Какое свойство внимания обнаруживается в следующих примерах

Какое свойство внимания обнаруживается в следующих примерах thumbnail
Какое свойство внимания обнаруживается в следующих примерах

Главная
Случайная страница

Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника

1. Какие свойства внимания обнаруживается в следующих примерах? Каков, по-вашему, его механизм? Возможно ли одновременное протекание в поле сознания двух и более процессов?

А) Изумительная трудоспособность Н.Г. Чернышевского позволяла ему часто проводить одновременно две работы: нередко он писал статью для «Современника», одновременно выполняя другое дело, например, диктуя секретарю перевод «Всемирной истории» Шлоссера (Ф. Я. Гоноболин).

Б) Вот, в Берлине, одна дама показывает фокусы: обеими руками в одно время пишет на разных языках — английском, немецком, французском — разные фразы. Даже так делает: в руки берет по два карандаша, в зубы — пятый и одновременно пишет пять различных слов на пяти языках (М. Горький).

В) Известны феноменальные способности Юлия Цезаря, который, по преданию, мог делать одновременно 7 несвязанных между собою дел. Существует легенда, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям 7 ответственных дипломатических документов.

2. Объясните механизмы влияния названных ниже факторов на процессы внимания[26]. Какие рекомендации вытекают из этого?

А) Внимание зависит от циркадных ритмов: ночью, независимо от степени усталости человека, внимание более рассеянно, чем днем. Установлено, что в ночную смену люди работают менее эффективно, даже если они спят положенное число часов днем. Большинство несчастных случаев и ошибок на рабочем месте происходит ночью. У человека, которого оперируют ночью, меньше шансов выжить. Исследования, проводимые на авиалиниях, показали: в ночное время пилоты действуют менее точно в связи с замедлением реакции, которое появляется в результате нарушения циркадных ритмов.

Б) Стресс, усталость, алкоголь, кофеин, табак, снотворное и лекарства, вызывающие сонливость, притупляют внимание, снижают память, замедляют реакцию, уменьшают способность к суждению. Люди, утверждающие, что они не могут сосредоточиться без кофе или сигареты, являются жертвами стереотипа, которого долго придерживались.

В) Эмоции могут поддерживать внимание, но могут и мешать его концентрации. Известен случай, когда человек, узнавший об огромном выигрыше в лотерею, в крайне радостном возбуждении выехал на красный свет и погиб в результате аварии.

Г) Пожилым людям трудно делать несколько дел одновременно с прежней эффективностью. Монтень в старости любил говорить: «Когда я танцую, я танцую; когда я сплю, я сплю».

3. Психолог Г. Эббингауз провел эксперимент по запоминанию бессмысленных слогов. Оказалось, что скорость забывания максимальна в первые 6 часов после заучивания, затем сохранение материала становится более стабильным, но его объем близок к нулю.

Однако если ту же самую информацию повторить еще раз, то недавно запомненный материал становится знакомым и воспроизводится легче, а упущенные данные «встраиваются» в новую систему знаний и дополняют представления человека об изучаемом предмете или явлении. Кроме того, при повторном заучивании для полного воспроизведения материала требуется в 2 раза меньше повторений.

Как вы считаете, насколько эффективным бывает заучивание учебного материала в ночь накануне экзамена? Почему? Какую роль в сохранении учебного материала играет его повторение? Права ли народная мудрость: «Повторенье – мать ученья»? Материал для запоминания заучивайте частями, а не весь сразу.

4. Мы умеем запоминать материал, ноне знаем, как мы это умеем. Ученые утверждают, что есть люди с феноменальной памятью. Существуют целые легенды об уникальных возможностях памяти Юлия Цезаря и Наполеона, композитора Моцарта и математика Гаусса, шахматиста Алехина и музыковеда Соллертинского. Один из таких феноменальных мнемонистов с первого взгляда запомнил длинный отрывок из «Божественной комедии» Данте на незнакомом ему итальянском языке и легко повторил ее при неожиданной проверке… через 15 лет[27]! Психологи заметили: люди с феноменальной памятью отличаются от других тем, что, как дети, не боятся забыть и не ставят процесс сохранения и извлечения информации под сомнение и контроль сознания.

Бывали у вас случаи, когда, выходя из экзаменационной аудитории, вы вдруг вспоминали то, что никак не могли вспомнить на экзамене? Как вы думаете, почему панический страх мешает нам вспомнить хорошо известную информацию? Не бойтесь, только верьте!

5. Сознание активней работает над той информацией, которая для вас личностно значима, наиболее важна, в которой проявляется ваша заинтересованность или имеющийся жизненный опыт.

Вы не замечали, что мамина просьба купить хлеб по дороге из университета вспоминается гораздо тяжелей, чем договоренность о месте и времени свидания с любимым человеком?

Как вы думаете, почему студенты заочной формы обучения тяжело усваивают абстрактную теоретически значимую информацию и легко справляются с материалом, имеющим практическую значимость?

Найдите в учебном материале то, что сделает его важным, значимым для вас и «простройте мостики» от учебного материала к своему жизненному опыту.

6. В ходе исследования студентам было предложено заучить один за другим (через несколько недель) два одинаковых по трудности текста. Первый давался с предупреждением, что опрос будет производиться на следующий день, про второй было сказано, что его надо запомнить «навсегда». Фактически в обоих случаях проверку провели через четыре недели после заучивания

Как вы думаете, какой текст учащиеся запомнили и воспроизвели лучше? Аргументируйте свой ответ.

«Настройте» свою память на длительное хранение зау­чиваемого материала.

7. Состояние готовности к определенной целенаправленной деятельности в психологии называется установкой. Вы видели фильм «Семнадцать мгновений весны»? В конце одной из серий Штирлиц глубоко и спокойно спит в своей машине. Голос диктора за кадром утверждает, что ровно через 10 минут он проснется и продолжит свой путь. Как вы считаете, способен ли человек настроить свое сознание на определенный режим?

Читайте также:  Какой элемент проявляет наиболее яркие металлические свойства

Если есть внутренняя установка (как решимость и готовность выучить материал прочно и надолго), то информация запоминается лучше. А если ничего не хочется делать, то мучиться придется дольше, а результата можно так и не достичь.

8. В работе П.И. Зинченко участникам исследования (школьникам и взрослым) давалось задание в первой серии экспериментов решить математические задачи и затем (неожиданно для них) предлагалось воспроизвести числа, которые были в условии задачи. Во второй серии надо было придумать задачи, которые включали в себя числа, названные экспериментатором. В третьей серии требовалось придумать задачи с числами, выбранными по собственному усмотрению.

Как вы думаете, в какой серии эффект запоминания был в 2 раза выше, чем в двух других? Чем это можно объяснить?

Человек лучше запоминает то, что сам создает. Собственные идеи активно переживаются, осмысливаются, и поэтому запоминаются легко, без усилий. Кстати говоря, попытка пересказать материал «своими словами» – это тоже творческий процесс.

9. Исследования показывают, что при запоминании материала с составлением плана заучиваемого через 9 дней забывается 24,8%, без плана — 43,2%, т.е. проч­ность запоминания в первом случае почти вдвое больше, чем во втором[28].

Объясните, какую роль играет составление плана при заучивании материала?

Изучайте новый материал в строгой последовательности, обращая внимание на его логическую структуру. Попробуйте самостоятельно составить план изложения материала.

Используйте схемы, диаграммы, таблицы, в сжатом виде отражающие логическую структуру матери­ала. Если они не даны в учебном материале, создайте сами.

Учитесь при работе с текстами выделять в материале смысловые группы, устанавливать отношения между элементами смысловой группы и связи между различными группами.

10. Давно известна истина о том, что длительная умственная работа приводит к утомлению и снижению работоспособности человека. В конце рабочего дня внимание становится менее концентрированным, неустойчивым, медленней происходит переключение с одного объекта на другой, человек с трудом ориентируется даже в знакомом материале. Новую информацию он запоминает еще хуже. Не мешает периодически делать отдых. И.П. Павлов писал, что лучший отдых – это смена видов деятельности. Сам он любил отдыхать от научных исследований, выполняя садовые работы. Знаменитый врач-окулист С. Федоров любил ухаживать за лошадьми. Можно еще, например, помыть полы.

Чередуйте заучивание информации с физическим трудом.

11. Вспомните, когда происходит перезапись информации из кратковременной памяти в долговременную? Правильно, во сне. Поэтому, если вы будете учить материал в ночь перед экзаменом, а утром, не выспавшись, пойдете отвечать, вряд ли у вас получится что-нибудь приличное.

Здоровый крепкий сон после честно выполненного домашнего задания – это прекрасно!

Много неприятных минут доставляло нам забывание нужной информации, особенно на семинаре или, что еще хуже, — на экзамене. А между тем сохранение «отработанной» информации ухудшает усвоение нового материала. Знаменитый американский писатель Марк Твен (автор книг о Томе Сойере) сравнивал такую память с чердаком, на котором навалено столько хлама, что совершенно невозможно там разыскать нужную вещь. И все-таки, как уменьшить нежелательные проявления забывания?

12. Перенесите в тетрадь для практических работ приведенную ниже схему. Проанализируйте данные из упражнений 3-11, заполните таблицу, вписывая факторы, которые оказывают влияние на эффективность запоминания информации.

2. Прочитайте фрагмент из книги В.А. Солоухина «Черные доски». О каких характеристиках мышления можно гово­рить, анализируя этот фрагмент?

«- По доске-то и узнавать. По живописи разве узнаешь? Бывает, написаны такие голубенькие херувимы, такие умилительные ангелочки, хоть сейчас на открытку. Девятнадцатый век — никаких сомнений. А посмотришь на обратную сторону доски, на ее бока, на ее торцы, и видишь, что доска гораздо старее живописи. Значит, под открыточными ангелочками скрывается старина.

— Да почему видно, что доска старее, чем живопись? Должны же быть какие-нибудь определенные признаки?

— Это, знаете ли, целая наука. Действительно, признаки существуют. Допустим, на фотографии изображен человек и нужно определить, какого он времени. Смотрим — широкие штаны. Конечно, и теперь, в шестидесятых годах, можно встретить мужчину в широченных брюках. Но все же широченные брюки свойственны предвоенному десятилетию. Един­ственного признака мало, можно ошибиться. Ищем другие признаки. До войны мужчины ходили с бритыми шеями. До войны галстуки завязывали огромными аляповатыми узлами. До войны в воротничок около галстука вставляли запонки на цепочке… В шестидесятых годах, например, было время, когда на пиджаке делали сзади один разрез, а потом стали делать два. Так, по целому ряду совпадающих признаков можно точно определить, какого времени мужчина перед вами. Так же определяется век иконной доски. Обработка задней стороны, метод соединения нескольких досок в одну, характер шпонок, их отдаленность от торцов доски, толщина доски, пропорция ее, да мало ли. Вот, например, ковчег. Вы видите, что на иконе сделано, почти во всю ее площадь, небольшое, на несколько миллиметров, углубление. По краям оставлены выпуклые поля. Углубление называется ковчежек. Один из первых и характерных признаков древности. Правда, в девятнадцатом веке мастер, подражая старине, мог сделать икону с ковчежком. Но в шестнадцатом веке без ковчежка — не мог».

Какие мыслительные операции использует персонаж В.А. Солоухина в своей работе (см. информационный материал в п.3 «Мышление как познавательный процесс»)? Какие задания можно давать человеку для развития мыслительных операций, составляющих основу аналитического мышления?

Date: 2016-05-23; view: 1806; Нарушение авторских прав

Источник

Московский городской психолого-педагогический университет

ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Общая психология

Вид работы

Контрольная работа

Москва

2013

Вариант 2

1.Проведите сравнительную характеристику ощущения и восприятия. Выделите их сходство и различие

Ответ:

Восприятие (англ. perception)- cложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа… ( Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., 2003 г., C.74).

Ощущение (англ. sensation) — «психофизический процесс непосредственно чувственного отражения (познания) отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т. е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств, раздражения последних. ( Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., 2003 г., C.325).

Сходства:

Относятся к познавательным процессам.

Читайте также:  Какие свойства используют при решении уравнений

Являются непосредственным чувственным отражением явления (процесса).

В основе обоих лежит работа органов чувств (возникают при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств).

Отличия:

Ощущения отражают отдельные свойства предметов, а восприятие производит целостное, предметное отражение действительности.

Ощущения возникают в результате элементарных видов стимуляции, а восприятие задействует высшие когнитивные системы.

Итогом возникновения ощущения является чувство, а восприятия- образ, который включает комплекс различных ощущений, приписываемых сознанием явлению (процессу, предмету).

Способность к ощущению дана человеку и всем живым организмам, обладающим нервной системой с рождения. Способность к восприятию дана только человеку и высшим животным.

2.Объясните следующий факт: почему, когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без труда найдет ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз?

Ответ:

Факт запоминания дороги при прохождении ее в одиночку и незапоминание дороги при прохождении ее со спутником объясняется свойствами человеческой памяти.

Человеку запоминается прежде всего то, что имеет отношение к цели его деятельности. Именно это возбуждает ориентировочную реакцию, становится доминантным и запоминается. Побочные же детали, которые не относятся к основному предмету деятельности, не замечаются и не откладываются в памяти человека. Таким образом, когда человек идет один, целью его деятельности является нахождение дороги, у него в памяти откладываются зрительные образы предметов, встречающихся по дороге (школа, рынок, поворот, вывеска и т.д.) Когда человек идет со спутником, на первый план выходит общение, и в памяти откладывается не «визуальная картинка» пути, а тема разговора, беседы, поэтому дорога не запоминается.

. Известно, что один и тот же отрезок времени в разных ситуациях воспринимается по-разному. Объясните некоторые закономерности субъективной оценки времени человеком. Приведите примеры, иллюстрирующие Вашу точку зрения

Ответ:

Восприятие времени (англ. time perception) — отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. ( Мещеряков Г.Б., Зинченко В.П., 2003 г., C.75).

Восприятие времени обнаруживает склонность к преувеличивать небольших и преуменьшению больших промежутков времени. Точному восприятию поддаются только короткие промежутки времени. Наиболее точной оценке временных интервалов способствуют двигательные и слуховые ощущения.

Восприятие времени зависит от содержания деятельности. Осознание смены событий является условием осознания течения времени. Время, заполненное значимыми, интересными делами, проходит быстро. Если же события малосущественны и неинтресны, время тянется медленно. Предполагаю, что это явление обусловлено избирательностью восприятия.

Установка личности также сказывается на оценке времени. Ожидание неприятных событий влечет восприятие быстротекущего времени. Ожидание событий приятных создает впечатление, что время идет медленно.

Иная оценка времени наблюдается при воспоминании прошлого . Время, в прошлом насыщенное деятельностью, переживаниями, вспоминается как более продолжительное, а жизненные периоды, наполненные однообразными и неинтересными событиями, вспоминаются как прошедшие быстро, так как они бедны событиями, и на воспроизведение их длительности в памяти не требуется большого труда и времени.

4. Возможна ли разумная деятельность без внимания? Чем может быть обусловлена невнимательность школьника на уроке? Перечислите и объясните причины

Ответ:

. Каждое действие человека предполагает ориентирование, исполнение и контроль. Последняя, контрольная часть — есть внимание. Внимание, в отличие от других действий, не имеет отдельного, особенного результата, оно только способствует улучшению действий. Концентрируя внимание в процессе деятельности, человек сосредоточивается на главном, отвлекаясь от всего лишнего, что выходит за пределы решаемой задачи. Поэтому я считаю, что разумная деятельность без внимания невозможна.

. Отсутствие внимания ученика на уроке, с моей точки зрения, объясняется несколькими причинами.

Во время урока у ученика может возникать произвольное и непроизвольное внимание. Если речь преподавателя монотонна, преподаватель не двигается и читает лекцию за столом тихим голосом, без пауз в речи, непроизвольное внимание студента притупляется (раздражитель однообразен, отсутствует интенсивность и новизна, нет контраста и периодичности в действии).

Для возникновения и поддержания произвольного внимания необходимо соблюдение некоторых условий: осознание долга и обязанности, понимание конкретной задачи выполняемой деятельности и т.д. Эти условия не выполняются для ребенка, так как у него, в силу развития, еще слабо определены понятия долга и необходимости.

Внимание может возникать и продолжаться длительное время, если предмет ученику интересен и соответствует его потребностям. Отсутствие практической деятельности во время урока затрудняет процесс познания.

Другими причинами трудностей концентрации внимания могут быть утомление, недосыпание, большая нагрузка, недомогание, нарушение духовного равновесия ребенка. С другой стороны, невнимательность можно объяснить и синдромом детской гиперактивности.

ощущение восприятие внимание рассеянность

5. Чем отличаются студенческая, поэтическая, профессорская и старческая виды рассеянности?

Ответ:

Рассеянность — функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенной, целенаправленной деятельности. Иногда возникает при напряженной умственной работе как результат односторонней сосредоточенности. (А. В. Петровский, Л.А.Карпенко, 2005 г., C.174) .

Выделяют четыре вида рассеянности.

Студенческая рассеянность характеризуется стремительным переключением вниманием с одного предмета на другой, а также низкой концентрацией внимания

Поэтическая рассеянность присуща людям, наполненным разнообразными идеями. Внимание, которое достигает высокой степенени концентрации в каждый момент времени, перескакивает с одного объекта на другой и создает обратный эффект.

Профессорская рассеянность представляет собой псевдо-рассеянность и характеризуется максимальной концетрацией на одном объекте в ущерб адекватному реагированию на внешние бытовые обстоятельства.

Старческая рассеянность наблюдается при общем снижении уровня функционирования организма. При этом низкая концентрация сопровождается плохой переключаемостью. Пожилые люди зачастую «застревают» на одном объекте в течение длительного времени, однако не могут эффективно выполнить действия с ним.

. Есть несколько точек зрения на внимание

что оно есть один из психических процессов;

что оно не какой-то особый, независимый процесс, а сторона или момент любого другого психического процесса (восприятия, мышления и т.д.);

что оно есть такое свойство психики, которое обеспечивает сосредоточенность, направленность деятельности на объект;

что оно есть внутренний контроль за соответствием умственных действий программам их осуществления, т.е. один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности;

по теории установки Узнадзе — внимание связано с установкой: последняя есть «внутренне состояние внимания человека»;

Читайте также:  Какими свойствами обладает хорошее по

по «моторной теории внимания» Т. Рибо — внимание производно от движений и регулирует движения, вызывается эмоциями и сопровождается ими.

Какая из этих точек зрения представляется Вам наиболее убедительной и почему? Проанализируйте их с позиции деятельностного подхода: какая из названных точек зрения указывает на функцию внимания в деятельности и почему Вы так считаете?

Ответ:

С позиции деятельностного подхода на функцию внимания указывает точка зрения, согласно которой, внимание- акт активного выбора , то есть внимание- есть такое свойство психики, которое обеспечивает сосредоточенность, направленность деятельности на объект. Здесь предполагается активность субъекта в акте внимания. Эта же точка зрения на внимания мне наиболее близка. Считаю, что внимание- это направленное восприятие, и является активным, а не пассивный выбором.

Так же на функцию внимания указывает позиция деятельностного подхода, согласно которой внимание- есть внутренний контроль за соответствием умственных действий программам их осуществления, т.е. один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. С этой позиции внимание предстает как внутренняя деятельность и содержит все те же компоненты, что и внешняя деятельность (деятельность, действие, операция).

. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов

1)Ощущение как психофизиологический процесс начинается с:

а)физического процесса

б)физиологического процесса

в)психологического процесса

г)все ответы верны

д)все ответы неверны.

Ответ: 1) физиологического процесса

2)Основные свойства ощущений — это:

а)константность

б)интенсивность

в)предметность

г)обобщенность

д)все ответы верны

е)все ответы неверны.

Ответ: 2)интенсивность

3)Самой древней формой восприятия является …:

а)зрительное

б)осязательное

в)слуховое

г)обонятельное

д)все ответы верны

е)все ответы неверны.

Ответ: 2) осязательное

4)При поражении височной коры нарушается …:

а)восприятие цвета

б)слуховое восприятие

в)восприятие времени

г)обонятельное восприятие

д)все ответы верны

е)все ответы неверны.

Ответ: 2)слуховое восприятие

5)Условием возникновения непроизвольного внимания является …:

а)неожиданность раздражителя

б)новизна раздражителя

в)интересы (влечения) человека

г)необычность раздражителя

д)все ответы верны

е)все ответы неверны.

Ответ: 5) все ответы верны

6)Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врожденный признак …:

а)непроизвольного внимания

б)произвольного внимания

в)послепроизвольного внимания

г)все ответы верны

д)все ответы неверны.

Ответ: 1) непроизвольного внимания

. Проблема измерения ощущений. Психофизика

«Психофизика (англ. psychophysics) — одна из психологических дисциплин, обычно определяемая как наука об измерении ощущений человека» ( Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., 2003 г., C.405). Основателем психофизики считают Г.Фехнера.

Проблема несовпадения физической шкалы измения раздражителя с субъективной шкалой изменения ощущения ставит вопрос о необходимости изучения закономерностей этих соотношений.

Нижним абсолютным порогом является минимальная величина раздражителя, которая вызывает едва заметное ощущение. Максимальная величина раздражителя, при которой ощущение исчезает, либо качественно меняется называется верхним абсолютным порогом.

Дифференциальным порогом является минимальное изменение интенсивности раздражителя или другого его свойства, которое вызывает изменение ощущения. Чувствительность- величина, обратно пропорциональная порогу ощущения.

Наличие порогов защищает человека от биологически вредных воздействий, а также от информационной перегрузки.

В разное время у одного и того же человека могут быть различные пороги ощущений. Это объясняется воздействием различных факторов. Экстренные факторы изменяют пороги быстро, но ненадолго (утомление, фармакологические препараты). Факторы длительного действия могут вызывать устойчивое изменение порогов ощущений (возрастные особенности).

. Ответьте на «шуточные» вопросы психологии восприятия. Аргументируйте свои ответы

1)Что лучше для восприятия — кататься на саночках или саночки возить?

Ответ: Для восприятия лучше саночки возить.

Объясняется это тем, что активное движение является обязательным условием для правильного формирования восприятия. Когда санки «везут» это условие выполняется, когда катаются-нет. Этот факт был доказан в опытах Хелда и Хейна.

2)Мог ли Тарзан научиться читать, рассматривая книги в хижине родителей?

Ответ: Нет, не мог.

Тарзан мог только воспринимать зрительный образ букв, но не смог бы найти соответствия между буквами и звуками, словами и речью самостоятельно.

3)Почему русские петухи кричат «кукареку», а английские kokэдудлду?

Ответ:

Восприятие звуков у всех происходит неодинаково. В попытке воспроизвести звуки животных, человек ищет звуковую аналогию в своем языке. Так как русский и английский языки имеют различные языковые средства и морфемы, конечное звукоподражательное слово звучит по-разному.

) Почему в детстве время субъективно течет медленнее, чем в зрелом возрасте и старости?

Ответ: Восприятие времени зависит от новизны получаемой информации и настроенности на проживание настоящего момента. Постоянно получая и обрабатывая новую информацию, ребенок полностью погружается в настоящее. В огромном потоке новых ощущений, время для него замедляется. Взрослый же человек основную часть времени действует на автомате и практически не затрачивает усилий на восприятие нового, поэтому время для него проходит быстро.

. Какое свойство внимания обнаруживается в следующем примере? Каков, по-Вашему, его механизм? Возможно ли одновременное протекание в поле внимания двух и более процессов?

Изумительная трудоспособность Н.Г. Чернышевского позволяла ему часто проводить одновременно две работы: нередко он писал статью для «Современника», одновременно выполняя другое дело, например, диктуя секретарю перевод «Всемирной истории» Шлоссера.

Ответ:

В примере показано одно из свойств внимания- распределение. Распределение внимания заключается в способности одновременно выполнять несколько видов деятельности. При распределении должны быть разные действия, цели, а не просто два объекта в поле внимания.

Главное условие успешного распределения внимания заключается в том, что по крайней мере одно действие должно быть хотя бы частично автоматизировано, доведено до уровня навыка. Весьма сложным представляется распределение внимания между двумя мыслительными процессами с разным содержанием.

Распределение внимания часто дополняется или заменяется его быстрым переключением, поэтому вышеуказанную информацию о способностях Н.Г.Чернышевского следует воспринимать скептически.

Список литературы

1)Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб. : Прайм- Еврознак. — 2003. — 672 с.

2)Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии : учеб.пособие для вузов / А. Р. Лурия. — СПб. : Питер, 2007. — 319 с.

)Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М.: Высшее образование, 2009.-575с.

4)Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, — 494 с.

Теги:
Восприятие, внимание и рассеянность 
Контрольная работа 
Психология

Источник