Какое свойство социальных наук роднит их с критериями традиционной на
Тестовые задания целесообразно использовать для осуществления текущего и рубежного контроля (в этом случае используется итоговый тест). При разработке тестовых заданий автор придерживалась установки на отработку понятийного аппарата, используемого в практике проведения исследования социально-экономических и политических процессов. Благодаря избранной логике подачи материала (четырёхуровневость проведения практических занятий), усвоение учебного материала осуществляется более последовательно и эффективно.
Тест № 1
Контрольные вопросы | Возможные ответы |
Вопрос 1. Какое из перечисленных ниже свойств не является характерным для социального процесса: | Ответ 1 масштаб |
Ответ 2. вектор | |
Ответ 3. состав | |
Ответ 4. управляемость | |
Вопрос 2. Какое из перечисленных ниже явлений можно отнести к категории социального процесса? | Ответ 1. избирательная кампания |
Ответ 2. социальная дифференциация | |
Ответ 3. муниципализация жилищного сектора | |
Вопрос 3. Какой из способов отображения социальных процессов не является элементом когнитивной актуализации? | Ответ 1. описание |
Ответ 2. объяснение | |
Ответ 3. понимание | |
Ответ 4. адаптация | |
Вопрос 4. Какое свойство не является характерным для социально-экономических и политических процессов? | Ответ 1. многомерность |
Ответ 2. динамизм | |
Ответ 3. неравномерность | |
Ответ 4. обратимость | |
Вопрос 5. Целостность, выступающая в форме взаимосвязанных социальных структур, социальных норм и ценностей, регулирующих связи и отношения между людьми — это… | Ответ 1. социальное управление |
Ответ 2. социальная система | |
Ответ 3. социальная граница | |
Ответ 4. социальный процесс | |
Вопрос 6. Какой из элементов лежит в основе политического процесса? | Ответ 1. эффективность общественного производства |
Ответ 2. власть | |
Ответ 3. деньги | |
Ответ 4. занятость | |
Вопрос 7. Выделение какого цикла является характерным для социально-экономического процесса:? | Ответ 1. инновации-инвестиции |
Ответ2. цены-товар | |
Ответ 3. спрос-предложение | |
Ответ 4. вызов-реакция | |
Вопрос 8. Сколько стадий у типичного социального процесса? | Ответ 1. 2 стадии |
Ответ 2. 1 стадия | |
Ответ 3. 5 стадий | |
Ответ 4. неограниченное количество | |
Вопрос 9. Процессы, объяснение которых укладывается в известную наблюдателю схему называется… | Ответ 1. сложным |
Ответ 2. направленным | |
Ответ 3. простым | |
Ответ 4. обратимым | |
Вопрос 10. С точки зрения способа стимулирования политических процессов выделяют… | Ответ 1. революционные и эволюционные |
Ответ 2. стабильные и нестабильные | |
Ответ 3. внутриполитические и внешнеполитические | |
Ответ 4. естественные и санкционированные |
Тест № 2
Контрольные вопросы | Возможные ответы |
Вопрос 1. Какой из методов не является общенаучным? | Ответ 1 индукция |
Ответ 2. дедукция | |
Ответ 3. контент-анализ | |
Ответ 4. эксперимент | |
Вопрос 2. Какое представление о человеке присуще экономическому пониманию его природы? | Ответ 1. человек эгоистичен |
Ответ 2. человек альтруистичен | |
Ответ 3. человек верит в авторитеты | |
Ответ 4. человек – иррациональное существо | |
Вопрос 3. Какое из требований, предъявляемых к научной гипотезе, выражает необходимость верификации полученных в ходе её подтверждения результатов? | Ответ 1. релевантность |
Ответ 2. проверяемость | |
Ответ 3. совместимость с существующим научным знанием | |
Ответ 4.. объяснительная или предсказательная сила | |
Вопрос 4. Что из нижеперечисленного не является социальным институтом? | Ответ 1. политическая система общества |
Ответ 2. банки | |
Ответ 3. образование | |
Ответ 4. преступность | |
Вопрос 5. Какой принцип системного подхода непосредственно был разработан русским учёным А.А. Богдановым? | Ответ 1. принцип эквифинальности |
Ответ 2. принцип слабого звена | |
Ответ 3. принцип функциональной эквивалентности | |
Ответ 4. принцип неопределённости | |
Вопрос 6. Какое из свойств жёсткой системы не является характерным для неё? | Ответ 1. воспроизводимость |
Ответ 2. верифицируемость | |
Ответ 3. детерминированность | |
Ответ 4. вариативность | |
Вопрос 7. Функцией какого уровня социальной системы в теории Т. Парсонса является целедостижение (целеполагание)? | Ответ 1. организма |
Ответ 2. личности | |
Ответ 3. общества | |
Ответ 4. культуры | |
Вопрос 8. Методологии какого подхода принадлежит процедура измерения трансакционных издержек? | Ответ 1. эволюционизма |
Ответ 2. функционализма | |
Ответ 3. бихевиоризма | |
Ответ 4. институционализма | |
Вопрос 9. Для какой науки характерно использование идиографического метода? | Ответ 1. математика |
Ответ 2. биология | |
Ответ 3. история | |
Ответ 4. химия | |
Вопрос 10. Какое свойство социальных наук роднит их с критериями традиционной научности? | Ответ 1. историзм |
Ответ 2. типичность социальных фактов | |
Ответ 3. язык | |
Ответ 4. ценностное отношение к действительности | |
Тест № 3
Контрольные вопросы | Возможные ответы |
Вопрос 1. С чего должна начинаться подготовка научно-исследовательской программы? | Ответ 1 с определения ресурсной базы программы |
Ответ 2. с определения целей программы | |
Ответ 3. с разработки перечня программных мероприятий | |
Ответ 4. с организации системы контроля за её выполнением | |
Вопрос 2. Какой тип информации предполагает использование данных, собранных безотносительно к целям настоящего исследования? | Ответ 1. первичная информация |
Ответ 2. вторичная информация | |
Ответ 3. третичная информация | |
Ответ 4. открытая информация | |
Вопрос 3. Какой разновидности интервью не может быть ? | Ответ 1. глубинное интервью |
Ответ 2. фокусированное интервью | |
Ответ 3. анкетное интервью | |
Ответ 4. свободное интервью | |
Вопрос 4. К требованиям, предъявляемым к качеству фактологической информации, не относятся: | Ответ 1. достоверность |
Ответ 2. измеримость | |
Ответ 3. стабильность получения | |
Ответ 4. релевантность | |
Вопрос 5. Какая организационная структура наиболее адекватна исследовательской деятельности организации по заказам? | Ответ 1. линейно-функциональная |
Ответ 2. линейно-штабная | |
Ответ 3. матричная | |
Вопрос 6. Какая стратегия социального обследования предполагает однократное погружение в объект исследования? | Ответ 1. лонгитюдное |
Ответ 2. перекрёстное | |
Ответ 3. когортное | |
Ответ 4. панельное | |
Вопрос 7. Какой из нижеперечисленных методов не используется при сборе фактологического материала? | Ответ 1. наблюдение |
Ответ 2. опрос | |
Ответ 3. классификация | |
Ответ 4. имитация | |
Тест № 4
Контрольные вопросы | Возможные ответы |
Вопрос 1. В каких моделях причинного воздействия все действия должны осуществляться в одном направлении? | Ответ 1 рекурсивные |
Ответ 2. нерекурсивные | |
Ответ 3. положительные | |
Вопрос 2. Какой элемент социологической программы не входит в её процедурную часть? | Ответ 1. разработка рабочего плана |
Ответ 2. интерпретация и операционализация понятий | |
Ответ 3. обоснование выборки | |
Ответ 4. разработка схемы сбора и анализа исходных данных | |
Вопрос 3. Какой тип выборки лежит в основе отбора групп с последующим сплошным опросом в отобранных группах? | Ответ 1. квотная выборка |
Ответ 2. гнездовая | |
Ответ 3. сплошная | |
Ответ 4. простая случайная | |
Вопрос 4. Какой вид шкалы используется при идентификации возраста респондента? | Ответ 1. номинальная |
Ответ 2. порядковая | |
Ответ 3. ранговая | |
Ответ 4. интервальная | |
Вопрос 5. Надёжность исследования характеризуется: | Ответ 1. достоверностью результатов |
Ответ 2. контролируемостью событий | |
Ответ 3. устойчивостью во времени | |
Ответ 4. соответствием качества объекта | |
Вопрос 6. Какой из критериев не относится к социометрическим? | Ответ1. параметрический |
Ответ 2. взвешанный | |
Ответ 3.непараметрический | |
Ответ 4. чувствительности | |
Вопрос 7. Какие виды социограмм можно выделить? | Ответ1. линейные |
Ответ 2. концентрические | |
Ответ 3. параболические | |
Ответ 4. циклические | |
Вопрос 8. Какой экспертный метод предполагает обязательное коллективное участие в принятии решения? | Ответ1. метод гирлянд и ассоциаций |
Ответ 2. метод фокальных объектов | |
Ответ 3. метод Черчмена-Акоффа | |
Ответ 4. метод Дельфы | |
Вопрос 9. Какой процесс нельзя смоделировать? | Ответ1. динамика ВВП |
Ответ 2. динамика фонда заработной платы | |
Ответ 3. численность населения | |
Ответ 4. электоральные ожидания | |
Вопрос 10. Каких моделей нет вообще? | Ответ1. математических |
Ответ 2. невербальных | |
Ответ 3. предметных | |
Ответ 4. знаковых |
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 июня 2019;
проверки требуют 2 правки.
Традицио́нное о́бщество — общество, которое регулируется традицией. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной социальной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества фактически стремится сохранить в неизменном виде сложившиеся в ней социокультурные устои жизни.
Общая характеристика[править | править код]
Для традиционного общества характерны:
- традиционная экономика, или преобладание аграрного уклада (аграрное общество),
- стабильность структуры,
- сословная организация,
- низкая мобильность,
Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, холистичное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением.
Согласно сформулированной в 1910–1920 гг. Л. Леви-Брюлем концепцией, людям традиционных обществ присуще дологическое («prelogique») мышление, не способное к усмотрению противоречивости явлений и процессов и управляемое мистическими переживаниями сопричастия («participation»)[1].
В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.
Как отмечают, Эмиль Дюркгейм в своей работе «О разделении общественного труда» показал, что в обществах механической солидарности (примитивных, традиционных), индивидуальное сознание целиком находится вне «Я».
Традиционные общества, как правило, авторитарны и не плюралистичны. Авторитаризм необходим, в частности, для пресечения попыток несоблюдения традиций или их изменения.
В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена, а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены — нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению/обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.
В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живёт в локальном сообществе (например деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны.
Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом.
Историк Л. Я. Жмудь отмечает: «В течение десятков тысяч лет жизнь подавляющего большинства взрослых людей была подчинена задачам выживания и потому оставляла для творчества и неутилитарного познания еще меньше места, чем для игры. Жизнь держалась на традиции, враждебной любым новшествам, всякое серьезное отступление от заданных норм поведения несло угрозу всему коллективу»[2].
Трансформация традиционного общества[править | править код]
Традиционное общество представляется чрезвычайно устойчивым. Как пишет известный демограф и социолог Анатолий Вишневский, «в нём все взаимосвязано и очень трудно изъять или изменить какой-либо один элемент».[3]
В древности изменения традиционного общества происходили чрезвычайно медленно — на протяжении поколений, практически незаметно для отдельного человека. Периоды ускоренного развития имели место и в традиционных обществах (яркий пример — изменения на территории Евразии в I тысячелетии до н. э.), но даже в такие периоды изменения осуществлялись медленно по современным стандартам, а по их завершению общество снова возвращалось к относительно статичному состоянию с преобладанием циклической динамики.
В то же время, с древних времен существовали общества, которые нельзя назвать вполне традиционными. Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли. К этой категории относят греческие города-государства, средневековые самоуправляемые торговые города, Англию и Голландию XVI—XVII веков. Особняком стоит Древний Рим (до III века н. э.) с его гражданским обществом.
Быстрая и необратимая трансформация традиционного общества начала происходить лишь с XVIII века в результате промышленной революции. К настоящему моменту этот процесс захватил почти весь мир.
Быстрые перемены и отход от традиций могут переживаться традиционным человеком как крушение ориентиров и ценностей, утрата смысла жизни и т. п. Поскольку приспособление к новым условиям и изменение характера деятельности не входит в стратегию традиционного человека, то трансформация общества зачастую приводит к маргинализации части населения.
Наиболее болезненно трансформация традиционного общества происходит в тех случаях, когда демонтируемые традиции имеют религиозное обоснование. При этом сопротивление изменениям может принимать формы религиозного фундаментализма.
В период трансформации традиционного общества в нём может усиливаться авторитаризм (либо с целью сохранить традиции, либо с целью преодолеть сопротивление изменениям).
Трансформация традиционного общества завершается демографическим переходом. Поколение, выросшее в малодетных семьях, имеет психологию, отличающуюся от психологии традиционного человека.
Мнения о необходимости (и степени) трансформации традиционного общества существенно расходятся. Например, философ А. Дугин считает необходимым отказаться от принципов современного общества и вернуться к «золотому веку» традиционализма. Социолог и демограф А. Вишневский утверждает, что у традиционного общества «нет шансов», хотя оно и «яростно сопротивляется». Согласно расчетам профессора А. Назаретяна, для того чтобы полностью отказаться от развития и вернуть общество в статичное состояние, численность человечества необходимо уменьшить в несколько сотен раз.
См. также[править | править код]
- Традиционная культура
- Демографический переход
- Традиционализм
- Модернити
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Традиционное общество / Д. Г. Подвойский // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- глава «Историческая динамика культуры: особенности культуры традиционных и современных обществ. Модернизация» // Матецкая А. В. Социология культуры: Учебное пособие. — Ростов н/Д: РГПУ, 2006. — 260 с.
- Назаретян А. П. Демографическая утопия «устойчивого развития» // Общественные науки и современность. 1996. № 2. С. 145—152.
Наиболее распространенной в науках об обществе сегодня является точка зрения, согласно которой все человеческие сообщества можно отнести к трем основным типам.
Типы общества:
- Традиционное общество
- Индустриальное общество
- Постиндустриальное общество
1. Традиционное общество
Традиционное общество – тип общества с аграрным укладом. Основывается на натуральное хозяйство, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.
Характерные черты традиционного (аграрного, доиндустриального) общества:
- Ручной труд и примитивные технологии.
- Преобладание сельского хозяйства.
- Сословный строй.
- Низкая социальная мобильность.
- Преобладание ценностей коллективизма.
- Влияние церкви на общественную жизнь.
- Патриархальная семья.
Признаки
- Основной сферой экономической деятельности является сельское хозяйство.
- Очень низкие темпы развития.
- Общество направленно в прошлое, инерционно, боится новвоведений.
- Полное поглощение личности коллективом.
- Общество направленно на удовлетворение бытовых потребностей.
2. Индустриальное общество
Индустриальное общество —определяется уровнем технического, индустриального развития.
Характерные черты индустриального общества
- Преимущественное развитие промышленности.
- Серийное машинное производство и автоматизация..
- Превращение науки в общественный институт.
- Рождение массовой культуры.
- Классовый строй.
- Предоставление прав и свобод людям.
- Формирование гражданского общества.
Признаки
- Общество основано на машинном производстве и фабричной организации труда.
- Базовой структурой общества становится экономика.
- Основным движущим механизмом общества является стремление к экономическому росту.
- Общество стремится к удовлетворению социальных потребностей (деньги, карьера, качество жизни).
- Оно направленно на максимальную адаптацию к настоящему моменту.
- Основной способ принятия решения – эмпирическое исследование массовость.
3. Постиндустриальное общество
Постиндустриальное общество или информационное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве. Развитие вычислительной и информационной техники.
Характерные черты постиндустриального общества
- Развитие сферы услуг.
- Единицей товара становится информация (знания).
- Развитие информационных технологий.
- Профессиональное деление общества.
- Широкое использование компьютерных технологий.
- Глобализация экономики.
- Осуществление научно-технической революции.
- Доминирование семьи партнерского типа.
Признаки
- Так как сельское хозяйство и промышленные продукции в таком обществе производятся больше, чем оно может употребить, более 50% населения переходит в сферу услуг.
- Главный фактор развития этого общества — теоретические знания или информация.
- Общество ориентированно на будущее и основной фактор принятия решений – моделирование и аналитические методы.
- Социальная коммуникация протекает на уровне «человек-человек», а не на уровне «человек-природа» или «человек-машина».
- Ведущая технология является умственная технология, а не ручной труд как в традиционном и не машинная технология как в индустриальном.
По степени открытости |
|
По наличию письменности |
|
По степени социального расслоения: |
|