Какое свойство характерно для живых тел природы
Aprel Nelson
Ученик
(104),
открыт
2 недели назад
1 вариант
Часть 1. Выберите один правильный ответ.
А1. Изучением передачи наследственных признаков организма занимаются:
А) Ботаника Б) зоология В) генетика Г) экология
А2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов в отличие от объектов неживой природы?
А) Рост Б) Движение В) Ритмичность Г) Раздражимость
А3. Образование новых видов в природе происходит в результате
А) Регулярных сезонных изменений в природе
Б) Возрастных физиологических изменений особей
В) Природоохранной деятельности человека
Г) Взаимодействующих движущих сил (факторов) эволюции
А4. Кого из перечисленных ученых считают создателем эволюционного учения?
А) И. И. Мечникова Б) Луи Пастера В) Н. И. Вавилова Г) Ч. Дарвина
А5. Какое изменение не относят к ароморфозу
А) Живорождение у млекопитающих
Б) Прогрессивное развитие головного мозга у приматов
В) Превращение конечностей китов в ласты
Г) Постоянная температура тела у птиц и млекопитающих.
А6. К органическим веществам клетки относятся:
А) Белки и липиды Б) Минеральные соли и углеводы
В) Вода и нуклеиновые кислоты Г) Все правильно
А7. Какой органоид клетки по своей функции можно сравнить с кровеносной системой позвоночных животных?
А) Клеточную мембрану Б) Эндоплазматическую сеть В) Вакуоль Г) Рибосому
А8. К освобождению энергии в организме приводит
А) Образование органических веществ
Б) Диффузия веществ через мембраны клеток
В) Окисление органических веществ в клетках тела
Г) Разложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина
А9. Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит в наличии у них
А) Хлоропластов Б) Плазматической мембраны
В) Оболочки из клетчатки Г) Вакуолей с клеточным соком
А10. Сколько хромосом содержится в клетках слюнных желез мухи дрозофилы, если хромосомный набор яйцеклетки составляет 4?
А11. При моногибридном скрещивании рецессивный признак проявится в фенотипе у потомков второго поколения
А) 75% Б) 10% В) 25% Г) 50%
А12. Какая цепь питания составлена правильно
А) кузнечик————-растение——лягушка———змея———-хищная птица
Б) растение——кузнечик————лягушка———змея———-хищная птица
В) лягушка——-растение——кузнечик——-хищная птица——змея
Г) кузненчик ——-змея— хищная птица ——-лягушка———растение
Часть 2 (задания на множественный выбор)
В1. Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ
Насекомые с ______ (А) проходят в своём развитии четыре стадии. У насекомых с ______ (Б) отсутствует стадия ________(В). У бабочек личинку называют _________ (Г). Развитие с превращением даёт возможность насекомым быть более приспособленным к условиям существования.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) гусеница 2) личинкА 3) куколка 4) яйцо 5) неполное превращение
6) полное превращение 7) взрослое насекомое 8) чешуекрылое
A
Б
В
Г
В2. Сходное строение клеток животных и растений свидетельствует (выберите 3 ответа)
об их родстве
об общности их происхождения
о происхождении растений от животных
об их развитии в процессе эволюции
о единстве растительного и животного мира
о многообразии их органов и тканей
В3. Расположите в правильном порядке систематические группы животных, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Млекопитающие
2) Куньи
3) Лесная куница
4) Хордовые
5) Хищные
C1. Дайте развёрнутый ответ.
Исследователь взял две группы клеток и поместил их в разные пробирки с питательной средой. У одной группы клеток он удалил ядро. Другая группа клеток осталась невредимой. Как изменится число клеток в разных группах через некоторое время и почему?
Людмила Гилина
Мудрец
(13503)
2 недели назад
1-В, 2-Г, 3-Г, 4-Г, 5-В, 6-А, 7-Б, 8-В, 9-Г, 10-8, 11-В, 12-Б. В1- 6531. В2-125. В3-41523.
Итоговая проверочная работа в 9 классе
1 вариант
К каждому из заданий А 1 – А10 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный, номер этого ответа запишите.
А 1. Какой органоид клетки по своей функции можно сравнить с кровеносной системой позвоночных животных?
1. Клеточную мембрану
2. Эндоплазматическую сеть
3. Вакуоль
4. Рибосому
А 2. Образование новых видов в природе происходит в результате
1. Регулярных сезонных изменений в природе
2. Возрастных физиологических изменений особей
3. Природоохранной деятельности человека
4. Взаимодействующих движущих сил (факторов) эволюции
А 3. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки
1. Гистология
2. Эмбриология
3. Экология
4. Цитология
А 4. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов в отличие от объектов неживой природы?
1. Рост
2. Движение
3. Ритмичность
4. Раздражимость
А 5. Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит в наличии у них
1. Хлоропластов
2. Плазматической мембраны
3. Оболочки из клетчатки
4. Вакуолей с клеточным соком
А 6, Кого из перечисленных ученых считают создателем эволюционного учения?
1.
2. Луи Пастера
3.
4. Ч. Дарвина
А 7. Какая цепь питания составлена правильно
1. кузнечик————-растение——лягушка———змея———-хищная птица
2. растение—— кузнечик———— лягушка———змея———-хищная птица
3. лягушка——-растение——кузнечик——-хищная птица—— змея
4. кузненчик——-змея— хищная птица ——-лягушка——— растение
А 8. Какое изменение не относят к ароморфозу
1. Живорождение у млекопитающих
2. Прогрессивное развитие головного мозга у приматов
3. Превращение конечностей китов в ласты
4. Постоянная температура тела у птиц и млекопиьтающих.
А 9. При моногибридном скрещивании рецессивный признак проявится в фенотипе у потомков второго поколения
1. 75%
2. 10%
3. 25%
4. 50%
А10. К освобождению энергии в организме приводит
1. Образование органических веществ
2. Диффузия веществ через мембраны клеток
3. Окисление органических веществ в клетках тела
4. Рахложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина
При выполнении заданий В 1. – В 2. Запишите номера трех правильных ответов
В 1. Сходное строение клеток животных и растений свидетельствует
1. об их родстве
2. об общности их происхождения
3. о происхождении растений от животных
4. об их развитии в процессе эволюции
5. о единстве растительного и животного мира
6. о многообразии их органов и тканей
В 2. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: что происходит при фотосинтезе?
1. Поглощается кислород
2. Выделяется углекислый газ
3. Поглощается углекислый газ
4. Выделяется кислород
5. Органические вещества образуются
6. Органические вещества расходуются
С 1. Прочтите текст и найдите в тексте предложения, в котором содержаться биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте правильно.
7. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
( 1) Наследственность – это способность организма сохранять и передавать свои признаки и особенности развития из поколения в поколение. (2) Передача наследственных признаков у организма, происходит только при половом размножении. (3) Носителями наследственной информации у большинства организмов служат молекулы ДНК, сосредоточенные в хромосомах. (4) Материальной основой наследственности, определяющей развитие признака, является ген – участок молекулы ДНК. (5) Совокупность всех наследственных признаков – генов организма, полученных от обоих родителей, называют генофондом организма. (6) Все полученные по наследству гены обязательно проявятся у организма
Итоговая проверочная работа в 9 классе
2 вариант
К каждому из заданий А 1 – А10 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный, номер этого ответа запишите.
А 1. Организмы, способные сами синтезировать органические вещества из неорганических, называются
1. Анаэробами
2. Автотрофами
3. Аэробами
4. Гетеротрофами
А 2. Покровительственная окраска заключается в том, что:
1. Окраска животных яркая и сочетается с их ядовитостью или неприятным запахом
2. Окраска животного сливается с окраской окружающего фона
3. Тело покрыто пятнами неправильной формы и полосами
4. Спинная сторона тела окрашена темнее брюшной.
А 3. К органическим веществам клетки относятся:
1. Белки и липиды
2. Минеральные соли и углеводы
3. Вода и нуклеиновые кислоты
4. Все правильно
А 4. Благодаря репликации ДНК осуществляется:
1. Регуляция биосинтеза белка
2. Расщепление сложных органических молекул
3. Передача наследственной информации
4. Копирование информации необходимой для синтеза сложных веществ
А 5.Для модификационной изменчивости характерно:
1. Она приводит к изменению генотипа
2. Изменения, появившиеся в результате нее, наследуются
3. Она используется для создания новых сортов растений
4. У каждого признака организмов своя норма реакции
А 6. Основная заслуга Ч. Дарвина заключается в том, что он:
1. Объяснил происхождения жизни
2. Создал систему природы
3. Усовершенствовал методы селекции
4. Объяснил причины приспособленности организмов
А 7. Основной эволюционирующей единицей в царстве животных является:
1. Семейство
2. Популяция
3. Класс
4. Особь
А 8. Отличием живых систем от неживых можно считать:
1. Использование живыми системами энергии на поддержание своего роста и развития
2. Различия в химических элементах, из которых состоят системы
3. Способность к движению
4. Способность к увелечению массы
А 9. К биотическим факторам воздействия среды на организм относится:
1. Загрязнение атмосферы промышленными выбросами
2. Похолодание
3. Вытаптывание травы в парках
4. Затенение растений нижнего яруса растениями верхнего яруса
А10.Органические вещества при фотосинтезе образуются из:
1. Белков и углеводов
2. Кислорода и углекислого газа
3. Углекилого газа и воды
4. Кислорода и водорода
При выполнении заданий В 1. – В 2. Запишите номера трех правильных ответов
В 1. Во время метафазы I происходят:
1. Спирализация и обмен участками гомологичных хромосом
2. Прикрепление к центромерам хромосом нитей веретена деления
3. Окончание формирования митотического аппарата
4. Конъюгация гомологичных хромосом
5. Выстраивание бивалентов хромосом на экваторе клетки с образованием метафазной пластинки
6. Деление хроматид и их расхождение к полюсам клетки
7. Расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки
В 2. Выберите признаки, отличающие клетку животного от бактериальной клетки
1. Наследственный материал содержится в ядре клетки
2. Образуют споры
3. Наличие цитоплазмы
4. сть клеточная стенка
5. Есть рибосомы
6. Наличие цитоплазматической мембраны
Прочтите текст и выполните задание
С 1. Биосинтез белка – это процесс, в ходе которого наследственная информация, закодированная в генах, реализуется в виде определенной последовательности аминокислот в белковых молекулах. Все начинается с синтеза матричной РНК на определенном участке ДНК. Матричная РНК выходит через поры ядерной мембраны в цитоплазму и прикрепляется к рибосоме. В цитоплазме находятся транспортные РНК и аминокислоты. Транспортные РНК одним своим концом узнают тройку нуклеотидов на матричной РНК, а другим присоединяют определенные аминокислоты. Присоеденив аминокислоту, транспортная РНК идет на рибосомы, где, найдя нужную тройку нуклеотидов, кодирующих данную аминокислоту, отщепляет ее в синтезируемую белковую цепь. Каждый этап биосинтеза катализируется определенным ферментом и обеспечивается энергией АТФ.
Заполните таблицу в соответсвии с ее разделами.
Название процесса | Условия процесса | Механизм процесса | Результаты прроцесса | Значение процесса |
Где происходит процесс синтеза матричной РНК?
ВАРИАНТ 1 ответы
А1-2; А2-4; А3-4; А4-4; А5 -2; А6 -4; А7 -2; А8-3; А9-3; А10-3.
В.1. – 125; В 2. – 345.
С 1.
1. В предложении (2): -Передача наследственных признаков у организма происходит при бесполом и половом размножении
2. В предложении (5): — Совокупность всех наследственных признаков – генов организма, полученных от обоих родителей, называют генотипом организма
3. В предложении (6): — не все полученные по наследству признаки обязательно проявляются у организма.
ВАРИАНТ 2 Ответы
А1-2; А2-2; А3-1; А4-3; А5 -4; А6 -4; А7 -2; А8-1; А9-4; А10-1.
В 1. – 235; В 2. — 124
С 1.
Название процесса | Условия процесса | Механизм процесса | Результаты процесса | Значение процесса |
Биосинтез белка | Наличие ДНК, мРНК, тРНК, ферментов, АТФ | Синтез мРНК на рибосомы, ваимодействие тРНК с аминокислотой и мРНК, отсоединение аминокислоты в синтезируемую белковую цепь | Синтез определенного белка | Синтез собственных белков организма, реализация наследственной информации. |
Живой мир невероятно богат и разнообразен. Цветы, деревья, грибы, рыбы, птицы, мухи, люди — все это живые организмы, созданные природой, и перечислять их можно бесконечно долго. Несмотря на то, что каждый отдельно взятый организм уникален, со всеми остальными живыми существами его связывают общие признаки и свойства, которыми не обладают объекты неживой природы. Подробнее о характеристиках всего живого на Земле расскажем далее.
Общие признаки, свойственные живым организмам
- Химический состав. Все организмы состоят из химических элементов, как и объекты неживой природы, но соотношение элементов у них неодинаково. Живые тела на 98% состоят из водорода (свыше 60%), кислорода (около 25%), углерода (10%) и азота (1%).
- Биохимическое строение. Все живое имеет единый биохимический состав: в каждом организме присутствуют белки, липиды (жиры), нуклеиновые кислоты и углеводы.
- Структурная организация. Каждый организм на Земле имеет высокоупорядоченное клеточное строение, он может быть одноклеточным или многоклеточным. При этом вне клетки жизни нет.
- Раздражимость и подвижность. Реакция на внешние и внутренние раздражители свойственна всем живым существам, она помогает им выживать. У растений это свойство наблюдается при изменении жизненно важных факторов — освещённости, температуры, влажности, щелочности и кислотности почвы и т. д. Например, на недостаток влаги некоторые растения реагируют скручиванием листьев, при плохой освещённости цветы на подоконнике поворачиваются в сторону окна, поскольку оттуда поступает солнечный свет. Кроме того, существуют около 630 видов растений, реагирующих на прикосновение насекомых, среди них венерина мухоловка, росянка и пузырчатка. Они относятся к немногочисленной группе растений, способных к быстрым движениям, и это является прекрасным примером ещё одного свойства всего живого — подвижности. У животных раздражимость и подвижность можно легко продемонстрировать на примере домашней кошки: когда хозяин начинает насыпать корм в миску, кошка бежит в кухню, учуяв запах лакомства и услышав характерный звук.
- Обмен веществ и энергии. Во всех организмах происходят 2 взаимосвязанных процесса: ассимиляция и диссимиляция. Во время пластического обмена из простых веществ образуются сложные жиры, углеводы, белки и нуклеиновые кислоты за счёт внешней энергии (пищи и света). Далее они используются как строительный материал клетки, когда в ходе энергетического обмена происходит распад сложных органических веществ и выделяется энергия. Разновидностями обмена веществ являются: питание, дыхание и выделение.
- Питание — источник энергии любого живого существа. Большинство растений обеспечивают себя пищей при помощи фотосинтеза, получая органические вещества из неорганических благодаря энергии света. Грибы и животные в качестве пищи используют органические вещества других живых существ, расщепляя их с помощью пищеварительных ферментов.
- Дыхание — важнейший процесс в организме, который обеспечивает поступление кислорода, его дальнейшее участие в окислении органических веществ и выведение из организма углекислого газа.
- Выделение — процесс удаления конечных вредных продуктов, образованных в результате обмена веществ. За счёт выделительной системы из организма также выводятся избытки воды, соли и различные токсичные вещества.
- Способность к саморегуляции. Данное свойство всех живых организмов заключается в установке и поддержании постоянства определённых параметров с целью правильного функционирования всего организма в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. От умения поддерживать постоянство внутренней среды, называемое «гомеостаз», зависит жизнеспособность организма. Механизм саморегуляции можно увидеть на следующем примере: у человека во время сильного испуга в кровь поступает большое количество адреналина (основного гормона мозгового вещества надпочечников). Это в свою очередь приводит к определённым изменениям в организме, а именно: увеличивается потребление кислорода, повышается уровень глюкозы, сердечный ритм учащается, происходит мобилизация мышц. Но в то же время изменяется активность других компонентов (исчезают половые рефлексы, замедляется пищеварение), за счёт чего и сохраняется общий баланс.
- Развитие и рост. Организмы развиваются с момента рождения и до самой смерти. Данный процесс называется онтогенезом, обычно он сопровождается ростом. При этом одни живые существа растут только до определённого возраста, например, птицы и млекопитающие, а другие — растут всю жизнь (рептилии, рыбы и прочие).
- Изменчивость. Проявляется в способности приобретать отличительные признаки, которые не присущи другим особям. Именно данная способность позволяет формироваться новым видам живых существ, приспосабливающимся к конкретным условиям окружающей среды. Нежизнеспособные организмы при этом погибают, не пройдя естественный отбор.
- Репродукция и наследственность. Размножение характеризуется способностью к воспроизведению себе подобных. В организмах в определённой последовательности нуклеотидов ДНК заложена важнейшая наследственная информация, на основании которой образуются новые молекулы и структуры. Каждое поколение передаёт следующему свои основные признаки и функции. Благодаря этим свойствам живого обеспечивается непрерывность жизни, выражающаяся в преемственности поколений.
Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту
Подпишись на наш Instagram, если хочешь сдать экзамены на отлично!
@shpory_2020_
1. Что такое среда обитания и условия существования?
Все, что окружает организм и прямо или косвенно влияет на его жизнедеятельность, рост, развитие, размножение, называется окружающей средой или средой обитания.
Совокупность необходимых организму элементов среды, без которых он не может существовать, называется условиями существования или условиями жизни.
2. Что называется экологическими факторами? Какие группы экологических факторов выделяют?
Из биологии 6-го класса вы помните, что отдельные элементы или свойства среды называются факторами среды или экологическими факторами.
Выделяют три группы факторов: факторы неживой природы, факторы живой природы (влияние одних организмов на другие) и деятельность человека (влияние человека на организмы).
Факторы неживой природы — это свет, вода, воздух, температура и др. Они оказывают существенное влияние на жизнь организмов и границы их распространения.
Факторы живой природы — это любые взаимодействия живых организмов, как положительные, так и отрицательные. Например, поедание одних организмов другими (лоси питаются растениями, лисицы — мышами) или использование одних в качестве площадки для жизни других (птицы строят гнезда на деревьях) и т. д.
Влияние человека — это все формы деятельности человека, которые приводят к истреблению видов растений и животных или воздействуют на естественную среду, изменяя условия обитания живых организмов (вырубка лесов, распахивание лугов, изменение русла и уровня воды в реках, создание искусственных водоемов и т. п.).
3. Какие свойства характерны для наземно-воздушной среды?
Наземно-воздушная среда характеризуется низкой плотностью воздуха, обилием света, быстрым изменением температуры, переменной влажностью. Поэтому организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, имеют хорошо развитые опорные структуры — наружный или внутренний скелет у животных, специальные структуры у растений. Многие животные имеют органы передвижения по земле — конечности либо крылья для полета. Благодаря развитым органам зрения они хорошо видят. Сухопутные организмы имеют приспособления, которые защищают их от колебаний температуры и влажности (например, специальные покровы тела, устройство гнезд, нор). У растений хорошо развиты корни, стебель, листья.
4. Почему считают, что наземно-воздушная среда жизни более сложная, чем водная или почвенная?
Наземно-воздушная среда жизни считается более сложная потому, что совокупность необходимых организму элементов среды, без которых он не может существовать (или условия жизни) более сложные, переменчивые, иногда более суровые, а факторы среды или экологические факторы, оказывают более существенное влияние на живые организмы, чем в иных средах обитания. Т.е., например, организмам в наземно-воздушной среде требуются более развитые опорные структуры, конечности, органы зрения, более сложные защитные механизмы. В других средах, для сравнения, нет резких перепадов или колебаний температур, отсутствует свет или вовсе защищены от воздействия факторов внешней среды и, как следствие, организмы могут иметь упрощенное строение организма.
5. В чем состоят особенности организмов, живущих внутри других организмов? Приведите примеры организмов, среда обитания которых — другой организм.
Организмы, живущие в телах других организмов, защищены от воздействия факторов внешней среды. Их окружает обилие пищи. Они малоподвижны. Поэтому у таких организмов упрощенное строение, а некоторые органы могут вообще отсутствовать.
Пример организмов, среда обитания которых – другой организм: печеночный сосальщик или бычий цепень. Могут обитать в организме теплокровных животных и человека.
6. Как вы считаете, почему организмы, живущие в наземно-воздушной среде, более многообразны, чем обитатели водной среды?
Организмы, живущие в наземно-воздушной среде более многообразны, чем обитатели водной среды потому, что на них воздействует больше факторов и процессов окружающей среды. Т.е. их жизнедеятельность, размножение, рост и развитие происходят в более сложных условиях, что не могло не повлиять на их внешний вид и особенности строения.
7. Приведите пример влияния температуры на живые организмы. Как разные виды приспосабливаются к этому фактору? При необходимости обратитесь к Интернет-источникам.
Человек – постоянная температура тела, независимо от температуры окружающей среды.
Бурый медведь – в активном состоянии температура тела постоянная, в период зимней спячки температура тела равна температуре окружающей среды.
Змеи, лягушки – температура тела регулируется слабо, зависит от температуры окружающей среды. При движении может отличаться на один-два градуса.
Пример адаптации: в зимний период впадают в анабиоз, замерзают в прямом смысле, прекращается кровообращение, дыхание, сердцебиение останавливается, а весной оттаивает и возвращается к активному образу жизни.