Какой первый продукт производил завод nokian tyres

Какой первый продукт производил завод nokian tyres thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 сентября 2017;
проверки требует 21 правка.

Nokian Tyres — финская компания, крупный производитель шин для сложных климатических условий. Компания занимается разработкой и производством легковых шин, шин для коммерческого и грузового транспорта, а также индустриальных шин для тяжелой техники.

Ключевыми рынками для компании являются регионы со сложными климатическими условиями, которые предъявляют повышенные требования к шинам из-за снежной зимы, неустойчивых температур, большого количества осадков, капризной и изменчивой погоды.

Штаб-квартира компании находится в городе Нокиа, Финляндия.

История[править | править код]

История компании Nokian Tyres началась в 1898 году с предприятия Suomen Gummitehdas Osakeyhtiö — завода по производству изделий из резины в Хельсинки, Финляндия. Компания производила галоши для частных клиентов и продукцию из технической резины для промышленности[1].

В 1904 году производство было перенесено в город Нокиа. Перенос был связан с ростом производства и нехваткой места в центре Хельсинки.

Компания Suomen Gummitehdas планировала начать производство шин уже в начале века. После длительной подготовки в 1924 году компания начала производство велосипедных шин.[1]

Начало производства автомобильных шин[править | править код]

В 1932 году компания Suomen Gummitehdas Oy запускает производство автомобильных шин. Первая шина получила название Kesäpinta (Летняя покрышка). Знания и оборудование для производства шин были получены в США во время поездок, совершаемых Старшим инженером Энсио Салменкаллио. Первая партия продукции составила всего несколько десятков килограммов, но к 1934 году завод уже работал в три смены.

Первая в мире зимняя шина[править | править код]

В 1934 году компания производит революцию на рынке шин и выпускает первую в мире зимнюю шину под названием Kelirengas (в переводе «шина для определенной погоды»). Новая шина была разработана для автобусов и грузового транспорта того времени. Главной задачей Kelirengas являлось обеспечение тяги и в глубоком снегу. Для этого был разработан специальный глубокий протектор, а в центральной части шины использовались блоки зигзагообразной формы с острыми краями, разделенные глубокими продольными канавками. Благодаря такому решению шина Kelirengas обеспечивала отличное сцепление и проходимость автомобиля на заснеженой поверхности, а также в дальнейшем позволило водителям отказаться от неудобных в использовании цепей противокольжения.

Рождение Nokian Hakkapeliitta[править | править код]

Eсли модель Kelirengas предназначалась для коммерческого транспорта, то в 1936 году на заводе в Нокиа было начато производство шин и для легковых автомобилей.

Первая зимняя шина для легковых автомобилей получила название Lumi-Hakkapeliitta. Блоки протектора новой модели были, как и в Kelirengas, расположены поперек, но их сложный рисунок обеспечивал шине более широкий функционал. Помимо высоких сцепных свойств на снегу, шина обеспечивала сцепление на льду и гравии, а развитые канавки протектора хорошо очищались от снега и грязи.

Решения, использованные в модели Lumi-Hakkapeliitta, с успехом использовались даже в 1950-х годах. К примеру, похожий, хотя и серьезно модифицированный, рисунок протектора имела выпущенная в середине 1950-х модель Haka-Hakkapeliitta, главная особенность которой заключалась в усиленном многослойном рисунке протектора.

Как отдельная компания Nokian Tyres была образована в 1988 году путём выделения из конгломерата Nokia, с 1967 года являлась его «резиновым» подразделением (другими дивизионами были деревообработка и электротехника). Сейчас Nokia (ранее бывшая крупнейшим поставщиком мобильных телефонов) не имеет никакого отношения к Nokian Tyres.

Собственники и руководство[править | править код]

Крупнейшие акционеры компании по состоянию на весну 2011 года: Varma Mutual Pension Insurance Company (6,6 %), Ilmarinen Mutual Pension Insurance Company (3,5 %), Nordea (1 %)[2].

Председатель совета директоров компании — Петтери Валлден (Petteri Walldén). С 1 июня 2017 года Президентом является Хилле Корхонен (Hille Korhonen)[1]. С 2014 по 2016 год президентом являлся Ари Лехторанта (Ari Lehtoranta), пришедший на смену Киму Грану 1 октября 2014 года[3].

Деятельность[править | править код]

Nokian Tyres — известный производитель шин для легковых и грузовых автомобилей, лесной и строительной техники. Особую известность получили зимние шины марки Nokian Hakkapeliitta, в том числе шипованные.

Выпуск шин на собственных заводах ведётся в городах Нокиа (Финляндия, 6 млн шин в год) и Всеволожск (Россия, Ленинградская область, 14 млн шин в год). Также компания размещает заказы на производство шин под своим брендом на сторонних предприятиях.

В концерне Nokian Tyres на конец I квартала 2013 года было занято 4080 сотрудников.

В феврале 2014 компания Nokian Tyres представила первую в мире зимнюю шину с выдвигающимися шипами[4].

Nokian в России[править | править код]

Интересы компании в России представляет ООО «Нокиан Шина».
В городе Всеволожск Ленинградской области в сентябре 2005 года был открыт завод мощностью 8 млн шин в год, инвестиции в открытие составили около 400 млн евро[2].

В I квартале 2013 года на предприятии была запущена в эксплуатацию 12-я производственная линия, таким образом производственные мощности на российском заводе составляли порядка 14 млн шин в год. В российском подразделении на конец I квартала 2013 года было занято 1269 сотрудников[5].

Участниками программы Hakka Guarantee в России (торговые точки, где продаются шины Nokian Tyres с расширенной гарантией) на конец I квартала 2013 года стали 2119 шинных центров и автосалонов в 252 городах[5].

Шингейт[править | править код]

Nokian официально призналась в многолетнем манипулировании результатами шинных тестов[6]. В 2016 году финский портал Kauppalehti опубликовал материал[7], ставший причиной скандала в шинной отрасли. Издание получило достоверные данные о том, что Nokian в течение нескольких лет предоставляла для тестов различных журналов модифицированные шины, чтобы они побеждали в испытаниях и таким образом увеличивали ценность бренда и стоимость акций компании. По данным авторов расследования, Nokian​​ также изучала результаты тестов шин конкурентов и модифицировала свои тестовые покрышки так, чтобы те показывали лучшие результаты.

По словам источников Kauppalehti, компания намеренно вводила потребителей в заблуждение. «Когда тестировались шины, купленные в обычном магазине, они не могли победить. Такой риск компания не могла себе позволить», — заявил один из собеседников издания.

В сообщении[8], появившемся на сайте Nokian, отмечается, что в предыдущие годы, когда СМИ получали продукцию непосредственно от производителя, в этой сфере действительно применялись «сомнительные» методы. При этом в компании заверили, что компания уже запретила выпускать или даже разрабатывать шины, предназначенные исключительно для успешного прохождения тестов. «Мы приносим извинения и сожалеем об ошибках, допущенных нами в прошлом», — заявил глава Nokian Tyres Ари Лехторанта.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • nokiantyres.ru — официальный сайт Nokian Tyres в России.

Источник

История компании Nokian Tyres началась в 1898 году с предприятия Suomen Gummitehdas Oy — завода по производству изделий из резины в Финляндии. Как концерн предприятие Nokian Tyres было оформлено в 1988 году. 

Временная шкала истории компании Nokian Tyres

1898

В Финляндии основано предприятие по производству изделий из резины

1934

Создана первая в мире зимняя шина для грузовиков

1995

Акции концерна Nokian Tyres вышли на биржу Хельсинки

2005

Запущен завод Nokian Tyres в г. Всеволожск, Россия

2015

Первые в мире зимние шины с наилучшими показателями сцепления с мокрым асфальтом и экономичности топлива в классе А по маркировке шин ЕС

2017

Шипованные шины нового поколения Nokian Hakkapeliitta 9 и Nokian Hakkapeliitta 9 SUV

Читайте также:  Какие продукты запрещено ввозить в таиланд

2018

Лидер в шинной промышленности вот уже 120 лет

120 ЛЕТ ИННОВАЦИЙ

Спустя 120 лет мы обращаемся к корням. Сегодня опыт, накопленный за многие десятилетия, можно увидеть в новинках, которые обеспечивают безопасное вождение и уверенность для миллионов автовладельцев. Наша история длинная, но она только начинается.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ ОБ ИСТОРИИ КОНЦЕРНА

БОЛЕЕ 80 ЛЕТ С МОМЕНТА ИЗОБРЕТЕНИЯ ЗИМНИХ ШИН

Первой в мире зимней шиной стала шина Kelirengas («погодная шина»), которую в 1934 году создала компания Nokian Tyres. Эта шина стала предшественницей зимних шин Nokian Hakkapeliitta.

ТЕХНОЛОГИИ «УМНОГО ДВИЖЕНИЯ», БЕСПИЛОТНЫЕ АВТОМОБИЛИ, БИООРГАНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Если мы посмотрим на вождение через 20 лет, то увидим революционные технологии «умного» движения, беспилотные электромобили и зимние шины, изготовленные из биоорганических материалов.

Временная шкала истории компании Nokian Tyres


1846
Роберт Уильям Томсон изобрел пневматическую шину
1886 Создан автомобиль с двигателем внутреннего сгорания
1898 Основано предприятие по производству изделий из резины в Финляндии (The Finnish Rubber Works)
1904 Завод переехал в город Нокиа
1925 Началось производство велосипедных шин

1932

1932 Началось производство шин для легковых автомобилей
1934 Создана первая в мире зимняя шина Kelirengas для грузовиков
1936 Выпущена первая шина из легендарного семейства шин Nokian Hakkapeliitta. «Снежная Хаккапелиитта» — победительница зимних дорог!
1945 Построен новый завод в городе Нокиа
1959 Открыта торговая компания в Швеции, Nokian Däck AB
1967 Основана корпорация Nokia – Резина, Кабель и Бумага
1968 Расширение завода по производству шин
1974 В г. Лиекса, Финляндия, начато производство шин и камер для велосипедов
1978 Открыта торговая компания в Норвегии, Nokian Dekk AS
1980 Открыта торговая компания в Канаде, позже переименованная в Nokian Tyres North America Ltd., USA
1981 Расширение завода по производству шин
1982 Открыта торговая компания в Германии, Nokian Reifen GmbH
1986 Открыт собственный тестовый центр в Ивало, Финляндия, за полярным кругом – самый северный испытательный центр
1988 Компания Nokian Tyres Limited сменила форму собственности на совместное предприятие
1989 Открыта торговая компания в Швейцарии, Nokian Reifen AG
1995 Акции концерна Nokian Tyres начали котироваться на бирже ценных бумаг в Хельсинки
1996-2001 Расширение завода по производству шин
1998 Открыты первые розничные шинные центры в Швеции и Латвии. Открыта торговая компания в России (ООО «Нокиан Шина»)
1999-2000 Собственные шинные центры открыты в Финляндии и Эстонии. Собственная сеть шинных центров получила название Vianor

2000

2002 Новый логистический центр открыт в Нокиа, Финляндия
2003 Корпорация Bridgestone Europe NV/SA стала крупнейшим акционером концерна
2005 Завод в России начал производство
2005 Концерн Nokian Tyres – первый шинный производитель, который отказался от использования в производстве канцерогенных высокоароматических масел. Экологичные шины Nokian Tyres – только чистые низкоароматические масла
2006 Открыты торговые компании на Украине, Nokian Shina TOV, и в Чехии, Nokian Tyres s.r.o.
2006 Индикатор аквапланирования на летних шинах Nokian Hakka – в дополнение к индикатору износа протектора
2006 Выпущена индустриальная шина для лесной техники – Nokian Forest Rider. Первая радиальная шина для техники по сортиментной заготовке древесины
2007 Открыта торговая компания в Казахстане, ТОО Нокиан Тайерс
2007 Выпущена шина Nokian Hakkapeliitta Truck E
2008 Шина Nokian Hakkapeliitta R – легко вращающаяся нешипованная зимняя шина.
2009 Зимняя шипованная шина Nokian Hakkapeliitta 7 побеждает в независимых тестах.
2010 Открыта торговая компания «Нокиан Шина» в Беларуси
2011 Открыта торговая компания Nokian Tyres Trading (Shanghai) Co. Ltd. в Китае
2012 Расширение завода во Всеволожске, Россия
2012 Сеть шинных центров Vianor вышла на рынки Сербии, Франции, Боснии и Герцеговины

2013

2013 Новый мировой рекорд скорости на льду 335,713 км/ч на новых шипованных шинах Nokian Hakkapeliitta 8
2013 Новое поколение зимних шин Hakkapeliitta. Шипованные шины Studded Nokian Hakkapeliitta 8 и фрикционные шины Nokian Hakkapeliitta R2

2014

2014 Новые зимние шины Hakkapeliitta – шипованные шины для внедорожников Nokian Hakkapeliitta 8 SUV и шины Nokian Hakkapeliitta C3 и Nokian Hakkapeliitta CR3 для легких грузовиков
2014 Первая в мире концепт-шина с выдвижными шипами
2014 Новые шины Nokian Hakkapeliitta R2 для электрокаров. Первые в мире зимние шины с рейтингом «А» по топливной эффективности

2015

2015 Обновленная линейка зимних шин Nokian WR. Nokian WR D4 – первые в мире зимние шины с рейтингом «А» по сцеплению на мокрой дороге по европейской классификации
2015 Nokian Weatherproof – новая концепция в производстве шин
2015 Обновленные шины Nokian WR SUV 3 – Первые в мире зимние шины с рейтингом «АА» по евроклассификации (сцепление на мокрой дороге и топливная эффективность).

2016

2016 Nokian Hakkapeliitta R2. Самая энергетически эффективная в мире зимняя шина. Премия за Технологию Шин 2016 года.
2016 80-летний юбилей Nokian Hakkapeliitta. Рожден, вырос и испытан на севере. 
2016 World record for the fastest side wheelie, 186.269 km/h (115.742 mph) using summer tyres with Aramid Sidewall technology.
2017 New testing center for summer and winter tyres being built in Santa Cruz de la Zarza, Spain. 
2017 Шипованные шины нового поколения Nokian Hakkapeliitta 9 и Nokian Hakkapeliitta 9 SUV
2018 Лидер в шинной промышленности вот уже 120 лет

Источник

Когда 11 лет назад в Nokian Tyres было принято решение открыть завод в России, никто не предполагал, к чему это приведет. Финская компания на тот момент существовала уже 106 лет, и ее сотрудники знали о шинах и их производстве все. Но практика показала, что им доступны не все секреты этого дела, и они могут ошибаться.

Завод Nokian Tyres Russia

Завод расположен по адресу: Ленинградская область, Всеволожск, промзона «Кирпичный завод», квартал 6.
Запуск производства: сентябрь 2005 г.
Количество сотрудников: 1300.
Производственная мощность завода: 15 500 000 шин в год.
Размер инвестиций: €800 000 000.

Строительство завода во Всеволожске началось в 2004 году после двух лет согласований и утверждений бизнес-плана. Первым в 2005-м заработал цех по производству компонентов и сборке шин, но экскурсия стартует в другом месте — цехе миксинга, или резиносмешения. Именно с процесса изготовления резины и начинается создание шины.

Перед нами лес труб, своей высотой и различными диаметрами напоминающих реликтовые деревья. Самые большие цистерны, высотой 30 метров и 4 м в диаметре, которые вмещают 360 кубометров сырья, даже не поместились в цеху, они пристроены к нему снаружи. В них миксуется смесь из сажи (технического углерода) и каучука, а внутри на разных уровнях пятиэтажного здания добавляются силика, сера, масла и другие химические составляющие, определяющие свойства конечной смеси. Вся масса медленно проходит путь снизу вверх и сверху вниз и возвращается на нижний уровень в виде лент толщиной 2–3 сантиметра и шириной 60–70 см. Вместе со спуском смеси понижается и ее температура — с максимальных 170˚С, при которых перемешивание идет быстрее всего, до 100˚С после добавления серы. По словам директора по производству Nokian Tyres, а в этот раз и моего экскурсовода, Александра Уставщикова — весь завод работает на то, чтобы температура не поднялась выше тех самых 100˚С, дабы преждевременно не начался процесс вулканизации.

Читайте также:  Какие продукты запрещены при диабете

На самом первом плане виден результат начальной стадии обработки каучука — мастис, в который позже добавят сажу и получится резина. За ним в полиэтилене основное сырье — натуральный каучук, который привозят под Питер из Малайзии, Вьетнама, Индонезии и других стран. За ним виден светлый брусок на конвейере — это самый чистый каучук, максимально очищенный от природных примесей. Его добавляют при создании зимних шин, а синтетический каучук (почти прозрачный) входит в состав смеси для летних

Удивительно, но в этом огромном помещении мы встретили только одного человека, который подготавливал натуральное сырье для подачи в гигантский миксер. Еще один — оператор цеха, находится в отдельном помещении уровнем выше и следит за работой по показаниям всевозможных датчиков, данные от которых сводятся в единый командный пункт. Впрочем, малолюдность, как выяснилось позже, это характеристика всего предприятия. В цехах в одну смену одновременно работают 250 человек, а общая численность работников завода — от генерального директора до повара в столовой — около 1300.

При полной загрузке цех миксинга может изготавливать 400 тонн резиновых смесей в сутки. Можно было бы мешать и больше, если бы на всю шину шла одна-единственная смесь. Но их нужно минимум восемь. Вариаций добавляет учет сезонности, класса автомобиля, назначение шины. В итоге набирается около 30 различных смесей, которые миксуются на 12 линиях. И с этого момента начинается магия цифр, сделавшая завод Nokian Tyres одним из крупнейших предприятий в мире и первым в России по выпуску шин.

Завод может выпускать 1700 продуктов в год и 120 в день, и каждый день 10 из них меняются. Тут нельзя путать продукт и модель, потому что в рамках последней может быть несколько типоразмеров. Конкретная шина в конкретном размере — это и есть продукт. Для того, чтобы начать выпуск нового продукта, нужно от 3 до 20 часов. Больше всего времени потребует создание новой смеси. А пока она будет «вариться», поменяют программы и оборудование на линиях выпуска компонентов и прессов. У последних нужно понизить температуру, потом заменить блоки с рисунком и снова набрать рабочую температуру. Минимальная партия составляет всего 100 шин, чем объясняется предложение одного из самых больших ассортиментов типоразмеров

Завод ежегодно может выпускать 15,5 миллиона шин. По первому бизнес-плану максимальная мощность предприятия составляла 4 миллиона — тогда резиновые смеси привозили из Финляндии. С 2006 года с появлением цеха миксинга и после запуска дополнительных линий производительность поднялась до 8 миллионов. Сейчас же шины собирают 13 линий, и готовится 14-я, с которой производительность завода вырастет до 17 миллионов. Рекорд был поставлен 8 сентября 2013 года, когда за сутки выпустили 45 513 шин. Он был бы давно побит, если бы не экономическая ситуация в стране со сниженным спросом.

Но завод не бедствует, даже несмотря на то, что закупает часть сырья за валюту. Во-первых, это все-таки часть, а некоторые составляющие смеси все же делают в России. Например, «Сибур» поставляет синтетический каучук. Во-вторых, по данным «Автостата» на конец 2015 года, Nokian предпочитают 47% автовладельцев, спад есть, но продажи-то идут. И третье, но не последнее: Всеволожский завод экспортирует (а значит, получает твердую валюту) около 70% всего объема в более чем 40 стран мира, в первую очередь Центральную Европу и Северную Америку. Немцы и американцы, наверное, сильно удивляются, когда видят на этикетке надпись «Made in Russia».

Резина — это, может быть, сейчас один из самых натуральных продуктов, даже по сравнению с тем, что мы едим. Каучук, содержащийся в соке дерева гевея, пока заменить нечем. Химики уже придумали, как искусственно создавать длинные молекулы с углеродной основой, но не знают, как закрепить связи между ними, для создания эластичности уровня натурального каучука.

Из горячего цеха резиносмешения мы переходим на его небольшой склад. Стопки резиновых лент были бы ужасно скучными, если бы не три вещи. Первая — шесть роботов-погрузчиков, которые в автоматическом режиме распределяют резиновые смеси по стеллажам и перевозят в цех изготовления компонентов. Чтобы они ориентировались в пространстве, на стенах повесили зеркала, а для быстрого считывания информации на полках и на стопках приклеены ярлыки со штрих-кодом. Что-то завораживающее и пугающее есть в работе этих тихих тружеников — начинаешь думать, что у машин есть разум. Успокаивает лишь то, что у них садятся аккумуляторы, и меняет их человек.

Вторая примечательная вещь — сами ленты, а вернее, выступающие слои с обрезанными углами. Их обычно по 4-5 на каждой паллете, и разделяют они между собой около 200 кг резины, которые на заводе называют патчами. Обрезанные углы нужны для проверки качества приготовленной смеси, а ленте они никак не вредят, поскольку перед созданием того или иного компонента резина опять размягчается нагреванием и перемешивается.

И третье — это система передачи этих срезанных уголков в лабораторию. Для того, чтобы это происходило быстро и без путаницы, из цеха миксинга проходят трубы пневмопочты. В колбах по ним передают образцы для тестов, а ответной реакцией становятся наклейки из принтера — белые, если все в порядке, и красные, если со смесью что-то не так.

В центре фотографии — ящик для отправки пневмопочты, рядом с ним принтеры, выдающие вердикт, а справа «подсудимые» — стопки свежеприготовленной резины, ждущей одобрения

Всего за сутки лаборатория может проверить около 2000 образцов резиновой смеси, к которым добавляются тесты сырья и глубокий анализ того, что делать с резиной, получившей красную этикетку (такое случается нечасто). Проверка идет по нескольким параметрам — химический анализ смеси, потом — механические испытания на эластичность вулканизированной на микропрессах резине. Для этого из отрезанных уголков делаются таблетки, каждая из которых подвергается отдельному тесту. Большинство из них происходят в автоматическом режиме, а эластичность проверяют вручную: из тестового образца вырезают детальки, похожие на вытянутые песочные часы, их широкие части зажимают, и машинка начинает растягивать их. Все растяжения заканчиваются разрывом, сопровождающимся хлопком, но для измерений важно, когда он произошел — если раньше или позже положенного времени, значит, смесь неправильная.

Такой запас эластичности тонкого кусочка резины говорит о том, что готовая шина будет мягкой

Есть в лаборатории и достаточно сложные приборы, которые в основном используются для определения качества входящего сырья: абсорбциометр измеряет способность технического углерода поглощать масло, спектрометр определяет присутствие и количество отдельных химических элементов, колориметр тестирует реакцию веществ на температуру. Для проверки проблемной смеси и понимания, что же с ней не так, используют термогравиметрический метод. Из-за отличающихся молекулярных масс разные продукты сгорают при разной температуре, что и позволяет определить точное соотношение элементов.

Следуя за роботами-погрузчиками, мы переходим в цех компонентов. Смену обстановки проще всего определить по звуку: вместо мерного урчания при переваривании десятков тонн резины помещение наполнено гулом, жужжанием и потрескиваниям сотни различных механизмов, выполняющих совершенно различные функции, но основанных на вращении, медленном или быстром. В этом цеху изготавливаются компоненты. По сути, это создание отдельных слоев шины, каждый из которых выполняет ту или иную обязанность: протектор обеспечивает сцепление, гермослой держит воздух, плотные кольца прижимают шину к диску, слои с текстильным и металлическим кордами обеспечивают форму и препятствуют повреждениям.

Читайте также:  Какие продукты способствуют росту член

Машина для создания протектора напоминает собой мясорубку, но только длиной 20 метров и с гораздо более сложной структурой, которая наводит на мысли о бесконечных лестницах Эшера. Таких на заводе семь

В гигантскую воронку загружается разогретая резина, причем таких входов четыре — для разных типов смесей

В очередной раз все перемешивается и двигается по лабиринтам труб и конвейерных лент, чтобы в конце выйти в виде нескольких тонких полос. Такое параллельное существование кратковременно — они собираются по слоям в единую ленту и проходят через специальную насадку, формирующую тот или иной вид профиля протектора

Гермослой — самый тонкий и эластичный из компонентов шины. В нем больше всего чистого натурального каучука, и поэтому он похож на латекс. Излишки, срезанные по бокам, тут же подаются на нагрев и замес и используются для создания новой ленты

Самая красивая часть завода — машины для создания корда. На входе десятки тонких и прочных блестящих проволочек, на выходе — плотная резиновая лента, которая может выдержать большинство ударов судьбы. А если один из них был пропущен, то «Нокиан» обменяет шину в рамках выполнения пожизненной гарантии

На кольцах, которые стыкуют шину с диском, резины должно быть очень мало, поэтому ее истончают, растягивая на больших барабанах. Затем этой полоской оборачивают металлическую проволоку, уложенную кольцами необходимого посадочного диаметра. Технически остужать собранный компонент необходимости нет, поэтому кольца просто «сохнут» на специальных подставках в ожидании завершающего обрезинивания, поля которого соединят кольцо с остальными компонентами шины

Текстильный корд делается всего в двух вариантах, поэтому сразу обрезинивают целые полотна. Нейлон обволакивается черной массой и проходит между несколькими валами, пока толщина не достигнет значения 1,27 мм и меньше. Переусердствовать с утоньшением тоже нельзя — минимальный слой резины и ткани должен быть в 0,6 мм. Толщина слоя, как и у других компонентов, проверяется ультразвуком. Ближе к концу операции на поверхность текстильного корда накладывают тонкие нитки, они понадобятся при вулканизации: по волокнам будет выходить воздух, который мог попасть между слоями в процессе сборки. Его там быть не должно, ведь пузырек — это потенциальная грыжа

Готовые компоненты в катушках ждут своей очереди на сборку

Когда изготовлены все необходимые компоненты, шину можно собирать. Это происходит на 46 машинах в автоматическом режиме. Сначала идет гермослой, состыкованный с боковинами, затем накладывается текстильный корд (для шин большого диаметра его кладут в два слоя), далее стальной корд и лента GLB, закрывающая шов, и завершает все протектор. Оператору нужно подогнать катушки с этими компонентами к приемникам, заправить в них ленты и задать компьютеру программу сборки. Длину ленты, очередность слоев и операций техника определяет сама. На машинах, установленных при запуске первой линии, нужен человек, чтобы надеть бортовые кольца. Он же является и контролером качества «зеленой» шины — так называют склеенную форму, готовую к вулканизации.

Полупрозрачный пузырь пневматической диафрагмы надувается, чтобы сложить боковины вокруг бортовых колец, получается неразрывная конструкция. Кстати, диафрагмы также производятся на этом заводе

Полностью в автоматическом режиме работают машины VMI MAXX 20. Первый промышленный агрегат голландской компании VMI — лидера по поставке оборудования для шинных заводов, был установлен именно на всеволожском заводе «Нокиан». Причем сначала прототип обкатали на производстве в Финляндии, и уже после внесенных в него изменений, необходимых для запуска промышленной сборки, начались поставки. Пока не были установлены все машины, по контракту голландцы не имели права продавать их другим шинникам. VMI MAXX 20 на 50% эффективнее машин предыдущего поколения за счет того, что часть процессов идет не последовательно, а параллельно. Благодаря этому потенциальный объем выпуска заводом вырос с 11 до 17 миллионов шин в год.

Следующий этап — вулканизация. «Зеленую» шину помещают на специальное «ложе», откуда она переносится в пресс. Внутри него паром нагнетается необходимое давление в 15 атмосфер, чтобы склеились все слои, а резина проникла во все уголки формы и получился тот рисунок протектора, который заложен разработчиками. Пар же прогревает шину до температуры в 170-180˚C, при которой каучук вступает в необратимую химическую реакцию с серой и другими элементами. На «пропекание» одной шины уходит от 9 до 12 минут, в зависимости от ее размера.

Время и температура вулканизации также заложены в программу и определяются автоматически. Для того чтобы резина не «пригорела» и не осталась сырой, эти параметры подбираются крайне тщательно в финском центре разработки, а на заводе их нужно лишь соблюдать

Неспешное передвижение шин после вулканизации обеспечивается небольшим наклоном пандуса. Торопиться ведь некуда — резина должна остыть

Готовые шины проходят целый набор разнообразных проверок, причем на начальном этапе все тесты делают роботы, и в самом конце — люди. Они лучше машин находят проблемные места и ставят свой личный штамп на проверенный продукт. Инспекторами по качеству чаще всего становятся лучшие операторы сборочных агрегатов либо вулканизаторы.

Забракованные по какому-либо параметру шины разрезаются на половинки — это самый гарантированный способ выпускать на рынок только качественную продукцию

Коридор связывает производство со складом, на который шины поступают опять же в автоматическом режиме

Там же на складе есть отдельный цех, где на зимние шины устанавливают шипы

Помимо безлюдья и почти стерильной чистоты производства поразила внутренняя система логистики российского «Нокиан Тайерс». Какую шину делать, по сути, определяют операторы. Сначала это создатели компонентов — они видят, что цех миксинга намешал нужные составы резины, заказывают ее роботам-погрузчикам, загружают и запускают нужную программу. Далее точно так же поступают операторы сборочных машин, получив данные о готовности компонентов. А перед вулканизацией шину «ведут» вообще только роботы, ни на секунду не теряя из виду ни один продукт, и сами определяют, в какую форму что заложить. Где какой состав и какие комплектующие — это определяется по стикерам, на которых закодирована вся информация о продукте. Но самая первая задача формируется на основании запроса отдела продаж: получили заказы от дилеров, сформировали партию, компьютеры пересчитали на компоненты и составы — мешайте резину. Как ни странно, путаницы от этого нет, пересчет заказа сразу в смеси заменяет несколько десятков человек, и компания экономит на зарплате. Но при этом тратится на обучение — каждый оператор должен прослушать курс по комбат-планированию, чтобы, приступив к работе, ориентироваться в системе.

Но главное впечатление от завода в том, что российское предприятие может быть вполне конкурентоспособным на мировом уровне. А причиной тому холодный, как финская зима, расчет, точное, как шип в шине, исполнение и гордость за результат.

Смотрите также: Каталог шин на Drom.ru. Зимняя, летняя, всесезонная резина. Отзывы и тесты

Источник