Какое из названных свойств принадлежит любой клетке

Какое из названных свойств принадлежит любой клетке thumbnail

I четверть.Учащийся должен знать: неорганические и органические вещества клетки и их функции, органоиды клетки и их функции, сущность фотосинтеза, процессы, идущие в темновой и световой фазе фотосинтеза, сущность гликолиза, цикла Кребса, цепи переноса электронов.

Учащийся должен уметь: объяснять строение веществ, строение клетки и сущность процессов обмена энергии по картинкам учебника.

Контрольная работа № 1

А1. Какое из названных свойств принадлежит любой клетке:1. способность к образованию гамет2. способность проводить нервный импульс3. способность сокращаться4. способность к обмену веществ

А2. Какое из положений точнее отражает сущность клеточной теории:1. все растительные организмы состоят из клеток2. все животные организмы состоят из клеток3. все, как низшие, так и высшие организмы состоят из клеток 4. клетки всех организмов одинаковы по своему строение

А3. Какой из признаков клетки указывает на ее видовую принадлежность1. наличие ядра и цитоплазмы2. количество хромосом3. количество митохондрий4. наличие хромосом

А4. Сходство в строении растительных и животных клеток обнаружили:1. Р. Гук и А. Левенгук2. Р. Броун3. Т. Шлейден и М. Шванн4. Р. Вирхов

А5. Основное отличие клеток растений от клеток животных связано:1. с присутствием в клетках растений пластид и клеточной стенки2. с присутствием в растительных клетках углеводов3. с принципиально другой формой растительных клеток4. с неспособностью растительных клеток отвечать на раздражение

А6. Клеточное строение всех организмов свидетельствует:1. о единстве живой и неживой природы2. о единстве химического состава3. о единстве происхождения живых систем4. о сложности строения живых систем

А7. Цитоплазма это:1. водный раствор солей и органических веществ2. раствор органических веществ 3. водный раствор минеральных веществ4. водный раствор

А8. Какую из перечисленных функций плазматическая мембрана не выполняет:1. транспорт веществ2. защита клетки3. взаимодействие с другими клетками4. синтез белка

А9. Какую функцию выполняют углеводы, входящие в состав клеточной мембраны:1. транспорт веществ2. узнавание типов клеток3. образование двойного слоя мембраны4. фотосинтез

А10. Какую функцию выполняют белки, входящие в состав клеточной мембраны:1. строительную2. защитную3. ферментативную4. все указанные функции

А11. Фагоцитоз-это:1. захват клеткой жидкости2. захват твердых частиц3. транспорт веществ через мембрану4. ускорение биохимических реакций

А12. Основная функция лизосом:1. синтез белков2. расщепление органических веществ до мономеров:3. избирательный транспорт веществ4. пиноцитоз А13. Какие клетки организма человека называются фагоцитами:1. нейроны2. лейкоциты3. миоциты4. эритроциты

А14. Функция шероховатой ЭПС клетки:1. транспорт веществ и синтез белков2. переваривание органических веществ3. участие в межклеточных контактах4. образование рибосом

А15. Функция гладкой ЭПС:1. синтез белков2. синтез углеводов и липидов3. синтез АТФ4. синтез РНК

А16. Какой из органоидов клетки участвует в формировании лизосом и транспорте продуктов биосинтеза:1. рибосомы2. ЭПС3. комплекс Гольджи4. Митохондрии

А17. какие из органоидов клетки относятся к немембранным:1. ядро и лизосомы2. аппарат Гольджи3. ЭПС4. рибосомы

А18. Гидрофильные поверхности мембран образованы:1. неполярными хвостиками липидов2. полярными головками липидов3. белками4. углеводами

А19. Через липидный слой мембраны свободно проходит:1. вода2. эфир3. глюкоза4. спирт

А20. От чего зависит число митохондрий в клетке:1. от размеров клетки2. от уровня развития организма3. от функциональной активности4. от всех указанных условий

Контрольная работа № 2.

1.Эндоплазматическую сеть можно узнать в клетке по:

системе связанных между собой полостей с пузырьками на концах;

множеству расположенных на ней гран;

системе связанных между собой разветвленных канальцев;

многочисленным кристам на внутренней мембране.

2.Клетки животных относят к эукариотам, так как они имеют:

хлоропласты;

плазматическую мембрану;

оболочку;

ядро с ядерной оболочкой.

3.В клетке цитоплазма не может выполнять функцию:

расщепления биополимеров до мономеров;

транспорта веществ;

внутренней среды;

осуществления связи между органоидами.

4.Рибосомы не участвуют в:

биосинтезе белка;

фотосинтезе;

размещении на них иРНК;

сборке полипептидной цепи.

5.На рисунке изображен хлоропласт, который можно узнать по наличию в нем:

1)крист;

полостей и цистерн;

гран;

ядрышек.

6.В клетке цитоплазма не выполняет функцию:

локализации органоидов;

окисления органических веществ;

внутренней среды;

установления связи между органоидами.

7.Сходство митохондрий и хлоропластов состоит в том, что в них происходит:

окисление органических веществ;

синтез органических веществ;

синтез молекул АТФ;

Читайте также:  Каким свойством обладали коацерваты

восстановление углекислого газа до углеводов.

8.Какие органоиды клетки могут образовываться на концевых пузырьках комплекса Гольджи?

1) Лизосомы. 2) Митохондрии. 3) Пластиды. 4) Рибосомы.

9.Цитоплазма придает клетке целостность, так как она обеспечивает:

связь между ядром и органоидами клетки;

поступление веществ в клетку;

передачу наследственной информации из ядра к рибосомам;

накопление в клетке энергии.

10.В чем проявляется сходство хлоропластов и митохондрий?

От цитоплазмы они отграничены двумя плазматическими мембранами.

В состав мембран входят белки и липиды.

В хлоропластах и митохондриях происходит синтез молекул АТФ.

Задание ВУстановите соответствие

1Участвует в пиноцитозе.

2. Транспортирует АТФ.

3. Имеет кристы.

4. Характерны для растительной клетки. 5. Состоит из двух субъединиц.

6. Имеют три разновидности.

7. Выполняет защитную функцию.

8. Формирует половинки рибосом из р-РНК и белка. A.Ядрышко.Б. Рибосома.

B.Митохондрия.

Г. Лизосома.

Д. Пластиды.

Е. Эндоплазматический ретикулум.

Ж. Клеточная мембрана

Задание СС1. Каковы особенности строения и функции хромосом.

2 четверть.

Учащийся должен знать: свойства генетического кода; роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче информации; основные этапы синтеза белка (транскрипция и трансляция); сущность бесполого и полового размножения.

Учащийся должен уметь: составлять фрагменты цепочек ДНК, и-РНК и белков пользуясь генетическим кодом и принципом комплиментарности.

Контрольная работа № 3

А1. Материальным носителем наследственной информации в эукариотической клетке является:

1) и- РНК 2) т-РНК 3) ДНК 4) хромосома

А2. В дочерние клетки кожи человека при их размножении поступает от материнской клетки:

полная генетическая информация

половина информации

четверть информации

нет верного ответа

А3. Репликация ДНК сопровождается разрывом химических связей:

пептидных, между аминокислотами

ковалентных, между углеводом и фосфатом

водородных, между азотистыми основаниями

ионных, внутри структуры молекулы

А4. При реплткации молекулы ДНК образуется:

нить, распавшаяся на отдельные фрагменты дочерних молекул

молекула, состаящая из двух новых цепей ДНК

молекула, половина которой состоит из нити и-РНКдочерняя молекула, состоящая из одной старой и одной новой цепи ДНК

А5. Транскрипция – это процесс:

репликации ДНК

синтеза и-РНКсинтеза белка

присоединения т-РНК к аминокислоте

А6. Если аминокислота кодируется кодоном УГГ, то в ДНК ему соответствует триплет:

1) ТЦЦ 2) АГГ 3) УЦЦ 4) АЦЦ

А7. Один триплет ДНК несет информацию о:

Последовательности аминокислот в молекуле белка

Месте определенной АК в белковой цепи

Признаке конкретного организма

Аминокислоте, включаемой в белковую цепь

А8. Количество т-РНК, участвующих в трансляции, равно количеству:

Кодонов и-РНК, шифрующих аминокислоты

Молекул и-РНКГенов, входящих в молекулу ДНК

Белков, синтезируемых на рибосомах

А9. Период жизни клетки от деления до деления называется:

Интерфаза 3) мейоз

Митоз 4) клеточный цикл

А10. Сколько хроматид содержится в 8 видимых в метафазе митоза хромосомах:

1) 6 2) 8 3) 12 4) 16

А11. Количество хромосом в соматических клетках человека после митоза равно:

1) 23 2) 46 3) 92 4) 44

А12. Наиболее длительной фазой в жизненном цикле клетки является:

1) профаза 2) метафаза 3) анафаза 4) интерфаза

В 1. Выберите три правильно названных свойства генетического кода.

универсален для почти всех эукариотических клеток и бактерий

универсален для всех эукариотических клеток, бактерий и вирусов

один триплет кодирует последовательность АК в молекуле белка

код вырожден, так как аминокислоты могут кодироваться несколькими кодонами

код избыточен, может кодировать более 20 АК

код характерен только для эукариотических клеток

В.2. Постройте последовательность реакций биосинтеза белка, выписав цифры в необходимом порядке:

снятие информации с ДНК

узнавание антикодоном т-РНК своего кодона на и-РНКотщепление АК от т-РНК

поступление и-РНК на рибосомы

присоединение АК к белковой цепи с помощью фермента

В 3. Укажите процессы, которые протекают в период интерфазы:

клетка активно синтезирует органические вещества

формируются новые ядра у полюсов клетки

3)центриоли клеточного центра расходятся к противоположным полюсам клетки

в клетке увеличивается количество всех органов

удвоение ДНК – редулепликация

нити веретена деления соединяются с центромерами хромосомы и перемещают их в зону экватора клетки

В 4. Установите соответствие:

Процесс Вид обмена веществ

Читайте также:  Какие физические свойства щелочных металлов

1) переписывание информации с ДНК на и-РНК А) биосинтез белка

2) передача информации о первичной структуре Б) энергетический обмен

белковой цепи из ядра к рибосоме

3)расщепление полимеров до мономеров

4) расщепление глюкозы до ПВК и синтез двух молекул АТФ

5) присоединение к рибосоме т-РНК с аминокислотой и и-РНК

6) окисление глюкозы до CO2 и H2O, сопровождаемое синтезом 36 молекул АТФ

1 2 3 4 5 6

В 5. Установите последовательность расположения нуклеотидов и-РНК при транскрипции с одной из цепей ДНК: А-Г-Т-Ц-Г

1) У 2) Г 3) Ц 4) А 5) Ц

С1..По данной цепи ДНК синтезируйте и-РНК, т-РНК и белок.

-АТГ-ЦГЦ-ТЦЦ-ААГ-ТГА-ЦТА-АГЦ-ААА-ТГЦ-ЦТГ-

Источник

Тест по биологии к олимпиаде.

1.Наука, изучающая клетку называется:

А) биология в) цитология

Б) анатомия г) генетика

2. Какое из названных свойств принадлежит любой клетке:

А) способность к образованию гамет;

Б) способность проводить нервный импульс;

В) способность сокращаться;

Г) способность к обмену веществ.

3. Сходство в строении растительных и животных клеток обнаружили:

А) Р.Гук и А. Левенгук;

Б) Р. Броун;

В) Т. Шванн и М. Шлейден;

Г) Р.Вирхов и К.Бэр.

4. Клеточное строение всех организмов свидетельствует:

А) о единстве живой и неживой природы;

Б) о единстве химического состава;

В) о единстве происхождения живых систем;

Г) о сложности строения живых систем.

5. Какое положение точнее указывает сущность клеточной теории:

А) все растительные организмы состоят из клеток;

Б) все животные организмы состоят из клеток;

В) все, как низшие, так и высшие организмы состоят из клеток;

Г) клетки всех организмов состоят из клеток.

6. В каких органоидах клетки происходит синтез молекул АТФ:

А) в митохондриях;

Б) в рибосомах;

В) в ядре;

Г) в аппарате Гольджи.

7. Функция белков в клетке:

А) строительная; В) запасающая;

Б) транспортная; Г) энергетическая.

8. К макроэлементам относятся элементы:

А) железо, медь, хлор, магний;

Б) никель, цинк, фосфор, йод;

В) кислород, азот, водород, углерод.

9. В состав белков входит:

А) вода, эфир;

Б) этиловый спирт, высшие карбоновые кислоты;

В) аминокислоты.

10. Наибольшее количество энергии освобождается в процессе энергетического обмена при окислении молекул:

А) углеводов ; В) нуклеиновых кислот;

Б) белков; Г) жиров.

11. Функция воды в живых клетках:

А) растворитель; В) структурная;

Б) транспортная ; Г) все выше перечисленные.

12. Каковы функции липидов в клетках:

А) транспортная; В) информационная;

Б) структурная; Г) энергетическая;

Д) все выше перечисленные.

13. Эволюцией называется:

А) индивидуальное развитие организмов;

Б) изменение особей;

В) историческое развитие органическое мира;

Г) изменение в жизни растений и животных.

14. Первое эволюционное учение создал:

А) К.Линней;

Б) Ж.Б.Ламарк;

В) Ж. Кювье.

15. Борьба за существование – это…

А) конкуренция между организмами за условия среды;

Б) уничтожение особей одного вида особями другого вида;

В) симбиотическое взаимодействие одних видов с другими;

Г) расселение вида на новую территорию.

16. Элементарной единицей эволюции является:

А) вид; В) популяция;

Б) подвид; Г) отдельные особи.

17.Борьбу за существование относят к …

А) движущим силам эволюции;

Б) результатам эволюции;

В) направлениям эволюции;

Г) этапам эволюции.

18.Модификационная изменчивость в отличие от мутационной:

А) передается по наследству;

Б) носит приспособительный характер;

В) носит случайный характер;

Г) не адекватна условиям среды.

19. Генотипом называется:

А) признак, развитие которого подавляется доминантным признаком;

Б) совокупность наследственных генов одного организма;

В) совокупность внешних признаков одного организма.

20.Наука о наследственности и изменчивости называется:

А) цитологией; В) селекцией;

Б) генетикой; Г) биологией.

21.Формула гетерозиготной особи:
А) аа;

Б) Аа;

В) АА.

22.Как обозначаются особи гомозиготные с доминантными признаками:

А) ААВВ;

Б) ААВв;

В) АаВВ.

23.Фамилия чешского ученого- генетика:

А) Ч.Дарвин;

Б) Г.Мендель;

В) Н.Вавилов.

24.Белая окраска шерсти в первом поколении морских свинок не проявляется, поэтому данный признак называют:

А) рецессивным;

Б) доминантным.

25.Ветер, осадки, пыльные бури – это факторы:

А) антропогенные;

Б) биотические;

Читайте также:  Какими свойствами обладает вода с содой

В) абиотические.

26.Почему дубраву считают биоценозом:

А) между всеми обитающими в нем видами существуют родственные связи;

Б) особи разных видов скрещиваются между собой и связаны родством.

В) обитающие в нем виды связаны между собой и факторами неживой природы.

27. Назовите тип взаимоотношений лисиц и полёвок в биоценозе:

А) конкуренция; В) симбиоз;

Б) хозяин-паразит; Г) хищник-жертва.

28. В биогеоценозе главными связями между зайцами и растениями являются:

А) антропогенные; В) эволюционные;

Б) генетические; Г) пищевые.

29. Начальное звено в цепях питания обычно представлено:

А) растительноядными животными;

Б) бактериями и грибами;

В) хищниками;

Г) растениями.

30. Наиболее устойчивыми является экосистема, в которой:

А) наибольшее количество видов;

Б) большое разнообразие видов;

В) большая численность одного из видов растений;

Г) большая численность хищников.

Задача по генетике:

У крупного рогатого скота ген комолости (безрогости) доминирует над геном рогатости. Какое потомство F1 можно ожидать от скрещивания рогатого быка с гомозиготными комолыми коровами? Каким будет потомство F2 от скрещивания таких гибридов? Какие телята могут родиться от скрещивания комолого быка из поколения F2 c гибридной коровой из поколения F1? А от скрещивания между собой двух рогатых особей из поколения F2.

Задание по теме «Цепи питания».

Определите правильно составленную пищевую цепь:

  1. Ёж -> Лягушка -> Голый слизень -> Растение;

  2. Растение -> Лягушка -> Ёж;

  3. Лягушка -> Ёж -> Голый слизень -> Растение;

  4. Растение -> Голый слизень -> Лягушка -> Ёж.

Источник

Презентация на тему: » Цитология- наука, изучающая клетку Подготовила и провела учитель биологии Садертдинова З.М.» — Транскрипт:

Источник