На природные свойства какого языка по мнению ломоносова

На природные свойства какого языка по мнению ломоносова thumbnail

Что же, по мнению автора, необходимо, что­бы Родина стала действительно процветающей, а народ жил в довольстве и благополучии?

Воспевая Россию, Ломоносов не только восхищается ее красотой, широтой, не­объятными просторами и природными бо­гатствами, но наряду с этим высказыва­ет свойственные русским классицистам взгляды на будущее отечества, на полити­ку государства, которая сможет обеспе­чить истинное благо подданным, достой­ную жизнь. Истинное положение россий­ского народа хорошо известно было Ломоносову и изложено в «Письме о со­хранении и размножении российского на­рода». Прежде всего это развитие наук и просвещения. Сразу же, перечисляя при­родные достоинства страны, Ломоносов настойчиво проводит мысль:

Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет откровенно,

Что щедростью твоей цветет.

Потаенно — значит, скрыто, откровен­но — открыто, обнаружено, найдено бла­годаря развитию науки. Эта же мысль проводится и в следующей строфе, но в ней добавляется еще и утверждение мастерства рук русского человека, способного ис­пользовать данные ему Богом богатства. Здесь мы улавливаем и звучащее в адрес императрицы наставление просветителя:

Толикое земель пространство,

Когда всевышний поручил Тебе в счастливое подданство,

Тогда сокровища открыл,

Какими хвалится Индия;

Но требует к тому Россия Искусством утвержденных рук Сие злату очистить жилу; Почувствуют и камни силу Тобой восставленных наук.

Какова роль заключения в оде? Как оно связа­но с основной темой?

Гимном наукам, просвещению и буду­щим поколениям России, призванным умножать ее богатства, звучит заключи­тельная часть оды «О вы, которых ожида­ет отечество от недр своих…». Ломоносова, как ученого, очень волновала проблема создания национальных научных кадров, которых обязательно даст миру великая Русская земля. И в этом тоже залог ее процветания. Мысли поэта о будущем стра­ны, о роли науки в достижении прогресса венчают в оде тему России. Похвала импе­ратрице, содержащаяся в заключитель­ной строфе оды, с одной стороны, возвра­щает нас к ее началу, прославляюще­му наступление мира, что делает компози­цию произведения кольцевой, с другой — благословляет (наставляет) и Елисавету на дальнейшие щедроты во славу отечества.

Каким стилем написана ода? Какова роль это­го стиля в раскрытии идейно-художественного со­держания оды?

Ода написана высоким стилем, соответ­ствующим высокому, гражданскому со­держанию. Он включает в себя гиперболи­ческие описания, космические сравнения, метафоричность языка, риторические воп­росы. Все это усиливает эмоциональное воздействие на читателя. Высокий стиль придает торжественность звучанию глав­ной теме оды — теме величия России, способствует выражению патриотичес­ких чувств и настроений автора. Именно элементы высокого стиля придают возвы­шенный пафос назиданию, обращенному к царице с призывом беречь великую страну, ее народ, преумножать богатства во имя ее настоящего и будущего. Высо­кий слог достигается использованием ста­рославянизмов (бряцает, зиждитель, паки, паства, лик, зрак, божествен­ны, восстенали, небесну дщерь), обра­зов античной мифологии (Минерва, Марс, Нептун, музы). Ода богата воз­вышенными эпитетами, например пла­менные звуки, жестокая судьбина, достойный муж, сравнениями типа ду­ша ее зефира тише и зрак, прекрас­нее рая.

Какую роль сыграла теория «трех штилей» в развитии русской словесности?

Теория «трех штилей» Ломоносова сыг­рала выдающуюся роль в становлении жанров русской литературы. Трагедии и оды рекомендовалось писать с использо­ванием высокого стиля; комедии, сати­ры, басни допускали низкий стиль, дра­ма, повесть и др. требовали средний стиль. Этому следовали классицисты, да и представители других литературных на­правлений. Теория Ломоносова в после­петровские времена, когда для русского языка была характерна пестрота и сти­листическая неопределенность, была про­грессивной и стала необходимой для упо­рядочения стилистики языка художест­венных произведений, что было важным для развития русской культуры в целом. Упорядочению, в частности, подверглось употребление слов и выражений церков­нославянского языка.

Какие новшества внес Ломоносов в русское стихосложение?

Реформирование русского стихосложе­ния, в процесс которого активно вклю­чился Ломоносов, было направлено на ликвидацию разрыва между новым содер­жанием и устаревшей формой. В «Письме о правилах российского стихотворства» он, опираясь на природные свойства рус­ского языка и традиции устного народно­го творчества, рекомендовал использовать силлабо-тоническую систему вместо сил­лабической. Он дал наименование стопам, назвав их ямбическими, анапестически­ми, смешанными из ямбов и анапестов, хореическими и дактилическими. Он так­же выступил против использования одной женской рифмы, потому что именно рус­скому языку свойственно ударение не только на последнем, но и на предпослед­нем и третьем от конца строки слоге. В торжественных одах Ломоносов реко­мендовал употребление чисто ямбиче­ских стихов. От Ломоносова надолго в рус­ской поэзии утвердился чётырехстопный ямб как самый распространенный размер.

Еще до Ломоносова реформой русского стихосложения занимался поэт и теоре­тик Василий Кириллович Тредиаковский. При всей значимости его работы спосо­бы стихосложения свидетельствовали о половинчатом характере реформы. Срав­ним для примера приступы (вступле­ния) к оде «На сдачу Гданска» Тредиаков­ского и к «Оде на взятие Хотина» Ломоно­сова.

У Тредиаковского:

Кое трезвое мне пианство Слово дает к славной причине?

Чистое Парнаса убранство,

Музы! Не вас ли вижу ныне?

У Ломоносова:

Восторг внезапный ум пленил,

Ведет на верьх горы высокой,

Где ветр в лесах шуметь забыл;

В долине тишина глубокой.

Преимущество стихов Ломоносова оче­видно.

Какие новшества внес Ломоносов в русское стихосложение?

Оцените пожалуйста этот пост


На этой странице искали :

  • Какова роль заключения в оде как оно связано с основной темой
  • какие новшества внес ломоносов в русское стихосложение
  • Что же по мнению автора необходимо чтобы Родина
  • какую роль сыграла теория трёх штилей в развитии русской словесности
  • что же по мнению автора необходимо чтобы родина стала действительно

Сохрани к себе на стену!

Источник

  • Что же, по мнению автора, необходимо, что­бы Родина стала действительно процветающей, а народ жил в довольстве и благополучии?
  • Воспевая Россию, Ломоносов не только восхищается ее красотой, широтой, не­объятными просторами и природными бо­гатствами, но наряду с этим высказыва­ет свойственные русским классицистам взгляды на будущее отечества, на полити­ку государства, которая сможет обеспе­чить истинное благо подданным, достой­ную жизнь. Истинное положение россий­ского народа хорошо известно было Ломоносову и изложено в «Письме о со­хранении и размножении российского на­рода». Прежде всего это развитие наук и просвещения. Сразу же, перечисляя при­родные достоинства страны, Ломоносов настойчиво проводит мысль:

    Богатство, в оных потаенно,Наукой будет откровенно,Что щедростью твоей цветет.

    Потаенно — значит, скрыто, откровен­но — открыто, обнаружено, найдено бла­годаря развитию науки. Эта же мысль проводится и в следующей строфе, но в ней добавляется еще и утверждение мастерства рук русского человека, способного ис­пользовать данные ему Богом богатства. Здесь мы улавливаем и звучащее в адрес императрицы наставление просветителя:

    Читайте также:  На каких свойствах белков основан метод аффинной хроматографии

    Толикое земель пространство,Когда всевышний поручилТебе в счастливое подданство,Тогда сокровища открыл,Какими хвалится Индия;Но требует к тому РоссияИскусством утвержденных рукСие злату очистить жилу;Почувствуют и камни силуТобой восставленных наук.

  • Какова роль заключения в оде? Как оно связа­но с основной темой?
  • Гимном наукам, просвещению и буду­щим поколениям России, призванным умножать ее богатства, звучит заключи­тельная часть оды «О вы, которых ожида­ет отечество от недр своих…». Ломоносова, как ученого, очень волновала проблема создания национальных научных кадров, которых обязательно даст миру великая Русская земля. И в этом тоже залог ее процветания. Мысли поэта о будущем стра­ны, о роли науки в достижении прогресса венчают в оде тему России. Похвала импе­ратрице, содержащаяся в заключитель­ной строфе оды, с одной стороны, возвра­щает нас к ее началу, прославляюще­му наступление мира, что делает компози­цию произведения кольцевой, с другой — благословляет (наставляет) и Елисавету на дальнейшие щедроты во славу отечества.

  • Каким стилем написана ода? Какова роль это­го стиля в раскрытии идейно-художественного со­держания оды?
  • Ода написана высоким стилем, соответ­ствующим высокому, гражданскому со­держанию. Он включает в себя гиперболи­ческие описания, космические сравнения, метафоричность языка, риторические воп­росы. Все это усиливает эмоциональное воздействие на читателя. Высокий стиль придает торжественность звучанию глав­ной теме оды — теме величия России, способствует выражению патриотичес­ких чувств и настроений автора. Именно элементы высокого стиля придают возвы­шенный пафос назиданию, обращенному к царице с призывом беречь великую страну, ее народ, преумножать богатства во имя ее настоящего и будущего. Высо­кий слог достигается использованием ста­рославянизмов (бряцает, зиждитель, паки, паства, лик, зрак, божествен­ны, восстенали, небесну дщерь), обра­зов античной мифологии (Минерва, Марс, Нептун, музы). Ода богата воз­вышенными эпитетами, например пла­менные звуки, жестокая судьбина, достойный муж, сравнениями типа ду­ша ее зефира тише и зрак, прекрас­нее рая.

  • Какую роль сыграла теория «трех штилей» в развитии русской словесности?
  • Теория «трех штилей» Ломоносова сыг­рала выдающуюся роль в становлении жанров русской литературы. Трагедии и оды рекомендовалось писать с использо­ванием высокого стиля; комедии, сати­ры, басни допускали низкий стиль, дра­ма, повесть и др. требовали средний стиль. Этому следовали классицисты, да и представители других литературных на­правлений. Теория Ломоносова в после­петровские времена, когда для русского языка была характерна пестрота и сти­листическая неопределенность, была про­грессивной и стала необходимой для упо­рядочения стилистики языка художест­венных произведений, что было важным для развития русской культуры в целом. Упорядочению, в частности, подверглось употребление слов и выражений церков­нославянского языка. Материал с сайта //iEssay.ru

  • Какие новшества внес Ломоносов в русское стихосложение?
  • Реформирование русского стихосложе­ния, в процесс которого активно вклю­чился Ломоносов, было направлено на ликвидацию разрыва между новым содер­жанием и устаревшей формой. В «Письме о правилах российского стихотворства» он, опираясь на природные свойства рус­ского языка и традиции устного народно­го творчества, рекомендовал использовать силлабо-тоническую систему вместо сил­лабической. Он дал наименование стопам, назвав их ямбическими, анапестически­ми, смешанными из ямбов и анапестов, хореическими и дактилическими. Он так­же выступил против использования одной женской рифмы, потому что именно рус­скому языку свойственно ударение не только на последнем, но и на предпослед­нем и третьем от конца строки слоге. В торжественных одах Ломоносов реко­мендовал употребление чисто ямбиче­ских стихов. От Ломоносова надолго в рус­ской поэзии утвердился чётырехстопный ямб как самый распространенный размер.

    Еще до Ломоносова реформой русского стихосложения занимался поэт и теоре­тик Василий Кириллович Тредиаковский. При всей значимости его работы спосо­бы стихосложения свидетельствовали о половинчатом характере реформы. Срав­ним для примера приступы (вступле­ния) к оде «На сдачу Гданска» Тредиаков­ского и к «Оде на взятие Хотина» Ломоно­сова.

    У Тредиаковского:

    Кое трезвое мне пианствоСлово дает к славной причине?Чистое Парнаса убранство,Музы! Не вас ли вижу ныне?

    У Ломоносова:

    Восторг внезапный ум пленил,Ведет на верьх горы высокой,Где ветр в лесах шуметь забыл;В долине тишина глубокой.

    Преимущество стихов Ломоносова оче­видно.

    Источник

    Этот великий человек сказал новое слово во многих отраслях науки. Всю жизнь он служил русскому просвещению, преодолевая на этом пути и косность, и зависть, и непонимание. Ему было безмерно трудно, и тогда у него рождались грустные стихи. Ломоносова интересовало все, что относилось к отечественной культуре.

    Чрезвычайно важным для дальнейшего развития литературного языка был труд, направленный на то, чтобы упорядочить письменную речь — деловую, научную, художественную. Он разделил язык на «три рода речений» , три «штиля» : высокий, средний и низкий. Высоким стилем Ломоносов предлагал писать трагедии, оды; средним — светские повести, стихи менее возвышенного содержания; низким — комедии, басни, сатирические стихи.

    Творчество Михаила Васильевича — яркий пример классицизма в русской литературе 18 века. Основным жанром его были оды — хвалебные стихотворения в честь какого-либо лица или значительного, торжественного события. Этот жанр давал возможность соединить лирику и публицистику поэзии, высказаться поэтическим языком по вопросам, имеющим государственное значение.

    Центральной в одах Ломоносова была тема Родины, ее красота и могущество. Ломоносов изображает величие России, обширность территории, обилие природных богатств. Например, в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны» 1747 года читаем:

    Вокруг тебя цветы пестреют
    И класы на полях желтеют;
    Сокровищ полны корабли
    Дерзают в море за тобою;
    Ты сыплешь щедрою рукою
    Свое богатство по земли.

    Что необходимо для процветания и благополучия России? По мнению Ломоносова, упорный, напряженный труд всех слоев населения. Тема труда занимает важное место в поэзии Ломоносова. В «Оде на взятие Хотина» он показывает, что победу над Турцией одержал «в труде избранной наш народ» .

    С темой труда в творчестве Михаила Васильевича тесно связана тема науки, просвещения, которые способны облегчить «усердный труд» , обогатить народ не только материально, но и духовно.

    В «Оде на день восшествия… » поэт обращается к молодому поколению с призывом посвятить себя служению науке, сменив чужеземных ученых:

    О вы, которых ожидает
    Отечество от недр своих
    И видеть таковых желает,
    Каких зовет от стран чужих,
    О, ваши дни благословенны!

    Ломоносов был убежден в том, что занятия науками должны сделать человека счастливым:

    Науки юношей питают,
    Отраду старым подают,
    В счастливой жизни украшают,
    В несчастный случай берегут… .

    Читайте также:  Какими свойствами обладает средняя линия треугольника

    Чтобы народ мог беспрепятственно пользоваться плодами своего труда, чтобы получили развитие науки и просвещение, России необходим мир. Ломоносов славит успехи русского оружия («Ода на взятие Хотина») , но война, по его мнению, несет с собой разрушение, беды, плач народа:

    Воззри на плач осиротевших,
    Воззри на слезы престаревших,
    Воззри на кровь рабов твоих.

    «Возлюбленная тишина» для Ломоносова — это не только установление мира между народами, но и прекращение внутренних раздоров, сплоченность всех слоев населения в стремлении достичь «процветания» России.

    Могучий, многогранный, самобытный талант Ломоносова коснулся всех сторон науки и культуры своего времени. Ломоносов известен как физик, химик и геолог, поэт, художник и филолог, астроном, географ и технолог, литератор, историк и философ, — казалось, всюду он успевал и во все привносил новое, неожиданное, прогрессивное… Такой разносторонностью в прошлом обладал, пожалуй, лишь Леонардо да Винчи, а в последующем уже никто.

    Деятельность Ломоносова была всегда целеустремленно связана с наиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурным развитием, направлена на ее процветание. Историческое значение Ломоносова состоит также и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа, показав личным примером, на какие подвиги способны люди ради своей Родины.

    Источник

    («Ñìûñë ïîëåìèêè Ëîìîíîñîâà, Òðåäèàêîâñêîãî è Ñóìàðîêîâà î «âûñîêîì» è «ñðåäíåì» ñòèëå»)

    Ïåòðîâñêèå ðåôîðìû âíåñëè â ðóññêóþ æèçíü ìíîæåñòâî íîâûõ ïîíÿòèé è íàâîäíèëè ÿçûê èíîçåìíûìè ñëîâàìè, êîòîðûìè áåç ðàçáîðó íà÷èíÿëè ðå÷ü ïðåäñòàâèòåëè ãîñïîäñòâóþùèõ ñîñëîâèé, à òàêæå è íàèáîëåå ïðîñâåùåííûå ëþäè òîãî âðåìåíè. Íàðÿäó ñ ýòèì ñòðåìèòåëüíîñòü ðîñòà, ðàäèêàëüíîñòü ïðåîáðàçîâàíèé è âîîäóøåâëåíèå îò âîåííûõ è äèïëîìàòè÷åñêèõ óñïåõîâ èñêàëè ñåáå âûðàæåíèÿ â èñêóññòâå. Ýòè îáñòîÿòåëüñòâà âî ìíîãîì îïðåäåëèëè íàïðàâëåííîñòü è ïðèîðèòåòû ëèòåðàòóðû òîãî âðåìåíè, åå ìåòîäîëîãèþ è ñòèëèñòèêó.

    Áåëèíñêèé âåñü óêàçàííûé ïåðèîä âðåìåíè íàçûâàë «ëîìîíîñîâñêèì», âèäÿ â Ì.Â. Ëîìîíîñîâå íàèáîëåå ïîëíîãî âûðàçèòåëÿ õàðàêòåðíûõ íàñòðîåíèé è ïîòðåáíîñòåé ýïîõè.  îòëè÷èå îò ñâîèõ ãëàâíûõ îïïîíåíòîâ ñðåäè ôèëîëîãîâ — Ñóìàðîêîâà è Òðåäèàêîâñêîãî, Ëîìîíîñîâ áûë åäâà ëè íå â ïåðâóþ î÷åðåäü òàëàíòëèâûì åñòåñòâîèñïûòàòåëåì, à åãî îáðàùåíèå ê ñëîâåñíîñòè íîñèëî áîëåå íåïîñðåäñòâåííûé, âîñòîðæåííûé è ìåíåå çàòåìíåííûé êíèæíîé ó÷åíîñòüþ õàðàêòåð (â ýòîì èìåþòñÿ êàê ïëþñû, òàê è ìèíóñû åãî òâîð÷åñêîé ìàíåðû). Èíîãäà â åãî ìåòîäîëîãèè îùóùàåòñÿ ÷òî-òî ìåõàíèñòè÷åñêîå (êàê, íàïðèìåð, ïîïûòêà ïðèïèñàòü òîìó èëè èíîìó ñòèõîòâîðíîìó ðàçìåðó âïîëíå îïðåäåëåííóþ ñåìàíòè÷åñêóþ çíà÷èìîñòü), è ýòî òîæå ìîæíî ïîíÿòü â äóõå ýïîõè Ïðîñâåùåíèÿ.

    Êàê âûõîäåö èç ïðîñòîëþäèíîâ, Ëîìîíîñîâ ëó÷øå ñâîèõ çíàòíûõ ïðîòèâíèêîâ ÷óâñòâîâàë íåîáõîäèìîñòü îòñòàèâàòü ÷èñòî ðóññêèå òðàäèöèè â ÿçûêå è èñêàòü íàèáîëåå àäåêâàòíûå ñïîñîáû ðàçâèòèÿ ÿçûêà ñîîáðàçóÿñü ñ ïîòðåáíîñòÿìè òîé ýïîõè. Íåñìîòðÿ íà áîëüøèå çàñëóãè åãî ñïîäâèæíèêîâ è îïïîíåíòîâ, òîëüêî Ëîìîíîñîâ ñìîã ñ íàèáîëüøåé ïîëíîòîé ïðîâåñòè ðåôîðìó ðóññêîãî ñòèõîñëîæåíèÿ, îáîñíîâàòü çíà÷åíèå ðàçëè÷íûõ ëèòåðàòóðíûõ ñòèëåé íà îñíîâàíèè âûäâèíóòûõ èì ýñòåòè÷åñêèõ ïðèíöèïîâ. Îäíàêî íåëüçÿ óïóñêàòü èç âèäó è òî, ÷òî îïïîíåíòû Ëîìîíîñîâà âíåñëè âàæíûå êîððåêòèâû â åãî ó÷åíèå, îñëàáèëè åãî èíîãäà èçëèøíå ìàêñèìàëèñòñêèå óñòàíîâêè.

     1750-õ ãîäàõ íà÷àëàñü ïîëåìèêà ìåæäó òðåìÿ ãëàâíûìè ñîçäàòåëÿìè òåîðåòè÷åñêîé ñèñòåìû ðóññêîãî êëàññèöèçìà î òîì, êàêîé ñòèëü ïðåäïî÷òèòåëüíî ðàçâèâàòü â ëèòåðàòóðå. Êîàëèöèè ñêëàäûâàëèñü íåîäíîçíà÷íî. Òðåäèàêîâñêèé âìåñòå ñ Ëîìîíîñîâûì áûë çà «âûñîêèé» ñòèëü, íî (ñïðàâåäëèâî) êðèòèêîâàë Ëîìîíîñîâà çà óòâåðæäåíèå ÿìáà â êà÷åñòâå íàèáîëåå åñòåñòâåííîãî ðàçìåðà äëÿ ýòîãî ñòèëÿ. Ñóìàðîêîâ, ïðèäèð÷èâî ðàçáèðàÿ îäû Ëîìîíîñîâà è åäêî âûñìåèâàÿ êðèòè÷åñêèå çàìå÷àíèÿ Òðåäèàêîâñêîãî, óêàçûâàë (â ðàáîòå «Íåêîòîðûå ñòðîôû äâóõ àâòîðîâ»), ÷òî «ñëîâîãðîìêàÿ îäà ê ÷åñòè àâòîðà ñëóæèòü íå ìîæåò».

    Ðàçáåðåì ñóùíîñòü ýòîãî ñïîðà ïîäðîáíåå.

    Âûäåëèâ â ñëîâàðíîì ñîñòàâå ðóññêîãî ëèòåðàòóðíîãî ÿçûêà íåñêîëüêî ðîäîâ «ðå÷åíèé», ðàçëè÷íûõ êàê ïî ñâîåìó ïðîèñõîæäåíèþ, òàê è ïî êà÷åñòâåííîé õàðàêòåðèñòèêå («âðàçóìèòåëüíîñòü», ðàñïðîñòðàíåíèå, ãðóáîñòü è ò.ä.), Ëîìîíîñîâ ïûòàåòñÿ óñòàíîâèòü ïðîïîðöèþ è ñîîòíîøåíèå ýòèõ îñíîâíûõ ýëåìåíòîâ ðå÷è â ðàçëè÷íûõ ðîäàõ ëèòåðàòóðû, ïîäîáíî òîìó, êàê õèìèê ñòðåìèòñÿ îïðåäåëèòü ïðîïîðöèþ è êîëè÷åñòâî ñîñòàâíûõ ÷àñòåé êàêîãî-ëèáî âåùåñòâà. Íà òàêîì ïîíèìàíèè îñíîâàíî ó÷åíèå Ëîìîíîñîâà î «òðåõ øòèëÿõ», èçëîæåííîå èì â ñòàòüå «Î ïîëüçå êíèã öåðêîâíûõ â ðóññêîì ÿçûêå», êîòîðóþ îí ïðèëîæèë ê ñîáðàíèþ ñâîèõ ñî÷èíåíèé â 1757 ãîäó.

     Â çàâèñèìîñòè îò òîãî, â êàêîé ñòåïåíè óêàçàííûå ýëåìåíòû ïðèñóòñòâóþò â ëèòåðàòóðíîé ðå÷è, Ëîìîíîñîâ óñòàíàâëèâàåò íàëè÷èå òðåõ ãëàâíûõ ñòèëåé — «âûñîêîãî», «ïîñðåäñòâåííîãî» è «íèçêîãî». Îí óêàçûâàåò íà ïðàêòè÷åñêóþ íåîáõîäèìîñòü èëè ïðèãîäíîñòü êàæäîãî èç ýòèõ ñòèëåé â òîì èëè èíîì æàíðå (ðîäå ïîýçèè èëè âîîáùå ïèñüìåííîé è îðàòîðñêîé ðå÷è).

     Âûñîêèé ñòèëü îáðàçóåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî «èç ðå÷åíèé ñëàâåíîðîññèéñêèõ; òî åñòü óïîòðåáèòåëüíûõ â îáåèõ íàðå÷èÿõ è èç ñëàâåíñêèõ ðîññèÿíàì âðàçóìèòåëüíûõ è íå âåñüìà îáâåòøàëûõ». «Ñèì ñòèëåì, — ïîÿñíÿåò Ëîìîíîñîâ, — ñîñòàâëÿòüñÿ äîëæíû ãåðîè÷åñêèå ïîýìû, îäû, ïðîçàè÷åñêèå ðå÷è î âàæíûõ ìàòåðèÿõ, êîòîðûìè îíè îò îáûêíîâåííîé ïðîñòîòû ê âàæíîìó âåëèêîëåïèþ âîçâûøàþòñÿ».

    Ñðåäíèé ñòèëü ñêëàäûâàåòñÿ èç «ðå÷åíèé áîëüøå â ðîññèéñêîì ÿçûêå óïîòðåáèòåëüíûõ, êóäà ìîæíî ïðèíÿòü íåêîòîðûå ðå÷åíèÿ ñëàâåíñêèå, â âûñîêîì ñòèëå óïîòðåáèòåëüíûå, îäíàêî ñ âåëèêîþ îñòîðîæíîñòèþ, ÷òîáû ñëîã íå êàçàëñÿ íàäóòûì.»  íåì ìîæíî óïîòðåáèòü «íèçêèå ñëîâà», «îäíàêî îñòåðåãàòüñÿ, ÷òîáû íå îïóñòèòüñÿ â ïîäëîñòü», à âîîáùå ñòðåìèòüñÿ ñîáëþäàòü â íåì «âñåâîçìîæíóþ ðîâíîñòü», êîòîðàÿ îñîáåííî íàðóøàåòñÿ îò êðèêëèâîãî
    íåñîîòâåòñòâèÿ âûñîêèõ ðå÷åíèé, ïîïàäàþùèõ â íåïîñðåäñòâåííîå ñîñåäñòâî ñ ïðîñòîíàðîäíûìè. Ýòèì ñòèëåì ñëåäóåò ïèñàòü «âñå òåàòðàëüíûå ñî÷èíåíèÿ, â êîòîðûõ òðåáóåòñÿ îáûêíîâåííîå ÷åëîâå÷åñêîå ñëîâî ê æèâîìó ïðåäñòàâëåíèþ äåéñòâèÿ.» Îäíàêî òàì, «ãäå ïîòðåáíî èçîáðàçèòü ãåðîéñòâî è âûñîêèå ìûñëè» (ò.å. â òðàãåäèÿõ), ìîæíî óïîòðåáëÿòü è âûñîêèé ñòèëü. Ñðåäíåãî ñòèëÿ íóæíî ïðèäåðæèâàòüñÿ è êîãäà ïèøóòñÿ «ñòèõîòâîðíûå äðóæåñêèå ïèñüìà, ñàòèðû, ýêëîãè è ýëåãèè».

    Íèçêèé ñòèëü ïðèíèìàåò ðå÷åíèÿ «òðåòüåãî ðîäà» (ò.å. òåõ, êîòîðûõ íåò â
    öåðêîâíîñëàâÿíñêîì ÿçûêå) â ñìåñè ñî ñðåäíèìè, à «îò ñëàâåíñêèõ îáùåíåóïîòðåáèòåëüíûõ» Ëîìîíîñîâ ñîâåòóåò «âîâñå óäàëÿòüñÿ». Ýòèì ñòèëåì íàäëåæèò ïèñàòü êîìåäèè, ýïèãðàììû, ïåñíè, à â ïðîçå äðóæåñêèå ïèñüìà, îïèñàíèÿ îáûêíîâåííûõ äåë è ò.ï. Äîïóñòèìû çäåñü «ïî ðàññìîòðåíèþ» è «ïðîñòîíàðîäíûå íèçêèå ñëîâà».

    Îòìå÷àÿ êàê ïîëîæèòåëüíûé ìîìåíò, ñïîñîáñòâóþùèé ñòàáèëèçàöèè ëåêñè÷åñêîãî ñîñòàâà ÿçûêà íà îãðîìíîé òåððèòîðèè Ðîññèè, òåñíóþ ñâÿçü ðóññêîãî ëèòåðàòóðíîãî ÿçûêà ñ öåðêîâíîñëàâÿíñêèì, óêàçûâàÿ íà íåîáõîäèìîñòü ïîñòîÿííî ñ÷èòàòüñÿ ñ ýòèì èñòî÷íèêîì è ïîëüçîâàòüñÿ èì «äëÿ èçîáèëèÿ ðå÷åíèé» (ò.å. îáîãàùåíèÿ ÿçûêà), îòäàâàÿ äîëæíîå äðåâíåìó êðàñíîðå÷èþ — ïðååìíèêó ãðåêî-âèçàíòèéñêîé êóëüòóðû, Ëîìîíîñîâ òâåðäî óêàçûâàë äàëüíåéøèé ïóòü ðàçâèòèÿ ðóññêîãî ÿçûêà íà îñíîâàíèè åãî «ïðèðîäíûõ ñâîéñòâ». Åùå â ïåðâîé ðåäàêöèè ñâîåé «Ðèòîðèêè» (1744 ãîä), Ëîìîíîñîâ ñîâåòîâàë «óáåãàòü ñòàðûõ è íåóïîòðåáèòåëüíûõ ðå÷åíèé, êîòîðûõ íàðîä íå ðàçóìååò, íî ïðè òîì íå îñòàâëÿòü îíûõ, êîòîðûå õîòÿ â ïðîñòûõ ðàçãîâîðàõ íåóïîòðåáèòåëüíû, îäíàêî çíàìåíîâàíèå èõ íàðîäó èçâåñòíî.»

    Читайте также:  Какими свойствами обладают все живые существа

    Ëîìîíîñîâ-ïîýò èçâåñòåí ïðåæäå âñåãî êàê àâòîð îä, ïðèâåðæåíåö âûñîêîãî ñòèëÿ. Â «Ïèñüìå î ïðàâèëàõ ðîññèéñêîãî ñòèõîòâîðñòâà», ïîñëàííîé â 1739 ãîäó â Ïåòåðáóðã âìåñòå ñ îäîé «Íà âçÿòèå Õîòèíà» îí ïèøåò, ÷òî åãî ïðîèçâåäåíèå «íå ÷òî èíîå åñòü, êàê òîëüêî ïðåâåëèêîé îíîé ðàäîñòè ïëîä, êîòîðóþ íåïîáåäèìåéøåé íàøåé ìîíàðõèíè (Àííû Èîàííîâíû) ïðåñëàâíàÿ íàä íåïðèÿòåëÿìè ïîáåäà â âåðíîì è ðåâíîñòíîì ìîåì ñåðäöå âîçáóäèëà».

    Äàëåå â «Ïèñüìå» Ëîìîíîñîâ èçëàãàåò ñâîè ïðåäñòàâëåíèÿ î åñòåñòâåííûõ äëÿ ðóññêîãî ÿçûêà «ðîäàõ ñòèõîâ». Ñïóñòÿ áîëåå âåêà Ãîãîëü ïèøåò ïî ýòîìó ïîâîäó íåñêîëüêî ñêåïòè÷åñêè, íå çàáûâàÿ, îäíàêî, óêàçàòü íà åñòåñòâåííîñòü Ëîìîíîñîâà â èçáðàííîì èì æàíðå: «Âîñòîðã îò íàøåé íîâîé ïîýìû çàñòàâèë åãî íàáðîñàòü ïåðâóþ îäó. Âïîïûõàõ çàíÿë îí ó ñîñåäåé íåìöåâ ðàçìåð è ôîðìó, êàêèå ó íèõ â òó ïîðó ñëó÷àëèñü, íå ðàññìîòðåâ, ïðèëè÷íû ëè îíè ðóññêîé ðå÷è». Çäåñü èìååòñÿ óêàçàíèå Ãîãîëÿ íà òî, ÷òî âûñîêèé ñòèëü êàê òàêîâîé, íå ñâîéñòâåíåí ðàçãîâîðíîé ðå÷è è íå ñâèäåòåëüñòâóåò åùå î âêóñå àâòîðà. Ïðèìåðíî òàêîé æå îêðàñ èìååò è êðèòèêà Ëîìîíîñîâà Ñóìàðîêîâûì.

    «Ìîæåò ëè ëèðè÷åñêèé àâòîð ñîñòàâèòü ÷åñòü èìåíè ñâîåìó ãðîìîì! » — âîñêëèöàåò ïîñëåäíèé ïî ïîîâîäó «ãðîìêèõ» îä Ëîìîíîñîâà «Åãî äîñòîèíñòâî â îäàõ íå ãðîìêîñòü», — ïèøåò äàëåå Ñóìàðîêîâ è ïðèçûâàåò ê âçâåøåííîìó îòíîøåíèþ ê ïðîèçâåäåíèÿì Ëîìîíîñîâà, óêàçûâàÿ íà åãî îòäåëüíûå «ëèðè÷åñêèå êðàñîòû» è ïîðèöàÿ çà òî, ÷òî îí òîðîïèëñÿ è «íå âû÷èùàë îäû ñâîè».

     ñòàòüå «Î ñòîïîñëîæåíèè» Ñóìàðîêîâ ñåòóåò íà òî, ÷òî Ëîìîíîñîâ íå áûë ñèëåí â «ñðåäíåì» ñòèëå, ïîñêîëüêó íå çíàë «÷èñòîòó ìîñêîâñêîãî ïðîèçíîøåíèÿ». «È îò ýòîãî íàøå ñòîïîñëîæåíèå ñòàëî ñòîëü áåçîáðàçíûì, — ïèøåò äàëåå Ñóìàðîêîâ. — Ìåñòîèìåíèÿ âêëþ÷èë îí â ÷àñòèöû ðå÷åíèé, à íåêîòîðûå íàðå÷èÿ âî ïðåäëîãè. Òàê, åñëè òî íå îòâåðãíåòñÿ, íå ìîæíî ñòîïîñëîæåíèÿ âû÷èñòèòü… Ïðåéäåì îäû åãî, íàïîëíåííûå äóõîì ñòèõîòâîð÷åñêèì, êðàñîòîþ è îòâðàòèòåëüíûìè ïîðîêàìè è ãðàììàòèêè è ñòîïîñëîæåíèÿ, è õóäøåãî ñ ëó÷øèì ñîïðÿæåííîãî âêóñà». È äàëåå õàðàêòåðíî: «Âîñïîìÿíåì åãî ñ âîçäûõàíèåì, ïîäîáíî êàê òâîðöà «Òåëåìàõèäû» ñî ñìåõîì, è óòâåðæèì òàêî, ÷òî ã. Ëîìîíîñîâ òîëèêî îòñòîèò îò Òðåäèàêîâñêîãî, êàê íåáî îò àäà».

     ñòàòüå «Êðèòèêà íà îäó» Ñóìàðîêîâ ÷ðåçâû÷àéíî ïðèäèð÷èâî è ñóáúåêòèâíî ðàçáèðàåò îäû Ëîìîíîñîâà. Ñòàë õðåñòîìàòèéíûì åãî óêîð: «Ãðàäîâ îãðàäà ñêàçàòü íå ìîæíî».

    Òðåäèàêîâñêèé ïîëåìèçèðóåò ñ Ëîìîíîñîâûì ïî äðóãîìó ïîâîäó. Åãî áîëåå çàáîòÿò òåõíè÷åñêèå ïðîáëåìû âûñîêîãî ñòèëÿ.  ñâîåé ñòàòüå «Íàóêà î ñòèõîòâîðåíèè è ïîýçèè» îí ïèøåò: «Ãîâîðÿò: òåì áëàãîðîäåí ÿìá, ÷òî îí ñíèçó íàâåðõ âîçíîñèòñÿ; à õîðåé äëÿ òîãî íóæåí è óìèëåí, ÷òî ñâåðõó íà íèç óïàäàåò. Íî ÿ äîíîøó, ÷òî ñèå åñòü ïóñòîå è íè÷åãî íå äîêàçûâàþùåå: èáî íå ìîæíî ìåíÿ íèêîìó, íè÷åì è íèêîãäà âûáèòü èç ñèõ øàíåö, ÷òîá òàê ñêàçàòü, à èìåííî, åñëè á ñèå áûëî ïðàâåäíî, òî á Ãîìåð ãðå÷åñêèé è ëàòèíñêèé Âèðãèëèé, äâà ïèèòà,… íå ïèñàëè ñâîèõ ïîýì äàêòèëîñïîíäàè÷åñêèìè ñòèõàìè, êîè ñâåðõó íà íèç óïàäàþò, ïîäîáíî õîðåè÷åñêèì, íî óïîòðåáèëè áû àíàïåñòîïèððèõè÷åñêèå, êîòîðûå ñíèçó íàâåðõ âîñõîäÿò, ðàâíî êàê ÿìáè÷åñêèå… Àðèñòîòåëü íàçâàë ñòîïó ÿìá, êàê òî Êâèíòèëèàí ñâèäåòåëüñòâóåò, íåæíîé… Âïðî÷åì, Ãîðàöèé ïèèò âåëè÷àåò ÿìá ãðîìîãëàñíûì.» Òàêîãî ðîäà ïðèìåðû ïî Òðåäèàêîâñêîìó óêàçûâàþò íà íåïðàâîìåðíîñòü çàêðåïëåíèÿ çà òåì èëè èíûì
    ñòèõîòâîðíûì ðàçìåðîì ãðîìêîé èëè íåæíîé òîíàëüíîñòè.  èñòîðè÷åñêîé ïåðñïåêòèâå â ýòîì îí îêàçàëñÿ ïðàâ ïåðåä Ëîìîíîñîâûì.

    Ñóìàðîêîâ âåñüìà åäêî îòçûâàåòñÿ î Òðåäèàêîâñêîì êàê ïîýòå è êðèòèêå, êðèòèêóÿ åãî â ñâîþ î÷åðåäü âìåñòå ñ Ëîìîíîñîâûì òî çà èçëèøíþþ êíèæíîñòü è òÿæåëîâåñíîñòü, òî çà íåãðàìîòíîå ñòîïîñëîæåíèå.

    Èòàê, ïàðàäîêñ. Ñ îäíîé ñòîðîíû Ëîìîíîñîâ êàê âûõîäåö èç ïðîñòîãî íàðîäà, êàçàëîñü áû, áîëåå òÿãîòååò ê äåìîêðàòè÷åñêèì ïðîÿâëåíèÿì â ÿçûêå, îòñòàèâàåò ñàìîáûòíîñòü ðóññêîãî ÿçûêà, è âìåñòå ñ òåì, ïèøåò îäû â âûñîêîì ñòèëå, çàãðÿçíÿåò ïî ìíåíèþ Ñóìàðîêîâà íàðîäíûé ÿçûê íåïðàâèëüíûì óïîòðåáëåíèåì ñëîâ. Ñ äðóãîé ñòîðîíû âûõîäåö èç äâîðÿí Ñóìàðîêîâ, çàùèùàÿ äåìîêðàòè÷íûé «ñðåäíèé» ñòèëü ïðåäâîñõèùàåò ïîòðåáíîñòè óæå XIX âåêà. Ñóìàðîêîâ âåë áîðüáó ñ âûñîêîïàðíîñòüþ, ðàâíåíèåì íà ïðèäâîðíûå âêóñû, âïðî÷åì, óçêî è ïðåäâçÿòî ñîñðåäîòî÷èâàÿ îãîíü ïîëåìèêè íà Ëîìîíîñîâå, õîòÿ èìåííî Ëîìîíîñîâ äàë òåîðåòè÷åñêîå ïîíÿòèå î ñðåäíåì ñòèëå. «Ëîìîíîñîâó ïðèïèñûâàþò ãðîìêîñòü, ìíå ïðèïèñûâàþò íåæíîñòü», — ãîâîðèë îí, ïî-ñâîåìó îïðåäåëÿÿ ïîëÿðíûå òî÷êè áîðüáû â ëèòåðàòóðå. Òàêîãî ðîäà ñïîðû ÷àñòî íå îòäåëÿëèñü îò ñïîðîâ ëè÷íîãî õàðàêòåðà, îñîáåííî ýòî êàñàåòñÿ âçàèìîîòíîøåíèé Ñóìàðîêîâà è Òðåäèàêîâñêîãî.

    Îäû Ëîìîíîñîâà íåèçáåæíî äîëæíû áûëè ñîîòâåòñòâîâàòü àòìîñôåðå ïðèäâîðíûõ ïðàçäíåñòâ, äëÿ êîòîðûõ îíè è ïðåäíàçíà÷àëèñü.  ýòèõ îäàõ õóäîæåñòâåííûìè ñðåäñòâàìè ñîçäàâàëñÿ àïîôåîç ðóññêîé ìîíàðõèè. Ïóøêèí íàçâàë îäû Ëîìîíîñîâà «äîëæíîñòíûìè», ïîñêîëüêó ïîäíåñåíèå è îïóáëèêîâàíèå ýòèõ îä íîñèëî îôèöèàëüíûé õàðàêòåð, à çà ïîëèòè÷åñêîå èõ ñîäåðæàíèå îòâå÷àëà Àêàäåìèÿ íàóê. Ïóøêèí è Áåëèíñêèé, îáà ñ ãëóáîêèì óâàæåíèåì îòíîñèâøèåñÿ ê ëè÷íîñòè Ëîìîíîñîâà, îñóæäàëè åãî îäè÷åñêèé ñòèëü, êàê äàëåêèé íàðîäó è ÷óæäûé æèçíåííîé ïðàâäå, èíîãäà ñìûêàÿñü â ýòîé êðèòèêå ñ Ñóìàðîêîâûì.

    «Åãî âëèÿíèå íà ñëîâåñíîñòü áûëî âðåäíîå è äî ñèõ ïîð â íåé îòçûâàåòñÿ», — ïèñàë Ïóøêèí î Ëîìîíîñîâå â ñòàòüå «Ïóòåøåñòâèå èç Ìîñêâû â Ïåòåðáóðã». «Âûñîêîïàðíîñòü, èçûñêàííîñòü, îòâðàùåíèå îò ïðîñòîòû è òî÷íîñòè, îòñóòñòâèå âñÿêîé íàðîäíîñòè è îðèãèíàëüíîñòè, âîò ñëåäû, îñòàâëåííûå Ëîìîíîñîâûì». Òî÷íî òàê æå Áåëèíñêèé â ñòàòüå «Âçãëÿä íà ðóññêóþ ëèòåðàòóðó 1846 ãîäà» óòâåðæäàë, ÷òî Ëîìîíîñîâ äàë ïîýçèè «íàïðàâëåíèå êíèæíîå, ïîäðàæàòåëüíîå, è îòòîãî, ïî-âèäèìîìó, áåñïëîäíîå è áåçæèçíåííîå, ñëåäîâàòåëüíî, âðåäíîå è ãóáèòåëüíîå».

    Ëîìîíîñîâñêèé ïàôîñ êî âðåìåíè Ïóøêèíà è Áåëèíñêîãî óñòàðåë, è îíè ñî÷ëè ñåáÿ îáÿçàííûìè óêàçàòü íà òå ÷åðòû îäè÷åñêîé ïîýçèè Ëîìîíîñîâà, êîòîðûå ñòðåìèëèñü èñïîëüçîâàòü â ñâîèõ öåëÿõ ëèòåðàòóðíûå ñòàðîâåðû. Äèàëåêòèê Áåëèíñêèé, âûñòóïàÿ ïðîòèâ ïîáîðíèêîâ ñòàðîé èäåîëîãèè, íàõîäèò âîçìîæíûì â òîé æå ñòàòüå íàçâàòü Ëîìîíîñîâà Ïåòðîì Âåëèêèì ðóññêîé ëèòåðàòóðû.

    Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

    [1] Ðóññêàÿ ëèòåðàòóðíàÿ êðèòèêà XVIII âåêà (ñáîðíèê òåêñòîâ). Ì., 1978.

    [2] Êóëåøîâ Â.È. Èñòîðèÿ ðóññêîé êðèòèêè. Ì., 1984.

    [3] Ãîãîëü Í.È. Äóõîâíàÿ ïðîçà. Ì., 1992.

    [4] Ìîðîçîâ À. Ëîìîíîñîâ. Ì., 1955.

    Источник