Метод мысленного отвлечения какого либо свойства или признака

Классификация методов педагогического исследования

Метод (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.

Согласно , в понятии «метод» должны быть выделены две стороны: внешняя и внутренняя. Внешняя отражает, каким способом действует исследователь, внутренняя – то, какими правилами он руководствуется. Таким образом, метод представляет собой систему действий (способов и приемов деятельности), объединенных общей целью и структурированных в соответствии с определенными требованиями (принципами и вытекающими из них правилами).

В настоящее время существует несколько классификаций методов исследования. Они различаются по критериям (признакам), которые лежат в их основании. Рассмотрим некоторые классификации методов исследования.

По логике применения предложил следующую классификацию методов:

1)  организационные методы – сравнительный, лонгитюдный (т. е. исследование одних и тех же лиц и процессов в течение длительного времени) и комплексный метод;

2)  эмпирические способы добывания научных данных – обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторные, полевые, психолого-педагогические), психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы), праксиметрические методы (приемы анализа процессов и продуктов деятельности: хронометрия, оценка выполненных работ), моделирование и биографические методы (приемы исследования жизненного пути, изучение документации);

3)  методы обработки результатов эксперимента и наблюдений – стандартные приемы статистической обработки данных (количественная обработка), приемы качественного анализа;

4)  интерпретационные методы – генетический (интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития) и структурный (в характеристиках типов связей между отдельными компонентами структуры изучаемой личности или структуры социальной группы) методы.

По способам выбора детьми вариантов действий выделяет следующие группы методик:

1)  рациональный выбор, осуществляемый детьми в ходе осмысления предложенного материала (недописанного тезиса, анкеты, альтернативного тезиса и т. д.);

2)  эмоциональный выбор как фиксирование своего состояния в жизненной ситуации (фантастический выбор, тест-рисунок, недописанный диалог, письмо другу);

3)  деятельный выбор в форме описания либо свершения конкретного действия в предложенной ситуации.

По способам сбора информации предлагает следующие группы методов:

1)  методы психодиагностики на основе наблюдения;

2)  опросные психодиагностические методы;

3)  объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда;

4)  экспериментальные методы психодиагностики.

На современном уровне развития педагогики принято членение методов, связанное с эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания. К эмпирическому уровню относятся методы научного познания, которые непосредственно связаны с реальностью, с практикой.

Теоретическому уровню научного познания служат методы, которые обеспечивают разработку научной теории как логически структурированных знаний об объективных законных действительности:

Интерпретация — истолкование, объяснение, разъяснение смысла, значения чего-либо.

Интерпретации подвергаются действия воспитанника, фиксируемые во время психолого-педагогического наблюдения; ответы, полученные в результате опросов; выборы ребенка, зафиксированные в результатах социометрии; рисуночные тесты; документальные данные и многое другое.

Интерпретация нужна для того, чтобы информация преобразовывалась в знание.

К новым методам исследования образовательной практики наряду с интерпретацией относится диагностическое понимание.

Понимание – универсальная форма освоения действительности, представляющая собой постижение и реконструкцию смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, природной реальности.

Понимание как метод исследования выдвигает на первый план непосредственное постижение человеком образовательных феноменов во всей их целостности. Это непосредственное постижение и именуется пониманием.

Понимание, в отличие от традиционного знания, предполагает определенное отношение к тому, что изучается.

Если интерпретация относится более к «неодушевленным» педагогическим объектам, то понимание затрагивает в первую очередь реальных участников педагогического взаимодействия, их отношение друг к другу, окружающему миру и самим себе.

Итак, понять – значит обрасти знание. Функция понимания заключается в том, чтобы обрести определенное знание о действительности и применить его.

Понимание осуществляется в двух основных формах:

1)  извлечение смысла (в ситуации, когда исследователь уверен, что тот или иной педагогический феномен может быть объяснен на основе уже имеющихся в науке данных или с помощью практического опыта);

2)  придание смысла (при полной неопределенности в предварительной оценке фактов).

В качестве одного из механизмов понимания выступает инсайт (англ. insight – проницательность, понимание, проникновение в суть) – внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и ситуаций, посредством которых достигается осмысленное решение проблемы. Основой инсайта является интуиция – неотъемлемая составляющая педагогического творчества в науке и практике.

Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) – процедура мысленного разделения объекта (явления, процесса) на части.

Процедуры анализа входят составной частью в психолого-педагогическое исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от общего описания изучаемого объекта к выявлению его строения.

Синтез (от греч. synhesis – соединение, сочетание, составление) – соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему).

В этом значении синтез как метод научного исследования противоположен анализу, хотя в практике психолого-педагогического исследования неразрывно с ним связан.

Абстрагирование – это мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака от других его признаков, свойств, связей.

Абстрагирование применяется для того, чтобы глубже изучить предмет, изолировать его от других предметов и от других свойств, признаков.

Чтобы проникнуть в сущность педагогических явлений, необходимо выделить предмет изучения в «чистом» виде, абстрагировать от всех многочисленных связей и отношений, которые мешают увидеть наиболее существенные связи и характеристики, интересующие исследователя.

Метод конкретизации по своей логической природе противоположен абстрагированию. Он заключается в мысленной реконструкции, воссоздании предмета на основе вычлененных ранее абстракций.

Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта (прототипа, оригинала) на другом объекте, который называется моделью.

Моделирование служит задаче конструирования нового, не существующего еще в практике. Однако любая модель всегда беднее прототипа, она отражает лишь его отдельные стороны и связи, так как теоретическое моделирование всегда включает абстрагирование.

Читайте также:  Для каких элементов характерны металлические свойства

Важнейшим средством моделирования в психолого-педагогических исследованиях является аналогия.

Аналогия – это умозаключение о принадлежности объекту, явлению или процессу определенного признака, свойства или отношения на основе сходства в существенных признаках с другим объектом (явлением, процессом).

Выводы по аналогии в психолого-педагогическом исследовании носят вероятностный характер, однако корректное выделение линий, по которым проводится сопоставление, позволяет существенно повысить уровень достоверности таких выводов и выстроить эффективные модели образовательных феноменов.

Индукция – это метод исследования, позволяющий производить обобщение, устанавливать по частным фактам и явлениям общие принципы и законы.

Индукция осуществляется через абстрагирование.

Дедукция – такой метод исследования, который позволяет в процессе конкретизации выводить из общих закономерностей частные положения.

Сравнение – сопоставление объектов с целью выявления сходства и различия между ними.

Сравнение предполагает две операции:

·  сопоставление (выявление сходства);

·  противопоставление (выявление различий).

Исследователь должен прежде всего определить основу сравнения – критерий. Сравнению подлежат только такие понятия, которые отражают однородные предметы и явления объективной действительности.

Обобщение – мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов; переход от единичного к общему, от менее общего к более общему.

Классификация – распределение предметов какого-либо рода на классы в соответствии с наиболее существенными признаками предмета данного рода и отличающими их от предметов других родов.

Монографический метод позволяет рассматривать в качестве основного объекта исследования целостную, относительно самостоятельную педагогическую систему, сосредоточиться на изучении отдельных проблем, анализе конкретных факторов.

Источник

Сущность педагогического исследования

Определение 1

Педагогическое исследование – специально организованный процесс, направленный на поиск путей, методов и средств совершенствования педагогического процесса.

Исследование – это по своей сути процесс, который направлен на формирование новых научных знаний.

На сегодняшний день выделяют несколько видов педагогического исследования:

  1. По продолжительности:

    • краткосрочные исследования;
    • долгосрочные исследования;
  2. По глубине познания:

    • описательные (диагностические): определяют уровень развития какоголибо критерия;
    • экспликативные: направлены на объяснение явлений и причин их возникновения;
    • эксплоративные: направлены на открытие и разработку новых процессов.
  3. В зависимости от цели и задач исследования:

    • частные (специальные) исследования;
    • комплексные исследования.

Основные положения педагогического исследования:

  • объективность проводимого исследования;
  • необходимость рассмотрения всех фактов и их соотношение между собой;
  • важность исследования особенностей объекта исследования (поведения, физических качеств, навыков, развития и т.д.);
  • необходимость поиска внутренних противоречий объекта;
  • рассмотрение и изучение явлений как единства противоположностей;
  • соединение синтеза и анализа.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Педагогическое исследование включает в себя пять последовательных этапов:

  1. Этап: Определение проблемы и актуальности исследования постановка цели, предмета, объекта и задач. Теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования.
  2. Этап: Организация и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов исследования.
  3. Этап: Обработка полученных данных и материалов и формирование выводов по итогам проведенного исследования.
  4. Этап: Оформление итоговых результатов исследования.
  5. Этап: Предложение о внедрении полученных результатов исследования в практическую деятельность образовательных учреждений, представление результатов в виде методических пособий, научных статей, тезисов и т.д.

Методы педагогического исследования и их классификация

Определение 2

Методы педагогического исследования – это средства и способы получения научной информации, необходимой для установления закономерностей, взаимоотношений, зависимостей и построения научных теорий.

На сегодняшний день в педагогике используются не только педагогические методы, но и методы из смежных наук (философии, социологии, психологии, математике и т.д.).

В настоящее время существует несколько классификация педагогических следований, каждое из которых классифицирует методы согласно их признакам, способам организации, направленности и т.д.

Общепринятая классификация методов педагогического исследования:

  1. Теоретические методы педагогического исследования – направлены на уточнение, расширение и систематизацию научных фактов, с целью объяснения и предсказания педагогических явлений. К теоретическим методам педагогического исследования относятся:

    • Анализ – умственное разложение целого исследуемого на составные части, выделение характерных признаков каждой части.
    • Синтез – мысленное соединение свойств и признаков явления в единое целое.
    • Сравнение – определение и установление сходства или различия между исследуемыми явлениями.
    • Абстрагирование – отвлечение определенного свойства или признака исследуемого предмета от его иных признаков, связей и свойств.
    • Конкретизация – противоположная абстрагированию операция, направлена на мысленное воссоздание исследуемого предмета на основании выделенных ранее абстракций.
    • Обобщение – выделение общих черт и признаков в исследуемых процессах и явлениях.
    • Моделирование – построение моделей, с целью изучения их реальных явлений и процессов.
    • Индукция и дедукция — логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных.
  2. Эмпирические (практические) методы педагогического исследования – направлены на получение информации и материалов посредством организации практической деятельности. К эмпирическим методам педагогического исследования относятся:

    • Методы сбора и накопления информации (данных) – анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение, интервью, изучение продуктов деятельности детей, изучение педагогической документации и т.п.
    • Методы по контролю и измерению собранной информации (данных) – шкалирование, тесты, ранжирование, срезы и т.п.
    • Методы по обработке полученных данных с целью представления их в виде конечного результата – статистические, математические, табличные, графические и т.п.
    • Методы оценивания полученных результатов исследования – рейтинг, консилиум, самооценка и т.п.
    • Методы по оформлению и внедрению полученных результатов исследования в педагогическую практику – тезисы, методические пособия и рекомендации, опытное обучение и т.п.

Помимо представленной классификации, методы педагогического исследования принято классифицировать согласно:

  1. Логике применения методов исследования:

    • организационные методы: сравнительный, комплексный и лонгитюдный;
    • эмпирические методы получения данных: обсервационные, экспериментальные, психодиагностические и т.п.
    • методы, направленные на обработку результатов, полученных в ходе экспериментирования: количественный и качественный анализ;
    • интерпретационные методы, направленные на интерпретацию полученного результата, с выделением характеристик: генетический и структурный.
  2. По способам выбора варианта действий испытуемых в ходе исследования:

    • рациональный выбор: осмысление предложенного материала (дописывание фразы, дорисовывание картинок и т.д.);
    • эмоциональный выбор: фиксация эмоционального отклика на задание;
    • деятельный выбор: описание конкретного действия испытуемого.
  3. По способу сбора материала и информации:

    • методы психодиагностики на основе наблюдения;
    • опросные психодиагностические методы;
    • объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда;
    • экспериментальные методы психодиагностики.
Читайте также:  Какие характеристики относят к отличительным признакам свойств личности

Источник

Методы педагогического исследованияэто способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависи­мостей и построения научных теорий.

В педагогике широко применяются как собственно педагогические мето­ды, так и методы, привлекаемые из других наук: психологии, социологии, физиологии, математики и т. д. При проведении педагогического исследова­ния используются общетеоретические методы: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, конкретизация, модели­рование; социологические методы: анкетирование, интервьюирование, рей­тинг; социально-психологические методы: социометрия, тестирование, тре­нинг; математические методы: ранжирование, шкалирование, корреляция.

В педагогике существует несколько классификаций методов исследования:

Чепиков В.Т. выделяет эмпирические, теоретические, методы количественной и качественной обработки педагогической информации.

Смирнов В.И. (общенаучные, конкретно-научные) — общепринятая классификация.

Сластенин В.А. методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования, математические и статистические методы.

Фридман (неэкспериментальные, экспериментальные, диагностические).

Маслова (психологические, вербальные, невербальные).

Подласый И.П. традиционные (эмпирические, практические), новые (экспериментальные, теоретические).

Мы рассмотрим методы педагогических исследований, которые условно подразделяются на тео­ретическиеи эмпирические (практические).

Теоретические методыисследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, по­высить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.

Охарактеризуем некоторые теоретические методы исследования.

Анализмысленное разложение исследуемого целого на составляю­щие, выделение отдельных признаков и качеств явления.

Синтез — мысленное соединение признаков, свойств явления в смыс­ловое (абстрактное) целое.

Однако синтез — это не просто суммирование, а смысловое соедине­ние.

Сравнение установление сходства и различия между рассматриваемы­ми явлениями.

При сравнении прежде всего необходимо определить основу сравне­ния — критерий.

Для того чтобы сравнить между собой определенные явления, необхо­димо выделить в них известные признаки и установить, как они представ­лены в сравниваемых объектах. Несомненно, составной частью сравнения всегда является анализ, так как во время сравнения в явлениях следует вычленить измеряемые признаки. Поскольку сравнение — это установле­ние определенных соотношений между признаками явлений, то ясно, что в ходе сравнения используется и синтез.

Абстрагирование мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

Конкретизация мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (по своей логической природе про­тивоположен абстрагированию).

Обобщение — выделение в процессах и явлениях общих черт, т. е. обоб­щение исследуемого.

Сравнивая явления между собой, исследователь устанавливает общие признаки явлений и на основе последних объединяет явления в одну смыс­ловую группу. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество су­щественных признаков явлений подвергалось сравнению.

Моделированиеисследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.

Индукция и дедукция— логические методы обобщения полученных эм­пирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.

К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся: методы сбора и накопления данных(наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контроля и измерения(шкалирование, сре­зы, тесты); методы обработки данных(математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания(самооценка, рейтинг, пе­дагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику(эксперимент, опытное обучение, масштаб­ное внедрение) и др.

Рассмотрим более подробно некоторые из этих методов.

Наблюдение — целенаправленное, систематическое изучение определен­ного педагогического явления. Оно может быть как основным методом накопления науч­ного материала, так и вспомогательным, составляющим часть какой-то более общей методики.

Основные черты наблюдения как исследовательского метода:

• целенаправленность наблюдения;

• аналитический характер наблюдения. Из общей картины наблюда­тель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируют­ся, оцениваются и объясняются;

• комплексность наблюдения. Следует не выпускать из поля зрения ни одной существенной стороны наблюдаемого;

• систематичность наблюдения. Необходимо не ограничиваться разо­вым «снимком» наблюдаемого, а на основе более или менее продолжитель­ных (пролонгированных) наблюдений выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определенный период.

Виды наблюдений, подразделяемых по различным признакам.

По временной организации выделяют непрерывное и дискретное (в отдель­ные промежутки времени) наблюдение.

По объемунаблюдение бывает широкое (сплошное), когда фиксируются все особенности поведения, доступные для максимально подробного на­блюдения, или ведутся наблюдения за группой наблюдаемых в целом. Уз­коспециальное (выборочное) наблюдение направлено на выявление отдель­ных сторон явления или отдельных объектов.

По способу получения сведенийнаблюдение бывает непосредственным (прямым), когда наблюдатель регистрирует непосредственно увиденные факты во время наблюдения, и косвенным (опосредованным), когда непо­средственно наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.

По типу связи наблюдателя и наблюдаемогоразличают включенное и невключенное наблюдение. Включенное наблюдение предполагает, что наблю­датель сам является членом группы, поведение которой он исследует. Включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. В невключенном наблюдении позиция исследователя открыта, это восприятие ка­кого-либо явления со стороны.

По условиям проведениявыделяют полевые наблюдения (в естественных условиях) и лабораторные (с применением специального оборудования).

По частоте применениянаблюдения бывают постоянные, повторные, од­нократные, многократные.

По способу получения информациивыделяют прямое и косвенное наблюде­ние. Прямое — это такое наблюдение, когда сам исследователь его прово­дит, а косвенное — наблюдение через описание явлений другими людьми, непосредственно наблюдавшими его.

Тип наблюдения зависит от характера объекта и поставленных целей.

Читайте также:  Какие свойства параллельного переноса

Наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны.

Достоинство этого метода:

• изучить предмет в целостности;

• в естественных условиях;

• в многогранных связях и проявлениях.

Недостаток:

• не позволяет охватить большое количество лиц, явлений; активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации; делать точные замеры;

• требует много времени;

• существует вероятность ошибок, связанных с личностью наблюдателя;

• возможна недоступность наблюдения некоторых явлений, процессов. Педагогическое наблюдение — это довольно пассивная форма проведе­ния научного исследования.

Исследовательская беседа.Беседа как метод научного исследования позволяет выяс­нять мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям; самостоятельный или дополнительный метод исследова­ния в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было понято при наблюдении. В силу этого данные, полученные с помощью беседы, более объективны. Требования к беседе:

• предварительная подготовка;

• умение вызвать собеседника на откровенность;

• нецелесообразность постановки вопросов «в лоб»;

• четкость вопросов, тактичность, доверительность.

Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме, без записывания ответов собеседника. Интервьюирование — разновидность беседы, новая модификация.При интервьюировании исследователь придерживается заранее наме­ченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы при этом можно открыто записывать.

Недостатки: ученый получает сравнительно ограниченное количество данных, возникает необходимость массового изучения тех или иных ??

Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью спе­циально разработанных опросных листов (анкет). Типы анкет: открытые, требующие самостоятельного конструирования от­вета, и закрытые, в которых приходится выбирать один из готовых ответов; полузакрытые (полуоткрытые) — даются готовые ответы и можно добавлять собственные ответы; именные, требующие указывать фамилию испытуемо­го, и анонимные — без указания автора ответов; полные и урезанные; пропе­девтические и контрольные и т. д.

Применяется также «полярная» анкета с балльной оценкой. По аналогии составляются опросные листы для самооценки и оценки других. Например, при исследовании качеств личности в опросные листы вносят пятибалль­ную шкалу:

Добрый Жадный
Трудолюбивый Ленивый
Ответственный Неответственный
Одаренный Малоспособный

Затем каждое качество оценивается по шкале.

Число баллов может быть различным, включая положительную и отри­цательную градации (-5, -4, -3, -2, -1, 0, +1, +2, +3, +4, +5).

Тестирование целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогическо­го процесса.

Тест (от англ. test — испытание, исследование) — стандартизированная процедура измерения. Обычно состоит из ряда относительно коротких ис­пытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации.

Требования: случайно подобран­ный набор заданий нельзя называть тестом. Качество теста определяется их надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (со­ответствие теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).

Достоинства: точность, простота, доступность, возможность автоматизации.

Изучение документов также является методом педагогического исследо­вания. Документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. По форме фиксации информации существуют:

письменные документы (содержат в основном буквенный текст относятся классные журналы, дневники учащихся, рабочие (календарные) планы преподавателей, учебные планы, медицинские карты учащихся, протоколы собраний, программы, тетради учащихся, контрольные работы);

статистические данные (информация в основном цифровая);

иконографическая документация (кино- и фотодокументы, картины);

фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты);

технические продукты (чертежи, поделки, техническое творчество).

Изучение и обобщение педагогического опыта. этот метод направлен на анализ состояния практики.

Объектом изучения может быть массовый опыт— для выявления веду­щих тенденций; отрицательный опыт— для выявления характерных оши­бок и недостатков; передовой опытдля выявления и обобщения элемен­тов нового, эффективного в деятельности организаторов образовательно-воспитательного и управленческого процессов.

М. Н. Скаткин выделяет два вида передового опыта: педагогическое ма­стерство и новаторство. Педагогическое мастерствосостоит в рациональном использовании ре­комендаций науки и практики.Новаторствоэто собственные методические находки, новое содер­жание.

Шкалированиетакже один из методов педагогического исследования, позволяющий превратить качественные факторы в количественные ряды.

Шкалирование дает возможность, например, качества личности изобра­зить в виде шкалы. Шкалы могут быть односторонними и двусторонними.

Например, отношение учащихся к умственному труду можно оценить по пятибалльной односторонней шкале:

— 1 — отрицательное, —2 — равнодушное,

—3 — заинтересованное, —4 — активное, —5 — очень активное.

Отношение к работе можно оценить по трехступенчатой двусторонней шкале:

+ 1 — очень доволен работой +0 — равнодушен

— 1 — недоволен работой

Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с по­мощью компетентных людей (экспертов), называется рейтингом.

Разновидностью шкалирования является метод парного сравнения.

Метод обобщения не­зависимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений, по­лученных от различных людей. Этот метод повышает объективность выво­дов. Например, изучая личность школьника, исследователь узнает о нем от учителя, классного руководителя, родителей, сверстников и т. д.

Социометри­ческие методы позволяют устанавливать социально-психологи­ческие взаимоотношения членов какой-либо группы в количественных па­раметрах. Эти методы дают возможность оценивать структуру малых групп и статус отдельной личности в этой группе, поэтому методы называются также методами структурного анализа коллектива.

Особую группу составляют математические методы и методы статис­тической обработки исследовательского материала.

Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки данных, полученных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемы­ми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повыша­ют надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Обработка полученных результатов математическими методами по спе­циальным формулам позволяет наглядно отобразить выявленные зависи­мости в виде графиков, таблиц, диаграмм.

Источник