Какое свойство воды указано верно

Какое свойство воды указано верно thumbnail

Продолжаем раздел “Вода” и подраздел “Теоретические основы” статьёй Основные свойства воды. Где рассмотрим основополагающие, можно сказать, краеугольные, качества воды. Кстати, в конце статьи есть ссылочка, по которой можно скачать презентацию для школы по данной теме.

Основные свойства воды – это интересная тема, которая изучается ещё в школе, на уроках природоведения. Однако, чаще всего она изучается в школе весьма запутанным способом, с нарушением всех правил обучения. И в результате детям приходится лишь недоумённо спрашивать у взрослых перед, скажем, контрольной работой, на эту тему: “О, мама (папа, дядя…) – какие основные свойства воды? А то у нас был урок, а завтра контрольная… А запомнилось только что-то про температуру, про солёность и про то, что в воде есть золото. Этих основных свойств то ли 3, то ли 5… Помогите!”

Что бывает чаще всего? Чаще всего эти вопросы остаются без ответа, потому что взрослые – это те же дети, которые в своё время точно так же почти ничего не запомнили после урока про основные свойства воды. И не могут назвать основные свойства воды.

Основные свойства воды

Естественно, просто перечислить свойства воды, конечно, может любой, даже тот же школьник, не слушавший урок. Но вот выделить среди них основные… Вот задачка так задачка. И мы постараемся справиться с ней в данной статье. А для начала разберёмся со слововм “основные”. Потому что, не зная, что такое “основные”, выбрать основные свойства воды сложно.

Итак, согласно толковому словарю, основной – это “наиболее важный, главный, самый существенный”.

Естественно, сразу возникает вопрос: “Основной, важный, главный, существенный – это для кого? Ведь для, скажем, Ираклия, важно одно, а для Петропавла существенно другое!” И это совершенно правильный вопрос. Потому что для того же Ираклия основным свойством воды будет “Она есть”, а для, например, Петропавла – “Она есть в водке”.

Ну, вообще-то, важность свойства определяется по тому, насколько это свойство может помочь решить какую-либо проблему. Но мы не будем углубляться в дебри, а останемся на поверхности, на уровне обычного пятого-шестого класса. И попробуем определиться с тем, что же считается основными свойствами воды в целом, для всех.

И когда мы так ставим вопрос, то тема немножко проясняется.

Получается, что когда нужно перечислить основные свойства воды, имеются в виду те свойства, которые важны для всех живых существ.

Можно сказать, для жизни в целом. Вот из этого мы и будем исходить в дальнейшем. Итак, возвращаемся к свойствам воды. Обычно среди свойств воды называются такие, как

  • прозрачная,
  • бесцветная,
  • текучая,
  • без запаха,
  • принимает любую форму, в которую её налить,
  • растворяет вещества,
  • может замерзать,
  • может испаряться,
  • вода расширяется и сжимается.

Возможно, кто-то вспомнит институтский курс и назовёт ещё парочку свойств, типа “молекула воды биполярна” или “вода состоит из 20 % водорода и 80 % кислорода, что-то около того”, или “угол между двумя атомами водорода в молекуле воды равен 120 градусов” или ещё какие-нибудь похожие подробности.

Основные свойства воды

Но обратите внимание, что эти подробности касаются строения воды. Тогда как вопрос детей (и наша с вами тема статьи) касается СВОЙСТВ воды. Естественно, свойства воды зависят от её структуры. Но когда спрашивают про свойства, нужно отвечать про свойства – иначе это не будет ответом на вопрос. Между прочим, отсутствие ответа на свой вопрос дети презирают ????

Итак, мы вспомнили, что у воды много свойств. И мы знаем, какие свойства воды нужно выбирать в категорию “основные свойства воды”. Давайте разберёмся, какие из перечисленных и неперечисленных свойств воды действительно являются основными.

Начнём с того, что в воде хорошо растворяются разнообразные вещества – и поэтому в воде бывает много солей, в том числе, золото, серебро, платина (говорят, одна тонна морской воды содержит примерно грамм золота). Соответственно, чем больше солей, тем больше солёность воды. Чем меньше солей, тем меньше солёность воды.

Далее, нужно учитывать, что чем больше солей в воде, тем более вода тяжёлая. Чем вода тяжелее, тем быстрее она опускается на дно. Это позволяет организмам в океане жить именно в таких условиях, каких они живут. Если бы такого свойства воды не было, эволюция пошла бы по-другому. И мы с вами имели бы совершенно другой облик.

Далее, то, что в воде могут растворяться разнообразные вещества, очень большой плюс – иначе мы бы с вами не обладали кровеносной системой на основе воды. И, опять же, выглядели бы совершенно иначе. Если бы вообще возникли ????

Основные свойства воды

Естественно, другая сторона медали – это то, что другие вещества в воде СОВЕРШЕННО не растворяются. И, возможно, это даже более основополагающее свойство, так как только благодаря нерастворению в воде жиров могут существовать клеточные мембраны – и жизнь.

Итак, то, что в воде хорошо / плохо растворяются разнообразные вещества, это очень основное свойство воды, потому что от него зависит жизнь в нынешней форме.

И если вода внезапно потеряет эти свойства, то будет очень и очень печально ????

Далее, мы все знаем, что когда вода замерзает, то она превращается в лёд. Но это не основополагающее свойство воды. По сути, что угодно жидкое при замерзании превращается в лёд. Намного важнее другое свойство воды: лёд оказывается ЛЕГЧЕ воды.

Благодаря этому основному свойству воды мы все живы – потому что иначе, если бы лёд был тяжелее воды, то он во время зимы опускался на дно рек и озёр, образовывался новый лёд, снова опускался на дно – и так далее, пока водоёмы не промёрзли бы до самого дна. Естественно, рыба и прочие живые существа в в таких условиях жить бы не смогли. Подробнее этот пункт освещается в уже опубликованной статье “Почему мы все живы?..”

Читайте также:  Каким свойством обладает настойка календулы

Тогда как, вполне вероятно, вы помните, что у всех остальных веществ их твёрдая фаза тяжелее жидкой фазы.

Соответственно, хорошо, что лёд легче воды – и это также основное свойство воды, благодаря которому возможна жизнь в её нынешней форме.

Ну а если бы этого свойства воды не было, пришлось бы нам развиваться на основе, например, аммиака. То ещё удовольствие ????

Основные свойства воды

Теперь остановим своё внимание на том, что вода может испаряться при кипении. Но это не основное свойство воды – так как практически любые вещества при кипении испаряются, и в этом нет ничего зазорного. Важно то, что вода испаряется и просто в жидком состоянии, и даже с поверхности льда. Почему это свойство более важно, чем испарение при кипении? А вот почему.

То, что вода может испаряться не только при кипении – это основное свойство воды, поскольку из-за этого возможен круговорот воды в природе. Что однозначно хорошо, так как вода не накапливается в одном месте, а более менее равномерно расходится по всей планете. То есть, грубо говоря, в пустыне Сахара не так жарко и сухо, как могло бы быть, потому, что в Антарктиде вода испаряется с поверхности ледников. Ну и океаны в этом играют немаловажную роль.

Соответственно, без круговорота воды в природе жизнь бы сидела возле пары оазисов, а остальные места были бы засушливой пустыней, где нет ни капли влаги.

И поэтому свойство воды испаряться – это основное свойство воды.

Естественно, не только вода может испаряться не при кипении. Большинство ароматических соединений (спирты, эфиры, хлороформ и т.д.) испаряются не при кипении. Но у воды есть один немаловажный плюс, ещё одно основное свойство – вода не токсична для живых организмов. Тогда как спирты и эфиры токсичны. Кстати, подробнее про токсичность (и как с ней справиться) этилового спирта, то есть, водки, в статье “Положительные свойства структурированной водки“.

Конечно, в современных условиях и вода может стать токсичной. Но с этим справляются фильтры для воды, и это не настолько большая проблема, чтобы с ней нельзя было справиться.

Основные свойства воды

Итак, ещё одно основное свойство воды – это то, что она не токсична.

Иначе мы бы, опять же, были иными ????

И, наконец, основное свойство воды, которое важно не только для жизни, но и для промышленности: вода достаточно медленно нагревается и медленно остывает (то есть, может поглотить много тепла). Это свойство защищает людей и остальных животных, да и Землю, от перегрева. И переохлаждения. Именно поэтому живые организмы могут выживать при -50 градусах по Цельсию и при + 50 градусах. Если бы мы были устроены на основе другого вещества, такой диапазон температур нам был бы не по плечу.

Кроме того, нужно учитывать, что тёплая и холодная вода имеют разный вес – тёплая вода легче, холодная вода тяжелее. Соответственно, в океане происходит расслоение воды – как по солёности, так и по температуре. И в океане возможна именно такая жизнь, как она сейчас организована. Ну а поскольку мы все вышли из океана, то если бы не это свойство воды, то мы бы также были совершенно другими.

Ну и, наконец, свойство воды поглощать тепло и находиться на поверхности в нагретом состоянии позволяет существовать таким штукам, как тёплые течения – и в частности, Гольфстриму. Который обогревает всю Европу, и без которого на месте Европы была бы тундра с тайгой, а не виноградники.

Возможно, вы назовёте какие-то другие основные свойства воды, но перечисленные выше, на мой взгляд, по-настоящему основополагающие, так как от них зависит существование жизни на планете именно в той форме, в которой существует жизнь.  Надеюсь, эта информация вам пригодится, когда нужно будет отвечать на вопросы любопытных детей ????

А вот и обещанная презентация на тему “Основные свойства воды” для скачивания:  https://festival.1september.ru/articles/513123/

Итак, основные свойства воды – это свойства, благодаря которым мы все живы!

И имеем тот вид и форму, которые имеем ????

Основные свойства воды

По материалам https://festival.1september.ru/articles/513123/

другие вещества в воде СОВЕРШЕННО не растворяютсяp

Источник

Конспект урока подготовила:

Матвеенко Анна Викторовна

Учитель начальных классов

МОУ «СОШ №2» г. Саянск Иркутской области

Тема: Свойства воды.

Цель: знакомство с физическими свойствами воды, осознание особой важности воды для всего живого на Земле.

Планируемые результаты

предметные

  • знание основных свойств воды, правил безопасного поведения в быту и природе

метапредметные

  • умение планировать собственную учебную деятельность, осуществлять контроль за ходом выполнения работы;

  • умение систематизировать и анализировать информацию из разных источников на всех стадиях её усвоения;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

  • умение моделировать, работать со схемами, делать выводы;

  • умение работать в паре, слушать учителя и товарищей, аргументировать свой ответ.

личностные

  • умение применять в жизни открытые знания;

  • бережное отношение к воде, её экономное расходование.

Технология: ТКМ (приёмы: верные неверные утверждения; кластер; общее — уникальное)

Тип урока: усвоение новых знаний. Лабораторная работа.

Формы работы: самостоятельная, фронтальная, парная.

Оборудование: ИКТ (презентация), голосование Optivote (пульты), фильтр, шприц, тесты-таблицы для учащихся; для проведения опытов – стакан, колба, картинка, салфетка, соль, песок, вата, воронка, палочка.

ПЛАН УРОКА

Организация.

Создание эмоционального настроя на работу. «Дыхание»

  1. Вызов

Актуализация изученного материала. Контроль за усвоением знаний.

— О каком веществе мы говорили с вами на прошлом уроке?

Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане и в водопроводном кране. Как сосулька замерзает. В дом туманом к нам вползает, На плите у нас кипит, паром чайника шипит. Растворяет сахар в чае. Мы её не замечаем. Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда! Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться. Смею я вам доложить – без воды нам не прожить!

Читайте также:  На каких свойствах алюминия основано его применение

-Какое значение имеет вода для человека?

— Только ли человеку необходима вода?

— Что ещё интересного вы узнали о воде из стихотворения?

— Что бы вам хотелось узнать о воде, какие её тайны раскрыть?

— Поставьте цель сегодняшнего урока.

Сообщение темы и цели урока.

— Чтобы человек мог использовать воду в своих целях, он должен хорошо знать свойства воды.

— Может быть, вы уже сможете ответить на какие-то вопросы о свойствах воды? (на парте таблица утверждений для самостоятельной работы «+ — ?»)

«Верные – неверные утверждения»

1. У воды есть запах.

2. У воды есть вкус.

3. У воды есть цвет.

4. Вода прозрачная.

5. Вода может иметь постоянную форму.

6. Вода течёт.

7. Вода сжимается.

8. Вода является растворителем веществ.

9.С помощью фильтра можно сделать солёную воду пресной.

10. При нагревании вода сжимается.

  1. Осмысление

Знакомство с новым материалом.

Лабораторная работа «Свойства воды»

( ученики работают в паре, составляют кластер по результатам опытов)

— Представьте, что мы с вами находимся в лаборатории. Нам нужно с помощью опытов исследовать свойства воды и проверить, верны ли оказались ваши предположения.

— Нужно быть внимательными, наблюдательными, чтобы сделать правильные выводы. (Повторение правил работы в паре).

— Прежде чем приступить к работе, мы должны продумать последовательность своих действий.

— Обсудите в парах, в какой последовательности мы будем работать. (проверка по слайду)

1. Ставлю исследовательскую задачу

2. Продумываю ход выполнения опыта

3. Подбираю оборудование

4. Думаю над техникой безопасности

5. Выполняю опыт и наблюдаю

6. Делаю вывод и записываю его

ОБОРУДОВАНИЕ: стакан с водой, колбочка, воронка, вата, картинка, салфетка, палочка, соль, песок

Опыт № 1. Определение прозрачности.

— Как определить прозрачность с помощью оборудования на столе? (посмотреть на картинку через воду)

— Какой вывод сделаем? прозрачная

— Прозрачность важна для подводных растений и животных, нуждающихся в солнечном свете.

Вода немного зрительно увеличивает предметы.

Определение текучести.

— Капнуть капельку воды на стол, что происходит? Почему? текуча (сверху вниз)

Опыт № 2. Определение цвета.

— Сравнить цвет воды с цветными полосками. (вода не окрашена ни в один из этих цветов)

— Сделайте вывод.

Определение запаха. ( повторение ТБ )

— Вспомните запах булочек, цветов, маминых духов.

— Сделайте вывод.

Определение вкуса. (повторение ТБ)

— Вспомните вкус лимона, шоколада, картофеля. (дома попробовать на вкус) (жажда, вкусная родниковая вода, в состав входят мин.соли, кислород, водород,)

— Сделайте вывод. БЕЗ запаха вкуса цвета

Чистая вода должна быть без вкуса, без цвета, без запаха, прозрачная .

Не употреблять в пищу воду, которая имеет привкус, запах, не прозрачна!

Опыт № 3. Определение упругости.

— Налить окрашенной воды в шприц, попробовать выдавить. (учитель)

— Вспомнить пластмассовую бутылку с водой.

— Сделайте вывод. упругая (практически не сжимаема)

Определение формы.

— Перелейте воду в разные формы.

— Имеет ли вода свою самостоятельную форму? (растекается, должна быть во что-то налита, принимает форму сосуда)

— Наклонить – меняет форму. не имеет формы — принимает форму сосуда

Опыт № 4. Вода – растворитель.

— Прежде чем определить следующее свойство воды, послушайте сказку «Про осликов».

Шли по дороге два ослика. Один нёс на спине мешок с солью, другой – мешок с ватой. Первый ослик еле передвигал ноги, так ему было тяжело. Второй ослик шёл весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить через реку. Первый ослик зашел в воду и стал купаться: то ложился в воду, то вставал на ноги. Когда он вышел из воды, то его груз стал гораздо легче. Второй ослик тоже решил искупаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его ноша.

— Почему стало легко идти первому ослику?

— Что мог бы нести второй ослик, чтобы также почувствовать облегчение?

— Сделайте вывод. Вода — растворитель

Где в жизни мы используем это свойство воды? (чай, умывание, стирка, рисование)

— А все ли вещества может растворить вода?

— Насыпьте в стакан вещество с листка и размешайте.(1 — соль, 2 — песок)

— У кого растворилось вещество? У кого нет?

Опыт № 5.

— Как же нам избавиться от песка?

— Сделать фильтр и очистить воду. (показывает учитель)

— Очистить воду с помощью ваты. ВЫВОД

— Фильтр очищает воду от веществ, которые в ней не растворяются.

— Можно ли с помощью фильтра сделать чай несладким? Почему?

— Очищение водопроводной воды в домах. (марганцовка — взрослые)

Прочитайте текст в учебнике «Как очищают питьевую воду»

— Откуда берут воду для городского водопровода?

-Как её очищают?

— Почему возникает проблема очистки воды?

— К сожалению, в процессе своей жизнедеятельности человек загрязняет водоёмы, принося вред природе.

Что делать? (не загрязнять водоёмы, по возможности очищать, убирать мусор) Экологи

Опыт № 6. Температура.

— Как вода реагирует на повышение и понижение температуры?

— Рассматривание и анализ слайда.

— При нагревании молекулы воды удаляются друг от друга, при охлаждении расстояние между молекулами уменьшается.

ВЫВОД Вода расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении.

— Какое вещество тоже расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении?

3. Рефлексия

  • Давайте сравним свойства воды и воздуха.

— Что общего? Какими свойствами отличаются друг от друга? (на слайде)

Без цвета.

Без запаха.

Расширяется при нагревании.

Сжимается при охлаждении.

Растворитель.

Плохо проводит тепло.

Прозрачность.

Текучесть.

Упругость.

воздух вода

— Что ещё общего у воды и воздуха? (без воздуха и воды нет жизни)

— Мы с вами исследовали самые главные свойства воды, которые должен знать каждый человек. Получился вот такой рассказ в схеме.

— На следующих уроках мы продолжим свои исследования воды, а также много интересного узнаете в старших классах.

Читайте также:  Какое свойство живых организмов является основным и почему

— Кто не ошибся в своих предположениях? (заполнить таблицу ДА НЕТ)

  • Вода открыла сегодня вам немало своих секретов, потому что вы были внимательны, любознательны и помогали друг другу.

— Давайте повторим, что узнали нового на уроке (самостоятельная работа)

ГОЛОСОВАНИЕ Optivote

1. Какие вещества растворяются в воде А соль В мел С песок

2. Какое свойство воды помогает разглядеть рыбок в аквариумеА текучесть В прозрачность С бесвкусность

3. Вода при нагревании…А расширяется В ничего не происходит С сжимается

4. Вода при охлаждении…А расширяется В ничего не происходит С сжимается

5. Вода – это …А белая жидкость с приятным запахом, легко изменяет объём В прозрачная бесцветная жидкость, не имеет вкуса и запаха, текуча, принимает форму сосуда, сохраняет свой объём С голубая жидкость без запаха, сохраняет свою форму

Д.З. — повторение опытов; составить 5 вопросов для соседа

Источник

Задание по окружающему миру для 3 класса 4. Посчитайте с соседом по парте, сколько свойств воды вы можете назвать.

lady v
[627K]

более года назад

Вода — вещество всем хорошо знакомое и привычное. С водой мы сталкиваемся ежедневно и без нее невозможно жить. Вода нужна нам для питья, приготовления пищи, для умывания, для использования в быту, для полива домашних растений и это только самые очевидные варианты использования воды человеком в повседневной жизни.

Но вода — уникальное вещество, которое обладает целым рядом интересных свойств.

Попробуем вспомнить хотя бы основные свойства воды, не заглядывая в интернет и учебники.

  1. Вода текучая, потому что жидкая. Она принимает форму сосуда.
  2. Вода прозрачная, сквозь воду мы легко видим дно стакана.
  3. Вода не имеет цвета, это свойство вытекает из предыдущего.
  4. Вода может находиться в трех состояниях — как жидкость, как твердое тело и как газ.
  5. Вода не имеет запаха. Понюхайте стакан с водой, чтобы в этом убедиться.
  6. Вода является сильнейшим растворителем и в ней могут растворяться в разной мере почти все известные нам вещества.
  7. Вода обладает токопроводностью, то есть проводит электрический ток.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Вода — одно из самых важных и ценных веществ на Земле. Недаром говорят вода — это жизнь.

Вода обладает рядом физических свойств, которые человек активно использует в своей жизни. Все эти свойства воды можно заметить, если провести простые наблюдения и опыты.

Итак, вода ( химическая формула этого вещества H₂O ) обладает следующими свойствами:

  • она прозрачная ( если в чистую воду опустить какой-нибудь предмет, он будет хорошо виден );
  • вода бесцветная;
  • вода не имеет запаха,
  • вода является растворителем, но не все вещества она способна растворить. Вода легко растворяет соль и сахар, но, например, земля или масляная краска в ней не растворяются. Вещества, растворяемые в воде, называются водорастворимыми.
  • в воде могут содержать различные примеси ( песок, глина и так далее ). Такую воду с ненужными примесями можно очистить при помощи фильтра. Вода проходит через фильтр, а посторонние ненужные частицы остаются в фильтре, отфильтрованная вода становится чистой.
  • вода текущая, жидкая, она принимает форму того сосуда, в котором находится;
  • вода может менять свое агрегатное состояние:
    1. из жидкого переходить в газоообразное ( испаряться ), и назад;
    2. замерзать, превращаясь в лед, то есть переходить из жидкого состояния в твердое, и обратно.
  • при нагревании вода расширяется ( увеличивается в объеме ), при охлаждении она сжимается ( уменьшается в объеме ).

Вот табличка с информацией о совойствах воды в разных агрегатных состояниях:

Алиса в Стран­е
[270K]

6 месяцев назад

Вода с нами всю жизнь, без нее невозможно ничего, мы не можем не пить постоянно воду, вода есть во всех продуктах, вода необходима во всех видах жизнедеятельности человека, на всех производствах. Мы знаем, что мы должны беречь воду, что она практически самое ценное, что есть на нашей планете, без воды невозможна жить, потому что она есть везде и во всем. А что мы знаем и помним о свойствах воды.

  • чистая вода не имеет запаха;
  • она прозрачна;
  • она испаряется;
  • она относится к жидкостям и принимает форму сосуда, в который ее помещают;
  • вода может замерзать до твердого состояния при нулевой температуре;
  • вода может растворить многие вещества, но далеко не все;
  • при нагревании она расширяется, а при охлаждении, напротив, сжимается, ее объем уменьшается.

Основные свойства воды можно показать в виде таблицы:

Odess­itka
[103K]

более года назад

Со своим соседом по парте можно обсудить какие свойства воды нам известны. Можно называть эти свойства по очереди и тогда это будет иметь вид соревнования.

Вот какие свойства воды нужно назвать в первую очередь:

Вода жидкая, вода бесцветная, вода без запаха, вода текучая, вода при нагревании испаряется, вода при охлаждении замерзает, вода обладает прозрачностью, вода заполняет сосуд в который ее наливают, вода может растворять другие вещества.

Irene­Andew­is
[1.1K]

2 года назад

Смотря какие свойства воды.

Она прозрачная, жидкая, не имеет вкуса, способна уталить жажду, не имеет калорий, может нагреваться или застывать(превращать­ся в лед). Вода не имеет запаха, может находиться в трех состояниях.

Вода может принять форму любого сосуда, в котором она находится.

Вроде бы это основные физические свойства.

Kruzh­i
[10.5K]

2 года назад

Внешние признаки:

вода прозрачная; обладает свойством испарения; повторяет форму объекта, в который помещена; не имеет запаха; является прекрасным растворителем; замерзает при температуре 0 градусов; теплая вода имеет меньший вес, чем холодная;

Знаете ответ?

Источник