Какое свойство русского ударения необходимо знать чтобы правильно выполнить задание

Какое свойство русского ударения необходимо знать чтобы правильно выполнить задание thumbnail

Какое свойство русского ударения необходимо знать чтобы правильно выполнить задание

Вопрос знатокам: в чем заключается особенность словесного ударения в русском языке?

С уважением, Алинк@

Лучшие ответы

Liudmila Sharukhia:

Словесное ударение – это особое выделение одного из слогов слова. Ударение является обязательным признаком знаменательных слов. Что же касается служебных слов, они так или иначе объединяются со знаменательными словами, образуя единое фонетическое слово с одним ударением.
Кроме ударных и безударных слов, наблюдаются также слова слабоударяемые. С грамматической точки зрения это местоимения, местоименные наречия, некоторые предлоги и союзы. Ударение в них ослаблено, но тем не менее имеется, о чем свидетельствует сохранения качества гласного.
С точки зрения своей фонетической природы русское словесное ударение характеризуется тремя признаками:
1) ударный слог отличается большей длительностью, т. е. русское ударение является количественным;
2) ударный слог произносится с большей силой, поэтому русское ударение называется силовым, или динамическим;
3) в ударном слоге гласные русского языка произносятся наиболее ясно, тогда как в безударном положении они редуцируются, т. е. русское ударение имеет качественную характеристику.
Русское словесное ударение является свободным (разноместным) и может падать на любой слог слова и на разные морфемы: ра́дуга, рука́, розова́тый, передава́ть и т. д.
Ударение в одних словах может быть неподвижным (при склонении и спряжении ударение в словоформах остается на одном и том же слоге: дрожу́, дрожи́шь, дрожи́м… , заво́д, заво́да…) , в других – подвижным (при склонении и спряжении ударение в его формах оказывается на разных слогах: голова́, го́ловы, голо́в… ; пишу́, пи́шешь…) .

Продуктивным типом в русском языке является неподвижное ударение.

Татьяна Могилевская:

В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков.

Сила гласного проявляется в его громкости. . У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные.

Ударные гласные характеризуются и особым тембром.

Игорь:

т

Видео-ответ

Это видео поможет разобраться

Ответы знатоков

Вероничка:

Особенности русского ударения:

Разноместность — может падать на любую часть слова
(ср. : фр. — последний слог; англ. — обычно первый слог; польск. — чаще всего предпоследний) :
рЕзать — вЫрезать — вырезАть — вырезнОй.

Подвижность — может перемещаться при изменении слова:
водА — водЫ — вОды — нА воду.

Вариантность (вариативность) — есть слова с разными вариантами ударения:
твОрог — творОг, одноврЕменно — одновремЕнно,
бОдры — бодрЫ, кАмбала — камбалА, пЕтля — петлЯ.

Стилистическая значимость — зависимость ударения от речевой ситуации и отношения слова к литературной/разговорной норме, общему/специальному употреблению:
фенОмен (лит. ) — феномЕн (разг.) ,
прикУс (общ. ) — прИкус (медиц.) ,
шЁлковый (общ. ) — шелкОвый (нар. -поэт.) .

Сематическая значимость — служит для различения смыслов в омографах:
зАмок — замОк, Орган — оргАн,
мУка — мукА, пАрить — парИть,
прОклятый — проклЯтый.

Словесное ударение- это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое — фонетическое слово.

Способы выделения ударного слога в разных языках различ­ны. В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков.

Сила гласного проявляется в его громкости. . У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, вос­принимаются как ударные

Ударные гласные характеризуются и особым тембром.

Ударность/безударность — это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо силь­нее проявляется в безударных слогах. В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему — приставку, корень, суффикс и окончание:

выпустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать. Такое ударение называется свободным.

Функции:

— лексикологическая – является дополнительным средством различения слов атлас

— морфологическая – является дополнительным средством различения грамматической формы слова руки

— некоторые слова в РЯ имеют акцентные варианты и этот факт рассматривается как варианты литературной нормы иначе

Местом ударения различают следующие варианты слов:

— общеупотребительные и профессиональные добыча

— литературные и диалектные холодно

— литературный и просторечный магазин

— нейтральный и разговорный звонишь

Подобные варианты в РЯ встречаются нечасто. РЯ имеет зафиксированное, устойчивое ударение

Liudmila Sharukhia:

Подвижность русского ударения, т. е. перенос его с одного слога на другой в различных грамматических формах единого фонетического слова.
Особенности ударения в русском языке
1. Разноместность. Ударение в русском языке может быть направлено на любой слог в слове: собАка – пОлночь – расскАз – дОлжность. Более того, даже в однокоренных и родственных словах ударение не стоит на месте: рЕзать – вырезАть – вырезнОй – вЫрезать. Благодаря этой особенности русского ударения, в речи легко можно различить омографы, то есть слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению и значению: мукА – мУка, оргАн – Орган, проклЯтый – прОклятый, дорогА – дорОга, замОк – зАмок.
2. Подвижность. Еще одна характерная черта русского языка – это подвижность ударения, то есть при изменении формы слова (по роду, числу, времени и т. д.) меняется и фонетически выделяемый слог: окнО – Окна, водА – водЫ – вОды, травА – трАвы. 3. Вариативность. Такие особенности русского ударения, как подвижность и разноместность, дают возможность существования понятия акцентологических вариантов, то есть слов с двойным ударением. Причем оба варианта употребления будут грамматически верными: одновремЕнно – одноврЕменно, бодрЫ – бОдры, петлЯ – пЕтля, творОг — твОрог.
4. Стилистическая значимость. Говоря о существовании акцентных вариантов, нельзя забывать и о тех словах, ударение в которых напрямую зависит от ситуации, в которой оно употребляется, в разговорной речи или в ее литературном варианте. Немаловажным является и профессиональный статус говорящего, и употребление им так называемых профессионализмов: прИкус (медицинское) – прикУс (общее), феномЕн (разговорное) – фенОмен (литературное), шЁлковый (общее) – шелкОвый (народно-поэтическое). — Читайте подробнее на SYL : .syl /article/100701/proiznoshenie-osobennosti-russkogo-udareniya

Источник

К заданию № 4 «Орфоэпические нормы»

Правила постановки ударений в именах существительных.

1. Слова иноязычного происхождения, как правило, в русском языке сохраняют место ударения, какое они имели в языке-источнике. В английском языке ударения чаще всего имеют ударения на первом слоге, а во французском – на последнем.
Поэтому английские заимствования звучат так:
гЕнезис, мАркетинг, мЕнеджмент, пОртер;
а французские так:
гравЁр, диспансЕр, жалюзИ, каучУк, партЕр, пюпИтр, шассИ.

2. В словах, обозначающих меры длины и оканчивающиеся на -метр, ударение падает на последний слог:
киломЕтр, сантимЕтр, миллимЕтр, децимЕтр.

3. В сложных словах со второй частью -провод при общем значении «приспособление для транспортировки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень -вод-:
бензопровОд, водопровОд, мусоропровОд, светопровОд.
НО: электропрОвод, электропрИвод.

4. В словах, оканчивающихся на -лог, ударение падает, как правило, на последний слог: диалОг, каталОг, монолОг, некролОг.

5. В отглагольных существительных сохраняется место ударения, что в исходном глаголе, от которого они образованы:
(веру) исповЕдать – вероисповЕдание
обеспЕчить – обеспЕчение.

6. В некоторых существительных ударение является неподвижным и остаётся на корне во всех падежах:
аэропОрт – аэропОрты
бАнт – бАнты – с бАнтами
бухгАлтер – бухгАлтеров
Икс – с Иксом – Иксы – Иксов
крАн – крАны
лЕктор – лЕкторы – лЕкторов
тОрт – с тОртом – тОрты – тОртами
шАрф – шАрфа – шАрфы – шАрфов.

7. В существительном бАловень ударение падает на корень. Во всех словах, образованных от этого слова, ударение на -БАЛ- НЕ падает:
балОванный, баловАть, балУю, балУясь, избалОванный, набаловАть.

Правила постановки ударений в именах прилагательных.
1. В некоторых прилагательных ударение такое же, как и в исходных существительных, от которых они образованы:
слИва – слИвовый
кУхня – кУхонный
щавЕль – щавЕлевый.

2. Ударный слог полной формы некоторых прилагательных остаётся ударным и в краткой форме:
красИвый – красИв – красИва – красИво – красИвы
немЫслимый – немЫслим – немЫслима – немЫслимо – немЫслимы.

3. В некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно падает на корень в полной форме – в единственном и множественном числе; а также в краткой – в мужском и среднем роде. В краткой форме женского рода ударение переходит на окончание:
прАвый – прАв – прАво – прАвы – правА
стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА.

4. Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме оно будет на суффиксе -Е- или-ЕЕ-:
больнА – больнЕе, сильнА – сильнЕе, стройнА – стройнЕе.
Если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно там и сохраняется:
красИва – красИвее, печАльна – печАльнее.

Правила постановки ударений в глаголах.

Читайте также:  Какими свойствами обладает чай каркаде

1. Ударение в глаголах прошедшего времени обычно падает на тот же слог, что и инфинитиве:
гулЯть – гулЯл, гулЯла
прЯтать – прЯтал, прЯтала.

2. В другой группе глаголов ударение во всех формах неподвижно, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание:
брАть – брАл, бралА, брАло, брАли
лгАть – лгАл, лгалА, лгАло, лгАли.
взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА, звалАсь, лилА, лилАсь, навралА, надорвалАсь, назвалАсь, налилА, нарвалА, началА, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, отбылА, отдалА, отозвалА, отозвалАсь, перелилА, позвалА, полилА, понялА, прибылА, рвалА, снялА, создалА, сорвалА, убралА.

3. У глаголов класть, красть, красться, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание, а остаётся на основе:
клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.
Исключение составляют глаголы с ударной приставкой ВЫ-, которая всегда перетягивает ударение:
лилА – вЫлила, крАла – вЫкрала.

4. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончания: -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ:
включИть – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт
вручИть – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт
дозвонИться – дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся
кровоточИть – кровоточИшь, кровоточИт, кровоточИм, кровоточИте, кровоточАт.
По той же схеме спрягаются глаголы:
звонИть, исключИть, наделИть, накренИться, насорИть, обзвонИть, облегчИть, ободрИть, ободрИться, одолжИть, окружИть, повторИть, перезвонИть, позвонИть, сверлИть, укрепИть, щемИть.

5. В следующих глаголах, оканчивающихся на –ИТЬ, ударение НЕ падает на окончание:
опОшлить – опОшлят
освЕдомиться – освЕдомишься.

6. В глаголах, образованных от имён прилагательных, ударение чаще всего падает на -ИТЬ:
быстрый – убыстрИть, острый – обострИть, лёгкий – облегчИть, бодрый – ободрИть, глубокий – углубИть.
НО: глагол озлОбить, образованный от прилагательного злой, этому правилу не подчиняется.

7. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода):
начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь
принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

Правила постановки ударений в причастиях.

1. В действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -ВШ- ударение, как правило, падает на ту же гласную, что стоит в слове перед этим суффиксом:
зажИвший, налИвший, посмотрЕвший.

2. В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть ударение падает на приставку:
изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый.

3. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание:
занятА, запертА, заселенА, нажитА, налитА, ободренА, снятА, созданА.

4. Если ударение в полной форме падает на суффикс -ЁНН-, то в краткой форме оно сохраняется только в мужском роде, а в остальных формах переходит на окончание:
включЁнный – включЁн, включенА, включенО, включенЫ
довезЁнный – довезЁн, довезенА, довезенО, довезенЫ
заселЁнный – заселЁн, заселенА, заселенО, заселенЫ.
По той же схеме изменяются причастия:
наделЁнный, низведЁнный, ободрЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный, приручЁнный.

5. В полных формах причастий с суффиксом -Т-, образованных от глаголов с суффиксами -О- и -НУ- в инфинитиве, ударение падает на один слог вперёд:
полОть – пОлотый, колОть – кОлотый, согнУть – сОгнутый, завернУть – завЁрнутый.

Правила постановки ударений в деепричастиях.

1. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в инфинитиве глагола, от которого они образованы:
задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, предпринЯть – предпринЯв, создАть – создАв.

2. В деепричастиях с суффиксом -ВШ-, -ВШИ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами:
начАв, отдАв, поднЯв, прибЫв, начАвшись.

Правила постановки ударений в наречиях.

Читайте также:  Какие свойства могут проявлять неметаллы

1. На приставку ДО- ударение падает в следующих наречиях:
дОверху, дОнизу, дОсуха.
НО: добелА, донЕльзя.
2. На приставку ЗА- ударение падает в словах:
зАгодя, зАтемно, зАсветло.
НО: завИдовать – завИдно.

Мы используем файлы cookie, чтобы персонализировать контент, адаптировать и оценивать результативность рекламы, а также обеспечить безопасность. Перейдя на сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация по русскому языку на тему «Ударение» (4 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Подчеркни грамматическую основу. Обозначь части речи. Звонкая песня полилась

Описание слайда:

Подчеркни грамматическую основу. Обозначь части речи. Звонкая песня полилась над озером.

2 слайд

Словарная работа. Багровый, багряный, великий, великан, воскресенье. багровый

Описание слайда:

Словарная работа. Багровый, багряный, великий, великан, воскресенье. багровый багряный великий великан воскресенье

3 слайд

Подтверди или опровергни утверждение. В строке даны десять слов: Замок, кружк

Описание слайда:

Подтверди или опровергни утверждение. В строке даны десять слов: Замок, кружки, белки, село, пропасть.

4 слайд

Замок Замок

Описание слайда:

Замок Замок

5 слайд

Кружки Кружки

Описание слайда:

Кружки Кружки

6 слайд

Белки Белки

Описание слайда:

Белки Белки

7 слайд

Тема урока: «Ударение» Цели урока: Обобщить сведения о свойствах русского уда

Описание слайда:

Тема урока: «Ударение» Цели урока: Обобщить сведения о свойствах русского ударения. Какое свойство русского ударения необходимо знать, чтобы правильно выполнить задание? Составьте и запишите с каждым словом словосочетание. Обозначь ударение. Прочитайте дополнительные сведения на с. 8.

8 слайд

Впиши в предложение нужные по смыслу существительные. Поставь в них знак удар

Описание слайда:

Впиши в предложение нужные по смыслу существительные. Поставь в них знак ударения. Укажи их число и падеж. Лагерь раскинулся на берегу … . Его тянуло в дальние … . 2) Избушка стояла у самого … . Кругом зеленели … . За Волгой раскинулись необъятные … . С … привезли картофель. моря поля леса

9 слайд

Осень разукрасила природу самыми яркими красками. Клёны и берёзы покрыла лим

Описание слайда:

Осень разукрасила природу самыми яркими красками. Клёны и берёзы покрыла лимонной желтизной, а осинку осыпала огненным багрянцем. Только сосны остались в прежнем наряде. Диктант.

10 слайд

Осень разукрасила природу самыми яркими красками. Клёны и берёзы покрыла лим

Описание слайда:

Осень разукрасила природу самыми яркими красками. Клёны и берёзы покрыла лимонной желтизной, а осинку осыпала огненным багрянцем. Только сосны остались в прежнем наряде. Выполни взаимопроверку. сущ. гл.

11 слайд

Итоги урока: Изменяет … Может падать на слог Не ставят в словах с … Всегда уд

Описание слайда:

Итоги урока: Изменяет … Может падать на слог Не ставят в словах с … Всегда ударная … смысл слова любой буквой ё. гласная буква

Выберите книгу со скидкой:

Какое свойство русского ударения необходимо знать чтобы правильно выполнить задание

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Какое свойство русского ударения необходимо знать чтобы правильно выполнить задание

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Какое свойство русского ударения необходимо знать чтобы правильно выполнить задание

Курс повышения квалификации

Какое свойство русского ударения необходимо знать чтобы правильно выполнить задание

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-256856

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Четвертый  конкурс исследовательских и проектных работ школьников

«Труновские чтения»

Номинация конкурса

«Гуманитарные науки» (2 группа – 3-4 классы).

Название проекта

«Изучение правил постановки ударения»

Проект подготовила: Коптенко Анастасия

Образовательная организация

МБОУ «Нововязниковская оош»

         Учитель Лазарева Н.А.

Содержание

Введение …………………..…………………………………………………………………3-4

1. Нормы ударения в русском языке

1.1. Орфоэпия. Нормы произношения слов……….…………………………………….…..4-5

1.2. Ударение и его роль в слове?.………………………………………………………………………5-6

1.3 Особенности ударения в русском языке …………………………………………..……6-7

2. Практическое исследование состояния орфоэпических норм ударения в речи учащихся начальной школы……………………………………………………………..7-10

Выводы………………………………………………………………………………………10-11

Заключение…………..………………..…………………………………………………………11

Список литературы……….…………………..…………………………………………..…..12

Приложения……………………………………..……………………………………………13-15

Введение

Обращаться с языком кое-как –

значит и мыслить кое-как: неточно,

приблизительно, неверно.

 
А.Н.Толстой

Русский  греч – самый  смысл и  сверстников язык  правильно мире.  сохранить язык  выяснилось писателей  данную Л.Н.Толстого,  мною И  образца очень  произнося сохранить  переходит и  правильного родного  можно А  ином того,  слог это  формы нам  падает научиться  переходит говорить,  достоевского ошибок,  вызвали все  откуда и  занятый произношения.  конкурсных с  отрасли телевизоров,  х радио,  сохранять Интернете,  фиксированным газетах  остановлюсь журналах  учащихся ошибки.  теперь очень  вспоминаем запоминаются.  является чтобы  слышим и  предупреждения говорить  уверенно должны  употребляемыми сейчас  о и  составила внимание  некоего постановке  года в  попробовать Неправильно  орфоэпические ударение  даже исказить  анкетирование сказанного.[2]

 правильный стало  моим какие  знаем чаще  считают допускают  можно одноклассники  итого постановке  помогут Как  английский правильность  воспринимается постановки?  обучающие предупредить  учащимся ошибок?

Цель: исследовать правила постановки ударения и наметить пути предупреждения появления ошибок в речи учащихся.

Задачи:

  • познакомиться с понятием орфоэпические нормы произношения;
  • изучить особенности ударения в русском языке;
  • исследовать о правильность постановки  ударения в речи школьников;
  • оформить буклет со стихами – запоминалками ударения.

Объект исследования: устная речь.

Предмет исследования: орфоэпические ошибки.

Гипотеза: Я предположила для того, чтобы красиво и правильно говорить, а также успешно справиться с ВПР, конкурсными и олимпиадными работами  поможет изучение и запоминание правил постановки ударения.

Методы и приемы: наблюдение, анкетирование, обработка результатов, обобщение, систематизация.

Практическое значение исследования разработать рекомендации, которые помогут ребятам следить за грамотностью своей речи.

 1. Нормы ударения в русском языке.

  1. Орфоэпия. Нормы произношения слов.

Чтобы хорошо говорить, необходимо говорить правильно, то есть соблюдать языковые нормы. Что такое «нормы ударения» и почему так важно их знать? Попробуем ответить на эти вопросы.

«Норма (нормы) [лат. norma] — общепринятое и обязательное для членов того или иного сообщества правило (предписывающее или запрещающее что-либо)… образец поведения или действия». 1Значит «нормы ударения» — это правило произношения. В литературном языке ученые выделяют орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические и пунктуационные нормы. В своей работе я остановлюсь на орфоэпической норме. Чтобы понять о чем идет речь, я познакомилась с понятием «орфоэпия».

«ОРФОЭПИЯ [от греч. orthos — правильный и epos — речь] — система правил, определяющих правильное литературное произношение. Характер произношения чего-либо, свойственный какому-либо лицу.»2

Орфоэпическая норма – это единственный вариант правильного произношения слова.

В Большом толковом словаре русского языка дается следующее понятие: Ударение -выделение слога в слове силой голоса или повышением тона.[1]

Читайте также:  Какие есть свойства восприятия

Виды ударения:

  1. Свободное – падает на любой слог, выполняет смыслоразличительную функцию (зАмок-замОк, Ирис-ирИс, Атлас-атлАс),
  2. Подвижное – при изменении формы слова переходит с одной части на другую (дирЕктор, директорА, директорОв),
  3. Неподвижное – при изменении формы слова остается на том же слоге (исчЕрпать, закУпорить). [5]

«Сложные» слова, которые вызывают трудности в постановки ударения часто встречаются в ВПР по русскому языку из года в год, а также в конкурсных и олимпиадных работах. Поэтому нужно научиться правильно ставить ударение в таких словах.

Откуда же мы знаем, как правильно произносить то, или иное слово? Нормы произношения русского языка складывались на протяжении столетий. Основными источниками стали:

— произведения писателей — классиков;

— произведения современных писателей;

— публикации СМИ;

— общепринятое современное употребление;

— данные лингвистических словарей.[4]

Нормы помогают русскому языку сохранять свою красоту и богатство, защитить его от диалектов, жаргонов, просторечия.

  1.  Ударение и его роль в слове.

С понятием «Ударение» мы знакомились в 1 классе, изучали во 2 и 3 классах. «Ударение» — это своеобразный «голосовой молоточек», который с большей силой ударяет на один из гласных звуков в слове.

Каждый день, произнося сотни тысяч слов, мы не задумываемся об ударении, о нем мы вспоминаем, если слышим слово с непривычным для нас произношением, а ведь такая речь очень сложно воспринимается. От неправильной постановки ударения может измениться смысл слова (Атлас и атлАс). Благодаря ударению, можно определить форму слова, например: посЫпать – посыпАть. Чтобы правильно поставить ударение в слове необходимо знать его особенности.[6]

  1. Особенности ударения в русском языке.

Особенность

Пояснения

Примеры

1. Разноместность

Ударение может падать на любую часть слова (например: французский язык – последний слог; английский. – обычно первый слог; польский – чаще всего предпоследний слог)

тОрты

ворОта

каталОг

досУг

кУхонный

2. Подвижность

Ударение перемещается с одного слога на другой

стенА – стЕну- стенАм

3. Вариантность

В русском языке есть слова, в которых разрешается постановка ударения в разных вариантах.

твОрог -творОг

кАмбала – камбалА

одноврЕменно —

одновремЕнно

4.Профессионализмы

Слова, которые употребляются только специалистами в той или иной отрасли

прикУс (общее употребление) – прИкус (медиц.)

кОмпас (общ.) – компАс (морской термин)

5. Омографы

Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл

ЗАмок – замОк, Орган – оргАн, мУка – мукА, пАрить – парИть.

Ученые подсчитали, что большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако, оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами.[11] Четких правил ударения в нашем языке нет, а запомнить все особенности русского ударения сложно, поэтому в сложной ситуации необходимо обращаться к орфоэпическому словарю. Также я предлагаю использовать обучающие карточки (приложение 2), заучивать небольшие стихотворения «запоминалки» (приложение 3). Все это поможет лучше запомнить орфоэпические нормы и подготовиться к ВПР.

Изучая, данную тему я пришла к выводу, что орфоэпия – очень сложная тема школьного курса русского языка. Для того чтобы, мы меньше допускали ошибок в произношении слов, нужно знать орфоэпические нормы, чаще работать с орфоэпическим словарем. В нашем удивительном русском языке ударение необычное, оно разноместное и подвижное. В одних словах фиксировано на определенном слоге, в других меняет свое место. Проанализировав задания ВПР за 2018 год, я пришла к выводу, что орфоэпия – важная ступенька к успеху в выполнении этой работы, и подготовку необходимо начинать с начала обучения.

2. Практическое исследование состояния орфоэпических норм ударения в речи учащихся начальной школы.

В начале  исследования мне стало интересно, а соблюдают ли мои одноклассники орфоэпические нормы ударения и какие ошибки допускают? Для решения данного вопроса мной была разработана анкета (Приложение 1). Изучив задания ВПР 2018 года, мной были выбраны 15 слов из разных частей речи: 6 существительных, 2 прилагательных, 2 глагола, 2 причастия, 1 деепричастие и 2 наречия. Учащимся 4- а класса (19 человек) было предложено расставить ударение. В результате анкетирования я получила следующие данные:

Слова

Выполнено, верно

Ударение поставлено

неверно

1

Каталог

15

4

2

Свекла

7

12

3

Торты

6

13

4

Алфавит

17

2

5

Столяр

16

3

6

Квартал

17

2

7

Кухонный

13

6

8

Красивее

7

12

9

Повторим

15

4

10

Звонят

9

10

11

Занятый

13

6

12

Согнутый

7

12

13

Поняв

14

5

14

Надолго

15

4

15

Издавна

10

9

ИТОГО:

181

104

181:285 (15х19)х100 = 63,5 % выполнения работы.

Наибольшее количество ошибок было допущено в словах: тОрты (68%), свЁкла (63%), красИвее(63%) и звонЯт (53%).

Меньше всего затруднения вызвали следующие слова: алфавит(10%), квартал(10%), надолго (21%), повторим (21%),  каталог(21%).

Меньше всего ошибок было допущено в таких частях речи, как существительное (34%), причастие (18%), прилагательное (18%). Наибольшее затруднение вызвали деепричастия.

В анкетировании участвовало 19 учащихся из 4-а класса.

Для изучения мнения учащихся о данной проблеме в анкете было предложено 7 вопросов.

Обработав результаты, я пришла к выводу, что 53 % учащихся выделяют в речи сверстников речевые ошибки, 12% лишь иногда замечают ошибки, 35% в речи сверстников орфоэпических ошибок не наблюдают.

А вот 70 % ребят считают, что правильной, образцовой речью обладают учителя, 56,6 % родители, и 3 % — друзья, телеведущие.

66,6% моих одноклассников задумывается о том, как правильно поставить ударение в том или ином слове и 77 % уверенно ответили, что всегда и везде соблюдают правила постановки ударения в устной речи.

На вопрос « Хотели бы вы научиться говорить без ошибок?» утвердительно ответило 96%, иногда – 4 %.

Выводы:

Итак, проведенное мною исследование, анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы:

  • отсутствие четких правил и подвижность ударения, приводит к тому, что мы допускаем орфоэпические ошибки в устной речи;
  • мы стремимся быть грамотными, а значит, сможем научиться употреблять орфоэпические нормы ударения в речи;

Проанализировав задания ВПР, я пришла к выводу, что знание орфоэпических норм языка, поможет мне успешно справиться со второй частью работы.

 В будущем я планирую изучить причины появления орфоэпических ошибок в речи учащихся нашей школы.

На этапе исследования, я задумалась, а можно ли использовать карточки для запоминания постановки правильного ударе