Какое основное свойство дроби 5 класс
Теория
1. | Сокращение и расширение дробей |
Задания
1. | Дробь с меньшим знаменателем Сложность: | 1 |
2. | Дробь с меньшим числителем Сложность: | 1 |
3. | Расширение дроби, известный знаменатель Сложность: | 1 |
4. | Обыкновенная дробь, циферблат Сложность: | 2 |
5. | Какую часть часа составляют минуты Сложность: | 2 |
6. | Запись обыкновенной дроби, если дано целое и часть Сложность: | 2 |
7. | Основное свойство дроби Сложность: | 3 |
8. | Дробь с данным знаменателем Сложность: | 3 |
9. | Приведение дробей к общему знаменателю (две дроби) Сложность: | 2 |
10. | Количество долей в дроби Сложность: | 3 |
11. | Сокращение дроби Сложность: | 2 |
12. | Распределительный закон, сокращение дроби Сложность: | 3 |
Тесты
1. | Тренировка по теме Основное свойство дроби Сложность: среднее | 6 |
Методические материалы
1. | Технологическая карта |
МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа №4»
г.Рыльск Курская область
Открытый урок по теме
«Основное свойство дроби»,5 класс,
на районном семинаре-практикуме по теме
«Система работы учителей физико-математического цикла по созданию мотивационной среды для развития и стимулирования интереса школьников к занятиям математикой, физикой, астрономией, информатикой в условиях реализации ФГОС ООО и СОО».
Учитель: Семикина Татьяна Алексеевна
2018-2019 уч.год
Пояснительная записка
1.Предмет математика
2.Класс 5а
3.Тема и номер урока по теме «Основное свойство дроби»,1 урок
4.Тип урока урок открытия новых знаний
5.Базовый учебник Математика. Арифметика. Геометрия. 5класс/ Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, Л.В.Кузнецова, Л.О.Рослова. Изд. «Просвещение», 2017г./
6.Цели урока:
образовательная:
формирование умений выводить свойства на основе ранее полученных знаний, умения применять основное свойство дроби для преобразования дробей в равные им дроби;
развивающая:
развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, строить аналогии, делать выводы;
воспитательная:
развитие любознательности и интереса к предмету, ответственности за результаты своего труда, чувства взаимопомощи, поддержки, умения работать в коллективе.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать основное свойство дроби, уметь применять свойство для преобразования дробей
Метапредметные:
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных проблем, грамотно излагать свои мысли в письменной и устной речи
Личностные:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, бесконфликтно отстаивать свою точку зрения, осуществлять самоконтроль.
Методы работы:
проблемный, частично-поисковый, метод аналогий, наглядный, метод самостоятельной работы обучающихся.
Формы работы:
фронтальная, работа в группах, индивидуальная, коллективная.
Оборудование:
компьютер, проектор, раздаточный материал, электронная презентация
Сценарий урока «Основное свойство дроби»
Ход урока
1.Мотивизация к учебной деятельности
-Добрый день, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Мне бы хотелось, чтобы им было уютно, комфортно и самое главное интересно. Постараемся? Итак… Начинаем мы урок!
Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. ( Л. Н. Толстой)
Как вы понимаете эти слова? (Ответы вызывают затруднения)
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
-Ребята, нужны ли в жизни человеку математические знания?
-А математика может обойтись без дробей? Почему? (Ответы детей)
-Кто из вас прошел тур олимпиады по математике на сайте учи.ру?
Были задачи на дроби? Как вы справились с ними?
-В семье моих друзей пятиклассник Саша проходил основной тур олимпиады по математике на сайте учи.ру. Он не смог решить задачу:
«В семье трое детей. Сладости родители решили разделить таким образом:
Маше—10/50 сладостей,
Марине——5/25 сладостей,
а Мише—2/10 сладостей.
Миша немного обиделся.
Каким образом дети должны разделить угощения между собой?»
(Ответы детей)
-Вот видите, вам не хватает еще знаний, чтобы правильно ответить на этот вопрос, поэтому нам придется повторить изученный материал по теме «Дроби» и помочь Саше решить задачу.
3.Этап выявления места и причины затруднения
На экране числа:
а) 2/5, 1/4, 20/40, 5/3, 15/60, 44/25, 1/2
1.Прочитайте дроби (все вместе)
2. Назовите правильные и неправильные дроби. Дайте им определение.
3.Что показывает числитель(знаменатель) дроби?
4.Нет ли среди дробей равных? Почему вы решили, что они равные? Сравните записи этих чисел.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа. Запишите в тетрадь равные дроби. Попробуйте дать определение равных дробей.
б) Работа парами.
1)- Перед вами лежат геометрические фигуры. Возьмите квадрат, сверните его, чтобы получилось:
1 вариант : 1/2 квадрата
2 вариант : 2/4 квадрата
Отрежьте 1/2 и 2/4 , сравнить наложением, сделайте вывод (получили равные фигуры)
2)1вариант : 3/9 прямоугольника
2 вариант : 1/3прямоугольника
Отрежьте 3/9 и 1/3 , сравнить наложением, сделайте вывод (получили равные фигуры)
-Запишите результаты своей работы в тетрадях(один человек —на доске) .
1/ 2=2/4; 3/9 =1/3
-Какие же дроби получили? (равные)
Какие же дроби называются равными?
Давайте сформулируем определение равных дробей.(Две равные дроби являются различными записями одного и того же числа)
-Отметьте усвоение материала на полях тетради («+»-усвоил(а), «+-»-допустил(а) ошибку, «?!»-нужно разобраться)
-Итак, дроби равны. Но мы не можем всегда заштриховывать, вырезать и сравнивать дроби наложением.
4.Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации
Проблемный вопрос.
— Как же одну дробь получить из другой? (дети отвечают).
Это свойство очень важное в математике, поэтому его называют «основным».
Можно ли умножать числитель и знаменатель на 0?(нельзя)
Основное свойство дроби можно записать и на математическом языке( слайд)
Вы, ребята, сделали открытие!!!
Подскажите мне, пожалуйста, какая же тема нашего урока? Какие цели и задачи нам необходимо решить на уроке?
5.Реализация построенного проекта. Первичное закрепление новых знаний
а)-А где мы можем проверить правильно ли сделали вывод?
Верно, в учебнике. Давайте сравним наше определение с определением в учебнике. Найдите его. Стр.140-141,п.30. (Читают правило, запоминают, стараются рассказать)
Выполнение заданий
№491,492,493.
-У кого есть вопросы? Если нет, тогда попробуем выполнить задание в «парах» и посмотрим, что у нас получится.( проектор)
№1.
№2. Знали ли вы раньше, что 1/4 и 15/60 часа – это одно и то же время? Какое свойство помогает вам это понять?
3.Решение задачи:
Мама дала Пете 3/9 , а Оле 9/16 плитки шоколада. Не
возникнет ли у детей спор?
4.Найди ошибку в заданиях:
8/10=4/5; 24/32=3/4; 10/20=1/2; 7/21=1/7
-Отметьте усвоение материала на полях тетради («+»-усвоил(а), «+-»-допустил(а) ошибку, «?!»-нужно разобраться)
б)Проверь свою память(проектор)
-Сейчас Вы увидите дроби, которые «исчезнут» через 15 секунд.
Попробуйте их запомнить, а затем записать в тетрадь. Если Вы запомните хотя 5 дробей, то у вас хорошая память.
Готовы к проверке?
Дети записывают по памяти дроби в тетрадь. Затем проверяют
Кто заметил равные дроби? Запишите их.(5/10=1/2)
-Отметьте усвоение материала на полях тетради («+»-усвоил(а), «+-»-допустил(а) ошибку, «?!»-нужно разобраться)
4.Самостоятельная работа по эталону
Выполнить задание самостоятельно по вариантам (верхняя строка-1вариант, 2 строка-2 вариант) с последующей взаимопроверкой.
10/20, 4/5, ¼, 11/14, 13/14, 1/2, 8/10—-1вариант
14/20, 7/10, 20/40, 2/3, 8/3, 2/5, 1/2—2 вариант
Найти равные дроби.
-Отметьте усвоение материала на полях тетради («+»-усвоил(а), «+-»-допустил(а) ошибку, «?!»-нужно разобраться)
Теперь мы можем помочь Саше решить задачу:
В семье трое детей. Сладости родители решили разделить таким образом:
Маше—10/55 сладостей,
Марине——5/25 сладостей,
а Мише—2/10 сладостей.
Миша немного обиделся.
Каким образом разделить угощения между детьми?(дроби равные)
-Запишите дроби.
10/55=1/5; 5/25=1/5; 2/10=1/5
10/55=5/25=2/10=1/5
Все ли угощения съедят дети? Кого они угостят?
-Молодцы,ребята, мы смогли ответить на вопрос задачи и помочь Саше.
-Отметьте усвоение материала на полях тетради («+»-усвоил(а), «+-»-допустил(а) ошибку, «?!»-нужно разобраться)
-Вы немного устали.Проведем физминутку. Я называю числа: если целое число—руки в стороны,если правильная дробь-руки вверх,если неправильная дробь-хлопаем в ладоши.
5.Включение новых знаний в систему знаний
а)Расположите в порядке возрастания дроби
2/3,1/4,7/12, 1/6.(Задания ОГЭ)
а)Попробуйте выполнить задание
4/10+3/10=?
2) 1/3+3/6=?
-Отметьте усвоение материала на полях тетради («+»-усвоил(а), «+-»-допустил(а) ошибку, «?!»-нужно разобраться)
6.Подведение итогов.
Учитель предлагает вспомнить, чем занимались на уроке, как установили основное свойство дроби? Сформулировать основное свойство дроби, определение равных дробей.
— Удалось ли нам решить поставленные перед нами задачи?
-Посмотрите усвоение вами учебного материала в оценочных листах(поля тетради).
-Как же вы понимаете слова?
Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. ( Л. Н. Толстой)
Домашнее задание
Учитель комментирует домашнее задание. П.30.У.,№493,499,З.№280,281.
По желанию подготовить сообщение о том, как возникли дроби.
Рефлексия.
-Оценим свою работу. Покажи свое настроение по результатам работы на уроке.
Усвоили материал-поднять две руки.
Были трудности-поднять одну руку.
Спасибо за урок
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с основным свойством
дроби, показать его применение для сокращения
дробей; - Воспитывать позитивное отношение к учёбе,
нравственные качества личности: милосердие,
сострадание; - Развивать умение видеть проблему, намечать пути
решения, сравнивать, анализировать, обобщать,
делать выводы.
Ход урока
Как зритель, не видевший первого акта
В догадках теряются дети,
И всё же они ухитряются как-то
Понять, что творится на свете.
1. Цель урока, мотивация учебной
деятельности.
В некотором царстве, в некотором государстве
жил – был царь, и было у него три сына. Вот как –
то созвал он своих сыновей и говорит: “ Сыночки
вы мои милые, видно пришло мне время уходить на
покой. Собрал я вас, чтобы разделить между вами
наследство, наше царство – государство. Да вот
беда – учёные – то наши видно что – то напутали.
Тебе – старший мой сын отписано нашего государства,
тебе – средний мой сын — , а тебе – младшенький мой — ”.
Возмутился младший сын: “За что меня – то
обделили?” И рассорились братья меж собой. А царь
издал указ “Кто сумеет ошибку найти и сынов моих
помирить, того ждёт царская награда!!!” А чтобы
ошибку найти, надо, сначала, испытания пройти.
Если мы с вами, ребята, выдержим эти испытания с
честью и достоинством, то сможем царю помочь и
сыновей его помирить.
2. Актуализация опорных знаний.
Итак, испытание первое.
- Давайте вспомним, из каких составных частей
состоит дробь? (Числителя и знаменателя) - Что записывается под чертой дроби? (знаменатель)
- Что он показывает? (на сколько частей разделили
целое) - Что записывается над чертой дроби? (числитель)
- Что он показывает? (сколько таких частей взяли)
- Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?
(из двух дробей с одинаковыми знаменателями
больше та дробь, числитель которой больше)
Молодцы, ребята, первое испытание мы с вами
прошли. Переходим ко второму.
3. Изучение нового материала.
У вас на столах лежат круги, поделённые на
равные части. От жёлтого круга отделите,
пожалуйста, и положите перед собой на край парты. От
оранжевого круга отделите, пожалуйста, части, а
от зелёного круга, части. Что вы заметили? (делили на
разные части, а отложили одинаковую часть круга —
половину, которую, кстати сказать можно записать
как )
Значит, одну и ту же часть можно записать по –
разному. Давайте внимательно посмотрим на эти
дроби. Как можно из одной дроби получить другую,
например, как из получить ? или как из получить ?
Делаем вывод, формулируем правило: при
умножении и делении числителя и знаменателя
дроби на одно и то же число (кроме 0) её величина не
изменится.
Ребята, свойство, которое мы с вами сейчас
сформулировали очень важное и называется оно основным
свойством дроби.
Это и есть тема сегодняшнего нашего урока.
Откройте, пожалуйста, тетради, запишите
сегодняшнее число, классная работа, тема урока
“Основное свойство дроби”.
Запишите, пожалуйста, со слайда правило и
формулы.
На слайде
Молодцы, ребята, с честью выдержали и второе
испытание.
А теперь, давайте немножко отдохнём, нам надо
набраться сил перед следующим испытанием.
Встали.
Физминутка:
Раз – подняться на носки и улыбнуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть — за парту тихо сесть.
4. Первичное осмысление и закрепление
связей и отношений в объектах изучения.
(отработка ЗУН)
Переходим к следующему испытанию. (устная
работа)
Внимание на экран:
- Представьте следующие дроби: в виде дроби со
знаменателем 12. - Представьте следующие дроби: в виде дроби со
знаменателем 3. - Письменно: замените дроби равными им дробями
с меньшими знаменателями. (у доски – один
ребёнок)
Ребята, преобразование, которое мы с вами
только что выполняли, называется сокращением
дробей.
5. Применение ЗУН в изменённых условиях.
Ну а теперь самое сложное задание:
Расставить следующие дроби в порядке
возрастания: .
Сейчас, ребята, мы с вами выполняли задание,
подобное тому, что будет у вас на экзамене в 9
классе. Так что, сегодня, придя домой вы можете
похвастаться родителям, что решали задание из
ГИА.
Молодцы, ребята, вы с честью прошли все
испытания, а теперь давайте попробуем помочь
царю исправить ошибку, которую допустили учёные
и помирить его сыновей.
(возвращаемся к слайду с задачей)
Кто догадался, в чём ошибка. (дети высказывают
гипотезу)
Проверим! (решаем проблему)
6. Подведение итогов урока, рефлексия,
постановка домашнего задания.
Отлично, ребята. Вы царю помогли, и вот вам
обещанная награда, царь каждого из вас жалует
золотой медалью. А пока я буду вручать вам медали,
не забываем, что мы с вами всё-таки на уроке,
запишите, пожалуйста домашнее задание. Все, кто
работал сегодня на уроке получают “5”.
Урок окончен, до свидания.
Презентация.