Какое свойство наук роднит их с критериями традиционной научности

Вопросы.

Понятие «критерий научности».

Виды критериев научности.

Функции критериев научности в методологии научного познания.

1. Понятие «критерий научности».

Критерий – набор признаков, процедур, позволяющих достаточно четко отличить один предмет (вид знания) от другого (научное от ненаучного, истинное от ложного и т.д.). 

Есть критерий истинности научного знания – совокупность признаков, отличающих истинное научное знание от неистинного (ложного). Сюда относятся — эмпирическая подтверждаемость, логическое доказательство, интуитивная очевидность, успешное применение на практике и т.д.

Нас же интересует другое понятие. Критерий научности знания – совокупность признаков, свойств знания, позволяющих отличить научное знание от ненаучного (обыденного, практического, мифологического, религиозного), а также лженаучного (псевдонаучного) – алхимия, астрология, теология, пока ненаучного (уфология).

Выработкой критериев демаркации научного и ненаучного знания заняты различные направления философии науки: эмпиризм, априоризм, феноменология, конвенционализм, культурно-исторический релятивизм.

Единого (универсального) критерия научности не выработано. Причины: 1) разнообразие областей знания (минимально разделяющегося на естественнонаучную и гуманитарную части); 2) инновационностью, изменчивостью самого характера науки. Ее динамика не позволяет выработать ряд константных критериев научности.

2. Виды критериев научности.

«Критерии научности – неоднопорядковы, многослойны»[3]. Их разделяют на следующие группы:

1) универсальные критерии, отделяющие науку от ненауки;

2) исторически преходящие (переменные) нормативы;

3) дисциплинарные критерии, предъявляемые к отдельным отраслям научного знания[4]. Следовательно, решение проблемы соответствия тех или иных исследований критериям научности предполагает предварительно выявить: какие именно критерии научности следует здесь применить?

Ими могут быть исторически преходящие нормативы: «требования, предъявляемые к … допущениям и картинам мира, которые ориентированы на принятые в культурах исследовательские программы, идеалы знания»[5]. Например, в Античности и Средние века в европейской науке (физике и астрономии) доминировала геоцентрическая модель Вселенной, согласно которой Земля – ее центр. Практически все частные концепции принимали данную теорию в качестве базовой. Она задавала идеал познания, способствовала отделению научного знания от ненаучного. Но, начиная с XVI в., ситуация изменяется. Вместо геоцентрической модели мироздания создается гелиоцентрическая. При этом смена познавательной парадигмы обусловливает новые требования к демаркации знания, выступает как способ отделить в нем научное от ненаучного.

Недостаток «исторически преходящих» нормативов в том, что они часто меняются. В результате может получиться, что в одну эпоху какие-либо исследования – научны, в другую – нет. Следовательно, судить на их основе о степени научности полученной познавательной системы нельзя.

Рассмотрим «дисциплинарные критерии». Это — нормативы, отличающие различные типы наук, теорий, гипотез и т.д. друг от друга. На их основе выявляются неприемлемые в каждой из дисциплин способы получения знания. Так, «математика исключает качество, интенсивность; эмпирические науки – внеопытные, спекулятивные сущности; традиционная наука в целом исключает ценности»[6].  

Однако, по моему мнению, дисциплинарные критерии тоже далеко не всегда могут быть применены для определения степени научности каких-либо исследований. Во-первых, сюда не подходят междисциплинарные научные исследования (подобные синергетике, системному подходу). Кроме того, данные критерии «отображают не типические, а частные параметры науки»[7]. Когда надо решить вопрос о научности данного направления исследований глобально, однозначно, такие критерии тоже могут оказаться недостаточными.

В случае, когда степень научности определенной системы знаний не может быть установлена на базе переменных нормативов и дисциплинарных критериев научности, ее оценивают с позиции универсальных критериев научности. Они позволяют окончательно решить вопрос о научности/антинаучности какой-либо познавательной системы. Представляют собой «предельный ценностный базис, конституирующий понятие унитарной науки безотносительно к ее дифференцированности по предметно-методическим, профессиональным формам»[8]. Иными словами, лишь данные критерии задают основания, которые характеризуют строго научный свод знаний, отделяют его от ненаучных направлений анализа окружающего мира.

Количество универсальных критериев научности также не определено однозначно. Оно варьируется у различных ученых. Одни считают, что «здесь фигурируют такие нормативы, как формальная непротиворечивость, причинно-следственная связность, опытная проверяемость, рациональность, воспроизводимость, интерсубъективность и т.д.»[9]. Имеют место попытки расширения количества критериев научности: например, путем добавления сюда верификации и фальсификации[10]. В целом к настоящему времени получила распространение следующая их классификация (Алексеев, Панин)[11].

1. «Объективность»: независимость добытых знаний от мнения людей. Предметы и отношения должны быть показаны такими, как они есть на самом деле, без посторонних прибавлений.

2. «Рациональность»: знание должно основываться не на вере в авторитет, а быть достаточно обоснованным, доказанным рациональными способами.

3. «Эссенциалистская направленность», нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта.

4. «Системность знания», т.е. упорядоченность по особым принципам.

5. «Проверяемость»: научные знания проверяемы и должны быть подтверждены рациональными способами (методами). Этот критерий «признают представители всех направлений философии науки»[12]. Осуществляется на базе либо верификации, либо фальсификации.

6. «Интерсубъективность»: научные истины, воспроизводящиеся через практику, носят общезначимый характер. Они должны быть макимально независимы от воли субъекта. Хотя взятая по отдельности общезначимость (интерсубъективность) не может служить исчерпывающим критерием научности. Люди в силу разных причин (заблуждение, политические пристрастия и т.д.) могут быть сторонниками ложных теорий.

Г.Рузавин добавляет к указанным критериям непротиворечивость. Это — последовательность мышления, обеспечиваемая соблюдением в процессе познания законов формальной логики и прежде всего – закона исключенного третьего. Отказ от него привел бы к явной путанице в науке.

Вместе с тем любые критерии научности относительны, зависят от конкретных обстоятельств. Скажем, если у уфологии появится объект, она станет отраслью научного знания. Пока она находится за пределами науки.  

Источник

Тестовые задания целесообразно использовать для осуществления текущего и рубежного контроля (в этом случае используется итоговый тест). При разработке тестовых заданий автор придерживалась установки на отработку понятийного аппарата, используемого в практике проведения исследования социально-экономических и политических процессов. Благодаря избранной логике подачи материала (четырёхуровневость проведения практических занятий), усвоение учебного материала осуществляется более последовательно и эффективно.

Тест № 1

Контрольные вопросы Возможные ответы
   
Вопрос 1. Какое из перечисленных ниже свойств не является характерным для социального процесса:
 
Ответ 1 масштаб
Ответ 2. вектор
Ответ 3. состав
Ответ 4. управляемость
Вопрос 2.
Какое из перечисленных ниже явлений можно отнести к категории социального процесса?
 
Ответ 1. избирательная кампания
Ответ 2. социальная дифференциация
Ответ 3. муниципализация жилищного сектора
   
Вопрос 3. Какой из способов отображения социальных процессов не является элементом когнитивной актуализации?
 
Ответ 1. описание
Ответ 2. объяснение
Ответ 3. понимание
Ответ 4. адаптация
   
Вопрос 4. Какое свойство не является характерным для социально-экономических и политических процессов?
 
 
Ответ 1. многомерность
Ответ 2. динамизм
Ответ 3. неравномерность
Ответ 4. обратимость
   
Вопрос 5.
Целостность, выступающая в форме взаимосвязанных социальных структур, социальных норм и ценностей, регулирующих связи и отношения между людьми — это…
 
 
Ответ 1. социальное управление
Ответ 2. социальная система
Ответ 3. социальная граница
Ответ 4. социальный процесс
Вопрос 6. Какой из элементов
лежит в основе политического процесса?
 
Ответ 1. эффективность общественного производства
Ответ 2. власть
Ответ 3. деньги
Ответ 4. занятость
Вопрос 7. Выделение какого цикла является характерным для социально-экономического процесса:?
 
Ответ 1. инновации-инвестиции
Ответ2. цены-товар
Ответ 3. спрос-предложение
Ответ 4. вызов-реакция
Вопрос 8. Сколько стадий у типичного социального процесса? Ответ 1. 2 стадии
Ответ 2. 1 стадия
Ответ 3. 5 стадий
Ответ 4. неограниченное количество
Вопрос 9. Процессы, объяснение которых укладывается в известную наблюдателю схему называется…
 
Ответ 1. сложным
Ответ 2. направленным
Ответ 3. простым
Ответ 4. обратимым
Вопрос 10. С точки зрения способа стимулирования политических процессов выделяют…
 
Ответ 1. революционные и эволюционные
Ответ 2. стабильные и нестабильные
Ответ 3. внутриполитические и внешнеполитические
Ответ 4. естественные и санкционированные

Тест № 2

Контрольные вопросы Возможные ответы
   
Вопрос 1. Какой из методов не является общенаучным?
 
Ответ 1 индукция
Ответ 2. дедукция
Ответ 3. контент-анализ
Ответ 4. эксперимент
Вопрос 2. Какое
представление о человеке
присуще экономическому пониманию его природы?
 
 
Ответ 1. человек эгоистичен
Ответ 2. человек альтруистичен
Ответ 3. человек верит в авторитеты
Ответ 4. человек – иррациональное существо
   
Вопрос 3.
Какое из требований,
предъявляемых к научной гипотезе, выражает
необходимость
верификации полученных
в ходе её подтверждения результатов?
 
Ответ 1. релевантность
Ответ 2. проверяемость
Ответ 3. совместимость с существующим научным знанием
Ответ 4.. объяснительная или предсказательная сила
   
Вопрос 4. Что из
нижеперечисленного не
является социальным
институтом?
 
Ответ 1. политическая система общества
Ответ 2. банки
Ответ 3. образование
Ответ 4. преступность
   
Вопрос 5.
Какой принцип
системного
подхода непосредственно был разработан русским учёным А.А. Богдановым?
Ответ 1. принцип эквифинальности
Ответ 2. принцип слабого звена
Ответ 3. принцип функциональной эквивалентности
Ответ 4. принцип неопределённости
Вопрос 6.
Какое из свойств жёсткой
системы не является
характерным для неё?
 
Ответ 1. воспроизводимость
Ответ 2. верифицируемость
Ответ 3. детерминированность
Ответ 4. вариативность
Вопрос 7. Функцией какого
уровня социальной системы
в теории Т. Парсонса
является целедостижение (целеполагание)?
 
 
Ответ 1. организма
Ответ 2. личности
Ответ 3. общества
Ответ 4. культуры
Вопрос 8. Методологии какого подхода принадлежит процедура измерения трансакционных издержек? Ответ 1. эволюционизма
Ответ 2. функционализма
Ответ 3. бихевиоризма
Ответ 4. институционализма
Вопрос 9. Для какой науки характерно использование идиографического метода? Ответ 1. математика
Ответ 2. биология
Ответ 3. история
Ответ 4. химия
Вопрос 10. Какое свойство социальных наук роднит их с критериями традиционной научности? Ответ 1. историзм
Ответ 2. типичность социальных фактов
Ответ 3. язык
Ответ 4. ценностное отношение к действительности
   

Тест № 3

Контрольные вопросы Возможные ответы
   
Вопрос 1. С чего должна начинаться подготовка
научно-исследовательской программы?
 
Ответ 1 с определения ресурсной базы программы
Ответ 2. с определения целей программы
Ответ 3. с разработки перечня программных мероприятий
Ответ 4. с организации системы контроля за её выполнением
Вопрос 2. Какой тип информации предполагает использование данных, собранных безотносительно к целям настоящего исследования?
 
 
Ответ 1. первичная информация
Ответ 2. вторичная информация
Ответ 3. третичная информация
Ответ 4. открытая информация
   
Вопрос 3.
Какой разновидности интервью не может быть ?
 
Ответ 1. глубинное интервью
Ответ 2. фокусированное интервью
Ответ 3. анкетное интервью
Ответ 4. свободное интервью
   
Вопрос 4. К требованиям, предъявляемым к качеству фактологической информации, не относятся:
 
 
Ответ 1. достоверность
Ответ 2. измеримость
Ответ 3. стабильность получения
Ответ 4. релевантность
   
Вопрос 5. Какая организационная структура наиболее адекватна исследовательской деятельности организации по заказам? Ответ 1. линейно-функциональная
Ответ 2. линейно-штабная
Ответ 3. матричная
Вопрос 6. Какая стратегия социального обследования предполагает однократное погружение в объект исследования?
 
 
Ответ 1. лонгитюдное
Ответ 2. перекрёстное
Ответ 3. когортное
Ответ 4. панельное
Вопрос 7. Какой из нижеперечисленных методов не используется при сборе фактологического материала?
 
Ответ 1. наблюдение
Ответ 2. опрос
Ответ 3. классификация
Ответ 4. имитация
   

Тест № 4

Контрольные вопросы Возможные ответы
   
Вопрос 1. В каких моделях причинного воздействия все действия должны осуществляться в одном направлении? Ответ 1 рекурсивные
Ответ 2. нерекурсивные
Ответ 3. положительные
Вопрос 2. Какой элемент социологической программы
не входит в её процедурную
часть?
 
Ответ 1. разработка рабочего плана
Ответ 2. интерпретация и операционализация понятий
Ответ 3. обоснование выборки
Ответ 4. разработка схемы сбора и анализа исходных данных
   
Вопрос 3. Какой тип выборки лежит в основе отбора групп
с последующим сплошным
опросом в отобранных
группах?
 
Ответ 1. квотная выборка
Ответ 2. гнездовая
Ответ 3. сплошная
Ответ 4. простая случайная
   
Вопрос 4. Какой вид шкалы используется при
идентификации возраста респондента?
 
Ответ 1. номинальная
Ответ 2. порядковая
Ответ 3. ранговая
Ответ 4. интервальная
   
Вопрос 5. Надёжность исследования характеризуется: Ответ 1. достоверностью результатов
Ответ 2. контролируемостью событий
Ответ 3. устойчивостью во времени
Ответ 4. соответствием качества объекта
Вопрос 6. Какой из критериев не относится к социометрическим? Ответ1. параметрический
Ответ 2. взвешанный
Ответ 3.непараметрический
Ответ 4. чувствительности
Вопрос 7. Какие виды социограмм можно выделить? Ответ1. линейные
Ответ 2. концентрические
Ответ 3. параболические
Ответ 4. циклические
 
Вопрос 8. Какой экспертный метод предполагает обязательное коллективное участие в принятии решения? Ответ1. метод гирлянд и ассоциаций
Ответ 2. метод фокальных объектов
Ответ 3. метод Черчмена-Акоффа
Ответ 4. метод Дельфы
Вопрос 9. Какой процесс нельзя смоделировать? Ответ1. динамика ВВП
Ответ 2. динамика фонда заработной платы
Ответ 3. численность населения
Ответ 4. электоральные ожидания
Вопрос 10. Каких моделей нет вообще? Ответ1. математических
Ответ 2. невербальных
Ответ 3. предметных
Ответ 4. знаковых

Источник

Комментарии (1)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема  12. Природа научного знания.
Идеалы и критерии научности знания

1. Основные признаки научного знания.
2. Идеалы и нормы научного исследования. Основные типы идеалов рациональности (классический, неклассический и постнеклассический)
3. Понятие критерия научности знания. Основные виды критериев научности: логические («непротиворечивость», «полнота», «независимость»); эмпирические («верификация», «фальсификация»), экстралогические («простота», «красота», «эвристичность», «когерентность»).

     
1. Научное знание — знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами (абстрагирование, анализ, синтез, вывод, доказательство, идеализация, систематическое наблюдение, эксперимент, классификация, интерпретация, сформировавшийся в той или иной
  Основные признаки научного знания заключаются в следующем:
— наука есть особая деятельность по получению новых знаний. Последнее предполагает существование определенной категории людей, занимающихся научной деятельностью;
— фиксация получаемой информации, что предполагает существование развитой письменности;
— целью науки должно быть познание ради самого познания, иначе говоря, постижения истины;
— наука – это рациональное знание;
— наука является системой знания.
Одним из основных характеристик научного знания является рациональность (лат. ratio — разум) — разумность, осмысленность; характеристика знания с точки зрения его соответствия принципам мышления
В истории науки  (начиная с XVII в.)  сформировались три типа научной рациональности:
— классический тип научной рациональности, концентрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании исключить всё, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, связаны с доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями, но классическая наука не осмысливает эти связи;
— неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии;
— постнеклассический тип рациональности учитывает соотнесённость получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем важной становится связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.
Возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия.

2. Идеал научности – система познавательных ценностей и норм. Это нормы объяснения и описания знания, его обоснованности и доказательности, структуры и организации.
Структура идеала научности включает в себя следующие положения:
– истина является  высшей познавательной ценностью;
– ряд универсальных требований являются значимыми  для всех областей научного познания во все исторические периоды;
– выделяются специальные предметные области;
– фиксируется  проблемная ситуация, познавательная цель;
–обосновываются рациональные основания, аргументы для достижения полного знания;
– существует принципиальная возможность проверки научных аргументов любым субъектом, имеющим соответствующую подготовку;
– знания должны быть системно упорядочены.
В качестве эталонов (идеалов) на протяжении развития науки выступали разные области научного знания. Большинство авторов [189] единодушны в выделении трёх основных эталонов науки: математического (период античности); физического (настоящее время) и гуманитарного (настоящее время).

3. Вопрос о критериях научности знания — по каким признакам выделяются научные знания из всей сферы знаний, включающей и ненаучные формы знания — является существенным для любой науки, любого научного исследования. Выделяют следующие виды критериев научного знания:
а) логические («непротиворечивость», «полнота», «независимость») критерии. Критерий непротиворечивости характеризует требование недопустимости одновременного утверждения взаимоисключающих посылок. Критерий полноты отвечает требованиям исчерпывающего, всеобъемлющего знания. Критерий независимости — показатель адекватности, достоверности знания, степени проникновения в сущность и причинные основания реальности, независимости от субъекта содержания знаний о мире, его принципов и законов;
б) эмпирические («верификация», «фальсификация») критерии связаны с  опытом, практикой. В философии неопозитивизма проверяемость и подтверждаемость (верифицируемость) отождествляется с неопровержимостью. Постпозитивист К. Поппер считает, что критерием научности теории является её опровержимость и проверяемость – фальсификация. Неопровержимость, опровержимость, верифицируемость, фальсифицируемость служат показателем динамики абсолютных и относительных моментов знания на определенных этапах его развития;
в) экстралогические («простота», «красота», «эвристичность», «когерентность»). Критерий простоты указывает на выбор оптимальных и минимально необходимых средств и способов решения исследовательских задач и организации научного знания, позволяющих избегать сложных конструкций. Этому критерию соответствуют критерии ясности, строгости, точности. Суть принципа красоты в том, что хорошая теория отличается особой эстетической гармонией, элегантностью, ясностью и стройностью. Критерий когерентности требует согласованности, взаимосвязанности полученных исследовательских результатов с теми знаниями, которые уже были оценены как фундаментальные. Тем самым когерентность обеспечивает сохранность науки от проникновения в нее претенциозных, не имеющих достаточных оснований суждений и положений. Критерий эвристичности характеризует потенцию знания к росту. Более эвристична та теория, которая помогает предсказывать новые факты, обеспечивает прирост знания, а не просто систематизирует уже известные факты
Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть
«руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать», и не только в настоящем, но и в будущем.

Контрольные вопросы

1. Что такое научное знание и каковы его признаки?
2. Как определяется идеал научного исследования?
3. Охарактеризуйте  основные типы идеалов рациональности?
4. Что представляют собой  логические критерии научности знания?
5. Почему доказательством научности является его опровержимость
6.  Можно ли научную теорию назвать красивой?
7.  Почему практика является  критерием научности.

.

Комментарии (1)
Обратно в раздел философия

Источник