Каков физический смысл массы тела какими свойствами оно обладает
при
малых колебаниях физический маятник
совершает гармонические колебания с
циклической частотой
и периодом
,
где
— приведённая
длина
маятника.
Иначе,
приведённая длина физического маятника–
это длина такого математического
маятника, период колебаний которого
совпадает с периодом колебаний данного
физического маятника.
Точка
на продолжении прямой
,
отстоящая от оси подвеса на расстоянии
приведённой длины
,
называется центром качаний физического
маятника. Применяя теорему Штейнера,
получим
,
т.е.
всегда больше
.
Точка подвеса
и центра качаний
обладают свойством взаимозаменяемости,
при перемене их местами, период колебаний
не изменится.
50. Как выглядит кривые зависимости периода колебаний от расстояния между точкой подвеса и центром масс для математического и физического маятников, изабраженные на одном и том же графике?
Зависимость
периода колебаний физического маятника
от расстояния между точкой подвеса и
центром масс
Подставив
I=
I0
+
ma2
,(5.10)
где
I0
— момент инерции тела относительно оси,
проходящей через центр масс., в
. получим
зависимость периода Т колебаний
физического маятника от расстояния а
между точкой подвеса «О» и центром масс
«С»:
. (5.13)
На
рис. 5.2. качественно изображена зависимость
(5.13). При а0
(точка подвеса приближается к центру
масс) период колебаний Т стремится к
бесконечности, что соответствует
безразличному равновесию. С удалением
точки подвеса от центра масс период
колебаний Т маятника сначала уменьшается,
а затем снова возрастает и с дальнейшим
увеличением а опять стремится к
бесконечности.
В
случае а
вторым слагаемым под корнем в выражении
(5.13) можно пренебречь по сравнению с
первым, тогда будем иметь:
.
Последняя
формула соответствует периоду колебаний
математического маятника. Действительно,
пределу а
соответствует пренебрежение размерами
самого маятника по сравнению с расстоянием
а от точки подвеса до центра масс — это
и есть определение математического
маятника
Период
колебаний физического маятника принимает
минимальное значение на некотором
расстоянии а* от точки подвеса до центра
масс. Найти это расстояние а* и
соответствующий ему период колебаний
Тmin
можно из условия экстремума:
.
Отсюда,
используя (5.13), получим следующие
выражения:
,
. (5.14)
Приведенная
длина l0
определяется графически с помощью
экспериментально полученной зависимости
периода колебаний физического маятника
от расстояния между точкой подвеса и
центром масс, качественно изображенной
на рис.5.2. Как видно, эта кривая состоит
из двух ветвей, симметрично расположенных
относительно оси ординат (ось Т).
51.
Запишите
и сформулируйте второй закон Ньютона.
Второй
закон Ньютона —
дифференциальный
закон
движения, описывающий зависимость
ускорения
тела от равнодействующей всех приложенных
к телу сил.
Один из трёх законов
Ньютона.
Основным
законом динамики материальной точки
является второй закон Ньютона, который
говорит о том , как изменяется механическое
движение материальной точки под действием
приложенных к ней сил. Второй закон
Ньютона гласит: произведение массы
материальной точки на её ускорение
равно действующей на неё силе. F=ma.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Краткое описание документа:
Результатом освоения учебной дисциплины Физика являются, подлежащие проверке
умения:
-описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;
-делать выводы на основе экспериментальных данных;
-отличать гипотезы от научных теорий;
-применять полученные знания по физике для решения физических задач;
-приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
-приводить примеры практического использования физических знаний законов механики, термодинамики, электродинамики в энергетике, различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетике, лазеров;
-воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
-определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
-измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешности;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио и телекоммуникаций, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знания:
-смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета звезда, галактика, Вселенная;
-смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
-смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса, электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции;
-вклад российских и зарубежных ученых оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
Перечень объектов контроля и оценки
Объекты оценивания | Критерии |
ОК-1. Способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение. | Своевременность выполнения практической работы. Выполнение работы в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; |
ПК-1. Способность свободно владеть разделами физики, необходимыми для решения научно-инновационных задач и способностью свободно владеть профессиональными знаниями для анализа и синтеза физической информации | Своевременность выполнения практической работы. Выполнение работы в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; |
ПК-2. Способность организовать и планировать физические исследования и способностью использовать полученные знания по физике в процессе учебной деятельности для решения профессиональных задач. | Самостоятельно и рационально выбрать и подготовить для опыта все необходимое оборудования, все опыты провести в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; Своевременность; |
У-1. Уметь проводить наблюдения | Своевременность выполнения практической работы. Выполнение работы в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; |
У-2. Уметь планировать и выполнять эксперименты | Своевременность выполнения практической работы. Выполнение работы в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; |
У-3. Уметь применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практического использования физических знаний | Своевременность выполнения практической работы. Выполнение работы в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; |
У-4. Уметь использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды | Своевременность выполнения практической работы. Выполнение работы в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; |
3-1. Знать смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, | Обнаруживать полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий; |
3-2. Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, импульс, сила, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия, количество теплоты, электрический заряд | Технически грамотно выполнять физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений; |
3-3. Смысл физических законов всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса, электрического заряда, термодинамики, | Дать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; |
Критерии оценивания заданий
Оценка в пятибалльной шкале | Критерии оценки | Количество правильно данных вопросов |
«2» | Выполнено менее 70% задания | Даны верные ответы менее, чем на 55 вопросов |
«3» | Выполнено70-79% задания | Даны верные ответы на 62-65вопроса |
«4» | Выполнено 80-89% задания | Даны верные ответы на 68-70вопросов |
«5» | Выполнено более 90% задания | Данные верные ответы на 72-75вопросов |
Критерии оценивания заданий:
За каждое правильно выполненное тестовое задание (верный ответ) ставится 1 балл,за правильное выполненное ситуационное задание (верный ответ) ставится 2 балла, за
неверный ответ — 0 баллов.
«отлично» — 79-82
«хорошо» — 75-77
«удовлетворительно» — 69-72
«неудовлетворительно» — менее 60
Время выполнение заданий -240мин
Количество вариантов-2
Критерии оценивания выполнения практического задания
Своевременность выполнения практической работы.
Выполнение работы в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
проведения опытов и измерений;
-демонстрация знаний сущности основных физических законов;
— демонстрация знаний при решении задач и заданий по физике;
— обучающийся демонстрирует полное понимание основных законов, понятий и явленийфизики.
Примечание: ответы на вопросы, оцениваемые в 2 балла, подтверждаются выполненным письменным решением.