Комплекс каких свойств людей одного возраста относиться к возрастным особенностям
B) тот, кто воспитывает или воспитал кого-нибудь;
C) существо, обладающее речью;
D) каждый существующий живой человек;
E) мыслящее существо.
41.
Факторы развития и формирования личности:
A) воспитание и наследственность;
B) наследственность и среда;
C) наследственность, среда, воспитания;
D) воспитание и среда;
E) условия жизни.
42.
Дать определение понятию «среда» :
A) третий день недели, следующий после вторника
B) вещество, заполняющее пространство
C) система действий, применяемая при выполнении какой-либо работы
D) окружающие люди
E) окружение, совокупность условии (природных ,социально-бытовых и т. п.),в которых протекает деятельность человеческого общества.
43.
Наследственность — это…
A) передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей (особенностей телосложения, конституции, цвета волос, глаз, кожи, задаткоB)
B) наследование от родителей способностей
C) унаследование отрицательных качеств родителей
D) унаследование языка от родителей
E) унаследование нравственных качеств
44.
Укажите основной фактор развития личности:
A) среда
B) воспитание
C) наследственность
D) деятельность человека;
E) общение
45.
К микросредовому фактору, воздействующему на формирование и развитие личности, относятся:
A) семья
B) общество
C) космос
D) группа людей
E) коллектив
46.
К основной закономерности развития человека относится:
A) внутренняя обусловленность
B) социальная обусловленность
C) мера его собственной активности
D) детерминированность типом ведущей деятельности
E) детерминированность интересами государства
47.
Интеллект – это …
A) физические данные человека
B) уровень психического развития
C) моральные качества личности
D) нравственная воспитанность
E) умственная способность
48.
Индивидуальность – это…
A) черта характера
B) внешняя схожесть
C) своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость
D) саморазвитие личности
E) духовное богатство
49.
Какие качества передаются от родителей к детям?
A) способы мышления, особенности интеллектуальной деятельности
B) социальный опыт
C) задатки, служащие основой для развития индивидуальных способностей человека
D) нравственные качества
E) воля, настойчивость, целеустремленность
50.
Дотрудовая, трудовая, послетрудовая стадии выделяются в процессе:
A) воспитания
B) социализации
C) образования
D) обучения
E) развития
51.
От чего, главным образом, зависит развитие способностей, интересов и дарований школьников?
A) от организации и осуществления целенаправленного учебно-воспитательного процесса
B) от природных задатков
C) от объема приобретенных знаний, умений
D) от общения со сверстниками
E) от числа прочитанных книг
52.
Акселерация – это …
A) процесс активной деятельности личности
B) ускоренное формирование интеллектуальных сил личности
C) ускорение индивидуального развития человека
D) проявление настойчивости личности в достижении поставленных задач
E) ускоренное физическое и психологическое развития личности в детском и подростковом возрасте
53.
Деятельность-это …
A) повседневная работа человека
B) хобби человека
C) работа, выполняемая по заданию начальства
D) все, что делает человек, чем он занимается
E) домашняя работа
54.
Первую возрастную периодизацию развития детей обосновал:
A) А. Сократ
B) В. Платон
C) С. Демокрит
D) Д. Аристотель
E)
55.
Возрастная периодизация-это…
A) психологические особенности детей
B) физиологические особенности детей
C) нравственная воспитанность детей
D) индивидуальное развитие детей
E) выделение возрастных особенностей
56.
Комплекс каких свойств людей одного возраста относится к возрастным особенностям?
A) физических, познавательных, трудовых
B) познавательных, мотивационных, поведенческих
C) интеллектуальных, физических, трудовых, эмоциональных
D) физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных
E) интеллектуальных, эмоциональных, трудовых, поведенческих
57.
Объектом познавательной деятельности младших школьников являются:
A) отношения
B) предмет
C) основы наук
D) профессиональная деятельность
E) начала наук
58.
Активность-это…
A) выполнение указаний вышестоящих органов
B) интенсивное, заинтересованное выполнение деятельности
C) активность, проявляемая при выполнении одноразового задания
D) неординарный подход к выполнению задания
E) удовлетворение желаний родителей
59.
Выберите принципы воспитания:
A) общественная направленность воспитания
B) воспитание и развитие
C) связь с жизнью и трудом
D) гуманизация воспитания;
E) самовоспитание и перевоспитание
60.
Общие факторы, влияющие на постановку цели воспитания – это …
A) требования родителей
B) потребности производства
C) экономический уровень развития общества
D) уровень цивилизованности общества
E) представления и стремления прогрессивно мыслящих людей
61.
Определите требования личностного подхода:
A) учет индивидуальных особенностей воспитанников
B) учет общественных потребностей
C) учет государственных интересов
D) учет возрастных особенностей в воспитании
E) учет направленности личности, ее жизненных планов, ценностных ориентаций
62.
Под принципами воспитания в педагогике принято понимать:
A) совокупность правил воспитания
B) исходные положения, определяющие основные требования к процессу воспитания, к его содержанию, организации и методам
C) систему требований при организации воспитательного процесса
D) задачи, которые необходимо решить в ходе воспитания
E) соответствующие подходы к воспитанию личности
63.
Перевоспитание – это процесс:
A) коренного изменения сознания и поведения личности
B) развития положительных качеств личности
C) устранения отрицательных качеств личности
D) приспособление личности к вновь изменившимся условиям жизни и воспитания
E) частичная коррекция поведения личности
64.
К требованиям принципа общественного характера воспитания относятся:
A) оптимальное соответствие (соотношениE) государственных, общественных и личных потребностей в воспитательном процессе
B) приоритет государственных интересов в воспитательном процессе
C) приоритет общественных потребностей
D) воспитание гражданина – главное требование данного принципа
E) превалирование личных интересов
65.
Требования к принципу опоры на положительное в воспитании — это:
A) необходимость воспитания положительных качеств в человеке
B) выявлять в каждом воспитаннике положительные качества, опираясь на которые, искореняют плохие и развивают недостаточно сформированные качества
C) воспитатель должен вести постоянную борьбу с вредными привычками
D) обусловленность противоречивым характером развития человека
E) уделять больше внимания индивидуальному развитию личности ребенка
66.
Выбор методов воспитания определяют следующие факторы:
A) цель и задачи воспитания
B) количество воспитанников
C) практические возможности воспитателя
D) педагогические знания воспитателя
E) содержание воспитания
67.
По какому признаку методы воспитания делятся на убеждения, упражнения, поощрения и наказания?
A) по результатам воздействия
B) по характеру
C) на основе направленности
D) на основе характера деятельности воспитанников
E) на основе степени участия воспитанников в воспитании
68.
К методам убеждения относятся:
A) диспут
B) требование педагога
C) этическая беседа
D) упражнение
E) соревнование
69.
К методам самовоспитания относятся:
A) самообязательство
B) самопознание
C) самообладание
D) самоотчет
E) самоконтроль
70.
Укажите методы формирования сознания личности:
A) беседа
B) общественное мнение
C) разъяснение
D) соревнование
E) пример
71.
К средствам воспитания и обучения относятся:
A) игра
B) труд
C) общение
D) книги
E) семья
72.
Что из ниже перечисленного можно отнести к методам воспитания?
A) конференция по предмету
B) наблюдение
C) создание воспитывающей ситуации
D) порицание
E) тематический утренник
73.
Прием воспитания — это…
A) способ достижения цели
B) способ воздействия на сознание
C) часть общего метода, отдельное действие, конкретное улучшение
D) путь достижения заданной цели
E) средство выявления недостатков
74.
Соревнование – это:
A) игра, в которой определятся победитель
B) путь к закреплению достигнутых результатов
C) метод формирования закрепления необходимых качеств личности в процессе сравнения собственных результатов с достижениями других участников
D) метод установления превосходства одних воспитанников над другими;
E) стремление к приоритету любыми путями
75.
Наказание — это:
A) метод воспитания, проявляющийся в форме требования
B) способ воздействия на воспитанника с позиции интересов коллектива с целью прекратить отрицательные действия
C) решающий фактор торможения отрицательных действий воспитанников с целью формирования у них боязни за совершенные действия
D) неодобрение и отрицательная оценка, действий и поступков личности
E) указания и распоряжения учителей
76.
Поощрение — это:
A) способ педагогического воздействия на воспитанника, выражающий положительную оценку его поведения с позиции интересов одноклассников и с целью закрепления положительных качеств
B) метод воспитания, который предполагает вынесение воспитаннику благодарности
C) метод воспитания, когда воспитатель поощряет воспитанника с целью формирования положительного отношения к своим обязанностям
D) метод вознаграждения за хорошие поступки
E) прием стимулирования деятельности воспитанников
77.
Какая формулировка метода воспитания отвечает современным тенденциям гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса в школе? Методы воспитания – это …
A) способы воздействия на учащихся с целью формирования качеств личности
B) это совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы
C) способы педагогического воздействия на учащихся, направленные на достижение цели воспитания
D) способы деятельности воспитателя
E) совокупность приемов в воспитательной деятельности учителя
78.
К методу оценки и самооценки не относится…
A) поощрение
B) наказание
C) ситуация доверия
D) создание ситуаций успеха
E) самоконтроль
79.
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 |
ВОЗРАСТ (в психологии) — категория, служащая для обозначения временных характеристик- индивидуального развитая. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение (см. Детство). Первая попытка системного анализа категории психологического В. принадлежит Л. С. Выготскому. Ключевыми его характеристиками он считал «социальную ситуацию развития», отражающую место ребенка в системе общественных отношений, деятельность ребенка, новообразования в сфере сознания и личности. Процесс перехода от одно» возрастной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех названных структурных компонентов В. и может сопровождаться более или менее выраженными конфликтами и противоречиями (см. Кризисы возрастные). В нормативно-ценностном плане, приобретающем особое значение за пределами детства, каждый В. характеризуется специфическими жизненными задачами, от своевременного решения к-рых зависит как личностное развитие в целом, так и успешность перехода на следующий возрастной этап (например, выбор профессии и профессионала ная подготовка, создание семьи п др.). С ходом возрастного разам тия связаны и необратимые не и хофизиологические изменения, однако совпадения во времени тесно взаимосвязанных между собой линий физического (физиологического) , психического и социального развития индивида не происходит. Неравномерность темпа развития указанных сторон приводит к нередким расхождениям в степени физической, психологической или социальной зрелости индивида, обусловливая явления акселерации, психофизического и личностного инфантилизма, задержки психического развития и др. Хронологические границы психологических В. заметно варьируют в зависимости от социокультурных, экономических и других факторов. Необходимо различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития (в рамках отдельных психических процессов) (А. В. Запорожец). Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление к-рых, однако, и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности. В ряде концепций В. рассматривается как «суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, конвергируемых со многими сложными явлениями общественно-экономического развития человека в конкретных исторических условиях» (Б. Г. Ананьев). Необходимость междисциплинарного подхода в исследованиях возрастных особенностей психики подчеркивается в современной советской и зарубежной психологии (В. В. Давыдов, И. С. Кон, П. Бал-тес, О. Брим и др.). Возрастные ступени отличаются относительностью, условной усредненностью, что не исключает, однако, индивидуального своеобразия психического облика человека. Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом к человеку на том или ином этапе его жизни, и сущность его отношений с окружающими, его общественное положение. Специфические характеристики В. определяются особенностями вхождения ребенка в группы разного уровня развития (см. Уровень группового развития) и в учебно-воспитательные учреждения, изменением характера воспитания в семье, формированием новых видов и типов деятельности, обеспечивающих освоение ребенком общественного опыта, системы сложившихся знаний, норм и правил человеческой деятельности, а также особенностями физиологического развития. Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не имеет абсолютного значения — границы В. подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности. В СССР принята следующая периодизация В.: младенчество (от рождения до 1 года); реддошкольное детство (1-3 года);дошкольное детство (3-6 лет);младший школьный возраст (6- 10 лет); подростковый возраст (10- 15 лет); юность: первый период (старший школьный возраст 15- 17 лет), второй период (17-21 год);зрелый возраст: первый период (21-35 лет), второй период (35- 60 лет)’; пожилой возраст (60- 75 лет); старческий возраст (75- 90 лет); долгожители (90 лет и выше). В психологии принимаются различные по принципам построения концепции возрастной периодизации. Так, в 20-е годы XX в. складывались концепции развития психики, ориентированные на анатомо-физиологические изменения организма ребенка (Л. П. Блонский и др.). В 70-е годы Д. Б. Элькониным была предложена возрастная периодизация развития психики, основанная на смене ведущих деягельностей: игры (дошкольники), обучения (младшие школьники), интимно-личного общения (подростки), учебно-профессиональной деятельности (юноши). В 80-е годы А. В. Петровский предложил концепцию возрастной периодизации развития личности, к-рая определяется типом деятельностно-опосредствованных отношений индивида с наиболее референтными для него группами. Безотносительно к решению вопроса о детерминации возрастных особенностей концепции возрастной периодизации в основном отражают единую точку зрения психологов на определение границ возрастных этапов.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ (в психологии) — специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития (см. Возраст). Характеристика В. о. основана на выявлении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на последовательных возрастных, этапах онтогенеза. В. о. образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая познавательные, мотивационные, эмоциональные, перцептивные и другие характеристики индивида. В отличие от широко варьирующихся индивидуальных особенностей (см. Дифференциальная психология), возрастные изменения отражают такие преобразования, к-рые происходят в психике большинства представителей данной культуры или субкультуры при сравнительно одинаковых социально-экономических условиях. В. о. не проявляются в «чистом виде» и не имеют абсолютного и неизменного характера, они испытывают влияние со стороны культурно-исторических, этнических и социально-экономических факторов. Примером влияния конкретной исторической ситуации на В. о. могут служить различия психологических, личностных качеств у людей разных, даже близких поколений (см. Когортный анализ). Индивидуально-психологические свойства (включая темп развития личности) также могут накладывать весьма существенный отпечаток на В. о. человека. Особое значение имеет учет В. о. в процессе обучения и воспитания. Развивающий эффект обучения прямо зависит от степени его соответствия психологическим особенностям учащихся. С другой стороны, сами возрастные возможности усвоения знаний существенно расширяются в результате оптимизации содержания и методов учебно-воспитательного процесса.
Ïñèõîëîã: ×åëîâå÷åñêóþ æèçíü ìîæíî ñðàâíèòü ñ äëèííîé äîðîãîé. Êîãäà ÷åëîâåê ìîëîä, îíà êàæåòñÿ åìó áåñêîíå÷íîé, îí æèâ¸ò ñ îùóùåíèåì, ÷òî ó íåãî åù¸ âñ¸ âïåðåäè è â åãî ðàñïîðÿæåíèè ìíîãî âðåìåíè. Òàê ìíîãî, ÷òî ïîðîé îí äàæå íå çíàåò, êàê åãî èñïîëüçîâàòü è ÷åì çàïîëíèòü. Íà çàêàòå æèçíè, êîãäà áîëüøàÿ ÷àñòü ýòîé äîðîãè óæå ïðîéäåíà, ÷åëîâåê îãëÿäûâàåòñÿ íàçàä è âèäèò, ÷òî ãîäû ïðîëåòåëè, ñëîâíî îäèí ìèã. Îí ñîçíà¸ò, ÷òî âðåìÿ íåëüçÿ áûëî ðàñòðà÷èâàòü ïî ïóñòÿêàì â óùåðá òîìó, ÷òî áûëî çàäóìàíî, î ÷¸ì ìå÷òàëîñü. Ïîäðîáíåå î âîçðàñòíûõ îñîáåííîñòÿõ ÷åëîâåêà ðàññêàæåò ìîé äðóã Âðà÷.
×òî òàêîå âîçðàñò?
Âðà÷: Âîçðàñò ýòî îäèí èç ïåðèîäîâ, ýòàïîâ èëè öèêëîâ ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà. Íàñòóïëåíèå êàæäîãî âîçðàñòà ñîïðîâîæäàåòñÿ èçìåíåíèÿìè â îðãàíèçìå, â óìñòâåííîì ðàçâèòèè ÷åëîâåêà, à òàêæå â ñàìîì åãî îòíîøåíèè ê îêðóæàþùèì ëþäÿì è ìèðó â öåëîì.
Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ÷åëîâåê îò ðîæäåíèÿ äî ñìåðòè ïðîõîäèò ÷åðåç ïÿòü îñíîâíûõ âîçðàñòíûõ ýòàïîâ, ïÿòü ýïîõ ñâîåé æèçíè: äåòñòâî, îòðî÷åñòâî, þíîñòü, çðåëîñòü è ñòàðîñòü. Äàâàéòå ïîãîâîðèì î êàæäîì èç íèõ.
1. Äåòñòâî
×òî òàêîãî îñîáåííîãî â äåòñòâå?
Âðà÷: Äåòñòâî ýòî ñàìûé àêòèâíûé, ñàìûé ìíîãîîáðàçíûé ïåðèîä â æèçíè ÷åëîâåêà. Çà 11-12 ëåò îí ïðîõîäèò îãðîìíûé ïóòü îò íîâîðîæä¸ííîãî äî ïîäðîñòêà. Êàçàëîñü áû, ðåá¸íîê ïåðâîãî ãîäà æèçíè òîëüêî ñïèò, åñò è ïëà÷åò, ñîâåðøàåò ëèøü íåëîâêèå ïîïûòêè ïåðåìåùàòüñÿ â ïðîñòðàíñòâå, óïðàâëÿòüñÿ ñ ïðåäìåòàìè, âñòóïàòü â îáùåíèå. Íî èìåííî â ýòè ìåñÿöû ÷åëîâåê ñîñòàâëÿåò ìíåíèå î òîì ìèðå, â êîòîðûé ïðèø¸ë.  äåòñòâå âàæíî âñ¸: îêðóæàþùàÿ îáñòàíîâêà, ïèòàíèå, óõîä, èãðóøêè. Íî ñàìîå ãëàâíîå ëþáîâü. Åñëè ìàëûø ëèøàåòñÿ ëàñêè ìàòåðè, ó íåãî ðàçâèâàåòñÿ ãëóáîêàÿ ïñèõè÷åñêàÿ è ôèçè÷åñêàÿ îòñòàëîñòü.
Äåòñòâî ìîæíî ðàçäåëèòü íà íåñêîëüêî ïåðèîäîâ?
Âðà÷: Ñîâåðøåííî âåðíî. Ñäåëàâ ïåðâûå øàãè, ðåá¸íîê òåì ñàìûì âñòóïàåò â ïåðèîä ðàííåãî äåòñòâà îò ãîäà äî òð¸õ. Ýòî ñîâåðøåííî îñîáîå, óíèêàëüíîå âðåìÿ, êîãäà ÷åëîâåê îâëàäåâàåò òàêèìè ôóíäàìåíòàëüíûìè è ïðèíöèïèàëüíî íîâûìè äëÿ íåãî ñïîñîáíîñòÿìè, êàê õîäüáà, ðå÷ü è ìûøëåíèå.
Âîçðàñò îò òð¸õ äî øåñòè ëåò ïðèíÿòî íàçûâàòü äîøêîëüíûì äåòñòâîì. Ðåá¸íîê áûñòðî ðàñøèðÿåò ñîáñòâåííûå âîçìîæíîñòè: ñàì åñò è îäåâàåòñÿ, ó÷èòñÿ êàòàòüñÿ íà âåëîñèïåäå, ðèñîâàòü è ðåçàòü íîæíèöàìè. Îñîáåííî âàæíî â ýòîò ïåðèîä ñîâåðøåíñòâîâàòü ìåëêèå è òî÷íûå äâèæåíèÿ ðóê. Ïñèõîëîãè äîêàçàëè, ÷òî ïîäîáíûå äåéñòâèÿ íàïðÿìóþ ñâÿçàíû ñ ðàçâèòèåì ìîçãà.
Òðóäíûì èñïûòàíèåì äëÿ ìàëåíüêîãî ÷åëîâåêà ñòàíîâèòñÿ ïåðåõîä â ðàçðÿä øêîëüíèêîâ. Ðåçêî ìåíÿåòñÿ âåñü óêëàä æèçíè, ïîÿâëÿþòñÿ ïîñòîÿííûå îáÿçàííîñòè, ðàñøèðÿåòñÿ êðóã îáùåíèÿ. Åñëè ýòîò ïåðåõîä ñîâåðøèëñÿ óñïåøíî, òî îò 7 äî 11-12 ëåò ðàçâèòèå ðåá¸íêà ïðîòåêàåò ïëàâíî, áåç êàêèõ-ëèáî îñîáûõ ïðîáëåì. Îòíîøåíèÿ ñ ïàïîé è ìàìîé, îñòàâàÿñü ïî-ïðåæíåìó çíà÷èìûìè, âñ¸ æå îòõîäÿò íà âòîðîé ïëàí. Îãðîìíûì àâòîðèòåòîì îáëàäàþò ó÷èòåëÿ. Ðîæäàåòñÿ äðóæáà, ïîòðÿñàþò ïåðâûå ïðåäàòåëüñòâà. Íîðìàëüíî ðàçâèâàþùåãîñÿ ìëàäøåãî øêîëüíèêà îòëè÷àåò øèðîòà èíòåðåñîâ: îí óâëåêàåòñÿ òî ðèñîâàíèåì, òî ìóçûêîé, òî ñïîðòîì, ïðîáóåò ñåáÿ â ñàìûõ ðàçíûõ îáëàñòÿõ.
2. Ýòîò òðóäíûé ïåðåõîäíûé âîçðàñò
À ÷òî îñîáåííîãî â îòðî÷åñòâå?
Âðà÷: Ïîäðîñòêîâûé âîçðàñò íàçûâàþò ïåðåõîäíûì. Çà î÷åíü êîðîòêèé ñðîê ïðèìåðíî ñ 12 äî 15 ëåò (äåâî÷êè ÷óòü ðàíüøå, ìàëü÷èêè ÷óòü ïîçæå) ÷åëîâåê èç ðåá¸íêà ïðåâðàùàåòñÿ âî âçðîñëîãî. Ýòîò ïðîöåññ ñîïðÿæ¸í íå òîëüêî ñ ðàäîñòÿìè, íî è ñ òðóäíîñòÿìè.  ïåðèîä ñàìîãî áóðíîãî ðîñòà ìàëü÷èêè ïðèáàâëÿþò â ãîä îò 7 äî 12 ñì. Äåâî÷êè âûðàñòàþò íà 6-11 ñì â ãîä. Âíóòðåííèå îðãàíû, íå ïîñïåâàþùèå çà ðîñòîì òåëà, ðàáîòàþò ñ íàïðÿæåíèåì îòñþäà óòîìëÿåìîñòü, ñîíëèâîñòü. Ñíèæàåòñÿ óìñòâåííàÿ ðàáîòîñïîñîáíîñòü, âîçíèêàþò ïðîáëåìû ñ êîæåé è èçëèøíèì âåñîì. Íåäàâíÿÿ äåòñêàÿ ë¸ãêîñòü è ðåçâîñòü ñìåíÿþòñÿ íåóêëþæåñòüþ. Ðåçêî âûòÿíóâøèéñÿ ïîäðîñòîê ïîðîé íå èä¸ò, à òàùèòñÿ, íå ñàäèòñÿ íà ñòóë, à òÿæåëî ïàäàåò, òî è äåëî çàäåâàåò çà óãëû ìåáåëè, ñëîâíî îí íå ïðèâûê ê íîâûì ãðàíèöàì ñâîåãî òåëà.
Ïî÷åìó ïîäðîñòêîâûé âîçðàñò íàçûâàþò «òðóäíûì»?
Âðà÷: Ôèçè÷åñêèå èçìåíåíèÿ âûçûâàþò ñìÿòåíèå. Òî è äåëî â ãîëîâó ïðèõîäÿò âîïðîñû: «Ïî÷åìó ÿ òàêîé òîëñòûé? Ïî÷åìó ó ìåíÿ íåïðîïîðöèîíàëüíî äëèííûå ðóêè è íîãè? Ïî÷åìó ó çäîðîâåííîãî ïàðíÿ âûñîêèé äåòñêèé ãîëîñ èëè çàìåòíàÿ ãðóäü ó äåâî÷êè, êîòîðàÿ åù¸ ÷óâñòâóåò ñåáÿ ðåá¸íêîì?» Ïîäðîñòêàì òðóäíî ïîâåðèòü, ÷òî âñå ýòè ïðîáëåìû âðåìåííûå, è ìíîãèõ îíè ïðèâîäÿò â îò÷àÿíèå.
Ïîäðîñòêîâûé âîçðàñò — ñàìûé äðàìàòè÷íûé â æèçíè ÷åëîâåêà. Âî ìíîãîì ýòî ñâÿçàíî ñ äâóñìûñëåííîñòüþ ïîëîæåíèÿ ïîäðîñòêà â ñîâðåìåííîì îáùåñòâå. Îí âäðóã ëèøàåòñÿ áîëüøèíñòâà ïðèâèëåãèé äåòñêîãî âîçðàñòà. Îò íåãî æäóò âçðîñëîé ñåðü¸çíîñòè è îòâåòñòâåííîñòè çà ñâîè ïîñòóïêè. Ó÷èòåëÿ è ðîäèòåëè íå ñêëîííû ñíèñõîäèòåëüíî îòíîñèòüñÿ ê ïðîÿâëåíèÿì ëåãêîìûñëèÿ è áåñïå÷íîñòè âñåãî òîãî, ÷òî ïðîùàþò äåòÿì. Îäíàêî ïðåèìóùåñòâà âçðîñëûõ ïîäðîñòêó íå ïðåäîñòàâëÿþòñÿ. Îí çàâèñèò îò ðîäèòåëåé ìàòåðèàëüíî è ìîðàëüíî, äîëæåí îò÷èòûâàòüñÿ ïåðåä íèìè, êóäà èä¸ò, ñ êåì è çà÷åì. Ìåæäó ïîäðîñòêîì è âçðîñëûì ñëîâíî èä¸ò íåñêîí÷àåìûé ñïîð. «ß óæå íå ðåá¸íîê!» — çàÿâëÿåò ìîëîäîé ÷åëîâåê, îòñòàèâàÿ ñâî¸ ïðàâî íà ñàìîñòîÿòåëüíîñòü. «Íî òû åù¸ íå âçðîñëûé!» — îòâå÷àþò åìó, îãðàíè÷èâàÿ è êîíòðîëèðóÿ. «ß åù¸ íå âçðîñëûé!» — ãîâîðèò îí, ïðîñÿ î ïîääåðæêå è òåðïèìîñòè. «Íî òû óæå íå ðåá¸íîê!» — ñëûøèò îí íà ýòî è ñòàëêèâàåòñÿ ñ ïîñòîÿííûì òðåáîâàòåëüíûì íåäîâîëüñòâîì ñòàðøèõ.
Íó, êàê çäåñü íå ñîðâàòüñÿ!
Âðà÷: Äà, íåóäèâèòåëüíî, ÷òî ïîäðîñòêà ÷àñòî îòëè÷àåò ðàçäðàæèòåëüíîñòü, äàæå àãðåññèâíîñòü. Ïîðîé ó íåãî âîçíèêàþò íàïðÿæ¸ííûå îòíîøåíèÿ ñ ñåìü¸é. Ïîäðîñòîê êàê áû îòñòðàíÿåòñÿ îò ðîäèòåëåé, ïåðåñòà¸ò ïðèçíàâàòü èõ íåçûáëåìûé àâòîðèòåò. Îñîáóþ ðîëü â åãî æèçíè íà÷èíàþò èãðàòü ñâåðñòíèêè. Îòðî÷åñòâî — ýòî âîçðàñò êîëëåêòèâèçìà è ïîäðàæàíèÿ. Ïîäðîñòîê ñòðåìèòñÿ îäåâàòüñÿ, ãîâîðèòü è äóìàòü «êàê âñå íàøè».
3. Þíîñòü è çðåëîñòü
Ïîäðîñòêîâûå ïðîáëåìû ñî âðåìåíåì ïðîõîäÿò?
Âðà÷: Ê 16 ãîäàì â îñíîâíîì çàâåðøàåòñÿ óñêîðåííûé ðîñò îðãàíèçìà, óëó÷øàþòñÿ ñàìî÷óâñòâèå è âíåøíîñòü. Íàñòóïàåò ïîðà þíîñòè. Ðåá¸íîê îêîí÷àòåëüíî ïðåâðàùàåòñÿ âî âçðîñëîãî. Èññëåäîâàíèÿ ïîêàçûâàþò, ÷òî ñóùåñòâåííîé ðàçíèöû ìåæäó ìûøëåíèåì þíîøè è âçðîñëîãî ÷åëîâåêà íåò. Ðàñöâåò ïåðåæèâàþò è äðóãèå ñïîñîáíîñòè: â þíîñòè ÷àñòî ñî÷èíÿþò ñòèõè è ïåñíè, ðèñóþò, èãðàþò â ñïåêòàêëÿõ, èçîáðåòàþò. Þíîøà óæå, êàê ïðàâèëî, çíàåò, ÷òî åìó íóæíî, è ìîæåò óïðàâëÿòü ñîáîé. Ìåíÿåòñÿ îòíîøåíèå ê ó÷¸áå: îíà âîñïðèíèìàåòñÿ òåïåðü êàê ÷àñòü ñîáñòâåííûõ æèçíåííûõ ïëàíîâ. Îäèí èç îñíîâíûõ âîïðîñîâ ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà «Êòî ÿ?» ñìåíÿåòñÿ âîïðîñàìè î ñâîèõ æèçíåííûõ öåëÿõ: «×åãî ÿ õî÷ó?» è «×òî ÿ ìîãó?». Ñàìè îáñòîÿòåëüñòâà æèçíè çàñòàâëÿþò ñîâåðøàòü ñåðü¸çíûé âûáîð: ïðîôåññèè, êðóãà îáùåíèÿ, ñòèëÿ ïîâåäåíèÿ, à âîçìîæíî, è ñïóòíèêà æèçíè. Ïîñòåïåííî íàëàæèâàþòñÿ îòíîøåíèÿ ñî ñòàðøèìè. Ïåðåæèâ îñòðîå ðàçî÷àðîâàíèå â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå, ÷åëîâåê â þíîñòè íà÷èíàåò ïî-íîâîìó îòíîñèòüñÿ ê ðîäèòåëÿì è ó÷èòåëÿì.
×åì çðåëîñòü îòëè÷àåòñÿ îò þíîñòè?
Âðà÷: Âçðîñëîñòüþ èëè çðåëîñòüþ ïðèíÿòî íàçûâàòü äëèòåëüíûé ýòàï ìåæäó þíîñòüþ è ñòàðåíèåì, ïðèìåðíî ñ 25 äî 60-65 ëåò. Ïîëîæåíèå â îáùåñòâå âçðîñëûõ ëþäåé áîëåå âûñîêîå, ÷åì ó ìîëîäûõ. È ýòî, â îáùåì, ñïðàâåäëèâî: óæå íàêîïëåí æèçíåííûé îïûò, åñòü çíàíèÿ è óìåíèÿ, êîòîðûå ïðèîáðåòàþòñÿ òîëüêî ñ âîçðàñòîì. Âçðîñëûé ÷åëîâåê ýòî ñîñòîÿâøàÿñÿ ëè÷íîñòü ñî ñâîèì áàãàæîì çíàíèé è óìåíèé. Âçðîñëûé ÷åëîâåê ñïîñîáåí ïðèíèìàòü ñàìîñòîÿòåëüíûå ðåøåíèÿ è ãëàâíîå íåñòè îòâåòñòâåííîñòü çà ñäåëàííûé âûáîð, áûòü õîçÿèíîì ñîáñòâåííîé ñóäüáû. Âìåñòå ñ òåì ëþäè ñ áîãàòûì æèçíåííûì îïûòîì ñïîêîéíî îòíîñÿòñÿ ê æèçíè, ïðèíèìàÿ å¸ òàêîé, êàêàÿ îíà åñòü.
4. Ñòàðîñòü
Ñòàðîñòü ó âñåõ ðàçíàÿ!
Âðà÷: Âåðíî. Ëþäè ïî-ðàçíîìó ïðîæèâàþò äåòñòâî, þíîñòü, çðåëûå ãîäû, íî, ïîæàëóé, íèêîãäà ýòà ðàçíèöà òàê íå áðîñàåòñÿ â ãëàçà, êàê íà ñêëîíå äíåé. Êòî-òî è â 70, è â 80 ëåò ïîëîí áîäðîñòè, ïëàíîâ, èäåé, ê íåìó òÿíóòñÿ îêðóæàþùèå, åãî ìíåíèåì äîðîæàò. Äðóãîé â òîì æå âîçðàñòå ëèøü «äîæèâàåò», öåëèêîì ïîãëîù¸ííûé ñâîèìè áîëåçíÿìè è ñîæàëåíèÿìè îá óøåäøåé ìîëîäîñòè, à ïîñòîÿííîå áðþçæàíèå è ìàíåðà âñåõ ïîó÷àòü ñïîñîáíû âûçâàòü ðàçäðàæåíèå äàæå ó áëèçêèõ.
×åì âûçâàíà òàêàÿ ðàçíèöà?
Âðà÷: Ñ÷èòàþò, ÷òî ñàìîîùóùåíèå ÷åëîâåêà â ñòàðîñòè âî ìíîãîì çàâèñèò îò îöåíêè èì ïðîéäåííîãî ïóòè: èñïûòûâàåò ëè îí â èòîãå óäîâëåòâîðåíèå îò ñäåëàííîãî è ïðîèñøåäøåãî èëè îò÷àÿíèå, âûçâàííîå îñîçíàíèåì, ÷òî âñ¸ áûëî íå òàê, à òåïåðü íè÷åãî íå èçìåíèøü.
Ñàìîå òÿæ¸ëîå â ñòàðîñòè ýòî óòðàòèòü ñìûñë ñóùåñòâîâàíèÿ. Ãëàâíûå æèçíåííûå çàäà÷è âûïîëíåíû, îò ÷åëîâåêà óæå íèêòî íè÷åãî íå æä¸ò, è ñàì ñåáÿ îí ïîðîé íà÷èíàåò âîñïðèíèìàòü íåíóæíûì, ñëó÷àéíî çàáûòûì îáëîìêîì ïðîøëîãî. Äëÿ ñòàðèêîâ â ïîëíûé ðîñò ñòàíîâèòñÿ âîïðîñ î ïðèáëèæåíèÿ ñìåðòè. Íåîáõîäèìî âûðàáîòàòü ñâî¸ îòíîøåíèå ê íåé.
Äà, ñòàðîñòü íåïðîñòîé âîçðàñò!
Âðà÷: Íî âìåñòå ñ òåì ýòî âåðøèíà æèçíè, òî÷êà ìàêñèìàëüíîãî íàêîïëåíèÿ îïûòà, çíàíèé, ìóäðîñòè. Ïîðà ìàêñèìàëüíîé ñâîáîäû îò îáÿçàòåëüñòâ è ñóåòû. Çíàìåíèòûé àíãëèéñêèé ïèñàòåëü Áåðíàðä Øîó, êîòîðûé ïðîæèë 94 ãîäà è äî ñàìîé ñìåðòè ñîõðàíÿë óäèâèòåëüíóþ ðàáîòîñïîñîáíîñòü, áîäðîñòü è ÷óâñòâî þìîðà, â áåñåäå î ñòàðîñòè ïîä÷åðêíóë: «Íåò ñòàðîñòè äëÿ ëþäåé ñ æèâîé äóøîé è ðàçóìîì, âáèðàþùèõ æèçíü âñåìè ïÿòüþ ÷óâñòâàìè. Ñòàðûì ìîæíî áûòü è â ìîëîäîñòè, íî ìîæíî ïðîæèòü äîëãóþ æèçíü, òàê è íå ïîçíàâ å¸. ×åëîâåê ÷àñòî óìèðàåò ðàíüøå, íåæåëè èñ÷åðïàë âñå ñâîè äóõîâíûå è óìñòâåííûå ñèëû. È åñëè ìîëîäîñòü ñòèõèÿ ñòðàñòåé è ýìîöèé, òî ñòàðîñòü ñòèõèÿ ìûñëè, òâîð÷åñòâà, ðàçóìà».
Ïî÷åìó ëþäè ñòàðÿòñÿ è óìèðàþò?
Âðà÷: Çíàìåíèòûé ðèìñêèé êîìåäèîãðàô Ïóáëèé Òåðåíöèé îáúÿâèë ñòàðîñòü áîëåçíüþ. Ìíîãèå èç ñîâðåìåííûõ ó÷¸íûõ ñîãëàñíû ñ íèì. Îíè ñ÷èòàþò, ÷òî âîçðàñòíûå èçìåíåíèÿ ðåçóëüòàò ïîâðåæäåíèé, íàêàïëèâàþùèõñÿ íà ðàçëè÷íûõ óðîâíÿõ îðãàíèçìà. Óïðîùåííî ãîâîðÿ, ìåëü÷àéøèå ÷àñòèöû, èç êîòîðûõ ñîñòîèò êëåòêà, â ïðîöåññå ñâîåé æèçíè íåèçáåæíî ïîëó÷àþò ïîâðåæäåíèÿ, «ïîðòÿòñÿ». Ñ òàêèìè êëåòêàìè âñòóïàþò â áîðüáó çàùèòíûå ñèñòåìû îðãàíèçìà. Íî â íèõ òîæå íàêàïëèâàþòñÿ èñïîð÷åííûå ìîëåêóëû.  ðåçóëüòàòå ñ âîçðàñòîì çíà÷èòåëüíî ñíèæàåòñÿ ñïîñîáíîñòü èñïðàâëÿòü ïîâðåæäåíèÿ, âîçíèêàþùèå âíóòðè îðãàíèçìà. Êàêàÿ-òî èç î÷åðåäíûõ «ïîëîìîê» óáèâàåò ÷åëîâåêà
Íî åñòü è äðóãàÿ òî÷êà çðåíèÿ?
Âðà÷: Íåêîòîðûå ó÷¸íûå âèäÿò â ñòàðîñòè çàêîíîìåðíûé ýòàï ðàçâèòèÿ îðãàíèçìà. Ñìåðòü, ñ÷èòàþò îíè, «çàïðîãðàììèðîâàíà» â í¸ì ñ ñàìîãî åãî çàðîæäåíèÿ. Âåäü ñìåðòü íåçðèìî ïðèñóòñòâóåò â êàæäîì èç íàñ óæå ñ ïåðâûõ äíåé ñóùåñòâîâàíèÿ. Æèçíü îòäåëüíûõ êëåòîê, èç êîòîðûõ ñîñòîèò îðãàíèçì, çàìåòíî êîðî÷å æèçíè âñåãî îðãàíèçìà. Íàïðèìåð, êàæäóþ ñåêóíäó âíóòðè ëþáîãî ÷åëîâåêà óìèðàåò ïîðÿäêà 4 ìèëëèîíîâ êëåòîê êðîâè, ìèëëèîíû êëåòîê êîæè, õðóñòàëèêà ãëàçà, êîñòåé è ò.ä. Èõ ìåñòî çàíèìàþò íîâûå, áîëåå ìîëîäûå. Íî ñ êàæäûì öèêëîì îáíîâëåíèÿ â ÷åëîâåêå íàêàïëèâàþòñÿ óäðó÷àþùèå èçìåíåíèÿ: ïîñòåïåííî òåðÿåòñÿ óïðóãîñòü êîæè, ïîÿâëÿþòñÿ ìîðùèíû, óìåíüøàåòñÿ ïðîñâåò êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ, èçíàøèâàåòñÿ ñåðäöå è íàñòóïàåò âðåìÿ, êîãäà êëåòêè â æèçíåííî âàæíûõ îðãàíàõ ïåðåñòàþò îáíîâëÿòüñÿ. Îðãàíû íà÷èíàþò ñòàðåòü è ðàçðóøàþòñÿ