Какое свойство определяет марку бензина
Заправляя машину, практически никто не интересуется составом залитого в бак бензина и его физико-химическими аспектами. Многие владельцы авто делают это машинально, по привычке или интуитивно. Рассмотрим детальнее, что надо знать про марки бензина, их многообразие и особенности.
Маркировка бензина
Чтобы бензин мог выполнять функции моторного топлива, он должен обладать рядом потребительских свойств, таких как:
- горючесть;
- минимум нагара;
- испаряемость;
- детонирующая способность
- окислительная активность.
В современных бензинах для получения топлива с заданным качеством смешивают несколько компонентов, при этом рационально используя свойства каждого из них. Среди основных показателей конечного продукта: фракционный состав и стойкость к детонации.
Маркировка включает букву «А» (автомобильный бензин), а также цифры минимального октанового числа (ОЧ), определяемого по исследовательскому или моторному способу. Для северных и северо-восточных районов подходят зимние бензины, для всех остальных — летние модификации. С 2003 года в РФ не производится этилированный бензин. Это позволило, пусть и частично, снизить токсичность выхлопных газов.
Какие марки бывают
Прежде чем стать бензином, нефть перерабатывается на соответствующих предприятиях. Полученный в результате продукт должен отвечать ГОСТу 2084-77 или 51105-97. Последний соответствует высоким европейским стандартам экологической безопасности и качества, но при этом маркировка бензина имеет несколько иную терминологию.
Нормаль 80
Бензин марки Нормаль используется для заправки грузового автотранспорта. Преимущества продукта:
- присутствие антиокислительной присадки Агидон-1 (0,013%);
- отсутствие монометиланилина, который провоцирует опухолевые процессы в организме человека и вредит окружающей среде;
- отсутствие тяжелых металлов, в том числе и соединений свинца;
- определение ОЧ по исследовательскому методу.
Такое топливо содержит около 8,2 мг/кг серы. Благодаря этой особенности двигатели не повреждаются нагаром и служат гораздо дольше.
Регуляр 92, АИ 92
Популярная марка горючего, которая используется в карбюраторных и инжекторных двигателях. Особенности продукта:
- отсутствие присадок, разрушительных для топливной системы и вредных для окружающей среды;
- высокий класс экологичности — К5;
- температура кипения в диапазоне от +33 до +205°C;
- ОЧ, определенное исследовательским методом и равное 92,6;
- отсутствие монометиланилина — примеси, токсичной для человека.
Для разного времени года и разных регионов предусмотрены летняя и зимняя разновидности марки Регуляр-92. В зимнем бензине выше массовая доля низкокипящих углеводородов. Продукт также используется, как растворитель жирных пятен на тканях и сырье при изготовлении парафина.
Премиум 95, АИ 95
Высокооктановый бензин, в основе которого:
- дистиллятное сырье;
- бензин, полученный при каталитическом крекинге;
- добавки: газовый бензин, изопарафиновые (ароматические) элементы.
В продукте нет ядовитого тетраэтилсвинца, мало серы и аренов. Он не вреден для окружающей среды. Содержит присадки, обеспечивающие антидетонационные свойства.
В разновидности Экстра АИ-95 массовая доля свинца на 30% меньше, чем в АИ-95. Кислородсодержащие компоненты повышают полноту сгорания бензина и обеспечивают равномерное распределение детонационных свойств. Все вместе они снижают износ двигателя, облегчают его запуск, обеспечивают более экономичный расход по сравнению с Регуляр-92. Таким топливом заправляют в основном зарубежные автомобили.
АИ 98
Бензин марки Супер, содержащий метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) в качестве октаноповышающего компонента, который также добавляется для полного сгорания топлива, удаления нагара и других отложений на двигателе. Экологическая безопасность продукта соответствует высоким европейским уровням: 3, 4 и 5. В бензин не включены: метанол, металлические присадки и олефиновые углеводороды, но могут использоваться: изооктан, изопентан и толуол.
Значение букв АИ в названии топлива
В аббревиатуре АИ первая буква означает назначение продукта «Автомобильный». Буква «И» говорит о том, что октановое число данной марки было определено исследовательским способом (ИОЧ). Суть метода состоит в тестировании бензина при небольших и средних нагрузках, для которых характерна:
- температура всасываемого воздуха, равная 52°C;
- угол опережения зажигания — 13°;
- частота вращения коленчатого вала — 600 об/мин;
- переменная степень сжатия.
Моторный метод (МОЧ) тоже проводится с использованием двухтактного двигателя, но имитирует более жесткие условия, такие как:
- температура всасываемого воздуха — 149°C;
- частота вращения коленвала — 900 об/мин.
Такой режим проявляется при езде в гору и любой другой высокой нагрузке на двигатель. АМ всегда ниже, чем АИ. Эта разница называется чувствительностью топлива.
В так называемых экспортных бензинах А-80 и А-92 маркировка не содержит буквы «и», но, тем не менее, ОЧ в них определено при помощи исследовательского метода.
Основа марки бензина — октановое число
Октановое число — это безразмерный и относительный показатель детонационной стойкости топлива. Чем выше ОЧ, тем топливо больше сопротивляется детонации. В группе АИ различают 4 марки бензина, различающиеся составом, свойствами и октановыми числами. Бензин марки АИ-95 менее качественный по сравнению с АИ-98.
Эталонами для определения октанового числа являются 2 предельных углеводорода:
- изооктан (2,2,4-триметилпентан) — вещество, которое даже при высокой степени сжатия практически не самовоспламеняется. Его октановое число принято за единицу или 100%;
- н-гептан, который хорошо взрывается и имеет минимальное октановое число, равное 0.
Если первого 92%, а второго 8%, получается бензин АИ-92.
Суть термина более понятна, если рассматривать такт сжатия поршнем топливно-воздушной смеси. В этот момент смесь, находящаяся под давлением, может самостоятельно воспламениться еще до попадания в нее искры от свечи зажигания. Промежуточные перекисные соединения, которые накапливаются в верхней части цилиндра провоцируют взрыв. При этом пламя начинает распространяться с огромной скоростью (до 2500 м/с). В результате многократного отражения ударной волны возникает вибрация, появляется характерный металлический стук и шум. Собственно это явление и называется детонацией.
Долгое время в качестве антидетонатора использовался тетраэтилсвинец. Сегодня этилированный бензин не используется по причине чрезвычайной токсичности, а ОЧ повышают другими антидетонационными присадками.
В бак автомобиля следует заливать марку бензина, рекомендуемую производителем. Высокооктановый продукт вреда транспортному средству не нанесет. Наоборот, при медленной скорости горения топлива повышается его КПД, экономичность, отдача двигателя и другие важные показатели. Кроме этого, у качественного бензина более стабильный состав и свойства, а также менее токсичные продукты горения. В современных авто, комплектованных ЭБУ, настройки корректируются в зависимости от ОЧ и качества горючего.
Вот и получается, что для атмосферного мотора в бак следует залить топливо марки АИ-95, но АИ-92 тоже допускается. Если в основу брать степень сжатия, то при показателях ниже 10 подойдет АИ-92, а если выше, то только АИ-95. Турбированные двигатели требуют только Экстра АИ-95 или АИ-98, но никак не 92-й бензин.
Подводя итог, следует отметить, что не получится сохранить двигатель и сэкономить на бензине. Только качественный продукт, купленный на сертифицированной заправке, может гарантировать долголетие «железному коню» и спокойную жизнь его владельцу.
Бензин — продукт нефтепереработки знакомый каждому водителю. Большинство современных автомобилей нуждаются именно в этом виде топлива. Автовладелец, подъезжая на заправку, первое, что видит на информационном табло – это марки бензина и их цены.
Загрузка …
В условиях современного экономического кризиса и постоянного роста цен на горючее, владельцу автомобиля особенно важно приобрести качественное топливо по приемлемой цене. Однако, зачастую водители выбирают не самое дешевое топливо. Как разобраться в многообразии марок бензина, и сделать оптимальный выбор по цене-качеству рассмотрим ниже.
Какие марки бывают?
Сам по себе бензин это жидкость, обладающая резким характерным запахом, прозрачного цвета. Но каждый вид бензина имеет свое обозначение, иными словами маркировку. Как расшифровывается маркировка представленного бензина, присвоенная самым распространенным маркам топлива? Запомнить простые правила довольно легко!
- буква «А» в маркировке АИ обозначает, что продукт автомобильный;
- буква «И», что октановое число получено исследовательским методом, он определен ГОСТом 8226-82;
- последующие после «АИ» цифры обозначают октановое число.
Существуют четыре вида неэтилированного бензина, получившее в наше время широкое распространение. Основным различие служит октановое число горючих веществ. Привычная маркировка бензина, такая как АИ-80, АИ-92, АИ-95, АИ-98 обозначает именно этот показатель.
Если говорить доступным языком, октановое число — это способность бензина к сопротивлению, то есть процессу самодетонации при сжатии. Детонация — это химический процесс, характеризующийся воспламенением цилиндров двигателя автомобиля.
По своим физическим свойствам детонация напоминает ударную волну. В процессе физической детонации подается необходимый заряд энергии в двигатель автомобиля, который и обеспечивает необходимый толчок для дальнейшего движения машины.
Следует запомнить, что в целях корректной работы двигателя данное октановое число должно соответствовать рекомендуемому показателю, указанному производителем автомобиля.
Например, в странах СНГ производят разные виды горючего: А-72, А-76, А-80, АИ-91, АИ-92, АИ-93, АИ-95 и АИ-98. При этом они могут быть и этилированными, что как мы выяснили совсем не безопасно, а также подразделятся на летние и зимние виды. Этилированные бензины должны иметь свою окраску:
- А-72 – имеет розовый цвет;
- А-76, как правило, насыщенного желтоватого цвета;
- АИ-93 – красный с оранжевым оттенком;
- АИ-98 – имеет насыщенный синий цвет.
В других развитых странах в основном распространены две марки бензина «Премиум» и «Регуляр». В горючем марки «Премиум» октановое число колеблется в пределах 97-98. Бензин «Регуляр» – это сорт похуже, там октановое число от 90 до 94. А в Англии и США можно встретить топливо «Супер», в нем октановое число может достигать цифры 102.
Как определяют октановое число?
Весь бензин должен проходить обязательную проверку, перед тем, как быть разлитым по тарам. На сегодня распространены два метода определения октанового числа топлива — исследовательский и моторный. Важно, чтобы перед тем, как топливо поступит в массовую продажу, оно было проверено на соответствие утвержденному ГОСТу.
Исследовательский метод. Данный способ определения точного показателя октанового числа является самым распространенным. Его осуществляют на специальной одноцилиндровой машинной установке. Само исследование происходит с помощью применения электронного динамометра. Сначала проводятся соответствующие замеры детонации.
Далее полученные данные сравниваются с эталонными значениями детонации двух бензолов — изооктана и н-гептана. Октановое число Принято считать, что у изооктана равно сто, а октановое число н-гептана равно нулю. При смешивании их в различных пропорциях получают эталонные значения потребительских марок бензина.
Чтобы проще было понять этот процесс, следует представить, что, к примеру, смешивая восемьдесят частей изооктана и двадцать частей н-гептана, в итоге можно получить бензин нормаль-80. После заливки бензина в специальную установку определяют, при какой степени сжатия обычное загорание бензина переходит во взрывоопасное состояние.
Моторный метод. Моторный метод проводится в том же порядке, что и исследовательский. Единственным отличием является то, что моторный способ исследования октанового число топлива, осуществляется при более высокой температуре горючей смеси и высокими оборотами установки.
Для того, чтобы правильно подобрать топливо для вашей машины рассмотрим каждую из марок более подробно.
Марка топлива Нормаль-80
Эта марка топлива является самой низкой по признаку октанового числа. Входит в группу бензинов, производимых по качеству ГОСТа Р51105-97. Характеризуется октановым числом по моторному методу исследования — 76, по исследовательскому методу — показатель 80. Содержит довольно низкий показатель свинца на кубический метр. Как правило, он не должен превышать 1 сотую долю грамма. Марка Нормаль-80 бензина очень схожа по химическому составу с АИ-92.
Данное топливо может быть как этилированным, так и неэтилированным. Отличительной особенностью является низкая плотность, обычно в пределах 700-750 грамм на дециметр кубический. Измерения проводятся при температуре не выше 15 градусов по Цельсию. Общепринятый цвет бензина должен быть прозрачным, чистым. Запах ярко выраженный, характерных для всех нефтепродуктов. Этот вид низкооктанового горючего используют для спецтехники и грузовых автомобилей.
Марка топлива Регуляр-92 (АИ-92)
Является самой востребованной маркой топлива в России на сегодняшний день. Эта марка отличается более высоким октановым числом, чем нормаль-80. Входит в группу бензинов, производимых по качеству ГОСТа Р51105-97. Характеризуется октановым числом по моторному методу исследования — 83, по исследовательскому методу — показатель 92.
Отличительной особенностью является более высокая плотность. Обычно в пределах 725-780 грамм на дециметр кубический. Измерения проводятся при температуре не выше 15 градусов по Цельсию. Цвет бензина АИ-92 является прозрачным, без примесей и оттенков. Запах ярко выраженный, характерных для всех нефтепродуктов. Содержание смол не более пяти миллиграмм на сто см кубических.
Массовая доля серы не превышает пяти сотых процентов. Этот вид низкооктанового горючего используют для спецтехники и грузовых автомобилей. Данное горючее больше подходит для автомобилей более старых годов выпуска. Также горючее этой марки используется для заправки мотокультиваторов, бензопил и триммеров.
Марка бензина Премиум-95 (АИ-95)
Топливо этой марки содержит октановое число 85 по моторному методу исследования, и 95, соответственно, по исследовательскому методу. Содержание свинца, смол, серы по объему аналогичны маркам топлива. Горючее этой марки является топливом наивысшего качества, за счет пониженного содержания свинца в своем составе.
Этот вид горючего используется в большинстве современных автомобилей. Цвет горючего прозрачный, без примесей. Данная марка топлива существенно увеличивает время разгона машины, его технические характеристики. В условиях города АИ-95 более выгоден для поездок, он сэкономит до 20% общего расхода топлива.
Марка топлива АИ-98
Данная марка топлива по моторному методу исследования содержит октановое число в пределе 88, исследовательский метод показывает 98. Топливо этой марки используется в высокотехнологичных двигателях и (или) оборудованных системой турбо надува. Если ваш автомобиль предназначен для езды на 95-м топливе, переплачивать и заливать АИ-98 нет смысла. Технические характеристики это не улучшит.
При выборе топлива для вашего автомобиля, можно ориентироваться как указанно выше. Однако лучше перед первой заправкой внимательно изучить руководство по эксплуатации автомобиля.
YouTube responded with an error: The request cannot be completed because you have exceeded your <a href=»/youtube/v3/getting-started#quota»>quota</a>.
Список используемой литературы:
- Бензин — Википедия
- Экономидес, М. Цвет нефти. Крупнейший мировой бизнес: история, деньги и политика/ Экономидес М., Олини Р. Издательство: «Олимп-Бизнес», 2004. 256 с.
- ПАО «Татнефть» — Главный портал «Татнефть»
- РуссНефть — www.russneft.ru
Бензин – практически бесцветная жидкость со специфическим запахом, представляющая собой сложное объединение углеводородных цепочек, различающихся по своей структуре. От этих цепочек, именуемых фракциями, зависят характеристики топлива: температуры кипения и замерзания, летучесть и другие свойства.
Производство бензина
Бензин является продуктом переработки нефти. Октановое число, так же как и чистота, определяет марку бензина. Основные способы получения данного вида топлива – это риформинг, крекинг и прямая возгонка.
Бензин также могут получать из природных и попутных газов, каменного угля и горючих сланцев. Его используют не только в качестве топлива, но и как растворитель, экстрактор и смывку, сырье в нефтехимической промышленности.
Несмотря на довольно широкий спектр применения, более 90% всего производимого в мире бензина идет на топливо для двигателей внутреннего сгорания. Существуют два основных типа бензинов: авиационные и автомобильные.
Марки бензина разнятся в зависимости от уровня качества: чем он выше, тем меньше проблем с эксплуатацией и обслуживанием транспортного средства.
Основной способ получения бензина – процесс крекинга, представляющий собой вторичную переработку нефтепродуктов. Во время крекинга тяжелые углеводороды расщепляются, увеличивая объем готовой жидкости на 60 %. Термический крекинг проводится при температуре более 500 оС, благодаря чему создаются марки бензина с октановым числом не более 70.
Сегодня топливо для авиационной и автомобильной техники производится на нефтеперерабатывающих заводах, оснащенных автоматизированным оборудованием. Поступающая в них нефть смешивается, отстаивается и хранится в специальных резервуарах. Затем она подвергается промывке, обезвоживанию и ректификации. В итоге из нее получают прямогонные бензины, отличающиеся высоким уровнем химической стабильности. Жидкости подвергаются очистке, из их состава удаляется сера, повышаются октановые показатели.
Первое использование прямогонных бензинов позволило повысить мощность и эффективность двигателей, однако успехи были кратковременными: топливная смесь взрывалась в камере сжигания при ее нагреве от сжатия. Детонация становилась причиной выхода моторов из строя. Решением этой проблемы стало использование специальных веществ – антидетонаторов. Самым эффективным из них считается тетраэтилсвинец. В итоге устойчивость бензинов к детонации стала оцениваться октановым числом, которое и получило наименование марки. Определяется она несколькими способами – исследовательским, моторным и температурным.
Требования к качеству бензина
Как авиационные, так и автомобильные должны соответствовать определенным требованиям, установленным ГОСТАми с целью обеспечения высоких эксплуатационных характеристик. К числу таких критериев относят пять основных:
- Фракционный состав.
- Стабильность химического состава.
- Испаряемость.
- Стойкость к детонации.
- Склонность к формированию нагара.
Фракционный состав
Фракционный состав оказывает на функциональность двигателя воздействие, характеризуемое несколькими свойствами. Первое из них – температура окружающей среды. От нее зависит процентное содержание легких фракций. Чем она ниже, тем большее количество фракций должно содержаться в топливе. При этом слишком большое их количество может привести к образованию паровых пробок.
Второе и третье – время, затрачиваемое на прогрев двигателя и степень износа цилиндров и поршней. Температура окружающей среды также оказывает немалое влияние на данные параметры, поэтому в летних и зимних сортах бензина фракционный состав различается. Плохая испаряемость бензина может стать причиной попадания в камеру сгорания и картер его жидкой фракции, что приводит к разжижению моторного масла и выходу из строя двигателя.
Химическая стабильность
Варьируется в зависимости от скорости окисления компонентов топлива и может стать причиной появления на свечах, клапанах и прочих узлах двигателя нагара. Химическая стабильность бензина – его способность сохранять свои свойства вне зависимости от окружающей среды.
Испаряемость
Определяет способность бензина переходить из жидкого состояния в газообразное и смешиваться с воздухом для образования горючей смеси. Испаряемость влияет на пуск двигателя и зависит от фракционного состава бензина.
Детонационные свойства
Способность бензина не воспламеняться при сжатии. Явление детонации – не самое приятное и безобидное, поскольку может привести к перегреву двигателя и выходу его из строя. Данный параметр зависит не только от состава топлива, но и от конструкции мотора.
Образование нагара
Присутствующие в составе бензина смолы становятся причиной образования нагара. Чаще всего он откладывается на карбюраторе, что привод к увеличению расхода топлива, понижению мощности и другим неисправностям. Предотвратить появление отложений можно путем добавления специальных присадок.
Марки бензина
Топливо маркируется в зависимости от его октанового числа: чем оно выше, тем больше устойчивость горючего к детонации, соответственно, его можно применять в двигателях, отличающихся высокой степенью сжатия топливной смеси. К примеру:
- Бензин А-76 – октановое число по моторному методу не меньше 76.
- Бензин марки 80 – октановое число не менее 80.
- Бензин марки 92 – октановое число не менее 92.
- Бензин АИ-95 – октановое число, соответственно, не менее 95.
Автомобильный бензин маркируется буквой «А», авиационный – буквой «Б», цифры, соответственно, являются его числовым индексом, или октановым числом. Если перед индексом стоит буква «И», значит, октановое число измерялось исследовательским способом. Отсутствие буквы говорит об использовании моторного метода.
Практическое использование бензина зависит от его основного свойства – устойчивости к детонации. Октановое число выражает данный параметр для автомобильного бензина. Для авиационного топлива его сортность является отражением антидетонационных свойств.
Марки автомобильных бензинов классифицируются именно по этому свойству. Для авиационного бензина после буквы «Б» — к примеру, Б/-100/130 – указывается октановое число, где в роли знаменателя выступает сорт топлива. Повысить устойчивость бензина к детонации можно добавлением в его состав специальных присадок – тетраэтилсвинца.
Маркировка топлива
На сегодняшний день в странах СНГ производится несколько марок бензина разных сортов: летних, зимних, этилированных, неэтилированных и малоэтилированных.
Этилированные марки бензина окрашиваются в разные оттенки, к примеру, А-72 розового цвета, АИ-93 – красно-оранжевого, АИ-98 – синего.
В зарубежных странах бензин выпускается двух основных марок: «Премиум» первого сорта с октановым числом 97-98 и «Регуляр» второго сорта с октановым числом 90-94. В США, Англии и некоторых других странах мира производится топливо «Супер», октановое число которого составляет 99-102.
На вопрос о том, какая марка бензина лучше, однозначно ответить нельзя: для каждого автомобиля используется определенный сорт бензина. Для импортных легковых автомобилей производитель рекомендует использовать топливо, октановое число которого не ниже 91-92, для автомобилей, выпущенных в 90-х годах, – с октановым числом не менее 94.
Характеристика бензина, марка бензина и его качество определяются содержанием в составе щелочей, кислот, сернистых и органических соединений и степенью его загрязнения. Нередко на АЗС стран СНГ можно столкнуться с низкокачественным топливом, использование которого может привести к преждевременному износу и выходу из строя двигателя автомобиля.
Современные ДВС требуют строгого соблюдения рекомендаций производителя относительно используемого топлива: заливается только тот бензин, марка которого указана изготовителем силового агрегата. Связано это со степенью сжатия топливной смеси, конструкцией двигателя и рабочим объемом цилиндров. К примеру, чем больше компрессия и объем камеры сгорания, тем выше октановое число у топлива. На одну долю в двадцать пять сотых сжатия приходится, по словам конструкторов, единица октанового числа.