Какое свойство открыл у кристаллов рене жюст лабиринт

Какое свойство открыл у кристаллов рене жюст лабиринт thumbnail

Любопытный эпизод из своих поездок по Северу рассказала К.П.Гемп. Однажды она побывала в рыбацкой тоне, расположенной на Терском берегу. Белого моря. Подойдя к избушке, К.П. Гемп обратила внимание на любопытную картину. Старик-помор, почтенный седобородый человек, был занят странным делом, выкладывая на земле круги из камней.

— Что это Вы делаете? – спросила Ксения Петровна.

— Вавилон строю, — ответил старик.

— А зачем он?

— Для забавы, видишь ли…Тут ранее стоял большой вавилон из дикого камня. Его люди сбросили в море, вот я новый и строю.

«Вавилонами» русские поморы называли каменные лабиринты. Очевидно, стенки ( «гребни») лабиринтов представлялись в сознании русских рыбаков и морских охотников в виде крепостных стен, связанных с мифами библейской истории. В русской крестьянской среде словом «вавилон» называли также красочные вышивки и мотивы затйливой резьбы по дереву

В специальной литературе было высказано немало предположений о происхождении лабиринтов.

Обратившись к семантике слова «лабиринт», востоковед Б.А.Тураев повторил мнение немецкого лингвиста Шпигельберга, предположившего, что слово λαβύρινθος происходит от тронного имени царя Нигмары ( в греческой передаче λαβαρις ). Археолог А.Эванс считал, что слово «лабрис» произошло от двулезвийного бронзового топора культового назначения.

Л.И.Рингбаум считал, что каменные лабиринты служили первоначально местами для игр спортивного или общественного характера и могли быть сооружениями религиозно-ритуального назначения. В поисках подтверждающих аргументов Л.И.Рингбаум обратился к мифу о Дедале, легендарном создателе крито-микенской спиральной орнаментации. Дедал якобы был знаком со шнуровым циркулем. Его племянник Талос изобрел угловой циркуль. Снедаемый зависитью, Дедал убил Талоса и бежал из Афин на Крит. Здесь он построил знаменитый лабиринт, в котором поселился Минотавр – чудовище, рожденное супругой Миноса Пасифией. Миф о Минотавре, по мнению исследователей, был связан с тотемистическими представлениями и напоминал о существовавших в древности человеческих жертвоприношениях. В тринадцатой песне гомеровской «Илиады» Л.И.Рингбаум нашел рассказ о том, что Дедал, в честь Тезея, победившего Минотавра, построил «хорос» («choros») – место для танцев, где спасенные Тезеем юноши и девушки исполнили «танец победы», причем фигуры танца повторяли круги лабиринта. Далее Л.И.Рингбаум сравнил «хорос» с «девичьими танцами» Финляндии. Он пересказал легенду о постройке каменного лабиринта в Утё. Лабиринт был сооружен якобы по приказанию «благородной девицы» и предназначался для игр девушек и юношей, счастливо спасшихся во время бури около Утё.

Э.Краузе привел другой интересный эпизод, взятый им из стихов Аполлона Родосского «Путь аргонавтов» (около 240 г. до н.э.). Поэт рассказал о том, что после двенадцатидневной бури аргонавты получили от морской птицы оракул – искать землю, где они могли бы принести жертву богине Диндамусе, поскольку она «вертит ленту кругом ветра, моря и земли». Аргонавты высадились на сушу и возвели на берегу моря «алтарь из валунов». Самые молодые из аргонавтов прыгали кругом, били мечами по щитам и танцевали в хороводе. После этого буря прекратилась и аргонавты продолжили свое путешествие.

Хореографические элементы ленточного танца Л.И.Рингбаум прослеживал у различных европейских народов. Все они исполнялись, как правило, хороводами (от греч. «choros»). На острове Фер, по свидетельству автора документа, датированного 1669 годом, хороводы водились парами, причем каждая пара была соединена яркой лентой или цветистым платком. Ферский танец очень напоминал один из исландских танцев («hringbrot»), описанный в письменном источнике XVII века. Все танцующие были связаны с собой лентами. В Скандинавии, например, в Норвегии, тоже были распространены хороводы, в которых использовались ленты. Через эти ленты танцующие перепрыгивали, наклонившись к земле. Ленточные танцы проводились и в более южных странах Европы. Например, на Сицилии был весьма популярен танец «ill ballo della cordella», в котором танцующие держали в руках ленты, прикрепленные к столбу. В Верхней Баварии даже в новейшие времена пользовался популярностью танец «Bändtanz», который напоминал описанный выше сицилийский хоровод вокруг столба. Все эти ленточные танцы, описанные Л.И.Рингбаумом, можно сопоставить с игрищами в каменных лабиринтах. Хореографическая режиссура танца заключалась в том, что один из участников стоял в центре лабиринта, а другой – держал в руке второй конец ленты. Танец завершался в тот момент, когда при движении по ходам лабиринта второй танцор подходил вплотную к первому. В танцах могло участвовать и несколько пар одновременно. Танцующих могло быть четырнадцать, и в этом случае, по мнению Л.И.Рингбаума, делосский танец «геранос», зародившийся в Греции, позднее заимствованный северными народами Европы. Гипотеза Л.И.Рингбаума не отрицала культового происхождения лабиринтов. Архаичная подоснова любого хороводного танца носила характер религиозного ритуала. Древние первобытные религиозные представления исчезли, а хороводные танцы остались.

Однако можно ли связывать ленточные хороводы с каменными лабиринтами? Частично, вероятно, можно. Ленточные танцы исполнялись лишь в круглых подковообразных лабиринтах. Их невозможно осуществить ни в односпиральном лабиринте, ни в «почкообразном» лабиринте, ни в кругообразном лабиринте с концентрическо-линейной основой, ни, наконец, в подковообразном лабиринте классического типа, имеющего, как правило, не круглую, а овальную форму. Таким образом, ленточные хороводы невозможно исполнить в подавляющем большинстве каменных лабиринтов Северной Европы.

Некоторые исследователи лабиринтов связывали их с астральным культом. Ближайшие аналогии при этом находились, по их мнению, в спиральной орнаментике бронзового века., Спиральный мотив здесь, возможно, имел отношение к астральному культу, но его генетическая связь с лабиринтным узором устанавливается весьма гипотетически. Многие исследователи связывали изображение лабиринтов среди наскальных рисунков Южной Швеции с солярным культом.

В поисках верного ответа на вопрос о происхождении лабиринтов исследователи обратились к английским мазам. В Уэллсе и Кумберленде пастухи вплоть до середины XIX века вырезали в дерне мазы в виде причудливых лабиринтообразных фигур. Древнейшую постройку такого рода Э.Троллоуп относил к XII веку, истолковав мазы в качестве мест для покаяния грешников.

Мнение Э.Троллоупа продержалось довольно долго, пока в 1922 г. не вышла одна из работ W. H. Matthews, предложившего новую гипотезу. Автор решительно отказался от мнения Э.Троллоупа на том основании, что во Франции, где встречаются церковные лабиринты, отсутствуют мазы, и наоборот, в Англии, где имеются мазы, нет церковных лабиринтов. Отсюда W. H. Matthews сделал вывод о том, что английские мазы не имеют ничего общего с христианской религией. Мазы, по его мнению, были занесены в Англию скандинавами из Дании в XI в.

Церковные лабиринты в Италии и Франции выстраивались в мозаичных полах в виде кругов и меандров. О.Альмгрен опубликовал рисунок колокола из Вестерготланда, на котором были выгравированы изображения лабиринтов. Л.И.Рингбаум опубликовал рисунки лабиринтов некоторых церквей в Финляндии, в том числе известный лабиринт из церкви в Сиббо. В средневековых манускриптах часто встречаются изображения лабиринтов, причем верующие христиане считали, что лабиринтные ходы служили дорогой для кающихся грешников в память крестного пути на Голгофу. Одно из таких изображений помещено на рукописи IX века из Санкт-Галлена. Рисунок лабиринта был сопровожден пояснительной надписью «domus Dedali»,что указывало на легенду о Критском лабиринте. Другое подобное изображение было помещено в рукописи из Фрейсенгера, хранящейся в Мюнхене. В переложении Л.И.Рингбаума рисунок сопровождается латинскими стихами следующего содержания: «Лабиринт – это мир Божий, в нем Бог побеждает Дьявола, охотящегося на души людские, как Тезей с помощью Ариадны противоборствовал с Минотавром». В комментарии одного епископского герба, изображенного в виде лабиринта, приводилось истолкование 1621 года следующего содержания: «Этим епископ хотел символизировать дорогу вечной жизни, вдоль которой милость Божья нас ведет, вложив в наши руки, как нитку Ариадны, свои святые заповеди. Придерживаясь их и следуя за ними, мы можем благополучно выйти из ужасающих ложных путей и избегнуть затруднений сего мира».

Читайте также:  Какие свойства имеет вода в газообразном состоянии

Приведенные выдержки свидетельствовали о том, что изображения лабиринтов в средневековых рукописях объяснялись символикой на сюжет древнегреческой легенды о Тезее и его подвиге. Как вспоминал А.А. Спицын, при обсуждении его доклада а понойских лабиринтах в 1900 году в Императорском Русском Археологическом обществе его оппоненты Н.П.Кондаков и Я.И.Смирнов высказали сомнения о связи северных лабиринтов со средневековыми лабиринтами. Соглашаясь с этим, А.А. Спицын, уверенно заявил, что «северные лабиринты, по крайней мере, древнейшие или некоторые, могли иметь и местное происхождение, совершенно не зависимое от церковного…».

Н.Н.Виноградов увидел «местное происхождение» соловецких каменных лабиринтов в культуре предков саамов-лопарей и других финских племен Европейского Севера. Так, например, он ссылался на описание А.И.Шренка, который, описывая жилища «доисторической чуди», писал: «Двери или выходы этих подземных жилищ были низки и все обращены к востоку». Ориентировка выходов из каменных лабиринтов, по мнению Н.Н.Виноградова, всегда была направлена на юг, север и запад и никогда – на восток. Такое расположение входов в землянки делалось с целью затруднить проникновение душ умерших в прежние жилища. «Лабиринт есть священное место, где совершались жертвоприношения для умерших предков, — писал Н.Н.Виноградов. – Лабиринт есть священное место первых финских племен (лопарей). А если это так, то тем самым разрешается вопрос и о назначении кромлехов, стонгенджей («стоунхенджей») и других этого типа сооружений. Все они имели точно такое же религиозное значение». Н.Н.Виноградов установил примерные датировки северных лабиринтов: «На севере Скандинавского полуострова и на территории русской Лапаландии сооружения этого порядка можно отнести значительно ближе к нашей эре, к 6 – 5 – 4 векам до Рождества Христова и даже значительно более позднему времени, в особенности на побережье Белого моря и его островах».

Увлеченный аргументацией Н.Н.Виноградова, А. Я. Брюсов в книге «История Древней Карелии» , отмечал, что «искусственное сооружение большинства этих памятников (каменных куч, курганов, каменных сложений и пр.) не возбуждает сомнения» и что «они имеют только культовое или погребальное значение». В советской (российской) археологической науке долгое время господствовала точка зрения Н.Н. Гуриной о культово-промысловом (культово-рыболовном) характере каменных лабиринтов Беломорья. «Сооружение каменных лабиринтов, — писала она в1948 году, — мы склонны считать продуктом магических верований, связанных с рыболовством. Об этом свидетельствует ряд фактов, устанавливающих сходство структуры лабиринтов с некоторыми рыболовными сооружениями». Далее автор перечислил целый ряд рыболовных сооружений, имевших формальное сходство с каменными лабиринтами – поморские «убеги», североазиатские «котцы», финские рыболовные ловушки, камышовые сооружения изДобруджи, а также отдельные археологические артефакты из неолитических поселений Кирколетта (западное побережье Ладожского озера) и Плеханов Бор на Оке. Однако ни одна из аналогий не давала полного повторения схем каменных лабиринтов. Лишь план ловушки («котца»), описанный Л.П.Сабанеевым, в какой-то степени напоминал мотив лабиринта, но и эта аналогия была далека от безусловного отождествления схемы «котца» со схемой простейшего каменного лабиринта.

Если поиски, предпринятые Н.Н. Гуриной, шли в правильном направлении, то следует продолжить поиски новых аналогий, подтвердивших более бесспорные доказательства. В представлении первобытных охотников и рыбаков Севера лабиринт был местом обрядовых манипуляций и имел более сложную форму, нежели обычная рыболовная ловушка из прутьев.

Реальный мир в разные эпохи первобытной истории со всеми деталями промыслового быта мощно врывался в сферу религиозных представлений. Достаточно сослаться на реализм ориньяко-солютрейского и, частично, мадленского времени: на стенах пещер изображались животные, на которых охотились, и зачастую исследователи находили прямые указания на то, что около рисунков отправлялись определенные обряды охотничьей магии. В то же время известно, что в первобытном искусстве имели место и перломные моменты, связанные с переходом от натуралистичности к условной стилизации. Оставаясь в рамках первобытной религиозности, этот переход предполагал смену более сложного технологического стиля менее сложными стилевыми приемами.

Можно ли рассматоривать лабиринты как произведение искусства? Вероятно, возможно, если признавать за ними культово-религиозное предназначение. В таком случае можно подметить скрытую временем закономерность в истории первобытного изобразительного искусства в виде каменных лабиринтов. Иными словами, следует разработать верную типологию лабиринтов. До тех пор, пока не определены ранние и поздние типы лабиринтов, нет оснований для отождествления их с рыболовными снарядами. Схемы любых лабиринтов имели более сложные реалистические конструкции, чем планы любой из рыболовных ловушек. Таким образом, взгляды Н.Н. Гуриной потребовали детального критического анализа. Затрудняясь установить время появления лабиринтов, она осторожно отнесла их к «началу железа Карелии». Привлекает оригинальность и простота логических построений Н.Н. Гуриной. Именно эта положительная сторона ее гипотезы привлекла внимание Н.М. Мулло, который развил идею Н.Н. Гуриной о промыслово-рыболовецком характере каменных лабиринтов в Беломорье до абсолютного отрицания культово-религиозного значения таких памятников. Н.М. Мулло писал: «Несложные лабиринты типа соловецких имеют полное сходство с такими примитивными сооружениями морского лова, как “убеги”, “вентери” (или “морды”). Поскольку несложные лабиринты – планы “убегов” и “вентерей” – расположены на местах малоподвижной рыбы, где применялись…эти примитивные орудия лова, то надо полагать, древний рыболов на семужьих тонях построил планы тех ловушек, которыми он ловил семгу… Случайно ли такое совпадение общности принципиальной схемы конструкций лабиринтов и морских орудий прибрежного лова? Нет, не случайно, так как лабиринты имели непосредственное отношение к древнему рыболовству. Они служили рыболову моделью-планом для изготовления рыболовных ловушек и обозначали принадлежность лова определенному роду». Обращает на себя внимание, во-первых, примитивная классификация беломорских лабиринтов на «несложные» и «сложные». К первым были отнесены лабиринты «типа соловецких», расположенные «в местах лова мелкой рыбы – сельди и наваги», ко вторым – лабиринты «типа Кандалакшского», встречаемые лишь «близ современных семужьих тоней». Однако такого приблизительного разделения лабиринтов на «сложные» и «несложные» произвести нельзя. Описывая лабиринты в Красной Луде, Н.М. Мулло даже не попытался поискать ближайших аналогий среди финских и соловецких лабиринтов. Краснолудский лабиринт позволил бы автору сделать ценные наблюдения, и результаты исследования не дали бы ему сомнительного права противопоставлять «места семужьего лова» и «места лова соловецкой сельди и наваги». Мнение, что лабиринты могли служить рыболову моделью при изготовлении рыболовных ловушек, были несостоятельными в виду их бездоказательности.

Наивный рационализм Н.М. Мулло носил схематический и упрощенный характер. Он очевиден в следующих его рассуждениях: «Поскольку в Беломорье еще не обнаружено археологических находок древнейших орудий лова семги, то для подтверждения нашего положения о том, что сложные лабиринты – это планы семужьих орудий лова, можно было привлечь “живого свидетеля” (объекта лова) – семгу, путем постановки эксперимента… Семга скажет решающее слово в пользу древнего жителя края, которому приписано столь много различных религиозных и магических верований, при полном умалении его умственных и физических способностей, проявленных им в борьбе за существование в суровых условиях Севера».

Выводами автора взгляды Н.Н. Гуриной доведены до абсурда. Нам лишь остается присоединиться к мнению Н.Н. Гуриной б особом значении северных каменных лабиринтов: «Как бы ни были разноречивы высказывания исследователей в вопросе о назначении лабиринтов, все они, однако, сходятся на том, что данный памятник есть продукт деятельности людей, живших задолго до нас, и связанный с их религиозными представлениями».

Читайте также:  Какие свойства проявляет хлор

(С) А.А. Куратов Каменные лабиринты в сакральном пространстве Русского Севера. Архангельск, Поморский университет 2008

Источник

Лабиринты и их тайны

«Жизнь каждого человека — лабиринт, в центре которого находится смерть. Прежде чем окончательно перестать существовать, человек проходит свой последний лабиринт».

Исследователь Майкл Эртон

Нет на земле более загадочных построек, чем лабиринты. Они манят, запутывают, пугают и даже могут довести до отчаяния тех, кто в них оказывается. С лабиринтами связано немало мистических поверий. Взять хотя бы такое; войдя в лабиринт, человек попадает в «мир иной» и может лишиться жизни.

 

Существует много историй о лабиринтах, из которых невозможно выбраться. И даже если выход был близок, какая-то неведомая сила возвращапа жертву к исходной точке… Лабиринт отказывался отпускать своих гостей…

Ученые предполагают, что разгадка кроется в устройстве лабиринта, в его переходах и ловушках. Попадая в них, человек терял ориентацию и тут же впадал в панику! В древности лабиринты использовали, чтобы сводить с ума неугодных людей, а для пущего устрашения переходы «украшали» человеческими костями, изображениями демонов и прочей нечисти.

В мифологии лабиринт является символом смерти и возрождения. Он защищает место, наделенное особой силой, и ограничивает доступ к нему. Это место воплощает зону перехода между двумя мирами, а сам лабиринт является символическими вратами.

Первые похожие на лабиринт наскальные рисунки появились на Земле еще в каменном веке. Трудно сказать, что имел в виду доисторический художник, высекая извилистые линии и спирали, но идея передавалась сквозь века, превратившись наконец в глобальный символ — семь линий, закрученных вокруг центра.

Древнейшим из найденных считают знак лабиринта, нацарапанный на стене усыпальницы в Луззанасе на острове Сардиния, возведенной как минимум четыре тысячи лет назад. В последнее время лабиринты, некогда полные сакрального смысла, стали обычным атрибутом парков и аттракционов, меняясь и усложняясь по мере того, как трансформировались представления человека о мироздании, своеобразной моделью которого и был лабиринт.

Одно упоминание о лабиринте рисует в воображении современного человека необычайно сложное, запутанное хитросплетение ходов, узких троп и тупиков, окруженных каменными стенами. Такой привычный для нас образ на самом деле далек от «первоисточника». Большинство древних «классических» лабиринтов создавалось по одинаковому, вполне определенному шаблону с одной-единственной очень извилистой тропой, ведущей от входа к центру. Таковы сохранившиеся до наших дней петроглифы в виде лабиринтов, обнаруженные в Галисии, на северо-западе Испании, и датируемые 2000 годом до н. э., глиняные таблички с изображением лабиринтов, найденные в греческом городе Пилосе, возраст которых 3 000 лет, рисунки лабиринтов, нацарапанные на руинах в турецком Гордионе, относящиеся к 750 году до н. э.

Египетский лабиринт

Самый древний лабиринт находился рядом с озером Биркет-Ка-рун, расположенным к западу от реки Нил, неподалеку от города Каир. Он был построен еще в 2300 году до нашей эры и представлял собой окруженное высокой стеной здание, где было полторы тысячи наземных и столько же подземных помещений. Общая площадь лабиринта составляла 70 тысяч квадратных метров. Посетителям не разрешалось осматривать подземные помещения лабиринта, там располагались гробницы для фараонов и крокодилов — священных в Египте животных.

Над входом в египетский лабиринт были начертаны такие слова: «безумие или смерть — вот что находит здесь слабый или порочный, одни лишь сильные и добрые находят здесь жизнь и бессмертие». Много легкомысленных вошло в эту дверь и не вышло из нее. Это бездна, которая возвращает назад лишь смелых духом.

Сложная система коридоров, дворов и комнат в лабиринте была такой запутанной, что без проводника посторонний человек никогда не смог бы найти в нем дорогу или выход. Лабиринт был погружен в абсолютный мрак, а когда открывали некоторые двери, то они издавали ужасный звук, похожий на раскаты грома или рев тысячи львов.

Перед большими праздниками в лабиринте проводили мистерии и приносили ритуальные жертвы, в том числе человеческие. Так древние египтяне выказывали свое уважение богу Себеку — огромному крокодилу. В древних манускриптах сохранились сведения о том, что в лабиринте действительно обитали крокодилы, достигавшие 30 метров в длину.

 

Критский лабиринт

Самый знаменитый лабиринт находится в Кноссе на острове Крит. Это копия египетского лабиринта, в одну сотую его величины. Построил этот лабиринт афинский скульптор Дедал.

За свою долгую историю критский лабиринт несколько раз разрушался и отстраивался вновь, а в 1380 году до нашей эры был разрушен и заброшен окончательно, пока английский археолог А. Эванс не обнаружил загадочное иероглифическое письмо в Оксфордском музее. В письме говорилось о древнем лабиринте. В 1900 году археолог прибыл на Крит и начал раскопки.

Артур Эванс вел раскопки почтм 30 лет и раскопал не город, а дворец, равный по площади целому городу. Это и был знаменитый Кносский лабиринт, который представлял собой сооружение общей площадью 22 тыс. квадратных метров, имевшее как минимум 5-6 надземных уровней-этажей, соединенных проходами и лестницами, и целый ряд подземных склепов. Критский лабиринт оказался не выдумкой древних, а настоящим чудом архитектуры, в котором было что-то непонятное разуму.

Так, попав в критские парки и дворцы, человек даже не подозревал, что вошел в лабиринт, гранитный исполин в это время начинает вытягивать жизненные силы из жертвы. Древние знали, что проводить длительное время в лабиринте нельзя, иначе можно тяжело заболеть.

По легенде в Критском лабиринте обитал Минотавр — человек с головой быка, которому каждый месяц приносили в жертву 7 девушек и 7 юношей. Страшный обряд прервался благодаря храброму Те-сею, который осмелился войти в лабиринт и уничтожил чудовище.

Эванс не нашел следов мифического животного, но кое-что в лабиринте все-таки говорило в пользу древней легенды. Один из залов украшала фреска, изображавшая гиганта с бычьей головой. Под гранитной плитой в этом же зале было найдено множество человеческих костей. Уж не останки ли это жертв минотавра?

Древнегреческий историк Плиний упоминал о лабиринтах на острове Самос и Лемнос в Средиземном море.

В городе Помпеи, погибшем в результате извержения Везувия в 79 году н. э., тоже находилось два лабиринта. Один из них, «Дом с лабиринтом», известен удивительным мозаичным полом, на котором изображена борьба Тесея с Минотавром.

Мальчики в Римской империи играли в лабиринтах, выложенных на полях или на мостовых. Считалось, что так закаляются их души и тела. Если ребенка хотели наказать, его бросали в лабиринте на ночь. Выживет — станет настоящим воином. Хочется отметить, что в то время в лабиринтах хватало диких птиц и хищников. Так что закалка у юных центурионов была еще та.

Были свои лабиринты в Индии — в храме Хапебт в Майсуре, а в Китае лабиринты строились при входе в каждый город и даже дом. Жители Поднебесной верили, что лабиринты спасают от алых духов. Демоны могут летать только по прямой, и если построить вход з дом в виде лабиринтов, можно уберечь свое жилище от злых духов.

В Скандинавии на побережье Балтийского моря находится более 600 каменных лабиринтов. Многие из них построены местными рыбаками, которые верили, что, проходя через них, обеспечивают себе хороший улов и счастливое возвращение.

В России тоже есть свои лабиринты. Так, на Соловецких островах насчитывается около 30 лабиринтов и более 1000 насыпей-курганов и разнообразных символических узоров из камня. Большинство из них относится ко 11-1 тысячелетиям до н. э. До сих пор эти сооружения остаются одними из самых загадочных мест на Земле. На них нет никакой растительности, кроме мхов и ягодников. Высаженные растения и деревья погибают, а животные избегают этих мест.

 

В Европе особенное распространение получили лабиринты из дерна: дерновый холмик в центре и ведущие к нему дорожки в виде неглубоких канавок. Обычно эти лабиринты делались в форме круга диаметром от 9 до 18 метров. Но были и квадратные, и многоугольные дерновые лабиринты, а также те, что имели поистине огромные размеры.

— С конца ХV века лабиринты начали появляться в храмах, на плитках церковного пола. Такие напольные изображения лабиринтов стали неотъемлемой частью наказания, когда раскаивающийся грешник должен был пройти на коленях по всем изгибам и поворотам лабиринта. Такая епитимья налагалась на тех, кто не мог совершить паломничество к святым местам, и называлась «дорога в Иерусалим».

 

 С распространением христианства древний языческий символ лабиринта постепенно изменился и стал восприниматься как аллегорический образ тернистого пути человека к Богу или крестный путь Христа. Лабиринт в христианской философии и архитектуре становится метафорой материального мира, проходя через который человек должен сразиться с Минотавром — Сатаной.

В лабиринте соблазнов и грехов человек, подобно Тесею, может уповать только на собственную стойкость и спасительную нить Ариадны — Веру. Подобная трактовка символа лабиринта обусловила изменения в его дизайне. К XII веку доминирующим в христианской традиции становится лабиринт с одиннадцатью дорожками — это число для средневекового христианина символизировало понятие «грех». Наложение креста поверх концентрических дорожек привело к утверждению квадрантной формы лабиринтов, хотя зачастую сохранялась и приверженность классической конфигурации.

Именно в этот период подобные изображения появляются на полах церквей и соборов Европы. Великолепные лабиринты, выложенные цветными камнями, керамической плиткой, мрамором, порфиром, украшали полы храмов в Шартре, Павии, Пьяченце, Амьене, Реймсе, Сент-Омере, Риме. Многие из них были декорированы аллегорическими изображениями Тесея и Минотавра, сценами из Священного писания. Назначение большинства церковных лабиринтов остается неясным. Высказываются предположения, что некоторые из них могли использоваться для правильного определения дня Пасхи. Часть лабиринтов, по-видимому, служила объектом созерцания и дискуссий в богословских беседах. Известно, что лабиринты в соборах Шартра, Реймса, Арраса и Санса стали своеобразной имитацией паломнического пути в Палестину и порой назывались «Путь в Иерусалим». В те времена для большинства верующих поход на Святую землю был невозможен, и они совершали его в символической форме — проходили весь церковный лабиринт на коленях, читая молитвы.

Искусство создания лабиринтов начало претерпевать значительные изменения с расширением представлений человека о мире. Великие географические открытия, успехи естественных наук, возникновение учения о множественности миров — все это отразилось на философском восприятии лабиринта — символа Вселенной и человеческой жизни. Постепенно исчезают лабиринты, в которых все заранее предопределено и путь возможен только по одной, раз и навсегда проложенной дорожке.

На смену им приходят все более сложные, с многочисленными вариантами проходов, где человек сам выбирает путь среди запутанных тропинок и тупиков. Подобные лабиринты из живой изгороди стали непременной деталью многих садов и парков Европы, превратившись в весьма популярное развлечение для аристократии.

Многочисленные лабиринты, отличающиеся разнообразием и изысканным вкусом, были устроены во владениях могущественного клана Гонзаго из Мантуи, прогулка по лабиринту, созданному в 1669 году в версальском саду, считалась увлекательным путешествием, а лабиринт, высаженный в 1670 году в саду виллы Альтьери в Риме, стал излюбленной забавой Папы Климента X, которому нравилось наблюдать за попытками своих слуг отыскать выход.

Наибольшего расцвета искусство создания «живых» лабиринтов достигло в Великобритании, превратившись в один из национальных символов королевства. До наших дней сохранился знаменитый лабиринт в Хемптон-Корте, устроенный в 1690 году для Вильгельма Оранского. По старинным гравюрам был восстановлен великолепный образец лабиринта в саду Тюдоров в Хэтфилд-Хауз в Хетфордшире, по-прежнему поражает извилистостью троп лабиринт из лавровых кустов в Глендерген-Хауз в Корнуолле, высаженный в 1833 году. Сегодня лабиринты, все более усложняясь, создаются на основе математических моделей и теорий. Устроенные в парках и на туристских маршрутах, они предлагают захватывающее интеллектуальное развлечение, испытание на сообразительность и удачливость.

Главной неразгаданной загадкой древнего символа остается его происхождение. Десятки гипотез, высказанных на этот счет, так и не смогли объяснить возникновение, а затем распространение по всему миру затейливого рисунка извилистой дорожки. Возможно, этот образ был подсказан самой природой — спиралевидные и лабиринтные формы характерны для раковин некоторых моллюсков, различимых в колонии кораллов, подземных ходов муравейников.

Быть может, древние художники, часто рисовавшие простые спирали и извилистые линии, постепенно совершенствуя и усложняя эти геометрические фигуры, тем самым пришли к символу лабиринта. На роль его «прародителей» претендуют и наскальные изображения концентрических колец в виде чаши или углубления, относящиеся к эпохе неолита и распространенные вдоль всего Атлантического побережья Европы. Ряд исследователей полагают, что эволюция именно этих форм привела к возникновению символа лабиринта. Наконец, высказываются предположения, что лабиринтный рисунок мог появиться при попытках древнего человека изобразить сложное движение солнца и планет.

История лабиринта по-прежнему не закончена. Его дороги, словно бесконечная лента времени, стремятся все дальше, уводя человека к неведомой цели, которая тем желаннее, чем менее предсказуем путь в лабиринте.

Суеверия из лабиринта

— В древности изображение лабиринта считали прекрасным оберегом. Так, индейские племена тохоно и пима из американского штата Аризона и сегодня, как и тысячи лет назад, плетут корзины из сухих стеблей, корней и листьев растений, растущих в пустыне, и украшают их узором-лабиринтом с целью защитить себя от злых духов. В Пакистане и Исландии символы лабиринта вырезают на самом высоком дереве в саду, чтобы отпугивать воришек. В Шри-Ланке узор лабиринта вплетают в ткань для одеял и в основу ивовых корзин; в Скандинавии и Индии выкладывают лабиринт из камней в пустынных местах или на побережье, если хотят исполнения своего заветного желания. Правда, тут есть свое но. Считается, что лабиринт в обмен на исполненную мечту отнимает у человека семь лет жизни.

— Отправляясь в опасное место, можно попробовать нарисовать узор лабиринта на ладони. И беда обойдет вас стороной.

— В лабиринт не берут детей до семи лет и стариков, перешедших 70-летний рубеж. Лабиринт якобы может отнять души тех и других.

— Не ходят в лабиринт и беременные женщины — есть примета, что иначе ребенок может запутаться в пуповине.

— Злых духов, обитающих в лабиринте, можно обмануть, если надеть на себя чужие вещи. Так, если вы заблудились в лабиринте, поменяйтесь со своим спутником одеждой, и выход скоро найдется.

— В переходах лабиринта и на его фоне лучше не фотографироваться, могут начаться неприятности в жизни и проблемы с памятью и зрением.

— Если, стоя в центре лабиринта, загадать желание, а потом быстро найти выход, можете считать, что ваше желание быстро исполнится.

— Чтобы избежать коварства лабиринта, нужно оставить какую-нибудь вещь в дар, например, бросить монетку.

взято у https://www.life360.ru/kolobok/ 

Источник