Какое свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на земле обмен

Какое свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на земле обмен thumbnail

Часть 1.

Ответом к заданиям 1–25 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Для вашего удобства данные задания оснастили радио-кнопками. Работать со смартфона будет проще.

1

1

Какое свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на Земле?

1. обмен веществ

2. раздражимость

3. размножение

4. изменчивость

2

2

Согласно клеточной теории, клетки всех организмов

1. сходны по химическому составу

2. одинаковы по выполняемым функциям

3. имеют ядро и ядрышко

4. имеют одинаковые органоиды

3

3

Первичная структура молекулы белка, заданная последовательностью нуклеотидов иРНК, формируется в процессе

1. трансляции

2. транскрипции

3. редупликации

4. денатурации

4

4

Набор хромосом в соматических клетках человека равен

1. 48

2. 46

3. 44

4. 23

5

5

Какие животные имеют прямое постэмбриональное развитие?

1. земноводные

2. бабочки

3. млекопитающие

4. плоские черви

6

6

Какова вероятность рождения ребёнка без веснушек, если у женщины веснушки отсутствуют, а оба родителя её мужа имеют веснушки и гомозиготны по этому признаку? (А – наличие веснушек)

1. 0%

2. 25%

3. 75%

4. 100%

7

7

Мутации в клетках живых организмов вызывает

1. ультрафиолетовое излучение

2. избыточное освещение

3. инфракрасное излучение

4. видимый свет

8

8

В селекции явление гетерозиса объясняется

1. кратным увеличением числа хромосом

2. изменением генофонда сорта или породы

3. переходом многих генов в гомозиготное состояние

4. гетерозиготностью гибридов

9

9

В соответствии с современной системой органического мира лишайники –

1. группа низших споровых растений, первыми освоивших сушу

2. комплексные организмы, образованные из клеток и неклеточных форм

3. комплексные организмы, состоящие из грибов, водорослей или цианобактерий

4. группа организмов, утратившая многие органы в связи с паразитизмом

10

10

В растении вода и минеральные вещества поступают из корня к листьям по

1. лубу

2. древесине

3. сердцевине

4. пробке

11

11

Главный признак, по которому цветковые растения относят к одному классу, –

1. строение семени

2. строение плода

3. совместное обитание

4. способ размножения

12

12

Изображённый на рисунке организм размножается

Какое свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на земле обмен

1. делением надвое

2. с помощью гамет

3. почкованием

4. спорами

13

13

Выберите один из характерных признаков типа хордовых животных.

1. нервная система в виде трубки

2. брюшная нервная цепочка

3. однокамерное сердце

4. пятипалые конечности

14

14

Сходство нервной и мышечной тканей состоит в том, что они обладают свойством

1. сократимости

2. проводимости

3. возбудимости

4. воспроизведения

15

15

В печени избыток глюкозы преобразуется в

1. гормоны

2. адреналин

3. ферменты

4. гликоген

16

16

При недостатке йода в организме человека нарушается функция

1. щитовидной железы

2. поджелудочной железы

3. гипофиза

4. надпочечников

17

17

Что характерно для внешнего торможения рефлексов?

1. формируется в нейронах вегетативной нервной системы

2. образуется под влиянием условного раздражителя

3. появляется при возникновении сильного раздражителя

4. не развивается в нейронах функционирующей рефлекторной дуги

18

18

Какое правило необходимо соблюдать для предупреждения плоскостопия?

1. Обувь должна быть изготовлена из натуральной кожи.

2. Обувь должна иметь небольшой каблук.

3. В качестве домашней обуви использовать шлёпанцы.

4. Не следует летом ходить босиком.

19

19

Укажите положение, соответствующее эволюционной теории Ж.-Б. Ламарка.

1. Все организмы обладают способностью к быстрому увеличению численности.

2. Жизненные ресурсы для любого вида организмов ограничены.

3. В условиях борьбы за существование выживают и дают потомство наиболее приспособленные виды.

4. В каждом организме изначально заложено стремление к совершенству.

20

20

Результатом действия популяционных волн считают

1. изменение соотношения редких аллелей в популяции

2. повышение уровня организации организмов в отдельных популяциях

3. понижение уровня организации организмов

4. приспособленность организмов к условиям внешней среды

21

21

Укажите пример ароморфоза.

1. приспособления растений к опылению ветром

2. млечные железы млекопитающих

3. видоизменённые листья верблюжьей колючки

4. обтекаемая форма тела рыб

22

22

В последнее время в окрестностях ряда городов наблюдается массовая гибель хвойных из-за

1. ухудшения климата

2. неблагоприятных погодных условий

3. сильного загрязнения почвы и воздуха

4. наличия у них листьев-иголочек

23

23

Какая из перечисленных экосистем характеризуется наименьшим разнообразием видов?

1. дубрава

2. плодовый сад

3. хвойный лес

4. пойменный луг

24

24

Какова роль бактерий и грибов в круговороте веществ?

1. производители органических веществ

2. потребители органических веществ

3. разрушители органических веществ

4. разрушители неорганических веществ

25

25

Верны ли следующие суждения о сущности генеалогического метода изучения наследственности человека?

А. Сущность генеалогического метода состоит в изучении влияния внешней среды на организм человека.

Б. Генеалогический метод позволяет установить характер наследования признака и сцепленность его с полом.

1. верно только А

2. верно только Б

Читайте также:  Какие физические свойства вольфрама

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

В заданиях 26–28 выберите три верных ответа из шести.

26

26

Сущность гибридологического метода заключается в

1. скрещивании особей, различающихся по нескольким признакам

2. изучении характера наследования альтернативных признаков

3. использовании генетических карт

4. применении массового отбора

5. количественном учёте фенотипических признаков потомков

6. подборе родителей по норме реакции признаков

27

27

Покрытосеменные растения отличаются от папоротников тем, что

1. имеют двойное оплодотворение

2. образуют сухие и сочные плоды

3. имеют хлоропласты, в которых происходит фотосинтез

4. имеют вегетативные органы

5. имеют цветки разных размеров, формы, окраски

6. не нуждаются в воде при прорастании

28

28

В агроэкосистеме картофельного поля, в отличие от экосистемы луга,

1. отсутствуют консументы

2. высокая численность продуцентов одного вида

3. незамкнутый круговорот веществ

4. преобладают растительноядные насекомые

5. отсутствуют редуценты

6. нарушена саморегуляция

При выполнении заданий 29–32 к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. В ответе укажите цифры.

29

29

Установите соответствие между признаком объекта и формой жизни, для которой он характерен.

ПРИЗНАК ОБЪЕКТАФОРМА ЖИЗНИ
А) наличие рибосом1) неклеточная (вирусы)
Б) отсутствие плазматической мембраны2) клеточная (бактерии)
В) не имеют собственного обмена веществ
Г) характерна автотрофность
Д) размножение только в клетках хозяина
Е) размножение делением клетки

30

30

Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен.

ПРИЗНАК ЖИВОТНОГОКЛАСС
А) дыхание лёгочное и кожное1) Земноводные
Б) оплодотворение наружное2) Пресмыкающиеся
В) кожа сухая, без желёз
Г) постэмбриональное развитие 
с превращением
Д) размножение и развитие происходят на суше
Е) оплодотворённые яйца с большим содержанием желтка

31

31

Установите соответствие между функцией нервной системы и отделом, который эту функцию выполняет.

ФУНКЦИЯОТДЕЛ
А) посылает нервные импульсы к скелетной мускулатуре1) соматический
Б) контролирует деятельность внутренних органов2) вегетативный
В) влияет на сокращение гладкой мускулатуры
Г) регулирует работу сердца
Д) регулирует произвольные движения

32

32

Установите соответствие между животными и типом отношений между ними.

ЖИВОТНЫЕТИП ОТНОШЕНИЙ
А) муравьи и тля1) симбиоз
Б) носорог и воловья птица2) хищник – жертва
В) жук-плавунец и малёк рыбы
Г) щука и карась
Д) уж и лягушка

В задании 33 установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите цифры, которыми обозначены биологические процессы, явления, практические действия, в правильной последовательности.

33

33

Установите последовательность усложнения растений в процессе эволюции.

1. Голосеменные

2. Водоросли

3. Псилофиты

4. Покрытосеменные

5. Папоротники

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (36, 37 и т. д.), затем подробное решение. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

34

К каким экологическим последствиям могут привести лесные пожары?

Показать ответ

1) Сокращение численности растений

2) Увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере → прогресс в глобальном потеплении → появление парникового эффекта

3) Сокращение численности животных

4) Эрозия почвы

35

Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2, и опишите особенности их строения и функции.

Какое свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на земле обмен

Показать ответ

1) Цифрой 1 обозначено серое вещество спинного мозга. Оно состоит из клеток нейронов. Его функция – рефлекторная.

2) Цифрой 2 обозначено белое вещество спинного мозга. Оно состоит из проводящих отростков. Его функция – проводниковая.

36

Найдите три ошибки в приведённом тексте, исправьте их.

1. В процессе эволюции у пресмыкающихся возникли приспособления к размножению на суше. 2. Оплодотворение у них наружное. 3. Яйца содержат большой запас питательных веществ и покрыты плотной оболочкой: кожистой или скорлуповой. 4. Из отложенных яиц выходят личинки, которые не похожи на взрослых животных. 5. У некоторых видов пресмыкающихся развитие зародышей в яйцах происходит ещё в организме самки. 6. Детёныши выходят из яиц сразу после их откладки. 7. Такая особенность размножения (яйцеживорождение) – приспособление к жизни в южных областях распространения.

Показать ответ

Ошибки допущены в следующих предложениях:

2 – У пресмыкающихся оплодотворение внутреннее.

4 – Из отложенных яиц выходят особи, похожие на взрослых животных.

7 – Такая особенность размножения (яйцеживорождение) – приспособление к жизни в умеренном и северном климате.

37

Какие особенности внешнего строения рыб способствуют уменьшению затрат энергии при передвижении в воде? Назовите не менее трёх особенностей.

Показать ответ

1) Обтекаемая форма тела

2) Тело покрыто слизью

3) Чешуи налегают друг на друга в виде черепицы

38

Почему сов в экосистеме леса относят к консументам второго порядка, а мышей к консументам первого порядка?

Показать ответ

1) Консументы второго порядка – хищные животные. Совы питаются растительноядными животными, поэтому их относят к консументам второго порядка.

2) Консументы первого порядка – растительноядные животные. Мыши питаются растительной пищей, поэтому их относят к консументам первого порядка.

Читайте также:  Какое из указанных свойств характерно для всех неметаллов

39

Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦТТАЦГГГЦАТГГЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Генетический код (иРНК)

Какое свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на земле обмен

Какое свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на земле обмен

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

Показать ответ

ДНК: ЦТТ АЦГ ГГЦ АТГ ГЦТ

иРНК: ГАА УГЦ ЦЦГ УАЦ ЦГА

тРНК: ЦУУ АЦГ ГГЦ АУГ ГЦУ

Аминокислота: гли

40

Глухота – аутосомный признак; дальтонизм – признак, сцепленный с полом. В браке здоровых родителей родился ребёнок глухой дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, его пол, генотипы и фенотипы возможного потомства, вероятность рождения детей с обеими аномалиями. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте.

Показать ответ

Какое свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на земле обмен

4) Вероятность рождения ребёнка с обеими аномалиями = 6,25%.

5) Выполняется закон независимого наследования признаков.

Делитесь своими результатами или спрашивайте, как решить конкретное задание. Будьте вежливы, ребята:

Источник

Вопрос 1. Что такое жизнь? Попытайтесь дать свое определение.

Жизнь — это активное поддержание и воспроизведение определенной структуры, ко­торая обязательно включает белки, нуклеино­вые кислоты и представляет собой открытую систему. Понятие открытой системы, в свою очередь, означает способность к обмену веще­ствами и энергией с окружающей средой. Важнейший признак живых систем — исполь­зование внешних источников энергии в виде пищи, солнечного света и др. (см. также ответ на вопрос 1 к  2.10).

Вопрос 2. Перечислите основные свойства жи­вой материи.

Выделяют следующие основные свойства живой материи:

единство элементного химического со­става;
единство биохимического состава;
единство структурной организации;
дискретность и целостность;
обмен веществ и энергии;
способность к саморегуляции;
открытость;
размножение;
наследственность и изменчивость;
рост и развитие;
раздражимость и движение;
ритмичность.Вопрос 3. Объясните, в чем, по вашему мне­нию, заключаются принципиальные различия обме­на веществами в неживой природе и у живых орга­низмов.

В отличие от неживой природы, живые ор­ганизмы способны накапливать необходимые вещества, а также энергию в форме особых хи­мических соединений (АТФ). Кроме того, жи­вые организмы способны трансформировать химические вещества и превращать простые соединения в более сложные при помощи фер­ментов (часто с затратой энергии). Так, напри­мер, из мономера глюкозы синтезируются полимеры крахмал, гликоген, целлюлоза. Живые организмы обладают способностью ко­пировать наследственный материал. Такое копирование тоже является примером пре­образования простых веществ (отдельных нук­леотидов) в более сложные (нуклеиновые кис­лоты). Специальный комплекс ферментов спо­собен создать новую полинуклеотидную цепь по образцу материнской.

Вопрос 4. Каким образом связаны наследст­венность, изменчивость и репродукция в обеспече­нии жизни на Земле?

Способность живых организмов к репро­дукции (размножению) обеспечивает непре­рывность жизни на Земле и преемственность поколений. Воспроизведение базируется на ре­акциях матричного синтеза, идущих на основе молекул ДНК. Постоянство строения ДНК обеспечивает наследственность — способность организмов передавать свои признаки, свойст­ва и особенности развития из поколения в по­коление. Изменчивость — это свойство, проти­воположное наследственности. Она определя­ется как способность организмов существовать в различных формах, меняя свои признаки. Изменчивость создает разнообразный матери­ал для естественного отбора, который приво­дит к возникновению новых проявлений жиз­ни и новых биологических видов.

Вопрос 5. Дайте определение понятия «разви­тие». Какие формы развития вы знаете?

Развитие — это изменение строения и фи­зиологии организма с течением времени. При­нято выделять две основные формы разви­тия — онтогенез и филогенез.

Онтогенез (индивидуальное развитие) — это развитие живого организма от зарождения до момента смерти. Обычно онтогенез сопро­вождается ростом.

Филогенез (историческое развитие) — не­обратимо направленное развитие живой при­роды, сопровождающееся образованием новых видов и, как правило, прогрессивным услож­нением жизни.

Вопрос 6. Что такое раздражимость? Каково значение избирательной реакции организмов для их приспособления к условиям существования?

Раздражимость — это способность орга­низма реагировать на внешние воздействия и изменения собственной внутренней среды. От­ветную реакция организма на раздражения, осуществляемую при участии нервной систе­мы, называют рефлексом. Простейшие при­меры рефлексов: гидра втягивает щупальца в ответ на прикосновение или сильное движение воды; человек отдергивает руку, дотронув­шись до горячей поверхности; птенцы откры­вают клювы при появлении родителя на краю гнезда. Избирательность означает способность определенным образом реагировать на опреде­ленные стимулы. Она является необходимым свойством всякого нормального поведения. В результате в одних условиях организмы ре­ализуют пищевые рефлексы, а в других — брачное, родительское, оборонительное и мно­гие другие типы поведения.

Вопрос 7. В чем значение ритмичности процес­сов жизнедеятельности?

Читайте также:  Какие свойства у облепихи

Биологические ритмы направлены на при­способление организмов к меняющимся усло­виям существования. В качестве основных можно выделить суточные и сезонные ритмы. К суточным относят циклические изменения сна и бодрствования, гормонального фона, интен­сивности работы внутренних органов. Примера­ми сезонных ритмических процессов служат зимняя спячка, миграции птиц и рыб, размно­жение (брачные игры, постройка гнезда, воспи­тание потомства), линька — смена шерсти или перьев, цветение, плодоношение и листопад у растений (см. также ответ на вопрос 2 к  5.4).

1.2 Сущность жизни и свойства живого

4 (80%) 8 votes


На этой странице искали :

  • перечислите основные свойства живой материи
  • что такое жизнь попытайтесь дать своё определение
  • в чем значение ритмичности процессов жизнедеятельности
  • основные свойства живой материи
  • Каким образом связаны наследственность изменчивость и репродукция в обеспечении жизни на земле

Сохрани к себе на стену!

Источник

Живые системы имеют общие признаки:
1. единство химического состава свидетельствует о единстве и связи живой и неживой материи.

Пример:

в состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы, но в других количественных соотношениях (т. е. живые организмы обладают способностью избирательного накопления и поглощения элементов). Более (90) % химического состава приходится на четыре элемента: С, O, N, H, которые участвуют в образовании сложных органических молекул (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов).

2. Клеточное строение (Единство структурной организации). Все существующие на Земле организмы состоят из клеток. Вне клетки жизни нет.
3. Обмен веществ (Открытость живых систем). Все живые организмы представляют собой «открытые системы».

Открытость системы — свойство всех живых систем, связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалением продуктов жизнедеятельности (организм жив, пока в нём происходит обмен веществами и энергией с окружающей средой).

Обмен веществ — совокупность биохимических превращений, происходящих в организме и других биосистемах.

Обмен веществ состоит из двух взаимосвязанных процессов: синтеза органических веществ (ассимиляции) в организме (за счёт внешних источников энергии — света и пищи) и процесса распада сложных органических веществ (диссимиляции) с выделением энергии, которая затем расходуется организмом. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
4. Самовоспроизведение (Репродукция) — способность живых систем воспроизводить себе подобных.  Способность к самовоспроизведению является важнейшим свойством всех живых организмов. В её основе лежит процесс удвоения молекул ДНК с последующим делением клеток.
5. Саморегуляция (Гомеостаз) — поддержание постоянства внутренней среды организма в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды. Любой живой организм обеспечивает поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). Стойкое нарушение гомеостаза ведёт к гибели организма.
6. Развитие и рост. Развитие живого представлено индивидуальным развитием организма (онтогенезом) и историческим развитием живой природы (филогенезом).

  • В процессе индивидуального развития постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организма и осуществляется его рост (все живые организмы растут в течение своей жизни).
  • Результатом исторического развития является общее прогрессивное усложнение жизни и всё многообразие живых организмов на Земле. Под развитием понимают как индивидуальное развитие, так и историческое развитие.

7. Раздражимость — способность организма избирательно реагировать на внешние и внутренние раздражители (рефлексы у животных; тропизмы, таксисы и настии у растений).
8. Наследственность и изменчивость представляют собой факторы эволюции, так как благодаря им возникает материал для отбора.

  • Изменчивость — способность организмов приобретать новые признаки и свойства в результате влияния внешней среды и/или изменений наследственного аппарата (молекул ДНК).
  • Наследственность — способность организма передавать свои признаки последующим поколениям.

9. Способность к адаптациям — в процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды (адаптации). Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.
10. Целостность (непрерывность) и дискретность (прерывность). Жизнь целостна и в то же время дискретна. Эта закономерность присуща как структуре, так и функции.

Любой организм представляет собой целостную систему, которая в то же время состоит из дискретных единиц — клеточных структур, клеток, тканей, органов, систем органов. Органический мир целостен, поскольку все организмы и происходящие в нём процессы взаимосвязаны. В то же время он дискретен, так как складывается из отдельных организмов.

Отдельные свойства, перечисленные выше, могут быть присущи и неживой природе.

Пример:

для живых организмов характерен рост, но ведь и кристаллы растут! Хотя этот рост не имеет тех качественных и количественных параметров, которые присущи росту живого.

Пример:

для горящей свечи характерны процессы обмена и превращения энергии, но она не способна к саморегуляции и самовоспроизведению.

Следовательно, все перечисленные выше свойства характерны для живых организмов только в своей совокупности.

Источники:

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. 9 класс // ДРОФА.
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10–11 класс // ДРОФА.

Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.

https://900igr.net/kartinki/geografija/Krugovoroty-v-biosfere/005-Priznaki-zhivogo.html

Источник