Метод мысленного отвлечения какого либо свойства или признака
Классификация методов педагогического исследования
Метод (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.
Согласно , в понятии «метод» должны быть выделены две стороны: внешняя и внутренняя. Внешняя отражает, каким способом действует исследователь, внутренняя – то, какими правилами он руководствуется. Таким образом, метод представляет собой систему действий (способов и приемов деятельности), объединенных общей целью и структурированных в соответствии с определенными требованиями (принципами и вытекающими из них правилами).
В настоящее время существует несколько классификаций методов исследования. Они различаются по критериям (признакам), которые лежат в их основании. Рассмотрим некоторые классификации методов исследования.
По логике применения предложил следующую классификацию методов:
1) организационные методы – сравнительный, лонгитюдный (т. е. исследование одних и тех же лиц и процессов в течение длительного времени) и комплексный метод;
2) эмпирические способы добывания научных данных – обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторные, полевые, психолого-педагогические), психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы), праксиметрические методы (приемы анализа процессов и продуктов деятельности: хронометрия, оценка выполненных работ), моделирование и биографические методы (приемы исследования жизненного пути, изучение документации);
3) методы обработки результатов эксперимента и наблюдений – стандартные приемы статистической обработки данных (количественная обработка), приемы качественного анализа;
4) интерпретационные методы – генетический (интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития) и структурный (в характеристиках типов связей между отдельными компонентами структуры изучаемой личности или структуры социальной группы) методы.
По способам выбора детьми вариантов действий выделяет следующие группы методик:
1) рациональный выбор, осуществляемый детьми в ходе осмысления предложенного материала (недописанного тезиса, анкеты, альтернативного тезиса и т. д.);
2) эмоциональный выбор как фиксирование своего состояния в жизненной ситуации (фантастический выбор, тест-рисунок, недописанный диалог, письмо другу);
3) деятельный выбор в форме описания либо свершения конкретного действия в предложенной ситуации.
По способам сбора информации предлагает следующие группы методов:
1) методы психодиагностики на основе наблюдения;
2) опросные психодиагностические методы;
3) объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда;
4) экспериментальные методы психодиагностики.
На современном уровне развития педагогики принято членение методов, связанное с эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания. К эмпирическому уровню относятся методы научного познания, которые непосредственно связаны с реальностью, с практикой.
Теоретическому уровню научного познания служат методы, которые обеспечивают разработку научной теории как логически структурированных знаний об объективных законных действительности:
Интерпретация — истолкование, объяснение, разъяснение смысла, значения чего-либо.
Интерпретации подвергаются действия воспитанника, фиксируемые во время психолого-педагогического наблюдения; ответы, полученные в результате опросов; выборы ребенка, зафиксированные в результатах социометрии; рисуночные тесты; документальные данные и многое другое.
Интерпретация нужна для того, чтобы информация преобразовывалась в знание.
К новым методам исследования образовательной практики наряду с интерпретацией относится диагностическое понимание.
Понимание – универсальная форма освоения действительности, представляющая собой постижение и реконструкцию смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, природной реальности.
Понимание как метод исследования выдвигает на первый план непосредственное постижение человеком образовательных феноменов во всей их целостности. Это непосредственное постижение и именуется пониманием.
Понимание, в отличие от традиционного знания, предполагает определенное отношение к тому, что изучается.
Если интерпретация относится более к «неодушевленным» педагогическим объектам, то понимание затрагивает в первую очередь реальных участников педагогического взаимодействия, их отношение друг к другу, окружающему миру и самим себе.
Итак, понять – значит обрасти знание. Функция понимания заключается в том, чтобы обрести определенное знание о действительности и применить его.
Понимание осуществляется в двух основных формах:
1) извлечение смысла (в ситуации, когда исследователь уверен, что тот или иной педагогический феномен может быть объяснен на основе уже имеющихся в науке данных или с помощью практического опыта);
2) придание смысла (при полной неопределенности в предварительной оценке фактов).
В качестве одного из механизмов понимания выступает инсайт (англ. insight – проницательность, понимание, проникновение в суть) – внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и ситуаций, посредством которых достигается осмысленное решение проблемы. Основой инсайта является интуиция – неотъемлемая составляющая педагогического творчества в науке и практике.
Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) – процедура мысленного разделения объекта (явления, процесса) на части.
Процедуры анализа входят составной частью в психолого-педагогическое исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от общего описания изучаемого объекта к выявлению его строения.
Синтез (от греч. synhesis – соединение, сочетание, составление) – соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему).
В этом значении синтез как метод научного исследования противоположен анализу, хотя в практике психолого-педагогического исследования неразрывно с ним связан.
Абстрагирование – это мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака от других его признаков, свойств, связей.
Абстрагирование применяется для того, чтобы глубже изучить предмет, изолировать его от других предметов и от других свойств, признаков.
Чтобы проникнуть в сущность педагогических явлений, необходимо выделить предмет изучения в «чистом» виде, абстрагировать от всех многочисленных связей и отношений, которые мешают увидеть наиболее существенные связи и характеристики, интересующие исследователя.
Метод конкретизации по своей логической природе противоположен абстрагированию. Он заключается в мысленной реконструкции, воссоздании предмета на основе вычлененных ранее абстракций.
Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта (прототипа, оригинала) на другом объекте, который называется моделью.
Моделирование служит задаче конструирования нового, не существующего еще в практике. Однако любая модель всегда беднее прототипа, она отражает лишь его отдельные стороны и связи, так как теоретическое моделирование всегда включает абстрагирование.
Важнейшим средством моделирования в психолого-педагогических исследованиях является аналогия.
Аналогия – это умозаключение о принадлежности объекту, явлению или процессу определенного признака, свойства или отношения на основе сходства в существенных признаках с другим объектом (явлением, процессом).
Выводы по аналогии в психолого-педагогическом исследовании носят вероятностный характер, однако корректное выделение линий, по которым проводится сопоставление, позволяет существенно повысить уровень достоверности таких выводов и выстроить эффективные модели образовательных феноменов.
Индукция – это метод исследования, позволяющий производить обобщение, устанавливать по частным фактам и явлениям общие принципы и законы.
Индукция осуществляется через абстрагирование.
Дедукция – такой метод исследования, который позволяет в процессе конкретизации выводить из общих закономерностей частные положения.
Сравнение – сопоставление объектов с целью выявления сходства и различия между ними.
Сравнение предполагает две операции:
· сопоставление (выявление сходства);
· противопоставление (выявление различий).
Исследователь должен прежде всего определить основу сравнения – критерий. Сравнению подлежат только такие понятия, которые отражают однородные предметы и явления объективной действительности.
Обобщение – мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов; переход от единичного к общему, от менее общего к более общему.
Классификация – распределение предметов какого-либо рода на классы в соответствии с наиболее существенными признаками предмета данного рода и отличающими их от предметов других родов.
Монографический метод позволяет рассматривать в качестве основного объекта исследования целостную, относительно самостоятельную педагогическую систему, сосредоточиться на изучении отдельных проблем, анализе конкретных факторов.
Сущность педагогического исследования
Определение 1
Педагогическое исследование – специально организованный процесс, направленный на поиск путей, методов и средств совершенствования педагогического процесса.
Исследование – это по своей сути процесс, который направлен на формирование новых научных знаний.
На сегодняшний день выделяют несколько видов педагогического исследования:
По продолжительности:
- краткосрочные исследования;
- долгосрочные исследования;
По глубине познания:
- описательные (диагностические): определяют уровень развития какоголибо критерия;
- экспликативные: направлены на объяснение явлений и причин их возникновения;
- эксплоративные: направлены на открытие и разработку новых процессов.
В зависимости от цели и задач исследования:
- частные (специальные) исследования;
- комплексные исследования.
Основные положения педагогического исследования:
- объективность проводимого исследования;
- необходимость рассмотрения всех фактов и их соотношение между собой;
- важность исследования особенностей объекта исследования (поведения, физических качеств, навыков, развития и т.д.);
- необходимость поиска внутренних противоречий объекта;
- рассмотрение и изучение явлений как единства противоположностей;
- соединение синтеза и анализа.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Педагогическое исследование включает в себя пять последовательных этапов:
- Этап: Определение проблемы и актуальности исследования постановка цели, предмета, объекта и задач. Теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования.
- Этап: Организация и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов исследования.
- Этап: Обработка полученных данных и материалов и формирование выводов по итогам проведенного исследования.
- Этап: Оформление итоговых результатов исследования.
- Этап: Предложение о внедрении полученных результатов исследования в практическую деятельность образовательных учреждений, представление результатов в виде методических пособий, научных статей, тезисов и т.д.
Методы педагогического исследования и их классификация
Определение 2
Методы педагогического исследования – это средства и способы получения научной информации, необходимой для установления закономерностей, взаимоотношений, зависимостей и построения научных теорий.
На сегодняшний день в педагогике используются не только педагогические методы, но и методы из смежных наук (философии, социологии, психологии, математике и т.д.).
В настоящее время существует несколько классификация педагогических следований, каждое из которых классифицирует методы согласно их признакам, способам организации, направленности и т.д.
Общепринятая классификация методов педагогического исследования:
Теоретические методы педагогического исследования – направлены на уточнение, расширение и систематизацию научных фактов, с целью объяснения и предсказания педагогических явлений. К теоретическим методам педагогического исследования относятся:
- Анализ – умственное разложение целого исследуемого на составные части, выделение характерных признаков каждой части.
- Синтез – мысленное соединение свойств и признаков явления в единое целое.
- Сравнение – определение и установление сходства или различия между исследуемыми явлениями.
- Абстрагирование – отвлечение определенного свойства или признака исследуемого предмета от его иных признаков, связей и свойств.
- Конкретизация – противоположная абстрагированию операция, направлена на мысленное воссоздание исследуемого предмета на основании выделенных ранее абстракций.
- Обобщение – выделение общих черт и признаков в исследуемых процессах и явлениях.
- Моделирование – построение моделей, с целью изучения их реальных явлений и процессов.
- Индукция и дедукция — логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных.
Эмпирические (практические) методы педагогического исследования – направлены на получение информации и материалов посредством организации практической деятельности. К эмпирическим методам педагогического исследования относятся:
- Методы сбора и накопления информации (данных) – анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение, интервью, изучение продуктов деятельности детей, изучение педагогической документации и т.п.
- Методы по контролю и измерению собранной информации (данных) – шкалирование, тесты, ранжирование, срезы и т.п.
- Методы по обработке полученных данных с целью представления их в виде конечного результата – статистические, математические, табличные, графические и т.п.
- Методы оценивания полученных результатов исследования – рейтинг, консилиум, самооценка и т.п.
- Методы по оформлению и внедрению полученных результатов исследования в педагогическую практику – тезисы, методические пособия и рекомендации, опытное обучение и т.п.
Помимо представленной классификации, методы педагогического исследования принято классифицировать согласно:
Логике применения методов исследования:
- организационные методы: сравнительный, комплексный и лонгитюдный;
- эмпирические методы получения данных: обсервационные, экспериментальные, психодиагностические и т.п.
- методы, направленные на обработку результатов, полученных в ходе экспериментирования: количественный и качественный анализ;
- интерпретационные методы, направленные на интерпретацию полученного результата, с выделением характеристик: генетический и структурный.
По способам выбора варианта действий испытуемых в ходе исследования:
- рациональный выбор: осмысление предложенного материала (дописывание фразы, дорисовывание картинок и т.д.);
- эмоциональный выбор: фиксация эмоционального отклика на задание;
- деятельный выбор: описание конкретного действия испытуемого.
По способу сбора материала и информации:
- методы психодиагностики на основе наблюдения;
- опросные психодиагностические методы;
- объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда;
- экспериментальные методы психодиагностики.
Методы педагогического исследования— это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.
В педагогике широко применяются как собственно педагогические методы, так и методы, привлекаемые из других наук: психологии, социологии, физиологии, математики и т. д. При проведении педагогического исследования используются общетеоретические методы: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, конкретизация, моделирование; социологические методы: анкетирование, интервьюирование, рейтинг; социально-психологические методы: социометрия, тестирование, тренинг; математические методы: ранжирование, шкалирование, корреляция.
В педагогике существует несколько классификаций методов исследования:
Чепиков В.Т. выделяет эмпирические, теоретические, методы количественной и качественной обработки педагогической информации.
Смирнов В.И. (общенаучные, конкретно-научные) — общепринятая классификация.
Сластенин В.А. методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования, математические и статистические методы.
Фридман (неэкспериментальные, экспериментальные, диагностические).
Маслова (психологические, вербальные, невербальные).
Подласый И.П. традиционные (эмпирические, практические), новые (экспериментальные, теоретические).
Мы рассмотрим методы педагогических исследований, которые условно подразделяются на теоретическиеи эмпирические (практические).
Теоретические методыисследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.
Охарактеризуем некоторые теоретические методы исследования.
Анализ — мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.
Синтез — мысленное соединение признаков, свойств явления в смысловое (абстрактное) целое.
Однако синтез — это не просто суммирование, а смысловое соединение.
Сравнение — установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.
При сравнении прежде всего необходимо определить основу сравнения — критерий.
Для того чтобы сравнить между собой определенные явления, необходимо выделить в них известные признаки и установить, как они представлены в сравниваемых объектах. Несомненно, составной частью сравнения всегда является анализ, так как во время сравнения в явлениях следует вычленить измеряемые признаки. Поскольку сравнение — это установление определенных соотношений между признаками явлений, то ясно, что в ходе сравнения используется и синтез.
Абстрагирование — мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.
Конкретизация — мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (по своей логической природе противоположен абстрагированию).
Обобщение — выделение в процессах и явлениях общих черт, т. е. обобщение исследуемого.
Сравнивая явления между собой, исследователь устанавливает общие признаки явлений и на основе последних объединяет явления в одну смысловую группу. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подвергалось сравнению.
Моделирование — исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.
Индукция и дедукция— логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.
К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся: методы сбора и накопления данных(наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контроля и измерения(шкалирование, срезы, тесты); методы обработки данных(математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания(самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику(эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) и др.
Рассмотрим более подробно некоторые из этих методов.
Наблюдение — целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления. Оно может быть как основным методом накопления научного материала, так и вспомогательным, составляющим часть какой-то более общей методики.
Основные черты наблюдения как исследовательского метода:
• целенаправленность наблюдения;
• аналитический характер наблюдения. Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются;
• комплексность наблюдения. Следует не выпускать из поля зрения ни одной существенной стороны наблюдаемого;
• систематичность наблюдения. Необходимо не ограничиваться разовым «снимком» наблюдаемого, а на основе более или менее продолжительных (пролонгированных) наблюдений выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определенный период.
Виды наблюдений, подразделяемых по различным признакам.
По временной организации выделяют непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени) наблюдение.
По объемунаблюдение бывает широкое (сплошное), когда фиксируются все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения, или ведутся наблюдения за группой наблюдаемых в целом. Узкоспециальное (выборочное) наблюдение направлено на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов.
По способу получения сведенийнаблюдение бывает непосредственным (прямым), когда наблюдатель регистрирует непосредственно увиденные факты во время наблюдения, и косвенным (опосредованным), когда непосредственно наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.
По типу связи наблюдателя и наблюдаемогоразличают включенное и невключенное наблюдение. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. Включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. В невключенном наблюдении позиция исследователя открыта, это восприятие какого-либо явления со стороны.
По условиям проведениявыделяют полевые наблюдения (в естественных условиях) и лабораторные (с применением специального оборудования).
По частоте применениянаблюдения бывают постоянные, повторные, однократные, многократные.
По способу получения информациивыделяют прямое и косвенное наблюдение. Прямое — это такое наблюдение, когда сам исследователь его проводит, а косвенное — наблюдение через описание явлений другими людьми, непосредственно наблюдавшими его.
Тип наблюдения зависит от характера объекта и поставленных целей.
Наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны.
Достоинство этого метода:
• изучить предмет в целостности;
• в естественных условиях;
• в многогранных связях и проявлениях.
Недостаток:
• не позволяет охватить большое количество лиц, явлений; активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации; делать точные замеры;
• требует много времени;
• существует вероятность ошибок, связанных с личностью наблюдателя;
• возможна недоступность наблюдения некоторых явлений, процессов. Педагогическое наблюдение — это довольно пассивная форма проведения научного исследования.
Исследовательская беседа.Беседа как метод научного исследования позволяет выяснять мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям; самостоятельный или дополнительный метод исследования в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было понято при наблюдении. В силу этого данные, полученные с помощью беседы, более объективны. Требования к беседе:
• предварительная подготовка;
• умение вызвать собеседника на откровенность;
• нецелесообразность постановки вопросов «в лоб»;
• четкость вопросов, тактичность, доверительность.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме, без записывания ответов собеседника. Интервьюирование — разновидность беседы, новая модификация.При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы при этом можно открыто записывать.
Недостатки: ученый получает сравнительно ограниченное количество данных, возникает необходимость массового изучения тех или иных ??
Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет). Типы анкет: открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа, и закрытые, в которых приходится выбирать один из готовых ответов; полузакрытые (полуоткрытые) — даются готовые ответы и можно добавлять собственные ответы; именные, требующие указывать фамилию испытуемого, и анонимные — без указания автора ответов; полные и урезанные; пропедевтические и контрольные и т. д.
Применяется также «полярная» анкета с балльной оценкой. По аналогии составляются опросные листы для самооценки и оценки других. Например, при исследовании качеств личности в опросные листы вносят пятибалльную шкалу:
Добрый | Жадный |
Трудолюбивый | Ленивый |
Ответственный | Неответственный |
Одаренный | Малоспособный |
Затем каждое качество оценивается по шкале.
Число баллов может быть различным, включая положительную и отрицательную градации (-5, -4, -3, -2, -1, 0, +1, +2, +3, +4, +5).
Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
Тест (от англ. test — испытание, исследование) — стандартизированная процедура измерения. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации.
Требования: случайно подобранный набор заданий нельзя называть тестом. Качество теста определяется их надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (соответствие теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).
Достоинства: точность, простота, доступность, возможность автоматизации.
Изучение документов также является методом педагогического исследования. Документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. По форме фиксации информации существуют:
• письменные документы (содержат в основном буквенный текст относятся классные журналы, дневники учащихся, рабочие (календарные) планы преподавателей, учебные планы, медицинские карты учащихся, протоколы собраний, программы, тетради учащихся, контрольные работы);
• статистические данные (информация в основном цифровая);
• иконографическая документация (кино- и фотодокументы, картины);
• фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты);
• технические продукты (чертежи, поделки, техническое творчество).
Изучение и обобщение педагогического опыта. этот метод направлен на анализ состояния практики.
Объектом изучения может быть массовый опыт— для выявления ведущих тенденций; отрицательный опыт— для выявления характерных ошибок и недостатков; передовой опыт — для выявления и обобщения элементов нового, эффективного в деятельности организаторов образовательно-воспитательного и управленческого процессов.
М. Н. Скаткин выделяет два вида передового опыта: педагогическое мастерство и новаторство. Педагогическое мастерствосостоит в рациональном использовании рекомендаций науки и практики.Новаторство — это собственные методические находки, новое содержание.
Шкалирование — также один из методов педагогического исследования, позволяющий превратить качественные факторы в количественные ряды.
Шкалирование дает возможность, например, качества личности изобразить в виде шкалы. Шкалы могут быть односторонними и двусторонними.
Например, отношение учащихся к умственному труду можно оценить по пятибалльной односторонней шкале:
— 1 — отрицательное, —2 — равнодушное,
—3 — заинтересованное, —4 — активное, —5 — очень активное.
Отношение к работе можно оценить по трехступенчатой двусторонней шкале:
+ 1 — очень доволен работой +0 — равнодушен
— 1 — недоволен работой
Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с помощью компетентных людей (экспертов), называется рейтингом.
Разновидностью шкалирования является метод парного сравнения.
Метод обобщения независимых характеристик — предполагает выявление и анализ мнений, полученных от различных людей. Этот метод повышает объективность выводов. Например, изучая личность школьника, исследователь узнает о нем от учителя, классного руководителя, родителей, сверстников и т. д.
Социометрические методы позволяют устанавливать социально-психологические взаимоотношения членов какой-либо группы в количественных параметрах. Эти методы дают возможность оценивать структуру малых групп и статус отдельной личности в этой группе, поэтому методы называются также методами структурного анализа коллектива.
Особую группу составляют математические методы и методы статистической обработки исследовательского материала.
Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки данных, полученных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Обработка полученных результатов математическими методами по специальным формулам позволяет наглядно отобразить выявленные зависимости в виде графиков, таблиц, диаграмм.