Какое основное свойство дроби 5 класс

Теория

1. Сокращение и расширение дробей

Задания

1. Дробь с меньшим знаменателем

Сложность:
лёгкое

1

2. Дробь с меньшим числителем

Сложность:
лёгкое

1

3. Расширение дроби, известный знаменатель

Сложность:
лёгкое

1

4. Обыкновенная дробь, циферблат

Сложность:
среднее

2

5. Какую часть часа составляют минуты

Сложность:
среднее

2

6. Запись обыкновенной дроби, если дано целое и часть

Сложность:
среднее

2

7. Основное свойство дроби

Сложность:
среднее

3

8. Дробь с данным знаменателем

Сложность:
среднее

3

9. Приведение дробей к общему знаменателю (две дроби)

Сложность:
среднее

2

10. Количество долей в дроби

Сложность:
сложное

3

11. Сокращение дроби

Сложность:
сложное

2

12. Распределительный закон, сокращение дроби

Сложность:
сложное

3

Тесты

1. Тренировка по теме Основное свойство дроби

Сложность: среднее

6

Методические материалы

1. Технологическая карта

Источник

МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа №4»

г.Рыльск Курская область

Открытый урок по теме

«Основное свойство дроби»,5 класс,

на районном семинаре-практикуме по теме

«Система работы учителей физико-математического цикла по созданию мотивационной среды для развития и стимулирования интереса школьников к занятиям математикой, физикой, астрономией, информатикой в условиях реализации ФГОС ООО и СОО».

Учитель: Семикина Татьяна Алексеевна

2018-2019 уч.год

Пояснительная записка

1.Предмет математика

2.Класс 5а

3.Тема и номер урока по теме «Основное свойство дроби»,1 урок

4.Тип урока урок открытия новых знаний

5.Базовый учебник Математика. Арифметика. Геометрия. 5класс/ Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, Л.В.Кузнецова, Л.О.Рослова. Изд. «Просвещение», 2017г./

6.Цели урока:

образовательная:

формирование умений выводить свойства на основе ранее полученных знаний, умения применять основное свойство дроби для преобразования дробей в равные им дроби;

развивающая:

развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, строить аналогии, делать выводы;

воспитательная:

развитие любознательности и интереса к предмету, ответственности за результаты своего труда, чувства взаимопомощи, поддержки, умения работать в коллективе.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать основное свойство дроби, уметь применять свойство для преобразования дробей

Метапредметные:

самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных проблем, грамотно излагать свои мысли в письменной и устной речи

Личностные:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию, бесконфликтно отстаивать свою точку зрения, осуществлять самоконтроль.

Методы работы:

проблемный, частично-поисковый, метод аналогий, наглядный, метод самостоятельной работы обучающихся.

Формы работы:

фронтальная, работа в группах, индивидуальная, коллективная.

Оборудование:

компьютер, проектор, раздаточный материал, электронная презентация

Сценарий урока «Основное свойство дроби»

Ход урока

1.Мотивизация к учебной деятельности

-Добрый день, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Мне бы хотелось, чтобы им было уютно, комфортно и самое главное интересно. Постараемся? Итак… Начинаем мы урок!

Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. ( Л. Н. Толстой)

Как вы понимаете эти слова? (Ответы вызывают затруднения)

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

-Ребята, нужны ли в жизни человеку математические знания?

-А математика может обойтись без дробей? Почему? (Ответы детей)

-Кто из вас прошел тур олимпиады по математике на сайте учи.ру?

Были задачи на дроби? Как вы справились с ними?

-В семье моих друзей пятиклассник Саша проходил основной тур олимпиады по математике на сайте учи.ру. Он не смог решить задачу:

«В семье трое детей. Сладости родители решили разделить таким образом:

Маше—10/50 сладостей,

Марине——5/25 сладостей,

а Мише—2/10 сладостей.

Миша немного обиделся.

Читайте также:  Какие свойства человека позволяют считать его часть живой природы ответы

Каким образом дети должны разделить угощения между собой?»

(Ответы детей)

-Вот видите, вам не хватает еще знаний, чтобы правильно ответить на этот вопрос, поэтому нам придется повторить изученный материал по теме «Дроби» и помочь Саше решить задачу.

3.Этап выявления места и причины затруднения

На экране числа:

а) 2/5, 1/4, 20/40, 5/3, 15/60, 44/25, 1/2

1.Прочитайте дроби (все вместе)

2. Назовите правильные и неправильные дроби. Дайте им определение.

3.Что показывает числитель(знаменатель) дроби?

4.Нет ли среди дробей равных? Почему вы решили, что они равные? Сравните записи этих чисел.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа. Запишите в тетрадь равные дроби. Попробуйте дать определение равных дробей.

б) Работа парами.

1)- Перед вами лежат геометрические фигуры. Возьмите квадрат, сверните его, чтобы получилось:

1 вариант : 1/2 квадрата

2 вариант : 2/4 квадрата

Отрежьте 1/2 и 2/4 , сравнить наложением, сделайте вывод (получили равные фигуры)

2)1вариант : 3/9 прямоугольника

2 вариант : 1/3прямоугольника

Отрежьте 3/9 и 1/3 , сравнить наложением, сделайте вывод (получили равные фигуры)

-Запишите результаты своей работы в тетрадях(один человек —на доске) .

1/ 2=2/4; 3/9 =1/3

-Какие же дроби получили? (равные)

Какие же дроби называются равными?

Давайте сформулируем определение равных дробей.(Две равные дроби являются различными записями одного и того же числа)

-Отметьте усвоение материала на полях тетради («+»-усвоил(а), «+-»-допустил(а) ошибку, «?!»-нужно разобраться)

-Итак, дроби равны. Но мы не можем всегда заштриховывать, вырезать и сравнивать дроби наложением.

4.Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации

Проблемный вопрос.

— Как же одну дробь получить из другой? (дети отвечают).

Это свойство очень важное в математике, поэтому его называют «основным».

Можно ли умножать числитель и знаменатель на 0?(нельзя)

Основное свойство дроби можно записать и на математическом языке( слайд)

Вы, ребята, сделали открытие!!!

Подскажите мне, пожалуйста, какая же тема нашего урока? Какие цели и задачи нам необходимо решить на уроке?

5.Реализация построенного проекта. Первичное закрепление новых знаний

а)-А где мы можем проверить правильно ли сделали вывод?

Верно, в учебнике. Давайте сравним наше определение с определением в учебнике. Найдите его. Стр.140-141,п.30. (Читают правило, запоминают, стараются рассказать)

Выполнение заданий

№491,492,493.

-У кого есть вопросы? Если нет, тогда попробуем выполнить задание в «парах» и посмотрим, что у нас получится.( проектор)

№1.

hello_html_104d44bc.png

№2. Знали ли вы раньше, что 1/4 и 15/60 часа – это одно и то же время? Какое свойство помогает вам это понять?

3.Решение задачи:

Мама дала Пете 3/9 , а Оле 9/16 плитки шоколада. Не

возникнет ли у детей спор?

4.Найди ошибку в заданиях:

8/10=4/5; 24/32=3/4; 10/20=1/2; 7/21=1/7

-Отметьте усвоение материала на полях тетради («+»-усвоил(а), «+-»-допустил(а) ошибку, «?!»-нужно разобраться)

б)Проверь свою память(проектор)

-Сейчас Вы увидите дроби, которые «исчезнут» через 15 секунд.

Попробуйте их запомнить, а затем записать в тетрадь. Если Вы запомните хотя 5 дробей, то у вас хорошая память.

Готовы к проверке?

Дети записывают по памяти дроби в тетрадь. Затем проверяют

Кто заметил равные дроби? Запишите их.(5/10=1/2)

-Отметьте усвоение материала на полях тетради («+»-усвоил(а), «+-»-допустил(а) ошибку, «?!»-нужно разобраться)

4.Самостоятельная работа по эталону

Выполнить задание самостоятельно по вариантам (верхняя строка-1вариант, 2 строка-2 вариант) с последующей взаимопроверкой.

10/20, 4/5, ¼, 11/14, 13/14, 1/2, 8/10—-1вариант

14/20, 7/10, 20/40, 2/3, 8/3, 2/5, 1/2—2 вариант

Читайте также:  При какой температуре металл теряет магнитные свойства

Найти равные дроби.

-Отметьте усвоение материала на полях тетради («+»-усвоил(а), «+-»-допустил(а) ошибку, «?!»-нужно разобраться)

Теперь мы можем помочь Саше решить задачу:

В семье трое детей. Сладости родители решили разделить таким образом:

Маше—10/55 сладостей,

Марине——5/25 сладостей,

а Мише—2/10 сладостей.

Миша немного обиделся.

Каким образом разделить угощения между детьми?(дроби равные)

-Запишите дроби.

10/55=1/5; 5/25=1/5; 2/10=1/5

10/55=5/25=2/10=1/5

Все ли угощения съедят дети? Кого они угостят?

-Молодцы,ребята, мы смогли ответить на вопрос задачи и помочь Саше.

-Отметьте усвоение материала на полях тетради («+»-усвоил(а), «+-»-допустил(а) ошибку, «?!»-нужно разобраться)

-Вы немного устали.Проведем физминутку. Я называю числа: если целое число—руки в стороны,если правильная дробь-руки вверх,если неправильная дробь-хлопаем в ладоши.

5.Включение новых знаний в систему знаний

а)Расположите в порядке возрастания дроби

2/3,1/4,7/12, 1/6.(Задания ОГЭ)

а)Попробуйте выполнить задание

  1. 4/10+3/10=?

2) 1/3+3/6=?

-Отметьте усвоение материала на полях тетради («+»-усвоил(а), «+-»-допустил(а) ошибку, «?!»-нужно разобраться)

6.Подведение итогов.

Учитель предлагает вспомнить, чем занимались на уроке, как установили основное свойство дроби? Сформулировать основное свойство дроби, определение равных дробей.

— Удалось ли нам решить поставленные перед нами задачи?

-Посмотрите усвоение вами учебного материала в оценочных листах(поля тетради).

-Как же вы понимаете слова?

Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. ( Л. Н. Толстой)

Домашнее задание

Учитель комментирует домашнее задание. П.30.У.,№493,499,З.№280,281.

По желанию подготовить сообщение о том, как возникли дроби.

Рефлексия.

-Оценим свою работу. Покажи свое настроение по результатам работы на уроке.

Усвоили материал-поднять две руки.

Были трудности-поднять одну руку.

Спасибо за урок

Источник

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с основным свойством
    дроби, показать его применение для сокращения
    дробей;
  • Воспитывать позитивное отношение к учёбе,
    нравственные качества личности: милосердие,
    сострадание;
  • Развивать умение видеть проблему, намечать пути
    решения, сравнивать, анализировать, обобщать,
    делать выводы.

Ход урока

Как зритель, не видевший первого акта
В догадках теряются дети,
И всё же они ухитряются как-то
Понять, что творится на свете.

1. Цель урока, мотивация учебной
деятельности.

В некотором царстве, в некотором государстве
жил – был царь, и было у него три сына. Вот как –
то созвал он своих сыновей и говорит: “ Сыночки
вы мои милые, видно пришло мне время уходить на
покой. Собрал я вас, чтобы разделить между вами
наследство, наше царство – государство. Да вот
беда – учёные – то наши видно что – то напутали.
Тебе – старший мой сын отписано нашего государства,
тебе – средний мой сын — , а тебе – младшенький мой — ”.
Возмутился младший сын: “За что меня – то
обделили?” И рассорились братья меж собой. А царь
издал указ “Кто сумеет ошибку найти и сынов моих
помирить, того ждёт царская награда!!!” А чтобы
ошибку найти, надо, сначала, испытания пройти.

Если мы с вами, ребята, выдержим эти испытания с
честью и достоинством, то сможем царю помочь и
сыновей его помирить.

2. Актуализация опорных знаний.

Итак, испытание первое.

  1. Давайте вспомним, из каких составных частей
    состоит дробь? (Числителя и знаменателя)
  2. Что записывается под чертой дроби? (знаменатель)
  3. Что он показывает? (на сколько частей разделили
    целое)
  4. Что записывается над чертой дроби? (числитель)
  5. Что он показывает? (сколько таких частей взяли)
  6. Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?
    (из двух дробей с одинаковыми знаменателями
    больше та дробь, числитель которой больше)
Читайте также:  Какие свойства социальной информации важны при ее качественном анализе

Молодцы, ребята, первое испытание мы с вами
прошли. Переходим ко второму.

3. Изучение нового материала.

У вас на столах лежат круги, поделённые на
равные части. От жёлтого круга отделите,
пожалуйста, и положите перед собой на край парты. От
оранжевого круга отделите, пожалуйста, части, а
от зелёного круга, части. Что вы заметили? (делили на
разные части, а отложили одинаковую часть круга —
половину, которую, кстати сказать можно записать
как )

Значит, одну и ту же часть можно записать по –
разному. Давайте внимательно посмотрим на эти
дроби. Как можно из одной дроби получить другую,
например, как из получить ? или как из получить ?

Делаем вывод, формулируем правило: при
умножении и делении числителя и знаменателя
дроби на одно и то же число (кроме 0) её величина не
изменится.

Ребята, свойство, которое мы с вами сейчас
сформулировали очень важное и называется оно основным
свойством дроби.

Это и есть тема сегодняшнего нашего урока.
Откройте, пожалуйста, тетради, запишите
сегодняшнее число, классная работа, тема урока

“Основное свойство дроби”.

Запишите, пожалуйста, со слайда правило и
формулы.

На слайде

Молодцы, ребята, с честью выдержали и второе
испытание.

А теперь, давайте немножко отдохнём, нам надо
набраться сил перед следующим испытанием.
Встали.

Физминутка:

Раз – подняться на носки и улыбнуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть — за парту тихо сесть.

4. Первичное осмысление и закрепление
связей и отношений в объектах изучения.
(отработка ЗУН)

Переходим к следующему испытанию. (устная
работа)

Внимание на экран:

  1. Представьте следующие дроби: в виде дроби со
    знаменателем 12.
  2. Представьте следующие дроби: в виде дроби со
    знаменателем 3.
  3. Письменно: замените дроби равными им дробями
    с меньшими знаменателями. (у доски – один
    ребёнок)

Ребята, преобразование, которое мы с вами
только что выполняли, называется сокращением
дробей.

5. Применение ЗУН в изменённых условиях.

Ну а теперь самое сложное задание:

Расставить следующие дроби в порядке
возрастания: .

Сейчас, ребята, мы с вами выполняли задание,
подобное тому, что будет у вас на экзамене в 9
классе. Так что, сегодня, придя домой вы можете
похвастаться родителям, что решали задание из
ГИА.

Молодцы, ребята, вы с честью прошли все
испытания, а теперь давайте попробуем помочь
царю исправить ошибку, которую допустили учёные
и помирить его сыновей.

(возвращаемся к слайду с задачей)

Кто догадался, в чём ошибка. (дети высказывают
гипотезу)

Проверим! (решаем проблему)

6. Подведение итогов урока, рефлексия,
постановка домашнего задания.

Отлично, ребята. Вы царю помогли, и вот вам
обещанная награда, царь каждого из вас жалует
золотой медалью. А пока я буду вручать вам медали,
не забываем, что мы с вами всё-таки на уроке,
запишите, пожалуйста домашнее задание. Все, кто
работал сегодня на уроке получают “5”.

Урок окончен, до свидания.

Презентация.

Источник