На какой стадии развития психики отражаются отдельные свойства предметов

На какой стадии развития психики отражаются отдельные свойства предметов thumbnail

Изучением психики и поведения животных занимается специальная наука – зоопсихология. Она зародилась в начале XIX столетия. Основоположниками зоопсихологии считаются Ж. Ламарк, Ч. Дарвин, отечественные ученые К. Ф. Рулье, В. А. Вагнер.

В зоопсихологии психика животных изучается в диалектическом единстве с их поведением и устройством нервной системы.

Как ведущий фактор развития психики животных рассматривается усложнение их жизнедеятельности, приводящее к увеличению и разнообразию движений. Соответственно происходит усложнение физического строения тела, отражательных функций и механизмов регуляции движений, что обеспечивалось усложнением строения самой живой материи. Формой анатомо-физиологического субстрата психики явилась нервная ткань или ее аналоги в простейших формах животной жизни. В процессе развития жизнедеятельности у животных была сформирована нервная система: ретикулярная, ганглионарная, а затем – центральная нервная система.

В зоопсихологии по таким критериям, как форма психического отражения, ведущий тип поведения и строение нервной системы, выделены три основных стадии развития психики:

  • • стадия элементарной сенсорной психики;
  • • стадия перцептивной психики;
  • • стадия интеллекта.
  • 1. Стадия элементарной сенсорной психики. Психическое отражение животных, находящихся на этой стадии, имеет форму чувствительности только к отдельным свойствам среды, т.е. форму элементарных ощущений. Соответственно поведение животных отвечает тому или иному отдельному свойству.

Учитывая эволюцию внутри стадии, отечественный зоопсихолог К. Э. Фабри выделил в ней низший и высший уровни.

На низшем уровне есть организмы, которые стоят на грани растительного и животного мира, например жгутиковые. Представителями низшего уровня являются также губки, простейшие, кишечнополостные, низшие черви.

На высшем уровне расположено большое число многоклеточных беспозвоночных и некоторые виды позвоночных. Для них характерны достаточно сложное строение нервной системы, сложная и высокодифференцированная организация двигательного аппарата. Формы их поведения сложнее и разнообразнее.

пример

Так, сложное поведение паука, который ловит попавшее в паутину насекомое, побуждается не видом жертвы, не ее запахом, не издаваемыми ею звуками, а исключительно вибрацией, производимой крыльями насекомого и передающейся по паутине. Как только вибрация крыльев насекомого прекращается, паук перестает к нему двигаться. Но если вибрация создается, например, камертоном, паук устремляется к камертону и пытается нанести ему удар челюстями.

Эта стадия развития психики потому и называется элементарной, что из всего многообразия мира организмы воспринимают лишь малую его часть. Остальной мир для них как бы не существует. В то же время отражение узкого спектра свойств среды оказывается достаточным для их выживания в естественных условиях.

В процессе эволюционного развития животных на стадии элементарной сенсорной психики у многих из них сформировалась достаточно сложная форма поведения – инстинкт.

Инстинкт – это вид поведения, реализуемого наследственно программированными, стереотипными формами действий, посредством которых животное без специального обучения приспосабливается к условиям окружающей среды.

В зоопсихологии описано множество примеров из жизни муравьев, пчел, птиц и других животных, поведение которых при наблюдении за ними воспринимается как весьма сложное и труднообъяснимое.

пример

Например, муравьи в преддверии непогоды закрывают входы в муравейник; значительно удалившись от него, легко находят дорогу домой; совершают воинственные набеги на жилища собратьев другого вида и похищают у них куколок, которые затем функционально обогащают колонию. Описаны сложные формы общения и взаимодействия животных на данной стадии: отдельные виды муравьев образуют живые цепи, по которым другие особи как по канатам забираются вверх, где находят строительный материал для гнезд. Поведение паука, нападающего на камертон, является для него нецелесообразным и бесполезным. ‘Го же самое можно сказать о чайках, старательно высиживающих посторонние предметы, напоминающие по форме яйца.

Привязанность инстинктов к строго определенным условиям, соответствующим модели врожденного поведения, и потеря ими свойства целесообразности при изменении условий объясняется способностью к отражению только отдельных свойств среды.

Многих зоопсихологов интересовал вопрос: способны ли животные, находящиеся на стадии элементарной сенсорной психики, к изменению наследственных форм поведения и обучению? Американский зоопсихолог Р. Йеркс обучал дождевых червей находить в лабиринте путь, ведущий в гнездо (в другой стороне лабиринта червь получал электрический удар). В конце концов Йеркс добился положительного результата, по ему понадобилось для этого 180 опытов. Повторные эксперименты, направленные на изучение возможностей пластичности поведения животных на стадии элементарной сенсорной психики, дали аналогичные результаты. Соответственно был сделан вывод о том, что способность к пластичности поведения и обучению у животных, находящихся на стадии элементарной сенсорной психики, очень низка и характеризует лишь некоторые фрагменты их жизнедеятельности.

2. Стадия перцептивной психики характеризуется способностью отражения внешней действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, но в форме отражения набора качеств, вещей. На этой стадии также выделяются низший и высший уровни: на разных уровнях стадии перцептивной психики находятся большинство существующих ныне позвоночных животных. На высшем уровне расположены все млекопитающие.

У животных на стадии перцептивной психики формируется более сложный тип пластичного индивидуального поведения, механизмом которого служит анализ и синтез условий окружающей среды, осуществляемые на основе более развитой формы психического отражения. Материальным субстратом новой формы отражения и нового типа поведения стало усложнение строения центральной нервной системы и прежде всего развитие коры головного мозга. Значительные изменения произошли также в развитии органов чувств. Одновременно развивались и органы движений.

Перцептивная психика позволяет животным строить поведение, отвечающее не только цели, но и условиям, в которых она дана. Указанные условия определяют способ действия, каким можно получить желаемый предмет, и этот способ закрепляется в их поведении.

Навыками называются способы действий, выработанные и закрепленные в поведении животных.

Читайте также:  Css какое свойство выравнивает текст в элементе

При изменении условий животные находят и закрепляют в своем поведении новый способ действий. Таким образом происходит научение животных.

Научение – это индивидуальное приспособление животных к среде обитания посредством изменения врожденных программ поведения.

Путем научения животные приобретают и накапливают в ходе онтогенеза индивидуальный опыт. На основе научения они могут закреплять в поведении кратчайший путь к пище, находить выход из лабиринта, обходить преграды, использовать разнообразные сигналы, регулирующие пищевое или оборонительное поведение. В экспериментальном научении у животных исследованы сложные формы поведения, связываемые с образованием условных рефлексов.

И. П. Павлов вырабатывал у собак условные рефлексы, позволяющие закреплять сигнальное значение за различными раздражителями (классический условный рефлекс). При нескольких сочетаниях вспышки света или звонка с поступлением пищи эти первоначально нейтральные раздражители приобретали сигнальное значение. Американский психолог Б. Ф. Скиннер (1904–1990) исследовал другой тип условных рефлексов, названных инструментальными. Животное помещалось в особую клетку со специальными приспособлениями (задвижки, рычажки), с помощью которых изнутри можно было открыть специальное окошко и получить пищу (подкрепление). Крысы посредством проб и ошибок находили нужный рычаг. Так у них формировался и закреплялся индивидуальный опыт.

Научение предполагает развитие у животных элементарных форм памяти. Это подтвердили эксперименты, в которых исследовались отсроченные реакции.

Наблюдение за естественным поведением животных и результаты его экспериментального изучения говорят о том, что животные на стадии перцептивной психики способны к анализу ситуации, сохраняют образы внешней действительности и закрепляют полезные реакции. Навыки формируются путем подражания, выработки условных рефлексов или путем проб и ошибок. Животные способны формировать новые навыки и адекватное поведение при изменении условий жизни. На стадии перцептивной психики у животного сохраняется и инстинктивное поведение, но оно становится более пластичным и приспосабливается к конкретным условиям жизни.

3. Стадия интеллекта. На этой стадии находится небольшое число видов высокоорганизованных млекопитающих – человекоподобных обезьян. Отличительная способность интеллекта животных заключается в том, что у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает более сложная форма – решение задач.

пример

Например, если за клеткой, в которой сидит животное, на некотором расстоянии от нее положить кусок мяса, перевязанного тесемкой, конец которой лежит в клетке, то собака будет лаять, скулить, но не потянет тесемку (хотя физически может это сделать). Обезьяна же сделает это мгновенно.

Впервые интеллектуальное поведение животных экспериментально исследовал и описал немецкий психолог В. Келер. Обезьяны в его экспериментах доставали плоды с помощью разных «орудий» – палки, ящиков и др., демонстрируя «ручное», или практическое, мышление. В отличие от проб и ошибок, характерных для поведения животных на предыдущей стадии, обезьяна иногда находит решение сразу, в результате инсайта, или озарения.

Инсайт – это внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание структуры и отношений ситуации в целом, посредством чего достигается решение задачи.

пример

Н. Н. Ладыгина-Котс (1889–1963) наблюдала сложные действия обезьян. Шимпанзе могли изготавливать орудия и решать технически несложные задачи. Например, обезьяны сначала складывали из двух маленьких палок большую, а затем с ее помощью выталкивали плод из узкой трубы.

Такое поведение обезьян имеет более сложную структуру – двухфазную; в нем выделяется фаза подготовки и фаза осуществления. Подготовительная фаза побуждается не самим предметом (в данном примере палкой), на который направлено поведение, а объективным отношением между предметами (отношением палки к плоду).

К. Э. Фабри описал еще одну важную особенность интеллектуального поведения обезьян: они способны осуществлять сложные действия, используя различные предметы. Такие действия называются манипулятивными. Это еще более расширяет возможности обезьян к решению практических задач.

В последние годы проведен цикл исследований (З. А. Зорина, А. А. Смирнова), в которых удалось обнаружить еще более сложные формы интеллектуального поведения обезьян: способность к овладению простейшими аналогами человеческой речи. В ситуации общения с людьми обезьяны обучались выполнять некоторые действия по устным инструкциям экспериментатора. Но действительно ли обезьяны могут понимать устную речь человека? Более точные эксперименты показали, что в основном обезьяны воспринимают информацию по жестам, взглядам, действиям, интонации. Однако отдельные особи достигали в устном общении с человеком больших успехов, демонстрируя понимание устной речи на уровне двухлетних детей.

Усложнение форм психического отражения и поведения животных на стадии интеллекта взаимосвязано с усложнением строения головного мозга, развитием корковых структур. Наиболее радикальные анатомо-физиологические преобразования произошли в лобных долях коры головного мозга, регулирующих интеллектуальное поведение.

Стадия интеллекта человекоподобных обезьян представляет собой верхнюю границу развития психики животных. Далее начинается качественно новый этап в истории развития психики – сложный и длительный процесс историко-эволюционного развития Homo sapiens, или Человека разумного.

Источник

Изучением психики и поведения животных, закономерностями ее возникновения и развития занимается специальная наука — зоопсихология. Она зародилась в начале XIX в. Основоположника­ми зоопсихологии считаются Ж. Ламарк, Ч. Дарвин, отечественные ученые К.Ф. Рулье, В.А. Вагнер. В зоопсихологии психика живот­ных изучается в диалектическом единстве с их поведением и дви­гательной активностью. Как ведущий и главный фактор развития психики животных рассматривается усложнение их жизнедеятель­ности, приводящее к увеличению и разнообразию движений. Соот­ветственно происходит усложнение физического строения тела, отражательных функций и механизмов регуляции движений, что обеспечивалось усложнением строения самой живой материи. Фор­мой высокоорганизованной живой материи как анатомо-физиологического субстрата психики явилась нервная ткань животных или ее аналоги в простейших формах животной жизни. В процессе раз­вития жизнедеятельности и психики у подавляющего большинства животных были сформированы нервная система и ее центральный орган — головной мозг. В зоопсихологии выделены три основные стадии развития психики— элементарной сенсорной психики, перцептивной психики и интеллекта по следующим критериям: форме психического отражения, ведущему типу поведения и строе­нию нервной системы.

Читайте также:  Какие материалы обладают наилучшими литейными свойствами

Стадия элементарной сенсорной психики. Психическое отра­жение животных, находящихся на этой стадии, имеет форму чув­ствительности только к отдельным свойствам среды, т.е. форму эле­ментарных ощущений. Соответственно поведение животных отве­чает тому или иному отдельному свойству.

Учитывая эволюцию внутри стадии отечественный зоопсихолог К.Э. Фабри выделил в ней низший и высший уровни. На низшем уровне есть организмы, которые стоят на грани растительного и животного мира, например жгутиковые. Представителями низшего уровня являются также губки, простейшие, кишечнополостные, низ­шие черви.

На высшем уровне расположено большое число многоклеточ­ных беспозвоночных и некоторые виды позвоночных. Для них ха­рактерны достаточно сложное строение нервной системы, сложная и высокодифференцированная организация двигательного аппара­та. Формы их поведения сложнее и разнообразнее. Тем не менее им также присуще отражение отдельных свойств среды, а не цело­стных вещей. Так, сложное поведение паука, ловящего попавшее в паутину насекомое, побуждается не видом жертвы, не ее запахом, не издаваемыми ею звуками, а исключительно вибрацией, которую про­изводят крылья насекомого и которая передается по паутине. Как только вибрация крыльев насекомого прекращается, паук перестает к нему двигаться. Но если вибрация создается, например, камерто­ном, паук устремляется к камертону и пытается нанести ему удар челюстями. Воздействие вибрации находится в определенной свя­зи с питанием паука, и именно это свойство приобрело для него биологический смысл, стало свойством, вызывающим ощущения.

Эта стадия развития психики потому и называется элементар­ной, что из всего многообразия мира живые организмы восприни­мают лишь самую малую его часть. Остальной мир во всем много­образии его свойств для них как бы не существует. В то же время отражение узкого спектра свойств среды оказывается достаточным для их выживания в строго определенных условиях.

В процессе эволюционного развития животных на стадии элемен­тарной сенсорной психики у многих из них сформировалась достаточ­но сложная форма поведения — инстинкт. Инстинкт — это поведе­ние, отвечающее наследственно программированным, стереотипным формам действий, посредством которых животное без специального обучения приспосабливается к условиям окружающей среды.

В зоопсихологии описано множество примеров из жизни муравь -ев, пчел, птиц и других животных, поведение которых при наблюде­нии за ними воспринимается как весьма сложное и трудно объясни­мое. Например, муравьи в преддверии непогоды закрывают входы в муравейник; значительно удалившись от него, легко находят дорогу домой; совершают воинственные набеги на жилища собратьев дру­гого вида и похищают у них куколок, которые затем функционально обогащают колонию. Описаны также сложные формы общения и взаимодействия животных на этой стадии: отдельные виды муравьев образуют живые цепи, по которым другие особи как по канатам заби­раются вверх, где находят строительный материал для гнезд.

Более глубокое изучение инстинктивного поведения позволило выявить основной механизм его осуществления — последователь­ность безусловных рефлексов, воспроизводящихся в строго опреде­ленных, заданных условиях, в которых реализуется их приспособи­тельная функция. При изменении условий эта функция теряется. Поведение паука, нападающего на камертон, является для него нецелесообразным и бесполезным. То же самое можно сказать о чайках, старательно высиживающих посторонние предметы, напоминающие по форме яйца. Привязанность инстинктов к строго определенным условиям, соответствующим модели врожденного поведения, и поте­ря ими свойства целесообразности при изменении условий объясня­ется особенностью, характерной для элементарной сенсорной психи­ки, — способностью к отражению только отдельных свойств среды. Поведение паука было ограничено возможностью ответных реакций исключительно на вибрационные раздражители. У птиц поведение было фиксированной реакцией на форму яйца.

Многих зоопсихологов интересовал вопрос: способны ли живот­ные, находящиеся на стадии элементарной сенсорной психики, к изменению наследственных форм поведения и обучению? Чтобы ответить на него, американский зоопсихолог Р. Йеркс обучал дож­девых червей находить в лабиринте путь, ведущий в гнездо (в дру­гой стороне лабиринта червь получал электрический удар). В кон­це концов Р. Йеркс добился положительного результата, но ему понадобилось для этого 180 опытов. Повторные эксперименты, на­правленные на изучение возможностей пластичности поведения животных на стадии элементарной сенсорной психики, дали анало­гичные результаты. Соответственно был сделан вывод о том, что способность к пластичности поведения и обучению у животных, находящихся на стадии элементарной сенсорной психики, очень низка и характеризует лишь некоторые фрагменты их жизнедея­тельности. Определяющими особенностями их поведения являют­ся жесткость врожденных программ и стереотипность реагирова­ния, характерные для инстинкта.

Стадия перцептивной психики характеризуется способностью отражения внешней действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами сре­ды, но в форме отражения набора качеств, вещей. На этой стадии также выделяются низший и высший уровни. На разных уровнях стадии перцептивной психики находятся большинство существу­ющих ныне позвоночных животных. На высшем уровне расположе­ны все млекопитающие.

У животных на стадии перцептивной психики формируется бо­лее сложный тип пластичного индивидуального поведения, меха­низмом которого служит анализ и синтез условий окружающей среды, осуществляемые на основе более развитой формы психиче­ского отражения. Материальным субстратом новой формы отраже­ния и нового типа поведения стало усложнение строения и функ­ций центральной нервной системы и прежде всего развитие коры больших полушарий головного мозга. Значительные изменения про­изошли также в развитии органов чувств, в первую очередь зрения. Одновременно развивались и органы движений.

Основными механизмами, обеспечивающими пластичное пове­дение животных и их способность к научению, являлись условный рефлекс и формирование навыков или закрепление операций (опе­рацией называется способ действия, отвечающий условиям, в кото­рых дан побуждающий предмет). Перцептивная психика позволяет животным строить поведение, отвечающее не только цели, но и ус­ловиям, в которых она дана. Они определяют способ действия, ка­ким можно получить желаемый предмет, и этот способ закрепляет­ся в их поведении. Способы действий, закрепленные в поведении животных, называются навыками. При изменении условий живот­ные находят и закрепляют в своем поведении новый способ дей­ствий. Таким образом происходит научение животных. Научение — это индивидуальное приспособление животных к среде обитания. Путем научения животные приобретают и накапливают в ходе он­тогенеза индивидуальный опыт. На основе научения животные могут закреплять в поведении кратчайший путь к пище, находить выход из лабиринта, обходить преграды, использовать разнообразные сиг­налы, регулирующие пищевое или оборонительное поведение.

Читайте также:  Какие свойства имеет лен

В экспериментальном научении у животных исследованы слож­ные формы поведения, связываемые с образованием условных реф­лексов. И.П. Павлов вырабатывал у собак условные рефлексы, поз­воляющие закреплять сигнальное значение за различными раздра­жителями (классический условный рефлекс). При нескольких сочетаниях вспышки света или звонка с поступлением пищи эти первоначально нейтральные раздражители приобретали сигналь­ное значение.

Американский психолог Б.Ф. Скинер исследовал другой тип ус­ловных рефлексов — инструментальные. Животное помещалось в особую клетку со специальными приспособлениями (задвижки, ры­чажки), с помощью которых изнутри можно было открыть специ­альное окошко и получить пищу (подкрепление). Крысы посред­ством проб и ошибок находили нужный рычаг. При повторных опы­тах животные совершали меньше промахов и вскоре стали нажимать на нужный рычаг. Так у них формировался и закреплялся индиви­дуальный опыт. Если сигнальное значение раздражителей меня­лось (пищевое подкрепление можно было получить с помощью дру­гого действия) крысы посредством проб и ошибок находили новое решение. В основе оборонительного поведения животных (напри­мер, избегания удара электрического тока) также лежат условные рефлексы.

Научение предполагает развитие у животных элементарных форм памяти. Это подтвердили эксперименты, в которых исследовались отсроченные реакции. На глазах у животного прятали пищу, а за­тем в течение некоторого времени удерживали его. Как только животное отпускали, оно бежало к приманке. Если приманку заме­няли другой, животное отказывалось от нее, так как помнило пер­вую. В естественных условиях такое поведение имеет место, когда животное зарывает пищу, а затем возвращается к ней.

Таким образом, наблюдение за естественным поведением живот­ных и результаты его экспериментального изучения говорят о том, что животные на стадии перцептивной психики способны к анали­зу ситуации, сохраняют образы внешней действительности и за­крепляют полезные реакции. Навыки формируются путем подра­жания, выработки условных рефлексов или путем проб и ошибок. Животные способны формировать новые навыки и проявлять адек­ватное поведение при изменении условий жизни. На стадии пер­цептивной психики у животного сохраняется и инстинктивное поведение, но оно становится значительно более пластичным и при­спосабливается к конкретным условиям жизни особи.

Стадия интеллекта. На этой стадии находится небольшое чис­ло видов самых высокоорганизованных млекопитающих — челове­коподобных обезьян. Отличительная способность интеллекта живот­ных заключается в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает еще более сложная форма — решение задач. Например, если за клеткой, в ко­торой сидит животное, на некотором расстоянии от нее положить кусок мяса, перевязанного тесемкой, конец которой лежит в клетке, то собака будет лаять, скулить, но не потянет тесемку (хотя физиче­ски может это сделать). Обезьяна же сделает это мгновенно.

Впервые интеллектуальное поведение животных эксперименталь­но исследовал и описал немецкий психолог В. Келер. Обезьяны в его экспериментах доставали плоды с помощью разных «орудий» — палки, ящиков и др., демонстрируя «ручное», или практическое, мыш­ление. В отличие от проб и ошибок, характерных для поведения животных на предыдущей стадии, обезьяна иногда находит реше­ние сразу, в результате «инсайта», или озарения. Инсайт — это внезапное и не выводимое из прошлого опыта понимание структу­ры и отношений ситуации в целом, посредством чего достигается решение задачи. Если обезьяне предложить подобную задачу еще раз, она решит ее сразу, без предварительных проб и легко перено­сит найденное решение в другие условия.

Н.Н. Ладыгина-Котс наблюдала еще более сложные действия обезьян. Шимпанзе могли первоначально изготавливать орудия и решать технически несложные задачи. Например, обезьяны снача­ла складывали из двух маленьких палок большую, а затем с ее помощью выталкивали плод из узкой трубы. Такое поведение обе­зьян имеет более сложную структуру — двухфазовую. В нем вы­деляется фаза подготовки и фаза осуществления. Подготовитель­ная фаза побуждается не самим предметом (в данном примере палкой), на который направлено поведение, а объективным отно­шением между предметами (отношением палки к плоду).

Отечественный зоопсихолог К.Э. Фабри описал еще одну важ­ную особенность интеллектуального поведения обезьян. Они спо­собны осуществлять сложные действия держа в руках различные предметы. Такие действия называются манипулятивными. При ма­нипулировании с предметами устанавливаются связи между корой больших полушарий головного мозга и ручными движениями, что делает обезьян способными к практическому анализу предметов. Это еще более расширяет возможности обезьян к решению прак­тических задач и создает условия для осуществления первых тру­довых действий.

Усложнение форм психического отражения и поведения живот­ных на стадии интеллекта взаимосвязано с усложнением строения головного мозга, развитием корковых структур. Наиболее радикаль­ные анатомо-физиологические преобразования произошли в лобных долях коры головного мозга, регулирующих интеллектуальное поведение.

Стадия интеллекта человекоподобных обезьян представляет со­бой верхнюю границу развития психики животных. Далее начина­ется качественно новый этап в истории развития психики — слож­ный и длительный процесс историко-эволюционного развития Homo sapiens, или «Человека разумного».

Источник