Мысленное отделение какого либо свойства предмета от других его признаков

Мысленное отделение какого либо свойства предмета от других его признаков thumbnail

ТЕСТЫ

по дисциплине «Основы исследовательской и педагогической деятельности»

Тест 1. 1. Научное исследование:

А. Деятельность в сфере науки.

Б. Изучение объектов, в котором используются методы науки.

В. Изучение объектов, которое завершается формированием (приращением) знаний.

Тест 2. Область действительности, которую исследует наука:

А. Предмет исследования.

Б. Объект исследования.

В. Логика исследования.

Тест 3. Принципы построения, методы и способы научно-исследовательской деятельности:

А. Методология науки.

Б. Методологическая рефлексия.

В. Методологическая культура.

Тест 4. Логика исследования включает:

А. Констатирующий этап.

Б. Формирующий и контрольный (сравнительный) этапы.

В. Все этапы, указанные в А и Б.

Тест 5. Обоснованное представление об общих результатах исследования:

А. Задача исследования.

Б. Гипотеза исследования.

В. Цель исследования.

Тест 6. Метод исследования, который предполагает организацию ситуации исследования и позволяет её контролировать:

А. Наблюдение.

Б. Эксперимент.

В. Анкетирование.

Тест 7. Метод исследования, предполагающий, что обследуемый выполняет задания, проходит определённое испытание:

А. Интервью.

Б. Тестирование.

В. Изучение документов.

Тест 8. Тип вопроса в анкете или интервью, содержащий в себе варианты ответа:

А. Проективный.

Б. Открытый.

В. Закрытый.

Тест 9. Тип вопроса в анкете или интервью, предоставляющий респонденту возможность самостоятельно выстроить свой ответ:

А. Открытый.

Б. Закрытый.

В. Альтернативный.

Тест 10. Метод исследования, предполагающий, что обследуемый отвечает на ряд задаваемых ему вопросов:

А. Опрос.

Б. Тестирование.

В. Эксперимент.

Тест 11. В ситуации, когда возможно возникновение искажённых ответов, лучше применять:

А. Альтернативные вопросы.

Б. Закрытые вопросы.

В. Прямые вопросы.

Тест 12. Вопрос в анкете или интервью, допускающий односложный ответ:

А. Закрытый.

Б. Проективный.

В. Открытый.

Тест 12. Метод исследования, предполагающий выяснение интересующей информации в процессе двустороннего общения с испытуемым:

А. Интервью.

Б. Беседа.

В. Опрос.

Тест 13. Вид наблюдения, предполагающий, что исследователь является участником наблюдаемого процесса:

А. Опосредованное.

Б. Скрытое.

В. Включенное.

Тест 14. Методы исследования, основанные на опыте, практике:

А. Эмпирические.

Б. Теоретические.

В. Статистические.

Тест 15. Метод письменного опроса респондентов:

А. Тестирование.

Б. Анкетирование.

В. Моделирование.

Тест 16. Эксперимент, который выявляет актуальный уровень развития некоторого свойства у испытуемого или группы:

А. Естественный.

Б. Формирующий.

В. Констатирующий.

Тест 17. Исследовательский метод, связанный привлечением к оценке изучаемых явлений экспертов:

А. Рейтинг

Б. Эксперимент.

В. Беседа.

Тест 18. Мысленное отделение какого-либо свойства предмета от других его признаков:

А. Моделирование.

Б. Абстрагирование.

В. Синтез.

Тест 19. Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения:

А. Конкретизация.

Б. Анализ.

В. Моделирование.

Тест 20. Изучение источника для получения и переработки информации может быть:

А. Аналитическое.

Б. Беглое.

В. Скоростное.

Тест 21. Самая краткая запись прочитанного, отражающая последовательность изложения текста:

А. Конспект.

В. Реферат.

Г. Тезис.

Тест 22. Краткая характеристика печатного издания с точки зрения содержания, назначения, формы:

А. Рецензия.

Б. Цитата.

В. Аннотация.

Тест 23. Конспект нужен для того, чтобы:

А. Выделить в тексте самое необходимое.

Б. Передать информацию в сокращенном виде.

В. Сохранить основное содержание прочитанного текста.

Тест 24. Точная выдержка из какого-нибудь текста:

А. Рецензия.

Б. Цитата.

В. Реферат.

Тест 25. При цитировании:

А. Каждая цитата сопровождается указанием на источник.

Б. Происходит передача основного смысла.

В. Все варианты правильны.

Тест 26. Критический отзыв на научную работу:

А. Аннотация.

Б. План.

В. Рецензия.

Тест 27. Сжатое изложение основной информации первоисточника на основе ее смысловой переработки:

А. Реферат.

Б. Цитата.

В. Контрольная работа.

Тест 28. Объект исследования в курсовой и дипломной работе отвечает на вопрос:

А. «Как называется исследование?».

Б. «Что рассматривается?».

В. «Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?».

Тест 29. Установите последовательность в структуре исследовательской работы:

А. Содержание и Введение. 1

Б. Список литературы и Приложения. 3

В. Основная часть и Заключение. 2

Тест 30. 3. «Отцом» отечественной педагогики называют:

а) Л.Н. Толстого;
б) К.Д. Ушинского:

Читайте также:  Какие полезные свойства имеет груша

в) А.С. Макаренко;

Тест 31. Первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания, является:

а) Н.А. Добролюбов;
б) И.Г. Песталоцци;
в) Я.А. Коменский.

Тест 32. Педагогическая профессия по классификации Е.А. Климова относится к группе профессий:

а) человек-знаковая система;
б) человек-художественный образ;
в) человек-человек;

Тест 33. Разработал теорию и методику воспитания в коллективе:

а) В.А. Сухомлинский;
б) А.С. Макаренко;

в) П.П. Блонский;

Тест 34. Сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, архитектором, скульптором, полководцем;

а) А. Дистервег;
б) Я. Корчак;
в) Я.А. Коменский.

Тест 35. Свою жизнь посвятил сиротам, потратив собственные сбережения на создание детских приютов, педагог:

а) И.Г. Песталоцци;

б) Я.А. Коменский;
в) А.С. Макаренко;

Тест 36. Показателем нравственной культуры учителя является:

а) педагогический такт;

б) педагогическая справедливость;
в) педагогический долг;

Тест 37. Кто из выдающихся педагогов – практиков является автором книги «Сердце отдаю детям»

а). К.Д.Ушинский
б). В.А.Сухомлинский;

в). Е.А.Ильин.

Тест 38. Гностические умения педагога проявляются непосредственно при:

а). изучении им школьника и детского коллектива;
б). художественном оформлении школьной стенгазеты;
в). исследовании передового педагогического опыта.

Тест 39. Профессиональная компетентность отражает единство …. и практической готовности к педагогической деятельности.

а). научной;
б). когнитивной;
в). теоретической

Тест 40. Квалификационная характеристика это свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и … опыта.

а). коммуникативного;
б). практического;

в). технологического.

Тест 41. Владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое профессиональное развитие — … компетентность.

а). социальная;
б). личностная;
в). специальная;

Тест 42. Содержание профессиональной готовности отражается в …, состоящей из инвариантных идеализированных параметров личности и профессиональной деятельности учителя.

а). правилах;
б). профессиограмме;

в) уставе;

Дата добавления: 2017-04-15; просмотров: 28948 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

  1. Большая советская энциклопедия

Абстра́кция

(от латинского abstractio — отвлечение)

1) метод научного исследования, основанный на том, что при изучении некоторого явления, процесса не учитываются его несущественные стороны и признаки; это позволяет упрощать картину изучаемого явления и рассматривать его как бы в «чистом виде».

2) Продукт познания (понятие, описание, закон, модель, идеальный объект и т. п.), рассмотренный в сопоставлении с конкретной эмпирической действительностью, которая не фиксируется в этом продукте во всём богатстве своих свойств и связей.

3) Познавательная деятельность — процесс абстрагирования, — направленная на получение А.

Применение А., как и всякого метода исследования, определяется типом ситуации, с которой сталкивается исследователь, и перечнем процедур, необходимых или допустимых в данной ситуации. Ситуация характеризуется задачей (целевая характеристика метода) и спецификой изучаемого объекта (онтологическая характеристика). С точки зрения онтологии А. связана с представлением об относительной независимости явлений и их сторон и с отделением существенных сторон от несущественных. Предписываемые процедуры сводятся, как правило, к перестройке предмета исследования, к эквивалентному, с точки зрения данной ситуации, замещению первоначального предмета другим. Перестройка касается либо изображения изучаемого объекта (отбрасывание несущественных сторон), либо эмпирического материала, либо программы наблюдения и описания (отказ от лишней информации). Например, геометрические свойства электрической цепи не зависят от составляющих элементов ветви, таких, как сопротивление, индуктивность и ёмкость, поэтому при топологическом изучении цепей все ветви цепи обычно заменяют отрезками, изображая цепь в виде линейного графа (см. Графов теория).

Целевая характеристика А. может быть различной, но всегда связана с указанием на те или иные познавательные задачи и с включением А. в более широкий контекст познавательной деятельности. На различении целевых характеристик строится и классификация типов А.: изолирующая А. соответствует цели вычленения и чёткой фиксации исследуемого явления; обобщающая А. — цели получения общей картины явления; Идеализация цели замещения реальной, эмпирически данной ситуации идеализированной схемой (типа абсолютно твёрдого тела в механике) для упрощения изучаемой ситуации и более эффективного использования существующих методов и средств исследования.

Читайте также:  Какая структура определяет химический состав белка и его биологические свойства

Реализация А. как метода, т. е. процесс абстрагирования, включает 2 типа операций: выяснение возможности и целесообразности замещения, перестройки предмета исследования и сам акт замещения. Продуктом этого процесса являются соответствующим образом преобразованные представления об объекте, модели, отобранный эмпирический материал и т. д.

Обоснование А. осуществляется как с точки зрения её правомерности (это достигается установлением несущественности отдельных сторон явления), так и с точки зрения её целесообразности (которая определяется поставленной задачей). Выдвижение на первый план одного из этих моментов приводит к разным формам обоснования А. Например, в 1-м т. «Капитала» Маркс исходит из предположения, что денежным товаром является только золото, указывая, что он делает это «ради упрощения» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 104); это — целевое обоснование А. Построение идеальных объектов механики обычно обосновывается онтологически, т. е. ссылкой на несущественность тех или иных свойств. Возможность разных способов обоснования А. приводит к разным её пониманиям и определениям в логико-философской литературе: А. определяют то как процесс мысленного отвлечения от несущественных сторон явлений, опираясь на её процедурные и онтологические аспекты и отвлекаясь от целевых, то как познание явлений со стороны их сущности, опираясь на целевые и онтологические аспекты, но отвлекаясь от процедурных.

Наиболее простой формой А. можно считать практическое замещение одного объекта другим. В этой форме А. имеет место и у животных (в частности, на ней основано формирование условных рефлексов). У человека такое практическое замещение выражается и закрепляется в слове, и деятельности со знаками. В дальнейшем формируются представления о существенных и несущественных сторонах явлений и об отношениях зависимости. Вместе с тем происходит осознание специфики знаковых образований, их отношения к действительности, к целям и задачам человека. Такое осознание вполне четко видно уже у Аристотеля (см., например, «Метафизика», М. — Л., 1934, с. 129—30).

Что же касается метода А., то он возникает на высоких ступенях развития познания. Поэтому следует отличать исторический процесс формирования тех продуктов познавательной деятельности, которые теперь характеризуются как А., от процесса абстрагирования в его современной форме. В первом случае абстрактность самих по себе продуктов познания вовсе не является результатом особой целенаправленной процедуры абстрагирования, она есть суммарный итог человеческой деятельности. В развитии науки в прошлом модели типа материальной точки или идеального газа обычно рассматривались как завершающий этап построения теоретической концепции, связанный с её обоснованием и выявлением границ применимости. В отличие от этого А. как специальная процедура выделяется и кристаллизуется в познании только на основе специального теоретического построения. Опираясь на эту процедуру, современный исследователь часто с самого начала ставит задачу упрощения изучаемого явления и построения его абстрактной идеализированной модели; идеализация выступает здесь как исходный пункт в построении теории. При этом А. как метод возникает в результате теоретического осознания характера протекания исторического процесса познания, рассматриваемого как процесс получения А.

Лит.: Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961; Логика научного исследования, М., 1965; Розов М. А., Научная абстракция и ее виды, Новосибирск, 1965.

М. А. Розов.

Источник:
Большая советская энциклопедия
на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. АБСТРАКЦИЯ —
    (от лат. abstractio — отвлечение) упрощение экономического анализа посредством исключения из него некоторых экономических и неэкономических факторов…
    Экономический словарь терминов
  2. АБСТРАКЦИЯ —
    АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio — отвлечение) — англ. abstraction; нем. Abstraktion. Выделение определенных свойств и связей предмета или события и отвлечение от других его свойств и связей.
    Социологический словарь
  3. абстракция —
    АБСТРАКЦИЯ -и; ж. [лат. abstractio — отвлечение]. 1. Мысленное отвлечение от каких-л. признаков, свойств, связей предмета или явления с целью выделения, обособления его существенных сторон, признаков; абстрагирование.
    Толковый словарь Кузнецова
  4. абстракция —
    абстракция I ж. 1. Мысленное отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения существенных, закономерных признаков; абстрагирование. 2. Теоретическое обобщение как результат абстрагирования.
    Толковый словарь Ефремовой
  5. абстракция —
    АБСТР’АКЦИЯ, абстракции, ·жен. (·лат. abstractio). 1. Мысленное отделение каких-нибудь свойств и признаков предмета от самого предмета (научн.). | Отвлеченное понятие (·книж. ). 2. Неясное, туманное выражение мысли (·разг. ·неод. ). У него получилась такая абстракция, что никто ничего не понял.
    Толковый словарь Ушакова
  6. абстракция —
    -и, ж. 1. Мысленное отвлечение от тех или иных сторон, свойств или связей предмета, явления с целью выделения существенных и закономерных признаков. Идея доступна только перешедшему через область абстракции (отвлечения).
    Малый академический словарь
  7. АБСТРАКЦИЯ —
    АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio — отвлечение) (абстрактное) — форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей…
    Большой энциклопедический словарь
  8. Абстракция —
    (от лат. abstrahere — отвлекать) — процесс мысленного отвлечения и результат этого процесса — отвлеченность (см. эти слова).
    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  9. абстракция —
    АБСТРАКЦИЯ и, ж. abstraction f < , лат. abstractio отвлечение. 1370. Рей 1998. 1. филос. Отвлечение от конкретного, обобщение; отвлеченное понятие. Сл. 18.
    Словарь галлицизмов русского языка
  10. абстракция —
    АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio — выделение, отвлечение или отделение) — теоретический прием исследования, позволяющий отвлечься от некоторых несущественных в определенном отношении свойств изучаемых явлений и выделить свойства существенные и определяющие.
    Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  11. Абстракция —
    (лат. abstractio — отвлечение) форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей объекта и отвлечения от его других — частных — свойств и связей. Основные типы А.: изолирующая…
    Криминалистическая энциклопедия
  12. абстракция —
    орф. абстракция, -и
    Орфографический словарь Лопатина
  13. абстракция —
    АБСТРАКЦИЯ, и, ж. (книжн.). 1. Мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков. 2. Отвлечённое понятие, теоретическое обобщение опыта. Научная а.
    Толковый словарь Ожегова
  14. АБСТРАКЦИЯ —
    АБСТРАКЦИЯ (лат. abstractio — отвлечение, удаление — введено Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) — одна из важнейших операций мышления.
    Новейший философский словарь
  15. абстракция —
    Абстра́к/ци/я [й/а].
    Морфемно-орфографический словарь
  16. абстракция —
    Абстракции, ж. [латин. abstractio]. 1. Мысленное отделение каких-н. свойств и признаков предмета от самого предмета (науч.). || Отвлеченное понятие (книжн.). 2. Неясное, туманное выражение мысли (разг. неодобрит.). У него получилась такая абстракция, что никто ничего не понял.
    Большой словарь иностранных слов
  17. абстракция —
    Абстракция, абстракции, абстракции, абстракций, абстракции, абстракциям, абстракцию, абстракции, абстракцией, абстракциею, абстракциями, абстракции, абстракциях
    Грамматический словарь Зализняка
  18. абстракция —
    См. абстрактный
    Толковый словарь Даля
  19. Абстракция —
    (лат. abstractio отвлечение) психический процесс: мысленное отвлечение от некоторых сторон, свойств, связей предметов и явлений действительности с целью выделения из их числа наиболее важных (в науке — существенных).
    Медицинская энциклопедия
  20. АБСТРАКЦИЯ —
    АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstraho – отвлекать, исключать, отделять) – необходимое условие познания путем формирования «вторичных образов» реальности (ее информационных моделей), в частности, таких, как восприятия, представления, понятия, теории и пр.
    Новая философская энциклопедия
  21. Абстракция —
    (от лат. abstractio — отвлечение) форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей. А. называется также и результат абстрагирования.
    Педагогический терминологический словарь
  22. АБСТРАКЦИЯ —
    (от лат. abstractio — отвлечение) — один из основных процессов умственной деятельности человека, позволяющий мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства, стороны, элементы или состояния предмета. Иногда под…
    Большой психологический словарь
  23. абстракция —
    сущ., кол-во синонимов: 10 абстрагирование 3 абстракт 2 абстрактность 14 взрыв мозга 1 обобщение 13 отвлечение 7 отвлеченное понятие 2 отвлеченность 17 пикассо 1 умозрение 8
    Словарь синонимов русского языка
Читайте также:  Какими лечебными свойствами обладает осина

Мысленное отделение какого либо свойства предмета от других его признаков

Источник