Какое свойство живых организмов у березы

Какое свойство живых организмов у березы thumbnail

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Живая и неживая природа». Первоклассникам предстоит познакомиться с украшением нашего мира – природой, которая окружает человечество буквально повсюду. Также учитель даст определение живой и неживой природы.

Урок: Живая и неживая природа

1. Природа украшает наш мир

Природа украшает наш мир. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением мы любуемся зеркальной гладью рек, величественной громадой гор.

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туман и роса,
Человек и время года –
Это все вокруг природа.

           

Рис. 1. (Источник)

2. Что относится к природе, а что не относится

К природе относится все, что нас окружает: солнце, воздух, вода, реки и озера, горы и леса, растения, животные и сам человек. К природе не относится только то, что сделано руками человека: дом, в котором ты живешь, стол, за которым ты сидишь, книга, которую ты читаешь.

Внимательно рассмотрите рисунки и определите, что относится к природе, а что сделано руками человека.

 

Рис. 2. (Источник)

           

Рис. 3. (Источник)

      

Рис. 4. (Источник)

   

Рис. 5. (Источник)

         

Рис. 6. (Источник)

 

Рис. 7. (Источник)

Солнце, дерево и муравей – это природа.

Чайник, самолет, игрушки сделаны руками человека.

3. Определение природы

Природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа делится на живую и неживую. К неживой природе относятся солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды. К живой природе относятся растения, животные и грибы.

Рассмотрим признаки живой и неживой природы.

На рисунке 8 и 9 изображены две звезды: морская и космическая.

 

Рис. 8. (Источник)

        

Рис. 9. (Источник)

Какая из звезд дышит? Морская звезда дышит, а космическая звезда не дышит.

Какая из звезд растет? Морская звезда растет, а космическая не растет.

Какая из звезд питается? Питается морская звезда, космическая не питается.

Какая из звезд дает потомство? Морская звезда дает потомство, космическая не дает потомства.

Может ли морская звезда жить вечно? Нет, она умирает.

Морская звезда относится к живой природе, так как она дышит, растет, питается, дает потомство и умирает.

Космическая звезда относится к неживой природе, потому что она не дышит, не растет, не питается и не дает потомство.

4. Признаки предметов живой природы

Природа имеет две формы, живую и неживую. Предметы живой природы имеют отличительные признаки:

1. Продолжительность жизни – они растут;

2. питаются;

3. дышат;

4. дают потомство.

Предметы неживой природы таких признаков не имеют.

Рассмотрите картинки и определите, частью живой или неживой природы являются данные предметы.

   

Рис. 10. (Источник)

Цыпленок дышит, питается, растет, дает потомство, умирает. Значит, цыпленок относится к живой природе.

       

Рис. 11. (Источник)

Камень не дышит, не питается, не растет, не дает потомства, разрушается. Значит,  камень относится к неживой природе.

            

Рис. 12. (Источник)

Подсолнух растет, питается, дышит, размножается семенами, погибает. Значит, подсолнух относится к живой природе.

Распределите предметы на две группы: живая и неживая природа.

Рис. 13. (Источник)

       

Рис. 14. (Источник)

      

Рис. 15. (Источник)

  

Рис. 16. (Источник)

   

Рис. 17. (Источник)

  

Рис. 18. (Источник)

К живой природе относятся мальчик, воробей, дерево, собака.

К неживой природе относятся горы, облака.

Внимательно рассмотрите рисунок и определите, что лишнее.

           

Рис. 19. (Источник)

 

Рис. 20. (Источник)

    

Рис. 21. (Источник)

Лишний — снеговик, он сделан руками человека и не относится к природе. Краб и роза —  относятся к живой природе.

          

Рис. 22. (Источник)

    

Рис. 23. (Источник)

       

Рис. 24. (Источник)

Лишняя – лягушка, она относится к живой природе. Радуга и грозовая тучка относятся к неживой природе.

Частью какой природы является человек? Человек растет, питается, дышит, дает потомство, значит, человек — часть живой природы.

Рассмотрите рисунки, какие признаки живой природы на них изображены?

              

Рис. 25. (Источник)

             

Рис. 26. (Источник)

          

Рис. 27. (Источник)

    

Рис. 28. (Источник)

На рисунке 25 изображен рост, на рисунке 26 – питание, на рисунке 27 – дыхание, на рисунке 28 – потомство.

5. Связь живой и неживой природы

Представим на минутку, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух и вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать? Нет, живая и неживая природа связаны между собой. Давайте рассмотрим примеры таких связей.

1. Без солнечного света и тепла не могут существовать большинство животных, растений и сам человек.

2. Без воды все живое погибает.

3. Все живое дышит воздухом. Воздух должен быть чистым.

Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.

6. Охрана природы

Природа — наш дом. Человек должен беречь и охранять природу. Природа очень богата, но богатство ее не безгранично. И человек должен пользоваться этими богатствами как разумный и добрый человек. Об этом говорит своим читателям великий русский писатель Михаил Пришвин в рассказе «Кладовая солнца».      

Для рыбы нужна чистая вода. Будем охранять наши водоемы.

    

Рис. 29. (Источник)

В лесах, степях, горах живут разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

            

Рис. 30. (Источник)

Рыбы – вода, птицы – воздух, звери – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. Любить и охранять природу – значит любить и охранять Родину!

На следующем уроке будет рассмотрена тема «Разнообразие растений». В ходе занятия вы познакомитесь с важной частью природы – растениями.

Список рекомендованной литературы

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. М.: ВИТА-ПРЕСС.

Рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1.   Областной центр информационных технологий (Источник). 

2.   Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник). 

Рекомендованное домашнее задание

1.    Расскажите, чем отличается живая природа от неживой природы.

2.    Приведите примеры живой и неживой природы по своим собственным наблюдениям.

3.    А есть ли связь между живой природой и неживой?

4.    *Нарисуй два рисунка. На одном рисунке изобрази только предметы живой природы, а на другом – неживой природы.

Источник

На рисунке изображены божьи коровки, проживающие в двух различных местообитаниях.

Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует данное изображение?

Кто из учёных впервые обнаружил клетки в срезе пробки и впервые
употребил термин «клетка»?

  1. Р. Гук
  2. И.П. Павлов
  3. Г. Мендель
  4. Н.И. Вавилов

В ответ запишите номер выбранного варианта.

Какое органическое вещество образуется в организме человека с использованием энергии, выделяемой в ходе протекания данного процесса?

глюкоза + кислород = углекислый газ + вода

  1. ДНК
  2. крахмал
  3. АТФ
  4. белок

В ответе укажите номер выбранного варианта.

Представитель какого отдела царства Растения
изображён на рисунке?

  1. Голосеменные
  2. Покрытосеменные
  3. Плауновидные
  4. Моховидные

Запишите номер выбранного варианта ответа.

Какой из перечисленных организмов является
окончательным
хозяином
в цикле развития малярийного паразита?

  1. комар
  2. человек
  3. корова
  4. слепень

В ответ запишите номер выбранного варианта.

Какую ископаемую форму относят к стадии современного человека?

  1. кроманьонцы
  2. неандертальцы
  3. питекантропы
  4. австралопитеки

В ответ запишите номер выбранного варианта.

Вилочковая железа (тимус) регулирует

  1. функционирование других желёз внутренней секреции
  2. клеточный иммунитет
  3. водно-солевой обмен
  4. половое развитие

В ответе укажите номер выбранного варианта.

Какой цифрой на рисунке обозначены
мышцы туловища?

В ответе укажите номер выбранного варианта.

Тромб — это сгусток, состоящий из
клеток крови и нитей

  1. хлорофилла
  2. фибрина
  3. гемоглобина
  4. гликогена

В ответ запишите номер выбранного варианта.

Какое(-ие) образование(-я) в сердце препятствует(-ют) обратному движению крови из желудочков в предсердия?

  1. околосердечная сумка
  2. створчатые клапаны
  3. перегородка сердечной мышцы
  4. полулунные клапаны

В ответе укажите номер выбранного варианта.

Разветвленное строение в дыхательной системе имеет

  1. трахея
  2. гортань
  3. бронх
  4. альвеола

Запишите номер выбранного варианта ответа.

Избыток глюкозы в печени у человека превращается в

  1. глицерин
  2. аминокислоты
  3. гликоген
  4. жирные кислоты

В ответ запишите номер выбранного варианта.

Что из приведённого является примером врождённого рефлекса?

  1. сужение зрачка при попадании человека в освещённое помещение
  2. движение по пешеходному переходу
  3. выделение слюны на запах пищи
  4. возникновение обиды у ребёнка на замечания, сделанные взрослым человеком

В поле для ответа запишите номер выбранного варианта.

Человек переносит инфекционные заболевания в лёгкой форме, если ему вводят

  1. ферменты
  2. вакцину
  3. гормоны
  4. физиологический раствор

Запишите номер выбранного варианта ответа.

Симбиотические отношения формируются у

  1. трутовика и берёзы
  2. подберёзовика и ели
  3. росянки и мухи
  4. птицы и насекомого

В ответ запишите номер выбранного варианта.

На рисунке представлены светлые и тёмные
бабочки берёзовой пяденицы на стволе берёзы. В рамках эксперимента изолированный участок берёзового леса были выпущены светлые и тёмные бабочки в соотношении 1 : 1.

Как изменится соотношение численности светлых и чёрных бабочек в течение нескольких лет, если нерегулируемый выброс предприятиями частиц сажи и гари?

  1. возрастёт число светлых бабочек
  2. возрастёт число тёмных бабочек
  3. соотношение светлых и тёмных бабочек не изменится
  4. тёмные бабочки исчезнут полностью

В ответе укажите номер выбранного варианта.

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца
имеется взаимосвязь.

ЦелоеЧасть
Майский жуктрахеи
Гадюка обыкновенная________

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

  1. лёгкие
  2. трахеи
  3. жабры
  4. кожа

В ответ запишите номер выбранного варианта.

Какое утверждение о цепях питания верно?

А. Стрелками в цепях питания демонстрируют переход энергии с одного уровня на другой.

Б. Цепи питания начинаются с растений или органических остатков.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

Запишите номер выбранного варианта ответа.

Изучите график зависимости работоспособности человека от температуры окружающей среды (по оси отложена температура воздуха (в °С), а по оси – относительная работоспособность (в %)).

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?

  1. Работоспособность достигает своего максимума при температуре около 21°С.
  2. При температуре от 27 до 33°С работоспособность линейно снижается.
  3. При температуре от 19 до 21°С работоспособность растёт наиболее интенсивно, далее рост замедляется.
  4. В интервале температур от 25 до 27°С имеется скачок работоспособности.
  5. В целом работоспособность человека снижается с ростом температуры.

В ответе укажите номера выбранных вариантов.

Кто из перечисленных животных развивается с превращением?

  1. гребенчатый тритон
  2. озёрная лягушка
  3. серая жаба
  4. исполинский кенгуру
  5. степная черепаха
  6. нильский крокодил

Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Известно, что Луи Пастер – микробиолог и иммунолог, разработавший технологию пастеризации.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три
утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного.

  1. В своих экспериментах учёный доказал, что живые организмы не могут зарождаться сами, у них обязательно есть родители.
  2. Изучая физические свойства винной кислоты, учёный обнаружил, что она обладает оптической активностью.
  3. Учёный разработал метод предохранительных прививок.
  4. Учёный открыл мельчайшие организмы – анаэробы, которые могут жить без кислорода.
  5. Учёный был награждён орденами почти всех стран мира.
  6. Для продления срока хранения и обеззараживания пищевых продуктов учёный предложил нагревать жидкие продукты или вещества до 60°C в течение 60 мин. или при температуре 70–80°C в течение 30 мин.

Запишите номера выбранных утверждений.

Установите соответствие между регуляцией функции и отделом нервной
системы, который её обеспечивает: к каждому элементу первого столбца
подберите соответствующий элемент из второго столбца.

РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИИ

  1. работа сердца
  2. сокращение гладкой мускулатуры сосудов
  3. сокращение скелетной мускулатуры
  4. восприятие внешних раздражений
  5. работа пищеварительной системы

ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

  1. соматический
  2. вегетативный

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД.

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению прививкой после отбора нужного подвоя.

  1. Возьмите привой – однолетний побег с двумя-тремя почками или одну почку с частью древесины.
  2. Плотно обвяжите место прививки.
  3. Подберите подходящий подвой – взрослое растение-сеянец.
  4. Прикрепите привой к подвою.
  5. Сделайте надрез на подвое до камбия.

В ответе укажите номер выбранного варианта.

Вставьте в текст «Пластиды» пропущенные термины из предложенного
перечня, используя для этого цифровые обозначения.

Пластиды

В растительных клетках часто можно наблюдать разнообразные по форме и окраске пластиды. Так, многочисленные зелёные пластиды – (А)________ – обеспечивают процесс (Б)________ за счёт наличия в их составе пигмента (В)________. Кроме того, в клетках можно встретить пластиды, содержащие красный, оранжевый или жёлтый пигменты. Такие пластиды называют (Г)_________.

Перечень терминов

  1. хромопласт
  2. хлорофилл
  3. лейкопласт
  4. фотосинтез
  5. вакуоль
  6. дыхание
  7. хлоропласт
  8. каротин

В ответ запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.

Рассмотрите фотографию лошади породы орловская рысистая.

Выберите
характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему
плану: постановка головы, форма головы, форма спины, расположение
запястья передней конечности, постановка задних конечностей.

При выполнении работы используйте линейку.

А. Постановка головы

Б. Форма головы (по профилю)

В. Форма спины

Г. Расположение запястья передней конечности (относительно линии,
соединяющей середину локтя с задней частью копыта)

Д. Постановка задних конечностей (относительно линии, соединяющей
крайнюю точку задней поверхности седалищного и пяточного бугров)

В ответ запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД.

Рассмотрите рисунок с изображением позвоночника человека.

Как называют нарушение формы позвоночника, изображённое на рисунке?

Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.

Решите это задание в тетради. После завершения теста вы увидите разбор для самопроверки.

Прочитайте текст и выполните задание.

Взаимосвязь органов в растительном организме

Организм растения представляет собой целостную систему, главными
составляющими которой являются три уровня биологической организации:
клетка, ткань и орган. Органы растения – и вегетативные, и генеративные –
находятся в сложной взаимосвязи, обеспечивая жизнь единого организма.
Взаимосвязь вегетативных органов во многом обеспечивается единством
проводящей системы организма растения. Корни поглощают из почвы воду и минеральные вещества, необходимые для нормального существования всех клеток организма растения. В корнях образуется ряд биологически активных веществ, необходимых для синтеза хлорофилла в клетках растения. Без хлорофилла невозможен фотосинтез, и корень поставляет вещества для этого процесса.

В то же время синтез сложных органических веществ в корнях
невозможен без поступления из места синтеза – листьев – органических
веществ, которые необходимы всем клеткам растения для их роста и
развития. Таким образом, наблюдается тесное взаимодействие наземной и
подземной частей растения.

Цветение, созревание плодов и семян также невозможно без обеспечения генеративных органов питательными веществами, поступающими через цветоножку (плодоножку). Эти вещества им
поставляют вегетативные органы. Например, удаление двух верхних листьев пшеницы на побеге в период выхода в трубку приводит к сокращению содержания в семенах белков и углеводов.

Наблюдается также взаимодействие генеративных органов между собой. Так, к семенам питательные вещества поступают не только из вегетативных органов, но и из околоплодника, например боба, стручка, коробочки. Плод, пока он зелёный, участвует в фотосинтезе. При этом клетки используют углекислый газ не из атмосферы, а выделяемый созревающими семенами при дыхании.

Показать полностью

Используя содержание текста «Взаимосвязь органов в растительном
организме», ответьте на следующие вопросы.

  1. Что называется органом растения?
  2. В чём различие вегетативных и генеративных органов растения?
  3. Каким образом осуществляется питание цветка, а затем плода растения?

Решите это задание в тетради. После завершения теста вы увидите разбор для самопроверки.

Пользуясь таблицей «Пищевая ценность некоторых рыб», ответьте на следующие вопросы.

Пищевая ценность некоторых рыб

Названия рыб% белков% жировКалорий в 100 г
Вобла182,895
Шпрот177,6136
Лосось2412200
Стерлядь176116
Карп201,594
Карась170,574
Окунь170,673
  1. В какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами?
  2. Назовите наиболее и наименее калорийную рыбу.
  3. Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни?

Решите это задание в тетради. После завершения теста вы увидите разбор для самопроверки.

Рассмотрите таблицы и выполните задание.

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, летБелки, г/кгЖиры, г/кгУглеводы, гЭнергетическая потребность, ккал
7–102,31,73302550
11–152,01,73752900
Старше 161,91,04753100

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции школьной столовой

БлюдаБелки, (г)Жиры, (г)Углеводы, (г)Энергетическая ценность, (ккал)
Борщ из свежей капусты с картофелем (1 порция)1,84,011,692,3
Суп молочный с макаронными изделиями (1 порция)8,311,325,8233,8
Мясные биточки (1 штука)8,021,09,3266,6
Котлета мясная рубленая (1 штука)9,29,96,5155,6
Гарнир из отварного риса (1 порция)4,81,253,0245,2
Гарнир из отварных макарон (1 порция)5,44,338,7218,9
Кисель (1 стакан)0,00,019,680,0
Чай с сахаром – 2 ч. ложки (1 стакан)0,00,014,068,0
Хлеб пшеничный (1 кусочек)2,00,67,264,2
Хлеб ржаной (1 кусочек)3,90,428,2135,7

В понедельник одиннадцатиклассник Никита посетил школьную столовую,
где ему предложили на обед следующее меню: суп молочный с макаронными
изделиями; две мясных котлеты с гарниром из отварного риса, кисель и
кусочек ржаного хлеба.

Используя данные таблиц, ответьте на
следующие вопросы.

  1. Каково содержание жиров в школьном обеде?
  2. Какое ещё количество ккал энергии необходимо потребить с пищей в этот день Никите, чтобы восполнить суточную потребность, если его возраст составляет 17 лет?
  3. Каковы функции жиров в организме человека? Назовите одну из таких функций.

Решите это задание в тетради. После завершения теста вы увидите разбор для самопроверки.

Источник