Какое из утверждений о свойствах языка и речи является неправильным

Какое из утверждений о свойствах языка и речи является неправильным thumbnail

Какое из утверждений о свойствах языка и речи является неправильным

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Скачиваний:

139

Добавлен:

23.03.2015

Размер:

1.57 Mб

Скачать

в) в затылочных отделах больших полушарий; г) в височных отделах больших полушарий; д) в теменных отделах больших полушарий.

4.Какое понятие определяется таким образом: «… – всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром, присущая живому существу способность к самостоятельной силе реагирования»?

а) деятельность; б) чувствительность; в) раздражимость; г) активность; д) поведение.

5.Восстановите деформированный текст, раскрывающий важный аспект сознания, и определите две последние буквы полученной фразы: «являются, значения, структурными, личностный, Основными, ткань, смысл, сознания, компонентами, чувственная».

а) ми; б) сл; в) ся; г) ая; д) ый.

6.Какое из перечисленных психических явлений нельзя отнести к бессознательным?

а) интуиция; б) привычное действие;

в) эмоциональное заражение; г) вегетативная реакция; д) произвольное запоминание.

7.Выберите из предложенных вариантов словосочетаний тот, который правильно восстанавливает текст: «С точки зрения А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина, основой психического развития является …, детерминирующая возникновение новообразований».

а) окружающая среда; б) смена деятельности;

в) конфронтация биологического и социального факторов; г) конвергенция внутренних данных ивнешних условий развития; д) генетически обусловленная наследственность.

8.Кто из отечественных ученых заложил основы нейропсихологии, исследовал роль лобных отделов головного мозга в регуляции психики и

211

поведения человека, выделил и описал три основных блока мозга, играющих различную роль в управлении организмом, психикой и поведением?

а) В.С. Мерлин; б) Б.Ф. Ломов; в) В.Н. Мясищев; г) А.Р. Лурия;

д) В.Д. Небылицин.

9.Какое научное направление рассматривает все психические функции как единые, неразложимые на компоненты «психические способности», которые осуществляются ограниченными участками коры мозга – соответствующими мозговыми центрами, и считает, что поражение «центра» ведет к выпадению соответствующей функции?

а) локализационизм; б) антилокализационизм; в) интеракционизм; г) бихевиоризм; д) персонализм.

10.В левом столбце таблицы представлены научные концепции, касающиеся наличия психики у объектов природы. В правом столбце – критерии наличия психики, которые выдвигаются в этих концепциях. Для каждой концепции найдите соответствующий ей критерий наличия психики, т.е. установите правильное сочетание цифровых (I, II, III…) и буквенных (K , L, M, …) элементов. Какое из приведенных сочетаний является неверным?

Научная

Носители психики

концепция

I

K

Антропопсихизм

Психика присуща организмам, обладающим чувстви-

(Р. Декарт)

тельностью, т.е. способным реагировать на абиотиче-

ские (биологически нейтральные) воздействия

II

L

Биопсихизм

Психика есть только у организмов с трубчатой нервной

системой, имеющих головной мозг, следовательно, на-

секомые не имеют психики (у них узелковая нервная

система без выраженного головного мозга)

III

M

Панпсихизм (фран-

Психика является атрибутом всех живых организмов,

цузские материали-

или свойством живой природы, следовательно, присуща

сты)

не только человеку, но также животным и растениям

212

Окончание

Научная

Носители психики

концепция

IV Мозгопсихизм

N

(К. Платонов)

Всеобщая одушевленность природы; как живая, так и

неживая природа наделена психикой (душой)

V Нейропсихизм

P

(Ч. Дарвин)

Психика присуща только организмам, которые имеют

нервную систему

VI

R

Концепция

Психика присуща только человеку

А.Н. Леонтьева

а)

I – R;

б)

II – N;

в)

IV – L:

г)

V – P;

д)

VI – K.

11.Кто из ученых-психологов ввел понятие «высшие психические функции» и исследовал эти психические явления?

а) К.Э. Фабри; б) А.Н. Леонтьев;

в) Л.С. Выготский; г) Б.Г. Ананьев; д) Д.Б. Эльконин.

12.Какое психическое явление не относится к высшим психическим функциям?

а) произвольное восприятие; б) произвольное внимание;

в) механическая и непосредственная память; г) опосредованная память; д) речь.

13.Вставьте недостающее слово: «Согласно культурноисторической теории формирования и развития высших психических функций … – основной механизм становления высших психических функций у человека как в филогенезе, так и в онтогенезе».

а) компенсация; б) интериоризация; в) интроспекция; г) проекция; д) эмпатия.

Читайте также:  Какое свойство почвы самое главное

14.Какая функция сознания максимально проявляется в том, что благодаря ей человек имеет возможность воспринимать и понимать себя

213

самого, свои состояния, переживания, а также осмысливать и анализировать свои чувства, поступки, свой опыт?

а) отражательная; б) регулятивная; в) оценочная; г) рефлексивная;

д) порождающая (творчески-креативная).

15.Какая из представленных характеристик самосознания является ошибочной?

а) самосознание – особая форма сознания; б) объектом самосознания служит окружающая действительность;

в) с помощью самосознания человек познает себя и относится к

себе;

г) самосознание человека существенно зависит от его индивидуальных, возрастных исоциальных характеристик;

д) самосознание – продукт развития, результат осмысления собственного опыта.

16.Какое из утверждений, раскрывающих свойства самосознания, является ошибочным?

а) Самосознание – осознание человеком себя, своих психологических качеств и свойств.

б) В основе самосознания лежит способность человека отождествлять себя с окружающей средой.

в) Источниками формирования самосознания являются самонаблюдение человека и оценки окружающих людей.

г) Самооценка человека может изменяться в течение всей его

жизни.

д) Благодаря самосознанию человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем.

17.На каком этапе онтогенеза у человека формируется новообразование личности «Я сам», связанное с осознанием себя как активного начала своей жизни и деятельности?

а) к 11–12 месяцам; б) в 3 года;

в) в дошкольном возрасте; г) в младшем школьном возрасте; д) в подростковом возрасте.

18.На какой стадии психического развития (в соответствии с концепцией Э. Эриксона) человек решает задачу идентификации «Я» и определения себя как уникального индивида, осознания своего места в мире?

а) в младшем школьном возрасте;

214

б) в юношеском возрасте; в) в молодости; г) в зрелости; д) в старости.

3.Познавательные процессы и эмоции

1.Вставьте определяемое понятие: «… – психический процесс, обеспечивающий отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент».

а) память; б) представление;

в) воображение; г) восприятие; д) ощущение.

2.Вставьте определяемое понятие, отражающее одну из закономерностей ощущений: «… – это величина минимального различия между раздражителями одной модальности или минимального изменения свойств отдельного раздражителя, вызывающего изменение ощущения».

а) нижний абсолютный порог ощущения; б) верхний абсолютный порог ощущения; в) дифференциальный порог ощущения;

г) адаптация как полное исчезновение ощущения; д) адаптация как уменьшение чувствительности.

3.Вставьте определяемое слово: «Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется …».

а) сенсибилизацией; б) адаптацией; в) синестезией;

г) сензитивностью; д) синкретизмом.

4.Какое понятие раскрывается в следующем определении: «… – процесс и результат произвольного восстановления в памяти или в сознании человека образа какого-либо объекта, явления, ситуации, мысли, переживания и т.п.»?

а) мышление; б) ощущение; в) воображение; г) представление; д) восприятие.

215

5.Какое свойство восприятия проявляется в том, что каждый воспринимаемый предмет относится к определенному классу явлений и обозначается в слове?

а) предметность; б) избирательность; в) категориальность; г) константность; д) целостность.

6.Какое свойство внимания обеспечивает возможность одновременного выполнения нескольких действий, одновременного контроля нескольких независимых процессов?

а) устойчивость; б) объем; в) распределение;

г) переключение; д) концентрация.

7.Какой из представленных видов памяти ошибочно включен в данную группу (не соответствует выбранному основанию для классификации)?

а) произвольная; б) мгновенная; в) генетическая;

г) долговременная; д) оперативная.

8.В какой из представленных здесь закономерностей запоминания содержится ошибка? Лучше, быстрее и прочнее запоминается то, что:

а) пережито человеком на собственном опыте, практически проделано;

б) воспроизведено в громкой речи; в) непосредственно связано с потребностями и интересами чело-

века;

г) эмоционально не окрашено; д) осмыслено и объединено единой мыслью в логическое целое.

9.Какая логическая операция мышления определяется следующим образом: «… – это выделение и отдельное рассмотрение какого-либо свойства, которое независимо от соответствующих предметов или явлений не существует»?

а) анализ; б) сравнение;

в) обобщение;

216

г) синтез; д) абстрагирование.

Читайте также:  Какие лечебные свойства есть у пищевой соды

10.Выберите из предложенных вариантов словосочетаний тот, который правильно восстанавливает текст: «Мышление – познавательный психический процесс, обеспечивающий … и … отражение действительности в ее существенных связях и отношениях».

а) чувственное, конкретное; б) конкретное, опосредованное;

в) обобщенное, опосредованное; г) конкретное, непосредственное; д) обобщенное, непосредственное.

11.Какой процесс мышления определяется следующим образом: «… – мысль, в которой нечто утверждается или отрицается относительно какого-либо объекта (предмета, человека, явления и т.п.)»?

а) определение понятия; б) умозаключение; в) индукция; г) суждение; д) дедукция.

12.В какой из характеристик мышления, представленных здесь, содержится ошибка?

а) мышление неразрывно связано с чувственным познанием; б) мышлению свойственно обобщенное отражение действитель-

ности: абстрагируясь от единичного, выделяет в объектах общее, регулярно повторяющееся и существенное;

в) мышление носит непосредственный характер, не требует для своего осуществления культурных средств (моделей, символов, знаков и т.п.);

г) мышление связано с действием; д) мышление неразрывно связано с языком, речью.

13.Кто из ученых-психологов детально исследовал качественную специфику детского мышления и разработал теорию операциональной структуры интеллекта, выделил и описал стадии онтогенетического развития мышления?

а) Ж. Пиаже; б) В.В. Давыдов;

в) Д.Б. Эльконин; г) М.И. Лисина; д) А.В. Запорожец.

217

14. Для каждого качества мышления, определяющего индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека (в левой части таблицы), найдите соответствующее определение из правой части таблицы, т.е. установите правильное сочетание цифровых (I, II, III,…) и буквенных (B, F, K, …) элементов. Какое из приведенных сочетаний является неверным?

Качество

Определение

мышления

I

B

Широта мышления

Свобода от сковывающего влияния закрепленных в

прошлом приемов и способов решения задач, умение

быстро менять действия при изменении обстановки

II

F

Гибкость мышления

Способность проникать в сущность сложных вопросов

III

K

Критичность мыш-

Способность быстро разбираться в новой ситуации и

ления

принимать правильное решение

IV

N

Глубина мышления

Умение выдвигать новые задачи и находить пути их ре-

шения, не прибегая к помощи других людей

V

C

Быстрота мышле-

Умение объективно оценивать свои и чужие мысли,

ния

тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые

положения и выводы

VI

L

Самостоятельность

Способность охватить весь вопрос целиком, не упуская

мышления

необходимых частностей

а) I – F;

б) II – B;

в) III – C;

г) V – K;

д) VI – N.

15. Какой способ преобразования представлений в образы воображения раскрывается в следующем определении: «… – прием творческого воображения, предполагающий создание новых образов на основе “склеивания” частей имеющихся образов и представлений»?

а) акцентирование; б) агглютинация; в) гиперболизация; г) типизация; д) схематизация.

218

16.Какое из утверждений о свойствах языка и речи является неправильным?

а) Символы, составляющие язык, по форме могут быть никак не связанными с содержанием, которое они выражают.

б) Язык может существовать и развиваться независимо от человека, по законам, не связанным с его психикой.

в) Для хорошего владения речью формальное знание языка (правил и норм) вовсе не обязательно.

г) Все виды мышления человека осуществляются только на речевой основе.

д) Речь представляет собой способность и умение пользоваться языком.

17.Какой вид эмоций раскрыт в следующем определении: «… – сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание; выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, в направленности их на единую цель»?

а) настроение; б) стресс; в) чувство; г) аффект; д) страсть.

18.Какая функция эмоций представлена в следующем утверждении: «Эмоции могут изменить общий уровень активности человека»?

а) защитная; б) мотивационная;

в) регулирующая; г) сигнальная; д) коммуникативная.

4.Личность. Деятельность

1.Какая из перечисленных особенностей поведения не может служить признаком волевого поведения?

а) поведение предполагает приложение внутренних усилий для его осуществления;

б) поведение сознательно контролируется самим человеком; в) поведение связано с принятием решения; г) поведение возникает как ответ на внешние воздействия;

д) поведение соотносится с борьбой мотивов, которые сами по себе не в состоянии породить целенаправленное поведение.

Читайте также:  С каким свойством человека связано стремление обрести смысл жизни

219

2.Какое понятие раскрывается в следующем определении: «… – со- циально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, об- щественно-исторического опыта человечества»?

а) субъект деятельности; б) личность; в) индивид; г) персона;

д) индивидуальность.

3.Какой психологической теории личности соответствует приведенное определение: «Личность – сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий социально полезную общественную роль»?

а) бихевиоризм; б) аналитическая теория личности;

в) гуманистическая теория личности; г) деятельностная теория личности; д) когнитивная теория личности.

4.Какой компонент (архетип) индивидуальной психики в теории К.Г. Юнга представлен в следующем описании: «Это та часть личности (в основном сознательная), которой человек обращен к миру. Включает типичные для человека роли, стиль поведения, одежды, способы выражения. Защищает от давления среды, может подавлять индивидуальность»?

а) персона; б) эго; в) тень; г) анима;

д) самость.

5.Какой психологический тип (по классификации Юнга) обладает следующими свойствами:

-ориентирован на свои мысли, чувства;

-старается отгородиться от обилия внешней информации;

-молчалив, внешне спокоен;

-имеет узкий круг друзей;

-с трудом входит в новые контакты;

-хорошо работает в одиночку;

-стремится к сосредоточенности и тишине;

-не любит неожиданных визитов и сам не делает их? а) мыслительный тип; б) чувствующий тип; в) интроверт;

220

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Основные
характеристики языка
Содержание
характеристик
Основные
характеристики речи
Содержание
характеристик
Потенциальный Скрытое, без внешних проявлений существование и при этом способность материализовться в речипри определённых условиях Актуальная Важность и/или необходимость в данной коммуникативной ситуации
Инвариантный Независимость от внешних условий и преобразований,а также от выражаемого им содержания Вариативная Множественность речевых возможностей для выражения одного и того же содержания, обусловленная как потенциалом языковой системы, так и индивидуальными особенностями субъекта речи
Объективный Существование независимо от сознания, желания, воли людей
 
Субъективная 1) Наличие субъекта речи (автора).
2)Возможная предвзятость, пристрастность в отношении как к содержанию, так и к адресату речи
Статичный Относительная неизменность; внешняя неподвижность;равновесность
 
Динамичная Способность к развитию, видоизменению
Многомерный:
горизонтальный,
вертикальный,
предложение
слово
морфема
фонема
Линейная Последовательное «горизонтальное» сцепление единиц языка во времени и пространстве
виртуальный Изначальное несуществование в реальности и возможность материального проявления в речи при определённых условиях
 
   
      
Окончание табл. 1.8
Абстрактный 1)умозрительность, ма-териальная непроявленность;
2) содержательно-ситуативная отвлеченность
Материальная Акустическая или визуальная проявленность
Конкретная Предметность, веществен-ность, реальное существование
Не зависим
от ситуации
Постоянство, неизменность языка (его «одинаковость») в любой коммуникативной ситуации Ситуативно
обусловлена
Её содержание и форма определяется структурой коммуникативной ситуации: взаимодействующими субъектами, условиямивзаимодействия и т. д.
 

Внимательное, рефлексивное изучение свойств языка и речи, их функций позволит аргументированно ответить на поставленные в начале лекции вопросы: как возник язык? для чего даны язык и речь? как мы должны относиться к родному языку? что в нем необходимо в первую очередь познавать?

► Сопоставив качества языка и речи, определите, на чем базируются их принципиальные отличия.

► В связи с этим подберите глаголы, называющие действия человека, направленные на язык, а затем его действия, направленные на язык

Список рекомендуемой литературы

1. Введенская Л.А., 2002 Гл.1. Из истории русского языка;
Гл. 2. § 2.1. Язык – знаковая система.
 
2. Введенская Л.А., 1997 Гл. Язык: функции, элементы, уровни;
Язык – речь – речевая деятельность.
 
3. Ипполитова Н.А. Введение. Стилистическая окраска текста;
  § 1.
§ 2.
Язык;
Речь.
 
4. Учебное пособие-словарь. Терминологическо-понятийное поле «Язык и речь: свойства и функции языка; свойства и функции речи»

ЛЕКЦИЯ № 2

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

План лекции

2.1. Единство внутреннего и внешнего механизма развития человека

2.2. Структура речевой деятельности

2.3. Общая характеристика структурных компонентов речевой деятельности

2.4. Речевое взаимодействие

Источник