Какое основное свойство пропорции
Вступление. Тема урока
Слово «пропорция» происходит от латинского корня и означает «соразмерность». Люди часто используют его в повседневной жизни. Говорят, например, о пропорциях человеческого тела или о пропорциях в кулинарии. Сегодня мы узнаем, что вкладывают в это слово математики.
Пропорция. Иллюстрирующий пример и определение
Рассмотрим два отношения. Мы помним, что отношение – это частное двух чисел.
Заметим, что и в первом и во втором случае значение частного равно трем. Перед нами два равных отношения. Запишем равенство.
Пятнадцать так относится к пяти, как двадцать четыре к восьми. Такое равенство и называют пропорцией. Иногда это равенство записывают в виде равенства обыкновенных дробей.
Сформулируем определение: равенство двух отношений называют пропорцией.
Как записывают и читают пропорции. Что называют средними и крайними членами пропорции
С помощью букв пропорцию можно записать:
Отношение a к b равно отношению c к d. Иногда пропорцию читают по-другому: «a так относится к b, как c относитсяк d». Участвующие в пропорции числа называют членами пропорции. Считают, что все члены отличны от нуля.
Числа a и d называют крайним членами пропорции, а числа b и c– средними членами. Действительно, в первом варианте записи числа b и c находятся посередине, а числа a и d с краю.
Основное свойство пропорции. Иллюстрирующий пример и формулировка
В рассмотренной ранее пропорции найдем произведение ее средних и крайних членов.
Заметим, что два полученных произведения равны.
Сформулируем основное свойство пропорции в общем виде.
В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних.
Верно и обратное утверждение.
Если произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции, то пропорцияверна.
Упражнение. Найти неизвестный член пропорции
Найдем неизвестный член пропорции, то есть решим пропорцию.
Числа 0,5 и 13 – это крайние члены; числа aи 2 – это средние члены. Воспользуемся основным свойством пропорции.
Упражнение. Решить пропорцию
Решим пропорцию.
Используя основное свойство пропорции, получим:
Чтобы избавиться от десятичной дроби в знаменателе, умножим и числитель, и знаменатель дроби на 10. Сократим полученную дробь на 4, а затем еще раз на 4.
Х = 60.
Упражнение. Узнать является ли данная пропорция верной
Проверить являются ли данные пропорции верными:
В этом задании нужно проверить, действительно ли выполняется равенство между отношениями.
Решение
Найдем произведение средних и произведение крайних членов для каждой пропорции. Если полученные произведения равны, то пропорция верна. В противном же случае, пропорция является неверной.
верная пропорция, т. к.
неверная пропорция, т. к.
Как сконструировать новые верные пропорции из данной
Если в верной пропорции поменять местами средние или крайние члены, то получившееся новые пропорции тоже верны.
Это так потому, что при такой перестановке произведение крайних и средних членов не изменяется.
Разберем пример. Из данной пропорции получить две новые, переставив крайние и средние члены. Сначала переставим средние члены (рис. 1).
Рис. 1. Перестановка средних членов
Действительно, произведение средних и крайних не изменилось, значит, полученная пропорция верна. Переставим крайние члены (рис. 2).
Рис. 2. Перестановка крайних членов
И в этом случае произведение средних и крайних не изменилось. Мы получили верную пропорцию.
Список литературы
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 6. – М.: Мнемозина, 2012.
- Мерзляк А.Г., Полонский В.В., Якир М.С. Математика 6 класс. – Гимназия. 2006.
- Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989.
- Рурукин А.Н., Чайковский И.В. Задания по курсу математика 5–6 класс. – М.: ЗШ МИФИ, 2011.
- Рурукин А.Н., Сочилов С.В., Чайковский К.Г. Математика 5–6. Пособие для учащихся 6-х классов заочной школы МИФИ. – М.: ЗШ МИФИ, 2011.
- Шеврин Л.Н., Гейн А.Г., Коряков И.О., Волков М.В. Математика: Учебник-собеседник для 5–6 классов средней школы. – М.: Просвещение, Библиотека учителя математики, 1989.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Математика (Источник).
- Интернет-портал Math-portal.ru (Источник).
Домашнее задание
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 6. – М.: Мнемозина, 2012: № 762 (а, г, д), № 765, № 777.
- Другие задания: № 767, № 775.
Продолжаем изучать соотношения. В данном уроке мы познакомимся с пропорцией.
Что такое пропорция?
Пропорцией называют равенство двух отношений. Например, отношение равно отношению
Данная пропорция читается следующим образом:
Десять так относится к пяти, как два относится к одному
Предположим, что в классе 10 девочек и 5 мальчиков
Запишем отношение десяти девочек к пяти мальчикам:
10 : 5
Преобразуем данное отношение в дробь
Выполнив деление в этой дроби, мы получим 2. То есть десять девочек так будут относиться к пяти мальчикам, что на одного мальчика будет приходиться две девочки
Теперь рассмотрим другой класс в котором две девочки и один мальчик
Запишем отношение двух девочек к одному мальчику:
2 : 1
Преобразуем данное отношение в дробь:
Выполнив деление в этой дроби, мы снова получим 2. То есть две девочки так будут относиться к одному мальчику, что на этого одного мальчика будут приходиться две девочки:
Можно сделать вывод, что отношение пропорционально отношению . Поэтому оно и читалось как «десять так относится к пяти, как два относится к одному».
В нашем примере десять девочек так относятся к пяти мальчикам, как и две девочки относятся к одному мальчику.
Пример 2. Рассмотрим отношение 12 девочек к 3 мальчикам
а также отношение 12 девочек к 2 мальчикам
Данные отношения не являются пропорциональными. Другими словами, мы не можем записать, что , поскольку первое отношение, как видно на рисунке показывает, что на одного мальчика приходятся четыре девочки, а второе отношение показывает, что на одного мальчика приходятся шесть девочек.
Поэтому отношение не пропорционально отношению .
Из рассмотренных примеров видно, что пропорция составляется из дробей. Первая рассмотренная нами пропорция состоит из двух дробей. Если выполнить деление в этих дробях, то получим, что 2=2. Понятно, что 2 равно 2.
Вторая рассмотренная нами пропорция была . Мы пришли к выводу, что она составлена неправильно, поэтому поставили между дробями и знак не равно (≠). Если выполнить деление в этих дробях, получим числа 4 и 6. Понятно, что 4 не равно 6.
Рассмотрим пропорцию . Данная пропорция составлена правильно, поскольку отношения и равны между собой:
Можно проверить это, выполнив деление в этих дробях, то есть разделить 4 на 2, а 8 на 4. В результате с двух сторон получатся двойки. А 2 равно 2
2 = 2
Все числа, находящиеся в пропорции (числители и знаменатели обеих дробей) называются членами пропорции. Эти члены подразделяются на два вида: крайние члены и средние члены.
В нашей пропорции крайние члены это 4 и 4, а средние члены это 2 и 8
Почему крайние члены называют крайними, а средние средними? Если записать пропорцию не в дробном, а в обычном виде, то сразу станет всё понятно:
4 : 2 = 8 : 4
Числа 4 и 4 располагаются с краю, поэтому их назвали крайними, а числа 2 и 8 располагаются посередине, поэтому их назвали средними:
С помощью переменных пропорцию можно записать так:
Данное выражение можно прочесть следующим образом:
a так относится к b, как c относится к d
Смысл данного предложения уже понятен. Речь идет о членах, участвующих в соотношении. a и d — это крайние члены пропорции, b и c — средние члены пропорции.
Основное свойство пропорции
Основное свойство пропорции выглядит следующим образом:
Произведение крайних членов пропорции равно произведению её средних членов.
Мы знаем, что произведение это ни что иное, как обычное умножение. Чтобы проверить правильно ли составлена пропорция, нужно перемножить её крайние и средние члены. Если произведение крайних членов будет равно произведению средних членов, то такая пропорция составлена правильно.
Например, проверим правильно ли составлена пропорция . Для этого перемножим её крайние и средние члены. Легко заметить, что крайние и средние члены пропорции располагаются «крест-накрест», поэтому в умножении нет ничего сложного. Перемножаем члены пропорции «крест-накрест»:
4 × 4 = 16 — произведение крайних членов пропорции равно 16.
2 × 8 = 16 — произведение средних членов пропорции так же равно 16.
4 × 4 = 2 × 8
16 = 16
4 × 4 = 2 × 8 — произведение крайних членов равно произведению средних членов. Значит пропорция составлена правильно.
Пример 2. Проверить правильно ли составлена пропорция
Проверим равно ли произведение крайних членов пропорции произведению её средних членов. Перемножим члены пропорции крест-накрест:
2 × 6 = 12 — произведение крайних членов пропорции равно 12
3 × 1 = 3 — произведение средних членов пропорции равно 3
2 × 6 ≠ 3 × 1
12 ≠ 3
2 × 6 ≠ 3 × 1 — произведение крайних членов пропорции НЕ равно произведению её средних членов. Значит пропорция составлена неправильно.
Поэтому в пропорции разумнее заменить знак равенства (=) на знак не равно (≠)
Понравился урок?
Вступай в нашу новую группу Вконтакте и начни получать уведомления о новых уроках
Возникло желание поддержать проект?
Используй кнопку ниже
Навигация по записям
1. | Запись пропорции по словесному описанию Сложность: | 1 |
2. | Выбор отношений, равных данному отношению Сложность: | 2 |
3. | Верные пропорции (целые числа) Сложность: | 2 |
4. | Истинность пропорции Сложность: | 1 |
5. | Крайние или средние члены пропорции Сложность: | 1 |
6. | Вычисление неизвестного члена пропорции 1 Сложность: | 2 |
7. | Вычисление неизвестного члена пропорции 2 Сложность: | 2 |
8. | Истинность пропорции Сложность: | 2 |
9. | Выбор отношений для составления пропорции Сложность: | 2 |
10. | Основное свойство пропорции (десятичные дроби) Сложность: | 2 |
11. | Уравнение (десятичные дроби) Сложность: | 2 |
12. | Уравнение (десятичные дроби и смешанное число) Сложность: | 2 |
13. | Составление пропорции Сложность: | 2 |
14. | Уравнение (обыкновенные дроби) Сложность: | 3 |
15. | Неизвестное число (смешанные числа и обыкновенная дробь) Сложность: | 5 |
16. | Составление пропорций (буквы) Сложность: | 3 |
17. | Неизвестное четвёртое число Сложность: | 6 |
Методические материалы
Номер | Название | Описание |
---|---|---|
1. | Технологическая карта |
Теория
Задания
Номер | Название | Вид | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Запись пропорции по словесному описанию | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Запись пропорции по словесному описанию, отношения в виде дроби. |
2. | Выбор отношений, равных данному отношению | 2 вид — интерпретация | лёгкое | 2 Б. | Выбор отношений, равных данному отношению. |
3. | Верные пропорции (целые числа) | 2 вид — интерпретация | лёгкое | 2 Б. | Выбор верных равенств. |
4. | Истинность пропорции | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Следует определить, является ли равенство верным. |
5. | Крайние или средние члены пропорции | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Крайние или средние члены пропорции. |
6. | Вычисление неизвестного члена пропорции 1 | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Целые числа, x находится в знаменателе. |
7. | Вычисление неизвестного члена пропорции 2 | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Целые числа, x находится в числителе. |
8. | Истинность пропорции | 1 вид — рецептивный | среднее | 2 Б. | Пропорция записана с помощью знаков деления. |
9. | Выбор отношений для составления пропорции | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Выбор отношений для составления пропорции. |
10. | Основное свойство пропорции (десятичные дроби) | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Следует проверить истинность равенства, используя основное свойство пропорции. Выбор правильного ответа. |
11. | Уравнение (десятичные дроби) | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Вычисление крайнего члена пропорции. |
12. | Уравнение (десятичные дроби и смешанное число) | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Вычисление среднего члена пропорции. |
13. | Составление пропорции | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Составление пропорции, использование основного свойства пропорции, отношения в виде дроби. |
14. | Уравнение (обыкновенные дроби) | 2 вид — интерпретация | среднее | 3 Б. | Вычисление крайнего члена пропорции. |
15. | Неизвестное число (смешанные числа и обыкновенная дробь) | 2 вид — интерпретация | сложное | 5 Б. | Вычисление среднего члена пропорции. |
16. | Составление пропорций (буквы) | 2 вид — интерпретация | сложное | 3 Б. | Составление пропорций. |
17. | Неизвестное четвёртое число | 2 вид — интерпретация | сложное | 6 Б. | По данным трём числам найти четвёртое такое, чтобы из чисел можно было составить пропорцию. |
Тесты
Проверочные тесты (скрыты от учеников)
Номер | Название | Рекомендованное время: | Сложность | Баллы | Описание |
---|---|---|---|---|---|
1. | Домашняя работа по теме Пропорция. Основное свойство пропорции | 00:20:00 | среднее | 7 Б. | Запись пропорции по словесному описанию, отношения в виде дроби. Выбор отношений для составления пропорции (целые числа). Вычисление неизвестного члена пропорции (целые числа). Уравнение (десятичные дроби). |
2. | Проверочная работа по теме Пропорция. Основное свойство пропорции | 00:25:00 | среднее | 12 Б. | Запись пропорции по словесному описанию с использованием знака деления. Выбор отношений, равных данному отношению. Следует проверить истинность равенства, используя основное свойство пропорции. Выбор правильного ответа. Уравнение (десятичные дроби). Вычисление среднего члена пропорции. Неизвестное число (целое число и смешанные числа). Вычисление крайнего члена пропорции. |