Какое свойство воздуха подтверждает этот опыт 3 класс запиши ответ

Какое свойство воздуха подтверждает этот опыт 3 класс запиши ответ thumbnail

Технологическая карта интегрированного урока по окружающему миру и ИЗО

Фамилия, имя, отчество: Церковная Дарья Сергеевна

Место работы: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Федоровка им. И. С. Гавва»

Должность: учитель начальных классов

УМК «Перспективная начальная школа»

Класс: 3

Тема: Свойства воздуха

Продолжительность урока: 45 минут

Цель урока: создание условий для расширения представлений учащихся о свойствах воздуха.

Задачи:

обучающая: познакомить детей с новыми свойствами воздуха;

развивающие: развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

воспитывающие: воспитывать культуру общения, умение работать в парах и группах.

Оборудование:учебник«Окружающий мир» I часть авторы О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева, , Тетрадь для самостоятельной работы №1. 3 класс, авторы О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева, карточки – вопросы, лист самооценки, тушь, листы формата А4, пластиковые трубочки.

Тип урока: открытие нового знания (урок – исследование)

Формы обучения: фронтальная, парная, групповая.

Используемые технологии: информационные, здоровьесберегающие, исследовательские.

Используемые методы: иллюстративно-наглядный, методы устного и письменного контроля,словесный,деятельностный, самоорганизация, рефлексия.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

УУД,  формирующиеся на данном этапе

1.САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Слайд 1

На экран выведена таблица с условными обозначениями учебника «Окружающий мир»

— Посмотрите, пожалуйста, на экран. Можно ли по таблице определить к какому уроку я приготовилась?

— А вы, к какому уроку приготовились?

— Да. Вы приготовились к уроку окружающий мир.

— Тоже к уроку окружающего мира.

Личностные:  действие самоопределения.

Коммуникативные:   планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

— Посмотрите, пожалуйста, отрывок из мультфильма.

https://yadi.sk/i/GIR_3wUKkoSGW

-А каком невидимке шла речь?

– Вспомните, что вы знаете о воздухе из курса 2 класса.

— О воздухе.

— Воздух прозрачен,

бесцветен,

не имеет запаха,

плохо проводит тепло (удерживает)

Познавательные:

логические: анализ объектов с целью выделения

 в них существенных признаков.

3.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

— Что бы вы подумали о человеке, который попросил взвесить ему килограмм воздуха?

— Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока.

— Как мы можем проверить наше предположение?

— Давайте с помощью учебника проверим, верно, ли определили тему урока.

Слайд 2

— Прочитайте в учебнике на стр.103, какие вопросы заинтересовали Мишу.

-Как вы думаете, это будут те же свойства воздуха, которые мы изучали во 2 классе?

— Определим, какой у нас будет урок?

— Объясните, почему?

— Сформулируйте цель урока.

 Слайд 3

Предполагаемые ответы детей.

— Этот Человек шутник.

— Воздух взвесить нельзя.

— Воздух.

— Посмотреть в учебнике.

Смотрят в оглавлении или на стр.103(следующую тему урока)

-Свойства воздуха.

Читают в учебнике.

-Нет, это будут другие свойства воздуха.

— Урок открытия новых знаний.

— Мы не знаем этих свойств, поэтому для нас это будет новое знание.

— С помощью опытов, т. к. в учебнике есть значок «Проведи опыт», и наблюдений познакомиться с новыми свойствами воздуха.

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

4.ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

— Давайте составим план работы. Что нам может в этом помочь?

Слайд4

  — Учебник.

Составляют план урока:

— будем выполнять задания из учебника;

— работать с тетрадью;

— выполнять опыт;

— работать в парах;

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

5.ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

  1. Работа по учебнику стр. 104

  2. Практическая работа. Работа в парах.

Так как у нас сегодня урок – исследование, то мы будем пользоваться оборудованием, нам нужно вспомнить « Правила поведения во время опытов».

Слайд 5

  1. Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.

  2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

  3. Опыты проводятся поочередно каждым учеником пары или группы.

  4. Когда опыт проводит один из учеников (экспериментатор), остальные молча наблюдают или по его просьбе помогают ему.

  5. Обмен мнениями по результатам проведенного опыта начинается только после того, как экспериментатор разрешает его начать.

  6. Переговариваться друг с другом надо тихо, не мешая остальным.

На ваших столах лежат листы оценивания. После каждой выполненной работы, вы должны себя оценить.

Выполнение опыта № 1.

  1. Опыт1 «Воздух занимает всё свободное

пространство» (с. 104)

— Прочитайте и составьте план работы.

Слайд 6

Использование в жизни.

— воздушный колокол под водой,

— водолазный костюм…

  1. Опыт 2 «Воздух сжимаем и упруг» (с 105)

–Мы немного изменим опыт .

— Возьмите в руки шарик и надуйте его (не сильно), перекрутите и зажмите пальцами у основания. — Почему это необходимо сделать?

— Итак, вы знаете, что внутри шарика – воздух. Давайте попробуем слегка сжать шарик, и расслабить руку, еще раз сжать – расслабить руку. Удалось сжать?

— Можно ли сказать, что мы сжимаем находящийся в шарике воздух? Какую форму принимает шарик после расслабления руки?

-Почему?

— Это потому, что сжатый воздух обладает упругостью, так говорят про предметы, которые после прекращения сжатия принимают прежнюю форму, как пружинка

Слайд 7

в) Использование в жизни

— накачивание автомобильных шин, мячей.

— опрыскивают в саду деревья от вредителей.

— надувные игрушки, надувные круги, воздушные шары

3) Опыт 3 «Воздух имеет вес» (с. 106)

Мы немного изменим опыт, который показан в учебнике. Мы будем взвешивать воздух не на самодельных весах, а на специальных, физических весах. Слайд 8

Составьте план работы.

Слайд 9

— Первым более 300 лет назад к всеобщему изумлению взял да и взвесил воздух знаменитый ученый Галилео Галилей.

— Кстати, воздух – невидимка не такой уж и легкий.

Опыт 4 «При нагревании воздух расширяется, при

охлаждении сжимается». (с.107)

Выполнение практической работы учителем

1.Стеклянную колбу закрываем пробкой с газоотводной трубкой. 2.Газоотводную трубку вставляем в колбу с водой.

3.Начинаем подогревать пустую колбу.

4.Из газоотводной трубки в колбу с водой пошли пузыри.

Опыт № 5 «Тёплый воздух легче холодного» (с. 108)

Слайд 11

Использование в жизни. Запуск воздушных шаров. Первый воздушный шар был запущен братьями Монгольфье в 1783году.

Составляют план работы

1. Стакан опустить в воду и понаблюдать.

2. Наклонить стакан и выпустить часть воздуха.

3. Сделать вывод и записать в тетрадь для самостоятельной работы

4. Вывод: воздух занимает пространство

— Чтобы воздух не вышел из шарика

— Да, шарик сжимается.

— Шарик принимает прежнюю форму.

Делают вывод и записывают в тетрадь: воздух сжимаем и упруг.

Составляют план работы

1. Положить шарики на весы, проверить, одинаков ли у них вес.

2. Надуть 1 шар и положить на чашу весов.

Читайте также:  К какому типу веществ относятся пластмассы какие свойства пластмасс

3. Провести наблюдение.

Делают вывод.

— Воздух, наполнивший шарик, делает его тяжелее. Значит, воздух можно взвесить.

Записывают вывод в тетрадь для самостоятельной работы

Наблюдают за проведением опыта, который проводит учитель, делают вывод, записывают вывод в тетрадь.

-При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается.

Рассматривают опыт в учебнике, делают вывод, записывают вывод в тетрадь. Вывод: тёплый воздух легче холодного. Он стремится вверх.

Личностные УУД:

— осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат;

способность к волевому усилию;

— умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

Регулятивные УУД:

1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности:

— способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

— организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы, опытов)

— планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;

 действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

— контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;

— оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Познавательные УУД:

— умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

— умение структурировать знания;

— смысловое чтение

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— постановка проблемы.

логические :

— анализ, синтез;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

 готовность слушать собеседника и вести диалог;

— готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

— умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

— умение предвидеть разные возможные мнения своих одноклассников.

— умение договариваться, находить общее решение практической задачи;

— умение аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать;

— способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов;

— способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения работы.

— умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

— умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

7.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

— Ребята, как вы думаете, можно ли рисовать с помощью воздуха?

— Оказывается, действительно, можно. Как мы это будем делать, узнаете позже, а сейчас отгадайте, что мы будем рисовать с помощью воздуха.

Его весной и летом 
Все видели одетым. 
А осенью с бедняжки 
Сорвали все рубашки.

— Правильно, мы будем изображать деревья с помощью воздуха.

На альбомный лист наносим немного туши и начинаем на это пятно дуть, раздувая тушь с помощью трубочки в разные стороны. Оставляем работу сохнуть.

Физминутка «Просто, мы такие звёзды»

— А теперь, давайте повесим ваши работы на доску сравните их с нарисованным деревом, и полюбуемся вместе на рисунки воздухом.

 Ответы: только «да» или «нет».

— Дерево

Наносят тушь на лист и начинают раздувать тушь в разные стороны с помощью трубочки. Получили кляксу, похожую на дерево.

Познавательные:  использование различных

техник изображения

в соответствии с коммуникативными  и

познавательными задачами

Коммуникативные:   планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Познавательные: осознание образа дерева через кляксу.

Коммуникативные: 

умение действовать по алгоритму, строго соблюдая этапы, обозначенные учителем.

8. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ

Групповая работа

— У вас на партах лежат карточки с вопросами. Прочитайте, обсудите в группе и подготовьте ответы на вопросы.

1 группа: — Какой мяч легче, спущенный или накаченный? Почему?

— В декабре у Миши день рождения. Ему подарили воздушные шары. Он вышел с ними на улицу. Объясни, что произойдет с шарами и почему?

2 группа: В пустую пластиковую бутылку положили кусочки льда и закрутили крышку. Стенки бутылки втянулись внутрь. Почему?

Где теплее спать в поезде: на верхней полке или на нижней?

— Спущенный мяч легче – в нём меньше воздуха. А в накаченном – сжатый воздух, он тяжелее.

При охлаждении воздух сжимается. Поэтому воздушные шары спустятся.

— При охлаждении воздух сжимается. Поэтому стенки бутылки втянулись внутрь.

Коммуникативные – умение излагать свое мнение

 и  аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать  позицию партнера (оппонента)

9.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Скажите, мы смогли ответить на вопросы Миши?

— Как вы думаете, мы достигли поставленной цели?

Слайд 12

Слайд 13

Ответьте мне на вопросы.

— Я узнал(а)…

— Мне понравилось…

— Я похвалил(а) бы себя за…

Посмотрите в свои листы самооценки. Какую оценку вы заработали за урок?

-Да смогли.

-Да, мы узнали о новых свойствах воздуха.

Личностные : осознание своих возможности

в учении, способность адекватно судить

о причинах своего успеха или неуспеха в учении,

 связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Рекомендации к выполнению домашнего задания

На доске висят стикеры с вашими именами. На них индивидуальные задания. Снимаем стикер со своим именем и клеим в дневник.

1.Найти материал по теме «Что такое ветер?»

2. «Можно ли нарисовать невидимку?», хрестоматия стр.65 – 66;

3. «А воздух совсем ничего не весит?», хрестоматия стр. 67 – 68;

4.Нарисовать, где человек использует воздух;

5.Найти загадки , поговорки о воздухе;

6. «Колокол, который никогда не звонил», хрестоматия стр. 63-64;

7.Найти стихотворение о ветре;

8.Рассказать о музыкальных инструментах, на которых играют с помощью воздуха

Записывают домашнее задание

Используемая литература:

    1. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева, учебник«Окружающий мир» 3 класс I часть: Москва, Академкнига/учебник, 2013г.

    2. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева, тетрадь для самостоятельной работы №1, 3 класс, Москва, Академкнига/учебник, 2013г.

    3. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева, методическое пособие, Москва, Академкнига/учебник, 2012г.

Источник

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по теме

«Вода, воздух и их свойства».

Учащийся ……………………………………………………………………………

1.Прочитайте предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова:

Вода ………………………. при нагревании и ……………………… при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший ……………………… Воду можно очистить с помощью ……………………… .

2.Какие свойства имеют воздух и вода? Выберите эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами:

  1. Не имеет цвета.

  2. Не имеет запаха.

  3. Расширяется при нагревании.

  4. Сжимается при охлаждении.

  5. Растворитель.

  6. Плохо проводит тепло.

  7. Прозрачность.

  8. Текучесть.

Воздух ………………………………………………………………………………

Вода ………………………………………………………………………………

3.Какие вещества входят в состав воздуха?

  • водород, медь, цинк;

  • кислород, азот, углекислый газ;

  • хлор, фтор, йод.

Читайте также:  Камень оникс фото свойства и значение какому знаку зодиака

4.Какой газ, входящий в состав воздуха, необходим для дыхания?

  • азот;

  • кислород;

  • углекислый газ.

5.Какими свойствами обладает воздух?

  • голубого цвета, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха;

  • прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло;

  • с ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.

6.В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?

  • при нагревании воздух расширяется;

  • при охлаждении воздух сжимается;

  • воздух плохо проводит тепло.

7.Как нужно охранять воздух от загрязнения?

  • остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины, запретить пользоваться транспортом, превратить Землю в один огромный заповедник;

  • фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ, транспорт необходимо сделать экологически безопасным, в городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

8.За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?

  • вода, превращаясь в лёд, расширяется;

  • вода, превращаясь в лёд, сжимается;

  • повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.

9.Вы вымыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

  • вода с поверхности пола испарилась;

  • вода впиталась в поверхность пола;

  • вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.

Ответы

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по теме

«Вода, воздух и их свойства».

1.Прочитайте предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова:

Вода расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший растворитель. Воду можно очистить с помощью фильтра.

2.Какие свойства имеют воздух и вода? Выберите эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами:

  1. не имеет цвета.

  2. Не имеет запаха.

  3. Расширяется при нагревании.

  4. Сжимается при охлаждении.

  5. Растворитель.

  6. Плохо проводит тепло.

  7. Прозрачность.

  8. Текучесть.

Воздух – 1, 2, 3, 4, 6, 7

Вода – 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8

3.Какие вещества входят в состав воздуха?

  • кислород, азот, углекислый газ;

4.Какой газ, входящий в состав воздуха, необходим для дыхания?

  • кислород;

5.Какими свойствами обладает воздух?

  • прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло;

6.В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?

  • воздух плохо проводит тепло.

7.Как нужно охранять воздух от загрязнения?

  • фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ, транспорт необходимо сделать экологически безопасным, в городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

8.За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?

  • вода, превращаясь в лёд, расширяется;

9.Вы вымыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

  • вода с поверхности пола испарилась;

Источник

Урок окружающего мира «Невидимое сокровище» 3 класс.

Урок-исследование.

Цели: Познакомить учащихся в ходе исследовательской работы и частично-поисковой деятельности с составом, свойствами воздуха, значением для существования жизни на планете.

Задачи урока:

а) образовательные: учить выделять главное, применять полученные знания на практике; учить задавать вопросы, хорошо разбираться в теории, уметь излагать материал.

б) развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками; формировать умение постановки проблемных вопросов.

в) воспитывающие: воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),  воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать культуру общения, умение работать в группах.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

— Посмотрите, что у меня в руках? ( Глобус)

— Какого цвета больше на глобусе?( Голубого)

— Что обозначено голубым цветом? ( Вода)

— Если посмотреть на нашу планету из космоса, то увидим, что на земле больше воды, чем суши. 4 огромных океана омывают нашу сушу.

— Кроме Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океанов, есть на свете, еще один океан – самый большой из всех.

— И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане.

— Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды.

— Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты.

— Как вы думаете, о каком океане идет речь?

— Не догадались?

— Есть еще одна подсказка, послушайте стихотворение.

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

— Что же это за невидимый океан, без которого мы не можем обойтись?

(воздушный океан).

  1. Операционно-исполнительский этап.

— Чем важен воздух всем обитателям Земли?

— А какой он, воздух, из чего состоит?

— Определите тему сегодняшнего урока. (Воздух и его свойства.)

  • Мы сейчас из обыкновенных школьников превращаемся в людей, которые будут исследовать, изучать свойства воздуха.

  • Как называются такие люди? (УЧЕНЫЕ)

  • Где работают ученые (В ЛАБОРАТОРИЯХ.)

— Что значит исследовать?

(Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то)

Исследовать – идти по следу.

— Что мы будем исследовать? (Воздух)

— С чего мы начнём исследование? (Надо подумать над целями и задачами исследования).

— Цель нашего исследования? (Узнать что же такое воздух, из чего состоит воздух, и чем он важен для всего живого.)

Назовите задачи нашего исследования (Задачи уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги):

  • Выяснить важность воздуха;

  • узнать о составе воздухе;

  • расследовать, какими свойствами он обладает.

Ребята, а как можно идти по следу? Чем будем пользоваться? (методами исследования)

Какие методы есть у исследователя?

(На доске картинки с методами исследования и карточки с названиями методов.)

Соотнесите название метода с его изображением. Берём карточку с названием метода, прикрепляем к картинке и называем сам метод.

(дети выходят по одному к доске)

  • Подумать самостоятельно

i.jpg

  • Спросить у другого человека (родители, учитель, одноклассники)

img052.jpg

  • Понаблюдать

2.jpg

  • Посмотреть в книгах, энциклопедиях

8.jpg

  • Посмотреть по телевизору (по теме исследования)

6.jpg

  • Получить информацию у компьютера

img051.jpg

  • Провести эксперимент

11.jpg

— Какие из этих методов мы можем сегодня использовать?

Методы исследования, которыми можно воспользоваться на уроке:

  • подумать самостоятельно;

  • посмотреть в учебнике;

  • понаблюдать;

  • провести эксперимент.

Давайте попробуем наметить план работы на урок.

  • Важность воздуха.

  • Состав воздуха.

  • Свойства воздуха.

  • Сделать вывод.

Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой. Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Воздушную оболочку Земли часто называют Пятым океаном.

Читайте также:  Какое свойство характерно для жиров

1. Чем же так важен воздух?

— Выдвиньте свои гипотезы!

– Люди, растения и животные живут в этом воздушном океане. Без воздуха на земном шаре вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Без него мы не услышали бы щебет и пение птиц, жужжание насекомых, сигналы машин и трамваев, школьный звонок, потому что воздух передает звуки. С помощью воздуха мы говорим и поем. Воздушный океан очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле.

— Может ли жить человек без воздуха?

— Закройте ладошками рот и нос.

— Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто, сколько может без воздуха.

— Какое было желание? ( Открыть нос).

— Сделайте вывод!

Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была, лишь безжизненным небесным телом.

  1. Из чего же состоит воздух?

Чтение текста на стр. 71.

— Каков состав воздуха? Азот, кислород, углекислый газ.

Воздух – это не просто газ, это смесь газов: кислорода, углекислого газа и азота. В воздухе больше всего содержится азота -78 %, кислорода поменьше -21%, а углекислого газа – совсем мало 1%.

Посмотрите на диаграмму и попробуйте восстановить ее у себя на карточках, записав, какие газообразные вещества входят в состав воздуха? Подчеркните название газа, который живые существа поглощают при дыхании. (Диаграммы повесить на доске, проверить).

Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух без кислорода. В нем становится больше углекислого газа, который не пригоден для дыхания.

— Может ли исчезнуть кислород из воздуха? ( Пока на Земле есть чистые водоемы и растения, воздух будет пополняться кислородом. Недаром, леса называют «легкими» нашей планеты)

  1. Какими же свойствами обладает воздух?

Давайте, исследуем свойства воздуха, проделав опыты. В этот момент, вы становитесь учеными, которым нужно открыть пока неизвестные вам свойства воздуха.

Группа 1:

Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.

– Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?

– Нет.

– Через стену мы видим соседний класс?

– Нет.

– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?

– Да.

— В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?

— Нет.

– О каком свойстве воздуха это говорит?

Вывод: Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.

– Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета?

– Зелёные.

– Какого цвета школьная доска?

– Коричневая.

– А какого цвета воздух?

– Он бесцветен.

– Сформулируйте еще одно свойство воздуха.

Вывод: Воздух бесцветен.

Группа 2:

— А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?

— Ничего.

— Пахнет чем-нибудь воздух?

— Нет.

Закройте глаза. ( Брызнуть духи)

А сейчас?

( Запах духов).

Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?

– В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?

– Чистый воздух не пахнет.

Вывод: Воздух не имеет запаха.

— Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.

— Какое свойство воздуха мы откроем?

Вывод: Воздух не имеет вкуса.

Группа 3:

— Посмотрите на оконные рамы. Это великое изобретение. Оно пропускает в помещение свет, но не пропускает в помещение тепло и холод. Почему? В окнах двойные рамы. Как вы думаете, что находится между ними? Какое свойство воздуха проявляется?

— На этом свойстве воздуха основано создание человеком теплых вещей. Воздух есть между телом и одеждой человека и в самой одежде. Воздушная прослойка не дает телу потерять тепло. Поэтому одежда сохраняет тепло нашего тела.

Вывод: воздух плохо проводит тепло.

Из учебника вы узнали, что движение воздуха в природе называют ветром. Для того чтобы это проверить возьмите веер и помашите им около лица. Вы ощутили, что дует ветерок. Помашите ладонью около лица, подуйте на ладонь и почувствуйте ветерок.

— у вас на столе стоит стакан. Что находится в стакане?

— Опустите в воду перевернутый стакан. Почему вода не попадает в стакан?

— Правильно ли выражение «Стакан пустой?»

Делаем вывод: Воздух везде.

А теперь давайте немного отдохнем. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперёд.

На опушке зайка ждет.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс.

Там послушаем рассказ.

Упр. « Цветочная поляна».

А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Наклонитесь к цветку, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.

Какое слово выразит его душистый аромат?

Сделайте глубокий вздох и скажите (АХ!)

А сейчас внимание на экран. Давайте посмотрим следующий опыт.

Опыт 4:

На экране вы видите сосуд, который закрыт пробкой с трубкой, трубка опущена в стакан с водой. В сосуде и в трубке находится воздух. Мы нагреваем сосуд с воздухом и что же происходит? Из трубки выходят пузырьки воздуха. А почему? Воздух при нагревании расширяется и выходит из сосуда.

Вывод: Воздух при нагревании расширяется.

Теперь охладим сосуд. Что наблюдаем. По трубке вверх поднимается вода. Почему?

А происходит это потому, что воздух при охлаждении сжимается.

Вывод: Воздух при охлаждении сжимается.

— Мы уже знаем, что частицы газообразных веществ постоянно движутся и часто сталкиваются. Когда воздух нагревают, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее и отталкиваются из-за этого на большее расстояние друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются и воздух расширяется. При охлаждении все происходит наоборот.

Я думаю, ребята, вы согласитесь со мной, что воздух нужно беречь и охранять, ведь заводы, фабрики, транспорт загрязняют его.

Поэтому, наш урок я хотела бы закончить следующим четверостишьем:

Давайте с вами беречь планету

Другой такой на свете нету,

Развеем над ней пожар и дым

В обиду ее не дадим.

  1. Оценочно-рефлексивный этап.

Тест.

Молодцы, ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много нового и интересного о воздухе. Все вы работали активно, хорошо отвечали на вопросы, но мне хотелось бы особо отметить работу следующих учащихся…..

  1. Домашнее задание.

Чтение материала в учебнике, ответы на вопросы.

Нарисовать мини плакат об охране воздуха.

Источник