Какой смысл содержится в говорящей фамилии савелия богатыря святорусского

Какой смысл содержится в говорящей фамилии савелия богатыря святорусского thumbnail

Невеселая судьба русского мужика описана в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Савелий – богатырь святорусский – не является главным героем произведения. Ему отводится сложная роль – показать, насколько может быть сильным русский человек, крепким телом, духом и верой.

Портретная характеристика

Савелий – обычный крепостной. Он принадлежал барину, как большинство крестьян на Руси. В поэме о старике рассказывает Матрена Корчагина, прозванная в народе счастливой. Савелий – «родитель свекра-батюшки», главы семьи, в которую попала женщина после замужества. Характеристика Савелия богатыря святорусского строится на описании его мощного телосложения. Внешность делает старика схожим с русскими сказочными персонажами:

  • большущая сивая грива;
  • большущая борода;
  • высокий рост;
  • крепкая фигура.

Грива не стрижена более 20 лет. Возраст согнул спину, сделал деда похожим на медведя. Сам Савелий сравнивает себя с деревенским колодцем – «очеп». Автор подсказывает, что важна в человеке не только внешность, а внутреннее состояние. В колодце чистая вода – у Савелия светлая душа. Не может дед разогнуть спину, но не теряет чувства юмора. Когда улыбается, меняется лицо старика: появляется усмешка, «словно радуга». Другое сравнение – корёжский комар, костлявый и смешной.

Судьба героя поэмы

Старик с богатырской фигурой прожил сложную трудную судьбу. Характеристика Савелия «Кому на Руси жить хорошо» дается рассказами самого персонажа. Он сам делит ее на периоды, но за каждой фразой долгая, полная событиями жизнь.

Сначала был господин Шалашников, потом немец-душегуб, затем острог. Шалашников был мастером драть мужиков, он порол так, что спины становились крепкими, уже не ощущали той боли, которую доставляла порка.

Немец-душегуб достал мужиков, они закапывают его живьем в яме. Савелий попадает в острог и на каторгу. Не может крепостной смириться с такой судьбой, бежит с каторги, но его возвращают. Строгая каторга длилась 20 лет, затем столько же поселение. Сердце мужика становилось все черствее, каменело и закрывалось от людей. Доля «богатыря сермяжного» незавидная: его дерут, бьют и унижают. Горькая доля пахаря была основной темой рассказов Савелия. Он страдал за всех русских мужиков, молился в душе, надеясь на лучшее будущее для них. Острог научил старика грамоте.

На каторге дед стал разбираться во многих событиях русской жизни. Он не потерял надежды на свободу. Рабство – удел не для русского мужика: «клейменный, да не раб!».

После гибели сына Матрены, заснул и «скормил свиньям» ребенка, Савелий уходит в монастырь. У Бога он просит не только прощения за судьбу Демушки, но и получения прощения от матери. Савелий – долгожитель. Он умирает в 107 лет. Жизнь и смерть были одинаково тяжелы. Если жизнь описывается целыми главами, но смерть несколькими фразами: «Сто дней не ел, хирел да сох…» «…и к ночи умер…»

Характер персонажа

Савелий встретил Матрену по-доброму, он единственный мог поговорить, утешить и поддержать бедную девушку, оказавшуюся в чужой семье. Сам старик был мил своим родственникам только первое время, когда пришел с каторги с деньгами. Потом он стал лишним, ушел в отдельную комнату, «светелочку», и читал там книги или святцы. Умный Савелий видел к себе отношение и понимал, чего хотят родственники. Он посмеивался над ними, подшучивал и терпел, понимая, что это его семья.

Савелий обладает особой храбростью. Он один ходил на медведя с рогатиной и ножом. Однажды крестьянин наступил на сонную медведицу. Савелий не испугался, а всадил рогатину в зверя. Богатырская сила была мужику от природы. Но на что она растратилась. Савелий говорит, что ушла по мелочам под розгами и под палками. Но что стало бы с русским народом, если бы не было у него этой силы? По мнению Савелия, богатырем нужно считать любого крестьянина. Он терпит, не сгибается и не ломается. Вся жизнь крепостного мужика – это бой, в котором он старается одержать победу.

Савелий – не главный герой поэмы. Его судьба типична для крепостной России. Написать сочинение «Характеристика Савелия, богатыря святорусского» станет проще после изучения предложенных рассуждений.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Источник

Анонимный вопрос  ·  19 января 2019

5,0 K

Интересуюсь искусством, музыкой, литературой, в свободное время и компьютерные…

Матрена Тимофеевна рассказывала историю про своего родственника — дедушку её мужа. Этим родственником был Савелий Богатырь — бывший крепостной крестьянин, живущий в селе Корежина. Он учился грамоте, верит в бога, храбрый, терпеливый, но свободолюбивый человек. Ему уже 107 лет, и он слаб, но когда-то в молодости он был богатырем, который прошел много страданий из-за своего управляющего-немца. Он убил немца, когда крестьяне больше не могли терпеть издевательства, поэтому его отправили на каторгу в Сибирь. Там он пытался сбежать, но безуспешно, поэтому пробыл на каторге 20 лет, а потом ещё 20 лет в ссылке. После этого Савелий вернулся на родину и завел семью, детей и внуков. Однажды, когда он нянчил сына Матрены, Савелий уснул и ребенка загрызли свиньи. Савелий отправляется жить в монастырь, чтобы молится о прощении. Матрена прощает его, старик возвращается домой, но вскоре умирает от болезни.

Читайте также:  В каких продуктах содержится много белка и мало жиров и углеводов

Высшее социологическое образование, строю дом, занимаюсь в тренажерном зале…

Бывший крепостной, живет в селе. Ему 107 лет и он уже немощен, а в молодости был богатырем. Он совершил убийство и его отправили в Сибирь на каторгу.

Кому на Руси жить хорошо?

Учащийся 11го класса общеобразовательного учебного заведения, интересуюсь…

И никому, и всем
Русскому человеку плохо и хорошо, оттого что плохо. Наш народ нельзя на слои делить, тут помещику и  чиновнику, попу и купцу, министру с боярином да и царю, в общем-то плохо. А плохо, как мне думается, потому, что у Русского человека душенька за Русь всегда будет болеть, ведь Русь наша, она образно лично мной  воспринимается, как километры и километры болот и равнин, полян и озер в их самые темные, но уже предрассветные часы. Ну вот как тут можно не наполняться вселенскими грустью и болью? 
Русь вечна и неизменна, убогая и обильная, могучая и бессильная, она формирует нас, как личности и зарождает в нас эту тоску, что нам так близка и привычна
Про любого, у кого хоть единожды возникали такие мысли, мысли про свою ничтожность и свою скоротечность, на фоне этих бескрайних веков лет и зим, да безграничных километров тайги и лесов, про любого можно сказать, что он уже не счастлив полностью, что счастье его отныне будет с толикой тоски и печали. Вот потому и жить хорошо только тем, кто это сознает, только тем, кому плохо и хорошо, оттого что плохо

Почему те, кто писал о пережитых ужасах ГУЛАГа, так долго жили?

историк, религиовед, эзотеровед, конспирологолог

Все долго и счастливо? (так было в вопросе до редактуры модераторами) Варлам Шаламов через 4 года после освобождения заболевает болезнями Меньера и Гентингтона — нарушение ориентации, трясучка всего тела, постепенный отказ нервной системы, 20 лет мучается, постепенно теряя контроль над телом и мозгом, умирает без семьи в доме престарелых совершенно сумасшедшим, не способным себя обслуживать, без копейки денег (его не издавали), — да, в 75 лет (откуда 86?), но человеком в полном смысле слова он, собственно, перестал быть в 69.

Керсновская работала в шахте бурильщиком. После освобождения в 1952 г. она осталась ссыльной под Норильском и продолжала работать в шахте. Ей было 50 лет. В 1960 г. ее снова судили — не за себя, а за сестру за границей — снова приговорили к ссылке, но дальше ссылать было некуда, и она работала там же трактористом и грузчиком. С 1970 г. она могла ходить только на костылях. Умерла — да, в 79 лет, нищей, в Сибири, с пенсией грузчика, на костылях с неходячей сестрой под опекой. 

Солженицын после заключения вообще-то успел перенести рак и выжить, выдержать травлю и высылку за границу — но да, он относительно прочих счастливчик.

Как и автор «Погружения во тьму» Олег Волков, который просто не публиковал свои лагерные мемуары и умер в 96 лет, упав в строительный котлован во вдоре своего дома в Москве. Всю жизнь после лагеря старался быть чудаковатым активистом-экологистом, писателем типа Пришвина, чтобы не трогали (ну как и сам Пришвин). Мемуары издали только в 1990-е. 

Говорят, то поколение вообще жило долго, потому что естественный отбор — кто выжил, тот становился долгожителем, потому что значит исключительно жизнеспособный организм. Моя бабушка тоже прожила 92 года после революций, Гражданской, репрессий, эвакуации и целины, которые все коснулись ее и ее семьи, из которой она выжила одна. Да и не выжила бы, но попался очень пронырливый и наглый мой дед.

Прочитать ещё 38 ответов

Как описан образ Матрены Тимофеевны в произведении «Кому на Руси жить хорошо»?

Не перестаю узнавать новое. Люблю путешествия и все с этим связанное. Много лет…

Героиня Матрена Тимофеевна появляется в поэме в главе «Крестьянка». Ее образ очень светлый и сильный. Она описывается как красивая, статная женщина лет 38. К ней странников приводит молва, утверждающая, что она и есть та самая счастливица, которую они ищут. Однако Матрена рассказывает им историю своей жизни, доказывая, что то, что все жизненные испытания она переносит стойко, не означает счастья. В финале главы Матрена говорит странникам, что женщина на Руси в принципе счастлива быть не может, потому что всю жизнь беспокоится и переживает за всех.

Кому посвящена песня «Русь» в поэме «Кому на Руси жить хорошо?

Не перестаю узнавать новое. Люблю путешествия и все с этим связанное. Много лет…

Читайте также:  Какие витамины содержаться в грудном молоке

Песня «Русь» — это один из ключевых эпизодов поэмы, который был написан Некрасовым, когда он понял, что завершить поэму так, как планировал, уже не успеет.

Песню исполняет один из героев поэмы — молодой семинарист Гриша Добросклонов. Он любит свою страну, переживает за ее судьбу. И эту песню посвещает крестьянам. Она добрая и оптимистичная, и Гриша очень хочет, чтобы она заменила крестьянам их старые грустные песни.

Какова характеристика Якима Нагоя в произведении Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…

При создании образа этого персонажа, автор, как и для других персонажей, выбирает говорящие имена и названия, Яким носит фамилию Нагой и живет в деревне Босове, что сразу намекает на его нищету. Внешность его тоже вполне характерна, у него впалая грудь и вдавленный живот, волосы же напоминают песок. Кроме того, автор сравнивает его с отрезанным пластом земли, слово отождествляя его с ней, обозначая его крепкую связь с землей. Свою историю Яким рассказывает сам. Поначалу он жил в Петребурге, но потом из-за тяжбы с купцом оказался в тюрьме. Соверщенно все потеряв, он возвращается в село и продолжает там тяжело работать. Отдушиной для него остается только выпивка: «до смерти работает, /До полусмерти пьет!..». Но Яким не считает виноватым в этом только себя. Непосильный труд, результаты которого зачастую отбираются помещиком или уничтожаются природными бедствиями – вот что, по его мнению, толкает крестьянина на пьянство.

Источник

«Счастливец тоже был»… Такими ироническими словами вводится в поэму Некрасова образ деда Савелия. Он прожил долгую, непростую жизнь и теперь доживает свой век в семье Матрены Тимофеевны. Образ Савелия, богатыря святорусского в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова очень важен, потому что он воплощает в себе идею русского богатырства. Тема силы, выносливости и долготерпения народа в поэме от главы к главе нарастает (вспомним историю силача на ярмарке, служащую предпосылкой к истории Савелия) и в конце концов разрешается в образе богатыря Савелия.

Савелий – выходец из глухих лесных краев, куда даже «черт три года дорогу искал». Уже само название этого края дышит мощью: Корега, от «корежить», т.е. гнуть, ломать. Покорежить что-либо может медведь, да и сам Савелий «на медведя смахивал». Сравнивается он и с другими зверями, например, с сохатым, причем подчеркивается, что он куда опаснее хищника, когда ходит по лесу «с ножищем и рогатиной». Сила эта проистекает из глубокого знания своего края, полного единения с природой. Видна любовь Савелия к своей земле, его слова «Мой лес!

» звучат куда более убедительно, чем такое же заявление из уст помещика Оболта-Оболдуева.

Но в любой, даже самый непроходимый край, дотянется барская рука. Вольная жизнь Савелия заканчивается с приездом в Корегу немца-управляющего. Поначалу тот казался безобидным и даже не требовал полагающейся дани, но поставил условие: отработать деньги рубкой леса. Простодушные мужики построили из лесу дорогу и тут-то поняли, как сильно их обманули: по этой дороге приехали в Корежину господа, немец привез жену с детьми, и начал вытягивать из деревни все соки.

«И тут настала каторга
Корежскому крестьянину –
До нитки разорил!»

Долгое время крестьяне терпят издевательства немца – он бьет их и заставляет работать без меры. Многое может вытерпеть русский мужик, оттого-то он и богатырь, – так считает Савелий.
Так говорит он Матрене, на что женщина с иронией отвечает: такого богатыря и мыши заесть могут. В этом эпизоде Некрасов намечает важную проблему русского народа: его безответность, неготовность к решительным действиям. Недаром характеристика Савелия совпадает с образом самого неподвижного из былинных богатырей – Святогора, который в конце жизни врос в землю.

«Недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть». Так мыслит богатырь Савелий, и эта простая, но мудрая народная философия приводит-таки его к бунту. Под придуманное им словцо «Наддай!» ненавистного немца-управляющего закапывают в землю. И хотя за этот поступок Савелий попадает на каторгу, начало освобождению уже положено. Всю оставшуюся жизнь дед будет гордиться тем, что он, хоть «клейменый, да не раб!

».

Но как же складывается его жизнь дальше? Больше двадцати лет провел он на каторге, еще двадцать отняли поселения. Но и там Савелий не сдавался, работал, смог собрать денег, и, вернувшись на родину, построил себе и своим домашним избу. И все же жизни его не дано завершиться спокойно: пока были у деда деньги, он пользовался любовью домашних, а когда они закончились – встретился с нелюбовью и насмешками. Единственной отрадой для него, как и для Матрены, становится Демушка. Он сидит на плече у старика «как яблочко в вершине старой яблони». Но происходит страшное: по его, Савелия, вине внук и погибает. И именно это событие сломило прошедшего через плети и каторгу мужика. Остаток жизни дед проведет в монастыре и скитаниях, молясь об отпущение грехов. Именно поэтому Некрасов и называет его святорусским, показывая еще одну черту, присущую всему народу: глубокую, искреннюю религиозность. «Сто семь годов» жил дед Савелий, но долгожительство не принесло ему счастья, а сила, как он сам с горечью вспоминает, «по мелочи ушла».

Читайте также:  Какие связи содержатся в молекуле ацетилена

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Савелий воплощает именно эту, глубоко сокрытую силу русского мужика и его огромный, хотя пока что не реализованный потенциал. Стоит разбудить народ, убедить его на время отказаться от смирения, и тогда он сам завоюет себе счастье, вот о чем говорит Некрасов с помощью образа богатыря Савелия.

Тест по произведению

Источник

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ Проект подготовили: Баринова Екатерина Малюженко Екатерина Галкина Валерия Григорян Каринэ Сабирова

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ Проект подготовили: Баринова Екатерина Малюженко Екатерина Галкина Валерия Григорян Каринэ Сабирова Алина

1. Сколько лет герою? Каков его внешний вид? «Не мог: ему уж стукнуло, По

1. Сколько лет герою? Каков его внешний вид? «Не мог: ему уж стукнуло, По сказкам, сто годов» «С большущей сивой гривою, Чай двадцать лет нестриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал, Особенно как из лесу, согнувшись, выходил. Дугой спина у дедушки» «Входил он: ну, распрямится? Пробьет дыру медведище В светелке головой!» Художник В. Серов

2. Какова история героя? Какие беды и невзгоды выпали на его долю? «Во времена

2. Какова история героя? Какие беды и невзгоды выпали на его долю? «Во времена досельные» «Эх, доля святорусского Богатыря сермяжного! Всю жизнь его дерут. Раздумается временем О смерти — муки адские В ту-светной жизни ждут» . «Нас только и тревожили Медведи. . . да с медведями Справлялись мы легко» .

3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?

3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе? «По времени Шалашников «Погибшие. . . пропащие. . . » Удумал штуку новую, Приходит к нам приказ: «Явиться!…» «Недотерпеть — пропасть! Перетерпеть — пропасть. . . » «Наддай! наддай!. . » «Наследник средство выдумал: К нам немца подослал» «Я каторжником был» «Сдавались люди слабые, А сильные за вотчину Стояли хорошо»

4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится? Автор наделяет Савелия

4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится? Автор наделяет Савелия такими нравственными качествами как доброта, любовь к родине и народу. Савелию присуще также ум, терпение, упорство, чувство собственного достоинства. Савелий свободолюбивый, гордый человек. Он вопложение силы, мужества. «Клейменый, да не раб» Некрасов создает образ, где сочетаются противоречивые черты: богатырское терпение «до поры» , социальная активность, способность к бунту.

5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут? Одним из

5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут? Одним из условий счастья народного в понимании Савелия является свобода. «Люди холопского звания – Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказание, Тем им милей господа. » Савелий видит его в протесте против общественной несправедливости, в раздумьях о судьбе крестьянина, в любви к родному народу-труженнику. «Куда ты сила делася? На что ты пригодилася? Под розгами, под палками По мелочам ушла!»

Савелий не понимал нынешний народ, который сразу сдавался и даже не пытался бороться. «вот

Савелий не понимал нынешний народ, который сразу сдавался и даже не пытался бороться. «вот были люди гордые А нынче дай затрещину – Исправнику, помещику Тащат последний грош. » Сам Некрасов глубоко убежден, что счастье возможно только в обществе свободных людей. «Еще народу русскому Пределы не поставлены Пред ним широкий путь. » Савелий умирает со словами о безнадежности крестьянской судьбы. И все же этот образ оставляет впечатление силы, неукротимой воли, тоски по свободе. В памяти остается мудрое пророчество Савелия: «Недотерпеть – пропасть, Перетерпеть – пропасть»

6. Почему странники не признали героя счастливыми? “Эх, доля святорусского Богатыря сермяжного! Всю жизнь

6. Почему странники не признали героя счастливыми? “Эх, доля святорусского Богатыря сермяжного! Всю жизнь его дерут. Раздумается временем О смерти — муки адские В тусветной жизни ждут”

7. Можно ли заметить смысл в говорящей фамилии героя? Савелий — настоящий русский богатырь,

7. Можно ли заметить смысл в говорящей фамилии героя? Савелий — настоящий русский богатырь, не признающий над собой никакого давления. Художник А. Лебедев

8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главе о герое? Некрасов считал свое произведение

8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главе о герое? Некрасов считал свое произведение «эпопеей современной крестьянской жизни» . В ней Некрасов задался вопросом: принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянству? Некрасов стремится дать яркое и эмоционально-действенное изображение крестьянской жизни, вызвать сочувствие к, крестьянству, пробудить стремление к борьбе за крестьянское счастье. Именно поэтому автор использует в большом количестве фольклорные элементы, такие как народные песни, просторечие, сказочные образы, загадки, приметы, поговорки, пословицы, былины. Это — поэма о «народе» и для «народа» , поэма, в которой автор выступает защитником «народных» (крестьянских) интересов.

В словах Савелия о богатырстве крестьянина, несомненно, слышится отзвук былины о Святогоре и тяге

В словах Савелия о богатырстве крестьянина, несомненно, слышится отзвук былины о Святогоре и тяге земной: «Ты думаешь, Матренушка, Мужик — не богатырь? И жизнь его не ратная, И смерть ему не писана В бою — а богатырь!» «Покамест тягу страшную Поднять-то поднял он, Да в землю сам ушел по грудь С натуги! По лицу его Не слезы — кровь течет!»

Источник