Какой смысл содержится в приведенных заглавиях басен крылова

Какой смысл содержится в приведенных заглавиях басен крылова thumbnail

Sveta S
[57.2K]

3 года назад

Басня — относительно небольшое литературное произведение, имеющее поучительный смысл, всегда с элементами сатиры. Заключительной частью басни обычно выступает краткий поучительный вывод — мораль басни.

В русской литературе значительный вклад в развитие басни как жанра литературы внес Иван Андреевич Крылов.

Как и обычно в баснях, главными героями Крылова есть часто животные и растения.

Крылов умел тонко подмечать человеческие пороки и недостатки и с особой талантливостью перекладывать их на персонажей своих басен. В этом и заключается смысл басен Крылова — в раскрытии и высмеивании таких человеческих недостатков, как жадность, зависть, невежество, хитрость, обман.

Наиболее известные басни Крылова: «Лебедь, Рак и Щука», «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Слон и Моська» и другие.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Enot-Nina
[87K]

11 месяцев назад

У Крылова немало басен, где главными действующими лицами чаще выступают животные, а также растения. При этом автор высмеивает их недостатки, плохие черты характера. Очень часто один персонаж противопоставляется другому. Например: глупость, недалекость и тупость свиньи и мудрость дуба («Свинья под дубом). Или же излишняя самоуверенность и прямота, несгибаемость Дуба и гибкость, приспосабливаемость Тростинки («Дуб и Тростинка»).

Немало басен, где высмеивает автор сразу всех участников, указывая на их общую проблему. Это басни «Квартет» или «Лебедь, щука и рак».

Все эти персонажи их характеристики легко переносятся на людей. Среди знакомых и в наши дни очень много «обезьян с очками» или таких коллективов как рак со щукой и лебедем.

Возможно, Крылов надеялся, что в некоторых его персонажах люди узнают самих себя и задумаются над своими пороками, недостатками.

Nikol­ai Sosiu­ra
[146K]

4 года назад

Русский баснописец И.А.Крылов в своих произведениях высмеивает глупость, жадность и невежество.

Иронизируя над социальными пороками он учит читателя понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Знаменитый баснописец Крылов

Какой смысл содержится в приведенных заглавиях басен крылова

Olbas­t
[11.4K]

5 лет назад

Смыслом басен Ивана Андреевича Крылова, является показать (вытянуть наружу) отрицательные черты и пороки людей. А вот целью басен, на мой взгляд, является искоренение этих самых пороков, отрицательных черт, дурных характеров путем осмеяния.

Вполне возможно, что баснописец в отдельных своих произведениях описывал конкретных людей того периода и смысл отдельных басен для нас останется до конца не понятным. Но в большинстве своих произведений мы без труда увидим отдельные черты и пороки которые характерны и для наших современников. Ведь жадность, глупость и другие аналогичные черты, к сожалению, неискоренимы. Поэтому басни Крылова будут всегда популярны и всегда читая их, мы будем узнавать в них себя или знакомых нам людей.

Альфи­я1961
[113K]

5 лет назад

Басни Крылова, — это достаточно поучительная вещь для тех, кто вообще проникается тем, что он пишет. Если человек чувствительный, внимательный, умеющий проникать в замысел любого произведения, то конечно же басни Крылова ему понравятся.Я не буду писать в какой басне какая мысль доносится.Их можно прочесть, если захотите.Но, ясно одно, в баснях прослеживаются многие человеческие пороки и добродетели. Другое дело, что в реалии очень часто добро тесно переплетено со злом.И есть даже пословица «НЕ было бы счастья, да несчастье помогло». Это тоже берет откуда то свое начало. Так что, Басни, — это великая вещь, для того, кто хочет и любит видеть и красоту жизни и ее совсем другие негативные проявления.

-Irink­a-
[138K]

8 месяцев назад

Иван Андреевич Крылов является одним из самых известных баснописцем, ведь из-под его пера вышло огромное количество замечательных басен.

Басней называется небольшое литературное произведение, целью которого является на примере других, чаще всего животных обличить пороки, неправильные, недостойные поступки. Басня всегда несёт в себе поучительный смысл.

В конце басни автор пишет краткий поучительный вывод. Именно этот вывод и является моралью басни.

Крылов в своих произведениях высмеивает глупость, жадность и невежество.

Крылов с помощью иронии, высмеивая обличает такие пороки, как жадность, глупость, хитрость, невежество и не только.

К примеру в басне «Свинья под дубом», Крылов высмеивает невежество и глупость свиньи, которая не знает от куда берётся её любимое лакомство — жёлуди.

Муроч­ка полос­атая
[268K]

8 месяцев назад

В каждой басне Крылов высмеивает разные человеческие пороки: жадность, высокомерие, глупость, невежество, хвастовство, болтливость и так далее.

Обязательно в басне есть мораль, в которой указано как поступать не стоит.

К примеру в басне «Ворона и лисица» баснописец высмеивает такой порок как хвастовство, гордыня, лесть. Ворона была настолько хвастлива и самолюбива, что легко поддалась на разговоры хитрой и продуманной Лисицы и уронила свой кусок сыра.

В басне «Осел и соловей» Крылов высмеивает такой порок, как невежество. Осел не смог по достоинству оценить талант Соловья, более того он начал его критиковать.

Смысл басен в том, что автор высмеивает и показывает пороки.

Одэли­сс
[137K]

более года назад

Свой глубокий поучительный смысл всегда содержится в каждой басне Крылова. Здесь говорится о нормах поведения людей. В этих баснях в аллегорической форме Крылов показывает, что человеку следует уважать, как поступать, а как не нужно делать это. Определенный типаж человека при этом олицетворяют собой разные животные. Крылов с большим смыслом делает их героями своих басен.

Характерные для определенных зверей особенные свойства переносятся на людей с помощью приема под названием Аллегория. Например, это волк хищный, петух самовлюбленный, лиса хитрая. Но смысл басен Крылова нередко еще шире.Этот автор вскрывает низкие пороки строя и общества.

lady v
[626K]

4 года назад

В любой басни главный смысл — это мораль, которая у Крылова дается в последних нескольких строчках басни. Басня — это попытка в аллегорической форме заставить людей задуматься над распространенными пороками — невежеством, глупостью, чванством, ленью и прочими. Крылов показывает в баснях различных животных, наделенных обычными, свойственными человеку пороками и в нравоучительной форме высмеивает их, заставляя читателя задуматься, что хорошо, а что не очень. По большому счету это сатира, причем часто Крылов в качестве основы для сюжета брал реальные исторические события, в которых главных действующих лиц замещали узнаваемые образы животных.

angre­n
[227K]

более года назад

Великий баснописец Иван Крылов в своих баснях высмеивал многие недостатки людей: жадность, хитрость, глупость, невежество, чванство, нежелание трудиться. Животным он приписывал человеческие качества и черты характера и талантливо высмеивал недостатки. Смысл и мораль басни обычно в конце каждого рассказа. Поучительные слова просты и понятны даже детям. Самые известные басни «Слон и Моська», » Квартет», «Ворона и лисица»,» Мартышка и очки».

Прошло много лет со дня написания этих басен, но остались те же человеческие недостатки, которые Крылов высмеивал много лет назад, поэтому и актуальны его басни в наше время.

Знаете ответ?

Источник

Читайте также:  Какие витамины больше всего содержатся в винограде

Вспоминаем, какие сюжеты и мотивы объединяют басни Эзопа, Лафонтена и Ивана Крылова и как они трансформируются на пути из Древней Греции через Францию в Россию.

Уж сколько раз твердили миру…

Иллюстрация к басне Эзопа «Лиса и виноград»

Иллюстрация к басне Крылова «Лисица и виноград»

Иллюстрация к басне Крылова «Лисица и виноград»

Как писал Геродот, Эзоп был рабом, который получил свободу. Изобличая пороки своих господ, он не мог прямо называть их в баснях, поэтому наделял их чертами животных. Обладая образным мышлением, острым глазом и не менее острым языком, Эзоп создал художественный мир, в котором волки рассуждают, лисы подводят под свои неудачи философские объяснения, а муравьи озвучивают мораль. За авторством Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозе, который изучали в античных школах, а сюжеты его актуальных во все времена историй пересказывали многие баснописцы поздних эпох. Например, Жан де Лафонтен и Иван Крылов.

«Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий… но всё бесполезно — до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь».

Эзоп, «Лиса и виноград»

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец
(Разное говорят),
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой
Виноград, такой зримо зрелый,
В румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться,
Да не мог до него дотянуться
И сказал: «Он зелен —
Пусть им кормится всякий сброд!»
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

Жан де Лафонтен, «Лисица и виноград»

Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что́ ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен — ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь».

Иван Крылов, «Лисица и виноград»

Если верить тому, что Эзоп говорил…

Кадры из мультфильма «Стрекоза и муравей» (1961)

Кадры из мультфильма «Стрекоза и муравей» (1961)

Кадры из мультфильма «Стрекоза и муравей» (1961)

Жан де Лафонтен выделил новый литературный жанр — басню, — чью фабулу он позаимствовал у античных авторов, в том числе у Эзопа. В 1668 году он выпустил «Басни Эзопа, переложенные в стихах г-ном де Лафонтеном». В баснях Лафонтена не было возвышенной морали: остроумные истории утверждали необходимость мудрого и невозмутимого отношения к жизни. Любимец придворных, попавший в немилость к Людовику ХIV, он писал басни в угоду покровительнице, герцогине Буйонской, и называл свои труды «пространной стоактной комедией, поставленной на мировой сцене».

Нес муравей сушить за свой порог зерна,
Которые он на зиму запас с лета.
Голодная цикада подошла близко
И попросила, чтоб не умереть, корму.
«Но чем же занималась ты, скажи, летом?»
«Я, не ленясь, все лето напролет пела».
Расхохотался муравей и хлеб спрятал:
«Ты летом пела, так зимой пляши в стужу».
(Заботиться важнее о своей пользе,
Чем негой и пирами услаждать душу.)

Эзоп, «Муравей и цикада»

Цикада летом пела,
Но лето пролетело.
Подул Борей — бедняжке
Пришлось тут очень тяжко.
Осталась без кусочка:
Ни мух, ни червячочка.
Пошла она с нуждою к соседушке своей.
Соседку, кстати, звали мамаша Муравей.
И жалобно Цикада просила одолжить
Хоть чуточку съестного, хоть крошку, чтоб дожить
До солнечных и теплых деньков, когда она,
Конечно же, заплатит соседушке сполна.
До августа, божилась, вернет проценты ей.
Но в долг давать не любит мамаша Муравей.
И этот недостаток, нередкий у людей,
Был не один у милой мамаши Муравей.
Просительнице бедной устроили допрос:
— Что ж делала ты летом? Ответь-ка на вопрос.
— Я пела днем и ночью и не хотела спать.
— Ты пела? Очень мило. Теперь учись плясать.

Жан де Лафонтен, «Цикада и муравьиха»

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты…» — «Я без души
Лето целое всё пела». —
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!

Иван Крылов, «Стрекоза и муравей»

Чтоб заключить в коротких мне словах…

Жан-Батист Удри. Волк и ягненок. 1740-е.

Читайте также:  В каком объеме со2 содержится столько же электронов

Альфонс Жаба. Иллюстрация к басне «Волк и ягненок»

Иллюстрация к басне «Волк и ягненок»

«Это истинный ваш род, наконец вы нашли его», — сказал Ивану Крылову известный баснописец своего времени Иван Дмитриев, прочитав первые два перевода Лафонтена, выполненные поэтом. Крылов был мастером простого и точного языка, был склонен к пессимизму и иронии — что всегда отражалось в его произведениях. Он тщательно работал над текстами басен, стремясь к лаконичности и остроте повествования, и многие крыловские «остроумия» до сих пор остаются крылатыми фразами.

Иван Крылов стал классиком русской литературы еще при жизни, прославившись не только переложениями Лафонтена, но и собственными оригинальными злободневными баснями, которыми поэт откликался на самые разные события в стране.

У ручейка ягненок с волком встретились,
Гонимые жаждой. По теченью выше — волк,
Ягненок ниже. Мучим низкой алчностью,
Разбойник ищет повода к столкновению.
«Зачем, —он говорит, — водою мутною
Питье мне портишь?» Кудрошерстый в трепете:
«Могу ли я такую вызвать жалобу?
Ведь от тебя ко мне течет вода в реке».
Волк говорит, бессильный перед истиной:
«Но ты меня ругал, тому шесть месяцев».
А тот: «Меня еще и на свете не было». —
«Так, значит, это твой отец ругал меня», —
И так порешив, казнит его неправедно.
О людях говорится здесь, которые
Гнетут невинность, выдумавши поводы.

Эзоп, «Волк и ягненок»

Довод сильнейшего всегда наилучший:
Мы это покажем немедленно:
Ягненок утолял жажду
В потоке чистой волны;
Идет Волк натощак, ищущий приключений,
Голод его в эти места влек.
«Откуда ты такой храбрый, чтобы мутить воду?
— Говорит этот зверь, полный ярости
— «Ты будешь наказан за свою храбрость.
— Сир, отвечает Ягненок, пусть Ваше Величество не гневается;
Но пусть посмотрит,
Но пусть посмотрит,
Что я утоляю жажду
В потоке,
На двадцать шагов ниже, чем Ваше Величество;
И поэтому никоим образом
Я не могу замутить вашу воду.
— Ты ее мутишь, сказал жестокий зверь,
— И я знаю, что ты злословил обо мне в прошлом году.
— Как я мог, ведь я еще не родился тогда?
— Сказал Ягненок, — я еще пью молоко матери.
— Если не ты, то твой брат.
— У меня нет брата.
— Значит, кто-то из твоих.
Вы меня вообще не щадите,
Вы, ваши пастухи и ваши собаки.
Мне так сказали: мне надо отомстить.

После этого, в глубь лесов
Волк его уносит, а потом съедает,
Без всяких церемоний.

Жан де Лафонтен, «Волк и ягненок»

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
___

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне еще и отроду нет году», —
Ягненок говорит. «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Taк это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». —
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Иван Крылов, «Волк и ягненок»

Источник

Анонимный вопрос  ·  21 января 2019

6,9 K

Имею естественно научное образование, в юношестве прикипел к литературе, сейчас…

Читайте также:  В каких организмах содержится кальций

Можно сказать, что мораль басни в том, что часто за обыденными вещами мы не замечаем самого главного, в басне в роли «главного» выступает слон, который являлся венцом выставки, которую главные герой не заметил. Так же можно сказать и обратное, главные герой видит те вещи, на которые обычно люди не обращают внимание, вернувшись с выставки все говорят о слоне, но совсем не видят, может быть, куда более интересные экпонаты, которые меньше и не такие известные, но несут в себе не меньшую ценность.

Интересуюсь многим. Семья. Кулинария. Здоровое питание. Культура тела. Культура…

Школьная программа по русской литературе традицаонно предлагает нам видеть мораль басни Ивана Андреевича Крылова «Любопытный» в том, насколько комично непрактично отсутствие способности человека выделять «главное» и отличать его от «мелочей». Деление, приведенное в басне, кстати, весьма условно, ведь иные «бабочки, букашки,.. таракашки» могут иметь воистину гораздо… Читать далее

Какова мораль басни «лисица и козел»?

Мораль басни «Лисица и Козел» заключается в том, что не нужно браться за дело, преждевременно не подумав к чему это приведет. Умный человек должен попытаться предвидеть возможный исход своих действий. Умный человек должен думать своей головой и не идти на поводу у кого попало.

Прочитать ещё 1 ответ

В чём отличие основной мысли от морали в баснях?

Отличие морали от основной мысли в басне лишь в том, что она выражена иносказательно, подчиняясь закону жанра.

Например, в басне Крылова «Стрекоза и Муравей» мораль звучит так:

«Ты все пела? Это дело:

Так поди же, попляши!».

Эти слова говорит труженик Муравей бездельнице Стрекозе. В басне всегда главные герои — животные. Но в них мы видим настоящих людей с их пороками. И если отбросить образы животных и стихотворный формат басни, то можно просто, обычным языком, сформулировать основную мысль, которую должен вынести человек: если ты бездельник, никто не обязан тебе помогать в трудную минуту; нельзя жить за чужой счёт.

Почему басня это не просто стихотворение?

Основатель проекта Zotopatique. Литература, культура, кино, репрессии  ·  vk.com/zotoculture

Для этого есть сразу несколько причин!

  1. Басня — не всегда стихотворение. Бывают басни в прозе (как, например, у древнегреческого баснописца Эзопа), просто мы привыкли к басням Крылова или Михалкова — они написаны в стихах.

  2. В басне всегда есть мораль. Все басни строятся по одной и той же модели: вот история о персонажах, которые что-то сделали, а вот — отдельно! — мораль сей басни. Посмотрите, например, басню Крылова «Мартышка и очки». Сначала автор рассказал нам сказку о мартышке, а потом пишет отдельно: «К несчастью то ж бывает у людей…» и подводит итог своей истории. Такое подведение итогов характерно только для басни.

  3. Образное описание бытовой ситуации. Если автор хочет сказать читателю, как правильно нужно себя вести, он не будет писать это прямым текстом. И даже в примере с мартышкой и очками: автор ведь мог сразу написать только мораль, без истории! Но для басни как для отдельного особого жанра важно именно описание правила поведения через придуманную историю.

Прочитать ещё 2 ответа

«Повелитель мух». «Человек создан по образу и подобию бога;но человек,не обремённый моралью(в книге)-злой и жестокий.То есть получается,Бог-злой?»?

мои ответы не являются «глубокомысленными» статьями для ЯДзен

В Библии говорится:

  • И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
  • И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
    https://azbyka.ru/biblia/?Gen.1

Сразу же видим. Сотворим — по образу и подобию, а сотворил по образу. Подобия нужно достигнуть. Обладая образом мы призваны достичь подобия.

И образ в разуме, свободе воли, способности творить, способности любить.

Всем этим обладает и злой человек.

Дети хорошие, но, вообще-то, дети с самого раннего возраста требуют, чтобы всё было так как они хотят. Требуют им дать то, что им понравилось. Злятся если у них что-либо забрать. У многих одно из первых слов «дать». То есть ведут себя ровно как невоспитанные взрослые.

Вот первый спор из за игрушки, это уже и есть начало зла.

Христианство подразумевает, что в результате грехопадения воля человека оказалась повреждена и от рождения она легко склоняется ко злу. 

А достичь подобия значит обладая способностью любить научиться любить так, как нас любит Бог. Обладая способностью рассуждать стать мудрыми как Бог. И так далее.

То есть, как раз, перестать быть злым.

А приход Христа в этот мир и соединение Его природы с человеческой природой и нужен для спасения людей, излечения их поврежденной воли.

Какая мораль у басни «Просчитался» Михалкова?

Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…

Главный персонаж басни Михалкова, волк, не отличался отвественностью и совсем не следил за своим домом и хозяйством, а когда слон по доброте своей помог волку прибраться в доме, волк посчитал, что это только потому, что слон его боится и хочет угодить. Мораль басни в том, что доброта не означает проявление слабости и всегда есть место благородным поступкам. Также басня учит быть благодарным, а волк совсем не ценил бескорыстной помощи и стал просить слона помочь еще и еще, думая, что тот не откажет.

Источник