Какое свойство воздуха используют птицы при полете

Какое свойство воздуха используют птицы при полете thumbnail

Воздух – это смесь газов. Окружает планету, образует атмосферу и содержится во всём, что существует. Он есть в воде, земле, растениях, животных, горах, камнях и необходим для жизни живых организмов. Физические, химические и гигиенические свойства формируют климат в регионах частей Земли, влияют на жизнедеятельность растений и животных.

Основные свойства воздуха

  • Прозрачен.
  •  Не имеет цвета и запаха.
  • Не имеет формы, занимает всё пространство.
  • Упругость.
  • Проводит звук и солнечные лучи.
  • Сохраняет тепло.
  • При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
  • Подвижен.

Физические свойства

  1. Температурные. Регулирует теплообмен.
  2. Влажность. Определяет насыщение газов кислородом, содержание водяного пара.
  3. Атмосферное давление. Масса атмосферного столба, который давит на поверхность планеты и на всё, что расположено внутри воздушного океана.
  4. Подвижность. Формирует ветра и обновление газового состава.
  5. Солнечная радиация. Определяет процент радиоактивных веществ и газов, содержащихся в атмосфере. Основной показатель формирования климата планеты.
  6. Электрическая активность. Количество электрических зарядов, содержащихся в воздушном пространстве.

Химический состав воздуха

Воздушная оболочка Земли формируется из смеси газов:

  • Азот. Основной компонент атмосферы. Не участвует в дыхании, не поддерживает горение. Обеспечивает жизнедеятельность водорослей и некоторых растений.
  • Кислород. Жизненно необходимый элемент. Является необходимым в формировании биологических процессов организмов животных, растений. Служит окислителем и основным компонентом горения веществ.
  • Углекислый газ. Поглощается деревьями и преобразуется в кислород.

Диаграмма состава воздухаВ небольших количествах атмосфера содержит озон, водород, неон, другие газы.  По количеству содержания вредных примесей определяют чистоту воздуха. Подробнее – в статье о составе воздуха.

Теплопроводность воздуха

Окружающий воздух практически не проводит тепло. Особенность задерживать тепловой заряд широко используется человеком и животными. Ограничивая подвижность потока, воздушная прослойка задерживает теплообмен организмов, создаёт комфортный микроклимат.

При нагревании с воздухом происходит расширение и он поднимается, становится разреженным. Изменяется его химический состав и влажность. Водяной пар распадается на отдельные газы, становится более летучим.

При охлаждении воздух сжимается и он опускается. Незначительное содержание твёрдых частиц в газах окисляется и насыщается водяными парами. Воздух становится тяжелее и плотнее.

Применение и использование свойств воздуха

Воздушную оболочку планеты активно используют животные и птицы. Способность задерживать тепло помогает животным выживать и регулировать тепловые процессы организма. Шерсть, обитателей северных широт, имеет полую структуру.

Особое строение пера и движение воздушных масс птицы используют для полётов и планирования над землёй.

Значение воздухаНаполненный атмосферой пузырь, удерживает рыб в толще воды и способствует перемещению из глубин водоёмов к поверхности.

Подвижность используется растениями для опыления и распространения семян на большие площади.

Человек использует свойства атмосферы в широких спектрах своей жизнедеятельности:

  • Теплопроводность обеспечивает обогрев и терморегуляцию организма.
  • Способность тёплых воздушных потоков подниматься используют в полётах.
  • Упругость и сжатие применяют во всех промышленных системах. Его закачивают в автомобильные шины. Нагнетая воздушное давление, работают пневматические инструменты, оружие.
  • Кислород участвует в процессах горения. Все двигатели внутреннего сгорания потребляют большие объёмы кислорода и его соединений.

Более подробная информация об использовании и значении воздуха живыми организмами здесь.

Сравнение свойств воды и воздуха

Основную роль воздушный океан играет в дыхании всех живых существ Земли. Содержание его в воде используется всеми подводными животными и растениями.

Вода и воздух имеют похожие параметры. Она так же прозрачна и безвкусна, так же реагирует на нагрев и охлаждение. Основным отличием воды является способность растворять вещества и её большая плотность. Вода имеет большую массу и теплопроводность, проводит заряды электричества. Способность извлекать необходимые компоненты из воды, без применения специального оборудования, человеку и млекопитающим не под силу.

Оценка статьи:

Загрузка…

Источник

Анонимный вопрос  ·  1 ноября 2018

3,2 K

Совокупность особенностей птицы. Перья, мышцы, скелет, обтекаемая форма. Аеродинамика (некоторые птицы способны не махать крыльями несколько часов в полете) Что бы лучше понять принципы полета, лучше почитать подробную статью в вики: https://ru.wikipedia.org/wiki/Полёт_птиц

Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…

Обтекаемая аэродинамическая форма тела, перья, способствующие полету (рулевые перя в хвосте), хорошо развитые мышцы, приводящие крылья в движение, облегченный скелет, у скелета птиц есть важная особенность – на поверхности грудины имеется киль (небольшой нарост), он служит местом крепления грудных мышц, которые двигают крылья.

Пишу, фотографирую, рисую

Крыло птицы — это сложный механизм. В крыле насчитывается 7 видов крыльев (маховые 1-го и 2-го порядка, кроющие, крылышко, оперение плеча и т.д.)
Основной помощник птицы в полете — крылья.
Например, на внешней стороне крыла есть между перьями небольшая щель — она отвечает за приземление и взлет.
Часть крыльев в момент взлета работают как пропеллеры. Хотя раньше все… Читать далее

Почему птицы летают, несмотря на гравитацию?

Птицы летают, используя аэродинамику и мышечное усилие. Это обеспечивается строением крыла и особенностями мышечной системы птиц. Аэродинамика крыла и использование восходящих потоков воздуха позволяет многим видам подолгу «парить» в воздухе без видимых движений.

Прочитать ещё 1 ответ

Как выращенные людьми птицы и выпущенные в дальнейшем на волю, могут летать, если полётам их обучают родители?

Родители не обучают птенцов полету как таковому, способность к полету генетически предопределена в развитии организма птицы. Родители, скорее, обучают особенностям полета: безопасной высоте, маневрам, охоте (или бегству от преследователя, если мы говорим о не хищной птице). Поэтому птицы, выращенные людьми, летать могут. Другим вопросом является: могут ли птицы, выращенные людьми без специального «курса адаптации» самостоятельно жить на воле. Здесь ответ однозначный – долго вольная жизнь таких птиц не длится. Научить добывать пищу и вести себя адекватно условиям дикой природы человек без специальных знаний и инфраструктуры (вольеры-«разлеточники», кормовые объекты и места их добычи) не в состоянии. Птице, выращенной человеком, необходимо обучиться навыкам, которые позволят ей выжить в дикой природе. Этим занимаются специальные реабилитационные центры, которых в России не больше десятка.

Бывает ли так, что птицы падают, находясь в полете? И по каким причинам?

физик-теоретик в прошлом, дауншифтер и журналист в настоящем, живу в Германии

Летящие птицы могут падать по самым разным причинам: из-за неумения летать (недавно оперившиеся птенцы), из-за ранения (дробью, пулей, хищной птицей), из-за истощения или смерти в полете. В двух последних случаях первопричины также могут быть разные: недоедание, переутомление (длительный полет над морем; китайцы, не дававшие воробьям присесть отдохнуть), инфекции (например, грипп у неводоплавающих птиц часто оканчивается смертью, которая может наступить и в полете) и паразиты, сильный стресс (например, от фейерверка, устроенного людьми) и так далее.

Примеры массового падения птиц

Какими условиями следует ограничить человека, чтоб эволюция вырастила у него крылья для полёта?

Отвечаю на вопросы о буддийских традициях. Проектирую шрифты.

Можно поселить на верхушки деревьев, чтобы выживали самые легкие и мелкие. Расстояния между деревьями должно быть равно или чуть больше необходимого для прыжка. Тогда со временем могут возникнуть мутации, как у белки-летяги, когда между руками и туловищем вырастет летательная перепонка. Либо, как у летучей мыши, вытянутся пальцы рук, между ними образуются перепонки и образуют со временем крылья.

Зачем психолог просит сравнить птицу и самолет?

видеоблогер, шарю в soft-skills, нон-фикшн книгах и популярной психологии

Если вам задали такой вопрос, скорее всего его задал врач-психодиагност. 

Психодиагностика — это одна из отраслей психологии, которая изучает психологические особенности личности посредством тестов, опросников и другого психологического инструментария. Во второй половине 19 века считалось, что  экспериментальными методами изучить или исследовать личность невозможно, но оценке поддаются отдельные психические процессы и состояния. Именно поэтому стали вводить оценочные тесты — они изучают отдельные стороны личности, например, как в случае с этим вопросом, восприятие и образ мышления.

Тесты и опросы могут быть формализованные(там есть варианты ответов) и малоформализованные(это что-то более похожее на беседу). А еще, есть подвид малоформализованного опроса — анализ на профпригодность, экспресс методика.

Так вот. Аналогично вопросу про самолет и птицу меня спрашивали про различие свечи и лампочки и паровоза и кита. Вопрос не столько в том, что вы скажете, а в том как вы это сделаете. Растеряетесь? Засметесь? Разозлитесь? На этом этапе достаточно быстро можно отсеять неадекватных людей.

Правильный ответ обычно самый банальный и ожидаемый. Обобщенный. Это почти игра в 100к1: птица живая, а самолет — нет.

Умение обобщать является одной из главных операций абстрактно-логического мышления. Люди, для которых не составляет труда объединить предметы или явления в единую группу по общим признакам, быстрее мыслят, лучше решают проблемы. Для таких личностей характерен высокий уровень вербального интеллекта и умение видеть стержень проблемы. Если человек обобщать не умеет, для него мир состоит из множества несвязанных нюансов, все вещи, идеи, знания создают полный бардак в голове и не разложены по полочкам. Мозг таких людей все время работает на больших оборотах, что может в какой-то момент спровоцировать серьезные психические расстройства и агрессию.

Ответы таких людей будут содержать один или множество отличительных нюансов, и это будет тревожным звоночком для специалиста:

  • размер (самолет значительно больше птицы);
  • скорость (самолет намного быстрее летает);
  • оперение (у птицы есть, у самолета нет);
  • птица машет крыльями, а самолет нет;
  • птица питается едой, а самолету нужно топливо и т.д.
    Так что лучшее в таких вопросах — отвечать проще 🙂

Прочитать ещё 2 ответа

Источник

Анонимный вопрос  ·  16 мая 2018

26,4 K

Основные приспособления:

  1. Облегченный скелет и снижение его массы: полые кости с воздушными мешками, часть костей срастаются воедино — пряжка(сросшиеся кости кисти), цевка(сросшиеся кости стопы), пигостиль(сросшиеся хвостовые позвонки).
  2. Снижение общей массы тела, что важно для полета: нет зубов, нет мочевого пузыря, непарный яичник у самок.
  3. Перьевой покров и крылья, развитые, мощные грудные мышцы для полета, они крепятся к выросту грудины — килю.

  4. Воздушные мешки и связанное с ними двойное дыхание, повышают интенсивность обмена веществ, необходимую для полета.

5. Короткий кишечник, это возможность опорожнения в полете.

6. Хорошо развитый мозжечок — улучшает координацию в полете.

🙂

Какие признаки есть у кольчатых червей по сравнению с плоскими?

У кольчатых червей:

  • Вторичная полость тела (целом), это озночает, что пространство между органами у них заполнено мешками с жидкостью.
  • Нервная система представлена окологлоточным нервным кольцом и брюшной нервной цепочкой
  • Пищеварительная система сквозная ( то есть есть анальное отверстие)
  • Кровеносная система замкнутая (у них она впервые появляется)

У плоских червей:

  • Полость тела отсутствует, а пространство между органами заполнено паренхимой
  • Нервная система представлена нервными стволами, соединенными перемычками, то есть напоминает лестницу, поэтому она лестничного типа
  • Пищеварительная система замкнутая, то есть анального отверстия нет, а непереваренные остатки пищи выводят через рот
  • Кровеносной системы нет

Чем ограничена высота полёта птиц?

«Биолог» — научно-образовательный проект, посвящённый различным разделам биологии…  ·  vk.com/a_biologist

Максимальная высота полёта птиц ограничена энергетическими и аэродинамическими показателями их организма, а также неблагоприятными физическими факторами: низкой плотностью атмосферы, низкими температурами, недостатком кислорода. Машущий полёт позволят птицам забираться на высоты до ~ 5—8 километров, но за счёт восходящих и термических воздушных потоков некоторые виды птиц могут подниматься на высоты порядка 10 километров. Так, горные гуси фиксировались на высоте 10175 м, а африканский сип или гриф Рюппеля (Gyps rueppellii) залетел выше: известен случай столкновения этой птицы с самолётом на высоте 11277 м. Этими же факторами ограничены максимальные высоты полёта аппаратов с поршневыми или воздушно-реактивными двигателями, созданных людьми.

В чем выражается относительность приспособленности чирок трескунок?

Приспособленность тех или иных организмов к среде относительна и выражается в том, насколько хорошо может функционировать (питаться, защищаться и тд) организм в определенной среде. Это относительная величина, так как приспособленность всегда формируется медленнее, чем меняется среда. Например, защитные механизмы организма защищают его от одних раздражителей, но являются абсолютно бесполезными для других.

У чирка-трескунка это может быть неприспособленность к жизни в сухом климате без водоемов, так как эта птица селится и размножается только около водоемов.

Какие факторы повлияли на появление крыльев у древних потомков птиц (птеродактилей)?

Начнем с того, что птерозавры (к которым птеродактили тоже относятся) — не предки птиц. Ими были тераподы.
Считается, что предками всех птерозавров были мелкие, скрытные создания с мягкой кожей, которые использовали ее сладки по краю тела для маскировки, ползали по деревьям и питались насекомыми. В последствии такие складки развились в перепонку между конечностями, которая использовалась для планирования, а позже преобразовалась в мембранное крыло, давая возможность особи полностью контролировать свой полет. Вероятно, то же самое произошло и с рукокрылыми.

Источник

Урок окружающего мира. 4 класс. 26.11.2014

Учитель: Макарова Е.В. МОАУ СОШ №16.

Тема: Как человек использует свойства воздуха.

Тип урока: Открытие нового знания.

Цели и задачи:

Образовательные:

— сформировать понятие о воздухе: его составе и свойствах;

— рассмотреть примеры использования человеко воздуха.

.Метапредметные:

— развивать умение наблюдать, проводить опыты, наблюдать за ходом и результатами опыта; выводы и умозаключения;

— развивать интерес к предмету;

— создавать условия для высказывания аргументированного мнения;

— развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

обобщать полученную информацию в виде кластера;

— воспитывать коммуникативные умения, культуру повеления.

Личностные:

— формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах, в группах;

— воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, веру в свои силы.

— воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь

Ведущий вид деятельности: продуктивный

Методы работы: деятельностный метод, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические (опыты)

Формы работы: фронтальная, групповая (дети рассажены по группам), самостоятельная.

Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант управляющий опытно-поисковой работой.

Педагогические технологии:

— деятельностный метд обучения;

— объяснительно – иллюстративного обучения;

— педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ — технология (презентация).

Материал к занятию: Учебник «Окружающий мир. Человек и природа. 4 класс.» А.А.Вахрушев

Оьорудование:

1. Презентация к уроку

2. Веер, банка и стакан с водой, шприц, пустой пакет, шарики.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (5 минуты)

Проверка домашнего задания.

Мы рады всем гостям. Вы сможете посмотреть урок окружающего мира.

Чем активнее и организованнее мы будем работать, тем больше интересных вещей я вам смогу показать и рассказать. Хотите узнать больше? Тогда работаем!

— Что существует миллионы лет, является основой жизни на земле, используется человеком и до сих пор не закончилось? (вода)

-Вспомним свойства воды и как человек их использует. (Фронтально):

— Как называется водная оболочка земли?

— Какую роль играет вода в жизни живых организмов?

— Назовите основные свойства воды.

— Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Где его научился использовать человек?

— Почему гайка , опущенная в воду, меньше растягивает резинку, чем гайка подвешенная в воздухе?

— Где человек использует выталкивающее свойство воды?

— Какое свойство воды используется при стирке ?

— Что произойдет с консервной банкой, если ее разогревать, не раскрыв?

— Какое свойство воды используется в паровом двигателе?

— Назовите три состояния воды. Приведите примеры их в природе.

Индивидуально на карточках:

Соедините с помощью стрелок свойства воды и способы их использования.

Текучесть Паровой двигатель

Обладает выталкивающей силой Подслащивание пищи

Свойство сообщающихся сосудов Водяное колесо, турбина электростанции

Расширяется при нагревании Изобретение кораблей

Растворитель Водопровод

2. Актуализация знаний , фиксация затруднения, постановка целей урока.

Построение проекта выхода из затруднения (3 минуты)

— Что еще существует миллионы лет, используется человеком и до сих пор не закончилось? (воздух)

— Попробуйте из моего вопроса и предыдущей темы сформулировать тему сегодняшнего урока.

Тема: Как человек использует воздух и свойства воздуха.

— Собственно сегодняшняя тема – основной вопрос, на который нам предстоит ответить. Можете ли сразу дать полный развернутый ответ?

— Каковы будут цели урока?

Цели урока: 1) Узнать (повторить), что такое воздух, его использование.

2) Узнать (повторить) свойства воздуха и их применение человеком.

— Какой предложите план работы над темой?

1) Вспоминаем то, что знаем

2) Опыты, наблюдения – сводная таблица

3) Выводы

3. Реализация проекта выхода из затруднения (7 минут)

Вспоминаем то, что знаем:

— Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера)

— Что такое воздух? (смесь газов)

— Была бы возможна жизнь на Земле без этой воздушной оболочки? Почему?

— Как используют воздух животные и растения? (все живые организмы дышат, используя кислород воздуха)

— Как питаются растения? (растения используют углекислый газ, находящийся в воздухе в процессе фотосинтеза для создания органических веществ и выделяют кислород)

— Почему без воздуха организмы не проживут и 5 минут? (воздух нельзя запасти впрок)

— Какую еще роль выполняет атмосфера земли? (атмосфера защищает поверхность Земли от перегрева и переохлаждения; благодаря озоновому слою, защищает от губительных ультрафиолетовых лучей).

— Какие свойства воздуха вы уже знаете? ( без вкуса, без цвета, без запаха)

— Предложите, как можно проверить, что воздух – существует, это не пустое место? Возможно, ли его все же почувствовать, потрогать, увидеть? Рассмотрите предметы, представленные у меня на столе (веер, ёмкость с водой и пустой стакан, пустой пакет). Предположите, как их можно использовать при доказательстве.

Опыт 1.

Помахать перед лицом веером (тетрадью). Что почувствовали? (прикосновение)

— Проверьте прикосновение, движение воздуха с помощью подручных средств, которые есть на парте у каждого? (помахать тетрадью) — почувствовали

При движении, воздух – осязаем.

Опыт 2.

Перевернутый вверх дном стакан опустить в ёмкость с водой.

— Почему вода не попадает в стакан? (там находится воздух – воздушный колокол)

— Немного наклоню стакан. Что произошло? (воздух в виде пузырей вышел из стакана, поднялся над поверхностью воды)

Опыт 3.

Поймать в пустой полиэтиленовый пакет воздух.

— Итак, вывод: воздух – это газ, он окружает нас…повсюду. Воздух не имеет постоянной формы и стремиться заполнить весь доступный ему объем.

— Вспомните первый опыт с веером. Что такое ветер? (ветер – это перемещение воздуха)

— Подумайте, как человек может заставить ветер помогать себе?

(ветер надувает паруса — уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах, ветряные мельницы, ветряные двигатели электростанций – самый чистый способ получения электроэнергии)

— таблица

Откройте учебник на стр. 89. Иллюстрации показывают использование силы ветра человеком.

-Кто помнит: как возникает ветер? (ветер перемещается из менее теплых областей в более теплые.

— Вспомните свои наблюдения как вы когда-нибудь сидели у костра. Что делает теплый воздух от костра с легкими частицами пепла? (поднимает их вверх)

— Следовательно, теплый воздух поднимается, перемещается из менее нагретого участка к более нагретому.

— Вспомните, где у нас в помещениях устанавливают батареи и форточки, почему? (внизу, чтобы теплый воздух равномерно распределялся по всему объему помещения)

— Мы поговорили о поведении теплого и холодного воздуха. А с каким свойством воздуха это связано, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении?

( при нагревании — расширяется, при охлаждении — сжимается)

Опыт 2.

Пронаблюдайте еще один опыт, подтверждающий это свойство. Вика провела и зафиксировала его дома по причине ограниченности времени на уроке.

На пластиковую бутылку, внутри которой находится воздух, одеваем шарик. Сначала мы погружали конструкцию в таз с горячей водой. Через некоторое время, причем достаточно продолжительное, шарик начал надуваться. Это значит, что воздух не стал помещаться в бутылке, он расширился при нагревании и начал надувать шарик. Затем мы опустили нашу конструкцию в таз с холодной водой. Постепенно шарик начал сдуваться – ему стало хватать места в бутылке. Значит при охлаждении воздух сжимается.

Вывод: При нагревании воздух расширяется и становится легче, поднимается вверх. При охлаждении – сжимается, становится тяжелее и опускается вниз. – таблица

— Кто догадается, как еще люди научились использовать свойство теплого воздуха подниматься вверх? (воздушные шары) — таблица

— Вспомните, какая сила выталкивает бревно из воды? Подумайте, почему воздушные шарики, наполненные водородом улетают в небо. какая сила заставляет более легкие, чем воздух предметы, подниматься вверх?

(выталкивающая сила ) – таблица

— Началом эры воздухоплавания можно считать 1783 год, когда братья Монгольфье поднялись в небо на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом. Однако главный недостаток воздушного шара – его слабая управляемость. В конце ХIX века изобретатели сконструировали летательные аппараты, которые могли передвигаться с помощью воздушного винта, приводимого в действие двигателем. Это были дирижабли, заполненные водородом. Они имели огромные размеры. Так, например, дирижабль, построенный немецким изобретателем фон Цеппелином имел в длину 128 м, а в ширину – почти 12 м. Но будущее было за другим видом летательных аппаратов

Опыт 3.

Бросить листик бумаги в воду.

— Почему лист не остался висеть в воздухе, но лежит на поверхности воды?

(воздух – менее плотное вещество, малая плотность) – таблица

— Можно ли опереться на воду? При каких условиях? Предположите, можно ли опереться на воздух, при каких условиях?

(увеличить площадь опоры, уменьшить вес, развить большую скорость)

— Зато и сопротивление движению в воздухе оказывается минимальным, так что скорость передвижения в воздухе становится менее ограничена.

— Как, по-вашему, человек научился использовать низкую плотность воздуха ? (самолеты, вертолеты, ракеты – перемещение на значительные расстояния с большой скоростью)

— Появление авиации стало возможным тогда, когда мощность двигателей и в то же время легкость материалов для конструирования достигли определенного уровня. Первый самолет с двигателем братьев Райт взлетел в небо в 1903 году. Люди научились использовать само воздушное пространство.

— Рассмотрите иллюстрации на стр. 90: Как называются эти летательные аппараты?

— Используйте свой жизненный опыт, предположите. Как моя кофточка может быть связана с темой урока?

(воздух плохо проводит тепло- низкая теплопроводность) – таблица

— Какое утверждение, по-вашему, правильное: одежда греет тело, или одежда нагревается от тела?

— Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло. Когда холодно, звери поднимают шерсть, птицы – перья, а человек надевает вязаную кофточку. Шерстяные вещи, пуховики, шубы создают между телом и внешней средой толстую воздушную прослойку. которая не дает телу терять тепло. Таблица – шерстяные вещи.

— Где еще человек использует низкую теплопроводность воздуха? (встать у окна)

(двойные оконные рамы в домах, находящийся между ними воздух позволяет сохранить тепло в домах) — таблица

— Учебник предлагает нам познакомиться с еще одним свойством воздуха и

провести для этого такой опыт:

Опыт 4. (проводит ребенок у доски)

Возьмем пластиковый шприц без иглы, поставим поршень в среднее положение. Зажав пальцем отверстие для иглы, попробуем сжать и растянуть воздух. Сделайте вывод.

(Вывод: Приложив усилие, воздух можно сжать и растянуть, но он стремится сохранить первоначальный объем.)

— Такое свойство называется – упругость – таблица.

— Где можно использовать упругость накачанного воздуха?

( надувные матрацы, автомобильные шины, мячи) — таблица

— Итак, посмотрите какая сводная таблица использования свойств воздуха у нас получилась.

К этой таблице я хочу добавить, что люди научились использовать не только свойства воздуха, но и газы, входящие в его состав.

Посмотрите на диаграмме какие еще газы, кроме названных сегодня кислорода и углекислого газа входят в состав воздуха.

Работа в группах.

Учебник нам не предлагает способов использования газов, входящих в состав воздуха. Попробуйте это сделать самостоятельно. Откройте тетради на стр. 35. Развернитесь, объединитесь в группы по четверкам. Обсудите ваши предположения. Просигнальте о готовности.

— Дополним таблицу. Как человек использует газы, входящие в состав воздуха?

Азот – азотные удобрения

Кислород – используют для сварки

Углекислый газ добавляют в воду и получают газировку

Водородом наполняют воздушные шарики

Сделаем выводы: что изучил и использует человек касательно воздуха?

(силу ветра, свойства и состав воздуха)

5. Первичное закрепление во внешней речи. Включение в систему знаний.

(2 минуты)

— Чтобы проверить как вы усвоили материал, предлагаю ответить на мои вопросы, сыграв в игру «Что бы было на Земле, если бы воздух … не был упругим?

— если бы воздух не перемещался, не было бы ветра?

— если бы воздухе не было углекислого газа?

— если бы воздух был более плотным, чем есть?

— если бы в воздухе не было кислород?

— Какое свойство воздуха важнее всего для мяча? Одеяла? Воздушного шара? Самолета? Парашюта?

— Какой газ, входящий в состав воздуха, поддерживает горение в печи и температуру нашего тела? (кислород, при сжигании образуется энергия и тепло, поддерживающие температуру тела и печи)

Работа в тетради (при наличии времени)

— Предлагаю поразмышлять, высказать свою точку зрения:

— Назовите предметы, которым плотность воздуха помогает (чем больше, тем лучше) –

парашют, самолет, надувной матрац, мяч, воздушные шары

— Назовите предметы, которым плотность воздуха мешает (чем она меньше, тем лучше) – парусник, свитер, самолет, ракета

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (3 минуты)

Работа в тетради. Стр. 34. № 2

— Напишите какие свойства воздуха используют

Вертолет

плотность

Двойное остекление

низкая теплопроводность

Растение

наличие в воздухе углекислого газа

Ракета

плотность

Надувной матрац

упругость

Костёр

наличие в воздухе кислорода

Проверьте свою работу по эталону.

У кого получилось без ошибок?

У кого были затруднения, каковы ваши дальнейшие действия? (внимательно прочитать, разобраться с материалом учебника дома)

7. Рефлексия учебной деятельности. (3 минуты)

Урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

Какова была цель сегодняшнего урока? (Узнать, как человек использует воздух)

Достигли ли цели? Докажите:

— Что кроме свойств воздуха научились использовать люди? (воздушное пространство, силу ветра, составные части воздуха)

— Какие свойства воздуха запомнили?

— Кто доволен уроком и собой на уроке?

— У кого мои вопросы еще вызывали затруднения? — внимательно поработать дома

— Кто очень доволен и уроком и собой?

Спасибо за урок. Спасибо за внимание.

Или блиц-опрос:

— Что такое воздух?

— Какие газы входят в состав воздуха

— Имеет ли воздух определенную форму и объем

— Как называется воздушная оболочка земли

— Что использовали люди в древности для путешествий на парусниках по морям

— Что делает воздух при нагревании

— Почему не падают самолеты. Вертолеты

— Какое свойство воздуха используется в надувных матрацах, мячах

— Какой газ используют при производстве газировки

— Сколько человек может прожить без воздуха

— Воздуха на земле много, всем хватит, о нем не стоит заботиться

Опыт 6. Воздух имеет вес, массу.

Возьму 2 одинаковых шарика. Один из шариков – надут воздухом, другой – нет. Оба шарика привязаны к концам палочек. Положу палочку с не надутым шариком на край стола так, чтобы он находился в равновесии. Помечу место пересечения со столом. Точно так же положу палочку с надутым шариком. Что произошло? (надутый шарик с воздухом перевесил)

— Следовательно?…(воздух имеет вес, массу)

— Если воздух имеет вес, значит он давит на Землю.

— Ветер дует из области высокого давления в область низкого давления (если на тебя давят, хочется убежать, уйти в область менее сильного давления). Область высокого давления обычно наблюдается в области с холодными воздушными массами, а низкое – с теплыми.

Личностные:

осознанное

отношение

к учению

Познавательные:

— сравнение

— синтез

— структуриро

-вание знаний

— выдвижение

гипотез

Познават-е:

— постановка

проблемы

— выдвижение

гипотез

Регулятивные:

-целеполагание

— планирование

— знаково-

символическое

моделирование

Познавательные:

— структуриро-

вание знаний

— выдвижение

гипотез

Познавательные:

— структуриро-

вание знаний

Регулятивные:

— контроль

— оценка

— коррекция

— волевая

саморегуляция

Коммуника-

тивные:

— выражать

свои мысли

в партнерстве

Регулятивные:

— волевая

саморегуляция

— самооценка

Познавательные:

— рефлексия

познавательного

процесса

Регулятивные:

— волевая

Саморегуляция

— контроль,

— самооценка

Познавательные:

— рефлексия

познавательного

процесса

Источник