Какой продукт назвали вторым хлебом на руси

Дарья Хомич  ·  20 апреля 2019

185

Правда ли, что первобытные люди питались разнообразнее, чем современный человек?

историк, религиовед, эзотеровед, конспирологолог

Это всё байки экологистов. До изобретения животноводства и растениеводства у людей были две проблемы: бегающее и летающее — убить или поймать, растущее — сожрать и не отравиться. Поэтому чаще всего они ели Ничего. С веками и тысячелетиями накапливался опыт, развивались технология, наука и, соответственно, рацион. Но опыт изучения истории быта, к нашему удивлению, показывает, что всё нам известное об истории кулинарии — это достояние 2-5% населения в каждой отдельно взятой земле-стране-территории на протяжении последних 3-4 веков. Там питание могло быть разнообразным, изысканным и сложным по технологии приготовления. Питание же 95-98% населения каждой из стран вплоть до ХХ века — это грубомолотый и недопеченный хлеб с хлебом на хлебной тарелке с гарниром из хлеба. Плюс редька, брюква, репа и морковь с огурцами и чесноком, — это для Европы. В других частях света были свои вариации, конечно, и эти продукты заменялись местными специалитетами: рис, бататы и т.п. И 2-5% богатых людей тоже до XVII века питались однообразно, в основном: мясо с мясом в соусе из мяса с мясной подливкой, украшенное мясом. За специи шли войны, такие они были дорогие, травки-муравки — преимущественно ядовитые и использовались разве что в медицине и промышленности, ягодами не наешься — и собирать их непроизводительно. Конечно, везде есть свои особенности: в древности греки и римляне ели практически только грубые лепешки с сыром типа сулугуни или типа феты и оливками, но их великие гурманы прославились заливным из соловьиных языков и рыбьим соусом гарум, который надо было готовить полгода с применением 6-10 операций. Греки и другие окрестные народы и сейчас могут так питаться годами (минималистически).

Прочитать ещё 2 ответа

Откуда появились шутки про Беларусь и картофель?

Младший научный сотрудник

Отвечу как белорус и как человек который любит картофель. 

Тут много факторов. 
Во-первых, белорусы традиционно занимают одно из первых мест по производству и потреблению картофеля. Более свежих данных не нашел, но в 2005 году каждый белорус в среднем за год съел 181 килограмм этого чудесного продукта. То есть включая младенцев, каждый употребил около полкило корнеплода за день. Что, согласитесь, внушительно. 

Во-вторых, белорусская национальная кухня. Многие люди,  в том числе и сами белорусы, считают картофель главным и чуть ли не единственным продуктом из которого блюда этой кухни готовятся. (Между прочим, это далеко от истины.)
Символом и главным блюдом нашей кухни являются пресловутые драники, сами понимаете из чего.

В-третьих, стереотипы. «Бульбаши» и прочие милые вещи. И на этой почве можно ответить на ваш вопрос о том любят ли все, так же вопросом: «Все ли русские пьют водку?».

Прочитать ещё 1 ответ

Почему в славянских странах во время любого приема пищи едят хлеб?

табачный недоэксперт, студент, повар и лютый задрот

Могу ошибаться, но вроде подобный вопрос уже задавался на квесче. Ну да ладно, выскажу свои предположения и мысли по этому поводу.  Я не слишком силен в истории, поэтому с радостью приму поправки.
В России на протяжении многих веков люди не слишком-то шиковали в гастрономическом плане, питаясь порой совсем бедно. Любая похлебка, как правило, сопровождалась куском хлеба, и, как мне кажется, делалось это не из-за невероятных вкусовых сочетаний, а по простой надобности получить как можно больше калорий. Так же не стоит забывать о существовавшем на территории славянских стран эдакого «культа хлеб», ну просто вспомните как много существует пословиц и поговорок посвященных хлебу. Ещё вероятно играет роль географическое расположение России и смежных стран — лютые морозы и невыносимые засухи, выращивать что-то более нежное в плане климатических требований весьма трудно. Но это не точно.

Прочитать ещё 2 ответа

Как северные народы обходились без овощей и фруктов?

Но не Горбачёв.
КМС по безделью, алкоголик средней руки, обожаю блины со…

Обходились разнообразием морепродуктов, а также мясной пищей домашних и диких животных. При этом у них должны были расти дикие ягоды, морковь, яблоки, репка. Ну и на запивон молоко, медовуха и насыщенный витаминами эль) насколько известно, у них рацион пищи был не менее богатым, чем у остальной Европы.

Источник

Фраза «Хлеб – всему голова» имеет огромное значение для славянского народа. Данный продукт занял важное место в рационе питания людей. Кто-то дополнял им прием пищи, а кто и вообще питался только им. Каждый использует хлеб в еду как считает нужным для себя. Остается один важный вопрос. Откуда появился хлеб?

Альберт Самуэль Анкер «Девочка с буханкой»

Когда именно наш народ узнал о хлебе точно не известно. Нигде нет точной даты или определенного промежутка времени. Существуют некоторые письменные подтверждения того, что хлеб существовал еще в Древнем Египте. Но, к сожалению, когда именно он там появился, никто не знает.

Появление хлеба

Обоснованного ответа на такой вопрос как появление хлеба нет. Существуют, конечно, теории, версии или даже простые предположения. Самая простая теория заключается в том, что людьми были обнаружены колосья пшеницы и ржи. Потом, зерна решили попробовать, и выяснилось, что данное растение очень богато энергией и питательными веществами. После этого люди выявили, что одно зерно может породить несколько зернин. Так появлялись селения возле мест, где росли злаки. Через время люди понемногу приспособились к выращиванию культур.

Сохранились некоторые писания, которые подтверждают, что пшеницу начали употреблять в 15 веке до н.э. Благодаря прогрессу, люди стали перебивать пшеницу в муку. Правда использовалась она не для того, чтоб спечь хлеб. Люди готовили муку в жидком виде, так называемая похлебка. Брали муку и лили в нее горячую воду. Размешивали, пока не получалась средней жидкости масса. Также есть теория, что однажды посуда с такой похлебкой оказалась в печи. Люди попробовали то, что получилось и им понравилось.

Следующая версия также вполне могла быть в реальности. При приготовлении похлебки, кто-то случайно разлил немного на печь. Пока искали, как это убрать, жидкость запеклась. Так была выпечена первая лепешка. С того времени люди стали осваивать выпечку лепешек. Опять же, данная версия ни чем не подкреплена и не подтверждена.

Легенда о появлении дрожжевого текста

О дрожжевом хлебе также нет точных и подтвержденных данных. Но есть информация о том, что хлеб, выпеченный на дрожжах, был в Египте. Снова нет временных подтверждений и имен, но то, что он был в Древнем Египте известно точно.

Теория или лучше легенда рассказывает о том, что в Египте также выпекали лепешки, так как ничего другого пока печь не умели. Один из рабов, который должен был выпечь хлеб, по каким-то причинам оставил замешанное тесто на солнце. Заготовка соответственно немного прокисла на жаре. Раб испугался, что его покарают, и не сказал об этом случае. Он решил печь из этого теста. Лепешки вышли румянее, мягче, пышнее. Пекаря не наказали, а наоборот его рецепт теперь стал основным по выпеканию лепешек.

Хлеб в Древней Греции и Османской империи

После того как египтяне случайно вывели новый рецепт, он передался от одного человека к другому по всему миру. Но, когда по данному рецепту начали выпекать хлеб в Греции, то лепешки вознесли в культ. Если хозяин дома был состоятельный, то он должен был соответственно выставить на стол много хлеба. Продукт из злаков был показателем достатка.

Читайте также:  Какие продукты способствуют гемоглобина

В Греции хлеб был не дополнением, а непосредственно отдельным блюдом. Строгое правило приема пищи, запрещало, есть без хлеба. Если грек принял пищу без лепешек, то это был тяжелый грех. С этих времен грецкий народ начал употреблять еду исключительно дополняя её хлебом.

Раздача хлеба

Такое понятие как гарантия на выпеченный хлеб было введено в Османской империи. В данном государстве хлеб ели все. Богачи дополняли им прием пищи, а вот кто беднее, вообще только им и питались.

Когда был захвачен Стамбул Мехмедом Фатихом, правителем города стал Хазым Бея. Он в свою очередь отнесся к выпечке хлеба очень серьёзно. В 1502 году султаном Баязидом была придумана и успешно внедрена в жизнь первая гарантия на хлеб. После этого начали строить лучшие в мире пекарни, где работали лучшие специалисты своего дела. Профессия пекаря, долго была престижной и уважаемой в стране.

Почет и уважение хлебных даров

В почете и уважении хлеба и тех, кто его печет, Византия превзошла всех. Правительство непосредственно на уровне государства издало ряд законов. После этого продукт из злаков стал номером один в стране. Пекари были практически людьми никем не тронутыми и уважаемыми. В 10 веке в местах выпечки хлеба существовал специальный приказ, который запрещал привлекать пекарей к каким-то провинностям перед государством. Даже сегодня и после Византии, нигде так не относились к пекарям.

Английские власти также не обошли стороной хлеб. В стране даже звания Лордов были взаимосвязанные с культом хлеба. В переводе Лорд, значит добытчик еды. А учитывая, тот факт, что основным продуктом питания был хлеб, то именно о его добыче идет речь в звании Лорд.

Если перевести слово Леди, то выясняется, что оно обозначает – месящий хлеб. Соответственно Лорд занимался поиском продукта, а Леди готовила и делила этот продукт.

В Англии даже был введен закон, который способствовал контролю ценовой политике хлеба. Это случилось в 1266 году. Закон был очень эффективен и его придерживались не менее 500 лет.

Русский хлеб

На Руси данный продукт всегда был в почете. Даже в современном мире ничего не изменилось, он также является продуктом номер один в стране. В древние времена, русские выпекали хлеб, используя закваску. Она была получена из хлебных остатков. Тем самым люди немало экономили и на качестве это никак не отображалось.

Существовали специальные «Хлебные дома». В них производили качественный хлеб и только по индивидуальному рецепту. Рецепт хранился в тайне, его могли передать только следующему поколению. Никогда не бывало так, чтоб хлеб из разных мест выпечки имел одинаковый вкус. Конечно, выпекался хлеб и в любом русском доме, обычными людьми.

Козлов Энгельс Васильевич «Выпечка хлеба»

Кстати именно на Руси появился черный хлеб. Данный продукт обходился дешевле, а вот по количеству питательных веществ он превосходил белый хлеб.

Ржаной хлеб неоднократно присутствовал в строках Пушкина. Поэт в одном из мемуаров написал, что нет для него жизни в Париже. А причиной было то, что там нет ржаного хлеба. Пушкин очень четко подчеркнул уважительное отношение к русскому хлебу. Те, кто путешествовал по Руси в те далекие времена, обратили внимание на то, что жители Руси не могут жить без хлеба. Неурожай был страшным горем для русских людей. Из-за этого в хлеб стали добавлять некоторые ингредиенты. Тесто разбавляли желудями, свеклой, картофелем.

Теперь к хлебу отношение немного сменилось. Его важность для народа снизилась. Но употреблять его не перестали, а дальше продолжают дополнять им прием пищи. Видов и сортов хлеба сегодня очень много и выпекается он в промышленных масштабах. В домах хозяйки также пекут хлеб, но процесс упростился с появлением специальной кухонной техники. С использованием хлебопечки, выпечь хлеб может даже человек далекий от кулинарии. Достаточно соблюдать рецепт и техника все сделает сама.

Татьяна Ниловна Яблонская «Хлеб»

Но одно нельзя заменить. Настоящий и вкусный хлеб, должен быть приготовлен руками и выпечен в печи. Поэтому до сих пор хлеб, приготовленный вручную, ценится везде. Данный продукт всегда будет в почете.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( ???? — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Источник

Ни один из других видов пищи у русского народа не идёт ни в какое сравнение с хлебом. И в этом нет ничего удивительного, ведь хлеб – особый продукт. Он издревле служит основой питания русского народа. Это подтверждают, например, раскопки поселений так называемой Трипольской культуры на территории современной Украины. Остатки глинобитных домов с печами для выпечки хлеба, глиняные сосуды для хранения зерна, зернотерка – молчаливые свидетели того, что уже в третьем тысячелетии до нашей эры жители этого региона не были новичками в области хлебопечения.

На Руси основными зерновыми культурами издавна считаются пшеница, рожь, ячмень, просо, овес. Однако рожь русские люди узнали гораздо позже, чем пшеницу. К славянам она проникла, можно сказать, «нелегально». На русских полях рожь «поселилась» в посевах культурной пшеницы на правах сорняка и, как всякий сорняк, не пользовалась милостью земледельцев. Но так было до тех пор, пока крестьянин не заметил удивительную способность ржи выдерживать холода и непогодь. В иные годы, когда погибал урожай пшеницы, рожь спасала земледельца от голода. В конце концов она выделилась в самостоятельную культуру и уже к XI-XII векам на Руси ели в основном ржаной хлеб. Об этом, в частности, свидетельствует драгоценный в историко-бытовом отношении литературный памятник XI века «Житие протопопа Феодосия». Пшеницу летописец называет «чистым хлебом», который употреблялся монахами вместе с мёдом, как лакомство. Повседневно же хлеб выпекался изо ржи.

Хлеб всегда являлся основой богатства Руси. Славянская земля «родит рожь и пшеницу в громадном изобилии, – писал А. Олеарий. – Редко услышишь, чтобы в России была дороговизна на хлеб. В некоторых местах страны, где нет никакого сбыта хлеба, земля не обрабатывается вовсе, хотя бы была удобна к тому, и лишнего запаса хлеба не делают, довольствуясь тем, что нужно на год: ибо каждый знает, что всякий год соберёт свою богатую жатву. От этого бездна прекрасной, плодоносной земли остаётся без возделывания… В России повсюду находятся богатые пастбища, там во множестве разводят домашний скот: коров, быков, овец, которые продаются там весьма дёшево».

Читайте также:  Какие продукты нельзя при диарее

Роль хлеба в питании русских людей была настолько велика, что в неурожайные годы в стране начинался голод, несмотря на изобилие животной пищи. Российские леса всегда были богаты зверьём и птицей, а реки рыбой и водоплавающими. Однако мясо для русских не заменяло хлеба. Они почти нисколько не ценили естественное изобилие животной пищи и только хлеб считали главою всего.

В стародавние времена хлебом на Руси называли не только печёный хлеб, но и зерно. Хлебные злаки славяне употребляли в пищу либо в виде размоченных и поджаренных зёрен (крупа, сладь, пражмо), либо в виде муки, из которой на воде или молоке варили кашу, либо в виде хлеба, который выпекался в печи, или на раскалённых камнях. Из овса, ячменя, гречихи, проса, гороха в основном варили различные каши. Ассортимент их был чрезвычайно разнообразен. Кроме того муку, полученную из этих круп и бобовых, довольно часто использовали для выпечки хлеба, блинов и других мучных изделий.

Уже первые письменные источники свидетельствуют, что искусство выпечки хлеба в Древней Руси было весьма высоким. Так, в упомянутом «Житии протопопа Феодосия» блаженный Феодосии искусно печёт просфоры. Он же часто заходит в пекарню – с радостью помогает пекарям месить тесто и выпекать хлеб. Для размалывания зерна пользовались ручными мельницами – жерновыми поставами. При этом, если хотели получить «хлеба чиста зело», зерно размалывали более тщательно. Обмолоченное зерно хранилось в мешках или россыпью в клети дома, а также в специально вырытой для этой цели яме. Однако некоторые горожане, особенно имеющие отношение к хлебному промыслу, хранили жито в подклети дома, используя для этой цели бочки и бочонки.

Особенно любили на Руси кислый хлеб из заквашенного теста. Способы заквашивания теста были самые разные. Обычно в качестве закваски использовали пивную или квасную гущу, дрожжи или кусок старого теста. Каким был на вкус хлеб наших предков, можно судить по воспоминаниям архидиакона Павла Аленского, который в книге «Путешествие антиохитского патриарха Макария…» писал: «Мы видели, как возчики и другие простолюдины завтракали им (хлебом), словно это была превосходнейшая халва. Мы совершенно не в состоянии есть его, ибо… кисел как уксус, да и запах имеет тот же».

Вообще полностью доверять тем описаниям явлений русской жизни, которые оставили многие из иноземных путешественников, вряд ли стоит. По этому поводу известный русский историк В.О. Ключевский писал: «Незнакомый или мало знакомый с историей народа, чуждый ему по понятиям и привычкам, иностранец не мог дать верного объяснения многих явлений русской жизни, часто не мог даже беспристрастно оценить их».

Но как бы там ни было, по свидетельствам очевидцев, хлеб тех времен действительно был очень кислый. Процедура выпечки хлеба была довольно сложная, поэтому пекли его, как правило, один или два раза в неделю. Выглядело это примерно так. Вечером, до захода солнца, хозяйка, как правило, самая опытная в доме женщина (свекровь или невестка), начинала готовить квашню. Квашня была постоянно в работе и мыли её очень редко. Кстати, по этому поводу в народе ходило очень много шуток. Согласно одной из них женщина потеряла сковороду, на которой пекла блины. Целый год она искала пропажу и нашла только после того, как вымыла квашню.

Итак, квашню натирали солью, размешанной с закваской, заливали тёплой водой и бросали в неё кусок теста, оставшийся от предыдущей выпечки. Размешав закваску, доливали тёплую воду и засыпали из специального дощатого либо долблёного корытца просеянную через сито или решето муку. Затем тесто размешивали до консистенции густой сметаны, ставили квашню в тёплое место и сверху прикрывали чистым полотенцем.

К утру следующего дня тесто поднималось и его начинали вымешивать. Работа эта была довольно трудоёмкой и требовала сноровки. Вымешивали тесто до тех пор, пока оно не начинало отставать от стенок квашни и от рук. Затем его снова ставили в тёплое место и после того, как оно повторно подходило, снова вымешивали и разделывали на круглые гладкие хлебы. Давали им расстояться и только после этого сажали в печь. Под печи, где выпекался хлеб, устилали капустными либо дубовыми листьями. Пекли хлеб и без листьев. В этом случае лопату, на которой булки сажали в печь, посыпали мукой.

Перед выпеканием хлеба печь хорошо протапливали, а золу и угли выметали с пода метлой. Равномерный жар в русской печи способствовал хорошему пропеканию хлебов. Для того чтобы определить, готов ли хлеб, булку вынимали из печи и, взяв в левую руку, постукивали снизу. Хорошо пропечённый хлеб должен был звенеть, как бубен. Женщина, которая пекла хлеб, пользовалась в семье особым уважением. Та же хозяйка, что пекла хлеб лучше других, считалась самой домовитой и по праву гордилась этим. Особым искусством хлебопечения отличались монастырские пекари. Так, в Печерском монастыре была специальная группа чернецов во главе со «старшим пекущим», которые выпекали хлеб. Помещение, где ели монахи (трапезная), в Древней Руси называлось «хлебная келья».

Во все времена к труду пекаря на Руси относились с особым почтением и уважением. Об этом свидетельствует, в частности, такой факт. В XVI-XVII веках простых людей называли в быту и в официальных документах просто – Федька, Гришка, Митрошка. Мастеров же своего дела, коими являлись и пекари, именовали полным именем – Фёдор, Григорий, Дмитрий. Порой к имени прибавляли фамилии либо прозвища.

Пекарь должен был быть не только искусным мастером, но и честным человеком. За пекарями был особый догляд, тех же, кто допускал «подмес» или порчу хлеба, а тем более спекулировал им, сурово наказывали. В 1624 году была даже составлена специальная правительственная инструкция: «Память приставам, назначенным в Москве для смотрения за печением и продажею хлеба».

Грозой московских пекарей того времени были приставы («хлебного веса целовальники»). Известны даже имена некоторых из них – это Богдан Бекетов, Дорофей Иванов, Василий Артемов. Боялись их как огня. Всюду – на рынках и в пекарнях, в торбах у покупателей выискивали они доказательства против пекарей – «корыстолюбивцев». Взвешивали хлебы и проверяли их качество, чтобы «гущи и подмесу никакого не было отнюдь». Приставы имели широкие полномочия. Даже монастырские и дворцовые пекарни не были свободны от их контроля, наведывались они в боярские усадьбы и даже на митрополичий двор. За нарушения пекари строго наказывались, вплоть до телесных экзекуций. Правда, и от самих контролёров инструкция требовала абсолютной честности и беспристрастия: «Другу не дружить, а недругу не мстить и посулов (взяток) и поминков (подарков) от того не иметь, ни от кого ничего». Интересно, что к контролю за работой пекарей и пекарен привлекались и представители городской общественности. А участие в этой работе считалось делом исключительно почётным.

Лучшие русские тестоводы и пекари, мукосеи и калачники так преуспели в мастерстве хлебопечения, что нередко послы других государств отправляли российский хлеб в качестве особого лакомства к европейским дворам.

Процесс хлебопечения постоянно совершенствовался, расширялся и ассортимент различных видов печёных хлебов. Этому способствовало высокое искусство мукомольного дела на Руси. Так, во времена царя Алексея Михайловича вырабатывалось 25 сортов ржаной и 30 сортов пшеничной муки.

Читайте также:  Какие продукты лучше есть если у тебя онкология

Среди мастеров хлебного дела в XVI-XVII веках различали: хлебников, ситников, саечников, калачников, крендельщиков (бараночников), блинников, кисельников, пряничников. И всё же основную роль в питании народа всегда играл ржаной или, как его ещё называют, «чёрный» хлеб. Он был значительно дешевле пшеничного – белого хлеба, да и сытнее. В предисловии к «Расходной книге патриаршего приказа кушаньям, подававшимся патриарху Адриану и разного чина людям с сентября 1698 по август 1699 г.» записано, что русские ели преимущественно ржаной хлеб. Название «хлеб» значило собственно ржаной. Пшеничная мука употреблялась на просвиры, а в домашнем быту – на калачи, которые вообще для простого народа были лакомством в праздничные дни. От этого и поговорка «калачом не заманишь», т.е. самым редким куском.

Однако не всякий ржаной хлеб был дёшев. Так, для выпечки «боярского» хлеба использовали ржаную муку особого помола, свежее масло, не перекисшее, а в меру сквашенное молоко, добавляли в тесто пряности. К такому хлебу не всякий и состоятельный человек мог прицениться, поэтому пекли его только по специальному заказу для особых случаев.

Из муки, просеянной через сито, пекли ситный хлеб. Он был значительно нежнее решётного хлеба, выпеченного из муки, просеянной через решето. Решётный хлеб считался самым распространённым на народном столе.

Лучшим же хлебом, который подавали на стол в богатых домах, был так называемый «крупчатый» белый хлеб из хорошо обработанной пшеничной муки.

Низкокачественными считались «пушные» виды хлеба. Их пекли из непросеянной муки и называли «мякиной».

В период неурожаев, когда не хватало запасов ржи и пшеницы, в муку подмешивали всевозможные добавки: морковь, свеклу, позднее картофель, а также дикорастущие – жёлуди, кору дуба, лебеду, крапиву и пр.

Согласно одной из легенд, некто Прохор из Смоленска в неурожайный голодный год указал людям способ приготовления суррогата хлеба из лебеды. Этим он спас себя и своих земляков, за что и получил прозвище Лебедник.

На юге и юго-востоке России со временем (XIX в.) посевы пшеницы постепенно вытеснили рожь. В результате местное население этих районов стало употреблять в пищу ржано-пшеничный (серый) или пшеничный (белый) хлеб. Это явление характерно и для наших дней.

В конце XIX века городское население обычно покупало хлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах и различных видов. В булочных и с лотков продавали подовый (в виде высоких толстых лепёшек) и формовый (имеющий форму цилиндра либо кирпича) хлеб. Разнообразны были и хлебобулочные изделия: калачи, бублики, баранки, крендели, печения и пряники. Многие из этих изделий готовились из сдобного теста, которого народная кулинария не знала. Сельские жители, как правило, редко лакомились этими изделиями. Их обычно покупали в городе для гостинца детям и за еду не считали. Городские же простолюдины довольно широко использовали всю эту выпечку для завтрака.

Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Появились они очень давно и уже в древнерусском быту играли немаловажную роль. Калач был к месту на пышных пиршествах царей и в повседневном питании рядового горожанина. Их посылали в знак особого расположения царя патриархам и другим особам, имеющим высокое духовное звание. По свидетельству историков в день рождения Петра I гостям гостинной сотни и чернослободцам между прочими яствами было отпущено 240 калачей толчёных. Вместе с тем калачами одаривали нищих и заключённых по большим праздникам. Конечно, это уже были не царские калачи.

Отпуская слугу «в увольнение», барин, как правило, давал ему мелкую монету «на калач». В знак дружелюбия хлебами и калачами одаривались и иностранные посланники. Так, согласно одному из источников, некому англичанину Берроу по случаю были поднесены хлеб, шесть калачей, четыре сушёные щуки и мера овсяных круп.

Форма калачей была самая разная, в зависимости от фантазии пекаря и заказчика. Например, к столу Великого князя Василия подавали калачи и хлебы наподобие хомута.

Прекрасными калачами славились московские булочники. Широкой известностью среди них пользовался И. Филиппов. Филипповские булочные всегда были полны покупателей. Интересные воспоминания о самом Филиппове и о его булочных оставил В.А. Гиляровский в книге «Москва и москвичи». Давайте вместе с ним заглянем в одну из таких булочных: «В дальнем углу вокруг горячих железных ящиков стояла постоянная толпа, жующая знаменитые филипповские жареные пирожки с мясом, яйцами, рисом, грибами, творогом, изюмом и вареньем. Публика – от учащейся молодёжи до старых чиновников во фризовых шинелях и от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин. На хорошем масле, со свежим фаршем, пятачковый пирог был так велик, что парой можно было сытно позавтракать».

Кроме пирогов, филипповские булочные прославились своими отменными калачами, сайками, а главное, чёрным хлебом, как свидетельствуют современники, прекрасного качества. «Прилавки и полки левой стороны булочной, имевшей отдельный вход, – вспоминает В А.Гиляровский, – всегда были окружены толпами, покупавшими фунтиковый чёрный хлеб и ситный». Сам И. Филиппов любил повторять: «Хлебушко чёрненький труженику первое питание». И вот что обидно – не сохранили мы этих пирожков, саек, калачей, ситного, фунтикового чёрного. Ушли они из нашей жизни вместе с теми далёкими временами. Сегодня на прилавках булочных их место заняли унылые батоны, плесневеющие буквально по дороге от магазина до дома, безвкусные, «клеклые» буханки чёрного хлеба…

Когда у И. Филиппова спрашивали: почему «хлебушко чёрненький» только у вас хорош? Он отвечал: «Потому что хлебушко заботу любит. Выпечка-то выпечкой, а вся сила в муке. У меня покупной муки нет, вся своя, рожь отборную покупаю на местах, на мельницах свои люди поставлены, чтобы ни соринки, чтобы ни пылинки… А всё-таки рожь бывает разная, выбирать надо. У меня всё больше тамбовская, из-под Козлова, с Роминской мельницы идёт мука самая лучшая. И очень просто!» Действительно, ничего сложного нет, просто с любовью человек относился к своему делу, знал ему цену и требовал этого же от своих подчинённых. И здесь нам ещё учиться и учиться у И. Филиппова.

Хлебобулочные изделия Филиппова пользовались славой и, естественно, большим спросом не только в Москве. Калачи и сайки ежедневно отправляли в Петербург к царскому двору. В Петербурге пробовали печь на месте «филипповские изделия», но ничего не получалось. И. Филиппов доказывал, что в Петербурге такие калачи и сайки не получатся: «Вода невская не годится!»

Обозы с его калачами, сухарями и сайками шли даже в Сибирь. По воспоминаниям В.А. Гиляровского «Их как-то особым способом горячили, прямо из печи замораживали, везли за тысячу верст, а уж перед самой едой оттаивали – тоже особым способом, в сырых полотенцах, – и ароматные, горячие калачи где-нибудь в Барнауле или Иркутске подавались на стол с пылу, с жару».

Читайте также:

    – откуда взялось выражение «с ним каши не сваришь»

Источник