Какое значение имеет свойство воды растворять другие вещества

Какое значение имеет свойство воды растворять другие вещества thumbnail

А. де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты необходима для жизни! Ты сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство не свете… » «Вода – самое драгоценное минеральное сырье, это не только средство для развития промышленности и сельского хозяйства, вода – это действительный проводник культуры, это живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не было» (академик А. П. Карпинский) .
В воде растворяются твердые, жидкие и газообразные вещества. Вещества бывают хорошо растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые
Роль воды в клетке обусловлена ее химическими свойствами. наиболее важное свойство воды – растворять органические и неорганические вещества.
Свойство воды растворять газы очень важно для жизни на Земле. Растворенный в водах Океана углекислый газ усваивается водорослями, которые взамен выделяют кислород. Этим кислородом Океан обогащает воздух. Поэтому Океан называют «голубыми легкими» Земли.
Максимальное содержание в воде растворенного вещества зависит от температуры воды. Чем теплее вода, тем больше вещества в ней может раствориться. Раствор, в котором при данной температуре содержится наибольшее количество вещества, называют «насыщенным» . Стоит его охладить, и растворенное вещество начинает выпадать в осадок. Именно так откладываются на дне морей слои соли.

Проникновение веществ в клетку и выведение из нее продуктов жизнедеятельности возможно только в растворенном виде. Вода участвует в явлениях осмоса, обеспечивающего поддержание постоянства химического состава клетки.
осмосом называется проникновение молекул растворителя через полупроницаемую мембрану в раствор какого-либо вещества. Вода поступает в клетку именно путем осмоса.
На явлениях осмоса основаны движения воды по проводящей системе зеленых растений от корней к листьям. Вода, всасываемая корневыми волосками растений, содержит мало растворенных веществ. Проникая в клетки через мембраны и создавая в них повышенное давление, вода придает упругость листьям, лепесткам цветков, стеблям трав.
Не менее важна для живой природы и чисто химическая роль воды. Под действием специальных ферментов она вступает в реакции гидролиза, т. е. в реакции, при которых к свободным валентностям различных молекул присоединяются ионы ОН– и Н+ воды, при этом образуются новые вещества, необходимые для жизни клетки. С появлением жизни на Земле круговорот воды стал сложнее, так как к физическим явлениям испарения и конденсации добавились более сложные процессы, связанные с жизнедеятельностью живых организмов. Все более значительной становится роль человека в этом круговороте. Деятельность человека порой приводит к загрязнению природных вод.

Один из основных загрязнителей воды – нефть и нефтепродукты, которые могут попадать в воду из естественных источников, при нефтедобыче, транспортировке, переработке и использовании в качестве топлива и промышленного сырья.

Из других загрязнителей необходимо назвать металлы (например, ртуть, свинец, цинк, медь, хром, олово, марганец) , радиоактивные элементы, ядохимикаты, поступающие с сельскохозяйственных полей, и стоки животноводческих ферм. Из металлов наибольшую опасность для водной среды представляют ртуть, свинец и их соединения. Накопление в водоемах органических веществ приводит к эвтрофикации – обогащению их биогенными элементами, следствием чего являются уменьшение содержания кислорода, обеднение фауны и флоры, неприятный запах.

Источник

Цели:

  • актуализировать знания детей о значении воды в жизни всего живого, о ее свойствах и состоянии;

  • развивать память, речь;

  • познакомить со свойством воды растворять разные вещества;

  • учить видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

  • воспитывать экологическое мышление

Оборудование:

  • презентация «Вода»,

  • фотографии родников и водных пейзажей,

  • банка с кипячёной водой,

  • вода из под крана,

  • минеральная вода,

  • одноразовые стаканы,

  • чайные ложечки,

  • соль,

  • сахар,

  • уголь

  • жидкое удобрение для комнатных цветов,

  • марля,

  • тетради, учебники

Ход урока

1.Организационный момент

У: Сегодня к нам на урок пришли гости. Скажите настроение у вас каково?

Д: Во!

2. Актуализация знаний. Презентация «Вода»

-Сегодня урок я и Украина и гидромицентр сообщает.

Скажите без чего человеку труднее всего обходиться? (воздух, вода)

— Да, мы не только на уроках я и Украина говорили с вами о воде и на уроках основ здоровья и внеклассном чтении мы затрагивали эту тему И сегодня на урок вы приготовили стихотворения о воде.

Вы послушайте и вспомните, в каких состояниях может находиться вода?

Ученик 1

В кружево будто одеты [5]
Деревья, кусты, провода (слайд 2).
И кажется сказкою это, (слайд 3)
А, в сущности, только вода.

Ученик 2

Безбрежная ширь океана (слайд 4)
И тихая заводь пруда, (слайд 5)
Каскад водопада и брызги фонтана, (слайд 6, 7)
А всё это только вода.

Ученик 3

В бирюзовой дали, исчезая, (слайд 8)
Лебедями плывут облака.
Вот туча идёт грозовая, (слайд 9)
А, в сущности, только вода.

Так в каких состояниях может находиться вода?

— Сегодня на урок ребята готовили не только стихотворения, но и приготовили сообщения.

Доклады детей

Вода – единственное вещество, которое встречается на Земле в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.

Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.

Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений.

Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ.

Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Но вода не только поит, но еще и кормит – по морям и океанам плывут тысячи рыболовных судов.

Вода моет всех людей, города, машины, дороги.

Без воды не замесить теста для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделать без воды.

Но все это стало доступным человеку после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

У: Ребята, давайте вспомним все известные вам свойства воды.

  • не имеет формы

  • бесцветна

  • прозрачна

  • текуча

  • без запаха

  • без вкуса

  • бывает в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном

3. Изучение нового материала.

У: В чём находится ещё вода?(показ картинки – Арбуз, лимон, яблоко).

Сок — это вода с растворёнными в ней различными веществами. Сегодня на примере наших опытов мы познакомимся с ещё одним из важнейших свойств воды: вода — растворитель. Это и будет наша тема урока.

Сегодня мы будем работать в группах.

Опыт 1

В прозрачный стакан с кипячёной водой всыпаем чайную ложку соли. Помешиваем воду и наблюдаем, что происходит с кристалликами соли.

У: Изменилась ли прозрачность воды? Её цвет? Можно ли сказать, что вещество исчезло?

Попробуйте воду на вкус. Пропустите воду с солью через марлевой фильтр.

У: Осталась ли соль на фильтре? Попробуйте воду на вкус. Удалось ли очистить воду от соли?

Вывод.

Опыт 2.

Растворяем в воде жидкое удобрение для цветов коричневого цвета. Фильтруем.

Вывод. Жидкое удобрение в воде растворилось.

Опыт 3.

. Наблюдаем за минеральной водой в пластиковой бутылке.

У: Что вы видите?( пузырьки газа)

Разливаем минеральную воду в одноразовые стаканчики и пробуем на вкус.

У: Вы почувствовали, что вода газированная?

Вывод. В воде растворены газы.

У: Как вы думаете, какой газ растворён в водоёмах, где живут различные животные?(кислород)

Вывод из всех опытов.

Вода растворяет

  • твёрдые вещества (соль, сахар, марганцовка)

  • жидкие вещества (жидкое удобрение)

  • газообразные вещества (кислород)

Вещества, которые растворяются в воде, называют растворимыми (повтор детьми правил)

Физминутка

Льётся чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Щётку в руки мы берём,
Крепко зубы щёткой трём.
Моем шею, моем уши,
Потом вытремся посуше.

У: Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества? Приведите свои примеры (делаем сладкий чай, солим суп, пьём лимонад, умываемся и т. д.)

Опыт 4. (работа в парах)

Размешиваем в стакане с водой ложкой уголь.

У: Изменилась ли прозрачность воды? А цвет? Исчез ли уголь?

Фильтруем. Наблюдаем, что будет проходить через фильтр,

У: Очистилась ли вода от угля?

Вещества, которые не растворяются в воде, называются нерастворимыми.(повтор правил детьми)

Загадка. Что умеет застывать, летать и бегать?

-В этой загадки отражены три состояния воды.

В начале урока мы о них вспоминали.

Если вода застывает, во что она превращается? (лёд) Какое это будет вещество? (твёрдое).
Когда вода становится летучей? (когда превращается в пар) Какое это вещество? (газообразное).
А когда вода бежит? (жидкое).

Эти процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого – в газообразное, из газообразного – в жидкое называют процессами таяния и замерзания, испарения . Превращения воды происходят при изменении температуры воды.

1Работа с учебником.

4. Итог урока

  • Что нового вы сегодня узнали?

  • Что запомнилось больше всего?

  • Какой новой информацией вы поделитесь сегодня дома?

Выставление оценок

5.Домашнее задание.

с 93-95 пересказ.

Учитель: Но у воды есть ещё свойство. О нём вы узнаете, если проведёте дома опыт. Содержание опыта написано у вас на листочках.
Налей воды в пластиковую бутылку и положи в морозильник. Когда замёрзнет, достань и запиши, что произошло с бутылкой.
Не открывая бутылку, поставь её в тёплое место. Когда лёд растает, запиши, что стало с бутылкой.
Подумай, почему это происходит?
Запиши свой вывод.

Источник

Вода (H2O) — важнейшее неорганическое вещество клетки. В клетке в количественном отношении вода занимает первое место среди других химических соединений. Вода выполняет различные функции: сохранение объёма, упругости клетки, участие во всех химических реакциях. Все биохимические реакции происходят в водных растворах. Чем выше интенсивность обмена веществ в той или иной клетке, тем больше в ней содержится воды.

Обрати внимание!

Вода в клетке находится в двух формах: свободной и связанной.

Свободная вода находится в межклеточных пространствах, сосудах, вакуолях, полостях органов. Она служит для переноса веществ из окружающей среды в клетку и наоборот.
Связанная вода входит в состав некоторых клеточных структур, находясь между молекулами белка, мембранами, волокнами, и соединена с некоторыми белками.
Вода обладает рядом свойств, имеющих исключительное значение для живых организмов.

Структура молекулы воды

Уникальные свойства воды определяются структурой её молекулы.

Между отдельными молекулами воды образуются водородные связи, определяющие физические и химические свойства воды.
Характерное расположение электронов в молекуле воды придаёт ей электрическую асимметрию. Более электроотрицательный атом кислорода притягивает электроны атомов водорода сильнее, в результате молекула воды является диполем (обладает полярностью). Каждый из двух атомов водорода обладает частично положительным зарядом, а атом кислорода несёт частично отрицательный заряд.
 

Частично отрицательный заряд атома кислорода одной молекулы воды притягивается частично положительными атомами водорода других молекул. Таким образом, каждая молекула воды стремится связаться водородной связью с четырьмя  соседними молекулами воды.
 

Свойства воды

Так как молекулы воды полярны, то вода обладает свойством растворять полярные молекулы других веществ.
Вещества, растворимые в воде, называются гидрофильными (соли, сахара, простые спирты, аминокислоты, неорганические кислоты). Когда вещество переходит в раствор, его молекулы или ионы могут двигаться более свободно и, следовательно, реакционная способность вещества возрастает.

Вещества, нерастворимые в воде, называются гидрофобными (жиры, нуклеиновые кислоты, некоторые белки). Такие вещества могут образовывать с водой поверхности раздела, на которых протекают многие химические реакции. Следовательно, тот факт, что вода не растворяет некоторые вещества, для живых организмов также очень важен.

Вода обладает высокой удельной теплоёмкостью, т. е. способностью поглощать тепловую энергию при минимальном повышении собственной температуры. Чтобы разорвать многочисленные водородные связи, имеющиеся между молекулами воды, требуется поглотить большое количество энергии. Это свойство воды обеспечивает поддержание теплового баланса в организме. Большая теплоёмкость воды защищает ткани организма от быстрого и сильного повышения температуры.
Для испарения воды необходима довольно большая энергия. Использование значительного количества энергии на разрыв водородных связей при испарении способствует его охлаждению. Это свойство воды предохраняет организм от перегрева.

Пример:

примерами этого могут являться транспирация у растений и потоотделение у животных.

Вода обладает также высокой теплопроводностью, обеспечивая равномерное распределение тепла по всему организму.

Обрати внимание!

Высокая удельная теплоёмкость и высокая теплопроводность делает воду идеальной жидкостью для поддержания теплового равновесия клетки и организма.

Вода практически не сжимается, создавая тургорное давление, определяя объём и упругость клеток и тканей.

Пример:

гидростатический скелет поддерживает форму у круглых червей, медуз и других организмов.

Благодаря силам сцепления молекул на поверхности воды создаётся плёнка, обладающая такой характеристикой, как поверхностное натяжение.

Пример:

благодаря силе поверхностного натяжения происходит капиллярный кровоток, восходящий и нисходящий токи растворов в растениях.

К числу важных в физиологическом отношении свойств воды относится её способность растворять газы (O2, CO2 и др.).

Вода является также источником кислорода и водорода, выделяемых при фотолизе в световую фазу фотосинтеза.

Биологические функции воды

  • Вода обеспечивает передвижение веществ в клетке и организме, поглощение веществ и выведение продуктов метаболизма. В природе вода переносит продукты жизнедеятельности в почву и к водоёмам.
  • Вода — активный участник реакций обмена веществ.
  • Вода участвует в образовании смазывающих жидкостей и слизей, секретов и соков в организме (эти жидкости находятся в суставах позвоночных животных, в плевральной полости, в околосердечной сумке).
  • Вода входит в состав слизей, которые облегчают передвижение веществ по кишечнику, создают влажную среду на слизистых оболочках дыхательных путей. Водную основу имеют и секреты, выделяемые некоторыми железами и органами: слюна, слёзы, желчь, сперма и т. д.

Источники:

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. 9 класс // ДРОФА.
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10–11 класс // ДРОФА.

Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.

https://infourok.ru/prezentaciya_po_biologii_na_temu_mineralnye_veschestva_i_voda-409343.htm

https://otvet.mail.ru/question/182353364

https://www.studfiles.ru/html/2706/741/html_fBK8q_mH0r.UWHS/htmlconvd-PYhDG9_html_1c3325a2.png

Источник

ТЕМА:

«ВОДА»

(состав, свойства, значение,

распространение в природе)

Цели и задачи:

Образовательные задачи: сформировать у учащихся знания о составе и свойствах воды; о распространении воды в природе; о значении воды для  всех живых организмов.

Развивающие: продолжить работу над формированием у учащихся представлений об атомах и молекулах, простых и сложных веществах; умения наблюдать, сравнивать, делать выводы; навыков выполнять правила ТБ при выполнении опытов.

  Воспитательные: воспитание трудолюбия, аккуратности, самостоятельности, взаимопомощи.

Оборудование:

1. на столах учащихся: 2 цилиндра высотой 25 см, лист белой бумаги, спиртовка, держатель для пробирок, пробирки в штативе, сухая смесь поваренной соли и кварцевого песка, вода (дистиллированная, водопроводная), стакан с водой, иголка, круг из фильтровальной бумаги, 2 стеклянные палочки;

2. модель состава молекулы воды; схемы «Вода в природе», «Вода в организме человека», «Свойства воды»;

3. выращенные кристаллы поваренной соли и сахара;

4. карта полушарий.

ХОД УРОКА:

Оргмомент. (настрой на урок, порядок на рабочем столе)

Вступительная беседа. Проводит учитель начальных классов.

  Много чудес создала волшебница – природа. И, пожалуй, самое удивительное из них – вода. Ежедневно люди встречаются с этим простейшим веществом, совсем не задумываются о его свойствах. Попробуем представить себе, какой вид имела бы наша планета, исчезни с неё вода.

   …Мрачные, зияющие «глазницы» морских и океанических впадин, покрытых толстым слоем солей, некогда растворённых в воде. Пересохшие русла рек, навек замолкнувшие родники. Горные породы, рассыпавшиеся в прах, ведь в их состав входило большое количество воды. Ни кустика, ни цветочка, ни единого живого существа на мёртвой Земле. И над ней безоблачное, жуткого, необычного цвета небо.

   Казалось бы простейшее вещество, а без воды жизнь невозможна. Сегодня на уроке мы познакомимся со свойствами и строением этого необычного вещества – воды. Узнаем, какое значение имеет вода в жизни живых организмов, и какая вода существует в природе.

Состав и свойства воды. Учитель химии.

  Благодаря своим уникальным свойствам вода распространена повсюду: и в космосе, и в атмосфере, в океанах,  морях, реках и других водоёмах; она входит в состав некоторых камней, всегда находится в почве и в каждом живом организме: растениях, животных, грибах, бактериях и, конечно, в людях.

   Начнём знакомство с водой с её состава (показать модель молекулы воды).

                              Зададим вопрос прямой:

                              У воды состав, какой?

                              И ответит весь народ:

                              Водород и кислород.

(На доске написана формула молекулы воды – Н2О).

ВОПРОС:  Вода простое или сложное вещество?

ОТВЕТ:     Сложное.

     ВОПРОС:  Почему вода сложное вещество?

ОТВЕТ:     Молекула воды состоит из разных атомов.

   Сегодня у нас много лабораторных опытов, с помощью которых мы узнаем свойства воды. Перед вами два стакана: один с чистой (дистиллированной) водой (красная метка), другой с водопроводной водой (синяя метка).

ВОПРОС:  В каком агрегатном состоянии находится вода?

ОТВЕТ:     Вода – это жидкость.

ВОПРОС:  Какого цвета вода? Сравните цвет воды с цветом полосок, изображённых на рисунке учебника на стр.33.

ОТВЕТ:     Вода бесцветна.

Опыт №1. Исследуем прозрачность воды. Работаем по вариантам:

1 вариант: с чистой водой

2 вариант: с водопроводной водой.

Опускаем в воду стеклянную палочку.

ВОПРОС:  Что наблюдаете?

ОТВЕТ:      1 вариант: Палочка видна хорошо.

                    2 вариант: Палочка видна не очень чётко.

ВОПРОС:   О каком свойстве воды это говорит?

ОТВЕТ:       1 вариант: Чистая вода прозрачна.

                     2 вариант: Водопроводная вода – мутная.

Опыт №2. Определим, имеет ли вода запах. работаем так же по вариантам. Нальём в пробирки по 3 мл воды, закрепим в держалках для пробирок, немного нагреем (до 40-50º) в пламени спиртовки.

ТБ: повторить зажигание спиртовки, нагревание жидкости, тушение спиртовки.

Осторожно понюхайте нагретую воду.

ВОПРОС:  Имеет ли вода запах?

ОТВЕТ:     1 вариант: Чистая вода запаха не имеет.

                   2 вариант: Водопроводная вода имеет слабый запах.

Во многих городах воду хлорируют, то есть добавляют в неё хлор, чтобы уничтожить микробов. Поэтому вода иногда пахнет «хлоркой».

ВОПРОС:  Если дистиллированная вода прозрачная и не имеет запаха, то почему водопроводная вода мутная и с запахом?

ОТВЕТ:     Эти свойства придают растворённые в воде вещества.

Учитель начальных классов.

   Да, вода очень хороший растворитель. Давайте посмотрим, все ли вещества в ней растворяются.

Опыт №3. Насыпьте в пустые стаканчики смесь поваренной соли и речного песка, прилейте воды, размешайте.

ВОПРОС:  Что вы наблюдаете?
ОТВЕТ:      Поваренная соль растворилась, а речной песок осел на дно.

ВОПРОС:  О каком свойстве воды это говорит?
ОТВЕТ:     Вода – растворитель. Она растворяет не все вещества.

ВОПРОС:  А растворяются ли в воде газы? Вспомните опыты, которые мы делали ранее.
ОТВЕТ:     Вода растворяет газы. Например, хлор, воздух, углекислый газ (получается газированная вода).

    Говорят, что вода камень точит. Она его не только точит, но и растворяет. Подземные воды растворяют горные породы и  образуются огромные гроты и пещеры. Мамонтовая пещера в штате Кентукки (США) – самая большая в мире. Некоторые гроты этой пещеры имеют высоту 40м, а залы могут вместить тысячи человек. Длина ходов приближается к 320км, общая длина пещер приблизительно 800км. С потолков пещер свисают длинные «сосульки» — сталактиты, а им навстречу растут – сталагмиты (показать фотографии подземных пещер Нового Афона). Это кристаллы разных веществ.

  Растворённые в воде вещества могут опять превратиться в кристаллы, если вода будет испаряться. Этот процесс и происходит при образовании сталактитов и сталагмитов.

  Образование и рост кристаллов можно наблюдать и дома (показываются нитки с выращенными кристаллами сахара и поваренной соли). Попробуйте вырастить кристаллы: в стакане с тёплой водой растворяется как можно больше соли (сахара). На карандаш привязать нитку, сделать несколько оборотов ниткой вокруг карандаша, положить его на стакан. По мере испарения воды, нитку опускать, наблюдать рост кристаллов.

Учитель химии.

  Оказывается, вода покрыта плёнкой. Докажем это.

Опыт №4. Возьмите стакан с водой (полный), осторожно положите на поверхность воды кружок фильтровальной бумаги с иголкой.

ВОПРОС:  Что вы наблюдаете?

ОТВЕТ:      Бумага утонула, а игла осталась на поверхности.

ВОПРОС:   Ровная ли поверхность под иглой?

ОТВЕТ:      Поверхность воды прогнулась под иглой.

   Игла не тонет оттого, что поверхность воды покрыта особой плёнкой из молекул воды, которая не прорывается под малым весом воды.

  Эта плёнка при стирке мешает удалению грязи и жира. Её разрушают добавлением моющих средств.

  Попробуйте дома проделать такой же опыт, но с мыльной водой. О своих наблюдениях расскажите на следующем уроке.

  Итак, ещё одно свойство воды – она имеет на поверхности плёнку из молекул.

  А это свойство касается чистой воды – она не проводит электрический ток. Но в природе такой абсолютно чистой воды не существует. Благодаря растворению в ней газов, жидкостей и твёрдых веществ, вода обладает электропроводностью.

ТБ: Мокрыми руками нельзя дотрагиваться до включенных электроприборов, розеток, вилок.

Учитель начальных классов.

  По ходу изучения свойств воды мы с вами заполнили таблицу. Используя таблицу, обобщим полученные сведения.

ВОПРОС:  Какими же свойствами обладает чистая вода?

ОТВЕТ:     Это жидкость, без цвета и запаха, прозрачная; растворяет газы, жидкости и твёрдые вещества; не все вещества растворяются в воде; на поверхности воды есть плёнка из её молекул; не проводит электрический ток.

ВОПРОС:  Что придаёт воде непрозрачность, цвет, электропроводность, вкус?

ОТВЕТ:      Растворённые в воде вещества.

ТБ: Определять вкус веществ в кабинете химии нельзя! Вкус воды можно определить дома!

Значение воды для живых организмов.

Учитель химии.

   Все живые организмы и человек тоже, для поддержания жизни, нуждаются в воде. Ежедневно каждый человек потребляет и выделяет воду, как и любой организм. Но кроме удовлетворения физиологических потребностей вода необходима человеку для личной гигиены, приготовления пищи, уборки помещений. Гораздо больше воды требуется для хозяйственной деятельности человека: орошения полей, промышленности, энергетики. Реки, озёра и моря используются как транспортные пути.

  Современному человеку в день необходимо 220-230л воды:

5%   — питьё, пища;

43% — сливной бачок в туалете;

34% — душ и ванна;

9%   — мытьё посуды, стирка, уборка и т.д.;

9%   — поливка клумбы перед домом.

  Вода составляет 90% массы всех живых организмов на земле. Эмбрион человека на 97% состоит из воды; новорожденный – на 77%; к 50 годам количество воды в теле сокращается до 60-65%.

  В организме человека вода распределяется неравномерно:

95-99% — желудочный сок, моча;

90%       — кровь;

83%       — лёгкие, сердце, почки;

75%       — мышцы;

28%       — кости;

0,3%      — зубная эмаль.

(Т.к. в начальной школе ученики ещё не знакомы с процентами, то делаются цветные круговые диаграммы, где величина сектора показывает долю воды).

  Значение воды для человека становится понятным тогда, когда он её лишается. Без пищи человек может существовать 40 дней, а без воды умирает на восьмые сутки. При потере живым организмом 10% воды наступает самоотравление, а при 21% — смерть.

  В организме человека идёт «круговорот воды» — за сутки сердце прогоняет жидкости в 150 раз больше массы человека, а почки – 1000л.

 Сообщения ребят. 

Вода регулирует температуру тела через отделение пота. В сутки через кожу удаляется 600мл воды. Вода испаряется, охлаждает тело и понижает его температуру, а в жарких помещениях и на солнце предохраняет от перегрева.

Об огромном значении воды в организме говорит такой факт. В 525 году до нашей эры при переходе через Ливийскую пустыню в страшных мучениях от жажды погибло пятидесятитысячное войско персидского царя Камбиза – войско, которое не мог одолеть ни один враг.

Вода играет огромную роль в сохранении здоровья человека. Древние индийские мудрецы говорили: «Девять преимуществ даёт омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи».

Почему лицо выдерживает сильную стужу морозного дня, а руки зябнут при небольшом понижении температуры? Лицо всегда открыто – оно закалено, а руки прячут в рукавицы. Для сохранения здоровья надо закаляться. Вода – одно из средств закаливания.

В народе говорят: «Холодная вода – для хвори беда», «С холодной водой познаться – с болезнями расстаться».

                5.           В лечебных целях человек использует минеральные воды. Они

                              содержат  растворённые вещества полезные для организма

                             человека.

                              Первый водолечебный курорт в России (около города

                              Петрозаводска) был создан по указанию Петра I. В 1714 году

                              рабочий Кончезерского

                              медеплавильного завода Иван Ребоев, страдавший «сердечной

                              болезнью», случайно открыл источник, воды которого принесли

                              ему облегчение. Вода из источника содержала железо, и её назвали

                               «марциальной», в честь Марса – бога войны и железа.

Вода на Земле.  

Учитель начальных классов.

         Воды на Земле очень много, ¾ поверхности земного шара покрыто водой. Поэтому нашу планету можно назвать планетой воды или планетой океана . Но это не только океан, но и ледники, озёра и реки на суше, болота. А зимой образуется снежный покров. Снег засыпает тропинки, дороги, тротуары.

  Для получения пресной воды человек использует реки, озёра и подземные воды. Большое количество пресной воды содержат айсберги, но люди ещё не научились их использовать.

  Реки – водные потоки, которые пополняются за счёт талых и дождевых вод. Есть реки, которые исчезают под землёй, а потом появляются вновь. Некоторые реки летом пересыхают, а зимой промерзают до дна и ток воды прекращается. В пустынях есть реки, по которым вода течёт только при сильных дождях, что обычно случается раз в несколько лет. Сколько всего рек на Земле – никто не знает.

   Самая длинная река – Нил (Африка). Самая полноводная река – Амазонка (Южная Америка).

  Озёра – смена воды в них идёт медленно. Это скопление воды в углублении на земной поверхности. Озёра бывают пресные и солёные.

  Самое длинное озеро на Земле – озеро Танганьика (Африка). Длина его равна расстоянию от Москвы до Санкт Петербурга (650км), а ширина от 40 до 80 км.

  Крупнейшие озёра России: Байкал, Ладожское, Онежское.

  Есть озёра, которые внезапно исчезают и потом появляются вновь. Обычно они связаны с подземными пустотами. В Западной Африке встречаются озёра, из которых выбрасывается большое количество углекислого газа. Этот газ тяжелее воздуха. В безветренную погоду он растекается по берегам и несёт гибель людям и животным.

Учитель химии.

  Ледники – это огромные массы льда, которые образовались из снега, преобразованного в лёд. Они движутся под действием своего веса. В горах ледники принимают форму потоков: ведь лёд, похожий на вязкую жидкость, течёт. Огромные ледниковые покровы Антарктиды и Гренландии похожи на гигантские лепёшки, толстые в центре и тонкие по бокам. От горных ледников откалываются айсберги – это плавающие ледяные горы. Они служат угрозой для судов.

  Лёд на ледниках содержит мало примесей. При таянии из него получается самая чистая вода. Поэтому сейчас её всё чаще используют в лечебных целях.

  Подземные воды – залегают в толще земной коры. Они насыщены различными веществами. Из них добывают поваренную соль, иод, бром, борную кислоту.

  С коварными подземными водами постоянно сталкиваются строители метро.

  Существуют горячие подземные источники воды. Горячая вода с парами постоянно выбрасывается на поверхность в виде высоких фонтанов – гейзеров. В России много гейзеров на Камчатке и Курильских островах.

6.Заключительное слово.

Учитель начальных классов.

     Вот и закончился первый этап экскурсии в удивительный мир воды. Подводя итог, мы ещё раз утверждаем, что вода – самое удивительное вещество в природе. И для человечества она с каждым днём приобретает всё большее значение.

     Вода призвана напоить, накормить, одеть людей. Со временем она станет воистину «живой водой», так как избавит человечество от всех болезней.

7.Закрепление.

Учащимся предлагается выполнить тест, ответы отметить в таблице галочкой или крестиком.

1 вариант:

1. Какое вода вещество по составу?

а) простое; б) сложное; в) не знаю.

2. Какого цвета чистая вода?

а) жёлтая; б) голубая; в) бесцветная.

3. проводит ли чистая вода электрический ток?

а) да; б) нет; в) не знаю.

4. Вода растворяет:

а) все вещества; б) не все вещества; в) только твёрдые вещества.

5. Самая чистая природная вода находится:

а) в реках; б) в озёрах; в) в твёрдом виде в ледниках.

2 вариант:

       1. Какое агрегатное состояние у воды?

        а) жидкое; б) твёрдое; в) газообразное.

       2. Какой запах имеет чистая вода?

        а) приятный; б) вода без запаха; в) неприятный.

        3. проводит ли речная вода электрический ток?

        а) да; б) нет; в) не знаю.

        4. На поверхности воды:

        а) есть плёнка из молекул воды; б) нет плёнки из молекул воды;

        в) появляется плёнка, если добавить мыло.

        5. Горячая природная вода может быть:

        а) в реках; б) озёрах; в) в подземных источниках.

Ответы:

1 вариант.

2 вариант.

8.Домашнее задание.  

Подготовить рассказ о свойствах и значении воды; попытаться вырастить кристаллы поваренной соли, провести опыт с иголкой ( в присутствии родителей).

Источник