Какой продукт прославил энди уорхол

Человек, высмеивавший конвеерность такой же конвеерностью. Человек, на протяжении почти тридцати лет недовольный формой своего носа. Человек, ставший королем поп-арта. Все это — Энди Уорхол.

В 1928 году никто не мог предположить, что родившемуся в словацкой семье иммигрантов Эндрю Вархоле (таково настоящее имя художника) суждено стать фактически создателем поп-арта. О его деятельности лучше всего высказался он сам:

«Хочу ли я стать великим художником? Нет. Лучше уж я стану знаменитым»

Уорхол, в отличие от больших мастеров, изначально стремился именно к славе и богатству. И своей цели добился.

Родители Эндрю Вархоле не имели отношения к искусству: отец был чернорабочим, а мать — мойщицей окон. Они даже английский язык знали плохо. Воспитание четырёх детей семье давалось с огромным трудом, и главной поддержкой для них было христианство и вера в американскую мечту. Маленький Эндрю Вархола доверял родителям и рос очень набожным ребенком.

У будущей знаменитости с детства было слабое здоровье. В восемь лет из-за болезни центральной нервной системы ему прописали долгий постельный режим, который впоследствии будет повторяться из года в год.

Во время болезней мать, чтобы хоть как-то подбодрить сына, покупала ему раскраски, комиксы, альбомы и фото знаменитых актеров. Эти образы откладывались у маленького Эндрю в голове и, чуть повзрослев, он стал воплощать их на бумаге. Родители, отметив его способности к рисованию, начали копить деньги, чтобы через несколько лет оплатить сыну высшее образование.

На последних курсах университета, уже сменив фамилию на Уорхол, Энди учился на факультете рисования и дизайна. Он выбрал себе псевдонаивный, полумультяшный стиль, который стал использовать и после обучения, став успешным коммерческим дизайнером. Это были первые шаги к созданию его знаменитого стиля, когда картины словно лишены создателя и частичек его души, которые каждый художник обычно вкладывает в свою работу. Позже подобное искусство назовут «машинизированным».

В те годы Энди Уорхол уже мог достаточно зарабатывать, но его имя было известно лишь в узких кругах, а несколько попыток выставиться в галереях провалились. Это вызывало недовольство художника. Даже его друзья, Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс, тоже начинавшие с иллюстраций, уже стали настоящими звездами. Энди завидовал. И во многом именно зависть помогла ему стать тем, кем мы его знаем.

Чтобы стать знаменитым, нужно было соответствовать требованиям толпы. Уорхол заметил, что интересы людей стали перемещаться от экспрессионизма к обыденным предметам и деталям из поп-культуры. В конце пятидесятых Энди представил перед публикой серию произведений, выполненных с соблюдением всех необходимых критериев для того, чтобы привлечь тогдашнего зрителя.

Это были простые изображения бытовых вещей: пылесосов, консервов, бутылок, телевизоров и многого другого. Так Уорхол практически нашел свою нишу, уже к началу шестидесятых начав использовать в свои работах ставшие неизменными банки с супом «Кэмпбеллс», кока-колу, знак доллара и Мерилин Монро.

Механического принципа создания работ Энди не боялся а, наоборот, лишь подчеркнул его, дав своей новой студии на Манхеттене название «Фабрика». Там постоянно тусовались разные андерграундные художники, писатели и музыканты, ходившие за прославившимся Уорхолом, словно свита.

На «Фабрике» Энди определил, что его любимая техника – шелкография. А из-за использования печатных станков, работы Уорхола начали словно ставиться на поток, не имея авторства и оригинала. Изображая на своих картинах десятки идентичных банок супа и бутылок колы и обличая бездушную конвейерность современного производства, сам Энди создавал работы точно таким же образом, за что многие имели к нему претензии. Его картины являлись словно иконами начавшего расцветать в те годы общества потребления.

Хотя мы не можем утверждать, что он хотел что-то обличить. Возможно, его вообще не волновало, что рисовать, главное — чтобы нравилось толпе. А чем больше картин — тем больше прибыли. Станки же были лучшим решением в его случае.

Большую часть времени Энди Уорхол проводил за работой в своей мастерской, занимаясь далеко не одним рисованием. (ФОТО — Уорхол с фотоаппаратом). Он делал эстампы, полароидные снимки, снимал документальные и художественные фильмы, а так же записывал огромное количество разговоров на магнитофон, с которым не расставался. Съемка фильмов очень сильно повлияла на его судьбу.

В 1968 на «Фабрику» пришла Валери Соланас — убежденная феминистка, иногда снимавшаяся в фильмах Уорхола. Она внезапно достала пистолет, подошла к художнику и три раза подряд выстрелила ему в живот, сказав, что он украл ее сценарий. Скрыться с места преступления Соланас не спешила — она дождалась полицейских и призналась, что стреляла в Энди Уорхола.

Художник пережил и клиническую смерть, и многочасовую операцию, но не стал давать показания против Валери. Все его внутренние органы были повреждены, из-за чего Энди испытывал постоянные боли. С того момента он сильно замкнулся в себе, почти перестал пускать кого-либо на «Фабрику» и стал уделять в своих работах внимание темам смерти и бессмысленности жизни.

«Я всегда подозревал, что смотрю телевизор, вместо того чтобы жить» — сказал тогда Энди Уорхол.

В последние годы он тратил множество средств и времени на помощь начинающим талантливым художникам, среди которых были Жан-Мишель Баския и Джулиан Шнабель, впоследствии ставший режиссером, снявшим фильм о Баскии и Уорхоле.

Многие современники Энди не ценили его творчества и не понимали посылов подобных работ. Как коробка для перевозки может быть скульптурой? Как портреты Мерилин Монро могут быть картиной, а тем более – диптихом, как Уорхол ее назвал?

Сам художник в одном из интервью ответил, что так проще. И это помогает ему скоротать время на досуге.

Несмотря на все странности и на неоднозначное отношение со стороны общества, Энди Уорхол все же совершил переворот в культуре, сделав искусством предметы, максимально далекие от искусства. Он уничтожил ту грань, которая долгое время отделяла культуру от быта, смешав идеальное с материальным. Только вот не зря ли он это сделал?

Автор: Иван Дымов © Artifex.ru

Источник

«Каждый человек имеет право на 15 минут славы», – говорил знаменитый идеолог поп-арта, который навечно вписал свое имя в историю мирового искусства. Сын иммигрантов из Словакии по имени Андрей Варгола обрел известность под псевдонимом Энди Уорхол, превратив его в полноценный бренд.

Разнообразное творчество художника – от звуковых инсталляций до гравюр и рисунков – исследует новая выставка в галерее Тейт. И главная новость: теперь ее можно посмотреть не выходя из дома. Специально для этого кураторы выставки придумали виртуальную версию тура по экспозиции, которая доступна бесплатно на официальном сайте галереи. Наряду с искусством Энди Уорхола выставка также охватывает самые разные аспекты его личности через призму истории иммиграции, семьи, ЛГБТК-культуры, религии и смерти.

Необходимо признать, что Уорхол – это человек передовых взглядов, который во многом опередил свою эпоху. Окажись он в нашем времени, точно стал бы инфлюенсером покруче Ким Кардашьян. Рассказываем, из чего же сделан бренд по имени Энди Уорхол.

Художник

Уорхол был не только пионером и иконой поп-арта, но и его живым воплощением. Он боготворил культуру потребления, которую впоследствии возвел до уровня элитарного искусства – стоит вспомнить хотя бы его знаменитые банки супа Campbell’s или Coca-Cola.

«Ты смотришь телевизор и видишь кока-колу, и ты знаешь, что президент пьет кока-колу, Лиз Тейлор пьет кока-колу, и только подумай — ты тоже можешь пить кока-колу», – говорил художник. Для него культура потребления стала мостиком между богатыми и бедными, предоставив им возможность покупать одно и то же.

Однако своей по-настоящему широкой популярностью Уорхол обязан другому важному символу консюмеризма – доллару. Ему художник посвятил целую выставку, которая состоялась в 1962 году в галерее Stable и имела большой успех.

Некоторое время спустя Уорхол переключился на звезд кино и музыки – Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Джима Моррисона, Мика Джаггера и Элвиса Пресли. Героями его работ также становились политические фигуры, такие как Мао Цзэдун, Ричард Никсон, Джон Кеннеди и Владимир Ленин. После ухода Монро из жизни он создал свой знаменитый «Диптих Мэрилин», который по своей узнаваемости уступает разве что «Джоконде».

Иллюстратор

Кто знает, как сложилась бы судьба Уорхола, если бы он поступил в Художественный университет Питсбурга и стал учителем рисования, как и планировал. В итоге выбор будущего художника пал на Технологический институт Карнеги, где он изучал коммерческое искусство.

Получив диплом бакалавра изобразительных искусств и дизайна, молодой Уорхол отправился покорять Нью-Йорк, где работал оформителем витрин магазинов, рисовал открытки и рекламные плакаты. Затем сотрудничал в качестве художника-иллюстратора с такими изданиями, как Vogue и Harper’s Bazaar. Именно тогда он решил изменить свою фамилию на американский манер, отбросив последнюю «а» – так Андрей Варгола переродился в Энди Урхола.

В начале 1950-х Энди Уорхол прославился своими чернильными рисунками рекламы обуви I. Miller. Этот успех положил начало новым победам: звукозаписывающая компания RCA Records пригласила Энди Уорхола вместе с Сидом Мауером разрабатывать для них обложки и рекламные материалы.

Фабрикант

Элитарное искусство вовсе не обязано быть эксклюзивным – считал Уорхол. Место массового создания работ художника (порой по 80 в день) – студия с говорящим названием «Фабрика», которая открыла свои двери на Манхэттене в 1963 году. За 11 лет своего существования «Фабрика» переезжала два раза: сначала на Юнион-сквер, затем переместилась на 33-ю улицу.

Само помещение все было выкрашено серебряной краской: внутренность лифта, унитаз, музыкальная и противопожарная аппаратура и даже бутылки колы. По словам Уорхола, его любовь к зеркальным поверхностям – не что иное, как проявление нарциссизма.

Любовь Уорхола к светской жизни превратила «Фабрику» в излюбленное место обитания нью-йоркской богемной тусовки: музыкантов, писателей, художников, фотографов и режиссеров. В гости к Уорхолу захаживали такие известные люди, как Боб Дилан, Джим Моррисон и Мик Джаггер, писатель Трумен Капоте и художник Сальвадор Дали.

Новатор

Энди Уорхол с легкостью осваивал самые разные художественные инструменты: рисунок, живопись, принты, фотографию, шелкографию, скульптуру и даже кино с музыкой. Кроме того, он стал одним из первопроходцев в жанре компьютерной графики после того, как в 1984 году на рынке появились компьютеры Amiga.

Одной из главных находок Уорхола стала трафаретная печать – прежде этот метод никогда не применяли для создания картин. Ранние шелкографии художник создавал на основе собственных эскизов, а уже позже транслировал на холст готовые изображения при помощи проектора и обводил их вручную.

Этот метод наглядно воплотил стремление Уорхола к массовому тиражированию собственного искусства – подобно банке Coca-Cola. Именно благодаря этому методу появилось большинство известных работ художника, включая многократно повторяющихся Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор и других знаменитостей.

Икона

Художник осуждал щегольство: «Человек не должен много думать о том, как он выглядит, – это очень отталкивает». При этом свой образ Уорхол выстраивал весьма тщательно, хотя может и показаться, что это совершенно не так. Художник стремился выглядеть максимально неприметно – будто он не арт-звезда, а самый обыкновенный человек с улицы.

И конечно, в этом была доля лукавства. Впалые щеки, черная водолазка и белый парик неизменно делали его объектом всеобщего внимания. Сам того не понимая, Уорхол стал одним из основоположников стиля гик-шик. Кстати, помимо многочисленных черных водолазок он также постоянно носил часы Rolex. Причем всегда надевал их поверх манжеты, чтобы можно было моментально взглянуть на циферблат, не отодвигая рукава.

Все знали, да и сам художник никогда не скрывал, что он носит седой парик. Уорхолу не исполнилось и 30 лет, когда он начал лысеть. Лишившись волос, он начал носить седые парики. В отличие от молодившихся звезд он решил пойти ва-банк, примерив на себя образ старика – таким образом художник хотел обмануть время. Кстати, в 2006 году один из его париков ушел с молотка за $10,8 тысячи.

Сексуальная ориентация

Уохол был открытым геем, хотя и никогда не стремился афишировать свою сексуальную ориентацию. В ранних работах он исследовал мужское тело, составляя целые сборники с эротическими рисунками. Этой теме также посвящены фильмы Sleep, Blow Job, My hustler, Lonesome Cowboys. Художник стал одним из первопроходцев квир-жанра в искусстве.

Католик

В искусстве Уорхола чувствуется влияние иконографии. Дело в том, что художник вырос в глубоко религиозной семье. После переезда в Нью-Йорк из родной Словакии его родители Андрей и Юлия Варгола стали прихожанами Русинской грекокатолической церкви.

Как самый настоящий набожный человек, юный Уорхол почти ежедневно посещал литургии. Став уже состоявшимся художником, он оплатил обучение своего племянника в духовной семинарии, чтобы помочь ему стать священником.

Интроверт

Будучи взрослым, художник никогда не испытывал дефицита в общении и проводил много времени в окружении многочисленной свиты. Несмотря на яркую светскую маску, по своей натуре он был достаточно замкнутым и отстраненным человеком, который на любых вечеринках предпочитал скорее слушать других, чем говорить.

Дело в том, что еще в детстве Уорхол оказался жертвой социальной изоляции. Причиной тому стала хорея Сиденгама, известная как пляска святого Вита. Поражая нервную систему, это заболевание вызывает непроизвольные судороги конечностей. В итоге мальчик оказался на долгое время прикован к постели.

Впрочем, постельный режим способствовал развитию творческих задатков будущего художника. Уже в 13 лет Энди много рисовал, создавал коллажи из газетных вырезок и фотографий звезд.

Кинематографист

Параллельно с живописью художник активно осваивал другой вид визуального искусства – кино. Правда, свой режиссерский успех Уорхол обрел лишь в узких кругах, поскольку снимал экспериментальные фильмы, скорее близкие к видеоарту.

Большинство ранних работ не имело в своей основе никакого сюжета и представляло собой имитацию документальной съемки. Например, один из фильмов отражает банальную бытовую ситуацию: мужчина примеряет трусы. В попытках расширить привычные рамки киноязыка Уорхол начинает снимать статичные фильмы. Самыми знаковыми среди них стали пятичасовой «Спи» и почти семичасовой «Эмпайр». Первый представлял собой съемку спящего поэта Джона Джорно, второй – небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг.

Всего Уорхол снял порядка нескольких сотен лент. Самой известной и к тому же игровой картиной стали «Девушки из «Челси» – история о 12 девушках, которые праздно проводят время в одноименном отеле в Челси. Главные роли исполнили друзья художника и завсегдатаи «Фабрики». Несмотря на смелый экспериментальный характер, фильм имел коммерческий успех.

Публицист

Хрустальный шар поп-культуры – так прозвали журнал Interview, который Энди Уорхол основал вместе со своим напарником-журналистом Джоном Уилкоком в 1969 году. Оригинальная американская версия просуществовала без малого полвека и закрылась в 2018 году.

Отличительной особенностью журнала были интервью, которые знаменитости брали друг у друга. Тексты проходили минимальную редактуру и сохраняли свойства разговорной речи, поэтому зачастую напоминали скорее непринужденную светскую болтовню, чем серьезный журналистский материал.

Кстати, еще на заре публицистической деятельности Уорхол брал многие интервью сам, руководствуясь разработанной им же анкетой из 15 вопросов. За годы работы он успел побеседовать с сотнями известных людей: актерами, режиссерами, музыкантами и художниками.

Продюсер

Культовая рок-группа The Velvet Underground возникла в Нью-Йорке в 1964 году. Однако ее настоящая история началась год спустя после знакомства музыкантов с Энди Уорхолом. Именно он предложил взять Нико на роль вокалистки. Растущей популярности The Velvet Underground также способствовали связи художника в богемных кругах Нью-Йорка.

Дебютный альбом под названием The Velvet Underground & Nico вышел в 1967 году и имел большой успех. Уорхол выступил не только продюсером пластинки, но и автором знаменитой обложки с изображением банана и автографом художника.

Но их сотрудничество продлилось недолго: сразу после выхода дебютного альбома группа решила расторгнуть сотрудничество с Уорхолом и Нико. По словам самих участников The Velvet Underground, они хотели отказаться от меланхоличной лирики в пользу более жесткого и сырого звучания.

Сын

Энди Уорхол был самым любимым ребенком в семье. Считается, что именно его мать дала толчок к развитию его художественных талантов. При этом сама Юлия была довольно простой женщиной, которая не знала ни слова по-английски.

Выглядела она просто и скромно: длинное крестьянское платье, фартук и платок, очки в проволочной оправе. На жизнь в основном зарабатывала самым обыкновенным рукоделием: мастерила цветы из консервных банок и гофрированной бумаги, вышивала картины, расписывала пасхальные писанки.

Жертва

«Я стреляла в Энди Уорхола» – эту знаменитую фразу радикальная феминистка Валери Соланс сказала полицейскому после того, как выпустила несколько пуль в Уорхола. В результате задержания у Соланс диагностировали параноидальную шизофрению. Приговор был мягким: три года тюрьмы и принудительное лечение в психиатрической больнице.

© New York Daily News Archive

А Уорхол перенес клиническую смерь и несколько операций. Получив множественные повреждения органов, художник до конца жизни был вынужден носить поддерживающий корсет. Исполосованное шрамами тело художника впоследствии увековечил известный фотограф Ричард Аведон.

После этого случая насильственная смерть становится одной из ключевых тем в работах Уорхола, хотя и прослеживается в более раннем творчестве. Боязнь смерти и увечий Уорхол сублимировал через изображения электрических стульев, самоубийств, аварий, похорон, ядерных взрывов, траура Жаклин Кеннеди, посмертных портретов Мэрилин Монро и больной Элизабет Тейлор.

Друг

Энди Уорхол познакомился с Жан-Мишелем Баския в 1982 году, когда они находились на разных этапах своей карьеры: первый был безусловной звездой, второй – начинающим художником граффити под псевдонимом SAMO.

С легендой поп-арта Жан-Мишель познакомился в одном из нью-йоркских ресторанов. Случайно увидев Уорхола, он предложил ему приобрести несколько его открыток. Это положило начало их знакомству и совместной работе: с 1984 по 1985 год они написали 130 совместных работ. Однако их общение не ограничивалось лишь профессиональными рамками. Вместе они ходили на шопинг, ели китайскую еду, обсуждали выставки.

Кадр из рекламной кампании Saint Laurent

Одним из наглядных свидетельств дружбы художников стал плакат к открытию их совместной выставки в галерее Shafrazi. На нем Уорхол и Баския одеты в боксерскую униформу. Спустя 35 лет архивные фото обрели новую жизнь – в рекламной кампании Saint Laurent этого года, приуроченной к выходу совместной коллекции c маркой боксерской экипировки Everlast.

Вероятно, вам также будет интересно:

Кто такой Маурицио Каттелан

Почему Лу Рид остается самым безбашенным рокером в истории?

4 великих автора подделок

Почему искусство стоит так дорого?

Как Уильям Моррис стал одним из первых дизайнеров в мире?

Источник