Какое свойство языкового знака видно из сопоставления слов время час

Санкт‑Петербургский государственный университет

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ПРАКТИКУМУ
ПО ВВЕДЕНИЮ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Санкт‑Петербург 2003

ББК 81

М54

Автор‑составитель Е. И. Грехова

Рецензенты: Н. А. Слепокурова, А. X. Гирфанова

Печатается по постановлению
Редакционно‑издательского совета
С.‑Петербургского государственного университета

М54

Методические указания к практикуму по введению в языкознание / Авт.‑сост. Е. И. Грехова. — СПб., 2003. — 36 с.

Методические указания к практикуму содержат примеры лингвистических задач, предлагаемых студентам первого курса филологического факультета с целью закрепления полученных в лекционном курсе теоретических знаний и выработки научно‑исследовательского подхода к языковому материалу. В предлагаемом пособии представлены задачи на свойства языкового знака, по морфемике, грамматике, лексике, этимологии и типологии, содержащиеся в книге Л. Р. Зиндера «Введение в языкознание: Сборник задач: Учеб. пособие для вузов» (М.: Высш. шк., 1987).

ББК 81

© Е. И. Грехова, авт.‑сост., 2003

© С.‑Петербургский гос. университет, 2003

Методические указания к практическим занятиям по введению в языкознание содержат образцы возможных вариантов решений задач, содержащихся в задачнике Л. Р. Зиндера (Зиндер Л. Р. Введение в языкознание: Сборник задач. М., 1998). Приведенные здесь решения отражают опыт проведения практических занятий в студенческих группах филологов, а также записи, сделанные в разные годы на занятиях у матлингвистов, где этот практикум вел сам Лев Рафаилович.

Назначение издания состоит в том, чтобы помочь первокурсникам в освоении трудного для них теоретического курса, показать возможные методы и приемы анализа языкового материала. Решение задач, сопровождающее слушание лекций и чтение учебной и научной литературы, способствует развитию самостоятельного лингвистического мышления, поэтому преподаватель должен дать возможность студентам самим найти решение и аргументировать его, привлекая теоретические знания, усвоенные на лекциях, и дополнительный языковой материал. Роль преподавателя состоит в том, чтобы пробудить интерес к исследовательскому подходу к языку. Материал задачника Л. Р. Зиндера как никакой другой подходит для этой цели. В простом, на первый взгляд, вопросе кроется подчас серьезная научная проблема. К сожалению, в учебном плане на эти занятия отводится очень мало часов. Пропустившим занятие студентам нелегко приходится при подготовке к экзамену. Думается, что методические указания, которые они найдут в этом пособии, им пригодятся. Особенно это касается раздела ЛЕКСИКА, т.к. в издании 1988 г. (Методические указания к практикуму по введению в языкознание. Составитель Л.Р. Зиндер) эта тема не представлена. Нумерация задач соответствует нумерации задачника Л.Р.Зиндера.

Задачи на свойства языкового знака

1. Какая разница между словами петух и кукареку, кошка и мяу, гавкать и лаять с точки зрения отношения между планом выражения и планом содержания?

План выражения (экспонент, звучание) слов кукареку, мяу, гавкать непосредственно (физически) изображает их содержание. Звучание слов петух, кошка, лаять связано с их содержанием условной (произвольной) связью.

4. Что говорит об отношении между планом выражения и планом содержания сопоставление совпадающих по значению слов: рус. дом, укр. будинок, англ. house, нем. Haus, фр. maison?

Выражение одного и того же содержания различными звучаниями в разных языках свидетельствует об отсутствии обязательной связи между значением и звучанием слова (языкового знака). Это свойство знака называют произвольностью, или условностью.

10. О каком свойстве языкового знака свидетельствуют пары слов: ключ (‘родник’) — ключ (дверной), пол (биологический) — пол (в доме)?

Совпадение по звучанию слов со столь различными значениями свидетельствует об условности (произвольности) языкового знака, т. е. об отсутствии природной (физической) связи между планом содержания и планом выражения.

13. Какой вывод о свойствах языкового знака можно сделать, анализируя корни слов: бегбежатьбегу, рукаручка?

Тот факт, что звучание одного и того же корня в разных словах или формах может быть различно, свидетельствует об условности, или произвольности языкового знака.

18. Почему сопоставление таких словоформ, как беру и возьму, много и больше, свидетельствует о произвольности (условности) языкового знака?

Приведенные в парах словоформы имеют одно лексическое содержание, различаясь лишь грамматическими значениями. Сближение в одной парадигме форм, не имеющих ничего общего по звучанию (супплетивизм), доказывает отсутствие внутренней (физической) связи плана содержания и плана выражения знака.

20. Почему возможны дублетные формы: галошикалоши, уплаченоуплочено, шкафшкап?

Выражение одного и того же содержания различающимися звучаниями возможно в силу условности (произвольности) языкового знака.

Морфемика

Приступая к решению задач этого раздела, необходимо вспомнить, что морфема — это двусторонняя единица языка. При членении слов на морфы (конкретные экземпляры морфем в тексте) следует учитывать прежде всего значение, которое может быть как конкретным (лексическим), так и абстрактным (грамматическим). Второе условие морфемного анализа — использование транскрипции.

Читайте также:  Какие лечебные свойства чеснока

255. Почему необходимо пользоваться транскрипцией, чтобы точно обозначить падежные окончания в словоформах моряморюморем?

Если выделить окончания в графической форме, то получим ложное представление составляющих частей: мор‑е, мор‑ю, мор‑ем. Поскольку между буквами и фонемами языка нет однозначного соответствия, первое условие морфологического анализа состоит в том, чтобы производить анализ звучащего слова, т. е. в транскрипции: /mor′‑a/ — /mor′‑u/ — /mor′‑im/. Сравнив результаты, видим, что в графике искажаются представления как об основе (не отражена мягкость конечной согласной), так и об окончании. В действительности окончания в словоформах /а/ — /u/ — /im/, а не /ja/ — /ju/ — /jem/.

259. Какие ошибочные выводы по поводу падежных и личных окончаний можно сделать из сопоставления слов: волку, лосю; поля, сала; сплю, сижу?

Исходя из графики, можно сделать вывод, что окончания в парах словоформ разные: ую, яа, юу. Обратимся к транскрипции: /volk‑u/ — /los′‑u/, /рol′‑а/ — /sal‑a/ , /spl′‑u/ — /s′ižu/. Становится видно, что одно и то же грамматическое значение выражается одним окончанием: дательный падеж единственного числа — /u/, родительный падеж единственного числа — /a/, 1‑ое лицо единственного числа — /u/. Различия наблюдаются в основах: одна из противопоставленных словоформ имеет твердую основу, другая — мягкую.

263. Какие слова содержат одинаковые окончания или суффиксы: беру, дрожа, идут, мама, няня, пишут, поют, сидя, стелю?

Одинаковые морфемы — это морфемы, имеющие один план содержания, поэтому приведенные слова группируются следующим образом: 1‑е лицо ед. ч.: /b′ir‑u/, /s′t′il′‑u/; суффикс деепричастия: /draž‑a/, /s′id′‑a/; 3‑е лицо мн. ч.: /id‑ut/, /p′iš‑ut/, /paj‑ut/; им. падеж ед. ч.: /mam‑a/, /n′an′‑a/.

270. Какие слова имеют окончания: брось, вода, добр, жалко, молодец, некий, один, очень, пишу, поток, старый, судья, читать?

Окончание — это словоизменительная морфема, используемая для выражения синтаксических связей слов. Чтобы выявить окончание, нужно сопоставить данную форму с другими формами того же слова:

1) /vad‑a/ — /vad‑ы/ — /vod‑u/; /n′ek′‑ij/ — /n′ek‑aja/; /p′iš‑u/ — /p′iš‑ыš/; /star‑ыj/ — /star‑aja/; /sud′j‑a/ — /sud′j‑u/.

2) /bros′/ — /bros′‑t′i/; /dobr/ — /dabr‑a/; /malad′ec/ — /mаlасс‑ы/; /ad′in/ — /adn‑a/; /patok/ — /patok′‑i/ — в этих противопоставлениях в одной из форм имеется сегментное окончание, а в другой отсутствует. Однако это отсутствие значимо, форма, не маркированная сегментным окончанием, в парадигме словоизменения выполняет определенную функцию. В таких случаях говорят о нулевом окончании, о значимом нуле, хотя эта терминология может вызывать возражение, поскольку морфема, по определению, двусторонняя единица.

3) /žalk‑a/, /čita‑t′/, /očin′/ не содержат окончаний: /‑а/ — суффикс наречия, /‑t′/ — суффикс инфинитива, не имеющий согласовательной функции, последнее слово — одноформенное.

274. Какие слова имеют словообразовательные суффиксы: бочка, винтить, дрогнуть, жёлтый, колун, мировой, ночью, стучать, тряпьё?

Словообразовательный суффикс отличается от формообразовательного присущим ему лексико‑грамматическим значением. Он входит в основу слова и прослеживается во всех словоформах. О наличии словообразовательного суффикса можно говорить в том случае, если известно слово, связанное с данным по смыслу и более простое по морфемному составу: /boč‑k‑а/ — /bač‑ar/, /drog‑n‑u‑t′/ — /draž‑a‑t′/, /kal‑un/ — /kal‑o‑t′/, /m′ir‑av‑oj/ — /m′ir/, /tr′ip′‑j‑o/ — /tr′ap‑k‑a/. Морфемы, выделяемые в остальных словах, не являются словообразовательными суффиксами: /v′in′t′‑i‑t′/, /stuč‑a‑t′/ содержат основообразующий суффикс (суффикс второй основы) соответственно /‑i/, /‑a/ и формообразовательный суффикс инфинитива; /noč‑ju/ — застывшая падежная форма.

283. К формообразовательным или к словообразовательным надо отнести префиксы в словах: выпить, поесть, попить, съесть?

Источник

Задание 1.Содержание предложения Квадрат есть равносторонний прямоугольник можно рассматривать как суждение тождества с субъектно-предикатной связью (S +связка + P), в котором S и P обладают равным объемом понятия, т.к. обозначают равнозначащие понятия. В какой науке так рассматривается данное предложение и как рассматривает данное предложение лингвистика?

Задание 2.Языковеды второй половины 19 в. выдвинули лозунг описания живых говоров и диалектов, с чем тесно было связано собирание фольклора (народного творчества: песен, сказок, былин) и изучение быта носителей того или иного языка или диалекта (жилища, утварь, одежда, орудия труда, а также верования и суеверия). Как языкознание связано с наукой, изучающей вышеуказанные явления?

Задание 3.Из беспрерывного множества звуков язык отбирает для организации своей знаковой системы сведения об акустических характеристиках последних. Какая наука помогает языкознанию в этом?

Задание 4.Какая наука, с которой связано языкознание, дает ему сведения, как тот или иной язык используется различными социальными объединениями, как происходит разделение и объединение социальных общностей и т.д.?

Читайте также:  Какие слои выделяются в атмосфере как изменяются свойства воздуха с высотой

Задание 5.Так как речь связана с высшей нервной деятельностью, ее нормальной физиологией и патологией, то ею также занимается наука, связанная с языкознанием. Какая это наука?

Задание 5. Какая наука, занимающаяся памятниками материальной культуры, которая онаружила таблички с текстом законов ассирийского царя Хаммурапи, берестяные грамоты, письменные памятники майя, связана с языкознанием?

Задание 6.Связаны ли или в чем не связаны признаки языка и расы, как заговорил первобытный человек, каково было строение его черепа и его отличие от человекоподобных животных занимается отдельная наука. Связана ли она с языкознанием и каким образом?

Задание 7.Какая наука проливает свет на локализацию тех или иных фактов в истории языка, большое количество арабских слов в турецком, татарском, персидском и таджикском языках? Чем объясняется последнее?

Задание 8.Особенности горного ландшафта на Памире и в Дагестане служат предпосылкой определенного лингвистического факта. Какая наука это изучает и о каком факте может идти речь?

Задание 9.Определить объем словника для определенного типа словаря, дать для техники связи показатели частотности употребления звуков путем статистического анализа встречаемости звуков можно применив методыопределенной науки. Какая это наука?

Задание 10.Специальные приспособления в современном мире могут осуществлять машинный перевод, не только могут помогать обучать, но и сами обучать. Какая наука, называемая «наукой об управлении», помогает это делать?

Задание 11.Ниже приведены три раздела общего языкознания. Каждый раздел имеет свои аспекты. Наполните таблицу содержанием, указав, из каких аспектов состоит каждый раздел:

Общее языкознание

Экстралингвистика Интралингвистика Компаративистика

Задание 12.Укажите, какие разделы входят во внешнюю лингвистику, а какие – во внутреннюю лингвистику. Какие дисциплины включены во внутреннюю лингвистику и какие единицы и категории они имеют.

Задание 13.Ниже приводятся примеры разноуровневых универсалий; определите их принадлежность к тому или иному уровню струк­туры языка (фонологическому, грамматическому или лекси­ческому): а) есть языки без фрикативных согласных, но не существует языков без взрывных; б) существуют языки, в которых отсутствуют слоги, начинающиеся с гласных, но нет языков, в которых отсутствовали бы слоги, начинающиеся с согласных; в) местоимения существуют во всех языках и различают при
этом три лица; г) если язык имеет категорию рода, то он обязательно имеет и категорию числа; д) метафорический перенос значения наблюдается во всех языках; е) такие семантические компоненты, как «пол», «возраст» носят универсальный характер, равно как их регулярное соединеие в таких словах, как русское мальчик, английское boy, немецкое Knabe, французское garcon и т. д.

Задание 14.Объектом сравнения являются либо слова, непосредственно сопоставимые по значению, либо те, которые обнаруживают уже известные звуковые соответствия. Так, например, твердо уста­новленные соответствия слав., греч., лат. /d/ — герм. /t/; слав., греч., лат. /о/ — герм. /а/; греч., лат. /m/ — герм. /m/ позволяют поставить вопрос о генетическом тождестве корней в слав, дом(ъ), греч. domos, лат. domus и — далее — лат. do-mare — приручать, герм, gatamjan — укрощать, др.-англ, tarn -ручной (н.-англ. tame). Если родство форм дом(ъ), domos, domus очевидно, то семантическая связь domare, gatamjan и tam требует обоснования.

Дайте такое обоснование, принимая во внимание конкретно-исторические условия употребления соответствующих слов в систе­ме упомянутых древних языков.

Задание 15.«Движение есть форма существования материи». Как про­является «движение» в языке? Какой лингвистический метод
возник в результате изучения различных состояний языка
(языков) в процессе его (их) исторического развития?

Задание 16.Сравнительно-исторический метод делает возможным срав­нение материальной формы языковых элементов — полных форм, морфем и фонем отдельных языков; наличие регулярных соответствий такого рода приводит к выводам о генетическом родстве соответствующих языков.

Пользуясь знаниями из истории английского языка, этимоло­гии его словарного состава, приведите примеры генетически родственных форм в английском и других германских и негерман­ских языках индоевропейской семьи, которые дают основание судить об их родстве.

Задание 17.Для любого языка характерно двоякое членение текста,т.е. минимальные единицы плана выражения и плана содержания не совпадают (сравните членение на фонемы слова стена: <с-т-е-н-а>и членение этого же слова на морфемы: стен-а). Что доказывает эта универсалия.

Задание 18.Что важнее для языка — быть средством общения или быть средством воплощения мысли? С первого взгляда может показаться, что важнее — это последнее (быть воплощением мысли): ведь нельзя ничего сообщить, если предварительно не воплотить сообщаемое в словах, — сообщают то, что выразили. Что вы думаете по этому поводу?

Читайте также:  Какие физические свойства характерны для щелочных металлов

Задание 19.Какой тип мышления использует профессор, читающий лекцию в университете? Окончив лекцию, он едет домой на машине. Какой тип мышления он использует в этом случае? Вечером он идет в театр. Возвращаясь из театра, он думает о том, что было в театре. Какой тип мышления он использует, идя из театра?

Задание 20.Когда я говорю, что мой отец помог мне получить высшее образование, то образ отца мне мыслится совершенно сокращенно, так что лишь какой-то штрих из его внешнего облика, например, его характерный взгляд, оказывается достаточным для мышления. Какой это тип мышления?

Задание 21.Вербалисты, или лингвисты, рассматривающие мышление и язык как две стороны одной и той же медали и утверждающие при этом, что мышление осуществляется только на базе языка, отождествляют язык и мышление. Правы ли они?

Задание 22.Сторонники биологического взгляда на язык отожествляли язык и расу. Но можно ли отожествлять языковые и расовые признаки? Связана ли общность расы с единством и схожестью языков? Докажите, приведя примеры средиземноморской расы или население США.

Задание 23. Какая разница между словами петух и кукареку, кошка и мяу, гавкать и лаять с точки зрения отношения между планом выражения и планом содержания?

Задание 24. Что говорит об отношении между планом выражения и планом содержания сопоставление совпадающих по значению звукоподражательных слов: рус. кукареку, англ. cock-a-doodle-doo, нем. kikeriki?

Задание 25. Что говорит об отношении между планом выражения и планом содержания сопоставление совпадающих по значению звукоподражательных слов: рус. гав-гав, нем. wau-wau?

Задание 26. Что говорит об отношении между планом выражения и планом содержания сопоставление совпадающих по значению слов: рус. дом, укр. будинок, англ. house, нем. Haus, фр. maison?

Задание 27. Что говорит об отношении между планом выражения и планом содержания сопоставления совпадающих по значению слов: рус. черный, англ. black, нем. schwarz, фр. noir?

Задание 28. Какое свойство языкового знака видно из сопоставления слов: рус. время, укр. час, англ. time, нем. Zeit, фр. temps?

Задание 29. Какое свойство языкового знака видно из сопоставления слов: рус. часы, укр. годинник, англ. clock и watch, нем. Uhr, фр. montre, pendule, horloge?

Задание 30. Какое свойство языкового знака видно из сопоставления слов: рус. год, укр. рiк, англ. year, нем. Jahr, фр. nee?

Задание 31.О каком свойстве языкового знака свидетельствуют пары слов: коса (женская) — коса (песчаная), мир (‘спокойствие’) — мир (‘Вселенная’)?

Задание 32. О каком свойстве языкового знака свидетельствуют пары слов: ключ (‘родник’) — ключ (дверной), пол (биологический) — пол (в доме)?

Задание 33. Какой вывод о свойствах языкового знака можно сделать анализируя корни слов: бег бежать бегу, рука — ручка?

Задание 34. Какой вывод о свойствах языкового знака можно сделать анализируя корни слов: искать — ищут, платить — плачу?

Задание 35. Какой вывод о свойствах языкового знака можносделать анализируя корни слов: ход — хода — ходить — хожу — хождение?

Задание 36. Почему сопоставление таких словоформ, как беру и возьму, много и больше, свидетельствует о произвольности (условности) языкового знака?

Задание 37. Почему сопоставление таких словоформ, как есть и был, он и его, свидетельствует о произвольности (условности) языкового знака?

Задание 38. Почем возможны дублетные формы: галоши — калоши, уплачено — уплочено, шкаф — шкап?

Задание 39. Почему возможны дублетные формы: иначе — иначе, обуславливать — обусловливать?

Задание 40.Какие естественные знаки, свидетельствующие о недомогании пациента, могут играть роль в работе врача?

Задание 41.Приведите пример семантического треугольника, отразив все отношения, существующие между углами и сторонами последнего на примере любого слова с одним значением.

Задание 42. Что можно сказать о количестве денотатов знаков Коба, Джугашвили, Сталин, отец народов.

Задание 43.Как характеризует нижеприведенный пример-схема высказывание Ф. де Соссюра, «… в любую минуту язык есть и живая деятельность и продукт прошлого». Какая идея вытекает из этого, если рассмотреть слова fine «тонкая» и fin «тонкий» по эпохам?

Прилагательное м.р. Прилагательное ж.р.

Эпоха А fin [фин] fine [фине]

(старофранц.)

Эпоха Б

(современн.) fin [фẽ ] fine [фин]

Придумайте ваш собственный пример для иллюстрации.

Задание 44.Ниже приведена схема соотношения различных аспектов языка и речи. Поставьте стрелки, указывающие на взаимодействие аспектов и поясните взаимодействие этих аспектов.

Источник