Какое свойство присуще пространству в философии это
*113035*
Философия/4. Философия культуры
Титова М.П.
Забайкальский государственный университет, Россия
Основные и специфические свойства
пространства
В современной научной картине
мира пространство трактуется как всеобщая форма бытия материи и её важнейший
атрибут (нет материи, не обладающей пространственными свойствами, как не
существует и пространства самого по себе, вне материи и независимо от неё).
Учёными обычно выделяются
основные и специфические свойства пространства. К основным относятся такие пространственные характеристики, которые проявляются на всех
известных структурных уровнях материи и неразрывно связаны с другими ее
атрибутами. Специфические, или локальные, свойства проявляются лишь на
определенных структурных уровнях, присущи только некоторым классам материальных
систем.
С точки зрения современной
философии основными свойствами пространства являются метрические и
топологические свойства, так как реальное пространство, «обладает вполне
определённой метрической и топологической структурой» [9]. Единство
метрических и топологических свойств характерно пространству на всех известных
структурных уровнях материи.
Метрические свойства связаны с
измерениями и проявляются в протяжённости, которая есть «рядоположенность,
существование и связь различных элементов (точек, отрезков, объёмов и др.),
возможность прибавления к каждому данному элементу некоторого следующего
элемента либо возможность уменьшения числа элементов» [2]. Метрика может быть
различной – евклидовой и неевклидовой, причём возможно много разновидностей
неевклидовых пространств с различными значениями кривизны.
Топологические свойства
включают трёхмерность, непрерывность, протяжённость, структурированность,
бесконечность пространства, его единство со временем и движением и сохраняются
при любых преобразованиях геометрического объекта.
Трёхмерность
обнаруживается на всех известных структурных уровнях и органически связана со
структурностью систем и их движением. В.Н. Топоров считает трёхмерность
фундаментальной основой связи пространства и тела, что выявляется соответствием
между трёхмерностью пространства и тремя основными координатами,
«разыгрываемыми» телом – верх/низ, правая/левая сторона, передняя/задняя часть.
По мнению А. Пуанкаре истоки трёхмерности коренятся в особенностях человеческого
восприятия, так как человек лучше приспособлен к существованию в трёхмерном, а
не с двумя или четырьмя измерениями, пространстве [10].
Три
измерения являются тем необходимым и достаточным минимумом, в рамках которого
могут осуществляться все типы взаимодействий материальных объектов.
Непрерывность, связность пространства проявляется в
характере перемещения тел от точки к точке и распространении физических
воздействий через различные поля. Непрерывность означает отсутствие в
пространстве каких-либо «разрывов». Вместе с тем пространству
свойственна относительная прерывность, проявляющаяся в раздельном существовании
материальных объектов и систем, имеющих определенные размеры и границы, в
существовании многообразных структурных уровней материи с различными
пространственными отношениями [1; 3].
Протяжённость – рядоположенность, существование и связь различных элементов
(точек, отрезков, объёмов и др.), возможность прибавления к каждому данному
элементу некоторого следующего элемента либо возможность уменьшения числа
элементов. Протяжённость тесно связана со структурностью материальных объектов,
обусловлена взаимодействием между составляющими тела элементами материи.
Непротяжённые объекты не обладали бы структурой, внутренними связями и
способностями к изменениям, из них не могли бы образовываться никакие системы.
Структурированность
пространства предполагает координацию между различными пространственными
предметами и конфигурациями, такие топологические понятия как «соседство»,
«разграничение», «окружение» и «последовательность». Последние, по мнению Ж.
Пиаже и Д. Инхелдер являются первой формой абстрагирования от известных
предметов в развитии детского представления о пространстве, а евклидовы формы
(например, круг, квадрат, прямая или угол) распознаются значительно позже [11].
С научных позиций пространство
количественно и качественно бесконечно. Однако бытовое осознание
пространства с необходимостью включает в себя некоторые пределы.
Человек не мыслит себя вне пространства, но одновременно он не может воспринимать
и мысленно представлять себе бесконечную, ничем не ограниченную величину.
Поэтому в своих отношениях с пространством человеку требуются определённые
психологические опоры в виде границы, противостоящей субъекту в центре
идеального пространства, или границ, замыкающих пространство вокруг него [5].
Вопрос о
природе пространства содержит проблему соотношения конечности и бесконечности.
Согласно новейшему энциклопедическому словарю, бесконечное и конечное
определяются как «Философские категории, отображающие противоположные, но
взаимосвязанные стороны существования и развития материального мира в
пространстве и времени. В отличие от конечного, присущего отдельным вещам
состояниям, процессам и формам движения, которые имеют преходящий,
относительный характер, мир в целом, природа существует вечно во времени и
бесконечно в пространстве. Однако эта вечность и бесконечность проявляются
через существование и развитие различных вещей и явлений, в чём и находит своё
выражение взаимосвязь между бесконечностью и конечностью. Многообразие природы
выступает в виде потенциальной бесконечности разнообразных материальных систем
различного уровня структур и организаций» [8].
Ф.
Энгельс напрямую связал действие реальной бесконечности с законом
диалектического противоречия. «Бесконечность есть противоречие, и она полна
противоречий… Именно потому, что она есть противоречие, она представляет
собой бесконечный, без конца развёртывающийся во времени и пространстве
процесс. Уничтожение этого противоречия было бы концом бесконечности»[6]. В данном
расширенном определении получили свое выражение все наиболее важные черты,
характеризующие категорию пространства. Сама по себе бесконечность
непознаваема. Являясь внутренним противоречивым свойством движущейся материи,
бесконечность выступает своеобразным механизмом смены качества, смены старого
новым.
К специфическим или локальным
свойствам пространства относятся конкретные пространственные формы и размеры
тел, их положение в пространстве по отношению друг к другу, наличие у тел внутренней
симметрии или асимметрии (живому веществу присуще свойство пространственной
асимметрии, которым обладает молекула живого вещества), изотропность
(равноправие всех направлений) и неоднородность (неравноправие всех точек,
наличие выделенных точек) пространства. Изотропность означает отсутствие
выделенных направлений (верха, низа и других), независимость свойств тел,
движущихся по инерции, от направления их движения. Полная изотропность присуща
лишь вакууму, а полная однородность – абстрактному евклидовому пространству и
является идеализацией [7].
Современная наука постоянно
расширяет наши представления о пространстве. И нет сомнения, что последующие
успехи её приведут к раскрытию ещё более удивительных его свойств.
Литература:
1.
Аронов Р.А. Непрерывность и дискретность пространства и времени / Р.А.
Аронов. Пространство, время, движение. – М.: Наука, 1971. – С. 80-106.
2. Грушевицкая Т.Г. Концепции современного
естествознания: учеб. пособие / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – М.: Высш. шк., 1998. – 383 с.
3. Гукина Л.B. Семантическая классификация английских и русских
глаголов со значением «расположение в пространстве»: дис. канд. филол. наук. –
Кемерово, 1997. – 219 с.
4. Евтушенко Е.Н.
Пространственная ориентация как лингвокультурный концепт: дис. … канд. филол. наук. – Волгоград, 2004.
5. Лебедева Л.Б. Семантика «ограничивающих» слов /
Логический анализ языка. Языки пространств. – М.: Языки русской культуры, 2000.
– С. 93-97.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.20. – С.51.
7. Музыка О.А. Постнеклассическая наука: концепции
современного естествознания / О.А. Музыка, В.В. Попов. – Таганрог, 2005. – 376 с.
8. Рузавин Г.И. Бесконечное и конечное / Философия.
Энциклопедиче-ский словарь: под ред. А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004. – С.
93.
9. Савчук Г.В. Отражение во фразеологии пространственной
модели мира: дис. … канд. филол. наук. – Орел, 1995. – 169 с.
11. Piaget J., Inhelder B. Imagery in the child: A
study of the development of imaginal representation. – N.Y., 1971.
Пространство и время являются универсальными, всеобщими формами бытия материи. Нет явлений, событий, предметов, которые существовали бы вне пространства или вне времени.
Обычно выделяют всеобщие, общие и специфические свойства пространства и времени.
Всеобщие свойства пространства и времени: объективность и независимость от человеческого сознания; универсальность – проявляется на всех структурных уровнях материи; неразрывная связь друг с другом и с движущейся материей; бесконечность – нет места, где пространство и время отсутствовали бы.
Общие свойства пространства: протяженность – существование и связь различных элементов; единство прерывности и непрерывности. Непрерывность означает отсутствие каких-либо «разрывов» в пространстве. Прерывность проявляется в раздельном существовании материальных объектов. Их единство – это характер перемещений тел от точки к точке; трехмерность – пространство трех измерений.
Общие свойства времени:длительность – последовательность смены состояний; необратимость – однонаправленность от прошлого к будущему; неповторяемость – невозможность повторения прошлых событий; одномерность – линейная последовательность событий, связанных друг с другом.
Специфические свойства пространства:конкретные формы и размеры тел; наличие у них внутренней симметрии или асимметрии; изотропность и неоднородность пространства. Изотропность означает отсутствие выделенных направлений (верх, низ и др.). Неоднородность означает различные значения кривизны в зависимости от распределения тяготеющих масс.
Специфические свойства времени:конкретная длительность существования систем; скорость протекания процессов.
В современной науке используется также понятие биологического и социального пространства и времени.
Специфическими пространственно-временными свойствами в биологических системах являются: асимметрия расположения атомов в молекулах белка и нуклеиновых кислот, собственные временные ритмы и темпы изменения внутриорганизменных и надорганизменных биосистем, взаимосвязь и синхронизация ритмов друг с другом, а также с вращением Земли вокруг своей оси и сменой времен года.
Социальное пространство и время характеризуют особенности протяженности и пространственности социальных объектов.
Социальное время характеризует длительность, последователь-ность этапов материальной и духовной деятельности человека. Главным фактором, определяющим ход социального времени, является деятельность человека, направленная на преобразование среды и самого себя. Все известные единицы календарного времени – секунды, минуты, часы, дни – могут быть достаточно точно измерены.
Совсем другое дело – исчисление длительности социальных процессов – это эпоха, эра, сессия, сезон, семестр и т. п. Все они не могут быть не только определены, но не образуют соотношений между собой. Размышляет так и Плиний Старший, римский писатель и ученый, автор афоризма«Не считать надо дни, а взвешивать». Очевидно, что значимые для человека и общества характеристики длительности должны стать компонентами социального времени.
С социальным временем связано и личное время человека. Можно встретить два типа людей, которые по-разному относятся к своему личному времени: одни им вполне самостоятельно распоряжаются, другие не знают, как его провести, чем заполнить. Личностное время используется непосредственно при определении многих ценностей человеческой жизни и, прежде всего, его деятельности. Леонардо да Винчи считал удавшейся независимо от ее длительности всякую жизнь, прожитую хорошо и достойно.
Личностному времени присуще чувство ритма, так, например, в жизни каждого человека устанавливается определенная последовательность событий: детство, юность, получение образования, начало творческой деятельности, вступление в брак, рождение детей и т. д. Такая последовательность выражает ритмическую организацию индивидуальной жизни, но не всякая последовательность носит ритмический характер. Несовпадение важнейших этапов социальной зрелости человека с его календарным возрастом или общепринятым ритмом организации общественной жизни является проявлением аритмии личностного времени.
Необходимо отметить сложность и неоднозначность пространственно-временных отношений на уровне отдельного человека. Личностные время и пространство обусловлены особенностями восприятия самого человека. Именно с ними приходится соизмерять свои поступки, строить планы. Научный подход в этом вопросе необходим для более целостного видения мира.
Во всех перечисленных и других системах проявляются всеобщие свойства пространства и времени.
Выводы:
– Фундамент СТО составляют два постулата.
– СТО изменила представление о характере взаимодействий. Скорость передачи взаимодействия не может превышать скорость света в вакууме.
– Релятивистские эффекты пространства и времени не иллюзорны, а действительны.
– Согласно ОТО, тяготение – это не что иное, как искривленность пространственно-временного континуума.
Представления о пространстве в философии
Пространство – это одно из базовых понятий человеческого мировоззрения, отражающее неоднородность и множественный характер существования мира.
Пространство является неотъемлемым атрибутом человеческой психической деятельности, так как именно в нем располагаются как сами предметы, так и человек, и процессы манипуляции этими предметами.
Понятие пространства возникло в древние времена и впервые уже осмысливается в мифорелигиозных системах. В них пространство анализируется с точки зрения его возможных направлений, и их соотнесения с организацией мира. Так рассматривая направленность «вверх-вниз» люди традиционно ассоциируют высшие слои пространства с божественными, благостными силами, под которыми находится сама земля, заселенная людьми, а противопоставляются ей подземные пространства, обозначаемые как царство мертвых, либо враждебных божественному сил. Аналогичным образом выстраивается противопоставление направлений восхода и заката солнца.
Позднее в период расцвета античной натурфилософии пространство рассматривается как самостоятельная и независимая субстанция, служащая вместилищем для всех материальных объектов. Данная субстанциональная трактовка доминирует в трудах Демокрита и других представителей материалистического направления. В тоже время Аристотель связывает пространство с самими объектами, указывая на то, что для каждого предмета существует в мире его место, куда он стремится (таким образом Аристотель обуславливал действие закона тяготения), что породило реляционную трактовку пространства, как существующего лишь во взаимоотношении предметов.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
К базовым свойствам пространства можно отнести:
- протяженность,
- однородность,
- изотропность,
- трехмерность.
Протяженность составляет не только свойство, но и саму суть понятия пространства, так как она выражается в самой возможности тел существовать возле друг друга, т.е. в одном пространстве.
Однородность выражается в том, что всякая точка пространства является эквивалентной любой другой точке и обладает точно такими же свойствами. Изотропность пространства в свою очередь предполагает, что из любой точки пространства можно двигаться в любом направлении.
Наиболее характерным свойством пространства является его трехмерность. Положение любого тела в реальном пространстве можно указать с помощью трех независимых величин. Несмотря на существование многомерных пространств, они остаются уделом математического моделирования, в то время как в реальности трех величин достаточно для надежной локализации объекта. Важным остается тот вопрос, что определение положения объекта возможно лишь относительно других существующих тел, что делает любое измерение относительным.
Представление о времени в философии
Время – это понятие, отражающее изменчивый и процессуальный характер реальности, существование не только тел, размещенных в некотором пространстве, но и событий, происходящих с этими телами в некоторой последовательности.
Также, как и пространство, время является одной из древнейших категорий. Представления человека о времени значительно менялись по мере развития общества. Первоначально время имело циклический характер в рамках мифорелигиозных представлений, так как циклические процессы обладали определяющим значением в жизни человека.
В античной философии складывается линейное понимание времени, как последовательности событий идущей из прошлого в будущее. Данное представление времени остается доминирующим и в настоящее время. Вместе с тем важность циклических процессов во времени невозможно переоценить, так как само измерение и отсчет линейного времени возможно лишь благодаря существованию циклов.
Фундаментальными характеристиками времени являются:
- длительность,
- однородность,
- одномерность,
- необратимость.
Длительность выступает и свойством, и сущностью времени, так как события, происходящие в пространстве, сопряжены между собой в определенной последовательности, которая и обозначается как время. По аналогии с пространством время однородно, каждая его точка равноправна с любой другой.
Специфическими свойствами выступает одномерность времени, т.е. его локализация всего лишь одной переменной, а также его необратимость. Согласно современных представлением движение по линии времени возможно лишь в одном направлении. Философы по-разному обуславливают данный принцип – через второй закон термодинамики, законы квантовой физики и даже принцип причинности, по которому в случае обратимости времени существование причинно-следственных связей было бы невозможным.
Субстанциональный и реляционный подходы
Замечание 1
На протяжении всей истории философии решение проблемы времени и пространства происходило в рамках двух подходов – субстанционального и реляционного. Данные подходы зародились еще в античный период, однако свой расцвет пережили в Новое время.
Согласно субстанциональному подходу пространство и время являются независимыми величинами, которые существуют сами по себе безотносительно тел и их взаимодействий. Данный подход получил наибольшее обоснование в механике и физике Ньютона, где время используется в качестве одной из базовых и независимых величин.
Реляционный подход напротив предполагает относительность пространства и времени, их связывание с взаимоотношениями между телами и процессами которые происходят. Вне этих отношений пространство и время не существует. Данный подход развивался в философии Лейбница.
Разрешение противостояния данных систем произошло благодаря открытиям А. Эйнштейна и его специальной и общей теории относительности. Эйнштейн показал, что даже в механике протяженность объекта, их взаимное расположение и факт одномоментности событий может различаться в зависимости от положения стороннего наблюдателя относительно самой системы. Таким образом, научно было обусловлено превосходство реляционного подхода к пониманию пространства-времени, что в свою очередь породило множество новых философских проблем.