàíåíèå, ãðóáîñòü è ò.ä.), Ëîìîíîñîâ ïûòàåòñÿ óñòàíîâèòü ïðîïîðöèþ è ñîîòíîøåíèå ýòèõ îñíîâíûõ ýëåìåíòîâ ðå÷è â ðàçëè÷íûõ ðîäàõ ëèòåðàòóðû, ïîäîáíî òîìó, êàê õèìèê ñòðåìèòñÿ îïðåäåëèòü ïðîïîðöèþ è êîëè÷åñòâî ñîñòàâíûõ ÷àñòåé êàêîãî-ëèáî âåùåñòâà. Íà òàêîì ïîíèìàíèè îñíîâàíî ó÷åíèå Ëîìîíîñîâà î «òðåõ øòèëÿõ», èçëîæåííîå èì â ñòàòüå «Î ïîëüçå êíèã öåðêîâíûõ â ðóññêîì ÿçûêå», êîòîðóþ îí ïðèëîæèë ê ñîáðàíèþ ñâîèõ ñî÷èíåíèé â 1757 ãîäó.
 çàâèñèìîñòè îò òîãî, â êàêîé ñòåïåíè óêàçàííûå ýëåìåíòû ïðèñóòñòâóþò â ëèòåðàòóðíîé ðå÷è, Ëîìîíîñîâ óñòàíàâëèâàåò íàëè÷èå òðåõ ãëàâíûõ ñòèëåé — «âûñîêîãî», «ïîñðåäñòâåííîãî» è «íèçêîãî». Îí óêàçûâàåò íà ïðàêòè÷åñêóþ íåîáõîäèìîñòü èëè ïðèãîäíîñòü êàæäîãî èç ýòèõ ñòèëåé â òîì èëè èíîì æàíðå (ðîäå ïîýçèè èëè âîîáùå ïèñüìåííîé è îðàòîðñêîé ðå÷è).
Âûñîêèé ñòèëü îáðàçóåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî «èç ðå÷åíèé ñëàâåíîðîññèéñêèõ; òî åñòü óïîòðåáèòåëüíûõ â îáåèõ íàðå÷èÿõ è èç ñëàâåíñêèõ ðîññèÿíàì âðàçóìèòåëüíûõ è íå âåñüìà îáâåòøàëûõ». «Ñèì ñòèëåì, — ïîÿñíÿåò Ëîìîíîñîâ, — ñîñòàâëÿòüñÿ äîëæíû ãåðîè÷åñêèå ïîýìû, îäû, ïðîçàè÷åñêèå ðå÷è î âàæíûõ ìàòåðèÿõ, êîòîðûìè îíè îò îáûêíîâåííîé ïðîñòîòû ê âàæíîìó âåëèêîëåïèþ âîçâûøàþòñÿ».
Ñðåäíèé ñòèëü ñêëàäûâàåòñÿ èç «ðå÷åíèé áîëüøå â ðîññèéñêîì ÿçûêå óïîòðåáèòåëüíûõ, êóäà ìîæíî ïðèíÿòü íåêîòîðûå ðå÷åíèÿ ñëàâåíñêèå, â âûñîêîì ñòèëå óïîòðåáèòåëüíûå, îäíàêî ñ âåëèêîþ îñòîðîæíîñòèþ, ÷òîáû ñëîã íå êàçàëñÿ íàäóòûì.»  íåì ìîæíî óïîòðåáèòü «íèçêèå ñëîâà», «îäíàêî îñòåðåãàòüñÿ, ÷òîáû íå îïóñòèòüñÿ â ïîäëîñòü», à âîîáùå ñòðåìèòüñÿ ñîáëþäàòü â íåì «âñåâîçìîæíóþ ðîâíîñòü», êîòîðàÿ îñîáåííî íàðóøàåòñÿ îò êðèêëèâîãî
íåñîîòâåòñòâèÿ âûñîêèõ ðå÷åíèé, ïîïàäàþùèõ â íåïîñðåäñòâåííîå ñîñåäñòâî ñ ïðîñòîíàðîäíûìè. Ýòèì ñòèëåì ñëåäóåò ïèñàòü «âñå òåàòðàëüíûå ñî÷èíåíèÿ, â êîòîðûõ òðåáóåòñÿ îáûêíîâåííîå ÷åëîâå÷åñêîå ñëîâî ê æèâîìó ïðåäñòàâëåíèþ äåéñòâèÿ.» Îäíàêî òàì, «ãäå ïîòðåáíî èçîáðàçèòü ãåðîéñòâî è âûñîêèå ìûñëè» (ò.å. â òðàãåäèÿõ), ìîæíî óïîòðåáëÿòü è âûñîêèé ñòèëü. Ñðåäíåãî ñòèëÿ íóæíî ïðèäåðæèâàòüñÿ è êîãäà ïèøóòñÿ «ñòèõîòâîðíûå äðóæåñêèå ïèñüìà, ñàòèðû, ýêëîãè è ýëåãèè».
Íèçêèé ñòèëü ïðèíèìàåò ðå÷åíèÿ «òðåòüåãî ðîäà» (ò.å. òåõ, êîòîðûõ íåò â
öåðêîâíîñëàâÿíñêîì ÿçûêå) â ñìåñè ñî ñðåäíèìè, à «îò ñëàâåíñêèõ îáùåíåóïîòðåáèòåëüíûõ» Ëîìîíîñîâ ñîâåòóåò «âîâñå óäàëÿòüñÿ». Ýòèì ñòèëåì íàäëåæèò ïèñàòü êîìåäèè, ýïèãðàììû, ïåñíè, à â ïðîçå äðóæåñêèå ïèñüìà, îïèñàíèÿ îáûêíîâåííûõ äåë è ò.ï. Äîïóñòèìû çäåñü «ïî ðàññìîòðåíèþ» è «ïðîñòîíàðîäíûå íèçêèå ñëîâà».
Îòìå÷àÿ êàê ïîëîæèòåëüíûé ìîìåíò, ñïîñîáñòâóþùèé ñòàáèëèçàöèè ëåêñè÷åñêîãî ñîñòàâà ÿçûêà íà îãðîìíîé òåððèòîðèè Ðîññèè, òåñíóþ ñâÿçü ðóññêîãî ëèòåðàòóðíîãî ÿçûêà ñ öåðêîâíîñëàâÿíñêèì, óêàçûâàÿ íà íåîáõîäèìîñòü ïîñòîÿííî ñ÷èòàòüñÿ ñ ýòèì èñòî÷íèêîì è ïîëüçîâàòüñÿ èì «äëÿ èçîáèëèÿ ðå÷åíèé» (ò.å. îáîãàùåíèÿ ÿçûêà), îòäàâàÿ äîëæíîå äðåâíåìó êðàñíîðå÷èþ — ïðååìíèêó ãðåêî-âèçàíòèéñêîé êóëüòóðû, Ëîìîíîñîâ òâåðäî óêàçûâàë äàëüíåéøèé ïóòü ðàçâèòèÿ ðóññêîãî ÿçûêà íà îñíîâàíèè åãî «ïðèðîäíûõ ñâîéñòâ». Åùå â ïåðâîé ðåäàêöèè ñâîåé «Ðèòîðèêè» (1744 ãîä), Ëîìîíîñîâ ñîâåòîâàë «óáåãàòü ñòàðûõ è íåóïîòðåáèòåëüíûõ ðå÷åíèé, êîòîðûõ íàðîä íå ðàçóìååò, íî ïðè òîì íå îñòàâëÿòü îíûõ, êîòîðûå õîòÿ â ïðîñòûõ ðàçãîâîðàõ íåóïîòðåáèòåëüíû, îäíàêî çíàìåíîâàíèå èõ íàðîäó èçâåñòíî.»
Ëîìîíîñîâ-ïîýò èçâåñòåí ïðåæäå âñåãî êàê àâòîð îä, ïðèâåðæåíåö âûñîêîãî ñòèëÿ. Â «Ïèñüìå î ïðàâèëàõ ðîññèéñêîãî ñòèõîòâîðñòâà», ïîñëàííîé â 1739 ãîäó â Ïåòåðáóðã âìåñòå ñ îäîé «Íà âçÿòèå Õîòèíà» îí ïèøåò, ÷òî åãî ïðîèçâåäåíèå «íå ÷òî èíîå åñòü, êàê òîëüêî ïðåâåëèêîé îíîé ðàäîñòè ïëîä, êîòîðóþ íåïîáåäèìåéøåé íàøåé ìîíàðõèíè (Àííû Èîàííîâíû) ïðåñëàâíàÿ íàä íåïðèÿòåëÿìè ïîáåäà â âåðíîì è ðåâíîñòíîì ìîåì ñåðäöå âîçáóäèëà».
Äàëåå â «Ïèñüìå» Ëîìîíîñîâ èçëàãàåò ñâîè ïðåäñòàâëåíèÿ î åñòåñòâåííûõ äëÿ ðóññêîãî ÿçûêà «ðîäàõ ñòèõîâ». Ñïóñòÿ áîëåå âåêà Ãîãîëü ïèøåò ïî ýòîìó ïîâîäó íåñêîëüêî ñêåïòè÷åñêè, íå çàáûâàÿ, îäíàêî, óêàçàòü íà åñòåñòâåííîñòü Ëîìîíîñîâà â èçáðàííîì èì æàíðå: «Âîñòîðã îò íàøåé íîâîé ïîýìû çàñòàâèë åãî íàáðîñàòü ïåðâóþ îäó. Âïîïûõàõ çàíÿë îí ó ñîñåäåé íåìöåâ ðàçìåð è ôîðìó, êàêèå ó íèõ â òó ïîðó ñëó÷àëèñü, íå ðàññìîòðåâ, ïðèëè÷íû ëè îíè ðóññêîé ðå÷è». Çäåñü èìååòñÿ óêàçàíèå Ãîãîëÿ íà òî, ÷òî âûñîêèé ñòèëü êàê òàêîâîé, íå ñâîéñòâåíåí ðàçãîâîðíîé ðå÷è è íå ñâèäåòåëüñòâóåò åùå î âêóñå àâòîðà. Ïðèìåðíî òàêîé æå îêðàñ èìååò è êðèòèêà Ëîìîíîñîâà Ñóìàðîêîâûì.
«Ìîæåò ëè ëèðè÷åñêèé àâòîð ñîñòàâèòü ÷åñòü èìåíè ñâîåìó ãðîìîì! » — âîñêëèöàåò ïîñëåäíèé ïî ïîîâîäó «ãðîìêèõ» îä Ëîìîíîñîâà «Åãî äîñòîèíñòâî â îäàõ íå ãðîìêîñòü», — ïèøåò äàëåå Ñóìàðîêîâ è ïðèçûâàåò ê âçâåøåííîìó îòíîøåíèþ ê ïðîèçâåäåíèÿì Ëîìîíîñîâà, óêàçûâàÿ íà åãî îòäåëüíûå «ëèðè÷åñêèå êðàñîòû» è ïîðèöàÿ çà òî, ÷òî îí òîðîïèëñÿ è «íå âû÷èùàë îäû ñâîè».
 ñòàòüå «Î ñòîïîñëîæåíèè» Ñóìàðîêîâ ñåòóåò íà òî, ÷òî Ëîìîíîñîâ íå áûë ñèëåí â «ñðåäíåì» ñòèëå, ïîñêîëüêó íå çíàë «÷èñòîòó ìîñêîâñêîãî ïðîèçíîøåíèÿ». «È îò ýòîãî íàøå ñòîïîñëîæåíèå ñòàëî ñòîëü áåçîáðàçíûì, — ïèøåò äàëåå Ñóìàðîêîâ. — Ìåñòîèìåíèÿ âêëþ÷èë îí â ÷àñòèöû ðå÷åíèé, à íåêîòîðûå íàðå÷èÿ âî ïðåäëîãè. Òàê, åñëè òî íå îòâåðãíåòñÿ, íå ìîæíî ñòîïîñëîæåíèÿ âû÷èñòèòü… Ïðåéäåì îäû åãî, íàïîëíåííûå äóõîì ñòèõîòâîð÷åñêèì, êðàñîòîþ è îòâðàòèòåëüíûìè ïîðîêàìè è ãðàììàòèêè è ñòîïîñëîæåíèÿ, è õóäøåãî ñ ëó÷øèì ñîïðÿæåííîãî âêóñà». È äàëåå õàðàêòåðíî: «Âîñïîìÿíåì åãî ñ âîçäûõàíèåì, ïîäîáíî êàê òâîðöà «Òåëåìàõèäû» ñî ñìåõîì, è óòâåðæèì òàêî, ÷òî ã. Ëîìîíîñîâ òîëèêî îòñòîèò îò Òðåäèàêîâñêîãî, êàê íåáî îò àäà».
 ñòàòüå «Êðèòèêà íà îäó» Ñóìàðîêîâ ÷ðåçâû÷àéíî ïðèäèð÷èâî è ñóáúåêòèâíî ðàçáèðàåò îäû Ëîìîíîñîâà. Ñòàë õðåñòîìàòèéíûì åãî óêîð: «Ãðàäîâ îãðàäà ñêàçàòü íå ìîæíî».
Òðåäèàêîâñêèé ïîëåìèçèðóåò ñ Ëîìîíîñîâûì ïî äðóãîìó ïîâîäó. Åãî áîëåå çàáîòÿò òåõíè÷åñêèå ïðîáëåìû âûñîêîãî ñòèëÿ.  ñâîåé ñòàòüå «Íàóêà î ñòèõîòâîðåíèè è ïîýçèè» îí ïèøåò: «Ãîâîðÿò: òåì áëàãîðîäåí ÿìá, ÷òî îí ñíèçó íàâåðõ âîçíîñèòñÿ; à õîðåé äëÿ òîãî íóæåí è óìèëåí, ÷òî ñâåðõó íà íèç óïàäàåò. Íî ÿ äîíîøó, ÷òî ñèå åñòü ïóñòîå è íè÷åãî íå äîêàçûâàþùåå: èáî íå ìîæíî ìåíÿ íèêîìó, íè÷åì è íèêîãäà âûáèòü èç ñèõ øàíåö, ÷òîá òàê ñêàçàòü, à èìåííî, åñëè á ñèå áûëî ïðàâåäíî, òî á Ãîìåð ãðå÷åñêèé è ëàòèíñêèé Âèðãèëèé, äâà ïèèòà,… íå ïèñàëè ñâîèõ ïîýì äàêòèëîñïîíäàè÷åñêèìè ñòèõàìè, êîè ñâåðõó íà íèç óïàäàþò, ïîäîáíî õîðåè÷åñêèì, íî óïîòðåáèëè áû àíàïåñòîïèððèõè÷åñêèå, êîòîðûå ñíèçó íàâåðõ âîñõîäÿò, ðàâíî êàê ÿìáè÷åñêèå… Àðèñòîòåëü íàçâàë ñòîïó ÿìá, êàê òî Êâèíòèëèàí ñâèäåòåëüñòâóåò, íåæíîé… Âïðî÷åì, Ãîðàöèé ïèèò âåëè÷àåò ÿìá ãðîìîãëàñíûì.» Òàêîãî ðîäà ïðèìåðû ïî Òðåäèàêîâñêîìó óêàçûâàþò íà íåïðàâîìåðíîñòü çàêðåïëåíèÿ çà òåì èëè èíûì
ñòèõîòâîðíûì ðàçìåðîì ãðîìêîé èëè íåæíîé òîíàëüíîñòè.  èñòîðè÷åñêîé ïåðñïåêòèâå â ýòîì îí îêàçàëñÿ ïðàâ ïåðåä Ëîìîíîñîâûì.
Ñóìàðîêîâ âåñüìà åäêî îòçûâàåòñÿ î Òðåäèàêîâñêîì êàê ïîýòå è êðèòèêå, êðèòèêóÿ åãî â ñâîþ î÷åðåäü âìåñòå ñ Ëîìîíîñîâûì òî çà èçëèøíþþ êíèæíîñòü è òÿæåëîâåñíîñòü, òî çà íåãðàìîòíîå ñòîïîñëîæåíèå.
Èòàê, ïàðàäîêñ. Ñ îäíîé ñòîðîíû Ëîìîíîñîâ êàê âûõîäåö èç ïðîñòîãî íàðîäà, êàçàëîñü áû, áîëåå òÿãîòååò ê äåìîêðàòè÷åñêèì ïðîÿâëåíèÿì â ÿçûêå, îòñòàèâàåò ñàìîáûòíîñòü ðóññêîãî ÿçûêà, è âìåñòå ñ òåì, ïèøåò îäû â âûñîêîì ñòèëå, çàãðÿçíÿåò ïî ìíåíèþ Ñóìàðîêîâà íàðîäíûé ÿçûê íåïðàâèëüíûì óïîòðåáëåíèåì ñëîâ. Ñ äðóãîé ñòîðîíû âûõîäåö èç äâîðÿí Ñóìàðîêîâ, çàùèùàÿ äåìîêðàòè÷íûé «ñðåäíèé» ñòèëü ïðåäâîñõèùàåò ïîòðåáíîñòè óæå XIX âåêà. Ñóìàðîêîâ âåë áîðüáó ñ âûñîêîïàðíîñòüþ, ðàâíåíèåì íà ïðèäâîðíûå âêóñû, âïðî÷åì, óçêî è ïðåäâçÿòî ñîñðåäîòî÷èâàÿ îãîíü ïîëåìèêè íà Ëîìîíîñîâå, õîòÿ èìåííî Ëîìîíîñîâ äàë òåîðåòè÷åñêîå ïîíÿòèå î ñðåäíåì ñòèëå. «Ëîìîíîñîâó ïðèïèñûâàþò ãðîìêîñòü, ìíå ïðèïèñûâàþò íåæíîñòü», — ãîâîðèë îí, ïî-ñâîåìó îïðåäåëÿÿ ïîëÿðíûå òî÷êè áîðüáû â ëèòåðàòóðå. Òàêîãî ðîäà ñïîðû ÷àñòî íå îòäåëÿëèñü îò ñïîðîâ ëè÷íîãî õàðàêòåðà, îñîáåííî ýòî êàñàåòñÿ âçàèìîîòíîøåíèé Ñóìàðîêîâà è Òðåäèàêîâñêîãî.
Îäû Ëîìîíîñîâà íåèçáåæíî äîëæíû áûëè ñîîòâåòñòâîâàòü àòìîñôåðå ïðèäâîðíûõ ïðàçäíåñòâ, äëÿ êîòîðûõ îíè è ïðåäíàçíà÷àëèñü.  ýòèõ îäàõ õóäîæåñòâåííûìè ñðåäñòâàìè ñîçäàâàëñÿ àïîôåîç ðóññêîé ìîíàðõèè. Ïóøêèí íàçâàë îäû Ëîìîíîñîâà «äîëæíîñòíûìè», ïîñêîëüêó ïîäíåñåíèå è îïóáëèêîâàíèå ýòèõ îä íîñèëî îôèöèàëüíûé õàðàêòåð, à çà ïîëèòè÷åñêîå èõ ñîäåðæàíèå îòâå÷àëà Àêàäåìèÿ íàóê. Ïóøêèí è Áåëèíñêèé, îáà ñ ãëóáîêèì óâàæåíèåì îòíîñèâøèåñÿ ê ëè÷íîñòè Ëîìîíîñîâà, îñóæäàëè åãî îäè÷åñêèé ñòèëü, êàê äàëåêèé íàðîäó è ÷óæäûé æèçíåííîé ïðàâäå, èíîãäà ñìûêàÿñü â ýòîé êðèòèêå ñ Ñóìàðîêîâûì.
«Åãî âëèÿíèå íà ñëîâåñíîñòü áûëî âðåäíîå è äî ñèõ ïîð â íåé îòçûâàåòñÿ», — ïèñàë Ïóøêèí î Ëîìîíîñîâå â ñòàòüå «Ïóòåøåñòâèå èç Ìîñêâû â Ïåòåðáóðã». «Âûñîêîïàðíîñòü, èçûñêàííîñòü, îòâðàùåíèå îò ïðîñòîòû è òî÷íîñòè, îòñóòñòâèå âñÿêîé íàðîäíîñòè è îðèãèíàëüíîñòè, âîò ñëåäû, îñòàâëåííûå Ëîìîíîñîâûì». Òî÷íî òàê æå Áåëèíñêèé â ñòàòüå «Âçãëÿä íà ðóññêóþ ëèòåðàòóðó 1846 ãîäà» óòâåðæäàë, ÷òî Ëîìîíîñîâ äàë ïîýçèè «íàïðàâëåíèå êíèæíîå, ïîäðàæàòåëüíîå, è îòòîãî, ïî-âèäèìîìó, áåñïëîäíîå è áåçæèçíåííîå, ñëåäîâàòåëüíî, âðåäíîå è ãóáèòåëüíîå».
Ëîìîíîñîâñêèé ïàôîñ êî âðåìåíè Ïóøêèíà è Áåëèíñêîãî óñòàðåë, è îíè ñî÷ëè ñåáÿ îáÿçàííûìè óêàçàòü íà òå ÷åðòû îäè÷åñêîé ïîýçèè Ëîìîíîñîâà, êîòîðûå ñòðåìèëèñü èñïîëüçîâàòü â ñâîèõ öåëÿõ ëèòåðàòóðíûå ñòàðîâåðû. Äèàëåêòèê Áåëèíñêèé, âûñòóïàÿ ïðîòèâ ïîáîðíèêîâ ñòàðîé èäåîëîãèè, íàõîäèò âîçìîæíûì â òîé æå ñòàòüå íàçâàòü Ëîìîíîñîâà Ïåòðîì Âåëèêèì ðóññêîé ëèòåðàòóðû.
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
[1] Ðóññêàÿ ëèòåðàòóðíàÿ êðèòèêà XVIII âåêà (ñáîðíèê òåêñòîâ). Ì., 1978.
[2] Êóëåøîâ Â.È. Èñòîðèÿ ðóññêîé êðèòèêè. Ì., 1984.
[3] Ãîãîëü Í.È. Äóõîâíàÿ ïðîçà. Ì., 1992.
[4] Ìîðîçîâ À. Ëîìîíîñîâ. Ì., 1955.