Какими свойствами обладает текст
Текст – это сообщение, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, состоящее из ряда особых единств, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, и имеющее определённый модальный характер и прагматическую установку.
Рассмотрим признаки, положенные в основу определения.
1.Текст – это сообщение. В отличие от предложения, передающего завершённую мысль, сообщение содержит развёрнутую законченную мысль, смысловыми компонентами которой являются зачин (начало информации), разработка (развитие) и концовка (завершение информации).
2.Текст – документ, литературно обработанный в соответствии с типом этого документа. Речь идёт о соответствии любого сообщения речевой ситуации, стилю и жанру, в рамках которых реализуется речевое произведение.
3.Текст состоит из ряда особых единств, объединённых лексически (по смыслу), грамматически и логически. Единицами, составляющими текст, являются предложения. Текстообразующими факторами в них выступают: тематический отбор слов, за счёт которого создаётся смысловое единство, грамматические средства связи (местоимения, наречия, служебные части речи, вводные слова), движение информационных центров (соотношение данного и нового).
4.Текст имеет модальный характер, что проявляется через соотношение сообщений с действительностью. Повествование от 1 лица формирует субъективную модальность, которую можно наблюдать в лирике или публицистике. Повествование от 3 лица характерно для объективной модальности, которая присуща научным текстам, деловым документам регламентирующего характера (закон, постановление).
5.Текст характеризуется прагматической установкой, которая предполагает определённое воздействие информации и некую реакцию на эту информацию со стороны воспринимающего.
Основными свойствами текста исследователи считают связность и цельность. Связность обусловлена линейностью текста, которая проявляется через развёртывание информации, присоединением компонентов, несущих новую информацию, к уже реализованной части текста. Текст является связным, если он представляет собой законченную последовательность предложений, связанных по смыслу. Связность бывает двух видов: формальная и смысловая. Формальная связность выражается с помощью языковых средств: повтор (Россия – большая страна. В России живёт 150 млн человек.). Смысловая связность – связь на основе на основе общего содержания смежных фраз. Она осуществляется без внешне выраженных средств связности (Он надел очки. Глаза стали лучше видеть). Цельность текста проявляется в соотнесённости с действительностью. Только тот речевой отрезок именуется целостным, в основе которого лежит смысловое единство. Высказывание может быть построено в соответствии с грамматическими нормами языка, но если целостность отсутствует, то такой текст обессмысливается. Такой принцип положен в основу народных частушек-нескладушек: Баба борозду пахала,/ Гусь сломал себе ногу,/ летит бык на эроплане, / Я щекоток не боюсь.
Могут существовать тексты связные, но не целостные. Иногда пропуск связующего звена может быть использован для создания комического эффекта: Репортёр принёс редактору репортаж о дорожном происшествии. Тот ему сказал: «Слишком длинно. Сократить». Через полчаса репортёр принёс такой текст: «Мистер Смит вёл машину со скоростью 100 миль в ас по скользкому шоссе. Похороны завтра, в 15.00».
Рассмотрим на конкретном примере, как проявляются признаки текста.
Библиотека купца Юдина была самой крупной библиотекой за Уралом. К концу века в ней насчитывалось около 100 тысячи томов. В них на русском и иностранном языках содержались сведения о России вообще и о Сибири в частности. Это было ценнейшее собрание, которое по редкостям соперничало со знаменитой библиотекой Томского университета…
Приведённая запись представляет собой текст, так как перед нами упорядоченная, материально выраженная информация, обладающая цельностью и связностью. Цельность обусловлена объективной и реальной модальностью: информация излагается от 3-го лица, факты поданы как реально существующие в прошлом. Реальность фактов подтверждена именем героя, географическими названиями. Тематический отбор слов создаёт отношение к реальной действительности и обеспечивает связь между предложениями.
Òåîðåòè÷åñêèå àñïåêòû òåêñòà è åãî ñâîéñòâ. Ïðåäìåò è îáúåêò òåîðèè òåêñòà. Îñîáåííîñòè âîñïðèÿòèÿ òåêñòà. Ñðàâíèòåëüíî-èñòîðè÷åñêèé ìåòîä ïðè èññëåäîâàíèè ÿçûêîâ èíäîåâðîïåéñêîé ÿçûêîâîé ñåìüè. Öåëîñòíîñòü, ñâÿçíîñòü êàê îñíîâíûå òåêñòîîáðàçóþùèå òåêñòà.
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
35
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ è íàóêè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè
Íàáåðåæíî÷åëíèíñêèé èíñòèòóò (ôèëèàë)
Ôåäåðàëüíîãî ãîñóäàðñòâåííîãî àâòîíîìíîãî îáðàçîâàòåëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ âûñøåãî îáðàçîâàíèÿ
Êàçàíñêèé (ïðèâîëæñêèé) ôåäåðàëüíûé óíèâåðñèòåò
Ñîöèàëüíî-ãóìàíèòàðíîå îòäåëåíèå
Êàôåäðà ôèëîëîãèè
Ñïåöèàëüíîñòü: 45.05.01. — «ÏÅÐÅÂÎÄ È ÏÅÐÅÂÎÄÎÂÅÄÅÍÈÅ»
Ñïåöèàëèçàöèÿ: «Ïåðåâîä è ïåðåâîäîâåäåíèå»
ÊÓÐÑÎÂÀß ÐÀÁÎÒÀ
Òåêñò è åãî îñíîâíûå ñâîéñòâà
Ðàáîòà çàâåðøåíà: Àðòåìüåâà Ò.Þ.
Íàó÷íûé ðóêîâîäèòåëü
ä. ô. í, ïðîôåññîð (Áèëÿëîâà À.À.)
2016 ã.
Îãëàâëåíèå
- Ââåäåíèå
- Ãëàâà 1. Òåîðåòè÷åñêèå àñïåêòû òåêñòà è åãî îñíîâíûõ ñâîéñòâ
- 1.1 Òåîðèÿ òåêñòà. Åå ïðåäìåò è îáúåêò
- 1.2 Òåêñò è åãî âîñïðèÿòèå
- Âûâîäû ïî ïåðâîé ãëàâå
- Ãëàâà 2. Ñðàâíèòåëüíî-èñòîðè÷åñêèé ìåòîä ïðè èññëåäîâàíèè ÿçûêîâ èíäîåâðîïåéñêîé ÿçûêîâîé ñåìüè
- 2.1 Öåëîñòíîñòü è ñâÿçíîñòü êàê îñíîâíûå òåêñòîîáðàçóþùèå òåêñòà
- 2.2 Îñíîâíûå ñâîéñòâà òåêñòà
- Âûâîäû ïî âòîðîé ãëàâå
- Çàêëþ÷åíèå
- Áèáëèîãðàôèÿ
òåêñò ñâîéñòâî ÿçûêîâàÿ ñåìüÿ
Óñëîæíÿåòñÿ çàäà÷à ðàçðàáîòêè òèïîëîãèè òåêñòîâ è òåì, ÷òî íå ñóùåñòâóåò îáùåïðèíÿòîé òåðìèíîëîãèè â òåîðèè òåêñòà. Áåç ÷åòêîé äèôôåðåíöèàöèè èñïîëüçóþòñÿ òåðìèíû «òèï òåêñòà», «êëàññ òåêñòîâ», «âèä òåêñòà», «òèï äèñêóðñà», «òèï ðå÷è», «ôîðìà òåêñòà» è äàæå «ñîðò òåêñòà».
Ðàçíîãëàñèÿ íàáëþäàþòñÿ è â âûáîðå êðèòåðèåâ òèïîëîãèçàöèè. Ïîñëåäíåå îáúÿñíÿåòñÿ ïðèðîäîé ñàìîãî òåêñòà, åãî ìíîãîàñïåêòíîñòüþ: îäèí è òîò æå òåêñò ìîæåò áûòü îòíåñåí ê ðàçíûì òèïîëîãè÷åñêèì ãðóïïàì ïðè ó÷åòå ðàçíûõ åãî àñïåêòîâ, êîãäà â îñíîâàíèå êëàññèôèêàöèè êëàäóòñÿ ðàçíûå ïðèçíàêè, îáúåêòèâíî ñóùåñòâóþùèå â òåêñòå. Âûáîð èñõîäíîé òî÷êè îòñ÷åòà, â äàííîì ñëó÷àå êëàññèôèêàöèîííîãî êðèòåðèÿ, ìîæåò ìåíÿòüñÿ, è ïîòîìó ìîãóò ñìåùàòüñÿ è ãðóïïû òåêñòîâ â ðàçíûõ êëàññèôèêàöèÿõ. Èäåàëüíàÿ òèïîëîãèÿ òåêñòîâ äîëæíà îòðàçèòü ðàçíûå àñïåêòû äàííîãî îáúåêòà — êàê êîììóíèêàòèâíî-ôóíêöèîíàëüíûé, òàê è ñòðóêòóðíî-ñåìèîòè÷åñêèé.
Äëÿ ýòîãî ñêîðåå âñåãî ïîäîéäåò ñìåøàííûé êðèòåðèé, êîãäà ó÷èòûâàåòñÿ ñîâîêóïíîñòü ýêñòðà- è èíòðàòåêñòóàëüíûõ äèôôåðåíöèàëüíûõ ïðèçíàêîâ. Ðàçíûå ó÷åíûå âûäåëÿþò ðàçíîå êîëè÷åñòâî òàêèõ ïðèçíàêîâ, è ïîòîìó êëàññèôèêàöèè ïîëó÷àþòñÿ áîëåå îáîáùåííûìè èëè áîëåå äåòàëèçèðîâàííûìè.  ëþáîì ñëó÷àå âàæíî ñîáëþäåíèå ñàìîãî èçáðàííîãî ïðèíöèïà, ÷òîáû â îäíîì ðÿäó íå îêàçàëèñü ïîíÿòèÿ ðîäîâîãî è âèäîâîãî ïëàíà èëè íå îáíàðóæèëèñü äðóãèå íåêîððåêòíûå ñî÷åòàíèÿ.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ íàèáîëåå ïîñëåäîâàòåëüíîé è ãèáêîé ïðåäñòàâëÿåòñÿ ñèñòåìà òåêñòîâ (èõ òèïîëîãèÿ), îñíîâàíèåì êîòîðîé ÿâëÿåòñÿ òåîðèÿ ôóíêöèîíàëüíûõ ñòèëåé ïðè ó÷åòå êîììóíèêàòèâíî-ïðàãìàòè÷åñêèõ óñëîâèé òåêñòîîáðàçîâàíèÿ.
Âàæíûì â äàííîì ñëó÷àå îêàçûâàåòñÿ òîò ôàêò, ÷òî ôóíêöèîíàëüíàÿ ñòèëèñòèêà ó÷èòûâàåò ñîîòíåñåíèå ýêñòðà — è èíòðàëèíãâèñòè÷åñêèõ ôàêòîðîâ â ðàçëè÷íûõ ñîöèî-êîììóíèêàòèâíûõ ðàçíîâèäíîñòÿõ òåêñòà.
…
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Ñòðóêòóðà òåêñòà, ìîðôîëîãè÷åñêèé óðîâåíü. Èññëåäîâàíèå òåêñòà ñ ëèíãâèñòè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ. Ïðÿìîíàïðàâëåííàÿ è íåïðÿìîíàïðàâëåííàÿ ñâÿçíîñòü òåêñòà. Âàæíîñòü ìîðôîëîãè÷åñêîãî óðîâíÿ òåêñòà â ïîíèìàíèè ñòðóêòóðû òåêñòà è äëÿ ïîíèìàíèÿ èíòåíöèè àâòîðà.
ðåôåðàò [30,4 K], äîáàâëåí 05.01.2013
Ïîíÿòèå òåêñòà â êîíöåïöèÿõ ëèíãâèñòîâ è ïñèõîëèíãâèñòîâ, åãî îñíîâíûå õàðàêòåðèñòèêè, ñâîéñòâà è ôóíêöèè. Ïîäõîäû ê åãî îïèñàíèþ. Ïðèðîäà è ïðîöåññ ïîðîæäåíèÿ òåêñòà. Ìåõàíèçìû è îñîáåííîñòè åãî âîñïðèÿòèÿ íà ïðèìåðå àíàëèçà õóäîæåñòâåííîãî ïðîèçâåäåíèÿ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [47,8 K], äîáàâëåí 15.01.2014
Ïîíÿòèå ïåðåâîäà êàê òåêñòà. Ñîäåðæàòåëüíàÿ ñòðóêòóðà òåêñòà èõ ïåðåâîä÷åñêàÿ òèïîëîãèÿ. Öåííîñòü èíôîðìàöèè è ñîîáùåíèÿ. Ôîðìàëüíûå è ñìûñëîâûå ñâÿçè ìåæäó âûñêàçûâàíèÿìè. Ïîñëåäîâàòåëüíîñòü è ñâÿçíîñòü èçëîæåíèÿ. Ôîðìàëüíàÿ ñâÿçíîñòü òåêñòà.
ïðåçåíòàöèÿ [44,7 K], äîáàâëåí 29.07.2013
Òåîðåòè÷åñêèå îñíîâû èçó÷åíèÿ òåêñòà. Ðàçãðàíè÷åíèå òåêñòà è äèñêóðñà. Ïîíÿòèå òåêñòà è ïîäõîäû ê åãî àíàëèçó. Óïîòðåáëåíèå òåðìèíîâ texte è discours âî ôðàíöóçñêîì ÿçûêå. Ñðàâíèòåëüíî-ñîïîñòàâèòåëüíîå èññëåäîâàíèå òåêñòà àñòðîëîãè÷åñêîãî ïðîãíîçà.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [204,5 K], äîáàâëåí 03.07.2009
Ðàçíîâèäíîñòè ñòðóêòóðû òåêñòà. Îñíîâíûå ïðàâèëà íàïèñàíèÿ ââåäåíèÿ, îñíîâíîé ÷àñòè è çàêëþ÷åíèÿ. Âûáîð íàçâàíèÿ è çàãîëîâêîâ. Ëîãè÷íîñòü òåêñòà, ïðàâèëüíàÿ îðãàíèçàöèÿ åãî ÷àñòåé, ñâÿçíîñòü ïðåäëîæåíèé ìåæäó ñîáîé. Ïðîñòûå è ñëîæíûå ïðåäëîæåíèÿ.
ïðåçåíòàöèÿ [55,2 K], äîáàâëåí 23.11.2015
Ñâÿçíîñòü è öåëîñòíîñòü êàê ôóíäàìåíòàëüíûå êàòåãîðè òåêñòà. Ðàñïîëîæåíèå â öåíòðå òåêñòîâîé êîãåçèè ñâÿçè ìåæäó ïðåäëîæåíèÿìè, âõîäÿùèìè â ìèêðîòåêñò. Âûðàæåíèå ñòðóêòóðíîé ñâÿçè ïîñðåäñòâîì ñèíòàêñè÷åñêîãî ïàðàëëåëèçìà. Ñðåäñòâî ðåàëèçàöèè ñâÿçíîñòè.
ðåôåðàò [39,2 K], äîáàâëåí 22.08.2010
Ãåðìåíåâòè÷åñêèå ïðèíöèïû è êàòåãîðèè èññëåäîâàíèÿ òåêñòà â ëèíãâèñòèêå. Ñèñòåìà îòíîøåíèé àâòîð-òåêñò-÷èòàòåëü. Ïðåöåäåíòíûå ñòðóêòóðû ÿçûêà êàê ñïîñîáû âûðàæåíèÿ ñêðûòûõ ñìûñëîâ ó È.À. Áóíèíà. Ïðîñòðàíñòâåííî-âðåìåííîé êîíòèíóóì õóäîæåñòâåííîãî òåêñòà.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [104,7 K], äîáàâëåí 18.07.2014
Ñîâðåìåííûå ïîäõîäû èíòåðïðåòàöèè àíàëèçà õóäîæåñòâåííî-ïðîçàè÷åñêîãî òåêñòà ñ ó÷åòîì åãî ñïåöèôèêè, áàçîâûõ êàòåãîðèé è ïîíÿòèé. Ðàññìîòðåíèå õóäîæåñòâåííîãî òåêñòà êàê åäèíñòâà ñîäåðæàíèÿ è ôîðìû. Ïðàêòè÷åñêèé àíàëèç òåêñòà «A Wicked Woman» Äæ. Ëîíäîíà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [48,5 K], äîáàâëåí 16.02.2011
Õóäîæåñòâåííûé òåêñò êàê îñîáûé âèä òåêñòà â ïåðåâîä÷åñêîé ïðàêòèêå, åãî ñòðóêòóðà è êîììóíèêàòèâíàÿ ñóùíîñòü. Îñîáåííîñòè âîñïðèÿòèÿ õóäîæåñòâåííîãî òåêñòà. Ïðèìå÷àíèÿ àâòîðà êàê âñïîìîãàòåëüíîå ñðåäñòâî â âîñïðèÿòèè ïåðåâîäà ïðîèçâåäåíèÿ, åãî ïðè¸ìû.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [63,9 K], äîáàâëåí 08.08.2012
Îïðåäåëåíèå ïîíÿòèÿ òåêñòà â ëèíãâèñòèêå; åãî ñîäåðæàòåëüíàÿ ñòðóêòóðà. Èìïëèêàöèè â õóäîæåñòâåííîì ïðîèçâåäåíèè. Ïðè÷èíû ñåìàíòèêî-ñòðóêòóðíûõ îòñòóïëåíèé ïåðåâîäà îò îðèãèíàëà. Àíàëèç öåííîñòè èíôîðìàöèè è ñîîáùåíèÿ. Ñóùíîñòü ÿçûêîâîé èçáûòî÷íîñòè.
ïðåçåíòàöèÿ [44,7 K], äîáàâëåí 30.10.2013
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Узнаем, какие признаки текста позволяют назвать информативный отрезок письменной речи термином «текст».
Чтобы понять, какие признаки текста связывают несколько предложений в единое целое, прежде вспомним, что такое текст.
Определение
Текст — это несколько предложений, которые объединены темой и основной мыслью.
Все предложения и части текста (абзацы, параграфы, главы) должны раскрывать его тему и основную мысль.
Определение
Тема — это то, что о чем говорится в тексте (предмет речи). Тема может быть определена в заголовке текста.
Пример:
«Осенью в лесу», «Удачная рыбалка», «Поход за грибами», «Счастливый случай» и пр.
Определение
Основная мысль — это та идея, которую автор хочет объяснить читателю или в чем-то убедить его. Это то главное, ради чего создается текст.
В каждом тексте можно указать ряд основных признаков, в соответствии с которыми его можно назвать этим термином.
В раскрытии авторского замысла используются такие основные признаки текста, как тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, законченность и цельность.
Рассмотрим более детально признаки текста, которые обеспечивают единство внешней и внутренней формы — его цельность.
Основные признаки текста
1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.
3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки:
- предложения
- абзацы
- сложные синтаксические целые;
- параграфы
- главы.
Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.
4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста. В каждом тексте прослеживается логическая последовательность развития мысли.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого. Набор разрозненных предложений не является текстом. Предложения в тексте последовательно связаны по смыслу и грамматически. Для связи предложений в тексте используются как лексические, так и грамматические средства (повторы, синонимы, местоимения, союзы, параллелизм синтаксических конструкций и пр.).
6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.
7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Небольшие тексты состоят в основном из трех частей: зачина (начала), средней части и концовки. Законченным, или завершенным, считается тот текст, в котором имеются три указанные части, а тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.
8. Стилистическое единство текста предполагает использование лексических, грамматических средств в соответствии со стилем, к которому принадлежит текст (научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный стиль).
Итак, тематическое единство, последовательность, связность, развернутость, завершенность и пр. признаки текста позволят определить, что рассматриваемый фрагмент письменной речи является текстом.
Свойства и категории текста изучаются сравнительно недавно. Одни и те же явления нередко обозначаются разными терминами (например целостность – интеграция – интегративность; модальность – авторизация – тональность – текстовая экспрессивность и др.). И.Р.Гальперин связывал признаки текста с грамматическими текстовыми категориями, к ним ученый относил интеграцию, когезию, автосемантию, модальность, проспекцию, ретроспекцию, континуум и др..
М.Н.Кожина, оценивая текст прежде всего с позиций стилистики, к числу текстовых категорий отнесла акцентность (привлечение внимания), оценку, логичность, гипотетичность, авторизацию. И.Г.Торсуева в числе других категорий назвала сцепление, партитурность. В филологических источниках могут указываться и другие свойства и категории текста.
1) Большинство исследователей в качестве основного свойства текста называют целостность. Текст – это единое смысловое целое. Целостность текста проявляется в том, что его свойства нельзя свести к сумме свойств единиц, составляющих текст.
С другой стороны, целостность можно трактовать как такое свойство, которое определяет читательское восприятие текста в качестве завершенного сообщения, выражающего единый смысл. И.Р.Гальперин предложил называть эту категорию текста термином интеграция.
2) Связность – это один из важнейших признаков текста, определяющих его целостность. Различают два вида связности текста. Первый – глобальная связность (когерентность), которая достигается при помощи единиц, более сложных, чем слово или предложение (заголовок, цитаты, текст в тексте, стиль, форма речи и др.). Второй вид – локальная связность (когезия), средствами которой является повтор единиц разных уровней текста.
3) Членимость – категория текста, «обратная» целостности, способность текста члениться на более мелкие единицы (предложения, сверхфразовые единства, фрагменты, абзацы, строфы и т.п.).
4) Автосемантия отрезков текста – свойство текста, обусловленное его членимостью. Выделяемые в тексте единицы обладают относительной самостоятельностью. Многие из них сохраняют свой смысл и вне текста. Автосемантией обладают цитата, лирические отступления, некоторые описания и др.
5) Диалогичность – категория текста, выделенная М.М.Бахтиным. Это свойство может быть внутренним и внешним. Внутренняя диалогичность проявляется в тексте в виде диалога, но может отражаться и в монологической речи (смене «смысловых позиций», «точек зрения»), в обращениях автора к читателю, риторических вопросах, косвенной речи и др. Внешняя диалогичность отражает взаимодействие разных текстов, позволяет оценивать текст как реакцию на другие тексты, определяет межтекстовую полемику.
6) Текстовая модальность – это интерпретация субъектом речи отношения ситуации и ее элементов, отражаемых в тексте, к действительности, выражаемая при помощи различных языковых и речевых средств.
Нет единства в определении модальности на уровне текстовых единиц. Т.В.Матвеева, рассмотревшая модально-оценочный план текста в аспекте текстовых категорий, предложила называть данную функционально-семантическую категорию «тональностью текста», в первую очередь обращая внимание на «психологическую установку автора», «психологическое самораскрытие автора, обладающее эффектом воздействия на адресата текста». В некоторых работах используется термин «авторская модальность».
По словам Г.Я.Солганика, главное средство выражения модальности – «категория производителя речи», центр которой – «субъективно-модальное» местоимение я; «это своеобразное наклонение производителя речи к действительности и собственно речи». Различное соотношение между производителем и субъектом речи, по Г.Я.Солганику, характеризует три текстовых наклонения: объективное, субъективное и субъективнообъективное.
7) Категория точки зрения. В литературоведении и лингвопоэтике «точка зрения» рассматривается как композиционная единица текста, а категория «точки зрения» («перспективы») как одна из значимых текстовых категорий, связанная с «авторской» модальностью или, наоборот, абстрагированная от нее (разные определения понятия даются в литературоведческих работах и др.). Система идеологических (аксиологических), пространственных и темпоральных точек зрения, проявляющихся в тексте, описывалась Б.А.Успенским.
8) Напряженность текста – свойство, выделенное В.Г.Адмони: «Художественный текст должен заинтересовать читателя уже с самых первых строк и усиливать интерес – то в большей, то в меньшей мере <…> вплоть до его завершения».
9) Тематическая определенность – категория текста, связанная с выражением конкретной темы при помощи лексических и фразеологических средств, внутритекстовых цепочек, парадигм.
10) Тематическая недостаточность – результат межтекстовых (интертекстуальных) отношений, формирующих смысл художественного произведения путем ссылки на другие тексты того же автора, предшественников, смежных видов искусства (цитаты, аллюзии, реминисценции, эпиграфы, пародии).
Головкина С.Х., Смольников С.Н.
Лингвистический анализ текста — Вологда, 2006 г.